Шестиглавый

В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.

mainImg
Рейтинг «Золотая капитель» рассматривает архитектуру постсоветского пространства от Калининграда до Владивостока. Премия основана в Новосибирске в  1996 году, так что она на 5 лет старше Хрустального Дедала САР и на год – архрейтинга Нижнего Новгорода. И хотя премия сотрудничает с союзом архитекторов и другими организациями, рейтинг носит в своем названии гордую пометку – независимый.  

Три последних года, начиная с 2021, «Золотая капитель» существует в особенном, сравнительно редком для премий, формате: проекты финалистов здесь презентуют жюри и слушателям в очном формате – во всяком случае, жюри очное – и решение принимают по результатам презентаций. Что делает судейство рейтинга, прямо скажем, целым приключением, не только потому, что для него надо прилететь в Новосибирск, но и потому, что можно задавать любые вопросы и получать на них ответы. Мне довелось участвовать впервые и происходящее было очень увлекательно. Не постесняюсь этого сравнения, масштаб, конечно, значительно меньший, но формат как на WAF. 
Татьяна Иваненко вручает премии. Золотая капитель 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году в рейтинге участвовал 91 проект, а судейство было, как и всегда, многоуровневым: жюри 1 и 2 уровня плюс «гамбургский счет», в котором все участники рейтинга, 352 человека, голосуют за все проекты кроме своих.

Последний существует параллельно и выбирает своих лауреатов, здесь 1 место заняли нижегородские Пакгаузы, 2 – школа в новосибирском ЖК Евроберег, 3 – Дворец водных видов спорта в Екатеринбурге. 

Два других уровня жюри отобрали 13 проектов, из которых требовалось окончательно выбрать шесть, по числу вручаемых «золотых голов», один из них, кроме того, гран-при. Перечисляем всех; о некоторых проектах-победителях мы уже рассказывали, позднее надеемся рассказать подробнее и о других. Некоторые уже очень-очень известны, другие видим впервые – рейтинг отличало приятное разнообразие, как с точки зрения известности участников, когда где-то открытие, а где-то многократный лауреат других премий, так и с позиции масштаба и типологии. 

В общей сложности «капителями» наградили 4 реализации, 2 проекта, и диапазон, скажем так, «охвата» получился довольно широким – школа, аэропорт, торговый центр, пешеходный мост, музей, храм; один проект – реставрации. Три новосибирских объекта, два нижегородских, один – так и вообще для Минска. 

 
Гран-при

Школа ЖК Евроберег, Новосибирск
SVESMI – Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва; Брусника – Дмитрий Агарков, Олег Николаевский, Алексей Хриченков; Novascape – Ева Радионова, Мар Надал, Ким Кохелман
Школа в микрорайоне «Евроберег»
Фотография © Валерий Костюнин / предоставлена Брусника

Школа стала абсолютным лидером рейтинга, практически все присутствующие высказали ей свои комплименты. Школу любят: за необычное компактное решение объема и элегантную компоновку в рамках прямоугольного плана, этим она заметно отличается от популярных, хотя тоже эффективных, зданий-осьминогов. Тут все «упаковано» рационально и просто, притом что внутри есть большой атриум с деревянными конструкциями светового купола, проницаемость, а план даже рассчитан на входы с четырех сторон (хотя в последнем случае решение несколько условно, поскольку вход для детей только с одной стороны, через главную лоджию, а три остальных двери доступны только для учителей и персонала). 
Школа в микрорайоне «Евроберег»
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Брусника

Здание, действительно, впечатляет, оно необычно: с одной стороны, не очень похоже на школу, так как прямоугольное и кирпичное, отчего, к слову, кажется реинкарнацией советской «сталинской» типовой школы на новом витке развития. С другой стороны, внутри много дерева, причем все оно натуральное, не имитация, деревом, в числе прочего, отделаны рамки-ниши оконных проемов, в которых можно сидеть, они достаточно широкие, светлые и уютные. 

В процессе обсуждения удалось понять, что кирпич при реализации превратился из коричневатого в красный, асимметричная лоджия входа – в симметричную, окна потеряли часть откосов и стали на фасадах в значительной части плоскими, а «лестничные башни», образующие на углах эффектные складки, внутри пришлось завесить сетками, как и галереи атриума – все для безопасности. И тем не менее, идеи реализованы достаточно точно, и школа впечатлила всех. Мы рассказывали о проекте здесь, о реализации здесь

 
Золотые капители 

Новый терминал аэропорта Толмачево, Новосибирск
Руководитель авторского коллектива: Сергей Кузнецов; архитектурные решения: бюро СПИЧ – Сергей Чобан, Игорь Членов
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Новый терминал новосибирского аэропорта тоже стал одним из фаворитов жюри, тем более что многие имели возможность осмотреть его лично – прилетая в город. Это, в буквальном смысле, яркое, или даже говоря точнее, сияющее произведение: огромные столбы-зонтики из светящихся полос святятся белым молочным светом. Они не только освещают пространство главного зала, но и хорошо видны через сплошной витраж, особенно вечером, и входят в резонанс со штриховыми полосками ламп потолка. Феерия белого света подчинена, впрочем, строгому ритму и по-хорошему регулярна: четыре грибовидные колонны мерно расставлены в зале, образуя своего рода внутреннюю колоннаду, скрытую в стеклянном чехле, перед входом в технические зоны аэропорта. 
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

