English version

Сад надежды на свободу

В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.

mainImg
Архитектор:
Юрий Фоменко
Игорь Апарин
Мастерская:
Ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ» https://mox.ru/
NOYD Короткий метр
Проект:
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Россия, Суздаль

Авторский коллектив:
Архитектор сада и выставочного павильона – NOῨD. Ландшафтный дизайн – ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ» 

2023 / 10.2024

Заказчик: Владимиро-Суздальского музей-заповедник совместно с Музеем ГУЛАГа
При поддержке благотворительного фонда «Свет»
Тюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре имеет солидную историю: арестантский корпус открыли в 1764 году. Но, вообще говоря, всем, кто смотрел хотя бы «Гардемаринов», известно, что монастыри – если не самые первые, то в ракурсе Средневековья самые распространенные тюрьмы. Острог, крепость, монастырь... Есть стены, есть настоятель(ница), есть кому отдать неугодного «под начал». Даже отдельный корпус не всегда обязательно строить; но в XVIII веке все приобретает системность и последовательность. Вот вам и арестантский корпус. Здесь сидели старообрядческие епископы, хиротонисанные вне российской империи в австрийских землях. Декабрист Федор Шаховской. С 1923 года в Спасо-Евфимиевом политический изолятор, после ВОВ – колония для малолетних преступниц. Ее расформировали после посещения Юрия Гагарина. Тюрьма с хорошей, многослойной историей, помню, в искусствоведческих поездках начала 1990-х нам в Евфимиевом все преподаватели рассказывали про нее в обязательном порядке. Но корпуса стояли в полузаброшенном виде. 
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Спасибо Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, его директору Екатерине Проничевой и Музею ГУЛАГА, которые привели место в порядок, открыли там экспозицию и обустроили два «тюремных дворика». "Создание здесь новой постоянной экспозиции было поддержано на совещании Межведомственной рабочей группы по реализации концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий  в 2023 году", сообщает нам сайт музея.

Авторы архитектуры – NO Y ˘ D Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ.

Сады открылись в октябре 2024 года, а мне удалось попасть туда в июне, когда все разрослось и зацвело, что для ландшафтного проекта скорее плюс. Говорят, ему нужна еще пара лет, чтобы разрастись. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Хотя он и сейчас цветет неплохо. 

Дворика два, и они решены противоположным образом. Первый по ходу следования – а весь раздел музейной экспозиции находится в настоящих тюремных корпусах, в самом дальнем углу, мимо собора направо до конца, до келий, потом налево и еще раз налево – так вот, первый дворик, ведущий в экспозицию, освещающую все этапы существования тюрьмы, подчеркнуто-лаконичен.
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Тут сохранено одно большое дерево, проложена бетонная дорожка с нарочито рваными краями, а по сторонам высажены полевые злаки. Сейчас, летом, они заколосились, дают силуэты и красивые контурные тени, особенно в сочетании с деревом. Это серьезная преамбула к строгой выставке, на которую заходишь и там слева царская тюрьма, справа советская, до Гагарина, так сказать. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Второй дворик, определенно, позволяет отдохнуть душой после тяжелой, что ни говори, информации. Как говорят, на себе не показывай, на себя не примеривай. А все равно оно как-то так... Хорошо, что мы можем не только войти сюда, но и выйти отсюда – шутит прекрасный экскурсовод музея Любовь Русанова. Да, ну правда, хорошо. 

Ну так вот, во втором дворике больше сценографии. Деревянный помост по оси, металлические решетки по сторонам. Сквозь них пробиваются растения, но на них можно войти и поневоле думаешь, что это дает тебе возможность дерзкие ростки затоптать. 
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Растительность тут – объясняют мне – согласно замыслу, вся «рудеральная». Аллохтонный значит дикий, но не автохтонный, то есть, сорняк. Метафора «сорняков общества», по разным причинам, но нередко и политическим, отторгнутая, «выполотая» тем или иным обществом. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Июнь самым очевидным образом показывает, что они могут быть очень, очень красивы. Вот колокольчик персиколистный, например, страшно живучий сорняк, но и прекрасный сам по себе. 

