Энергетика эксприматики

Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

21 Октября 2021
mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021
0 Павильон России на всемирной ЭКСПО в Дубае Сергей Чобан начал проектировать в 2018 году под руководством компании Simpateka Entertainment Group.

Павильон России – один из «больших» на выставке, его диаметр 37 м, высота 26,7 м, площадь 3630 м2, он соответствует заданному на выставке высотному ограничению в 27 м и занимает собой большую часть отведенной территории.  Здание уже оценили достаточно высоко – павильон включен в список рекомендованных для посещения официальными делегациями; планируется, что после закрытия ЭКСПО 2020 он будет сохранен как торговое и культурное представительство РФ. 
Вид с Авеню Горизонта. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

По словам Сергея Чобана, ключевая идея – двух куполов внутри и клубка разноцветных линий снаружи – пришла практически сразу.

Решение восходит к графическим опытам эксприматики Якова Чернихова, архитектора русского авангарда. Чернихов предложил много разных подходов к графике, один из них основан на проявлении динамики формы через свободное кружение разноцветных линий; примеры можно увидеть здесь, здесь или здесь.
Яков Чернихов. Архитектурная фантазия
Из презентации проекта павильона РФ

В первоначальных эскизах Сергея Чобана, действительно, заметна преемственность с графикой Чернихова – разноцветные линии образуют энергетически заряженный «узел». 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Выбранная тема удачно сочетает ненавязчивую отсылку к русскому авангарду, который, как известно, во многом определяет вклад нашей страны в развитие мировой культуры, – и работает на раскрытие темы «Мобильность», предписанной мастер-планом ЭКСПО для территории, на которой расположен павильон России. 

Мобильность и внутренняя динамика остро ощущается, и в то же время эта динамика – особенная. Клубок линий, как кажется, предлагает нам образ движения «в себе», как такового – не в смысле перемещения из точки А в точку Б, а сродни кружению электронов по орбите и напряжению магнитных полей как их изображают в учебниках физики. Чистой энергетике стержня или ядра некоего фантастического мотора, составленного из силовых линий, чья природа, безусловно, материальна, но принадлежит к «высшим» или высокотехнологичным видам материи, невесомым благодаря внутреннему заряду. Возникает левитирующая тектоника, внеположная гравитации – на грани мечты авангарда и пафоса соседних выставок той же ЭКСПО, многие из которых проникнуты духом близкой реальности футуристических фантазий. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Кроме того, предложенная форма – достаточно цельная и абстрактная, чтобы допускать разные трактовки и смыслы. Она многое напоминает, от куполов Бухары и Самарканда до клубка нитей или проволок, головы в тюрбане и планеты Сатурн с его кружением колец. В подвижности клубящихся линий можно увидеть, как предлагают авторы, динамику развития нашей страны, также как и многонациональность, и пестрое разнообразие «Планеты Россия»: «...Россия это планета, вокруг которой многое вращается, и которая, в то же время, обращена вовне. В России много разного – 200 национальностей, огромное количество религий, возможностей, событий и тенденций, они складываются в сложный и интересный клубок...», – поясняет Сергей Чобан, говоря о своем пластическом высказывании, выраженном в павильоне, как об очень искреннем и пришедшем практически сразу в одном из вариантов.

В то же время, если говорить о трактовках и смыслах, то важно заметить, что здесь ничто не дано буквально «в лоб»: даже отсылка к авангарду лишена прямолинейной узнаваемости, нет никаких приевшихся «клинов красных», прием воспринимается как современный, созвучный поискам не только 1920-х, но и новейшего времени.

