Как рассказывает Владимир Плоткин, девелопер – компания Capital Group – по поводу этого проекта обратился к его команде далеко не сразу. Сначала жилой комплекс разрабатывал тот же коллектив «Моспроекта-4», что и Ледовый дворец. Это было весьма логично: кто, как не авторы «Мегаспорта», должны были знать, какой дом может стать для дворца идеальным соседом. Но позже заказчик принял решение пригласить других архитекторов, и автором жилого комплекса стало ТПО «Резерв». «Этот проект стал для нас во всех смыслах вызовом, – признается Плоткин. – Во-первых, столь близкое соседство с Дворцом – оно обязывало нас сделать в его сторону реверанс уважения, но превращать дом в фоновое сооружение мы совсем не хотели. Во-вторых, конечно, сам масштаб застройки Ходынского поля – гигантомания здесь доведена до предела, и мы понимали, что как бы мы к этому ни относились, нам придется этой тенденции следовать».
Стремление создать самодостаточный по своей архитектуре и форме комплекс сначала подвигло авторов проекта спроектировать систему кварталов, образованных домами разной этажности. Дворы перетекали друг в друга, образуя в плане меандр. Потом появился вариант с отдельно стоящими объемами в виде высоток-книжек, «раскрытых» на дворец. В обоих случаях объемы размещались на едином стилобате, который «выдвигался» в сторону улицы. И лишь когда архитекторы приняли решение, наоборот, переориентировать стилобат на внутренний проезд и тем самым увеличить пространство между дворцом и жилыми объемами, композиция приобрела законченный вид. Впрочем, и со стороны улицы дом ставится не прямо по красной линии: авторы все же делают небольшой отступ с тем, чтобы создать перед внешним фасадом благоустроенное пространство, которое зеленым клином расширяется по мере приближения к перекрестку.
Следуя вогнутой стороне участка, трехэтажный стилобат приобретает ярко-выраженную пластичную форму, которой вторит и основной жилой объем. Фактически архитекторы сначала ставят по обеим улицам дома-пластины (можно сказать, фирменный элемент ТПО «Резерв»), а затем большую из них изгибают, придавая ей в плане отчетливое сходство с дугой или подковой. Важно и то, что пластины, хоть и стоят на общем стилобате, между собой никакими перемычками не связаны. К перекрестку, таким образом, дом обращен не швом гигантского острого угла, а вертикальным проемом во всю высоту корпусов. За счет высоты стилобата в эту «щель», конечно, не увидишь дворец, но сама высотная доминанта, замыкающая перспективы сразу нескольких направлений, становится более выразительной и визуально легкой. С этой же целью, кстати, архитекторы в самой дуге делают два таких же узких и глубоких выреза, визуально рассекая ее на три объема. Самый меньший из них по ширине сопоставим с «пластиной», от которой он, кстати, наиболее удален, средней примерно в два раза еще шире, а к «ущелью» подходит наиболее широкая, монолитная часть. Определенные деформации архитекторы совершают и по горизонтали: примерно посередине (с учетом стилобата) длинный корпус разделен на две части, и верхняя слегка сдвинута в сторону перекрестка, так что там на вытянутом торце появляется небольшая консоль, а со стороны Ходынского поля торец, наоборот, приобретает выразительную «ступеньку». Есть консольки и во внутренних вырезах, которые, поддерживая заданную тектоническую тему, использованы архитекторами для создания небольших балкончиков.
Протяженные масштабные фасады – одна из излюбленных тем команды Владимира Плоткина, и этот дом не стал исключением. Для длинных фасадов дугообразного корпуса использован фрактальный рисунок «лесенкой», в котором горизонтальные и вертикальные перемычки выстраиваются в ступеньки. Рисунок довольно простой, но при этом не однообразный – он хорошо подчеркивает пластику изогнутого дома и создает интересный оптический эффект при движении мимо него (пешком или на машине). В корпусе-«пластине» архитекторы тоже его применили, но лишь на завершении, тогда как нижняя половина объема расчерчена более лаконичными горизонталями. Торцы решены иначе. Здесь архитекторы не отказали себе в удовольствии использовать глухие поверхности, которые они чередуют и с той же фирменной «лесенкой», и просто с масштабным остеклением, формируя выразительные вертикали, хорошо заметные издалека.
Свое лицо и у трехуровневого стилобата. И если монотонность фасада основного объема компенсирована за счет довольно мелкого рисунка, то здесь, с учетом общественной функции, ставка, наоборот, сделана на крупный масштаб. Пластику дуги архитекторы обогащают эдакими псевдопилонами, которые поставлены под углом к основному объему. На самом деле это чисто фасадное решение, подчеркивает Владимир Плоткин: часть этих элементов предполагается остеклить и превратить в витрины магазинов, другие использовать для размещения рекламных конструкций. Похожим образом, в виде эффектных треугольных ниш, оформлены и входные зоны, которые за счет своей формы словно втягивают посетителей внутрь.
Придуманные ТПО «Резерв» высокие треугольные «вырубки» помогают зданию очень точно попасть в масштаб Ходынки: для пешеходов они продолжают и вместе с тем «очеловечивают» гигантоманию поля, а издалека дом работает как единая цельная форма с пестрым рисунком, вставая в ряд с наиболее заметными постройками этого района Москвы.