English version

Энергетика эксприматики

Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021
Павильон России на всемирной ЭКСПО в Дубае Сергей Чобан начал проектировать в 2018 году под руководством компании Simpateka Entertainment Group.

Павильон России – один из «больших» на выставке, его диаметр 37 м, высота 26,7 м, площадь 3630 м2, он соответствует заданному на выставке высотному ограничению в 27 м и занимает собой большую часть отведенной территории.  Здание уже оценили достаточно высоко – павильон включен в список рекомендованных для посещения официальными делегациями; планируется, что после закрытия ЭКСПО 2020 он будет сохранен как торговое и культурное представительство РФ. 
Вид с Авеню Горизонта. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

По словам Сергея Чобана, ключевая идея – двух куполов внутри и клубка разноцветных линий снаружи – пришла практически сразу.

Решение восходит к графическим опытам эксприматики Якова Чернихова, архитектора русского авангарда. Чернихов предложил много разных подходов к графике, один из них основан на проявлении динамики формы через свободное кружение разноцветных линий; примеры можно увидеть здесь, здесь или здесь.
Яков Чернихов. Архитектурная фантазия
Из презентации проекта павильона РФ

В первоначальных эскизах Сергея Чобана, действительно, заметна преемственность с графикой Чернихова – разноцветные линии образуют энергетически заряженный «узел». 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Выбранная тема удачно сочетает ненавязчивую отсылку к русскому авангарду, который, как известно, во многом определяет вклад нашей страны в развитие мировой культуры, – и работает на раскрытие темы «Мобильность», предписанной мастер-планом ЭКСПО для территории, на которой расположен павильон России. 

Мобильность и внутренняя динамика остро ощущается, и в то же время эта динамика – особенная. Клубок линий, как кажется, предлагает нам образ движения «в себе», как такового – не в смысле перемещения из точки А в точку Б, а сродни кружению электронов по орбите и напряжению магнитных полей как их изображают в учебниках физики. Чистой энергетике стержня или ядра некоего фантастического мотора, составленного из силовых линий, чья природа, безусловно, материальна, но принадлежит к «высшим» или высокотехнологичным видам материи, невесомым благодаря внутреннему заряду. Возникает левитирующая тектоника, внеположная гравитации – на грани мечты авангарда и пафоса соседних выставок той же ЭКСПО, многие из которых проникнуты духом близкой реальности футуристических фантазий. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Кроме того, предложенная форма – достаточно цельная и абстрактная, чтобы допускать разные трактовки и смыслы. Она многое напоминает, от куполов Бухары и Самарканда до клубка нитей или проволок, головы в тюрбане и планеты Сатурн с его кружением колец. В подвижности клубящихся линий можно увидеть, как предлагают авторы, динамику развития нашей страны, также как и многонациональность, и пестрое разнообразие «Планеты Россия»: «...Россия это планета, вокруг которой многое вращается, и которая, в то же время, обращена вовне. В России много разного – 200 национальностей, огромное количество религий, возможностей, событий и тенденций, они складываются в сложный и интересный клубок...», – поясняет Сергей Чобан, говоря о своем пластическом высказывании, выраженном в павильоне, как об очень искреннем и пришедшем практически сразу в одном из вариантов.

В то же время, если говорить о трактовках и смыслах, то важно заметить, что здесь ничто не дано буквально «в лоб»: даже отсылка к авангарду лишена прямолинейной узнаваемости, нет никаких приевшихся «клинов красных», прием воспринимается как современный, созвучный поискам не только 1920-х, но и новейшего времени.

