English version

Энергетика эксприматики

Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

21 Октября 2021
mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021
0 Павильон России на всемирной ЭКСПО в Дубае Сергей Чобан начал проектировать в 2018 году под руководством компании Simpateka Entertainment Group.

Павильон России – один из «больших» на выставке, его диаметр 37 м, высота 26,7 м, площадь 3630 м2, он соответствует заданному на выставке высотному ограничению в 27 м и занимает собой большую часть отведенной территории.  Здание уже оценили достаточно высоко – павильон включен в список рекомендованных для посещения официальными делегациями; планируется, что после закрытия ЭКСПО 2020 он будет сохранен как торговое и культурное представительство РФ. 
Вид с Авеню Горизонта. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

По словам Сергея Чобана, ключевая идея – двух куполов внутри и клубка разноцветных линий снаружи – пришла практически сразу.

Решение восходит к графическим опытам эксприматики Якова Чернихова, архитектора русского авангарда. Чернихов предложил много разных подходов к графике, один из них основан на проявлении динамики формы через свободное кружение разноцветных линий; примеры можно увидеть здесь, здесь или здесь.
Яков Чернихов. Архитектурная фантазия
Из презентации проекта павильона РФ

В первоначальных эскизах Сергея Чобана, действительно, заметна преемственность с графикой Чернихова – разноцветные линии образуют энергетически заряженный «узел». 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Выбранная тема удачно сочетает ненавязчивую отсылку к русскому авангарду, который, как известно, во многом определяет вклад нашей страны в развитие мировой культуры, – и работает на раскрытие темы «Мобильность», предписанной мастер-планом ЭКСПО для территории, на которой расположен павильон России. 

Мобильность и внутренняя динамика остро ощущается, и в то же время эта динамика – особенная. Клубок линий, как кажется, предлагает нам образ движения «в себе», как такового – не в смысле перемещения из точки А в точку Б, а сродни кружению электронов по орбите и напряжению магнитных полей как их изображают в учебниках физики. Чистой энергетике стержня или ядра некоего фантастического мотора, составленного из силовых линий, чья природа, безусловно, материальна, но принадлежит к «высшим» или высокотехнологичным видам материи, невесомым благодаря внутреннему заряду. Возникает левитирующая тектоника, внеположная гравитации – на грани мечты авангарда и пафоса соседних выставок той же ЭКСПО, многие из которых проникнуты духом близкой реальности футуристических фантазий. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Кроме того, предложенная форма – достаточно цельная и абстрактная, чтобы допускать разные трактовки и смыслы. Она многое напоминает, от куполов Бухары и Самарканда до клубка нитей или проволок, головы в тюрбане и планеты Сатурн с его кружением колец. В подвижности клубящихся линий можно увидеть, как предлагают авторы, динамику развития нашей страны, также как и многонациональность, и пестрое разнообразие «Планеты Россия»: «...Россия это планета, вокруг которой многое вращается, и которая, в то же время, обращена вовне. В России много разного – 200 национальностей, огромное количество религий, возможностей, событий и тенденций, они складываются в сложный и интересный клубок...», – поясняет Сергей Чобан, говоря о своем пластическом высказывании, выраженном в павильоне, как об очень искреннем и пришедшем практически сразу в одном из вариантов.

В то же время, если говорить о трактовках и смыслах, то важно заметить, что здесь ничто не дано буквально «в лоб»: даже отсылка к авангарду лишена прямолинейной узнаваемости, нет никаких приевшихся «клинов красных», прием воспринимается как современный, созвучный поискам не только 1920-х, но и новейшего времени.

