Взгляд вглубь

Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество

mainImg
Проект «Эталон качества», с манифестом которого можно ознакомиться здесь, был задуман прежде всего как выставочный. Его целью было раскрыть тему XXV фестиваля Зодчество – «Качество сейчас. Пространство и среда». При всей широте трактовок подобные темы сложны для предметной визуализации и требуют отдельного анализа и проработки, для того чтобы привести абстрактные категории к информационно насыщенной материальной форме.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

Итак, группе архитекторов разного возраста и профессиональных пристрастий было предложено в формате видео-интервью ответить на ряд вопросов, касающихся критериев оценки качества архитектуры, собственной и чужой, современной и исторической, и с другой стороны – найти уникальный образ, который бы в материальной форме воплощал главные из этих идей. В виде оригинальной инсталляции, арт-объекта или существующего артефакта этот образ невообразимого должен был предстать на выставке как персональный «эталон качества» в сопровождении короткого комментария автора, поясняющего ассоциативный ход мыслей.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
 
Куратор проекта: Елена Петухова
Архитектор экспозиции: Ольга Кудрина
Визуализации: Дарья Кармазина
Видеоинтервью, съемка и монтаж: Сергей Кузьмин
Фотографии: Евгения Яровая
Ретушь фотографий: Вадим Селезнев
Световое оборудование предоставлено компанией IntiLED
Настенные и напольные изображения: типография «O2O»

 
Дизайн экспозиции напрямую продиктован идеей и названием проекта. В качестве своеобразных хранилищ «качественных эталонов» (по аналогии со стеклянными колпаками, под которыми хранятся настоящие эталоны в музеях мер и весов) выступали большие кубы 2х2х2 метра из металлического хромированного каркаса – ограничивая пространство вокруг экспоната, но не препятствуя зрителю приблизиться и рассмотреть его во всех подробностях. Внутри куба, словно бы в глубинах сознания архитектора хранится объект, служащий мерилом качества архитектуры, а сам куб таким образом предстает символическим воплощением «головы архитектора». Предполагалось, что объекты будут размещаться внутри кубов на растяжках (как «хрустальные ларцы» из русских сказок) или подставках, но конкретный способ презентации оставлялся на усмотрение авторов, чем они не преминули воспользоваться, изобретя несколько оригинальных способов презентации объектов.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

Под проект «Эталон качества» кураторы «Зодчества» выделили протяженную зону вдоль внешнего периметра стен общей выставочной экспозиции. Ее в живописном порядке заполнили кубы и их пристенные вариации, предназначенные для инсталляции плоскостных или небольших по размеру объектов. Металлические конструкции стали общим знаменателем, компенсирующим пестроту и разнообразие «эталонных» инсталляций. А возможность приблизиться и изучить объекты дала посетителям определенный элемент соучастия в проекте и возможность примерить его на себя или скорее заглянуть внутрь себя, чтобы сопоставить свое понимание критериев качества оценки архитектуры с точками зрения и ощущениями участников проекта.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

Благодаря развернутому фоторепортажу с экспозиции аналогичная возможность есть и у читателей Архи.ру. Смотрите фотографии, читайте описания инсталляций и оставляйте ваши комментарии о том, как, на ваш взгляд можно было бы выразить критерии качества архитектуры или сам подход к ее оценке при помощи арт-объектов.
***
 
ШАР. Совершенная форма
Подарок архитектора Андрея Савина архитектору Владимиру Плоткину.
Объект «Шар. Совершенная форма». Фото: Евгения Яровая

Материал: полированный каррарский мрамор.

