English version

Опыт вертикального города

Конкурсный проект небоскреба, сделанный для Гонконга Левоном Айрапетовым и Валерией Преображенской, продолжает поиски свежего взгляда на архитектурную материю, свойственного этим авторам, и одновременно предлагает новый взгляд на грамматику высотной архитектуры.

mainImg
Проект был начат для международного конкурса идей, но, не уложившись в сроки, архитекторы доделали его уже как «бумажный»: концепцию новой, нетипичной формы небоскреба, и показали ее на стенде «Архкаталога» Арх Москвы. 
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER

А по условиям конкурса, состоявшегося весной, требовалось предложить дизайн для высотного здания, которое планируется построить в одном из самых заметных мест Гонконга, на побережье рядом с Выставочным центром. Небоскреб требовался не просто хороший, а «архологический», соответствующий концепции Arcology, – ее предложил архитектор Паоло Солери в 1969 году, тогда же начал реализовывать и не закончил, – концепция до сих пор существует больше в фантастических романах, нежели в архитектуре, что признают в своем брифе, повторяя Википедию, и авторы концепции конкурса. Итак согласно этой полуфантастической концепции (слово составлено из двух: «архитектура» и «экология»), здание должно обслуживать само себя полностью, будучи «пассивным» и не вредя природе, включая абсолютно все что нужно для жизни. Главное (что собственно и делает концепцию особенно фантастической), – помимо традиционных для современного МФК жилья, офисов и общественных пространств здесь должны присутствовать сельскохозяйственные фермы, обеспечивающие всё сооружение едой. Согласно концепции Солери «архологическое» здание не обязательно должно быть небоскребом, но Гонконг – город высотный, и здесь требовался именно superscyscraper, то есть здание высотой не меньше 300 метров. 

В ответ на это задание архитекторы TOTEMENT/PAPER (серьезный вклад в проект внес молодой архитектор бюро Егор Легков – подчеркивают руководители бюро Левон Айрапетов и Валерия Преображенская) предложили небоскреб, принципиально непохожий на «обычные» высотки современного мира. Они вспомнили и развили свою идею, опробованную несколько лет назад в проекте выставочно-делового центра для Сахалина – ее суть в том, что архитектурная материя образуется согласно определенному пластическому «коду». В данном случае, как и в Сахалине, пространство и пластика сформированы многократно повторенными конусами разного размера, часть из которых перевернуты, то есть сужаются книзу. План, таким образом, состоит из кругов, вертикальные абрисы – наклонные, а сечение любой составной части вертикальной плоскостью оказывается параболическим. Таким образом архитекторы получают достаточно обширный набор нетипичных форм, положив в основу своего пластического кода лишь одну, достаточно ясно читаемую единицу конуса. 
Схема «стереотомии» © TOTEMENT / PAPER

Но более важным приемом в этом проекте (как и в сахалинском) оказывается не собственно конус, а его сечение. Авторы назвали основной прием «стереотомией», что буквально расшифровывается как «сечение объема»: городская материя, состоящая из конических зданий и пространства между ними, на границах участка отсекается вертикальными плоскостями, – как швейцарский сыр или кусок арбуза, вырезанный из целого. Такой подход, – архитекторы специально это подчеркивают, – допускает возможность бесконечного развития вширь: представим себе город, кварталы которого состоят из домов конической формы, довольно плотно расставленных на зеленых лужайках, – своего рода лес домов-стволов, разрезанный улицами, причем там, где красная линия участка проходит по массиву конуса, он срезается, образуя плоскость с параболическими контурами. Подход противоположен классическому квартальному, где дома строятся по периметру участка, и между тем свобода сечения позволяет вписать такую «городскую материю» при желании в любую сетку улиц. 
zooming
Схема «стереотомии» © TOTEMENT / PAPER
Срезы этажей © TOTEMENT / PAPER
Последовательность формирования «вертикального квартала» в проекте © TOTEMENT / PAPER
Схема «стереотомии» © TOTEMENT / PAPER