Тем более интересно, как была осуществлена смелая пластически-энергетическая идея. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Линии-«нити» изготовлены из алюминиевых трубок диаметром 8 см, согнутых согласно продуманной авторами и просчитанной в BIM геометрии и покрытых цветным полимерным составом, устойчивым к солнечным лучам и даже песчаным бурям, которые случаются в Аравийской пустыне. Они должны сохранить блеск и цветность как во время, так и после ЭКСПО. Поначалу, как рассказал нам Сергей Чобан, рассматривалась идея светящихся изнутри прозрачных трубок, но их отвергли именно из-за неустойчивости к физическим повреждениям. 
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Общая длина всех трубок – 46 км, количество фрагментов, из которых собрана облицовка – более 1000. Трубки крепятся к металлическим стенам павильона снаружи на кронштейнах, почти не различимых. В какой-то момент рассматривалась идея выдвинуть некоторые трубки чуть дальше вперед, но тогда кронштейны стали бы более заметны; сейчас крепления практически не видны. Из-за блестящей поверхности возникают взаимные отражения.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Оболочка из цветных трубок – красивое и оригинальное решение, позволило визуально точно воплотить идею клубка разноцветных линий. Оно хорошо подходит для павильонного формата, крупного, но не чрезмерного, и выгодно отличается от, к примеру, алюминиевых панелей, какой бы рисунок ни был на них нанесен. Кроме того это решение, – как рассказывает Сергей Чобан, – экономичное и даже экологически ответственное. Дело в том, что дерева, которое приняло на себя роль «знамени» эко-ответственных решений, в Аравийской пустыне крайне мало; дерево для строительства или облицовки в Эмираты надо везти очень издалека (к примеру, облицовка польского павильона привезена из Польши). Перевозка – это расходы и выбросы. Между тем в Дубае идет активное строительство, фасады облицовывают в основном алюминием, этого материала много и местные строительные компании обладают хорошим опытом работы с ним. Возведением павильона РФ занималась базирующаяся в Абу-Даби компания Inventure, использовался тот же алюминий, который распространен на местных стройках, что позволило сэкономить и получить предсказуемую скорость реализации и достаточно качественный результат. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Фон внешней оболочки из цветных трубок – металлические стены – первоначально планировалось сделать антрацитово-черным ради графичного контраста в промежутках между линиями. Однако павильон монтировали летом, при более чем сорокаградусной жаре, и работа вблизи черной поверхности оказалась опасной для монтажников – поэтому фоновый цвет изменили на серый, – рассказывает Сергей Чобан. Это облегчило монтаж и было компенсировано большим количеством черных трубок, благодаря чему удалось усилить контраст и даже, используя оптический эффект «углубления» черного цвета, – усложнить восприятие поверхности: издали и даже в профиль она, особенно при беглом взгляде, воспринимается как слегка рельефная, как будто одни нити расположены глубже, другие выдвинуты вперед. Шесть оттенков цвета складываются в разные комбинации, варьируя толщину полос и частоту употребления, но соблюдая принцип контраста, избегая расположения похожих цветов по соседству, чтобы они не сливались визуально в слишком широкие полосы.
Фрагмент. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Неглубокие бассейны, устроенные вокруг павильона, отчасти следуют общей тенденции дубайской выставки добавить воду везде, где это возможно – но в большей степени, как и зеркало над входной лоджией, служат для отражения и умножения рисунка.  
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Павильон – трехъярусный, в основе его металлической конструкции – два купола, установленных один над другим. Малый купол в нижнем ярусе служит вестибюлем, где посетители в случае очередей смогут ждать входа в прохладном кондиционированном месте (сейчас павильон посещает около 8 500 человек в день, зимой, в пиковый период, предполагается 25 000– 30 000 человек ежедневно).
Входной купольный вестибюль. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Эскиз входного вестибюля. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

В центре стойка ресепшна, вокруг дополнительные помещения кафе, ресторана и сувенирного магазина – снаружи они образуют круглящиеся выступы, которые служат неким скульптурным «цоколем», базой.

Между выступами – углубление входа. Здесь особенно заметно «наматывание» клубка линий, наложение цветных «прядей» друг на друга. 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Выше, во втором ярусе, размещен блок конференц-залов и переговорных для официальных встреч и презентаций; такая закрытая зона есть в павильонах многих других стран на ЭКСПО, она требуется для функционирования павильона в представительском качестве. Если интерьеры общественного вестибюля и выставочного зала черные, то представительский этаж – белый. Посетители выставки минуют его на эскалаторах, поднимаясь на верхний третий ярус, где расположен главный зал. 
  • zooming
    1 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