«Идеальный качественный продукт определяется совершенно простыми, даже элементарными параметрами: идеальная форма, идеальные пропорции и объем, в котором нет ничего лишнего. Такой продукт достаточен сам по себе».
Объект «Шар. Совершенная форма». Фото: Евгения Яровая
***
 
 
Форма движения
Авторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Роман Хорев, бюро ATRIUM
Объект «Форма движения». ATRIUM. Фото: Евгения Яровая

«Задача инсталляции – показать неоднозначность считывания формы.
При фронтальном взгляде на куб мы видим овал со смещенным центром и рисунок из динамических линий. Однако, если изменить угол зрения, содержимое куба предстает в виде комплексной пространственной композиции, восприятие которой меняется при движении зрителя вокруг, и в процессе движения раскрывается суть скульптуры».
Объект «Форма движения». ATRIUM. Фото: Евгения Яровая
***
 

Дворец молодежи «Жастар»
Авторы: Н. И. Явейн, Д. А. Гордина, В. И. Лемехов, В. А. Романцев, А. А. Руденко, Г. С. Снежкин, М. С. Спивак, У. В. Сулимова. «Студия 44»​
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

«Сквозь прозрачные грани кубического здания Дворца молодежи со стороной 65 метров просвечивают объемы разной формы и величины, каждый из которых вмещает один функциональный блок и выделяется индивидуальным цветом и фактурой отделочных материалов. Пространство организовано таким образом, чтобы способствовать общению людей с разными интересами. А ультрасовременная оболочка с диагональной металлической решеткой напоминает кереге – складные стены традиционной казахской юрты».

Макет: Макетная мастерская «Новый аспект» (руководитель – Я. С. Ициксон)
Объект «Дворец молодежи «Жастар». «Студия 44»​. Фото: Евгения Яровая
Объект «Дворец молодежи «Жастар». «Студия 44»​. Фото: Евгения Яровая
***

Качество сейчас
Авторы: Архитектурное бюро Асадова
Объект «КАЧЕСТВО СЕЙЧАС». Архитектурное бюро Асадова. Фото: Евгения Яровая

Слева – кирпич разобранного флигеля Строгановского училища (Москва, Рождественка, 11), до 1917 года. Справа – кирпич строящегося корпуса Московского архитектурного института (Москва, Рождественка, 11), 2017 год.

«Столкнулись с ужасным качеством кирпича. Сейчас на кирпич большой ажиотаж, так заводы мало того, что чуть ли не каждую неделю повышают цены, так еще и качество кирпича не выдерживает никакой критики. Причем, когда звонишь с жалобой на завод, в ответ хамят, говорят: «Это же рядовой кирпич, он таким и должен быть» или «Не хотите, не берите, у нас таких как вы очередь стоит». (из обсуждения на строительном форуме)​
Объект «КАЧЕСТВО СЕЙЧАС». Архитектурное бюро Асадова. Фото: Евгения Яровая
***
 

Крылатый сарай
Авторы: Наталия Воинова, Илья Мукосей.
Архитектурная студия ПланАР.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

«Если пользоваться терминологией Роберта Вентури, почти каждый архитектор мечтает построить утку, но на практике большинству российских архитекторов приходится проектировать сараи. И это объяснимо – сарай более практичен, экономичен, универсален, мобилен.

Эталонный, идеальный сарай, как и любой эталон, должен быть лишен недостатков, легок, прост и вместе с тем наполнен глубоким смыслом. Приблизиться к идеалу помогают технологии, а также история, мифология, и главное – поэзия, которая обобщает, а то и заменяет собой все перечисленное. Поэтизация сарая – основной тренд современной российской архитектурной мысли, а крылатый сарай – очевидная метафора, иллюстрирующая этот тренд»​.
Объект «Крылатый сарай». Архитектурная студия ПланАР​. Фото: Евгения Яровая
Объект «Крылатый сарай». Архитектурная студия ПланАР​. Фото: Евгения Яровая
***
 

Без названия 
Авторы: Sergey Skuratov architects
Объект «Без названия». Sergey Skuratov architects. Фото: Евгения Яровая
Объект «Без названия». Sergey Skuratov architects. Фото: Евгения Яровая
***
 

