Приплытие варяга

Новый объект, который строится сейчас рядом с коньячным заводом в Черняховске, поддерживает подход, заданный TOTEMENT / PAPER в проекте музея коньяка, и развивает сюжет. В «заводском спектакле» появился новый персонаж.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Мастерская:

TOTEMENT/PAPER

Проект:

Вискикурня
Россия, Черняховск, ул. Гоголя, 9а

Авторский коллектив:
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Андрей Гуляев, Юлия Головёнкова, Андрей Каюков, Наталья Гришинчук, Дмитрий Смирнов, Михаил Безнос

2019 – 2018
На окраине Черняховска, за железнодорожной веткой, работает коньячный завод «Альянс 1892». Некоторое время назад TOTEMENT / PAPER построили на его территории здание Музея коньяка, совмещенное с хранилищем бочек – комплекс небольшой, но с тонко срежиссированным архитектурным диалогом: его можно было бы понять как скульптуру, если бы внутри не обнаруживался сложный маршрут, рассчитанный на последовательное развитие впечатлений идущего. Здание отмечено несколькими международными премиями, в частности вошло в список selection ICONICAWARDS 2018 и в список ста объектов года The International Architecture Award for 2018 (Chicago Athenaum); прошло первый отбор WAF2018 и было презентовано в Берлине.
Вискикурня; вид от музея коньяка
© TOTEMENT/PAPER
Вискикурня; вид от музея коньяка
© TOTEMENT/PAPER
Теперь на соседнем с коньячным заводом участке будут производить виски. Восточнее территории коньячного завода строится виски-курня, первое в России производство такого рода, которое к тому же будет работать на российском сырье, перегоняя ячмень в спирт и затем превращая его в благородный шотландский напиток, который некоторые ценители считают самогонкой, другие же, напротив, очень уважают; особенно англоманы, а таковых сейчас большинство.



Заказ на здание по производству виски также поручили Левону Айрапетову и Валерии Преображенской, продемонстрировавшим в предыдущем проекте профессиональный перфекционизм. Архитекторы же, давно «вжившись» проблематику территории, увидели в новой задаче необходимость как продолжить начатый ансамбль, так и показать различие зданий, и проявить специфику нового напитка и нового производства. Заметим, что в планах строительство склада для виски – ангара, в котором напиток будет выдерживаться до готовности, в том числе в специальных дубовых бочках не менее трех лет. Проекта склада пока нет, но известно, что площадь музея 1115 м2, виски-курни 4500 м2, а одноярусное здание склада должно занять порядка 16 000 м2 – объемы растут. В еще более отдаленных планах благоустройство территории; сейчас она тоже очень аккуратна, дорожки чистые, трава подстрижена, все по-европейски ухоженно, как и полагается современному производству, но рука художника фабричного ландшафта пока не касалась.
  • zooming
    1 / 5
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 5
    Вискикурня; план, 1 ярус
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 5
    Вискикурня; план, 2 ярус
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 5
    Вискикурня, план; 3 ярус
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 5
    Вискикурня; разрез
    © TOTEMENT/PAPER
Итак, виски-курня отличается от музея коньяка тем, что большая ее часть отведена производству и доступна всего для нескольких человек, в основном для 1-2 дежурных, которые должны следить за автоматикой, принимать и тестировать сырье. Под производственную часть отведен протяженный металлический ангар, где стоят чаны для разных стадий брожения, между ними мостки, все металлическое, белое; до мелочей продумано удобство и даже красота: архитекторы вспоминают, что из вариантов, предлагаемых итальянскими наладчиками завода, при прочих равных заказчик неизменно выбирал самый эстетичный. Но эта часть – совершенно закрытая.
  • zooming
    1 / 2
    Вискикурня; заводская часть внутри
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 2
    Вискикурня; заводская часть внутри
    © TOTEMENT/PAPER
Ограниченно открытым для посещений будет вестибюль здания, на нем и сосредоточились, в основном, все авторские усилия. Архитекторы TOTEMENT / PAPER трактовали эту часть как своего рода голову – что хорошо читается, поскольку «голова» светится, венчает прямоугольное «туловище», и даже разворачивается в пол-оборота в сторону музея коньяка, выстраивая эмоциональные связи с предшествующей постройкой. «Там [в музее коньяка] две фигуры как бы ведут диалог, может быть, там даже возникает своего рода танец, – объясняет Левон Айрапетов. – А здесь появляется некий чужак, дикий шотландский горец, грубый, брутальный и черный. Приплыл сюда со своим кельтским топором, в татуировке, и осматривается».
  • zooming
    1 / 4
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 4
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 4
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 4
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
Действительно, эффект «приплытия» вполне ощутим, несмотря на то, что корпус прочно стоит на земле – стоит посмотреть на его треугольный, обращенный на юг «нос», напоминающий то ли подлодку, то ли греческую триеру. Собственно длинный корпус похож на фигуру в какой-нибудь шкуре, сходство поддерживает черный цвет и ребристая фактура горизонтальных полос, на которых, как наглядно показывают авторы, будет отлично смотреться снег.
Вискикурня; зимний вид
© TOTEMENT/PAPER
Любопытно, что шотландские ассоциации даны брутально и жестко, не через привычную клетчатую юбку, а через условного горца. Или «Горца». Белые с черным «татуировки», вполне абстрактные, заложены в рисунке мощения перед входом, которое отражается в стекле – на «лице», и в сочетании черного и белого.
Вискикурня; вид от входа на музей коньяка
© TOTEMENT/PAPER
Рисунок шотландки здесь тоже есть, но его надо искать, он спрятан в линиях переплетов витражей и совершенно не бросается в глаза, тут требуется авторская подсказка. Все это правильно, конечно: кому нужны лобовые ассоциации? И в то же время здание отчетливо одушевлено, похоже на замершую фигуру, как поясняет Левон Айрапетов – «оно должно быть как тело зверя, готовое к прыжку. Напряженное, полное внимания, готовое к действию, а не прыгающее и не расслабленное».

