WAF как зеркало тенденций

Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.

mainImg
Цифры, факты, имена 
Свой юбилей Всемирный фестиваль архитектуры провел в Берлине под металлическими сводами бывшей фабрики, а сейчас популярной площадки для проведения самых разных мероприятий Berlin Arena, расположенной рядом с Трептов-парком и практически на берегу Шпрее.
Лого юбилейного фестиваля WAF 10 перед входом в большой лекционный зал Berlin Arena. Изображение предоставлено WAF
Регистрационная стойка фестиваля в первый день работы WAF 10. Изображение предоставлено WAF

Из трех дней, с 15 по 17 ноября 2017 года, два первых были отведены под публичные презентации проектов, вошедших в шорт-лист конкурса. От России в финале участвовали восемь проектов, к сожалению, ни один из них не вышел на следующий круг. Статус «здания года» достался проекту реконструкции китайской деревни Гуанмин после землетрясения, всего же победителей, включая проекты, более тридцати.
Галерея проектов и построек, вышедших в шорт-лист на премии WAF 2017, представлена в виде цифровой галереи. Изображение предоставлено WAF
Экспериментальный цифровой формат презентации конкурсных проектов и построек позволил освободит большую часть зала Berlin Arena и упростил поиск конкретного проекта для посетителей. Изображение предоставлено WAF
Памятные призы премий, вручавшихся на WAF 2017. Изображение предоставлено WAF

Комплекс Berlin Arena за три дня посетили более трех тысяч человек, в четыре, примерно, раза больше, чем было на первом фестивале 2008 года в Барселоне. Фестиваль меняет место проведения, что сказывается на составе участников: в Сингапуре было больше участников из Азии, Северной и Южной Америки. После переезда в Европу – возросло число конкурсантов из Африки и Ближнего Востока. Есть вероятность, что через пару лет фестиваль пройдет в США, на следующий год запланирован Амстердам.
Экспозиция конкурса архитектурной фотографии ARCAID IMAGES AWARDS 2017. Изображение предоставлено WAF
Лекция сэра Питера Кука 16 ноября 2017 года на главной сцене Berlin Arena. Изображение предоставлено WAF
Дискуссия Пьера де Мерона и Чарльза Дженкса стала одним из самых ярких событий программы WAF 2017. Изображение предоставлено WAF
Идеолог и куратор программы Всемирного архитектурного фестиваля Пол Финн (Poul Finch) на церемонии подведения итогов WAF 2017. Изображение предоставлено WAF
***

Вызовы и тенденции
На одной из презентация проектов, вошедших в шорт-лист конкурса WAF 2017. Изображение предоставлено WAF

За несколько месяцев до фестиваля организаторы предложили всем его участникам пройти online-опрос,
посвященный проблемам и тенденциям; откликнулось несколько тысяч архитекторов.

На первом месте в итоговом перечне – изменение климата. На втором месте – социальная справедливость, этика, ответственность и жилье для неимущих. В конце короткого списка – вопросы техники: искусственный интеллект.

На основе результатов опроса был сформулирован Манифест WAF 10, в нем перечислены тренды, которые определят направление будущих фестивалей, так же как и специальных исследований WAF.

«В период кардинальных перемен во всем мире архитекторы будут играть важную роль в создании зданий, городов, общественных пространств и ландшафтов, которые отвечают ключевым вызовам нашего времени, – говорит Пол Финч, директор WAF. – Мы надеемся, что сможем привлечь к ним внимание крупнейших исследовательских институций, что позволит найти наиболее эффективные решения. Мы стремимся к тому, чтобы WAF участвовала в продвижении инициатив, направленных на улучшение жизни».

Проведение подобных опросов в рамках Всемирного архитектурного фестиваля и публикация данного манифеста не случайны. И в конкурсной программе, и в составе лауреатов конкурса за последние несколько лет наметилась отчетливая тенденция отказа от идей и форматов, присущих «звездной» архитектуре начала и середины 2000-х годов. На первый план выходят проекты и темы, демонстрирующие максимально ответственное отношение архитекторов к обществу, среде и создающие реальные блага или пользу для региона, где строится объект, и его населения.

