English version

Опыт вертикального города

Конкурсный проект небоскреба, сделанный для Гонконга Левоном Айрапетовым и Валерией Преображенской, продолжает поиски свежего взгляда на архитектурную материю, свойственного этим авторам, и одновременно предлагает новый взгляд на грамматику высотной архитектуры.

mainImg
Проект был начат для международного конкурса идей, но, не уложившись в сроки, архитекторы доделали его уже как «бумажный»: концепцию новой, нетипичной формы небоскреба, и показали ее на стенде «Архкаталога» Арх Москвы. 
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER

А по условиям конкурса, состоявшегося весной, требовалось предложить дизайн для высотного здания, которое планируется построить в одном из самых заметных мест Гонконга, на побережье рядом с Выставочным центром. Небоскреб требовался не просто хороший, а «архологический», соответствующий концепции Arcology, – ее предложил архитектор Паоло Солери в 1969 году, тогда же начал реализовывать и не закончил, – концепция до сих пор существует больше в фантастических романах, нежели в архитектуре, что признают в своем брифе, повторяя Википедию, и авторы концепции конкурса. Итак согласно этой полуфантастической концепции (слово составлено из двух: «архитектура» и «экология»), здание должно обслуживать само себя полностью, будучи «пассивным» и не вредя природе, включая абсолютно все что нужно для жизни. Главное (что собственно и делает концепцию особенно фантастической), – помимо традиционных для современного МФК жилья, офисов и общественных пространств здесь должны присутствовать сельскохозяйственные фермы, обеспечивающие всё сооружение едой. Согласно концепции Солери «архологическое» здание не обязательно должно быть небоскребом, но Гонконг – город высотный, и здесь требовался именно superscyscraper, то есть здание высотой не меньше 300 метров. 

В ответ на это задание архитекторы TOTEMENT/PAPER (серьезный вклад в проект внес молодой архитектор бюро Егор Легков – подчеркивают руководители бюро Левон Айрапетов и Валерия Преображенская) предложили небоскреб, принципиально непохожий на «обычные» высотки современного мира. Они вспомнили и развили свою идею, опробованную несколько лет назад в проекте выставочно-делового центра для Сахалина – ее суть в том, что архитектурная материя образуется согласно определенному пластическому «коду». В данном случае, как и в Сахалине, пространство и пластика сформированы многократно повторенными конусами разного размера, часть из которых перевернуты, то есть сужаются книзу. План, таким образом, состоит из кругов, вертикальные абрисы – наклонные, а сечение любой составной части вертикальной плоскостью оказывается параболическим. Таким образом архитекторы получают достаточно обширный набор нетипичных форм, положив в основу своего пластического кода лишь одну, достаточно ясно читаемую единицу конуса. 
Схема «стереотомии» © TOTEMENT / PAPER

Но более важным приемом в этом проекте (как и в сахалинском) оказывается не собственно конус, а его сечение. Авторы назвали основной прием «стереотомией», что буквально расшифровывается как «сечение объема»: городская материя, состоящая из конических зданий и пространства между ними, на границах участка отсекается вертикальными плоскостями, – как швейцарский сыр или кусок арбуза, вырезанный из целого. Такой подход, – архитекторы специально это подчеркивают, – допускает возможность бесконечного развития вширь: представим себе город, кварталы которого состоят из домов конической формы, довольно плотно расставленных на зеленых лужайках, – своего рода лес домов-стволов, разрезанный улицами, причем там, где красная линия участка проходит по массиву конуса, он срезается, образуя плоскость с параболическими контурами. Подход противоположен классическому квартальному, где дома строятся по периметру участка, и между тем свобода сечения позволяет вписать такую «городскую материю» при желании в любую сетку улиц. 
zooming
Схема «стереотомии» © TOTEMENT / PAPER
Срезы этажей © TOTEMENT / PAPER
Последовательность формирования «вертикального квартала» в проекте © TOTEMENT / PAPER
Схема «стереотомии» © TOTEMENT / PAPER

Еще важнее развитие темы по вертикали. Здесь подключается «тектоника»: дома-конусы 17-этажной высоты, плюс высокие верхний и нижний ярусы (их фасады решены в виде шуховских диагональных ферм, идея одновременно конструктивная и выразительная). Каждая группа домов стоит на цельном стилобате с тремя сельскохозяйственными ярусами (встречаются рыбные фермы, огороды, скотные дворы) – и держит на себе следующий такой же ярус. Чередование повторяется четыре раза: дома-колонны, расставленные плотным гипостилем по пять штук на ярус несут следующий стилобат с подобными им конусообразными зданиями. Здания нижнего блока заняты офисами, двух посередине апартаментами, в верхнем, на двухсотметровой высоте, разместились гостиницы. Придуманный архитекторами бюро TOTEMENT город, таким образом, способен реплицироваться не только вширь, но и вверх. Авторы называют свою концепцию «вертикальным кварталом»; из города как будто бы вырезаны фрагменты «дерна», включая сельхоз-основание внизу и выросшие на нем дома, – все сложено штабелями или же этажеркой, сплетено в трехмерную сетку, усиленную общими вертикальными коммуникациями (исполняющими также и роль «ребер жесткости»). 
Разрез © TOTEMENT / PAPER
Аксонометрия © TOTEMENT / PAPER
Силуэт здания © TOTEMENT / PAPER
Структура: уровни, плато, остекление © TOTEMENT / PAPER
Структура: экраны, ламели, конструктивная система, вертикальное сообщение © TOTEMENT / PAPER
Программа © TOTEMENT / PAPER
Энергия ветра. Баланс площадей. © TOTEMENT / PAPER
Продукты и биотопливо. Сбор и очистка сточных вод © TOTEMENT / PAPER
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER

«Структура современных небоскребов как правило скрыта за красивой оболочкой, подчинена зализанной, обобщенной форме, – говорит Левон Айрапетов, – что там внутри, – совершенно непонятно, и тем, кто смотрит на такую башню и снаружи восхищается ее пластикой, этого не полагается знать. Наш вариант небоскреба совершенно другой: это вертикальный город, он открыт, а не спрятан, его структура очевидна». 
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER

Действительно, структура прозрачна, открыта всем ветрам; к супернебоскребу здесь добавлен новый, промежуточный масштаб: с одной стороны, гигантом он не перестает быть, а с другой, вынужденный гигантизм раздроблен, разделен на фрагменты, доступные человеческому восприятию (все же двадцать этажей – меньше, чем сто). 

Конечно, нельзя сказать, что идея вертикального города здесь нова: она высказана достаточно давно, как и «архология» Солери. Идея соединить башни мостами (надо же как-то перемещаться между семидесятыми, к примеру, этажами), прорезать крупный объем отверстиями или уподобить высотку этажерке домов, карабкающихся вверх а плечах друг друга – не нова (см. De Rotterdam Рема Колхаса или М-Сити Владимира Плоткина). 

Между тем в проекте TOTEMENT принцип вертикального города доведен до определенной чистоты и ясности. Он выглядит как фрагмент тотального, открытого для репликации города будущего и представляет собой набросок системы, в сущности подобной квартальной системе исторического города. Но это не вариант квартала, а скорее его альтернатива в новых условиях. Классический квартал тоже, строго говоря, выполняет роль городского генокода, только не придуманного, а сложившегося исторически, квартальная сетка это часть грамматики, правил, по которому развивается город. Небоскреб TOTEMENT предлагает другие правила, до некоторой степени – гибридные: от микрорайона здесь масштаб, правило внутренней геометрии, от города сада – дома, расставленные по зеленой лужайке парка, от квартала – подчинение границам участка, выполняющим роль «секущих плоскостей»; ну и наконец, от небоскреба – общая высота, от города умеренность высоты каждого яруса. От классической архитектуры – очень отдаленное сходство круглых домов с колоннами. 
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER

В проекте много идеализма, поэтому его хочется рассматривать как штудию, абстрактное высказывание на тему языка архитектуры – в большей степени, чем как реальный проект для конкретного места (хотя для Гонконга он подошел бы, и, действительно был рассчитан на реальный конкурс, впрочем, конкурс идей). Некоторой жутковатости гигантизма, особенно если подумать о перспективах его возможной репликации, проект также не лишен. «Молодые сотрудники бюро резко критиковали проект, доходило до того, что за подобные задачи по проектированию гигантских структур вообще аморально браться, – признаются Левон Айрапетов и Валерия Преображенская. – Но нам проект был интересен как опыт работы с формой» – продолжают они. 

Между тем если отнестись в проекту как пластическому высказыванию, вне контекста страхов будущего перенаселения Земли и настоящего азиатских городов (а также переуплотненного замкадья) – то вертикальный город выглядит, напротив, смелой попыткой примирить масштаб супер-города, леса башен, с человеком, уравновесив амбициозную энергетику вертикалей почвенными горизонталями «фермерских» плит. Башня здесь лишена амбиций памятника самой себе, и обнажена ее сущность муравейника. Что же, это фантастический, но вполне «архологический» подход, его пластика правильно улавливает перемену акцентов в высотном строительстве. У высоток ведь есть два основных смысла: амбиции (радость достижения верхней точки, когда удается построить выше всех) и необходимость (перенаселение, скученность, муравейник, лес гигантских башен, закрывающих свет). В данном случае возникает диалог одного с другим, что само по себе интересно.  
 
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
zooming
Проект небоскреба по концепции Acology для Гонконга. 2014 © TOTEMENT / PAPER
План: уровень биоферм © TOTEMENT / PAPER
План: апартаменты и парк © TOTEMENT / PAPER
План: двор © TOTEMENT / PAPER

10 Июля 2014

Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.