Тем более интересно, как была осуществлена смелая пластически-энергетическая идея. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Линии-«нити» изготовлены из алюминиевых трубок диаметром 8 см, согнутых согласно продуманной авторами и просчитанной в BIM геометрии и покрытых цветным полимерным составом, устойчивым к солнечным лучам и даже песчаным бурям, которые случаются в Аравийской пустыне. Они должны сохранить блеск и цветность как во время, так и после ЭКСПО. Поначалу, как рассказал нам Сергей Чобан, рассматривалась идея светящихся изнутри прозрачных трубок, но их отвергли именно из-за неустойчивости к физическим повреждениям. 
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Общая длина всех трубок – 46 км, количество фрагментов, из которых собрана облицовка – более 1000. Трубки крепятся к металлическим стенам павильона снаружи на кронштейнах, почти не различимых. В какой-то момент рассматривалась идея выдвинуть некоторые трубки чуть дальше вперед, но тогда кронштейны стали бы более заметны; сейчас крепления практически не видны. Из-за блестящей поверхности возникают взаимные отражения.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Оболочка из цветных трубок – красивое и оригинальное решение, позволило визуально точно воплотить идею клубка разноцветных линий. Оно хорошо подходит для павильонного формата, крупного, но не чрезмерного, и выгодно отличается от, к примеру, алюминиевых панелей, какой бы рисунок ни был на них нанесен. Кроме того это решение, – как рассказывает Сергей Чобан, – экономичное и даже экологически ответственное. Дело в том, что дерева, которое приняло на себя роль «знамени» эко-ответственных решений, в Аравийской пустыне крайне мало; дерево для строительства или облицовки в Эмираты надо везти очень издалека (к примеру, облицовка польского павильона привезена из Польши). Перевозка – это расходы и выбросы. Между тем в Дубае идет активное строительство, фасады облицовывают в основном алюминием, этого материала много и местные строительные компании обладают хорошим опытом работы с ним. Возведением павильона РФ занималась базирующаяся в Абу-Даби компания Inventure, использовался тот же алюминий, который распространен на местных стройках, что позволило сэкономить и получить предсказуемую скорость реализации и достаточно качественный результат. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Фон внешней оболочки из цветных трубок – металлические стены – первоначально планировалось сделать антрацитово-черным ради графичного контраста в промежутках между линиями. Однако павильон монтировали летом, при более чем сорокаградусной жаре, и работа вблизи черной поверхности оказалась опасной для монтажников – поэтому фоновый цвет изменили на серый, – рассказывает Сергей Чобан. Это облегчило монтаж и было компенсировано большим количеством черных трубок, благодаря чему удалось усилить контраст и даже, используя оптический эффект «углубления» черного цвета, – усложнить восприятие поверхности: издали и даже в профиль она, особенно при беглом взгляде, воспринимается как слегка рельефная, как будто одни нити расположены глубже, другие выдвинуты вперед. Шесть оттенков цвета складываются в разные комбинации, варьируя толщину полос и частоту употребления, но соблюдая принцип контраста, избегая расположения похожих цветов по соседству, чтобы они не сливались визуально в слишком широкие полосы.
Фрагмент. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Неглубокие бассейны, устроенные вокруг павильона, отчасти следуют общей тенденции дубайской выставки добавить воду везде, где это возможно – но в большей степени, как и зеркало над входной лоджией, служат для отражения и умножения рисунка.  
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Павильон – трехъярусный, в основе его металлической конструкции – два купола, установленных один над другим. Малый купол в нижнем ярусе служит вестибюлем, где посетители в случае очередей смогут ждать входа в прохладном кондиционированном месте (сейчас павильон посещает около 8 500 человек в день, зимой, в пиковый период, предполагается 25 000– 30 000 человек ежедневно).
Входной купольный вестибюль. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Эскиз входного вестибюля. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

В центре стойка ресепшна, вокруг дополнительные помещения кафе, ресторана и сувенирного магазина – снаружи они образуют круглящиеся выступы, которые служат неким скульптурным «цоколем», базой.