В тренде проекты культурных и социальных центров, изменяющие жизнь локального сообщества, проекты, направленные на преодоление последствий природных катастроф или военных катаклизмов, экологические или ресурсосберегающие проекты и так далее. Яркая, авторская и небюджетная архитектура начинает вызывать больше вопросов по поводу целесообразности создания столь сложных форм и использования дорогостоящих технологий и материалов. Борьба в номинациях на премию WAF – достаточно жесткая и зачастую социальная ориентированность начинает срабатывать с большим эффектом, чем чисто архитектурные, профессиональные аспекты проекта. Возможно это временное явление, обычный «маятник» пристрастий. Хотя не исключено, что ситуация глобальная, и мы присутствуем при смене архитектурных парадигм, а конкурс WAF – ее наглядное подтверждение.
Архитектор Иван Кожин, «Студия 44», представляет жюри проект спортивно-оздоровительного комплекса школы дзюдо. Фото Елены Петуховой


Никита Явейн, «Студия 44»:
«WAF следует общемировой ситуации. Нет каких-то ярких тенденций. Мейнстрим разлился в дельту со слабым течением. Какие-то общие критерии и приоритеты попросту отсутствуют. Наоборот, во всем мире начинает срабатывать такой архитектурный комплекс неполноценности, обязывающий искупать недавние излишества. Надо жить скромнее. Надо замаливать грехи. Результат – неопределенность, отсутствие понимания, что такое хорошо, что плохо, которое на протяжении последних лет только нарастает. В этой ситуации оригинальность или даже эксцентричность проекта работают против него. Именно эти качества сработали против наших проектов в прошлом и в этом году».
Презентации победителей в отдельных номинация в третий день фестиваля проходили в большом лекционном зале. Изображение предоставлено WAF
***

Коммерческая сказка
Сложно сказать, какие именно задачи ставил перед собой Пол Финч, в ту пору главный редактор The Architectural Review, когда придумывал Всемирный Архитектурный Фестиваль в середине 2000-х годов. Глобализация, охватившая весь мир, требовала от архитектурного сообщества какого-то адекватного ответа, то ли объединяющего национальные профессиональные школы, то ли, наоборот, ориентированного на подчеркивание различий. В любом случае, в отсутствие Организации объединенных архитекторов или Союза мировых архитекторов – кому как больше нравится – нужна была площадка, позволяющая одномоментно увидеть и оценить состояние архитектурного процесса и наиболее актуальные тенденции. Повторять формат венецианской биеннале, сфокусированной преимущественно на художественных и теоретических аспектах архитектуры, смысла не было, и Финч сделал ставку на конкурсный формат. И нужно сказать, не проиграл. Мало того, что архитекторы соревнуются с удовольствием и азартом, так еще и в нем были «зашиты» весьма эффективные механизмы коммерциализации этого «праздника архитектурной жизни». Организаторы использовали все возможности для получения прибыли, сделав участие в конкурсе платным: подача проекта на конкурс стоит около 900 евро; так же, как и посещение самого фестиваля – здесь цена доходит до полутора тысяч евро даже для авторов проектов, вышедших в финал и приезжающих на фестиваль, чтобы выступить с их презентацией. Ну и конечно, реализуя на все 100% рекламные и партнерские возможности, привлекая крупнейших мировых производителей материалов и технологий.

Казалось бы, такая неприкрытая коммерциализация плохо вяжется с идеальным образом ежегодного профессионального праздника, площадки для обмена идеями. Нередко можно услышать критику в адрес такого подхода к работе с архитектурным сообществом. Но, даже если этот аспект и не радует архитекторов, он не мешает им снова и снова подавать заявки на участие в конкурсе и приезжать на фестиваль. От фестиваля к фестивалю количество подаваемых заявок растет. Он реально выполняет свою, казавшуюся неподъемной с организационной точки зрения задачу – собрать в одну систему и сопоставить проекты со всего мира. Скорее всего, как волшебный ключ, срабатывает именно конкурсный формат, дающий возможность любому (!) архитектору мира выставить свою постройку или проект в одном конкурсе с мировыми звездами, проверить уровень и качество своей работы и, теоретически, получить шанс выиграть.
В кажом из 15 павильонов два дня подряд проходили презентации проектов из шорт-листа конкурса WAF 2017. Изображение предоставлено WAF

И вот тут, с учетом все активнее проявляющихся преференций в адрес социально-ответственной, устойчивой и бюджетной архитектуры по сравнению с видимо уходящей в прошлое «звездной» архитектурой, заметна любопытная тенденция. Организаторы конкурса используют известные имена «звезд» архитектуры в качестве «козыря» для привлечения все большего и большего количества участников. Но если в пылу борьбы со «звездной архитектурой» в конкурсе начнут стабильно награждать не столько за архитектурное качество, сколько за соответствие не до конца сформулированным и общепринятым критериям (перечень см. выше в манифесте), упрощенно говоря, за общий гуманизм, социальную ответственность и смекалку при отсутствии финансирования, то «звездные архитекторы» могут перестать участвовать в WAF.

