Форма диалога

Конкурсный проект Музея современного искусства для Уфы от архитекторов ТОТЕМЕНТ / PAPER отличается пластичной диалогичностью и скульптурностью формы, не чуждой wow-эффекта, что не мешает зданию быть «укорененным» как в ландшафте, так и в контексте.

mainImg
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 3.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Проект музея современного искусства в Уфе от Левона Айрапетова и Валерии Преображенской – третий в подборке вариантов, предложенных на закрытом конкурсе, проведенном заказчиками в начале 2021 года. О проектах двух других участников: АБ «Меганом» и «Студии 44», мы уже рассказали. Здесь можно найти рассказ заказчика, Марата Ахметшина, об истории проектирования. 
Конкурсный проект музея современного искусства в Уфе ТОТЕМЕНТ / PAPER
В проекте ТОТЕМЕНТ / PAPER – самое развернутое описание, касающееся как художественного замысла, так и особенностей предлагаемой конструкции, деталей берегоукрепления и работы с известковыми прибрежными грунтами, в целом устойчивыми, но способными стать мягче при намокании. Авторы показывают не только основной вариант, но и предварительные версии, в которых объем музея состоит из большего числа этажей-«слоев», делающих здание похожим на стопку книг и еще, немного, – на игру Jenga.
  • zooming
    1 / 3
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 3
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 3
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Предварительный вариант, планы
    © TOTEMENT/PAPER

Итоговый вариант, с одной стороны, лаконичнее, – с другой стороны, сложнее, поскольку в нем авторы сопоставляют два противоположных подхода к форме. И не просто сталкивают контрастно, но, согласно одному из своих любимых приемов, «проращивают» одно сквозь другое. 



В авторской экспликации сказано, что музей современного искусства – это центр коммуникаций и для людей, и для идей, – но он должен быть не тупиковой точкой схода, а перекрестком. По словам Левона Айрапетова и Валерии Преображенской, им не близок ни подход «современного движения» в тех случаях, когда оно «жестко рвет связи во времени», ни традиционалистский подход, построенный лишь «на заботе об идее сохранения».

Таким образом, главной идеей проекта становится диалог и взаимодействие: «зачастую противоположных, движений, идей, культур, смыслов и форм» – реки и горы (склона), светлого и темного, Запада и Востока, и даже «модернизма и необарокко». Последнее, на мой взгляд, особенно важно и интересно, поскольку, как кажется, многое объясняет и позволяет взглянуть на проект с точки зрения собственно формы. 



Две основные пластические темы выражены, одна – белой горизонтальной пластиной, которая вытянута вдоль бровки склона и нависает над ним консолью, выступая особенно далеко и эффектно западным углом. С этой стороны кажется, что белую пластину держит на себе некая вырастающая из склона гигантская рука. Или корень.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с юго-запада
© TOTEMENT/PAPER

Отчасти предложенная форма может напомнить известковую скалу, где один, белый, слой прочнее, а железистый красноватый мягче и выветрился, образовав причудливое сочетание уступов и выступов. В основании «медной ноги» – плиты, похожие на каменные «цветы пустыни», усиливающие и укрепляющие склон, подчеркивая заодно его сходство с меловой горой. На нижней из таких плит – открытая смотровая площадка. 

Если смотреть сверху от сквера и Дома правительства, белый ярус будет первым, именно в нем образован глубокий сужающийся вход-портал, светящийся по вечерам.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с севера
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид на вход в музей
© TOTEMENT/PAPER

Строго говоря, это даже не углубленный портал и не лоджия – а скорее крытая площадь-улица, пронизывающая белый объем поперечно, «втягивающая» посетителей из города внутрь, ведя их от входа прямо к кафе и лестнице на второй ярус, к «капитанскому мостику» смотровой площадки.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с юго-востока
© TOTEMENT/PAPER

Белый объем – условный «модернизм», но ТОТЕМЕНТ / PAPER не были бы собой, если бы он не стал – даже не трапецией, а четырехугольником без прямых углов и без единой параллельной линии; однако контуры достаточно спокойные и снаружи действительно будет казаться, что форма – скорее прямоугольная, «правильная», лишь со слегка акцентированным, вытянутым вперед, углом.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
© TOTEMENT/PAPER

Над белым «параллелепипедом» вырастает «голова» – плоская, повернутая под углом, с медным отливом, как и «нога» под ним. В целом создается впечатление, что вырастающая из склона «живая» красноватая материя прорастает сквозь лаконично-модернистское здание, нанизывая его в процессе на себя, как воротник, чтобы затем «оглядеться» и приступить к созерцанию панорам реки и противоположного берега. В «голове» расположен, что вполне предсказуемо, ресторан с панорамным балконом на три стороны.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER

При этом у тонкой плоской головы есть вполне заметная «шея» – сходство с существом, каким-нибудь героем, скажем так, Хуана Миро, приобретшим трехмерные объемы, вполне ощутимое.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с запада
© TOTEMENT/PAPER

Если белый объем, который авторы ассоциируют и с рекой Белой, и с известным понятием «чистого листа», решен подчеркнуто просто: светлые стены, вертикальные рельефные полоски – то «темный», «живой» объем, из которого вырастает «голова», конечно же, скульптурен и подвижен: изгибается, отклоняется, поворачивает любопытный «нос».

