Шестиглавый

В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.

mainImg
Рейтинг «Золотая капитель» рассматривает архитектуру постсоветского пространства от Калининграда до Владивостока. Премия основана в Новосибирске в  1996 году, так что она на 5 лет старше Хрустального Дедала САР и на год – архрейтинга Нижнего Новгорода. И хотя премия сотрудничает с союзом архитекторов и другими организациями, рейтинг носит в своем названии гордую пометку – независимый.  

Три последних года, начиная с 2021, «Золотая капитель» существует в особенном, сравнительно редком для премий, формате: проекты финалистов здесь презентуют жюри и слушателям в очном формате – во всяком случае, жюри очное – и решение принимают по результатам презентаций. Что делает судейство рейтинга, прямо скажем, целым приключением, не только потому, что для него надо прилететь в Новосибирск, но и потому, что можно задавать любые вопросы и получать на них ответы. Мне довелось участвовать впервые и происходящее было очень увлекательно. Не постесняюсь этого сравнения, масштаб, конечно, значительно меньший, но формат как на WAF. 
Татьяна Иваненко, председатель оргкомитета рейтинга «Золотая капитель», директор АНО «Сибирский Центр Содействия Архитектуре»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году в рейтинге участвовал 91 проект, а судейство было, как и всегда, многоуровневым: жюри 1 и 2 уровня плюс «гамбургский счет», в котором все участники рейтинга, 352 человека, голосуют за все проекты кроме своих.

Последний существует параллельно и выбирает своих лауреатов, здесь 1 место заняли нижегородские Пакгаузы, 2 – школа в новосибирском ЖК Евроберег, 3 – Дворец водных видов спорта в Екатеринбурге. 

Два других уровня жюри отобрали 13 проектов, из которых требовалось окончательно выбрать шесть, по числу вручаемых «золотых голов», один из них, кроме того, гран-при. Перечисляем всех; о некоторых проектах-победителях мы уже рассказывали, позднее надеемся рассказать подробнее и о других. Некоторые уже очень-очень известны, другие видим впервые – рейтинг отличало приятное разнообразие, как с точки зрения известности участников, когда где-то открытие, а где-то многократный лауреат других премий, так и с позиции масштаба и типологии. 

В общей сложности «капителями» наградили 4 реализации, 2 проекта, и диапазон, скажем так, «охвата» получился довольно широким – школа, аэропорт, торговый центр, пешеходный мост, музей, храм; один проект – реставрации. Три новосибирских объекта, два нижегородских, один – так и вообще для Минска. 

 
Гран-при

Школа ЖК Евроберег, Новосибирск
SVESMI – Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва; Брусника – Дмитрий Агарков, Олег Николаевский, Алексей Хриченков; Novascape – Ева Радионова, Мар Надал, Ким Кохелман
Школа в микрорайоне «Евроберег»
Фотография © Валерий Костюнин / предоставлена Брусника

Школа стала абсолютным лидером рейтинга, практически все присутствующие высказали ей свои комплименты. Школу любят: за необычное компактное решение объема и элегантную компоновку в рамках прямоугольного плана, этим она заметно отличается от популярных, хотя тоже эффективных, зданий-осьминогов. Тут все «упаковано» рационально и просто, притом что внутри есть большой атриум с деревянными конструкциями светового купола, проницаемость, а план даже рассчитан на входы с четырех сторон (хотя в последнем случае решение несколько условно, поскольку вход для детей только с одной стороны, через главную лоджию, а три остальных двери доступны только для учителей и персонала). 
Школа в микрорайоне «Евроберег»
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Брусника

Здание, действительно, впечатляет, оно необычно: с одной стороны, не очень похоже на школу, так как прямоугольное и кирпичное, отчего, к слову, кажется реинкарнацией советской «сталинской» типовой школы на новом витке развития. С другой стороны, внутри много дерева, причем все оно натуральное, не имитация, деревом, в числе прочего, отделаны рамки-ниши оконных проемов, в которых можно сидеть, они достаточно широкие, светлые и уютные. 

