14.10.2010

Код доступа

В 2011 году в Праге будет построено новое здание Национальной библиотеки Чехии. Международный архитектурный конкурс, в ходе которого был выбран его проект, состоялся почти четыре года назад. Одним из его участников стало московское бюро Totement/Paper, положившее в основу своего предложения принцип кодирования.

информация:

Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Новая Национальная Библиотека Чешской Республики будет построена в парке Летна – одном из самых больших и известных зеленых оазисов Праги. И если с градостроительной точки зрения участники конкурса получили полный карт-бланш, то техническое задание отличалось повышенной сложностью – комплекс площадью около 6 тысяч квадратных метров должен был вместить не только все когда-либо изданные в Чехии книги (в бумажном либо электронном виде), но и многочисленные читальные и конференц-залы, лектории, музей. Кроме того, обязательным условием была возможность расширения здания после 2040 года, как минимум, на треть.

В своих рассуждениях архитекторы отталкивались от того, что книга это своего рода код, доступ к которому получает только тот, кто обладает определенными знаниями. «Вседоступность всего и вся в наше время приводит к обесцениванию информации, – поясняют авторы, – а такой естественный код, как текст книги, становится своего рода барьером, который нужно преодолеть, чтоб извлечь сообщение». При этом коды, как известно, могут быть проще, могут быть сложнее, и на то, чтобы подобраться к самым секретным из них, может уйти целая жизнь… Вот именно на этом – системе доступов разного уровня – и построен образ библиотеки.

Участок имеет довольно сильный перепад рельефа, поэтому архитекторы предложили разместить комплекс на платформе, заглубленной в землю на разную высоту. Так, один ее угол практически полностью врыт в почву, а противоположная северо-восточная сторона, наоборот, поднята над поверхностью. Получается, что библиотека должна была как бы балансировать на склоне, а платформа играть роль обходной площадки, объединяющей разные по своему назначению корпуса в единое целое.

Ядром проектируемой структуры предполагалось сделать главное хранилище национального архива, в котором размещены подлинные сокровища книжного фонда Чехии. Учитывая общественную значимость этих изданий, архитекторы стремились найти в облике хранилища золотую середину – сделать его одновременно и надежным сейфом для раритетов, и зрелищным памятником многовековой книжной культуре республики. Как говорят сами авторы, оно спроектировано как «вертикальная система хранения горизонталей». Только это не единый блок, а некая структура «нагромождения» – иными словами, секции книгохранилища уподоблены высоким стопкам разных по габаритам книг. Посетители могут приблизиться к этой святыне, только перейдя ущелье-атриум по одному из узких мостиков – блок скрыт  стенкой-ширмой из очень толстого тонированного стекла, в котором лазером прорезаны названия всех хранящихся здесь томов. Вот и получается, что одну метафору в объеме (стопки книг) архитекторы в прямом смысле обернули другой (каталог), использовав названия книг на всевозможных языках для создания очень эффектного и, главное, в точности соответствующего месту орнамента. Сверху черный куб предполагалось накрыть светопрозрачным куполом, а между ним и собственно хранилищем разместить атриум, в который открыты максимальное количество читальных залов, вестибюлей и общественных зон. Там же был спроектирован музей Национальной библиотеки Чехии.

Похожим образом – в виде небрежно сложенных стопок книг – архитектора решали и все остальные здания комплекса, сгруппированные вокруг главного хранилища. Правда, здесь все куда демократичнее: по этим «томам» можно ходить, сдвинутые относительно друг друга, они образуют хитроумную систему террас, веранд и внутренних двориков. По замыслу авторов, подобная структура подчеркивает, с одной стороны, внушительные масштабы собранного фонда, а с другой, неоднородность хранимого и возможность доступа к нему. И если центральный блок – это секретный «черный ящик», истинное содержание которого лишь отчасти раскрывают нанесенные на его стены надписи, то все остальные объемы, доступные для любого посетителя, выкрашены в приветливый белый цвет. А поскольку здесь размещены не только читальные залы, но и многочисленные сопутствующие функции, украшать фасады словами или, скажем, цитатами из сочинений классиков, было бы не очень честно. И архитекторы нашли другой символ хранения и передачи знаний, идеально подходящий на роль абстрактного, ни к чему не обязывающего орнамента, – белые фасады уподоблены перфокартам. Роль «прорезей» выполняют вертикальные и горизонтальные вставки все того же тонированного стекла. А вот о том, что за послание зашифровано в живописном чередовании белых и темных поверхностей, Totement/Paper лукаво умалчивает.
Генплан
Генпланоткрыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Арсений Леонович
  • Тотан Кузембаев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Павел Андреев
  • Даниил Лоренц
  • Александр Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Александр Скокан
  • Владимир Ковалёв
  • Карен Сапричян
  • Олег Шапиро
  • Иван Кожин
  • Игорь Шварцман
  • Николай Переслегин
  • Александр Бровкин
  • Александр Попов
  • Сергей Сенкевич
  • Всеволод Медведев
  • Никита Явейн
  • Георгий Трофимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Николай Миловидов
  • Антон Барклянский
  • Илья Машков
  • Андрей Романов
  • Магда Чихонь
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Шилова
  • Никита Токарев
  • Олег Мединский
  • Владимир Плоткин
  • Константин Ходнев
  • Станислав Белых
  • Андрей Асадов
  • Юлий Борисов
  • Дмитрий Селивохин
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Гнездилов
  • Анатолий Столярчук
  • Валерия Преображенская
  • Михаил Канунников
  • Алексей Курков
  • Зураб Басария
  • Антон Надточий
  • Екатерина Грень
  • Антон Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Шимон Матковски
  • Алексей Гинзбург
  • Наталья Сидорова
  • Левон Айрапетов
  • Евгений Герасимов
  • Петр Фонфара
  • Сергей  Орешкин
  • Олег Карлсон
  • Антон Бондаренко
  • Никита Бирюков
  • Лукаш Качмарчик
  • Александра Кузьмина
  • Магда Кмита
  • Сергей Чобан
  • Роман Леонидов
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Переслегин
  • Илья Уткин
  • Валерий Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Труханов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Ладыгин
  • Владимир Биндеман

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
другие статьи