видео – презентация проекта:


Повернутая вбок «голова» мне лично напоминает большое вкрапление горного хрусталя в скале. Граненого и полированного, посверкивающего, утром – лучом солнечного света, который попадает внутрь через длинную щель в восточной стене и движется потом в течение дня внутри, как в римском Пантеоне, давая косой свет на разные части интерьера. Вечером и зимой – электрическим светом.
Вискикурня; входная группа
© TOTEMENT/PAPER
Свет подчеркивает драгоценность «хрусталя» и всей его начинки, тем более что здесь, за стеклом, помещены самые ценные части производства – «кубы», в которых виски будет переживать последний этап перегонки, прежде чем будет помещен в деревянные бочки на 3 года. Согласно технологии кубы должны быть из чистой меди и иметь довольно причудливую форму; они напоминают тазы и самовары с картин Шардена, золотисто-красные, округлые. Их форма отчетливо противоречит граненой и тонкой черно-белой «раме», позволяя почувствовать, что это – сокровища, помещенные в некий кристалл. Один из любимых приемов современной архитектуры, создание объемных витрин, подчеркивающих экспонат внутри, в данном случае вполне уместен.
  • zooming
    1 / 2
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 2
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
Поиск формы прошел через множество вариантов «витрин» – прямоугольной, круглой с виде стеклянного стакана, и прочих:



Признаю, что окончательный вариант лучше, поскольку в нем есть интрига: внутренность видно, но не целиком.