Тем более интересно, как была осуществлена смелая пластически-энергетическая идея. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Линии-«нити» изготовлены из алюминиевых трубок диаметром 8 см, согнутых согласно продуманной авторами и просчитанной в BIM геометрии и покрытых цветным полимерным составом, устойчивым к солнечным лучам и даже песчаным бурям, которые случаются в Аравийской пустыне. Они должны сохранить блеск и цветность как во время, так и после ЭКСПО. Поначалу, как рассказал нам Сергей Чобан, рассматривалась идея светящихся изнутри прозрачных трубок, но их отвергли именно из-за неустойчивости к физическим повреждениям. 
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Общая длина всех трубок – 46 км, количество фрагментов, из которых собрана облицовка – более 1000. Трубки крепятся к металлическим стенам павильона снаружи на кронштейнах, почти не различимых. В какой-то момент рассматривалась идея выдвинуть некоторые трубки чуть дальше вперед, но тогда кронштейны стали бы более заметны; сейчас крепления практически не видны. Из-за блестящей поверхности возникают взаимные отражения.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Оболочка из цветных трубок – красивое и оригинальное решение, позволило визуально точно воплотить идею клубка разноцветных линий. Оно хорошо подходит для павильонного формата, крупного, но не чрезмерного, и выгодно отличается от, к примеру, алюминиевых панелей, какой бы рисунок ни был на них нанесен. Кроме того это решение, – как рассказывает Сергей Чобан, – экономичное и даже экологически ответственное. Дело в том, что дерева, которое приняло на себя роль «знамени» эко-ответственных решений, в Аравийской пустыне крайне мало; дерево для строительства или облицовки в Эмираты надо везти очень издалека (к примеру, облицовка польского павильона привезена из Польши). Перевозка – это расходы и выбросы. Между тем в Дубае идет активное строительство, фасады облицовывают в основном алюминием, этого материала много и местные строительные компании обладают хорошим опытом работы с ним. Возведением павильона РФ занималась базирующаяся в Абу-Даби компания Inventure, использовался тот же алюминий, который распространен на местных стройках, что позволило сэкономить и получить предсказуемую скорость реализации и достаточно качественный результат. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Фон внешней оболочки из цветных трубок – металлические стены – первоначально планировалось сделать антрацитово-черным ради графичного контраста в промежутках между линиями. Однако павильон монтировали летом, при более чем сорокаградусной жаре, и работа вблизи черной поверхности оказалась опасной для монтажников – поэтому фоновый цвет изменили на серый, – рассказывает Сергей Чобан. Это облегчило монтаж и было компенсировано большим количеством черных трубок, благодаря чему удалось усилить контраст и даже, используя оптический эффект «углубления» черного цвета, – усложнить восприятие поверхности: издали и даже в профиль она, особенно при беглом взгляде, воспринимается как слегка рельефная, как будто одни нити расположены глубже, другие выдвинуты вперед. Шесть оттенков цвета складываются в разные комбинации, варьируя толщину полос и частоту употребления, но соблюдая принцип контраста, избегая расположения похожих цветов по соседству, чтобы они не сливались визуально в слишком широкие полосы.
Фрагмент. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Неглубокие бассейны, устроенные вокруг павильона, отчасти следуют общей тенденции дубайской выставки добавить воду везде, где это возможно – но в большей степени, как и зеркало над входной лоджией, служат для отражения и умножения рисунка.  
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Павильон – трехъярусный, в основе его металлической конструкции – два купола, установленных один над другим. Малый купол в нижнем ярусе служит вестибюлем, где посетители в случае очередей смогут ждать входа в прохладном кондиционированном месте (сейчас павильон посещает около 8 500 человек в день, зимой, в пиковый период, предполагается 25 000– 30 000 человек ежедневно).
Входной купольный вестибюль. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Эскиз входного вестибюля. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

В центре стойка ресепшна, вокруг дополнительные помещения кафе, ресторана и сувенирного магазина – снаружи они образуют круглящиеся выступы, которые служат неким скульптурным «цоколем», базой.

