Созерцающий

Вилла в одном из коттеджных поселков Подмосковья разительно отличается от соседей: архитекторы называют этот свой дом «пружиной», – и действительно, он так «закручен», завязан в объемно-пространственный узел, что скучно не будет ни внутри, ни снаружи.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Мастерская:

TOTEMENT/PAPER

Проект:

Дом «Пружина»
Россия

Авторский коллектив:
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Юлия Головенкова, Егор Легков, Ольга Абрамова, конструктор – Арутюн Саакян

2015 – 2018
Дом площадью около 1200 м2 расположен в коттеджном поселке недалеко от Москвы, на небольшом участке 0,26 га с перепадом рельефа около 4,5 м с севера на юг. Вокруг, на столь же небольших земельных наделах – дома двух- и трехэтажные, привычные подмосковные коттеджи, большие и дорогие, расставленные довольно плотно: дом, немного земли вокруг, забор, и так далее.

Вилла, тщательно cпроектированная и реализованная Левоном Айрапетовым и Валерией Преображенской, отличается от своих соседей радикально. Мне кажется, что дом похож на ящерицу, которая улеглась на склоне вокруг небольшого двора, положив «хвост» вдоль входа, левым боком закопавшись в северный склон, голову же приподняв на коротких лапах, наслаждаясь видом на юг – за границей участка склон спускается дальше, а в перспективе, на противоположном холме над лесом маячит церковь.
Дом «Пружина»
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Дом «Пружина»
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Главных отличий от соседей два: прежде всего, дом совершенно не «торчит» и не возвышается, а стелется по земле, не загораживая никому вид. Архитекторы рассказывают, что согласование пропорций виллы с соседями ощутимо повлияло на проект – пришлось уменьшить высоту верхнего третьего этажа, который согласно первоначальному замыслу возвышался над вторым ярусом на стеклянной шее как еще одна «голова», – «шею» убрали, третий этаж «сел» на второй, отчего дом еще больше прижался к земле, хотя это и не было задумано. Впрочем не скажу, что получилось хуже: принадлежность ландшафту, прорастание из склона – одно из имманентных качеств проекта, и сейчас оно подчеркнуто лучше; кроме того, теперь у дома не две головы, а одна. Впрочем, и «сердец» у него несколько, но об этом чуть позже.



Второе отличие от соседей Левон Айрапетов подчеркивает как главное. Вместо того, чтобы стоять посреди участка, дом группируется вокруг внутреннего дворика, вытягиваясь вдоль границ, хотя и отступая положенные метры от края. Это принцип римской виллы – имплювий и атриум внутри, жилые и прочие помещения вокруг. Но Левон Айрапетов, архитектор увлеченный дальневосточной культурой, приводит пример японского дома, устроенного похожим образом – вокруг двора. Не будем спорить с автором – пусть будет не ящерица, а дальневосточный дракон. Существо опасное, с характером, но в состоянии покоя, движения не активного, а потенциального, скрученного внутри, готового развернуться – архитекторы TOTEMENT подчеркивают именно этот образ, ассоциируя проект с пружиной. Между тем, как это нередко случается с архитектурой, потенциальное движение переходит в реальное богатство восприятия при движении человека внутри. Дом «закручен» так, что впечатления меняются постоянно, раскрывая разнообразные пространственные сюжеты и «прострелы» то вверх, то в стороны. «Из такого дома сложно переезжать потом в городскую квартиру, – говорит Валерия Преображенская. – В нем много пространства, как раскрытого наружу, так и внутренних перспектив».
Дом «Пружина»
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Итак, вход и въезд в гараж расположены с южной стороны. Здесь вдоль улицы, с востока на запад плавно повышается склон – озелененная кровля, протянутая над калиткой входа, воротами гаража, и дальше, к западу – помещениями персонала, где посреди спален и прочего устроен небольшой крытый дворик для отдыха. Между этими помещениями и въездом в гараж устроен небольшой учебный класс; попасть в него можно как изнутри, так и напрямую снаружи.
Дом «Пружина». План 1 этажа
© TOTEMENT/PAPER
На кровле входной части устроена открытая спортивная площадка – с нее по открытому переходу можно попасть на террасу второго этажа, к печке-барбекю. В восточной части, там, где «хвост» сходит на нет, начинается забор – он был задуман в духе дома, диагонально-решетчатым, но от этой идеи удалось сохранить лишь небольшой фрагмент – штакетник со столбиками в остальной части следует правилам поселка.