«Форма «головы» и ее поворот обусловлен соседством с музеем коньяка и функцией здания, – поясняет Валерия Преображенская. – В музее коньяка есть хранилище, а здесь хранилища нет. Поэтому мы вырезали объем, как если бы в нем отпечатался бок коньячного склада напротив. Здания стали как бы частью одной объемной «головоломки», находясь достаточно далеко друг от друга, они связаны перекличкой формы». Еще один прием формированная почти что тайной связи между объемами внутри ансамбля – часть шифра, обусловливающего форму и мотивирующего ее сходства и различия.
  • zooming
    1 / 2
    Вискикурня; эскизы; поиск формы
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 2
    Вискикурня; эскизы; поиск формы
    © TOTEMENT/PAPER
С одной стороны, можно и не заметить. С другой, если вглядеться, в объеме «головы» отлично читается объемный отпечаток музея коньяка. Но поначалу все же кажется. что сам хрустальный вестибюль то ли сколот, то ли повернут на шарнире – что, собственно, и придает ему сходство с головой, всматривающейся в окружение. В итоге над входом образовался крутой скос до земли: над головой идущего нависает как металл, так и стекло, под острым углом. В стеклянном выступе, в профиль немного напоминающем клюв, изнутри устроен черный пандус, идя по которому, можно смотреть в стекло почти что под ногами. Выше, в выступе «клюва» – белый балкон, лучшая видовая площадка с видом на музей коньяка. Таким образом части ансамбля тоже «переглядываются», уже глазами посетителей. Балкон внутри держат белые металлические тросы, черный потолок, расчерченный белыми штрихами ламп, поддерживают черные ветвистые опоры (сейчас архитекторы как раз борются за то, чтобы они были достаточно тонкими и изящными). Кроме того, металлическая решетка потолка никак не замаскирована, внутренние стены решены также, как и наружные: покрыты горизонтальными полосами рифленого металла, – всё это подчеркивает единство внешнего и внутреннего, и не дает никаких шансов расслабленности и умиротворенному комфорту, которые обычно свойственны интерьерам. Внутри здесь, пожалуй, атмосфера более напряженная и энергичная, чем снаружи, только что искры не летят. Такое пространство не чуждо вау-эффекта, по-своему оно не уступает интерьерам музея коньяка с его сложными маршрутами и «прострелом» из-под земли в небо.
  • zooming
    1 / 7
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 7
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 7
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 7
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 7
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 7
    Вискикурня; видовая площадка на кровле входной части
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 7
    Вискикурня
    © TOTEMENT/PAPER
Графичная игра черных и белых плоскостей и линий в пространстве завораживает, тем более что углы их взаимного расположения очень разные, и при движении восприятие должно будет все время меняться, заставляя нас прочувствовать пространство эмоционально, пережить его. Что можно понять, всё же здесь мы в «голове» фабрики, в своего рода «городке в табакерке», месте, куда могут попасть далеко не все – так оно и должно быть необычным, оправдывать ожидания, рожденные недоступностью. Впрочем, как и говорилось, входной вестибюль – презентационная часть, сюда впоследствии могут пригласить, скажем, бизнес-партнеров. Недаром в восточном углу устроен белый объем переговорной.Нет никаких сомнений в том, что завод можно было построить с виде алюминиевого ангара, простой коробки. И все же вино в широком смысле, чтобы не использовать странное словосочетание «алкогольные напитки», – своего рода культ, и его часть – множество винокурен и прочих родственных им зданий авторской архитектуры. Тема романтизирована, теперь винокурни (а чем вискикурня хуже?) сродни общественным зданиям, музеям, их посещают экскурсии. Проект Айрапетова / Преображенской – именно такой, его необходимо показывать, он качественная и интригующая оболочка, способная, надо думать, прибавить дополнительной харизмы стартующему производству – так хорошая этикетка может раскрыть суть вина. Ну или виски.

Мастерская:

TOTEMENT/PAPER

Проект:

Вискикурня
Россия, Черняховск, ул. Гоголя, 9а

Авторский коллектив:
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Андрей Гуляев, Юлия Головёнкова, Андрей Каюков, Наталья Гришинчук, Дмитрий Смирнов, Михаил Безнос

2019 – 2018

14 Мая 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана. С помощью фасадов KMEW архитекторам удалось подчеркнуть уникальность комплекса и отразить его высокий статус.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.