Между выступами – углубление входа. Здесь особенно заметно «наматывание» клубка линий, наложение цветных «прядей» друг на друга. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Выше, во втором ярусе, размещен блок конференц-залов и переговорных для официальных встреч и презентаций; такая закрытая зона есть в павильонах многих других стран на ЭКСПО, она требуется для функционирования павильона в представительском качестве. Если интерьеры общественного вестибюля и выставочного зала черные, то представительский этаж – белый. Посетители выставки минуют его на эскалаторах, поднимаясь на верхний третий ярус, где расположен главный зал. 
  • zooming
    1 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

На кровлях кафе и магазинов первого яруса устроены открытые террасы второго, представительского этажа, одна из них прикрыта выступом конструкции – поэтому у объем получает «козырек», усиливающий его сходство с «головой». 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Терраса под козырьком в представительской зоне. Эскиз Сергея Чобана, 2020. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Верхний этаж – главный экспозиционный – полностью занят куполом: 36.4 м в диаметре, 14.37 м высоты. Купол дает свободный просторный интерьер с черным потолком и «звездами» точечных светильников. 
Одна из основных моих идей заключалась в том, чтобы создать мощное незатесненное экспозиционное пространство – высокое, просторное и безопорное, с единым перекрытием. Пространство, в котором можно было бы разместить большое эффектное шоу. Такое решение дает купол, причем важно, что он размещен в верхней части, не окружен ничем, не пронизан колоннами и велик – имеет максимально возможный диаметр. В принципе, купол – почти идеальное решение для размещения эмоционально заряженной эффектной экспозиции, он дает много места в центре, большую высоту и возможность установить крупный объект. Кроме того, купола хорошо известны в российской архитектурной традиции, в том числе двойные купола, купола друг над другом.

Два купола, малый и большой, Сергей Чобан сравнивает с матрешкой, где одна голова вкладывается в другую, и с двойными оболочками куполов ренессанса и классицизма. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Некоторое сходство, действительно, есть, особенно в разрезе. Замечу однако, что форма главного купола вовне никак не корректируется и честно сохраняет свои реальные, несколько приплюснутые «восточные» пропорции: радиус 18.2 м, высота 14.37 м. Такого рода честность отображения конструкции напоминает в равной степени и правила раннего модернизма, и восточные и византийские купола. В то же время купол нижнего вестибюля связан с верхним не столько конструктивно, сколько эмоционально: он предваряет посетителя, знакомя его «в миниатюре» с пространственным эффектом, который ожидает вверху – что похоже на экзонартексы византийских церквей и вестибюли дворцов, тогда как композиция с размещением малого купола строго под главным залом напоминает большие храмы Российской империи XIX века на высоких подклетах.
  • zooming
    1 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ

Экспозиция, разработанная Константином Петровым и компанией Simpateka, во многом поддерживает и развивает намеченную в образе павильона идею «матрешки» и «головы», – поскольку в центре зала размещен обобщенный макет мозга как основа для проекций, созвучный проекционным глобусам в ряде других павильонов, но с более сложной волнистой поверхностью. Тема выставки – «Механика чуда», под каковым подразумевается человеческий мозг. В начале демонстрации макет разделяется на части, приоткрывая свою механическую начинку. Экспозиция исполнена на хорошем современном уровне мультимедиа, не отстает от некоторых павильонов выставки, а некоторые обходит с большим отрывом. Примечательны модули, позволяющие увидеть мир глазами рептилий, насекомых и других живых существ. Интерактивный пол вокруг «мозга» тоже отлично работает. 
  • zooming
    1 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Один из больших плюсов решения выставки русского павильона – необременительность системы сеансов: мы видим отсчет секунд до начала шоу, но двери никто не закрывает и лишних очередей не возникает. Для сравнения – шоу японского павильона длится час и ждать его надо тоже больше часа перед закрытыми дверями. 

Но вернемся к внешности павильона – согласно замечанию Сергея Чобана, как русская архитектура исторически время от времени уделяла больше внимания взгляду снаружи, чем внутреннему пространству – так и архитектура павильона, формируя пространство для мультимедиа-выставки, в то же время в значительной степени работает не внешнее восприятие. У этой особенности есть две составные части: скульптурно-колористическая и пространственно-градостроительная.

