27.02.2018

Белое дерево

ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.

информация:

Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов

О проекте жилого комплекса Wine house компании «Галс-Девелопмент» мы рассказывали в 2014 году, когда строительство уже было начато. ЖК на Садовнической улице – один из достаточно ранних примеров сотрудничества ТПО «Резерв» и SPEECH, поделивших между собой секции жилого дома пополам – ради разнообразия фасадных решений: одно из них, модернистское, принадлежит Владимиру Плоткину, второе отмечено латентной орнаментальной классикой, столь характерной для поисков Сергея Чобана. В данном случае ТПО «Резерв» выступало в роли генпроектировщика.

Если говорить о месте, то вокруг – очень тихо, просто неправдоподобно для центра Москвы. Впрочем, в Садовниках, на острове Балчуг очень спокойно почти везде, самое место для дорогого жилья. Цены на квартиры здесь колеблются от 7 до 10 тысяч долларов за метр, их площади – в основном больше 100 м, нередко вдвое, и половина секций уже полностью продана. А место интересное – со всех сторон оно окружено зданиями военного ведомства. К северу, слева по Садовнической – бывший Кригскомиссариат, построенный в 1780 по проекту Николя Леграна, «сочинителя» екатерининского плана реконструкции Москвы. Сейчас его занимает Штаб московского военного округа, во дворе – бункер, из которого округом управляют, в 1953 там казнили Берию. Напротив – следственное управление того же округа. С другой стороны, справа по Садовнической – невысокий, построенный в 1740-е «старый Кригскомиссариат», сейчас его двор служит парком военной части.

Наконец, от Космодамианской набережной Wine house огражден вереницей жилых «сталинских» домов, построенных, что удивительно, во время войны, с 1940 по 1945 годы. Они прикрыты от трассы набережной деревьями и в свою очередь надежно прикрывают ЖК – в ближайшем доме 8 этажей, а в соседних с ним секциях нового комплекса – 7. Между домами, то есть за тыльным фасадом Wine house, образовался небольшой двор с проездом, закрытым шлагбаумом, причем прилегающий к ЖК прямоугольник 24х73 м принадлежит ему и благоустроен.
Жилой комплекс Wine House. Ситуация. ТПО «Резерв», SPEECH
Жилой комплекс Wine House. Ситуация. ТПО «Резерв», SPEECH

Собственно комплекс занял территорию винного завода Петра Смирнова, от которого унаследовал говорящее название – «Винный дом», и вытянутый вдоль Садовнической улицы краснокирпичный корпус 1888-1889 годов; с 1940-х годов в нем производили шампанские вина «Корнет». В сохраненном корпусе нашлось место для 41 апартамента, его фасады полностью очистили от краски, и в составе ЖК он получил название Luxury loft.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Новые секции Wine house выстроены, вторя соседу-Леграну, строгим прямоугольником, и плотно замкнуты вокруг внутреннего двора. Если бы корпус XIX века стоял посередине и не был сдвинут влево, получилось бы совершенно правильное каре, а так – чуть-чуть асимметричное.
Жилой комплекс Wine House. Генплан. ТПО «Резерв», SPEECH
Жилой комплекс Wine House. Генплан. ТПО «Резерв», SPEECH

Впрочем, принцип классической «дворцовой» симметрии здесь хоть и намеком, но реализован: центральная секция встречает входящего во двор выступом широкого ризалита, фланкированного двумя вертикальными выступами по сторонам. Схема совершенно дворцовая, центральный ризалит берет на себя роль «портика», хотя он и нарисован, в некотором роде, наоборот: вместо опоры-цоколя – пространство под консолью, вместо колонн – простенки между окнами, которые, этаж за этажом, становятся тоньше в духе оптического искусства или же – как ветви дерева, стремясь раствориться в небе.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов

Но тема симметричного репрезентативного «дворца»-каре здесь, конечно же, не главная. Важнее пара почерков двух известнейших российских архитекторов, соединенных в одном комплексе – популярнейший прием 2010-х, увлеченных поиском разнообразия «рук» в рамках цельного фронта застройки исторического города. Такие конгломераты фасадов, бывает, отличаются пестротой, но здесь – не тот случай. Все получилось регулярно и респектабельно, не исключено, что латентная «дворцовая» тема что-то продиктовала, или же, что вероятнее – два автора обладают настолько ярко выраженным взглядом на вещи, что сам факт соседства-сравнения задал джентльменскую сдержанность тона. Впрочем, известно, что Сергей Чобан и Владимир Плоткин нередко работают совместно над ансамблями – к примеру, в «ВТБ Арена Парк», или в ЖК «Западный порт». Но здесь поделили не корпуса, а фасады и секции.

Целостность обеспечена общим силуэтом и подходом к высотности: высота дома снижается к Садовнической улице до 4 этажей, образуя широкие ступеньки террас, с которых открываются замечательные виды. Не меньшую объединяющую роль играет материал – светлый известняк, сейчас принятый в центре города как материал одновременно респектабельный и историчный, хотя мы и знаем, что в старой Москве каменных зданий почти не было.

