English version

Созерцающий

Вилла в одном из коттеджных поселков Подмосковья разительно отличается от соседей: архитекторы называют этот свой дом «пружиной», – и действительно, он так «закручен», завязан в объемно-пространственный узел, что скучно не будет ни внутри, ни снаружи.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Проект:
Дом «Пружина»
Россия

Авторский коллектив:
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Юлия Головенкова, Егор Легков, Ольга Абрамова, конструктор – Арутюн Саакян

2011 — 2015 / 2016 — 2018
Дом площадью около 1200 м2 расположен в коттеджном поселке недалеко от Москвы, на небольшом участке 0,26 га с перепадом рельефа около 4,5 м с севера на юг. Вокруг, на столь же небольших земельных наделах – дома двух- и трехэтажные, привычные подмосковные коттеджи, большие и дорогие, расставленные довольно плотно: дом, немного земли вокруг, забор, и так далее.

Вилла, тщательно cпроектированная и реализованная Левоном Айрапетовым и Валерией Преображенской, отличается от своих соседей радикально. Мне кажется, что дом похож на ящерицу, которая улеглась на склоне вокруг небольшого двора, положив «хвост» вдоль входа, левым боком закопавшись в северный склон, голову же приподняв на коротких лапах, наслаждаясь видом на юг – за границей участка склон спускается дальше, а в перспективе, на противоположном холме над лесом маячит церковь.
Дом «Пружина»
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
Дом «Пружина»
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

Главных отличий от соседей два: прежде всего, дом совершенно не «торчит» и не возвышается, а стелется по земле, не загораживая никому вид. Архитекторы рассказывают, что согласование пропорций виллы с соседями ощутимо повлияло на проект – пришлось уменьшить высоту верхнего третьего этажа, который согласно первоначальному замыслу возвышался над вторым ярусом на стеклянной шее как еще одна «голова», – «шею» убрали, третий этаж «сел» на второй, отчего дом еще больше прижался к земле, хотя это и не было задумано. Впрочем не скажу, что получилось хуже: принадлежность ландшафту, прорастание из склона – одно из имманентных качеств проекта, и сейчас оно подчеркнуто лучше; кроме того, теперь у дома не две головы, а одна. Впрочем, и «сердец» у него несколько, но об этом чуть позже.



Второе отличие от соседей Левон Айрапетов подчеркивает как главное. Вместо того, чтобы стоять посреди участка, дом группируется вокруг внутреннего дворика, вытягиваясь вдоль границ, хотя и отступая положенные метры от края. Это принцип римской виллы – имплювий и атриум внутри, жилые и прочие помещения вокруг. Но Левон Айрапетов, архитектор увлеченный дальневосточной культурой, приводит пример японского дома, устроенного похожим образом – вокруг двора. Не будем спорить с автором – пусть будет не ящерица, а дальневосточный дракон. Существо опасное, с характером, но в состоянии покоя, движения не активного, а потенциального, скрученного внутри, готового развернуться – архитекторы TOTEMENT подчеркивают именно этот образ, ассоциируя проект с пружиной. Между тем, как это нередко случается с архитектурой, потенциальное движение переходит в реальное богатство восприятия при движении человека внутри. Дом «закручен» так, что впечатления меняются постоянно, раскрывая разнообразные пространственные сюжеты и «прострелы» то вверх, то в стороны. «Из такого дома сложно переезжать потом в городскую квартиру, – говорит Валерия Преображенская. – В нем много пространства, как раскрытого наружу, так и внутренних перспектив».
Дом «Пружина»
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

Итак, вход и въезд в гараж расположены с южной стороны. Здесь вдоль улицы, с востока на запад плавно повышается склон – озелененная кровля, протянутая над калиткой входа, воротами гаража, и дальше, к западу – помещениями персонала, где посреди спален и прочего устроен небольшой крытый дворик для отдыха. Между этими помещениями и въездом в гараж устроен небольшой учебный класс; попасть в него можно как изнутри, так и напрямую снаружи.
Дом «Пружина». План 1 этажа
© TOTEMENT/PAPER

На кровле входной части устроена открытая спортивная площадка – с нее по открытому переходу можно попасть на террасу второго этажа, к печке-барбекю. В восточной части, там, где «хвост» сходит на нет, начинается забор – он был задуман в духе дома, диагонально-решетчатым, но от этой идеи удалось сохранить лишь небольшой фрагмент – штакетник со столбиками в остальной части следует правилам поселка.

