Фотография © Дмитрий Чебаненко
Фотография © Дмитрий Чебаненко
Высота атриума – 9 этажей от уровня земли (из них один общественный первый и 2 технических) плюс еще три 3 подземных яруса. В центральной части все они, подземные и надземные, объединены цельным вертикальным пространством приблизительно 40-метровой высоты.
Новый объект визуализирует центральную ось атриума, притягивая внимание входящих, провоцируя поднять взгляд наверх, – и таким образом делает структуру пространства главного холла более ясной. Но в то же время и более живой.
Фотография © Дмитрий Чебаненко
Фотография © Дмитрий Чебаненко
Типологически объект можно сопоставить со скульптурными люстрами многосветных фойе общественных зданий модернизма 1960-х – 1970-х, но кольца (на самом деле эллипсы) используют холодноватый белый LEDовский свет и, кроме того, они совершенно одинаковые: 2 х 8.1 м каждый, и парят на равном расстоянии 2.4 м друг от друга, последовательно поворачивая на 30° в каждой итерации. И несмотря на то, что светильники кажутся повернуты под разными углами к земле, все они строго параллельны и расположены в горизонтальной плоскости.
Всего колец 9, общая высота инсталляции 19 м, вес 1 тонна, расстояние от нулевой отметки пола – 9 м.
Объемно-пространственная композиция объекта построена, таким образом, на парадоксе между строгой математической точностью и повторяемостью, которые дают в прямой проекции несложный, но красивый фрактал, – и асимметричностью и непредсказуемостью ракурсов, которые возникают при взгляде на объект в реальности и усиливаются отражениями в витражах вокруг.
Производимый эффект хочется сравнить с бытованием математических правил или законов физики в реальной жизни: простые и ясные в основе своих формул они, проецируясь на многообразие обстоятельства и восприятия, дают множество почти бесконечно живых и хаотических «картинок». Именно поэтому, на мой взгляд, объект Андрея Перлича интересен и привлекателен – сколько его ни обходи, получается все время что-то разное, но в основе строгая стереометрия.
И еще. Каждый эллипс подвешен на двух тонких тросах. Но кажется, что кольца зависли в пространстве не столько благодаря тросам, сколько из-за некоей гравитационной закономерности: их притягивает центральная ось и в не меньшей мере – описанная выше строгая логика «божественного» порядка.