Лукаш Качмарчик, Blank Architects:
«Большинство проектов-победителей – это проекты из социальной сферы, сделанные для развивающихся стран, связанные с какими-то природными катаклизмами и так далее. И в этом есть определенная проблема, поскольку автор выигравшего проекта на следующий год становится членом жюри. Возникает своего рода пирамида приоритетов, гарантирующая, что именно социальные проекты будут выигрывать чаще «звездных», поскольку жюри судит по себе».
Реконструкция после землетрясения деревни Гуанмин (Китай). Архитектурная школа Китайского университета Гонконга. © ArchDaily

То, что может показаться абсурдом, отвращающим архитекторов от участия в WAF и лишающим конкурс будущего – на самом деле, тонко рассчитанный прием, работающий на идею «победить может каждый». Не нужно иметь многомиллионных бюджетов или «звездного статуса» или создать нечто опровергающее законы физики, чтобы стать победителем WAF. Не исключено, что это своего рода сказка про Золушку, только для архитекторов. И смысл деятельности фестиваля еще и в том, чтобы дать каждому уверенность, что он может победить самых именитых, раскрученных и высокооплачиваемых архитекторов, представив на конкурс культурный центр, выстроенный по традиционной технологии, как это произошло в 2009 году с южноафриканским Mapungubwe Interpretation Center или жилой дом, больше всего напоминающий простой сарай, как в этом году.
Реконструкция после землетрясения деревни Гуанмин (Китай). Архитектурная школа Китайского университета Гонконга. © ArchDaily
Пространство Berlin Arena было полностью занято различными стендами партнеров фестиваля и надувными павильонами для презентаций конкурсных проектов. Изображение предоставлено WAF


Антон Надточий, ATRIUM:
«Вероятно, они действительно пытаются формировать какую-то свою политику. Но то, что они главный приз в этом году отдали какому-то сараю, меня, как профессионального архитектора, конечно, возмущает. Это просто девальвирует профессиональную дискуссию. Для чего обсуждать профессиональные вопросы, если гран-при дают сараю. Его можно и нужно оценивать за какие-то другие качества. Например, дайте ему приз за социальность, за что угодно, но это должен быть другой приз, это не про архитектуру».
***

Конкурсные правила и трюки
Премия WAF, при всей своей специфике: масштабе, коммерциализации, «поисках себя» и ответа на глобальные мировые проблемы – остается конкурсом, понимание законов и правил игры которого позволяет если не выиграть, то хотя бы неплохо сыграть и получить удовольствие.

Каждый конкурс – игра, приз достается тому, кто точнее определил подспудные ожидания заказчика и жюри и точнее всего ответил на них, не потеряв свою индивидуальность. Эти правила легко применимы и для конкурса на премию WAF с поправкой на то, что критерии не всегда четко заданы и могут варьироваться от номинации к номинации и от фестиваля к фестивалю.
Презентации проектов «звездных» бюро по-прежнему собирают огромное число слушателей, для которых эра «звездной архитектуры» еще не закончилась. Фото Елены Петуховой
На одной из презентация проектов, вошедших в шорт-лист конкурса WAF 2017. Изображение предоставлено WAF


Лукаш Качмарчик, Blank Architects:
«Мы наблюдаем за развитием фестиваля на протяжении шести последних лет. Лишь в первый год мы не смогли войти в шорт-лист. И с тех пор стараемся отслеживать тенденции и готовиться к каждому фестивалю. В этом году организаторы опубликовали манифест, в котором определили ряд пунктов, которые будут определять миссию архитекторов в ближайшие десять лет. Этот манифест представляет собой смесь из архитектурных, глобальных и социальных проблем. Мы пытались соотнести содержание манифеста и те замечания и вопросы, которые нам высказывали члены жюри. И нужно сказать, что критерии оценки выходят за границы манифеста. С большой долей вероятности жюри будет оценивать не столько сам объект, сколько то, как он влияет на окружение. Эта часть проекта всегда вызывает много вопросов. Это не обязательно должна быть какая-то развернутая функция. Бывают разные проекты, и не во всех заказчик может согласовать какой-то социально-ответственный жест – но найти форму для той или иной компенсации всегда можно. В виде ниши в теле здания, расположенного в затесненной среде, или небольшой зоны отдыха со скамейкой и клумбой. Но, к сожалению, архитекторы редко думают о таких вещах».