«Хвост» загораживает внутренний двор от взглядов с улицы – с восточной стороны он тоже прикрыт небольшой обваловкой и поэтому приватен. От входа через калитку мы попадаем во двор, дальше несколько ступенек ниже – в бассейн. Двор и бассейн стали двумя центрами, ядрами дома, разделенными и связанными перемычкой стеклянной стены.
Дом «Пружина»
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

Так как в России холодно, то тропинка через двор и проход по верху – скорее летние; главный вход от гаража идет налево, вдоль двора по галерее, чья правая стена – стеклянная, с видом во двор, дальше каменная стена с «амбразурами» вида на бассейн, затем мы поворачиваем направо и попадаем на мост, переброшенный над бассейном (поскольку зона бассейна – «мокрая», он закрыт стеклом, но без переплетов, встык, и все виды открыты).
  • zooming
    1 / 6
    Дом «Пружина»: переход от входной зоны к дому и бассейну
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 6
    Дом «Пружина»: бассейн
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 6
    Дом «Пружина»: мост над бассейном, вид снизу
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 6
    Дом «Пружина»: мост на бассейном
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 6
    Дом «Пружина»: вид с лестницы вниз
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 6
    Дом «Пружина»: мост на бассейном, вид снизу
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

Итак, мост проходит над бассейном, и вскоре за ним начинается главная лестница, связывающая три этажа: просторную бильярдную внизу, общественный и гостевой второй этаж и жилой третий. Лестница – белая спираль, очерченная ломаными, наклонными плоскостями – увенчана стеклянным фонарем, который заключает ее в световой столб, мягко светящийся «сердечник» всего здания. Начало пружины потенциального движения находится именно здесь – между бассейном и стеклом фонаря, где смысловое и коммуникационное ядро закручено спиралью и подвешено между водой и небом. Подчеркивая значение места – перекрестья между продольным, горизонтальным путем, и вертикальной осью, у основания лестницы расположилось подобие «закладного камня» из светящегося кориана с рисунком размашистых диагоналей и зигзагов, символизирующих сложность пространства дома. Левон Айрапетов называет его «сердцем», хотя сразу же сам говорит, что оно здесь видимо не одно.
  • zooming
    1 / 9
    Дом «Пружина»: орнаментальная панель – «ядро» дома
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 9
    Дом «Пружина»: мост над бассейном, начало лестницы
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 9
    Дом «Пружина»: лестница. Второй этаж
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 9
    Дом «Пружина»: лестница
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 9
    Дом «Пружина»: лестница
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 9
    Дом «Пружина»: лестница
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 9
    Дом «Пружина»: фонарь над лестницей
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    8 / 9
    Дом «Пружина»: фонарь над лестницей
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    9 / 9
    Дом «Пружина»: фонарь над лестницей
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

Но дело не только в структуре движения. Поместить бассейн внутрь, устроить вход буквально через него, по мосту, над водой – идея, более чем необычная для современного дома: сейчас «мокрую зону» СПА как правило помещают где-нибудь в углу участка, на отшибе. В данном же случае помимо эмоционального смысла смены впечатлений и неожиданности решения есть еще и типологический сюжет. Левон Айрапетов сравнивает, конечно, дом с дальневосточным, но мне кажется, архитекторам по какой-то причине удалось возродить древнюю типологию европейской виллы, прежде всего – римского домуса, организованного вокруг имплювия, двора с бассейном для сбора воды. Все, конечно же, не просто и не буквально: бассейн – скорее piscina, потому что никак не связан со сбором воды. А лестница, вторгающаяся в систему двора-бассейна, поскольку она вырастает сразу за мостом, напоминает уже европейский дворец (или дворец поменьше – городской «отель»), который начиная с готики или раньше, строился вокруг двора, но имел в углу винтовую лестницу, как правило, очень эффектную. Я сейчас не о буквальном повторении или возрождении типологии до-классического дома, римского или готического – а скорее о «прорастании» через творческий порыв TOTEMENT некоего паттерна дома, как античность прорастает в стихах Бродского – структурно, без стилизации, хотя не без ностальгии по сильному иному.