«Хвост» загораживает внутренний двор от взглядов с улицы – с восточной стороны он тоже прикрыт небольшой обваловкой и поэтому приватен. От входа через калитку мы попадаем во двор, дальше несколько ступенек ниже – в бассейн. Двор и бассейн стали двумя центрами, ядрами дома, разделенными и связанными перемычкой стеклянной стены.
Дом «Пружина»
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Так как в России холодно, то тропинка через двор и проход по верху – скорее летние; главный вход от гаража идет налево, вдоль двора по галерее, чья правая стена – стеклянная, с видом во двор, дальше каменная стена с «амбразурами» вида на бассейн, затем мы поворачиваем направо и попадаем на мост, переброшенный над бассейном (поскольку зона бассейна – «мокрая», он закрыт стеклом, но без переплетов, встык, и все виды открыты).
  • zooming
    1 / 6
    Дом «Пружина»: переход от входной зоны к дому и бассейну
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 6
    Дом «Пружина»: бассейн
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 6
    Дом «Пружина»: мост над бассейном, вид снизу
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 6
    Дом «Пружина»: мост на бассейном
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 6
    Дом «Пружина»: вид с лестницы вниз
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 6
    Дом «Пружина»: мост на бассейном, вид снизу
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Итак, мост проходит над бассейном, и вскоре за ним начинается главная лестница, связывающая три этажа: просторную бильярдную внизу, общественный и гостевой второй этаж и жилой третий. Лестница – белая спираль, очерченная ломаными, наклонными плоскостями – увенчана стеклянным фонарем, который заключает ее в световой столб, мягко светящийся «сердечник» всего здания. Начало пружины потенциального движения находится именно здесь – между бассейном и стеклом фонаря, где смысловое и коммуникационное ядро закручено спиралью и подвешено между водой и небом. Подчеркивая значение места – перекрестья между продольным, горизонтальным путем, и вертикальной осью, у основания лестницы расположилось подобие «закладного камня» из светящегося кориана с рисунком размашистых диагоналей и зигзагов, символизирующих сложность пространства дома. Левон Айрапетов называет его «сердцем», хотя сразу же сам говорит, что оно здесь видимо не одно.
  • zooming
    1 / 9
    Дом «Пружина»: орнаментальная панель – «ядро» дома
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 9
    Дом «Пружина»: мост над бассейном, начало лестницы
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 9
    Дом «Пружина»: лестница. Второй этаж
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 9
    Дом «Пружина»: лестница
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 9
    Дом «Пружина»: лестница
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 9
    Дом «Пружина»: лестница
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 9
    Дом «Пружина»: фонарь над лестницей
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    8 / 9
    Дом «Пружина»: фонарь над лестницей
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    9 / 9
    Дом «Пружина»: фонарь над лестницей
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Но дело не только в структуре движения. Поместить бассейн внутрь, устроить вход буквально через него, по мосту, над водой – идея, более чем необычная для современного дома: сейчас «мокрую зону» СПА как правило помещают где-нибудь в углу участка, на отшибе. В данном же случае помимо эмоционального смысла смены впечатлений и неожиданности решения есть еще и типологический сюжет. Левон Айрапетов сравнивает, конечно, дом с дальневосточным, но мне кажется, архитекторам по какой-то причине удалось возродить древнюю типологию европейской виллы, прежде всего – римского домуса, организованного вокруг имплювия, двора с бассейном для сбора воды. Все, конечно же, не просто и не буквально: бассейн – скорее piscina, потому что никак не связан со сбором воды. А лестница, вторгающаяся в систему двора-бассейна, поскольку она вырастает сразу за мостом, напоминает уже европейский дворец (или дворец поменьше – городской «отель»), который начиная с готики или раньше, строился вокруг двора, но имел в углу винтовую лестницу, как правило, очень эффектную. Я сейчас не о буквальном повторении или возрождении типологии до-классического дома, римского или готического – а скорее о «прорастании» через творческий порыв TOTEMENT некоего паттерна дома, как античность прорастает в стихах Бродского – структурно, без стилизации, хотя не без ностальгии по сильному иному.