Система оценки проектов на WAF разработана достаточно разумно. Есть предварительная оценка поданных заявок, когда эксперты и, видимо, члены оргкомитета, инкогнито отбирают работы для шорт-листа. Это «закулисная» часть конкурса и ее правила не афишированы. Есть примеры, когда замечательные и получившие награды на других смотрах проекты не проходят первичный отбор, например, так произошло со знаменитым проектом дома «Горки» бюро ATRIUM, что не может не вызывать удивления. Но в подавляющем числе случаев интересный и качественно сделанный проект или постройка при наличии информативных и профессионально оформленных материалов гарантировано выходит в шорт-лист. И тут уже начинает работать совсем другая система оценки. Авторы проекта лично презентуют свои проекты жюри, состоящему из трех человек. Как правило это архитекторы, победившие в своих номинациях в предыдущих фестивалях и авторитетные эксперты, которых отбирают для судейства той или иной номинации по не всегда понятным критериям. Здесь работает субъективный фактор, как со стороны презентующих, так и со стороны оценивающих.
Никита Явейн, Студия 44, как победитель одной из номинаций конкурса WAF 2015 вот уже второй год подряд принимает участие в работе жюри конкурса. Фото Цены Петуховой


Вера Бутко, ATRIUM:
«В этом году мы посетили фестиваль как зрители и могли внимательно послушать презентации, проанализировать, какие вопросы и как задают конкурсантам члены жюри. Даже представить себя на месте этих членов жюри. Ведь одно из ключевых преимуществ WAF и самое интересное на презентациях – то, что здесь профессионалы судят профессионалов. И вопросы, которые они задают, продиктованы, в большинстве случаев, не какими-то сложными критериями, а элементарной логикой и прагматизмом. Это только кажется, что вопрос провокационный по отношению к этому проекту или к этому архитектору. На самом деле все просто. Они впервые видят проект и за очень короткое время должны в нем разобраться и узнать у автора какие-то важные моменты. При нас на защите проекта бюро Захи Хадит член жюри начал допытываться, почему окна сделаны треугольными и как их можно мыть. Нам это кажется дикостью, они спрашивают, где у вас общественные пространства? Почему такой антигуманный дом? Другой вопрос, хотела бы я, чтобы мой проект так оценивали судьи, произвольно выбранные из списка в полторы сотни человек. Не уверена».

Вероятно, театральность, драматизм и непредсказуемость авторской защиты – самый интересный и неординарный компонент премии WAF. Тут срабатывает множество непрограммируемых факторов, помимо тех критериев, которые официально декларируют организаторы фестиваля. Притом что всегда хочется видеть некую систему в оценке твоей работы – здесь система еще только продолжает формироваться, и нет уверенности в том, что когда-нибудь она стабилизируется и можно будет предсказать со стопроцентной вероятностью успех или неуспех того или иного проекта. Но это не значит, что бессмысленно анализировать уже полученный опыт и пытаться вывести из него рецепт успеха на WAF.
Визуализация проекта станции метро «Ржевская», вошедшего в шорт-лист конкрса @WAF 2017. © Blank architects


Никита Явейн, «Студия 44»:
«Нужно по-другому относиться и к конкурсу, и к своим проектам. Когда отсутствуют четкие критерии, возрастает роль субъективности в оценке. Многое зависит от состава жюри, от того, сумеешь ли ты передать свой импульс, поймут ли тебя, отзовется ли твоя идея в их сознании. Главное – не думать, что у тебя наилучший проект. Это абсолютно неправильный подход. Ты начинаешь нервничать, горячиться и это мешает. Нужно воспринимать все как игру, которая дает тебе возможность получить ценный опыт самопрезентации, проверить на международной аудитории свои идеи, показать себя».
***

Формула подачи
Из разговоров с участниками конкурса, членами жюри и наблюдений за процедурой защиты вырисовывается формула, позволяющая с некоторой долей вероятности рассчитывать если не на победу, то на выход в шорт-лист и заинтересованность со стороны жюри. Если не в самом проекте, то в его подаче и презентации должна прослеживаться четкая взаимосвязь с окружающей ситуацией: историей места, контекстом, спецификой региона, потребностями местных жителей. В рассказе о проекте должна прослеживаться четкая взаимосвязь между архитектурным решением и окружением. Второй принципиальный момент – необходимо конкретизировать ту реальную пользу, которую жители смогут извлечь из появления нового здания или комплекса. Нужно рассказать, каким образом люди будут взаимодействовать с объектом.