Но вернемся к лестнице. Она не только обеспечивает входы на все этажи, но еще и снабжена небольшими дополнительными вкраплениями: между первым и вторым этажом уместился небольшой диванчик, рядом прорезано видовое окошко в перегородке; чуть поодаль на втором этаже – эркер с диваном побольше, он уже составляет часть гостиной.
  • zooming
    1 / 3
    Дом «Пружина»: лестница и площадка-пауза
    ©Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 3
    Дом «Пружина»: лестница и площадка-пауза
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 3
    Дом «Пружина»: вид с моста на фонарь
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

Второй этаж поделен приблизительно пополам на гостиную и летнюю кухню с открытым камином для барбекю, чья большая труба, покрытая коричневатыми «медными» панелями фундермакса, хорошо видна со стороны двора и перерастает в козырек обширной террасы.
  • zooming
    1 / 3
    Дом «Пружина»: терраса второго этажа
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 3
    Дом «Пружина»: труба внешнего камина
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 3
    Дом «Пружина»: вид с террасы третьего этажа во двор
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

В центре этого этажа расположена кухня – второе ядро дома после лестницы. В северо-западном углу расположилась гостевая спальня, а просторная зимняя гостиная с еще одним камином и, рядом с ним, аквариумом – занимает всю восточную часть второго этажа. Второй этаж – общественный, то есть предназначенный для общения, представляет собой вариант отрытого пространства, части которого перетекают друг в друга, будучи не разделены, а деликатно зонированы. Он проницаем визуально и для лучей света: с юга, от панорамного стекла террасы – на север, где устроен упомянутый выше эркер с диваном вдоль стекол.
Дом «Пружина». План 2 этажа
© TOTEMENT/PAPER

Проницаемость дома для взгляда внутри, изнутри-наружу и для лучей света – вещь, очень важная для архитекторов, они даже нарисовали вполне понятные схемы, объясняющие взаимодействие этих лучей и пазл всех пространств. Виды открываются вверх и в стороны, клаустрофобия нигде не грозит.
  • zooming
    Дом «Пружина»: эскиз-схема «узла» пространств
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    Дом «Пружина»: функциональная схема
    © TOTEMENT/PAPER

Здесь, в восточной части зимней гостиной, начинается путь в библиотеку и кабинет хозяина дома – «голову» на длинной шее, обращенную торцевым витражом к пейзажу с церковью. Библиотека устроена как широкий коридор; он слегка сужается и поднимается к югу несколькими маршами пологих ступеней деревянного пола. Все стены отданы книжным полкам, а в их в непростой, подчиненный диагоналям рисунок вписаны контуры окон.
  • zooming
    1 / 9
    Дом «Пружина»: вид на библиотеку с террасы третьего этажа
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 9
    Дом «Пружина»: вид на библиотеку с третьего этажа
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 9
    Дом «Пружина»: библиотека, колодцы-«фонари»
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 9
    Дом «Пружина»: библиотека, интерьер, колодцы-фонари
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 9
    Дом «Пружина»: библиотека
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 9
    Дом «Пружина»: терраса третьего этажа, кровля библиотеки, колодцы-«фонари»
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 9
    Дом «Пружина»: терраса третьего этажа, кровля библиотеки, колодцы-«фонари»
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    8 / 9
    Дом «Пружина»: колодцы-«фонари», три уровня
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    9 / 9
    Дом «Пружина»: библиотека, колодцы-«фонари»
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

«Можно взять книгу, сесть в любом месте, к примеру на ступеньку у окна, и читать», – говорят архитекторы. Но и это еще не все. Коридор-библиотека прорезаны двумя стеклянными колодцами, полностью открытыми сверху и снизу и закрытыми от библиотеки стеклянными «стаканами». Сидя на ступеньках сквозь эти прозрачные каверны можно еще и наблюдать, как идет снег или дождь.
zooming

Глядя на эти «стаканы», опять невольно думаешь про античный камплювий: открытую кровлю, через которую в дом лилась дождевая вода. Здесь можно вспомнить и о небольшой школе со входом снаружи: что это еще, если не таберна? А «коридор» библиотеки – чем не деревянная римская галерея-таблинум? Только вот атриум, которому нужно быть вокруг очага, «раздвоился» на пространства у зимнего и летнего каминов… Впрочем повторюсь, все эти ассоциации достаточно условны, их можно обнаружить не только с римском, но и в любом традиционном европейском доме (да, большом, но 1200 м2 как раз подходит для таких сравнений). Скорее нужно подчеркнуть, что специализированных элементов пространства в этом доме больше, чем в обычном современном, даже большом.