Но вернемся к лестнице. Она не только обеспечивает входы на все этажи, но еще и снабжена небольшими дополнительными вкраплениями: между первым и вторым этажом уместился небольшой диванчик, рядом прорезано видовое окошко в перегородке; чуть поодаль на втором этаже – эркер с диваном побольше, он уже составляет часть гостиной.
  • zooming
    1 / 3
    Дом «Пружина»: лестница и площадка-пауза
    ©Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 3
    Дом «Пружина»: лестница и площадка-пауза
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 3
    Дом «Пружина»: вид с моста на фонарь
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Второй этаж поделен приблизительно пополам на гостиную и летнюю кухню с открытым камином для барбекю, чья большая труба, покрытая коричневатыми «медными» панелями фундермакса, хорошо видна со стороны двора и перерастает в козырек обширной террасы.
  • zooming
    1 / 3
    Дом «Пружина»: терраса второго этажа
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 3
    Дом «Пружина»: труба внешнего камина
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 3
    Дом «Пружина»: вид с террасы третьего этажа во двор
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
В центре этого этажа расположена кухня – второе ядро дома после лестницы. В северо-западном углу расположилась гостевая спальня, а просторная зимняя гостиная с еще одним камином и, рядом с ним, аквариумом – занимает всю восточную часть второго этажа. Второй этаж – общественный, то есть предназначенный для общения, представляет собой вариант отрытого пространства, части которого перетекают друг в друга, будучи не разделены, а деликатно зонированы. Он проницаем визуально и для лучей света: с юга, от панорамного стекла террасы – на север, где устроен упомянутый выше эркер с диваном вдоль стекол.
Дом «Пружина». План 2 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Проницаемость дома для взгляда внутри, изнутри-наружу и для лучей света – вещь, очень важная для архитекторов, они даже нарисовали вполне понятные схемы, объясняющие взаимодействие этих лучей и пазл всех пространств. Виды открываются вверх и в стороны, клаустрофобия нигде не грозит.
  • zooming
    1 / 2
    Дом «Пружина»: эскиз-схема «узла» пространств
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 2
    Дом «Пружина»: функциональная схема
    © TOTEMENT/PAPER
Здесь, в восточной части зимней гостиной, начинается путь в библиотеку и кабинет хозяина дома – «голову» на длинной шее, обращенную торцевым витражом к пейзажу с церковью. Библиотека устроена как широкий коридор; он слегка сужается и поднимается к югу несколькими маршами пологих ступеней деревянного пола. Все стены отданы книжным полкам, а в их в непростой, подчиненный диагоналям рисунок вписаны контуры окон.
  • zooming
    1 / 9
    Дом «Пружина»: вид на библиотеку с террасы третьего этажа
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 9
    Дом «Пружина»: вид на библиотеку с третьего этажа
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 9
    Дом «Пружина»: библиотека, колодцы-«фонари»
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 9
    Дом «Пружина»: библиотека, интерьер, колодцы-фонари
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 9
    Дом «Пружина»: библиотека
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 9
    Дом «Пружина»: терраса третьего этажа, кровля библиотеки, колодцы-«фонари»
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 9
    Дом «Пружина»: терраса третьего этажа, кровля библиотеки, колодцы-«фонари»
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    8 / 9
    Дом «Пружина»: колодцы-«фонари», три уровня
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    9 / 9
    Дом «Пружина»: библиотека, колодцы-«фонари»
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
«Можно взять книгу, сесть в любом месте, к примеру на ступеньку у окна, и читать», – говорят архитекторы. Но и это еще не все. Коридор-библиотека прорезаны двумя стеклянными колодцами, полностью открытыми сверху и снизу и закрытыми от библиотеки стеклянными «стаканами». Сидя на ступеньках сквозь эти прозрачные каверны можно еще и наблюдать, как идет снег или дождь.
zooming
Глядя на эти «стаканы», опять невольно думаешь про античный камплювий: открытую кровлю, через которую в дом лилась дождевая вода. Здесь можно вспомнить и о небольшой школе со входом снаружи: что это еще, если не таберна? А «коридор» библиотеки – чем не деревянная римская галерея-таблинум? Только вот атриум, которому нужно быть вокруг очага, «раздвоился» на пространства у зимнего и летнего каминов… Впрочем повторюсь, все эти ассоциации достаточно условны, их можно обнаружить не только с римском, но и в любом традиционном европейском доме (да, большом, но 1200 м2 как раз подходит для таких сравнений). Скорее нужно подчеркнуть, что специализированных элементов пространства в этом доме больше, чем в обычном современном, даже большом.