Третий момент – нужно показать процесс рождения, формирования и отстаивания идеи – то, как архитектор боролся за сохранение и качество своего решения с объективными или субъективными факторами в лице заказчика, стихий, в лице несовершенства технологий. Каждая позиция должна быть визуализирована и акцентирована в пояснительной записке и в макете планшета на первом конкурсном этапе, а также в презентации, если проект пройдет отборочный тур и попадет в шорт-лист.
Фото Экоцентра «Нуви Aт», вошедшего в шорт-лист конкрса @WAF 2017.© Архитектурное бюро «Сити-Арх»


Магда Кмита, Blank Architects:
«Проекты во время презентации оценивают три человека. Разумеется, среди них один занимает лидирующую позицию и его убежденность в преимуществах того или иного проекта во многом определяет финальный выбор. Главный момент, который всегда работает и максимально эффектен – чистая, яркая и самобытная идея, исчерпывающе акцентированная и аргументированная. В этом случае проект начинает отличаться от всех остальных. И обычно, в одной номинации бывает только одна такая работа, отличающаяся от всех. Она, как правило, и побеждает. Если такой работы в номинации нет, и лидеры отличаются друг от друга нюансами, то начинаются споры, в которых побеждает тот, кто умеет убедить большую часть жюри.

Если жюри видит, что изначально в проекте была заложена отличная идея, но авторы не смогли ее сохранить и реализовать, то этот проект вряд ли может претендовать на победу. Самое важное – идея и ее чистота, то, как она была в проекте воплощена».

Инсталляция «ДНК города», Милан, Ca′ Grande, выставка INTERNI. 2017. Авторы: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Агния Стерлигова. Фотография © Василий Буланов


Валерий Лукомский, «Сити-Арх»:
«Мы были на международных архитектурных фестивалях в Японии, Южной Корее, но в WAF участвовали впервые. Организация фестиваля произвела хорошее впечатление. Отлично систематизированная информация позволяет легко ориентироваться в том, какие мероприятия стоит посетить, какие лекции послушать.

Понравилась система презентации проекта, во время которой члены жюри задают докладчику вопросы. К ним сложно подготовиться, трудно предугадать, о чем тебя спросят. Однако это дает возможность корректировать впечатление жюри. Это важно, особенно учитывая общий высокий уровень проектов.

По нашим впечатлениям для жюри очень важна сбалансированность архитектуры. Презентуемый проект должен учитывать не только эстетические и технические параметры, но и природные и этнографические факторы. Он должен органично сочетаться с местоположением и быть социально востребованным. В проекте должна быть индивидуальность и узнаваемость.

Важно подготовить понятную и эффектную презентацию. Решающее значение здесь имеет визуальная составляющая презентации. Текст привлекает внимание, если с проектом связана нетривиальная история, которая интересно рассказана.
Мы впервые попали в шорт-лист WAF и теперь планируем принимать участие в этом фестивале с новыми проектами. Это очень интересный и полезный опыт
». 
Интерьер основного зала Berlin Arena, в котором проходил фестиваль WAF 2017. Изображение предоставлено WAF


Сергей Чобан, SPEECH
«​Всемирный архитектурный фестиваль – это смотр, отличительной чертой которого является огромное количество проектов, состязающихся за звание лучших в каждой из номинаций. Это действительно всемирный конкурс – проекты на него подаются из очень многих стран, которые, например, в европейских конкурсах участия почти не принимают. И для того, чтобы российская архитектура была на ВАФ заметна, там должно быть больше проектов высокого уровня исполнения. Следствием такой гигантской конкуренции становится то, что побеждают лишь проекты, которые отличают ясная философия и бескомпромиссное качество реализации. Будем объективны: найти много таких проектов в современной российской архитектуре сложно
»​.
 