Наравне с вертикальной осью лестницы, пространство библиотеки – самое интересное в этом доме и насыщенное эмоциями. Поддерживающие библиотеку бетонные «ноги»-опоры видны через световые колодцы; в уровне первого этажа они покрыты деревянными планками, полоски стыков по вечерам подсвечиваются ледами, что создает ярко-полосатый рисунок и усиливает эффект левитации «головы»-кабинета. На первый ярус к «ногам» можно попасть еще и выйдя с балкона второго этажа, вдоль дома – здесь в принципе довольно много альтернативных маршрутов, спрямляющих и дублирующих основные пути.
  • zooming
    1 / 4
    Дом «Пружина»: опоры под объемом библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 4
    Дом «Пружина»: опоры под объемом библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 4
    Дом «Пружина»: выход из первого этажа во двор
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 4
    Дом «Пружина»: вид с севера
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

В третьем этаже расположены спальни семьи, родители и дети – на двух разных половинах. Кроме того, родительский балкон отделен от детского клумбой, обеспечивая приватность. Третья детская, спальня младшего ребенка, обращена на север, но снабжена треугольным эркером, ловящим свет и позволяющим немного выглянуть за плоскость стены.
Дом «Пружина»: план 3 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Дом «Пружина»: вид с севера
Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

Итак, дом, довольно большой, свернувшийся клубком в границах участка, подпирая боком склон, подчинен принципу изнутри-наружу: архитекторы сформировали смысловые и эмоциональные «ядра» и соединили их между собой, сплели в «пружину», также позаботившись и о выходах энергии вовне: ими становятся, к примеру, торцевой витраж библиотеки – «голова», или «хвост» каминной трубы. Прямые углы здесь есть, но не играют главной роли – все сложно, пространство и форма текут, немного лишь похрустывая на сгибах, образуя объемное оригами.

Форма не просто играет главную роль, она не просто «необычна и современна» – она организует эмоции внутри и вовне, прорастает согласно собственной логике. Ей важно быть точной, не избыточной и не пересушенной, живой. С этой задачей – сделать форму живой, подобной готовому к прыжку зверю, полному потенциального движения – архитекторы работают уже достаточно давно, раз за разом проводя задачу-идею через опыты перфекциониста. С такой формой необходимо справиться, как дрессировщику с диким зверем, уж и не говоря о драконах – не нарушить грань мотивированного, но сохранить «жизнь». В чем собственно и есть задача архитектора, отрадно, что хоть кто-то в наши времена эффективного менеджмента ставит такие цели перед собой.

Реализация такого проекта не может быть простой и в Европе, строго говоря, берясь за такую задачу надо быть готовым, что легко не будет, что-то придется переделывать и корректировать на месте. К примеру в начале проектирования планировалось покрыть фасады белой штукатуркой, но затем было принято решение облицевать его юрским известняком, причем на подсистеме, фасад вентилируемый, в нижних и верхних торцах стен видны вентрешетки. Но дом рассчитан на эффект скульптурного монолита и ради того чтобы избежать характерных щелей стыков, каменные пластины наклеивали на аквапанели, установленные, в свою очередь, поверх утеплителя. Пластины подбирали по цвету, следя за тем, чтобы стыки не были слишком заметны. Было сделано немало детальных чертежей для фасадов, в том числе для окон библиотеки.
  • zooming
    1 / 8
    Дом «Пружина»: Восточный фасад. Окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 8
    Дом «Пружина»: Западный фасад. Стена летней кухни и террасы с камином
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 8
    Дом «Пружина»: окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 8
    Дом «Пружина»: окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 8
    Дом «Пружина»: окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 8
    Дом «Пружина». Эркер третьего этажа
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    7 / 8
    Дом «Пружина»: окна библиотеки
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    8 / 8
    Дом «Пружина». Детали крепления облицовки откосов окон
    Фотография © Глеб Леонов | TOTEMENT/PAPER

Словом, всё это требует кропотливой работы, как прагматической, с чертежами и на стройке, так и мыслительной – при такой подвижности формы нужно учесть множество деталей, намного больше, чем в «обычном» доме. Существенно, что архитекторы доводят свои идеи до завершения, обосновывают фантазию реальностью и воплощают без существенных упрощений. Что, видимо, тоже можно считать разновидностью дзен-практики. В результате же получаем остросовременный вариант римского домуса. Ну или дальневосточного «дракона», улегшегося посозерцать среднерусские пейзажи на склоне. 
Проект:
Дом «Пружина»
Россия

Авторский коллектив:
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Юлия Головенкова, Егор Легков, Ольга Абрамова, конструктор – Арутюн Саакян