Между выступами – углубление входа. Здесь особенно заметно «наматывание» клубка линий, наложение цветных «прядей» друг на друга. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Выше, во втором ярусе, размещен блок конференц-залов и переговорных для официальных встреч и презентаций; такая закрытая зона есть в павильонах многих других стран на ЭКСПО, она требуется для функционирования павильона в представительском качестве. Если интерьеры общественного вестибюля и выставочного зала черные, то представительский этаж – белый. Посетители выставки минуют его на эскалаторах, поднимаясь на верхний третий ярус, где расположен главный зал. 
  • zooming
    1 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

На кровлях кафе и магазинов первого яруса устроены открытые террасы второго, представительского этажа, одна из них прикрыта выступом конструкции – поэтому у объем получает «козырек», усиливающий его сходство с «головой». 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Терраса под козырьком в представительской зоне. Эскиз Сергея Чобана, 2020. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Верхний этаж – главный экспозиционный – полностью занят куполом: 36.4 м в диаметре, 14.37 м высоты. Купол дает свободный просторный интерьер с черным потолком и «звездами» точечных светильников. 
Одна из основных моих идей заключалась в том, чтобы создать мощное незатесненное экспозиционное пространство – высокое, просторное и безопорное, с единым перекрытием. Пространство, в котором можно было бы разместить большое эффектное шоу. Такое решение дает купол, причем важно, что он размещен в верхней части, не окружен ничем, не пронизан колоннами и велик – имеет максимально возможный диаметр. В принципе, купол – почти идеальное решение для размещения эмоционально заряженной эффектной экспозиции, он дает много места в центре, большую высоту и возможность установить крупный объект. Кроме того, купола хорошо известны в российской архитектурной традиции, в том числе двойные купола, купола друг над другом.

Два купола, малый и большой, Сергей Чобан сравнивает с матрешкой, где одна голова вкладывается в другую, и с двойными оболочками куполов ренессанса и классицизма. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Некоторое сходство, действительно, есть, особенно в разрезе. Замечу однако, что форма главного купола вовне никак не корректируется и честно сохраняет свои реальные, несколько приплюснутые «восточные» пропорции: радиус 18.2 м, высота 14.37 м. Такого рода честность отображения конструкции напоминает в равной степени и правила раннего модернизма, и восточные и византийские купола. В то же время купол нижнего вестибюля связан с верхним не столько конструктивно, сколько эмоционально: он предваряет посетителя, знакомя его «в миниатюре» с пространственным эффектом, который ожидает вверху – что похоже на экзонартексы византийских церквей и вестибюли дворцов, тогда как композиция с размещением малого купола строго под главным залом напоминает большие храмы Российской империи XIX века на высоких подклетах.
  • zooming
    1 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ

Экспозиция, разработанная Константином Петровым и компанией Simpateka, во многом поддерживает и развивает намеченную в образе павильона идею «матрешки» и «головы», – поскольку в центре зала размещен обобщенный макет мозга как основа для проекций, созвучный проекционным глобусам в ряде других павильонов, но с более сложной волнистой поверхностью. Тема выставки – «Механика чуда», под каковым подразумевается человеческий мозг. В начале демонстрации макет разделяется на части, приоткрывая свою механическую начинку. Экспозиция исполнена на хорошем современном уровне мультимедиа, не отстает от некоторых павильонов выставки, а некоторые обходит с большим отрывом. Примечательны модули, позволяющие увидеть мир глазами рептилий, насекомых и других живых существ. Интерактивный пол вокруг «мозга» тоже отлично работает. 
  • zooming
    1 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Один из больших плюсов решения выставки русского павильона – необременительность системы сеансов: мы видим отсчет секунд до начала шоу, но двери никто не закрывает и лишних очередей не возникает. Для сравнения – шоу японского павильона длится час и ждать его надо тоже больше часа перед закрытыми дверями. 

Но вернемся к внешности павильона – согласно замечанию Сергея Чобана, как русская архитектура исторически время от времени уделяла больше внимания взгляду снаружи, чем внутреннему пространству – так и архитектура павильона, формируя пространство для мультимедиа-выставки, в то же время в значительной степени работает не внешнее восприятие. У этой особенности есть две составные части: скульптурно-колористическая и пространственно-градостроительная.

