Форма диалога

Конкурсный проект Музея современного искусства для Уфы от архитекторов ТОТЕМЕНТ / PAPER отличается пластичной диалогичностью и скульптурностью формы, не чуждой wow-эффекта, что не мешает зданию быть «укорененным» как в ландшафте, так и в контексте.

mainImg
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 3.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Проект музея современного искусства в Уфе от Левона Айрапетова и Валерии Преображенской – третий в подборке вариантов, предложенных на закрытом конкурсе, проведенном заказчиками в начале 2021 года. О проектах двух других участников: АБ «Меганом» и «Студии 44», мы уже рассказали. Здесь можно найти рассказ заказчика, Марата Ахметшина, об истории проектирования. 
Конкурсный проект музея современного искусства в Уфе ТОТЕМЕНТ / PAPER
В проекте ТОТЕМЕНТ / PAPER – самое развернутое описание, касающееся как художественного замысла, так и особенностей предлагаемой конструкции, деталей берегоукрепления и работы с известковыми прибрежными грунтами, в целом устойчивыми, но способными стать мягче при намокании. Авторы показывают не только основной вариант, но и предварительные версии, в которых объем музея состоит из большего числа этажей-«слоев», делающих здание похожим на стопку книг и еще, немного, – на игру Jenga.
  • zooming
    1 / 3
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 3
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 3
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант, планы
    © TOTEMENT/PAPER

Итоговый вариант, с одной стороны, лаконичнее, – с другой стороны, сложнее, поскольку в нем авторы сопоставляют два противоположных подхода к форме. И не просто сталкивают контрастно, но, согласно одному из своих любимых приемов, «проращивают» одно сквозь другое. 



В авторской экспликации сказано, что музей современного искусства – это центр коммуникаций и для людей, и для идей, – но он должен быть не тупиковой точкой схода, а перекрестком. По словам Левона Айрапетова и Валерии Преображенской, им не близок ни подход «современного движения» в тех случаях, когда оно «жестко рвет связи во времени», ни традиционалистский подход, построенный лишь «на заботе об идее сохранения».

Таким образом, главной идеей проекта становится диалог и взаимодействие: «зачастую противоположных, движений, идей, культур, смыслов и форм» – реки и горы (склона), светлого и темного, Запада и Востока, и даже «модернизма и необарокко». Последнее, на мой взгляд, особенно важно и интересно, поскольку, как кажется, многое объясняет и позволяет взглянуть на проект с точки зрения собственно формы. 



Две основные пластические темы выражены, одна – белой горизонтальной пластиной, которая вытянута вдоль бровки склона и нависает над ним консолью, выступая особенно далеко и эффектно западным углом. С этой стороны кажется, что белую пластину держит на себе некая вырастающая из склона гигантская рука. Или корень.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с юго-запада
© TOTEMENT/PAPER

Отчасти предложенная форма может напомнить известковую скалу, где один, белый, слой прочнее, а железистый красноватый мягче и выветрился, образовав причудливое сочетание уступов и выступов. В основании «медной ноги» – плиты, похожие на каменные «цветы пустыни», усиливающие и укрепляющие склон, подчеркивая заодно его сходство с меловой горой. На нижней из таких плит – открытая смотровая площадка. 

Если смотреть сверху от сквера и Дома правительства, белый ярус будет первым, именно в нем образован глубокий сужающийся вход-портал, светящийся по вечерам.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с севера
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид на вход в музей
© TOTEMENT/PAPER

Строго говоря, это даже не углубленный портал и не лоджия – а скорее крытая площадь-улица, пронизывающая белый объем поперечно, «втягивающая» посетителей из города внутрь, ведя их от входа прямо к кафе и лестнице на второй ярус, к «капитанскому мостику» смотровой площадки.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с юго-востока
© TOTEMENT/PAPER

Белый объем – условный «модернизм», но ТОТЕМЕНТ / PAPER не были бы собой, если бы он не стал – даже не трапецией, а четырехугольником без прямых углов и без единой параллельной линии; однако контуры достаточно спокойные и снаружи действительно будет казаться, что форма – скорее прямоугольная, «правильная», лишь со слегка акцентированным, вытянутым вперед, углом.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
© TOTEMENT/PAPER

Над белым «параллелепипедом» вырастает «голова» – плоская, повернутая под углом, с медным отливом, как и «нога» под ним. В целом создается впечатление, что вырастающая из склона «живая» красноватая материя прорастает сквозь лаконично-модернистское здание, нанизывая его в процессе на себя, как воротник, чтобы затем «оглядеться» и приступить к созерцанию панорам реки и противоположного берега. В «голове» расположен, что вполне предсказуемо, ресторан с панорамным балконом на три стороны.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER

При этом у тонкой плоской головы есть вполне заметная «шея» – сходство с существом, каким-нибудь героем, скажем так, Хуана Миро, приобретшим трехмерные объемы, вполне ощутимое.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с запада
© TOTEMENT/PAPER

Если белый объем, который авторы ассоциируют и с рекой Белой, и с известным понятием «чистого листа», решен подчеркнуто просто: светлые стены, вертикальные рельефные полоски – то «темный», «живой» объем, из которого вырастает «голова», конечно же, скульптурен и подвижен: изгибается, отклоняется, поворачивает любопытный «нос».