В процессе обсуждения удалось понять, что кирпич при реализации превратился из коричневатого в красный, асимметричная лоджия входа – в симметричную, окна потеряли часть откосов и стали на фасадах в значительной части плоскими, а «лестничные башни», образующие на углах эффектные складки, внутри пришлось завесить сетками, как и галереи атриума – все для безопасности. И тем не менее, идеи реализованы достаточно точно, и школа впечатлила всех. Мы рассказывали о проекте здесь, о реализации здесь

 
Золотые капители 

Новый терминал аэропорта Толмачево, Новосибирск
Руководитель авторского коллектива: Сергей Кузнецов; архитектурные решения: бюро СПИЧ – Сергей Чобан, Игорь Членов
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Новый терминал новосибирского аэропорта тоже стал одним из фаворитов жюри, тем более что многие имели возможность осмотреть его лично – прилетая в город. Это, в буквальном смысле, яркое, или даже говоря точнее, сияющее произведение: огромные столбы-зонтики из светящихся полос святятся белым молочным светом. Они не только освещают пространство главного зала, но и хорошо видны через сплошной витраж, особенно вечером, и входят в резонанс со штриховыми полосками ламп потолка. Феерия белого света подчинена, впрочем, строгому ритму и по-хорошему регулярна: четыре грибовидные колонны мерно расставлены в зале, образуя своего рода внутреннюю колоннаду, скрытую в стеклянном чехле, перед входом в технические зоны аэропорта. 
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

По словам Сергея Чобана, который представлял проект по видеосвязи, главным источником вдохновения был аэропорт Пулково-1, но не потому, что в его проектной графике колонны решены как грибовидные, а из-за того, как световые фонари и колонны связаны с конструкцией. Только в Пулково колонны поддерживают кровли стаканов-фонарей, а в Толмачево зонтики «грибов» берут на себя часть нагрузки полутораметровых ферм перекрытия, служат единственными опорами между колоннами внешнего и внутреннего ряда. Кроме того, строгость архитектурного решения в некоторой степени противостоит модным веяниям аэропортостроительства, предпочитающего эффектность гибких линий и служит оммажем архитектуре модернизма. 

ТЦ Грани, Новосибирск
АБ Мегапроект – Грант Цатурян, Артем Носенко
zooming
ТЦ Грани, Новосибирск, 2011–2023
Фотография © Наталья Бочкова / предоставлено АБ Мегапроект

Торговый центр на одной из центральных площадей Новосибирска в пестром и суетном окружении предендует на роль нового городского акцента и еще позицию правой «половинки пропилей» при въезде в город со стороны аэропорта по улице Титова. Левой частью пропилей служит другой ТЦ – «Версаль», тоже округлый, но из другой эпохи, так что получилось асимметрично. 
ТЦ Грани, Новосибирск, 2011–2023
Фотография © Наталья Бочкова / предоставлено АБ Мегапроект
Артем Носенко презентует проект ТЦ Грани. Золотая капитель 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

ТЦ Грани начали проектировать в 2007 году, основная идея была сформулирована в 2011 году, а завершили строительство сейчас, причем – только первой части. Здание примечательно тем, что включает в себя метро, кафе и магазины с выходом на улицу, а его фасад состоит из стеклянных модулей, крупных рельефных ромбов. Он прозрачен и ночью светится изнутри целиком, чем напоминает Толмачево. По внешнему контуру торговых пространств тянется проход-галерея, которая днем будет освещена естественным светом. И хотя использованный пластический прием не уникален, сумма всех обстоятельств делает здание редким примером в рамках своей типологии. 

Пешеходный мост в Борском Волгоречье, Нижний Новгород
АБ ГОРА – Станислав Горшунов, Мария Юдина, Елизавета Будько
Пешеходный мост в Борском Волгоречье
Фотография © Александр Ивасенко / предоставлена АБ ГОРА

Станислав Горшунов не впервые работает для Бора – города-спутника Нижнего Новгорода на правом берегу Волги, не так давно он завершил благоустройство парка Моховые горы, одним из главных героев которого тоже стал видовой мост. 

Но парк находится «на отшибе», практически на выезде из Бора в сторону Макарьева, а мост – в самом центре города, недалеко от станции самого большого в Европе фуникулера через Волгу. Город Бор, впрочем, именно что спутник, жителей в нем 70 тысяч, а привлекательных общественных пространств не очень много, так что мост присоединился к проекту благоустройства, в состав которого вошел, в частности, скейт-парк. Задача того и другого – интенсифицировать город, и, по словам Горшунова, скейт-парк теперь всегда полон. 
Пешеходный мост в Борском Волгоречье
Фотография: Александр Ивасенко / предоставлена АБ ГОРА
Станислав Горшунов презентует проект пешеходного моста в Борском Волгоречье. Золотая капитель 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Источником вдохновения для моста послужила история борского монорельса, работавшего в 1930-е годы, а проект, по словам автора, в процессе работы изменился: мост планировался полностью деревянным, но получил алюминиевую конструкцию, а кафе переехало в отдельный объем. Впрочем, видовой «парящий» мост остался, как и оформление планками из лиственицы, так что мост ощущается как деревянный. 