Начнем с последней. Радиально-кольцевая планировка ЭКСПО, подчиненная цветку-трилистнику, образует целый ряд перекрестков. Пересечение авеню Горизонта, очерчивающего лепесток Мобильности, и авеню Гафа, ведущего к остановке шаттлов недалеко от главного входа – один из них. Авеню Горизонта плавно изгибается, и павильон РФ, достаточно объемный, замыкает несколько перспектив, образуя так называемые «инстаграмные точки» и служа заметным пространственным ориентиром, в том числе – благодаря отличию от многих других павильонов выставки. 

Таких отличий несколько. Во-первых, здание – цветная скульптура, оно совмещает два очень сильных средства выразительности. Чаще встречаются разноцветные объемы простой формы или пластичные нейтрального оттенка. Здесь цвет и форма «закручены» в единый узел.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Другое отличие, как ни странно, заключается в некоторой «олдскульности» решения. На ЭКСПО 2020 всё больше, чем когда-либо, переливается медийными экранами и проекциями. Кинотеатры внутри павильонов в темное время перекликаются с медийными шоу на фасадах, складываясь гипернеоновый (или постнеоновый?) праздник. Павильон Саудовской Аравии попросту превратил себя в гигантский экран. Британский высвечивает стихи, сочиняемые искусственным интеллектом. Экспозиция павильона РФ внутри такая же, медийная и анимированная, в сущности это трехмерное кино-диорама, в которое погружают посетителя, стремясь его удивить.

Зато снаружи авторы ограничились мощной, но традиционной подсветкой из расставленных по кругу софитов, «выхватывающих» объем из темноты, проявляющих цельный абрис силуэта и даже блеск поверхности множества трубок – Сергей Чобан сравнивает ее с обычной ночной подсветкой памятников архитектуры в исторических городах.

Такое, регулярное, освещение делает павильон при взгляде снаружи образно очень постоянным, в противовес медийным пляскам, которые начинаются в темное время суток повсюду вокруг. Он какой днем – почти такой же и ночью. Светится отраженным светом и уверенно предъявляет себя в пространстве, при всем динамизме кручения – парадоксально спокойный и неподвижный, как вещь в себе. Притягивает внимание как этакий «камень» в окружении бурной выставочной реки. 
  • zooming
    1 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ

Решение получилось, с точки зрения архитектуры, медитативно-восточным – во многом благодаря куполу, центрическому пространству внутри и собранной, круглящейся форме снаружи. Сравнивая павильон 2021 года в Дубае с собственным проектом павильона на предшествующей ЭКСПО, 2015 года, в Милане Сергей Чобан признает принципиальное различие подходов, мотивированное культурным контекстом: в Европе он сделал ставку на порыв и устремленность зеркальной консоли вперед и вверх, здесь – на скорее восточный подход и к цвету, и к теме движения, не столько летящего в неизвестность, сколько кружащегося и пребывающего. Проявил ту составляющую русской души, которая созвучна Востоку. 

Павильон-представительство страны на международной выставке такого уровня – задача, сложная во многих отношениях. Если говорить об архитектурном образе, то в случае удачи он должен балансировать на грани уникальной современной формы и высказывания на тему многовековой истории и национальных особенностей, быть ярким, заметным, притягательным пластическим высказыванием. И откликаться на общий контекст выставки и страны, в которой она в данный момент проходит. Непростая, повторюсь, задача, но в данном случае все, практически, условия выполнены, объем и иконичен, решен «на одном приеме», и многозначен, как полагается зданию-символу большой и сложной, многосоставной страны. Второй, и непохожий на первый, ответ Сергея Чобана на вопрос образа России. 

Как тут не вспомнить, что «Россия – сфинкс». Впрочем в данном случае загадочное существо запускает людей к себе в голову, где даже делает попытку объяснить, как устроена механика мышления, приоткрыть, так сказать, загадку загадок. Интересно, выйдет ли кто-нибудь из павильона с лучшими, чем прежде, знаниями об отличии лимбического мозга от кортикального, эмоционального от рационального, – не говоря уже о понимании «русской души». Но сама попытка вызывает уважение. 

Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021

21 Октября 2021

СПИЧ: другие проекты
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
ГЭС на Нерли
Бюро amor приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.