Чуть другие коннотации вызывает Зорька обыкновенная, или Silene сhalcedonica, или Смолевка, как и Гвоздика травянка, Dianthus deltoides, обе семейства Гвоздичные. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Они тут как капельки крови на керамических кирпичных черепках, плотно усеивающих. У кирпичных осколков тоже две роли: дренажа и метафоры осколков разрушенных жизней, особенно ощутимой среди чуть руинированных кирпичных стен самого дворика. Может даже показаться, что это остатки обрушенных сводов, но нет, это не правда, двор был открытым, как минимум, очень долгое время, а если перекрытия и были, о чем нам говорит фронтон, то вероятнее всего, деревянные стропильные. 

Понятную роль играют всяческие колючки. Но, пожалуй, главные герои этого ландшафта, я бы их так назвала – скрюченные елки. Слово из детского стишка в данном случае, увы, совершенно не смешно и даже не ясно, насколько уместно и уместно ли... Их сходство с силуэтом сломленного, согбенного годами заключения человека совершенно очевидно. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

В конце деревянного помоста – «черный ящик» выставочного пространства. В нем можно увидеть эшафот. А можно и не. 
  • zooming
    1 / 4
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    2 / 4
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    3 / 4
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    4 / 4
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Тюремный дворик производит сильное впечатление, сильнее, чем Аптекарский огород, другая затея музея в том же монастыре при входе. 

Тут – «говорящий» ландшафт и даже говорящие растения. Для ландшафтного искусства это не новость, даже для среднестатистического посетителя, я думаю, привычнее искать символику в растениях, нежели в элементах архитектуры. В конце концов, все хоть раз гадали на ромашке и раздумывали, какую розу нести девушке, белую или красную.

С другой стороны, если так подумать, то для раскрытия темы эффект был бы сильнее, если бы здесь не было никаких растений. Если бы залили бетоном, а растения посадили в паре трещин, совсем без ландшафтников, одуванчики какие-нибудь. И еще чтобы, входя, посетитель закрывал за собой дверь. Нет, я не призываю задерживать посетителей – но эффект выставок про тюрьму, мы же понимаем это, пропорционально возрастает, когда подчеркнут эффект закрытости пространства. 

Тут все наоборот. Никто не хочет пугать посетителя. С одной стороны, это плохо – хуже доходит. А до некоторых вообще как до жирафа. С другой стороны, хорошо – кому-то из нас, определенно, необходима та надежда, которая читается среди пробивающихся сквозь осколки сорняков. Всюду жизнь; будем жить.
Архитектор:
Юрий Фоменко
Игорь Апарин
Мастерская:
Ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ» https://mox.ru/
NOYD Короткий метр
Проект:
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Россия, Суздаль

Авторский коллектив:
Архитектор сада и выставочного павильона – NOῨD. Ландшафтный дизайн – ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ» 

2023 / 10.2024

Заказчик: Владимиро-Суздальского музей-заповедник совместно с Музеем ГУЛАГа
При поддержке благотворительного фонда «Свет»

20 Июля 2025

Похожие статьи
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Удариться об кирпич
В 2019 году архитекторы бюро Megabudka предложили замостить Сокольническую площадь клинкерным кирпичом – возродить эксперименты, которые проводили в Москве начала XX века. Проект реализован: что-то, как всегда, сократили, но кирпич довольно-таки уверенно «держит удар». Ищем 10 отличий и рассматриваем прообразы.
Реставрация и сыр
Совсем недавно, в августе 2023, в Костроме открылся ресторан «Сыровар». Рассмотрели интерьер и отреставрированный дом, с удивлением обнаружили, что имя заказчика указано, имя автора интерьера известно, а вот про реставраторов не сказано ничего.
Дуга и мир
Изучили ландшафт винодельни Гай Кодзора и новый павильон – DUGA bar, или Мир. Это бетонная циркумференция, открытая панораме и ветру, элегантное и уместное на горе сооружение. Рассматриваем новый павильон, делимся впечатлениями о винодельне.
По мотивам
Сравниваем храм, который планируется построить около ЖК «Символ», с его предполагаемыми и настоящими прообразами.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.