На кровлях кафе и магазинов первого яруса устроены открытые террасы второго, представительского этажа, одна из них прикрыта выступом конструкции – поэтому у объем получает «козырек», усиливающий его сходство с «головой». 
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Терраса под козырьком в представительской зоне. Эскиз Сергея Чобана, 2020. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Верхний этаж – главный экспозиционный – полностью занят куполом: 36.4 м в диаметре, 14.37 м высоты. Купол дает свободный просторный интерьер с черным потолком и «звездами» точечных светильников. 
Одна из основных моих идей заключалась в том, чтобы создать мощное незатесненное экспозиционное пространство – высокое, просторное и безопорное, с единым перекрытием. Пространство, в котором можно было бы разместить большое эффектное шоу. Такое решение дает купол, причем важно, что он размещен в верхней части, не окружен ничем, не пронизан колоннами и велик – имеет максимально возможный диаметр. В принципе, купол – почти идеальное решение для размещения эмоционально заряженной эффектной экспозиции, он дает много места в центре, большую высоту и возможность установить крупный объект. Кроме того, купола хорошо известны в российской архитектурной традиции, в том числе двойные купола, купола друг над другом.

Два купола, малый и большой, Сергей Чобан сравнивает с матрешкой, где одна голова вкладывается в другую, и с двойными оболочками куполов ренессанса и классицизма. 
Эскиз. Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
© Сергей Чобан

Некоторое сходство, действительно, есть, особенно в разрезе. Замечу однако, что форма главного купола вовне никак не корректируется и честно сохраняет свои реальные, несколько приплюснутые «восточные» пропорции: радиус 18.2 м, высота 14.37 м. Такого рода честность отображения конструкции напоминает в равной степени и правила раннего модернизма, и восточные и византийские купола. В то же время купол нижнего вестибюля связан с верхним не столько конструктивно, сколько эмоционально: он предваряет посетителя, знакомя его «в миниатюре» с пространственным эффектом, который ожидает вверху – что похоже на экзонартексы византийских церквей и вестибюли дворцов, тогда как композиция с размещением малого купола строго под главным залом напоминает большие храмы Российской империи XIX века на высоких подклетах.
  • zooming
    1 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    © СПИЧ

Экспозиция, разработанная Константином Петровым и компанией Simpateka, во многом поддерживает и развивает намеченную в образе павильона идею «матрешки» и «головы», – поскольку в центре зала размещен обобщенный макет мозга как основа для проекций, созвучный проекционным глобусам в ряде других павильонов, но с более сложной волнистой поверхностью. Тема выставки – «Механика чуда», под каковым подразумевается человеческий мозг. В начале демонстрации макет разделяется на части, приоткрывая свою механическую начинку. Экспозиция исполнена на хорошем современном уровне мультимедиа, не отстает от некоторых павильонов выставки, а некоторые обходит с большим отрывом. Примечательны модули, позволяющие увидеть мир глазами рептилий, насекомых и других живых существ. Интерактивный пол вокруг «мозга» тоже отлично работает. 
  • zooming
    1 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Один из больших плюсов решения выставки русского павильона – необременительность системы сеансов: мы видим отсчет секунд до начала шоу, но двери никто не закрывает и лишних очередей не возникает. Для сравнения – шоу японского павильона длится час и ждать его надо тоже больше часа перед закрытыми дверями. 

Но вернемся к внешности павильона – согласно замечанию Сергея Чобана, как русская архитектура исторически время от времени уделяла больше внимания взгляду снаружи, чем внутреннему пространству – так и архитектура павильона, формируя пространство для мультимедиа-выставки, в то же время в значительной степени работает не внешнее восприятие. У этой особенности есть две составные части: скульптурно-колористическая и пространственно-градостроительная.

Начнем с последней. Радиально-кольцевая планировка ЭКСПО, подчиненная цветку-трилистнику, образует целый ряд перекрестков. Пересечение авеню Горизонта, очерчивающего лепесток Мобильности, и авеню Гафа, ведущего к остановке шаттлов недалеко от главного входа – один из них. Авеню Горизонта плавно изгибается, и павильон РФ, достаточно объемный, замыкает несколько перспектив, образуя так называемые «инстаграмные точки» и служа заметным пространственным ориентиром, в том числе – благодаря отличию от многих других павильонов выставки. 

Таких отличий несколько. Во-первых, здание – цветная скульптура, оно совмещает два очень сильных средства выразительности. Чаще встречаются разноцветные объемы простой формы или пластичные нейтрального оттенка. Здесь цвет и форма «закручены» в единый узел.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ

Другое отличие, как ни странно, заключается в некоторой «олдскульности» решения. На ЭКСПО 2020 всё больше, чем когда-либо, переливается медийными экранами и проекциями. Кинотеатры внутри павильонов в темное время перекликаются с медийными шоу на фасадах, складываясь гипернеоновый (или постнеоновый?) праздник. Павильон Саудовской Аравии попросту превратил себя в гигантский экран. Британский высвечивает стихи, сочиняемые искусственным интеллектом. Экспозиция павильона РФ внутри такая же, медийная и анимированная, в сущности это трехмерное кино-диорама, в которое погружают посетителя, стремясь его удивить.