***

Перспективы
Россия участвует в WAF с самого первого фестиваля. И динамика подач заявок и выхода в шорт-листы наглядно демонстрирует колебания уровня амбиций и скепсиса. После первых фестивальных циклов, когда российские участники, включая самых именитых, никак не могли пробиться за границы шорт-листа, наметился спад, который сменился на положительную динамику после 2015 года, когда сразу два российских проекта «Студии 44» победили в своих номинациях. Но оптимистичный период был недолог и в этом году количество проектов, поданных и вышедших в финал вновь уменьшилось (12 проектов в 2016 году и 8 в 2017). Продолжают подавать заявки те, кто видит в участии в фестивале смысл не только в получении наград и удовлетворении амбиций, но, в первую очередь, возможность для профессионального развития и завязывания контактов на международном уровне. Они с большой долей вероятности продолжат участвовать в фестивале и дальше, но не исключено, что в ближайшее время состав российского представительства изменится. Если раньше среди участников фигурировали наиболее успешные российские бюро, демонстрирующие свои статусные проекты и постройки, уже отмеченные наградами, как в России, так и в мире, то с учетом последних тенденций и ориентированности на бюджетную, социально-ответственную и устойчивую архитектуру отечественные «звезды» рискуют выпасть из тренда. Скорее всего, больше шансов на успех у молодых команд, экспериментирующих, реализующих яркие проекты с минимальными бюджетами, при достаточно глубокой смысловой аргументации, вне рыночного мейнстрима.

Дорогостоящие, масштабные проекты, на которых сейчас только и возможна «звездная» архитектура в России, категорически не отвечают декларированным в Манифесте вызовам. То, что мировая архитектурная общественность считает для себя задачами номер один на ближайшие десять лет, абсолютно не коррелируется с ситуацией на архитектурно-строительном рынке России. На Западе система распределения бюджетных и коммерческих заказов на конкурсной основе и забота о реноме компании и создаваемого ею объекта создают основу для проектирования и строительства многочисленных объектов, отвечающих заявленным в манифесте WAF десяти принципам. У нас кипят совсем другие «страсти», и на нашей повестке дня стоят совсем другие задачи. Спрос на коммерческую недвижимость снижается, одновременно государство инициирует программы строительства социального жилья. При этом и в коммерческих, и в социальных проектах качество архитектурных решений – последнее, о чем беспокоится заказчик (девелопер или город) и во что он готов вкладывать деньги. Как сказал в интервью Антон Надточий: «В нашей стране архитектуры меньше, чем недвижимости».
Как в этой ситуации соревноваться? Какие проекты представлять на международный конкурс? И нужно ли подстраиваться под заданный на «сегодня и десять лет вперед» тренд или идти своим путем и развивать архитектуру в тех условиях, в которых она в нашей стране реально существует? И отстаивать свое право на индивидуальность и самобытность вне чуждых трендов?

На эти вопросы предстоит ответить тем российским архитекторам, кто планирует принять участие в WAF 2018, который пройдет в Амстердаме. На официальном сайте WAF уже открыта регистрация и началась продажа билетов на фестиваль по льготной цене.
Интерьер основного зала Berlin Arena, в котором проходил фестиваль WAF 2017. Изображение предоставлено WAF
Интерьер основного зала Berlin Arena, в котором проходил фестиваль WAF 2017. Изображение предоставлено WAF
Интерьер основного зала Berlin Arena, в котором проходил фестиваль WAF 2017. Изображение предоставлено WAF
Стенд издательства Dom Publishers в зале Berlin Arena, в котором проходил фестиваль WAF 2017. Изображение предоставлено WAF

26 Декабря 2017

Похожие статьи
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Генезис регулярности
Что произойдет, если композицию и идеи, лежащие в основе структуры регулярного парка XVIII века, применить для создания малоэтажного пригорода? Царскосельскую интерпретацию темы субурбии, одновременно уважительную и слегка ироничную, можно оценить на примере проекта планировки микрорайона в Пушкине.
Мыслеобраз
Здание музея-хранилища коньяка в Черняховске – нечастый в контексте российской архитектуры пример ситуации, когда требовательная функция и творческая продуктивность архитекторов не вступают в конфликт, а совместно работают на создание интересной для глаз и чувств, точно просчитанной и гармоничной архитектуры.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.