По словам Сергея Чобана, который представлял проект по видеосвязи, главным источником вдохновения был аэропорт Пулково-1, но не потому, что в его проектной графике колонны решены как грибовидные, а из-за того, как световые фонари и колонны связаны с конструкцией. Только в Пулково колонны поддерживают кровли стаканов-фонарей, а в Толмачево зонтики «грибов» берут на себя часть нагрузки полутораметровых ферм перекрытия, служат единственными опорами между колоннами внешнего и внутреннего ряда. Кроме того, строгость архитектурного решения в некоторой степени противостоит модным веяниям аэропортостроительства, предпочитающего эффектность гибких линий и служит оммажем архитектуре модернизма. 

ТЦ Грани, Новосибирск
АБ Мегапроект – Грант Цатурян, Артем Носенко
zooming
ТЦ Грани, Новосибирск, 2011–2023
Фотография © Наталья Бочкова / предоставлено АБ Мегапроект

Торговый центр на одной из центральных площадей Новосибирска в пестром и суетном окружении предендует на роль нового городского акцента и еще позицию правой «половинки пропилей» при въезде в город со стороны аэропорта по улице Титова. Левой частью пропилей служит другой ТЦ – «Версаль», тоже округлый, но из другой эпохи, так что получилось асимметрично. 
ТЦ Грани, Новосибирск, 2011–2023
Фотография © Наталья Бочкова / предоставлено АБ Мегапроект
Артем Носенко презентует проект ТЦ Грани. Золотая капитель 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

ТЦ Грани начали проектировать в 2007 году, основная идея была сформулирована в 2011 году, а завершили строительство сейчас, причем – только первой части. Здание примечательно тем, что включает в себя метро, кафе и магазины с выходом на улицу, а его фасад состоит из стеклянных модулей, крупных рельефных ромбов. Он прозрачен и ночью светится изнутри целиком, чем напоминает Толмачево. По внешнему контуру торговых пространств тянется проход-галерея, которая днем будет освещена естественным светом. И хотя использованный пластический прием не уникален, сумма всех обстоятельств делает здание редким примером в рамках своей типологии. 

Пешеходный мост в Борском Волгоречье, Нижний Новгород
АБ ГОРА – Станислав Горшунов, Мария Юдина, Елизавета Будько
Пешеходный мост в Борском Волгоречье
Фотография © Александр Ивасенко / предоставлена АБ ГОРА

Станислав Горшунов не впервые работает для Бора – города-спутника Нижнего Новгорода на правом берегу Волги, не так давно он завершил благоустройство парка Моховые горы, одним из главных героев которого тоже стал видовой мост. 

Но парк находится «на отшибе», практически на выезде из Бора в сторону Макарьева, а мост – в самом центре города, недалеко от станции самого большого в Европе фуникулера через Волгу. Город Бор, впрочем, именно что спутник, жителей в нем 70 тысяч, а привлекательных общественных пространств не очень много, так что мост присоединился к проекту благоустройства, в состав которого вошел, в частности, скейт-парк. Задача того и другого – интенсифицировать город, и, по словам Горшунова, скейт-парк теперь всегда полон. 
Пешеходный мост в Борском Волгоречье
Фотография: Александр Ивасенко / предоставлена АБ ГОРА
Станислав Горшунов презентует проект пешеходного моста в Борском Волгоречье. Золотая капитель 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Источником вдохновения для моста послужила история борского монорельса, работавшего в 1930-е годы, а проект, по словам автора, в процессе работы изменился: мост планировался полностью деревянным, но получил алюминиевую конструкцию, а кафе переехало в отдельный объем. Впрочем, видовой «парящий» мост остался, как и оформление планками из лиственицы, так что мост ощущается как деревянный. 

Проект реставрации Летней дачи Бугрова, 1892 г., Нижний Новгород
Асгард – Александр Шумилкин, Виталий Краснов, Марина Ткачева, Петр Грушевский, Екатерина Полякова, Александра Плаксина, Оксана Досталева, Анна Бакшеева, Алан Хетагуров, Илья Хохлов
  • zooming
    Проект реставрации дачи Бугрова, 2022–2023
    © Асгард
  • zooming
    И.П. Ропет (Петров). Проект дачи Бугрова, конец XIX в.
    общественное достояние

Дача купца Бугрова была построена по проекту архитектора Ивана Ропета (Петрова), мастера деревянного историзма, создавшего вариант «русского стиля», впоследствии получившего неприятное название «ропетовщины», хотя, как мы теперь понимаем, он стал одним из источников деревянного модерна, дягилевских декораций и вообще всего, что принято связывать со сказочной русской избой. Об образе избы можно было бы долго говорить, но здесь подчеркну только одно – речь о реставрации не просто одного из богато украшенных резных теремов XIX века, а именно об авторском произведении, одном из ключевых для направления. 

