В поисках идентичности: конкурсные проекты ТВЦ в Измайлово

В конкурсе участвовали два бюро, победителем названо Totement/Paper.

mainImg
23 октября Москомархитектуры рассмотрел пять концепций «делового комплекса ремесел «Арт Палас». Три из них были разработаны бюро Асадова, две – Totement/Paper в рамках небольшого закрытого конкурса, проведенного заказчиком по инициативе Сергея Кузнецова.

Новый торгово-выставочный центр площадью около 6 000 кв. м планируется построить рядом с торгово-развлекательным центром «Кремль в Измайлово» (1998–2007 гг.; архитектура основана на мотивах известного по гравюрам дворца царя Алексея Михайловича). Первоначальный проект выставочного центра, предложенный компанией «Петровский Дворик» и исполненный в сказочно-теремной стилистике ТРЦ, был недавно отклонен на рабочем рассмотрении. Тогда же Сергей Кузнецов рекомендовал заказчикам провести конкурс и обратиться к архитекторам с более современными взглядами. Пригласили, действительно, два бюро, в работах которых современная стилистика сочетается (изредка и весьма деликатно) с национальными мотивами.

На проектирование было отведено три недели. Рассмотрев проекты, жюри конкурса остановило свой выбор на концепции Левона Айрапетова и Валерии Преображенской. Мы попросили участников конкурса рассказать о своих проектах; также публикуем все пять конкурсных концепций.

Валерия Преображенская:
«С точки зрения современного архитектора, «Измайловский Кремль» – строение, во многих отношениях инородное. Но туристов из соседнего гостиничного комплекса он не может не привлекать; горожане тоже привыкли к нему и с удовольствием проводят там время. Развлекательный комплекс, безусловно, подавил подлинные здания измайловского дворца, расположенные поодаль, на «острове», отодвинул их на второй план – но нельзя отрицать, что он уже стал фактом жизни этого места.

Так что лейтмотивом наших размышлений над концепцией здания нового торгово-выставочного центра была реакция на контрастное сочетание архитектурных образов. С одной стороны – грандиозная историческая стилизация пестрого терема XVII века, с другой – крайне лаконичные и масштабные пластины гостиниц, построенных в 1970-е, часть образа современного города. Кроме того, необходимо было учесть, что неподалеку запланировано строительство новой магистрали, и, следовательно, на проектируемое здание следовало по-новому взглянуть с градостроительной точки зрения.

Мы предложили два варианта. Версия, на которой остановилось жюри, наиболее близка и нам, она наследует одну из тем павильона шанхайской ЭКСПО, реализованного нами в 2010 году. Первый уровень максимально прозрачный, здесь мы попытались создать парковый ландшафт. Объемы магазинов, кафе и технических помещений расположены в свободном порядке наподобие больших разноцветных скульптур, а пространство между ними – это общая прогулочная зона.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Проект-победитель. Totement/Paper.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Проект-победитель. Totement/Paper. Схема генплана
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Проект-победитель. Totement/Paper. План первого этажа
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Проект-победитель. Totement/Paper. План второго этажа

Учитывая необходимость подчеркнуть отношение комплекса к русской культуре и традициям, мы предложили отделать объемы первого уровня стеклом, нанеся на него разноцветные паттерны традиционного русского декора.

Поверх ярких скульптур первого яруса спокойно лежат два белых «облака» основного объема. Нам показалось, что мягкая, тягучая горизонталь с нейтральным фасадным решением поможет снять конфликт, возникающий здесь из-за соседства множества спорящих друг с другом вертикалей: башенки «Измайловского Кремля» спорят с доминантой гостиничного комплекса «Измайлово». 
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Проект-победитель. Totement/Paper.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Проект-победитель. Totement/Paper.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Проект-победитель. Totement/Paper.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Проект-победитель. Totement/Paper. Фасад
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Проект-победитель. Totement/Paper. Разрез

Другой вариант был для нас с Левоном своего рода экспериментом, здесь мы попробовали себя в новом качестве. Главное в нем – это формообразование. Мы попытались соединить в одном объеме две темы-антагониста: простую форму гостиниц и причудливо-острый силуэт «Кремля», буквально врезав стилизованный абрис башенок в простую «модернистскую коробку». На уровне первого яруса абрис башен прозрачен и уменьшен – «Кремль» как бы спустился на уровень человека, изменив свой масштаб и став образно более открытым.

Здание вобрало в себя две полярные темы, а получившаяся форма стала продуктом переосмысления пластического конфликта между ними. Форма оказалась заряженной энергией столкновения противоположностей, возможно поэтому мы почувствовали в ней стремление к самоусложнению. Так что мы сделали несколько версий: со спокойной и с более сложной геометрией.»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второй вариант. Totement/Paper.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второй вариант. Totement/Paper.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второй вариант. Totement/Paper. Фасад
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второй вариант. Totement/Paper.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второй вариант. Totement/Paper.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второй вариант. Totement/Paper.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второй вариант. Totement/Paper. Генплан
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второй вариант. Totement/Paper. План 1 этажа
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второй вариант. Totement/Paper. План 2 этажа
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас. Второвй вариант. Totement/Paper. Разрез

Андрей Асадов:
«Наша основная задача заключалась в попытке современными средствами архитектуры создать гармоничный с окружением комплекс. Новая и довольно масштабная постройка должна появиться рядом с Измайловским Кремлем, и мы подумали, что, продолжая традиции русского градостроительства, здесь правильнее всего было бы сформировать некий «посад». Нам хотелось создать такое сооружение, которое не спорило бы с архитектурой Кремля, но при этом обладало бы собственной художественной выразительностью. В результате мы разработали несколько вариантов. Сначала у нас был «посад» в виде «купеческих теремов», стоящих на общем подклете, окруженном прогулочной галереей. Кровлю подклета предполагалось использовать в качестве «аптекарского огорода» летом или катка зимой. Потом в продолжение работы над проектом наши «терема» срослись со стилобатом, появились крыльца, ведущие на эксплуатируемую кровлю, а аркада торговой галереи превратилась в крупные арочные пролеты.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Первый вариант. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Первый вариант. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Второй вариант. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Второй вариант. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»

И только после этого возник третий вариант, который лично мне нравится больше всего. Нам показалось, что отдельные пространства не вполне удобны в функциональном смысле, поэтому решено было создать один большой объем, нарытый ярким «пологом» из перфорированных панелей. Источником вдохновения здесь послужили ярмарочные шатры. Панели с перфорацией, отступающие от основного фасада, подчеркивают декоративность и воздушность сооружения.
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Третий вариант. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Третий вариант. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Третий вариант. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Третий вариант. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Третий вариант. Ночной вид. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. Третий вариант. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова»
Международный многофункциональный деловой комплекс ремесел Арт-Палас в Измайлово. А.Асадов, Н.Асадов, Т.Лебедева, при участии И.Шевченко, Ю.Шалетри. «АБ Асадова». Генплан

У заказчика, как и у членов жюри, сформировалось определенное видение: чтобы рядом с активной архитектурой Кремля появилось максимально спокойное и даже нейтральное здание. Из всех предложенных вариантов концепция Totement/Paper наиболее соответствовала этому пожеланию. Надо сказать, что сроки проектирования у нас были очень сжатыми, мы даже не успели толком пообщаться с заказчиком, чтобы понять его предпочтения. Но в целом впечатления от конкурса очень позитивные. Тематика русской идентичности в архитектуре нас давно интересует, мы активно работаем в этом направлении. Конкурсное задание стало интересным вызовом, на который мы постарались дать достойный ответ».

28 Октября 2013

Похожие статьи
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.