Надо однако заметить, что, помимо буквального взаимопроникновения двух форм и подходов с противоположными пластическими характеристиками, авторы предлагают и другой тип диалога – взаимовлияние между ними. Строго говоря, если бы два подхода хотелось в прямом смысле столкнуть, можно было бы пронзить белый куб чем-то смолянисто-пузыристым, но здесь не так. Здесь каждая форма получает что-то от соседа: белый объем свои скошенные стены, а «темный» – смягченный естественный оттенок и в то же время некоторую сдержанность изгибов, нарисованных если не по циркулю, то по параболе. И планы, и разрезы сформированы гибкими дугообразными сопряжениями, что заставляет вспомнить всплывшее выше понятие «необарокко» – примерно такими линиями оперировал и Борромини, это не произвол, а сложная геометрия. 
  • zooming
    1 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План цокольного этажа
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План антресоли 1 этажа
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 2 и 3 этажей
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. разрез 1-1
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 2-2
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 3-3
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Транспортная схема
    © TOTEMENT/PAPER

В плане и объемном построении взаимопроникновение двух типов формы дает внутренние дворики, световые колодцы, двусветные интерьеры и нависающие консоли – богатый набор пространственных впечатлений, сопоставляющий разную степень освещенности и состояний между «внутри» и «снаружи», и множество разнообразных способов передвижения, как для сотрудников, так и для посетителей.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    1 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Интерьер зала постоянной экспозиции
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Интерьер вестибюля, внутренний дворик
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Виды на эксплуатируемую кровлю
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © TOTEMENT/PAPER

На кровле «параллелепипеда», к востоку от «головы», появляется амфитеатр на белом дугообразном основании – здесь опять «темная» и «светлая» материя оказываются в контрапункте.
zooming
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Кровля «белого параллелепипеда». Вид с юго-востока
© TOTEMENT/PAPER

Как и их давние предшественники, архитекторы барокко, авторы уделяют много внимания окружающему здание пространству – с одной стороны, формируя подходы, обходы, точки восприятия и открытые общественные пространства вокруг здания, а с другой стороны, подчеркивая эффект его «прорастания» из склона. К примеру, плитам у основания под консолью вторят плиты, формирующие постепенный спуск на пути от города перед входом. С обеих сторон возникают лестницы и видовые платформы, превращающие ближайшее окружение музея в его логическое продолжение. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с северо-востока
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Эскиз
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Эскиз
© TOTEMENT/PAPER

Не меньше внимания уделено дальним видовым точкам – к примеру, тому, как музей будет светиться со склона ночью,
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с моста через реку Белая
© TOTEMENT/PAPER

...и его отношениям с городом: авторы продумывают «путь к музею», по центральной улице Ленина через одноименный сквер Ленина, называют его «городской рекой» или ARTMILE – расстояние от «нулевого километра», от которого начинается маршрут, до музея как раз чуть меньше английской мили. Согласно замыслу, путь должен объединить существующие культурные центры, которых, признаться, немало, поскольку речь о городском центре, и создать новые, а также добавить в городскую среду цвет. 
ARTMILE. Схема включения музея в ткань города. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER

Конструкция здания предложена гибридная: железо-бетонное ядро и консоли на металлических балках – конструктивная схема представляет собой красивый сложный «узел», как и планы здания, как и устройство его внутреннего пространства.  
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Конструктивные решения
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© TOTEMENT/PAPER

Тот же подход, сродни абстрактному сюрреализму, суммирующему мозаику функций и пространств, отражен в логотипе музея, предложенном архитекторами ТОТЕМЕНТ / PAPER. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER

***

Очевидно, что Музей современного искусства в Уфе в предложении Левона Айрапетова и Валерии Преображенской представляет собой характерный пример развития их почерка и подхода к форме, склонном к тесному переплетению пластики и смыслов, выражению одного через другое, также как и к осмыслению контрастов. Примененные авторами в описании эпитеты очень к нему подходят: оно вырастает в равной степени из склона, из городского пространства и из образа реки, усиливая свойства всех составляющих образа и играя на их сочетании. 

Надо заметить, что общие особенности площадки и общая задача сделали все конкурсные проекты в чем-то похожими между собой: у всех авторов присутствует консоль, зрелищно «зависающая» над склоном, изобилие видовых площадок и общественных пространств, связь с городской тканью и WOW-эффект. Проект Левона Айрапетова и Валерии Преображенской – самый «лепной», скульптурный и «одушевленный», отличается сложностью пластической проработки, также как и детальной работой с ближним и дальним окружением. Заявленная авторами нацеленность на «перекресток» культур и прочего взаимодействия – не просто слова, идея пронизывает проект целиком, диалогичность определяет и форму, и пространство.
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 3.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа

24 Декабря 2021

Похожие статьи
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Технологии и материалы
DO Buro: Мы будем работать над тем, чтобы к нам приходили...
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
Сейчас на главной
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Педставляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Пресса: «Архитектурный мусор — это если не норма, то заурядная...
В Российском этнографическом музее на прошлой неделе прошла 9-я биеннале «Архитектура Петербурга». По просьбе Собака.ru архитектурный критик и автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина зашла на одну из двух главных петербургских архитектурных выставок и поделилась нерадостными впечатлениями.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.