IN OVUM VERITAS (лат. «истина в яйце)
Автор: Николай Шумаков
Объект «IN OVUM VERITAS». Николай Шумаков. Фото: Евгения Яровая

«Для того, чтобы сделать качественную архитектуру нужно выдать качественный продукт на всех этапах работы: от идеи до последнего чертежа. И качественный проект должен встать во главу всей пирамиды, чтобы качество строительства не помешало качеству конечного продукта. Давайте идею, простую и емкую, надежную и живую, как яйцо, и она вынесет все».
Изготовитель: компания ARTFORM
Объект «IN OVUM VERITAS». Николай Шумаков. Фото: Евгения Яровая
***
 

«Пантеон качества»
Авторы: Евгений Герасимов, Илья Припоров, Марфа Хромова-Борисова;
«Евгений Герасимов и партнеры», Санкт-Петербург, 2017 г.
Объект «Пантеон качества». «Евгений Герасимов и партнеры». Фото: Евгения Яровая

Дерево, стекло, керамика.

«Римский Пантеон – это 2000 лет безупречной эксплуатации без капитального ремонта. Римский Пантеон – это эталон качества в архитектуре; это воплощение триады Витрувия «польза, прочность, красота».
Макет: «Градмакет».
Объект «Пантеон качества». «Евгений Герасимов и партнеры». Фото: Евгения Яровая
***

ДЫХАНИЕ
Авторы: Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Андрей Гуляев, Дмитрий Смирнов. TOTEMENT/PAPER
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

«Мы утверждаем, что качество, отличающее АРХИТЕКТУРУ – нематериально и не имеет визуального выражения, это сокровище, добытое из космоса, свидетель крылатых коней и огнедышащих драконов, рождающее в Вас удивление, страх, восхищение».
Объект «ДЫХАНИЕ». TOTEMENT/PAPER. Фото: Евгения Яровая
Объект «ДЫХАНИЕ». TOTEMENT/PAPER. Фото: Евгения Яровая
Объект «ДЫХАНИЕ». TOTEMENT/PAPER. Фото: Евгения Яровая
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
***

ПРОТОФОРМА
Авторы: Тимур Башкаев, Вера Иорданова, Олег Шишов, Кирилл Коблов, Василий Патов, Иван Ратушный. АБТБ
Объект «ПРОТОФОРМА». АБТБ. Фото: Евгения Яровая

«Форма лежит в основе очень многих понятий и смыслов. Взаимоотношения формы и смысла, формы и содержания – это гигантские глубины самосознания и первооснова человеческого восприятия окружающего мира. Рождение формы, соответствующей поставленной задаче, интегрирующей все смыслы, перерабатывающей их транслирующей во вне – это чудо»
Макет: Workshop ML8.
Объект «ПРОТОФОРМА». АБТБ. Фото: Евгения Яровая
***
 
«Centricity. Free Livinglab»
Авторы: Сергей Чобан, Андрей Перлич. Архитектурное бюро SPEECH
Объект«Centricity. Free Livinglab», Леббеус Вудс. Архитектурное бюро SPEECH. Фото: Евгения Яровая

Леббеус Вудс, 1986-87, Карандаш, картон, 607х584 мм.
Tchoban Foundation. Музей архитектурного рисунка.

«Эталон качества – это слияние яркой архитектурной идеи и ее уникального воплощения. Оригинал работы архитекторы и художника Леббеуса Вудса – тому подтверждение»​.
Объект«Centricity. Free Livinglab», Леббеус Вудс. Архитектурное бюро SPEECH. Фото: Евгения Яровая
***

Без названия
Авторы: Тотан Кузембаев, Олжас Кузембаев
Объект «Без названия». Архитектрное бюро Тотана Кузембаева. Фото: Евгения Яровая

«Самое важное – это качественная идея. Это редкость, не потому, что мало идей, а мало средств для их осуществления. Мало людей понимающих, что идеи стоят больших денег и не всегда приводят к положительному результату. На этот риск готов пойти не каждый.

