Форма диалога

Конкурсный проект Музея современного искусства для Уфы от архитекторов ТОТЕМЕНТ / PAPER отличается пластичной диалогичностью и скульптурностью формы, не чуждой wow-эффекта, что не мешает зданию быть «укорененным» как в ландшафте, так и в контексте.

mainImg
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 3.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Проект музея современного искусства в Уфе от Левона Айрапетова и Валерии Преображенской – третий в подборке вариантов, предложенных на закрытом конкурсе, проведенном заказчиками в начале 2021 года. О проектах двух других участников: АБ «Меганом» и «Студии 44», мы уже рассказали. Здесь можно найти рассказ заказчика, Марата Ахметшина, об истории проектирования. 
Конкурсный проект музея современного искусства в Уфе ТОТЕМЕНТ / PAPER
В проекте ТОТЕМЕНТ / PAPER – самое развернутое описание, касающееся как художественного замысла, так и особенностей предлагаемой конструкции, деталей берегоукрепления и работы с известковыми прибрежными грунтами, в целом устойчивыми, но способными стать мягче при намокании. Авторы показывают не только основной вариант, но и предварительные версии, в которых объем музея состоит из большего числа этажей-«слоев», делающих здание похожим на стопку книг и еще, немного, – на игру Jenga.
  • zooming
    1 / 3
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 3
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 3
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант, планы
    © TOTEMENT/PAPER

Итоговый вариант, с одной стороны, лаконичнее, – с другой стороны, сложнее, поскольку в нем авторы сопоставляют два противоположных подхода к форме. И не просто сталкивают контрастно, но, согласно одному из своих любимых приемов, «проращивают» одно сквозь другое. 



В авторской экспликации сказано, что музей современного искусства – это центр коммуникаций и для людей, и для идей, – но он должен быть не тупиковой точкой схода, а перекрестком. По словам Левона Айрапетова и Валерии Преображенской, им не близок ни подход «современного движения» в тех случаях, когда оно «жестко рвет связи во времени», ни традиционалистский подход, построенный лишь «на заботе об идее сохранения».

Таким образом, главной идеей проекта становится диалог и взаимодействие: «зачастую противоположных, движений, идей, культур, смыслов и форм» – реки и горы (склона), светлого и темного, Запада и Востока, и даже «модернизма и необарокко». Последнее, на мой взгляд, особенно важно и интересно, поскольку, как кажется, многое объясняет и позволяет взглянуть на проект с точки зрения собственно формы. 



Две основные пластические темы выражены, одна – белой горизонтальной пластиной, которая вытянута вдоль бровки склона и нависает над ним консолью, выступая особенно далеко и эффектно западным углом. С этой стороны кажется, что белую пластину держит на себе некая вырастающая из склона гигантская рука. Или корень.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с юго-запада
© TOTEMENT/PAPER

Отчасти предложенная форма может напомнить известковую скалу, где один, белый, слой прочнее, а железистый красноватый мягче и выветрился, образовав причудливое сочетание уступов и выступов. В основании «медной ноги» – плиты, похожие на каменные «цветы пустыни», усиливающие и укрепляющие склон, подчеркивая заодно его сходство с меловой горой. На нижней из таких плит – открытая смотровая площадка. 

Если смотреть сверху от сквера и Дома правительства, белый ярус будет первым, именно в нем образован глубокий сужающийся вход-портал, светящийся по вечерам.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с севера
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид на вход в музей
© TOTEMENT/PAPER

Строго говоря, это даже не углубленный портал и не лоджия – а скорее крытая площадь-улица, пронизывающая белый объем поперечно, «втягивающая» посетителей из города внутрь, ведя их от входа прямо к кафе и лестнице на второй ярус, к «капитанскому мостику» смотровой площадки.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с юго-востока
© TOTEMENT/PAPER

Белый объем – условный «модернизм», но ТОТЕМЕНТ / PAPER не были бы собой, если бы он не стал – даже не трапецией, а четырехугольником без прямых углов и без единой параллельной линии; однако контуры достаточно спокойные и снаружи действительно будет казаться, что форма – скорее прямоугольная, «правильная», лишь со слегка акцентированным, вытянутым вперед, углом.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
© TOTEMENT/PAPER

Над белым «параллелепипедом» вырастает «голова» – плоская, повернутая под углом, с медным отливом, как и «нога» под ним. В целом создается впечатление, что вырастающая из склона «живая» красноватая материя прорастает сквозь лаконично-модернистское здание, нанизывая его в процессе на себя, как воротник, чтобы затем «оглядеться» и приступить к созерцанию панорам реки и противоположного берега. В «голове» расположен, что вполне предсказуемо, ресторан с панорамным балконом на три стороны.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER

При этом у тонкой плоской головы есть вполне заметная «шея» – сходство с существом, каким-нибудь героем, скажем так, Хуана Миро, приобретшим трехмерные объемы, вполне ощутимое.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с запада
© TOTEMENT/PAPER

Если белый объем, который авторы ассоциируют и с рекой Белой, и с известным понятием «чистого листа», решен подчеркнуто просто: светлые стены, вертикальные рельефные полоски – то «темный», «живой» объем, из которого вырастает «голова», конечно же, скульптурен и подвижен: изгибается, отклоняется, поворачивает любопытный «нос».