Зато снаружи авторы ограничились мощной, но традиционной подсветкой из расставленных по кругу софитов, «выхватывающих» объем из темноты, проявляющих цельный абрис силуэта и даже блеск поверхности множества трубок – Сергей Чобан сравнивает ее с обычной ночной подсветкой памятников архитектуры в исторических городах.

Такое, регулярное, освещение делает павильон при взгляде снаружи образно очень постоянным, в противовес медийным пляскам, которые начинаются в темное время суток повсюду вокруг. Он какой днем – почти такой же и ночью. Светится отраженным светом и уверенно предъявляет себя в пространстве, при всем динамизме кручения – парадоксально спокойный и неподвижный, как вещь в себе. Притягивает внимание как этакий «камень» в окружении бурной выставочной реки. 
  • zooming
    1 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 4
    Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
    Фотография © Илья Иванов / преоставлена СПИЧ

Решение получилось, с точки зрения архитектуры, медитативно-восточным – во многом благодаря куполу, центрическому пространству внутри и собранной, круглящейся форме снаружи. Сравнивая павильон 2021 года в Дубае с собственным проектом павильона на предшествующей ЭКСПО, 2015 года, в Милане Сергей Чобан признает принципиальное различие подходов, мотивированное культурным контекстом: в Европе он сделал ставку на порыв и устремленность зеркальной консоли вперед и вверх, здесь – на скорее восточный подход и к цвету, и к теме движения, не столько летящего в неизвестность, сколько кружащегося и пребывающего. Проявил ту составляющую русской души, которая созвучна Востоку. 

Павильон-представительство страны на международной выставке такого уровня – задача, сложная во многих отношениях. Если говорить об архитектурном образе, то в случае удачи он должен балансировать на грани уникальной современной формы и высказывания на тему многовековой истории и национальных особенностей, быть ярким, заметным, притягательным пластическим высказыванием. И откликаться на общий контекст выставки и страны, в которой она в данный момент проходит. Непростая, повторюсь, задача, но в данном случае все, практически, условия выполнены, объем и иконичен, решен «на одном приеме», и многозначен, как полагается зданию-символу большой и сложной, многосоставной страны. Второй, и непохожий на первый, ответ Сергея Чобана на вопрос образа России. 

Как тут не вспомнить, что «Россия – сфинкс». Впрочем в данном случае загадочное существо запускает людей к себе в голову, где даже делает попытку объяснить, как устроена механика мышления, приоткрыть, так сказать, загадку загадок. Интересно, выйдет ли кто-нибудь из павильона с лучшими, чем прежде, знаниями об отличии лимбического мозга от кортикального, эмоционального от рационального, – не говоря уже о понимании «русской души». Но сама попытка вызывает уважение. 

Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО в Дубае
Фотография © Илья Иванов / предоставлена СПИЧ
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2020 в Дубае
ОАЭ, Дубай

Авторский коллектив:
Архитектура павильона: СПИЧ
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин
Архитекторы: Антон Чернышев, Марина Кузнецкая, Дарья Кроткова

Идея и проект экспозиции, разработка темы павильона:
Константин Петров, Simpateka Entertainment Group

2021

21 Октября 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
СПИЧ: другие проекты
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Похожие статьи
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Молочная тема
Концепция офиса компании, производящей сыр, предназначена для закрытой территории молокозавода, – это, хотя бы наполовину, промышленная архитектура. Возможно поэтому она очень проста, что кажется удачным. Здание оживляет буквально пара «штрихов»: разворот угла акцентирует вход, оттенок стекла откликается на тему «молочных рек».
Здание-черенок
В итальянском городке Рипа-Театина недалеко от адриатического побережья строится семейный центр по проекту LAP architettura.
Движение по кругу
Бюро Atelier Aconcept спроектировало детский сад и начальную школу в пригороде Парижа Л’Ай-ле-Роз. Комплекс должен стать «воротами» всей коммуны и драйвером развития нового, весьма перспективного жилого квартала.
Технологии и материалы
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Сейчас на главной
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.