На фасадах SPEECH известняк чуть более «классически» желтоватый, у ТПО «Резерв» – по-современному сахарно-белый. Впрочем, в проекте различие цвета было более ощутимым, в реальности же первый цвет лишь едва более бежев; не вглядываясь, не сразу и заметишь. Местами камень «взаимопроникает», что тоже обеспечивает унисон. Кроме того, второй материал – черный металл широких перемычек и тонких решеток, тоже общий. Ощущение такое, что оба автора тщательным образом следили за тем, чтобы диалог не перерос в звучный спор. И спор получился подчеркнуто-графичным, даже по ощущениям немного «бумажным», без повышений голоса.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов

Фасады Сергея Чобана тяготеют к классическим схемам и пропорциям. Здесь вместо консолей в первом ярусе чаще встречаются каменные пилоны. Тонкие вертикали окон, собранные по три, и скругленные углы ризалитов напоминают о рациональном модерне и ар-деко. Впрочем, чистых цитат ни того, ни другого, пожалуй, не найти: все пропущено сквозь некую призму «метафизики», элементы схематизированы, хотя узнаваемы. К примеру, на хорошо освещенном солнцем южном фасаде северного корпуса мы обнаруживаем полукруглые выемки – «тени» колонн в обратном рельефе. Частые и тонкие вертикальные желобки на пилонах напоминают каннелюры, хотя и лишены округлой профилировки, плюс множество выемок-филенок, тоже преимущественно не простых, прямоугольных – все это отсылает по степени обобщения к итальянским 1930-м.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Наибольшее внимание привлекает орнаментальная резьба – лейтмотив архитектуры Сергея Чобана, ответ на его собственную концепцию, озвученную в книге «30:70», о необходимости усложнять поверхность зданий, работать с декором и фактурой. В данном случае она – очевидная наследница резьбы дома в Гранатном переулке, так же, как и там, поддержанная орнаментальной шелкографией на стекле. Но там – орнаментов действительно много, они в значительной степени основаны на византийских прообразах, и присутствуют во многих материалах. Резьба по камню в Гранатном разная: от стилизованной, но вполне моделированной, до совсем плоскостной, расположенной строго между двумя поверхностями, типа резинового штампа или гравюры по линолеуму – не претендующая на рельеф. Этот последний способ, в фактурном отношении – самый легкий, стал главным на фасадах Wine house. Из-за высокой степени обобщения и прототипы здесь уже почти не читаются, желобок бесконечно вьется, то плотно, то разреженно, лишь изредка позволяя узнать то контуры цветка, то шишку хмеля. Ее цель – «разрыхление» поверхности кружевом – достигнута, а плоскостность, вероятно – дань деликатности в диалоге.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Сравнив результат с проектом, убеждаемся: многие детали, к примеру орнаментальные решетки, подобные «Византийскому дому», отсеялись в процессе, резьба стала тоньше, а на фасадах «Резерва» со стороны двора исчезли рельефные элементы.

Что же до фасадов Владимира Плоткина, то они, находясь, как мы помним, в той же гамме, во многом, действительно, совершенно другие, начиная с того, что в них чаще преобладает горизонталь, а окна ощутимо более асимметричны и субъективно подвижны, особенно на фасадах четырехэтажных корпусов, выходящих на Садовническую. Это главный фасад ЖК, его представительство в городе, и на нем, пожалуй, особенно остро заметно разнообразие решений. Здесь в ряд выстроились четыре разных здания, причем второй слева – кирпичный корпус XIX века, рядом с ним – «каннелированная» секция Сергея Чобана, самая «классичная» из всех.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко

По краям – две секции Владимира Плоткина, они обрамляют собой диалог двух историзмов, и поэтому, вероятно, подчинены теме рамы – но не простой, а похожей на монохромный вариант композиции Пита Мондриана: сетка окон занимает весь фасад, укладываясь на нем наподобие «пятнашек». Фасады гладкие, белое на них белее, черное чернее, и стекло кажется особенно черным, без смягчений. Это один из любимых контрапостов Владимира Плоткина: черное и белое.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов

В то же время новые корпуса со стороны улицы работают также и в унисон: все три современных фасада нависают над тротуаром глубокими консолями, вверху же образуют, как мы помним, три ступеньки террас, редкое в Москве явление. Получается подобие любопытных «носов», которыми новый комплекс «смотрит» на улицу – в противовес кирпичному зданию, старому, самодостаточному, все повидавшему, и войну, и революцию. Эту часть комплекса – четырехэтажную, с террасами, Владимир Плоткин считает самой выразительной.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов

В наружных фасадах «Резерва» простенки становятся чуть больше, но окна – то вертикальные, то горизонтальные, то угловые-«конструктивистские» – чередуются с асимметричной живостью. Здесь, на внешнем контуре, все проемы получили черную рамку, а между ними возникли рельефные каменные выступы, похожие на клавиши электрических переключателей, отбрасывающие острые треугольные тени и работающие на образность дома-механизма.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов

Так как «Резерву» достались все четыре угловых секции, то и внешних, обращенных наружу фасадов его архитекторам также досталось больше: узкая полоса во дворе соответствует широкому фронту снаружи. Но в то же время Владимиру Плоткину принадлежит большой фасад центральной секции, и теперь, после чуть более внимательного рассмотрения дома в целом, роль центрального ризалита становится более ясной: он – звено, объединяющее две темы: мета-классичную, украшенную желобками, филенками и резьбой, тонкокостную и статуарную, восходящую к 1930-м годам – и модернистскую, контрастно-динамичную, апеллирующую к идеям 1970-х. Хотя если говорить о Мондриане, то 1920-х. Пластическое противоречие двух главных тем XX века, собственно, и прорастает «белым деревом» центрального ризалита. Это главный аккорд, попытка объединения тем классики и модернизма, он резюмирует диалог и недаром занимает центральное место.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов

Все входы в подъезды устроены со стороны двора, а квартиры первых этажей снабжены входами непосредственно с улицы; в первых этажах также нашлось место для общественных зон, встроенного детского сада и коммерческих площадей со стороны улицы. Двор – двухуровневый, ближе к Садовнической расположился пандус въезда в парковку, чуть дальше – внутренний сквер на ее кровле; благоустройством занималось ТПО «Резерв». В сквере – чуть больше десяти прямоугольных клумб, приподнятых над уровнем земли; часть из них служит постаментами для деревьев: кленов, лип и даже вишни. Один из прямоугольников, ближе к центру двора, занят небольшим бассейном с фонтаном. При всех клумбах – деревянные скамейки, бортики кирпичные. Мощение же образует фактурный ковер: здесь совмещены светлые каменные плиты, кирпич, пятна травы и вкрапления деревянных поверхностей, превращающих двор в подобие террасы, пространства домашнего и уютного.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Илья Иванов
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко

Так что во дворе происходит более тесное взаимодействие фактур, которого нет на фасадах, где исторический красный кирпич и современный белый камень подчеркнуто разведены. «Под ногами» же кирпич есть, встречается он и в пространстве лобби, где основную скрипку играет камень, идентичный фасадному, но оживленный вкраплениями дерева и кирпича.

Параллелепипед венткамеры, замаскированной ажурной решеткой кортеновой стали, берет на себя роль абстрактной скульптуры, отделяя сквер от въезда в парковку, оживляя его рыжеватым пятном, и тоже перекликаясь с кирпичными фасадами корпуса-лофта.

Благоустройство, парковка, каменные фасады, умеренная высотность – все это определяется дороговизной участка «в одном светофоре от Кремля» и запредельным классом жилья. Впрочем, архитектура таких комплексов для Москвы как правило лавирует между «консервативной стилизацией с колоннами», что по-прежнему случается чаще – и «современной», что реже, но тоже бывает. Выбор простой, на раз-два. Здесь же совершенно иная история – мало того, что орнаментальная архитектура Чобана не стилизация, здесь диалог между двумя признанными сторонниками разных стилевых парадигм стал, по желанию заказчика, одним из сюжетов здания. Дискуссия получилась деликатной – достаточно представить себе обоих авторов, чтобы понять, что иначе и быть не могло – но постановка проблемы, надо признать, интересная.
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко
Жилой комплекс Wine House. Фотография © Дмитрий Чебаненко

поставщики, технологии:


последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Евгений Подгорнов
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Плоткин
  • Арсений Леонович
  • Кристина Павлова
  • Наталия Зайченко
  • Вероника Дубовик
  • Юлия Тряскина
  • Павел Андреев
  • Олег Карлсон
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Гнездилов
  • Всеволод Медведев
  • Антон Лукомский
  • Иван Кожин
  • Станислав Белых
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Васильев
  • Зураб Басария
  • Александр Порошкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталья Сидорова
  • Вера Бутко
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Труханов
  • Владимир Ковалёв
  • Юрий Сафронов
  • Наталия Порошкина
  • Антон Надточий
  • Илья Машков
  • Юлий Борисов
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Попов
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Романов
  • Сергей Скуратов
  • Рустам Керимов
  • Сергей Чобан
  • Александр Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Олег Шапиро
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Катерина Грень
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Кузнецов
  • Полина Воеводина
  • Карен Сапричян
  • Левон Айрапетов
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Реутт
  • Александр Бровкин
  • Тотан Кузембаев
  • Роман Леонидов
  • Василий Крапивин
  • Константин Ходнев
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Орешкин
  • Николай Миловидов
  • Александр Скокан
  • Никита Токарев
  • Олег Мединский
  • Марк Сафронов
  • Даниил Лоренц
  • Валерия Преображенская
  • Илья Уткин
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Асадов

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

21.07.2019

«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставоса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
17.07.2019

Mriya Resort: спроектировано Фостером

Mriya Resort – новый отель, спроектированный и построенный бюро Нормана Фостера в 2010-2014, успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
03.07.2019

Дом для КНАУФ

Новый офис КНАУФ не только объединил под одной крышей подразделения компании, занимающиеся маркетингом и сбытом в России, но и стал местом, где материалы и технологии демонстрируются в действии.
КНАУФ (KNAUF)
другие статьи