Надо однако заметить, что, помимо буквального взаимопроникновения двух форм и подходов с противоположными пластическими характеристиками, авторы предлагают и другой тип диалога – взаимовлияние между ними. Строго говоря, если бы два подхода хотелось в прямом смысле столкнуть, можно было бы пронзить белый куб чем-то смолянисто-пузыристым, но здесь не так. Здесь каждая форма получает что-то от соседа: белый объем свои скошенные стены, а «темный» – смягченный естественный оттенок и в то же время некоторую сдержанность изгибов, нарисованных если не по циркулю, то по параболе. И планы, и разрезы сформированы гибкими дугообразными сопряжениями, что заставляет вспомнить всплывшее выше понятие «необарокко» – примерно такими линиями оперировал и Борромини, это не произвол, а сложная геометрия. 
  • zooming
    1 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План цокольного этажа
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План антресоли 1 этажа
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 2 и 3 этажей
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. разрез 1-1
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 2-2
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 3-3
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Транспортная схема
    © TOTEMENT/PAPER

В плане и объемном построении взаимопроникновение двух типов формы дает внутренние дворики, световые колодцы, двусветные интерьеры и нависающие консоли – богатый набор пространственных впечатлений, сопоставляющий разную степень освещенности и состояний между «внутри» и «снаружи», и множество разнообразных способов передвижения, как для сотрудников, так и для посетителей.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    1 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Интерьер зала постоянной экспозиции
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Интерьер вестибюля, внутренний дворик
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Виды на эксплуатируемую кровлю
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © TOTEMENT/PAPER

На кровле «параллелепипеда», к востоку от «головы», появляется амфитеатр на белом дугообразном основании – здесь опять «темная» и «светлая» материя оказываются в контрапункте.
zooming
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Кровля «белого параллелепипеда». Вид с юго-востока
© TOTEMENT/PAPER

Как и их давние предшественники, архитекторы барокко, авторы уделяют много внимания окружающему здание пространству – с одной стороны, формируя подходы, обходы, точки восприятия и открытые общественные пространства вокруг здания, а с другой стороны, подчеркивая эффект его «прорастания» из склона. К примеру, плитам у основания под консолью вторят плиты, формирующие постепенный спуск на пути от города перед входом. С обеих сторон возникают лестницы и видовые платформы, превращающие ближайшее окружение музея в его логическое продолжение. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с северо-востока
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Эскиз
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Эскиз
© TOTEMENT/PAPER

Не меньше внимания уделено дальним видовым точкам – к примеру, тому, как музей будет светиться со склона ночью,
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с моста через реку Белая
© TOTEMENT/PAPER

...и его отношениям с городом: авторы продумывают «путь к музею», по центральной улице Ленина через одноименный сквер Ленина, называют его «городской рекой» или ARTMILE – расстояние от «нулевого километра», от которого начинается маршрут, до музея как раз чуть меньше английской мили. Согласно замыслу, путь должен объединить существующие культурные центры, которых, признаться, немало, поскольку речь о городском центре, и создать новые, а также добавить в городскую среду цвет. 
ARTMILE. Схема включения музея в ткань города. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER

Конструкция здания предложена гибридная: железо-бетонное ядро и консоли на металлических балках – конструктивная схема представляет собой красивый сложный «узел», как и планы здания, как и устройство его внутреннего пространства.  
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Конструктивные решения
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© TOTEMENT/PAPER

Тот же подход, сродни абстрактному сюрреализму, суммирующему мозаику функций и пространств, отражен в логотипе музея, предложенном архитекторами ТОТЕМЕНТ / PAPER. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER

***

Очевидно, что Музей современного искусства в Уфе в предложении Левона Айрапетова и Валерии Преображенской представляет собой характерный пример развития их почерка и подхода к форме, склонном к тесному переплетению пластики и смыслов, выражению одного через другое, также как и к осмыслению контрастов. Примененные авторами в описании эпитеты очень к нему подходят: оно вырастает в равной степени из склона, из городского пространства и из образа реки, усиливая свойства всех составляющих образа и играя на их сочетании. 

Надо заметить, что общие особенности площадки и общая задача сделали все конкурсные проекты в чем-то похожими между собой: у всех авторов присутствует консоль, зрелищно «зависающая» над склоном, изобилие видовых площадок и общественных пространств, связь с городской тканью и WOW-эффект. Проект Левона Айрапетова и Валерии Преображенской – самый «лепной», скульптурный и «одушевленный», отличается сложностью пластической проработки, также как и детальной работой с ближним и дальним окружением. Заявленная авторами нацеленность на «перекресток» культур и прочего взаимодействия – не просто слова, идея пронизывает проект целиком, диалогичность определяет и форму, и пространство.
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 3.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа

24 Декабря 2021

Похожие статьи
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.