Проект реставрации Летней дачи Бугрова, 1892 г., Нижний Новгород
Асгард – Александр Шумилкин, Виталий Краснов, Марина Ткачева, Петр Грушевский, Екатерина Полякова, Александра Плаксина, Оксана Досталева, Анна Бакшеева, Алан Хетагуров, Илья Хохлов
  • zooming
    Проект реставрации дачи Бугрова, 2022–2023
    © Асгард
  • zooming
    И.П. Ропет (Петров). Проект дачи Бугрова, конец XIX в.
    общественное достояние

Дача купца Бугрова была построена по проекту архитектора Ивана Ропета (Петрова), мастера деревянного историзма, создавшего вариант «русского стиля», впоследствии получившего неприятное название «ропетовщины», хотя, как мы теперь понимаем, он стал одним из источников деревянного модерна, дягилевских декораций и вообще всего, что принято связывать со сказочной русской избой. Об образе избы можно было бы долго говорить, но здесь подчеркну только одно – речь о реставрации не просто одного из богато украшенных резных теремов XIX века, а именно об авторском произведении, одном из ключевых для направления. 

Дом реставрировался в 1960-е, но дешево и неудачно: тогда, в частности, зачем-то убрали одну из несущих стен, из-за чего конструкция начала крениться. Сейчас проведены подробные исследования, в том числе – я спросила – изучена первоначальная раскраска дома, создан проект реставрации, который планируется вскоре реализовать. Финансирование – государственное, функция – музей купца Бугрова. 

Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск
Мастерская «Прохрам» – Дмитрий Остроумов, Кристина Васина, Полина Аскарова, Анна Заболоцкая

Миссия мастерской Прохрам, как мне показалось, состоит в том, что аккуратно, но последовательно внедрять в храмостроительство приемы и пластику современной архитектуры. Задача эта, как известно, непростая, почти подвижническая, так что неудивительно, что среди работ бюро встречаются как вполне консервативные, к примеру копия Коложской церкви в Гродно, так и новаторские. Комплекс княгини Ольги в Минске – один из них. 

Он состоит из двух храмов: один деревянный – Бориса и Глеба, небольшой и с планом, тяготеющим к базиликальной вытянутости запад–восток. Его планируется построить по каркасной технологии первым. Особенно симпатичен лаконичный интерьер с круглыми деревянными столбами. 
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск
© Мастерская «Прохрам»
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск
© Мастерская «Прохрам»

Второй храм – каменный, то есть бетонный со штукатурными фасадами в рельефную полоску, похожую то ли на кладку со скрытым рядом, то ли на штрабу по каменной поверхности. Внутри храм бесстолпный, две пересекающиеся подпружные арки поддерживают конструкцию, подобную крещатому своду XVI–XVII веков. Снаружи на фасадах планируются скульптурные рельефы, а конху апсиды архитекторы обещают украсить сусальным золотом – вероятно, с составе смальты. 
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск
© Мастерская «Прохрам»

***

Мы планируем рассказать о проектах подробнее, а пока перечислим работы, вышедшие в финал, но не добравшиеся до «Золотых капителей»; среди них много достойных, но количество наград жюри решило не увеличивать, соблюдая правила премии. 

 
Финалисты «Золотой капители» 2023: 

  1. Пакгаузы в Нижнем Новгороде / СПИЧ
  2. ЖК Метрополис в Красноярске / Кооперативная проектная мастерская А-2
  3. Дворец водных видов спорта в Екатеринбурге / Archinform
  4. Николо-Спиридоновский комплекс в Керчи / Мастерская «Прохрам»
  5. Проект частного дома ULEY / Kremnev atelier
  6. Проект нового корпуса СОШ №2 в Воронежской области / Гипрокоммундортранс
  7. ЖК на Портовой улице в Калининграде / Архитектурная группа «Селен»


Жюри 3 уровня: 

Александр Деринг,
почетный архитектор РФ, руководитель Творческой мастерской архитектора А.Ф. Деринга «Классика» – председатель; 
Юлия Тарабарина, 
главный редактор Архи.ру; 
Марина Игнатушко, 
автор и организатор «Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода»; 
Игорь Козак, 
заслуженный архитектор РФ, генеральный директор «Перспектива+»

25 Сентября 2023

Похожие статьи
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Таинственный терем
Обещали публиковать проекты, награжденные «Золотыми капителями» – начинаем. Проект реставрации Дачи Бугрова в окрестностях Нижнего Новгорода оказался сложной историей: ее и отчасти реставрировали, и не один раз, и дата строительства неизвестна, и автор проекта под вопросом, хотя резная «ропетовская» стилистика очевидна. Новый проект реставрации предполагает полную переборку и восстановление всех исторических элементов, от утраченных балконов до исторической раскраски. Разбираемся.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.