Начнем с последней. Радиально-кольцевая планировка ЭКСПО, подчиненная цветку-трилистнику, образует целый ряд перекрестков. Пересечение авеню Горизонта, очерчивающего лепесток Мобильности, и авеню Гафа, ведущего к остановке шаттлов недалеко от главного входа – один из них. Авеню Горизонта плавно изгибается, и павильон РФ, достаточно объемный, замыкает несколько перспектив, образуя так называемые «инстаграмные точки» и служа заметным пространственным ориентиром, в том числе – благодаря отличию от многих других павильонов выставки. 

Таких отличий несколько. Во-первых, здание – цветная скульптура, оно совмещает два очень сильных средства выразительности. Чаще встречаются разноцветные объемы простой формы или пластичные нейтрального оттенка. Здесь цвет и форма «закручены» в единый узел.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Другое отличие, как ни странно, заключается в некоторой «олдскульности» решения. На ЭКСПО 2020 всё больше, чем когда-либо, переливается медийными экранами и проекциями. Кинотеатры внутри павильонов в темное время перекликаются с медийными шоу на фасадах, складываясь гипернеоновый (или постнеоновый?) праздник. Павильон Саудовской Аравии попросту превратил себя в гигантский экран. Британский высвечивает стихи, сочиняемые искусственным интеллектом. Экспозиция павильона РФ внутри такая же, медийная и анимированная, в сущности это трехмерное кино-диорама, в которое погружают посетителя, стремясь его удивить.

Зато снаружи авторы ограничились мощной, но традиционной подсветкой из расставленных по кругу софитов, «выхватывающих» объем из темноты, проявляющих цельный абрис силуэта и даже блеск поверхности множества трубок – Сергей Чобан сравнивает ее с обычной ночной подсветкой памятников архитектуры в исторических городах.

Такое, регулярное, освещение делает павильон при взгляде снаружи образно очень постоянным, в противовес медийным пляскам, которые начинаются в темное время суток повсюду вокруг. Он какой днем – почти такой же и ночью. Светится отраженным светом и уверенно предъявляет себя в пространстве, при всем динамизме кручения – парадоксально спокойный и неподвижный, как вещь в себе. Притягивает внимание как этакий «камень» в окружении бурной выставочной реки. 
  • zooming
    1 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ

Решение получилось, с точки зрения архитектуры, медитативно-восточным – во многом благодаря куполу, центрическому пространству внутри и собранной, круглящейся форме снаружи. Сравнивая павильон 2021 года в Дубае с собственным проектом павильона на предшествующей ЭКСПО, 2015 года, в Милане Сергей Чобан признает принципиальное различие подходов, мотивированное культурным контекстом: в Европе он сделал ставку на порыв и устремленность зеркальной консоли вперед и вверх, здесь – на скорее восточный подход и к цвету, и к теме движения, не столько летящего в неизвестность, сколько кружащегося и пребывающего. Проявил ту составляющую русской души, которая созвучна Востоку. 

Павильон-представительство страны на международной выставке такого уровня – задача, сложная во многих отношениях. Если говорить об архитектурном образе, то в случае удачи он должен балансировать на грани уникальной современной формы и высказывания на тему многовековой истории и национальных особенностей, быть ярким, заметным, притягательным пластическим высказыванием. И откликаться на общий контекст выставки и страны, в которой она в данный момент проходит. Непростая, повторюсь, задача, но в данном случае все, практически, условия выполнены, объем и иконичен, решен «на одном приеме», и многозначен, как полагается зданию-символу большой и сложной, многосоставной страны. Второй, и непохожий на первый, ответ Сергея Чобана на вопрос образа России. 

Как тут не вспомнить, что «Россия – сфинкс». Впрочем в данном случае загадочное существо запускает людей к себе в голову, где даже делает попытку объяснить, как устроена механика мышления, приоткрыть, так сказать, загадку загадок. Интересно, выйдет ли кто-нибудь из павильона с лучшими, чем прежде, знаниями об отличии лимбического мозга от кортикального, эмоционального от рационального, – не говоря уже о понимании «русской души». Но сама попытка вызывает уважение. 

Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021

21 Октября 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
СПИЧ: другие проекты
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Владимир Фролов: «Стремление к абсолютному комфорту...
В преддверии фестиваля «Зодчество`18» главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал о своем кураторском проекте – выставке «Идеал и норма», которую можно будет увидеть в «Манеже» с 19 по 21 ноября
Сергей Чобан: «Объекты спортивной архитектуры всегда...
По завершении ЧМ, главной ареной которого стала реконструированная Большая спортивная арена в Лужниках, говорим с Сергеем Чобаном об особенностях проекта реконструкции, а также об отношении архитектора к спорту и специфике спортивных объектов.
Невидимые города
Какими архитекторы видят идеальные города будущего и что требуется для достижения идеала? Репортаж с выставки «Идеал и норма» и сопровождавшей ее открытие конференции с участием скандинавских архитекторов.
WAF: российские проекты
В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.
Пороховые кварталы
На территории бывших заводов «Химволокно» и «Пластополимер» по замыслу архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH появятся жилые кварталы с продуманной планировочной структурой, в которую будут включены исторические здания и рекреационные зоны. Рассматриваем эскиз застройки.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
«Архитектура начинается с иррационального пространства»
Публикуем расшифровку беседы теоретика архитектуры Александра Раппапорта и архитектора Сергея Чобана, состоявшейся в Латвии осенью этого года. Поводом для встречи и разговора послужила вышедшая в издательстве НЛО книга «30:70. Архитектура как баланс сил», написанная Сергеем Чобаном и Владимиром Седовым.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Сергей Чобан: «Качество зависит от каждодневного...
Разговор о качестве в архитектуре продолжает интервью Сергея Чобана, который на собственном опыте доказал, что качественная архитектура и строительство – вопрос не географии или ментальности, а профессионализма и настойчивости архитектора.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
За кулисами музейной жизни
Открывшееся в Роттердаме фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV полностью доступно посетителям – первое и пока единственное в мире. Это поможет сохранить музей для публики во время длительной реконструкции его основного здания.
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
«Восьмерка» над метро
Штаб-квартира компании Infinitus по проекту Zaha Hadid Architects талией своего объема-«восьмерки» перекинута через тоннель метро в Гуанчжоу.
Супер-пергола
Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.
Тает кубик льда
Офисное здание в центре Фукуоки по проекту OMA должно вписаться в городскую среду с помощью пиксельных «тающих» углов.
Легкость бытия
Цветет сакура, у костра завязалась беседа, в бассейне шумно возятся дети – это не отпускные картинки, а повседневная жизнь дворов киевского ЖК «Файна Таун». Разбираемся, из чего состоит придуманная архитекторами утопия, и каким образом ее удалось воплотить.
Чувство ритма на фасаде
Студенческое общежитие по проекту Макса Дудлера отмечает въезд в Ганновер с севера и начало нового района – преображенной промзоны.
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Дыхание востока
Проектируя жилой комплекс для Ташкента, GENPRO обращается к традиционной архитектуре и современным тенденциям, стремясь к эмоциональности и эффектности: решетки панжара и мишрабии соседствуют с вертикальным озеленением и параметрическим орнаментом, а тематические корпуса домов – с хлопковой аллеей и восточным базаром.
По каменной дуге
Арт-объект студий Sans façon и KHBT в шотландском городе Инвернесс позволяет жителям заново оценить знакомый ландшафт.
Красный двор
В жилом комплексе Ilot Queyries в Бордо по проекту MVRDV соединены человеческий масштаб и разнообразие традиционного города с экологичностью, высокой инсоляцией и комфортом современной застройки.
Тундра на крыше
Комплекс Living Landscape по проекту бюро Jakob+MacFarlane задуман как самое большое деревянное сооружение Исландии и «инструмент» для регенерации ее экосистем.
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Технологии и материалы
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Сейчас на главной
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATHARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.