Еще важнее развитие темы по вертикали. Здесь подключается «тектоника»: дома-конусы 17-этажной высоты, плюс высокие верхний и нижний ярусы (их фасады решены в виде шуховских диагональных ферм, идея одновременно конструктивная и выразительная). Каждая группа домов стоит на цельном стилобате с тремя сельскохозяйственными ярусами (встречаются рыбные фермы, огороды, скотные дворы) – и держит на себе следующий такой же ярус. Чередование повторяется четыре раза: дома-колонны, расставленные плотным гипостилем по пять штук на ярус несут следующий стилобат с подобными им конусообразными зданиями. Здания нижнего блока заняты офисами, двух посередине апартаментами, в верхнем, на двухсотметровой высоте, разместились гостиницы. Придуманный архитекторами бюро TOTEMENT город, таким образом, способен реплицироваться не только вширь, но и вверх. Авторы называют свою концепцию «вертикальным кварталом»; из города как будто бы вырезаны фрагменты «дерна», включая сельхоз-основание внизу и выросшие на нем дома, – все сложено штабелями или же этажеркой, сплетено в трехмерную сетку, усиленную общими вертикальными коммуникациями (исполняющими также и роль «ребер жесткости»). 
Разрез © TOTEMENT / PAPER
Аксонометрия © TOTEMENT / PAPER
Силуэт здания © TOTEMENT / PAPER
Структура: уровни, плато, остекление © TOTEMENT / PAPER
Структура: экраны, ламели, конструктивная система, вертикальное сообщение © TOTEMENT / PAPER
Программа © TOTEMENT / PAPER
Энергия ветра. Баланс площадей. © TOTEMENT / PAPER
Продукты и биотопливо. Сбор и очистка сточных вод © TOTEMENT / PAPER
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER

«Структура современных небоскребов как правило скрыта за красивой оболочкой, подчинена зализанной, обобщенной форме, – говорит Левон Айрапетов, – что там внутри, – совершенно непонятно, и тем, кто смотрит на такую башню и снаружи восхищается ее пластикой, этого не полагается знать. Наш вариант небоскреба совершенно другой: это вертикальный город, он открыт, а не спрятан, его структура очевидна». 
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER

Действительно, структура прозрачна, открыта всем ветрам; к супернебоскребу здесь добавлен новый, промежуточный масштаб: с одной стороны, гигантом он не перестает быть, а с другой, вынужденный гигантизм раздроблен, разделен на фрагменты, доступные человеческому восприятию (все же двадцать этажей – меньше, чем сто). 

Конечно, нельзя сказать, что идея вертикального города здесь нова: она высказана достаточно давно, как и «архология» Солери. Идея соединить башни мостами (надо же как-то перемещаться между семидесятыми, к примеру, этажами), прорезать крупный объем отверстиями или уподобить высотку этажерке домов, карабкающихся вверх а плечах друг друга – не нова (см. De Rotterdam Рема Колхаса или М-Сити Владимира Плоткина). 

Между тем в проекте TOTEMENT принцип вертикального города доведен до определенной чистоты и ясности. Он выглядит как фрагмент тотального, открытого для репликации города будущего и представляет собой набросок системы, в сущности подобной квартальной системе исторического города. Но это не вариант квартала, а скорее его альтернатива в новых условиях. Классический квартал тоже, строго говоря, выполняет роль городского генокода, только не придуманного, а сложившегося исторически, квартальная сетка это часть грамматики, правил, по которому развивается город. Небоскреб TOTEMENT предлагает другие правила, до некоторой степени – гибридные: от микрорайона здесь масштаб, правило внутренней геометрии, от города сада – дома, расставленные по зеленой лужайке парка, от квартала – подчинение границам участка, выполняющим роль «секущих плоскостей»; ну и наконец, от небоскреба – общая высота, от города умеренность высоты каждого яруса. От классической архитектуры – очень отдаленное сходство круглых домов с колоннами. 
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER

В проекте много идеализма, поэтому его хочется рассматривать как штудию, абстрактное высказывание на тему языка архитектуры – в большей степени, чем как реальный проект для конкретного места (хотя для Гонконга он подошел бы, и, действительно был рассчитан на реальный конкурс, впрочем, конкурс идей). Некоторой жутковатости гигантизма, особенно если подумать о перспективах его возможной репликации, проект также не лишен. «Молодые сотрудники бюро резко критиковали проект, доходило до того, что за подобные задачи по проектированию гигантских структур вообще аморально браться, – признаются Левон Айрапетов и Валерия Преображенская. – Но нам проект был интересен как опыт работы с формой» – продолжают они. 

Между тем если отнестись в проекту как пластическому высказыванию, вне контекста страхов будущего перенаселения Земли и настоящего азиатских городов (а также переуплотненного замкадья) – то вертикальный город выглядит, напротив, смелой попыткой примирить масштаб супер-города, леса башен, с человеком, уравновесив амбициозную энергетику вертикалей почвенными горизонталями «фермерских» плит. Башня здесь лишена амбиций памятника самой себе, и обнажена ее сущность муравейника. Что же, это фантастический, но вполне «архологический» подход, его пластика правильно улавливает перемену акцентов в высотном строительстве. У высоток ведь есть два основных смысла: амбиции (радость достижения верхней точки, когда удается построить выше всех) и необходимость (перенаселение, скученность, муравейник, лес гигантских башен, закрывающих свет). В данном случае возникает диалог одного с другим, что само по себе интересно.  
 
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
План: уровень биоферм © TOTEMENT / PAPER
План: апартаменты и парк © TOTEMENT / PAPER
План: двор © TOTEMENT / PAPER

10 Июля 2014

Похожие статьи
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.