Надо однако заметить, что, помимо буквального взаимопроникновения двух форм и подходов с противоположными пластическими характеристиками, авторы предлагают и другой тип диалога – взаимовлияние между ними. Строго говоря, если бы два подхода хотелось в прямом смысле столкнуть, можно было бы пронзить белый куб чем-то смолянисто-пузыристым, но здесь не так. Здесь каждая форма получает что-то от соседа: белый объем свои скошенные стены, а «темный» – смягченный естественный оттенок и в то же время некоторую сдержанность изгибов, нарисованных если не по циркулю, то по параболе. И планы, и разрезы сформированы гибкими дугообразными сопряжениями, что заставляет вспомнить всплывшее выше понятие «необарокко» – примерно такими линиями оперировал и Борромини, это не произвол, а сложная геометрия. 
  • zooming
    1 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План цокольного этажа
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План антресоли 1 этажа
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 2 и 3 этажей
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. разрез 1-1
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 2-2
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 3-3
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Транспортная схема
    © TOTEMENT/PAPER

В плане и объемном построении взаимопроникновение двух типов формы дает внутренние дворики, световые колодцы, двусветные интерьеры и нависающие консоли – богатый набор пространственных впечатлений, сопоставляющий разную степень освещенности и состояний между «внутри» и «снаружи», и множество разнообразных способов передвижения, как для сотрудников, так и для посетителей.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    1 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Интерьер зала постоянной экспозиции
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Интерьер вестибюля, внутренний дворик
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Виды на эксплуатируемую кровлю
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 4
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © TOTEMENT/PAPER

На кровле «параллелепипеда», к востоку от «головы», появляется амфитеатр на белом дугообразном основании – здесь опять «темная» и «светлая» материя оказываются в контрапункте.
zooming
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Кровля «белого параллелепипеда». Вид с юго-востока
© TOTEMENT/PAPER

Как и их давние предшественники, архитекторы барокко, авторы уделяют много внимания окружающему здание пространству – с одной стороны, формируя подходы, обходы, точки восприятия и открытые общественные пространства вокруг здания, а с другой стороны, подчеркивая эффект его «прорастания» из склона. К примеру, плитам у основания под консолью вторят плиты, формирующие постепенный спуск на пути от города перед входом. С обеих сторон возникают лестницы и видовые платформы, превращающие ближайшее окружение музея в его логическое продолжение. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с северо-востока
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Эскиз
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Эскиз
© TOTEMENT/PAPER

Не меньше внимания уделено дальним видовым точкам – к примеру, тому, как музей будет светиться со склона ночью,
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Вид с моста через реку Белая
© TOTEMENT/PAPER

...и его отношениям с городом: авторы продумывают «путь к музею», по центральной улице Ленина через одноименный сквер Ленина, называют его «городской рекой» или ARTMILE – расстояние от «нулевого километра», от которого начинается маршрут, до музея как раз чуть меньше английской мили. Согласно замыслу, путь должен объединить существующие культурные центры, которых, признаться, немало, поскольку речь о городском центре, и создать новые, а также добавить в городскую среду цвет. 
ARTMILE. Схема включения музея в ткань города. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© TOTEMENT/PAPER

Конструкция здания предложена гибридная: железо-бетонное ядро и консоли на металлических балках – конструктивная схема представляет собой красивый сложный «узел», как и планы здания, как и устройство его внутреннего пространства.  
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Конструктивные решения
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© TOTEMENT/PAPER

Тот же подход, сродни абстрактному сюрреализму, суммирующему мозаику функций и пространств, отражен в логотипе музея, предложенном архитекторами ТОТЕМЕНТ / PAPER. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Стиль и оформление
© TOTEMENT/PAPER

***

Очевидно, что Музей современного искусства в Уфе в предложении Левона Айрапетова и Валерии Преображенской представляет собой характерный пример развития их почерка и подхода к форме, склонном к тесному переплетению пластики и смыслов, выражению одного через другое, также как и к осмыслению контрастов. Примененные авторами в описании эпитеты очень к нему подходят: оно вырастает в равной степени из склона, из городского пространства и из образа реки, усиливая свойства всех составляющих образа и играя на их сочетании. 

Надо заметить, что общие особенности площадки и общая задача сделали все конкурсные проекты в чем-то похожими между собой: у всех авторов присутствует консоль, зрелищно «зависающая» над склоном, изобилие видовых площадок и общественных пространств, связь с городской тканью и WOW-эффект. Проект Левона Айрапетова и Валерии Преображенской – самый «лепной», скульптурный и «одушевленный», отличается сложностью пластической проработки, также как и детальной работой с ближним и дальним окружением. Заявленная авторами нацеленность на «перекресток» культур и прочего взаимодействия – не просто слова, идея пронизывает проект целиком, диалогичность определяет и форму, и пространство.
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 3.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа

24 Декабря 2021

Похожие статьи
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.