Дом реставрировался в 1960-е, но дешево и неудачно: тогда, в частности, зачем-то убрали одну из несущих стен, из-за чего конструкция начала крениться. Сейчас проведены подробные исследования, в том числе – я спросила – изучена первоначальная раскраска дома, создан проект реставрации, который планируется вскоре реализовать. Финансирование – государственное, функция – музей купца Бугрова. 

Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск
Мастерская «Прохрам» – Дмитрий Остроумов, Кристина Васина, Полина Аскарова, Анна Заболоцкая

Миссия мастерской Прохрам, как мне показалось, состоит в том, что аккуратно, но последовательно внедрять в храмостроительство приемы и пластику современной архитектуры. Задача эта, как известно, непростая, почти подвижническая, так что неудивительно, что среди работ бюро встречаются как вполне консервативные, к примеру копия Коложской церкви в Гродно, так и новаторские. Комплекс княгини Ольги в Минске – один из них. 

Он состоит из двух храмов: один деревянный – Бориса и Глеба, небольшой и с планом, тяготеющим к базиликальной вытянутости запад–восток. Его планируется построить по каркасной технологии первым. Особенно симпатичен лаконичный интерьер с круглыми деревянными столбами. 
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск
© Мастерская «Прохрам»
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск
© Мастерская «Прохрам»

Второй храм – каменный, то есть бетонный со штукатурными фасадами в рельефную полоску, похожую то ли на кладку со скрытым рядом, то ли на штрабу по каменной поверхности. Внутри храм бесстолпный, две пересекающиеся подпружные арки поддерживают конструкцию, подобную крещатому своду XVI–XVII веков. Снаружи на фасадах планируются скульптурные рельефы, а конху апсиды архитекторы обещают украсить сусальным золотом – вероятно, с составе смальты. 
Проект храмового комплекса княгини Ольги, Минск
© Мастерская «Прохрам»

***

Мы планируем рассказать о проектах подробнее, а пока перечислим работы, вышедшие в финал, но не добравшиеся до «Золотых капителей»; среди них много достойных, но количество наград жюри решило не увеличивать, соблюдая правила премии. 

 
Финалисты «Золотой капители» 2023: 

  1. Пакгаузы в Нижнем Новгороде / СПИЧ
  2. ЖК Метрополис в Красноярске / Кооперативная проектная мастерская А-2
  3. Дворец водных видов спорта в Екатеринбурге / Archinform
  4. Николо-Спиридоновский комплекс в Керчи / Мастерская «Прохрам»
  5. Проект частного дома ULEY / Kremnev atelier
  6. Проект нового корпуса СОШ №2 в Воронежской области / Гипрокоммундортранс
  7. ЖК на Портовой улице в Калининграде / Архитектурная группа «Селен»


Жюри 3 уровня: 

Александр Деринг,
почетный архитектор РФ, руководитель Творческой мастерской архитектора А.Ф. Деринга «Классика» – председатель; 
Юлия Тарабарина, 
главный редактор Архи.ру; 
Марина Игнатушко, 
автор и организатор «Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода»; 
Игорь Козак, 
заслуженный архитектор РФ, генеральный директор «Перспектива+»

25 Сентября 2023

Похожие статьи
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Черное и белое
На MosBuild 2022 вручили награды премии MADA, нацеленной на продвижение молодых архитекторов. Если смотреть на победителей, то тренд – белые и черные (темно-серые) стены, причем где-то решение продиктовано темой, потому что иначе нельзя, где-то местом, где-то – применено для красоты и светлости.
«Харизма без притворства»
Притцкеровская премия за 2022 год присуждена Дьебедо Франсису Кере из Буркина-Фасо: это первый лауреат африканского происхождения за историю этой награды.
Гуманизм при растущем уровне моря
Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.
Торжество регионального подхода
Притцкеровский лауреат, патриарх индийской архитектуры Балкришна Доши стал лауреатом Золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) – и припомнил, как такое же награждение воспринял его учитель Ле Корбюзье.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Таинственный терем
Обещали публиковать проекты, награжденные «Золотыми капителями» – начинаем. Проект реставрации Дачи Бугрова в окрестностях Нижнего Новгорода оказался сложной историей: ее и отчасти реставрировали, и не один раз, и дата строительства неизвестна, и автор проекта под вопросом, хотя резная «ропетовская» стилистика очевидна. Новый проект реставрации предполагает полную переборку и восстановление всех исторических элементов, от утраченных балконов до исторической раскраски. Разбираемся.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.