Деньги – это дьявол. Как его победить я не знаю. Все упирается в деньги. А дальше выбор за мной…»​.
Объект «Без названия». Архитектрное бюро Тотана Кузембаева. Фото: Евгения Яровая
***
 

Рассвет LOFT*STUDIO
Авторы: DNK ag
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

Макет клубного комплекса в Столярном переулке, г. Москва. Застройщик KR Properties.
Клинкерный кирпич с гравировкой.

«Точность, уместность, оригинальность – основные характеристики нашей работы, которые являются залогом качественной архитектуры. Мы исследуем каждую площадку, собирая, как коллекцию, впечатления, образы и ассоциации, которые ведут нас к поиску ответа на поставленную задачу».
Объект «Рассвет. LOFT*STUDIO». DNK ag. Фото: Евгения Яровая
Объект «Рассвет. LOFT*STUDIO». DNK ag. Фото: Евгения Яровая
***
 
«Пространство качества»
Авторы: архитектурное бюро UNK project
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

«Качество – гармония времени и пространства, структуры и формы, функции и материи, света и тьмы, социума и индивидуума. Поиск идеального баланса – и есть задача истинного творца».
Объект «Пространство качества». UNK project. Фото: Евгения Яровая
Объект «Пространство качества». UNK project. Фото: Евгения Яровая
***
 
Экспозиция проекта «Эталон качества» получилась очень разнообразной. Как и ожидалось, разные архитекторы нашли свой собственный, индивидуальный способ представить свое видение критериев оценки качества архитектуры и их абсолютного выражения. Кто-то пошел по пути глубинного исследования предмета обсуждения, отказавшись от материальной формы, кто-то сделал выбор в пользу ироничного и даже саркастического высказывания, некоторые использовали расхожие предметы, чья обыденность только подчеркивала значимость рассуждений о глобальных проблемах отрасли, многие нашли ответ на поставленную задачу в собственном портфолио. Инсталляции, относящиеся к последней группе, не стоит воспринимать как свидетельство завышенной самооценки. Скорее, они подтверждают изначальный постулат всего проекта – архитекторы в течении всей своей профессионально жизни, от студенческой скамьи до зрелых работ, формируют собственные критерии оценки архитектуры и в каждом своем проекте они стремятся максимально полно воплотить их. Но удается достичь этого идеала не всегда. И лишь те проекты, в которых соединяются ключевые критерии и становятся для их авторов настоящими «эталонами качества» архитектуры.
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая
Экспозиция «Эталон качества». Фестиваль «Зодчество» 2017. Фото: Евгения Яровая

17 Октября 2017

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Наталия Воинова, Илья Мукосей: «Скрижалей нет и быть...
В своем интервью для проекта «Эталон качества» Наталия Воинова и Илья Мукосей категорически протестуют против использования понятия «эталон» в сфере архитектуры, считая, что жесткие критерии оценки бесполезны.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Сергей Чобан: «Качество зависит от каждодневного...
Разговор о качестве в архитектуре продолжает интервью Сергея Чобана, который на собственном опыте доказал, что качественная архитектура и строительство – вопрос не географии или ментальности, а профессионализма и настойчивости архитектора.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Юлий Борисов: «Наша главная проблема – время»
Для Юлия Борисова нет секрета в том, что такое качество. Об этом все сказано у Витрувия и в стандарте ИСО 8402-86. Но как сделать качественную архитектуру, а значит архитектуру, приносящую добро людям, – вот это вопрос, решением которого и занимается бюро UNK project.
DNK ag: «Параметров оценки очень много»
Разговор с Даниилом Лоренцем, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым: о комплексности, уместности, поиске баланса и совместной работе, – продолжает цикл интервью проекта «Эталон качества».
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.