Наравне с вертикальной осью лестницы, пространство библиотеки – самое интересное в этом доме и насыщенное эмоциями. Поддерживающие библиотеку бетонные «ноги»-опоры видны через световые колодцы; в уровне первого этажа они покрыты деревянными планками, полоски стыков по вечерам подсвечиваются ледами, что создает ярко-полосатый рисунок и усиливает эффект левитации «головы»-кабинета. На первый ярус к «ногам» можно попасть еще и выйдя с балкона второго этажа, вдоль дома – здесь в принципе довольно много альтернативных маршрутов, спрямляющих и дублирующих основные пути.
  • zooming
    1 / 4
    Дом «Пружина»: опоры под объемом библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 4
    Дом «Пружина»: опоры под объемом библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 4
    Дом «Пружина»: выход из первого этажа во двор
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 4
    Дом «Пружина»: вид с севера
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
В третьем этаже расположены спальни семьи, родители и дети – на двух разных половинах. Кроме того, родительский балкон отделен от детского клумбой, обеспечивая приватность. Третья детская, спальня младшего ребенка, обращена на север, но снабжена треугольным эркером, ловящим свет и позволяющим немного выглянуть за плоскость стены.
Дом «Пружина»: план 3 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Дом «Пружина»: вид с севера
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Итак, дом, довольно большой, свернувшийся клубком в границах участка, подпирая боком склон, подчинен принципу изнутри-наружу: архитекторы сформировали смысловые и эмоциональные «ядра» и соединили их между собой, сплели в «пружину», также позаботившись и о выходах энергии вовне: ими становятся, к примеру, торцевой витраж библиотеки – «голова», или «хвост» каминной трубы. Прямые углы здесь есть, но не играют главной роли – все сложно, пространство и форма текут, немного лишь похрустывая на сгибах, образуя объемное оригами.

Форма не просто играет главную роль, она не просто «необычна и современна» – она организует эмоции внутри и вовне, прорастает согласно собственной логике. Ей важно быть точной, не избыточной и не пересушенной, живой. С этой задачей – сделать форму живой, подобной готовому к прыжку зверю, полному потенциального движения – архитекторы работают уже достаточно давно, раз за разом проводя задачу-идею через опыты перфекциониста. С такой формой необходимо справиться, как дрессировщику с диким зверем, уж и не говоря о драконах – не нарушить грань мотивированного, но сохранить «жизнь». В чем собственно и есть задача архитектора, отрадно, что хоть кто-то в наши времена эффективного менеджмента ставит такие цели перед собой.

Реализация такого проекта не может быть простой и в Европе, строго говоря, берясь за такую задачу надо быть готовым, что легко не будет, что-то придется переделывать и корректировать на месте. К примеру в начале проектирования планировалось покрыть фасады белой штукатуркой, но затем было принято решение облицевать его юрским известняком, причем на подсистеме, фасад вентилируемый, в нижних и верхних торцах стен видны вентрешетки. Но дом рассчитан на эффект скульптурного монолита и ради того чтобы избежать характерных щелей стыков, каменные пластины наклеивали на аквапанели, установленные, в свою очередь, поверх утеплителя. Пластины подбирали по цвету, следя за тем, чтобы стыки не были слишком заметны. Было сделано немало детальных чертежей для фасадов, в том числе для окон библиотеки.
  • zooming
    1 / 8
    Дом «Пружина»: Восточный фасад. Окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 8
    Дом «Пружина»: Западный фасад. Стена летней кухни и террасы с камином
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 8
    Дом «Пружина»: окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 8
    Дом «Пружина»: окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 8
    Дом «Пружина»: окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 8
    Дом «Пружина». Эркер третьего этажа
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 8
    Дом «Пружина»: окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    8 / 8
    Дом «Пружина». Детали крепления облицовки откосов окон
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Словом, всё это требует кропотливой работы, как прагматической, с чертежами и на стройке, так и мыслительной – при такой подвижности формы нужно учесть множество деталей, намного больше, чем в «обычном» доме. Существенно, что архитекторы доводят свои идеи до завершения, обосновывают фантазию реальностью и воплощают без существенных упрощений. Что, видимо, тоже можно считать разновидностью дзен-практики. В результате же получаем остросовременный вариант римского домуса. Ну или дальневосточного «дракона», улегшегося посозерцать среднерусские пейзажи на склоне. 

Мастерская:

TOTEMENT/PAPER

Проект:

Дом «Пружина»
Россия

Авторский коллектив:
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Юлия Головенкова, Егор Легков, Ольга Абрамова, конструктор – Арутюн Саакян

2015 – 2018

23 Мая 2019

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.