2011 — 2015 / 2016 — 2018

23 Мая 2019

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
TOTEMENT/PAPER: другие проекты
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Приплытие варяга
Новый объект, который строится сейчас рядом с коньячным заводом в Черняховске, поддерживает подход, заданный TOTEMENT / PAPER в проекте музея коньяка, и развивает сюжет. В «заводском спектакле» появился новый персонаж.
Лед и пламя: архитектура противоборства
Гостиничный комплекс, спроектированный TOTEMENT / PAPER для Камчатки, переосмысляет природу и культуру полуострова, одновременно бросая вызов катаклизмам сейсмоопасного полуострова, используя современные технологии ради чистой, открытой, ясной и красивой архитектуры.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Мыслеобраз
Здание музея-хранилища коньяка в Черняховске – нечастый в контексте российской архитектуры пример ситуации, когда требовательная функция и творческая продуктивность архитекторов не вступают в конфликт, а совместно работают на создание интересной для глаз и чувств, точно просчитанной и гармоничной архитектуры.
Опыт вертикального города
Конкурсный проект небоскреба, сделанный для Гонконга Левоном Айрапетовым и Валерией Преображенской, продолжает поиски свежего взгляда на архитектурную материю, свойственного этим авторам, и одновременно предлагает новый взгляд на грамматику высотной архитектуры.
Парк в зоне турбулентности
Конкурсный проект аэропорта «Южный» бюро Totement/Paper: архитекторы сделали акцент на организации движения по аэропорту, проложив вдоль парка, предусмотренного программой конкурса, сеть крытых пешеходных галерей.
От простого к сложному
Для конкурса на проект выставочно-делового центра на острове Сахалин Левон Айрапетов и Валерия Преображенская предложили два варианта. Первый – смелый эксперимент над процессом формообразования, где из одной, многократно повторенной фигуры конуса архитекторы формируют сложное, непривычное пространство.
SPEECH года
26 мая состоялась церемония награждения 3 Московской биеннале архитектуры и 17 Международной выставки архитектуры и дизайна «Арх Москва 2012». Архитектором года назначили бюро SPEECH и его руководителей Сергея Чобана и Сергея Кузнецова.
Чувственная технологичность
Об участии бюро TOTEMENT/PAPER в конкурсе на проект жилой застройки в районе «Технопарк» иннограда «Сколково» и о концепции, разработанной в рамках этого состязания, рассказывает руководитель компании, архитектор Левон Айрапетов
Милан. Мебель. Кориан
17 апреля в Милане открывается очередная неделя дизайна, одна из главных интерьерных выставок мира. Компания DuPont Corian (совместно с московской фабрикой камня Artishok) покажет на ней выставку объектов, спроектированных несколькими российскими архитекторами, которые окажутся в экспозиционном пространстве, где раньше выставлялись Аманда Левет и Карим Рашид. Впрочем, знаменитости не оставят россиян «без присмотра». Публикуем проекты.
Две стихии цвета
Неподалеку от Ходынского поля, в доме на улице авиаконструктора Микояна, архитектурное бюро TOTEMENT/PAPER реализовало проект жилого интерьера. Квартира, переделанная под руководством архитекторов, напоминает белый город, раскинувшийся под ночным небом.
Из пустого в полное
В престижном коттеджном поселке Николо-Урюпино архитектурная мастерская TOTEMENT/PAPER реконструировала один из домов. Сооружению, выполненному в традиционном «новорусском» стиле, архитекторы сделали прививку современности, кардинально преобразившую коттедж.
Театр в кубе
В южнокорейском городе Пусане завершился международный открытый архитектурный конкурс на лучший проект оперного театра. Одним из участников этого состязания стало архитектурное бюро TOTEMENT/PAPER.
В поисках устойчивости
24 мая в Нижнем Новгороде объявлены лауреаты новой архитектурной премии «Архновация». Нижний опять ярко и неожиданно проявил себя, на этот раз – архитектурным фестивалем, который продолжался полгода и завершился вручением наград. Среди участников есть иностранцы, а среди победителей в основном москвичи, одно архитектурное бюро из Самары. Нижегородцы победили только в юношеской номинации, да и то – это такие нижегородцы, которые учились в Нидерландах. Марина Игнатушко – о новой нижегородской премии, которая заметно переросла региональный масштаб.
Клубок творчества
Архитектурное бюро «TOTEMENT / PAPER» – архитекторы Валерия Преображенская и Левон Айрапетов, и художник Александр Залавский, открыли в галерее дизайнерской мебели ФЛЭТЭКСПО выставку-инсталляцию «Куколка: тайна пустоты».
Геометрия выдержки
В Калининградской области архитектурная мастерская «TOTEMENT/PAPER» спроектировала музей и хранилище коньячного завода «Альянс-1892». В архитектурном облике этого комплекса тема виноделия нашла неожиданное символическое воплощение.
Код доступа
В 2011 году в Праге будет построено новое здание Национальной библиотеки Чехии. Международный архитектурный конкурс, в ходе которого был выбран его проект, состоялся почти четыре года назад. Одним из его участников стало московское бюро Totement/Paper, положившее в основу своего предложения принцип кодирования.
Башни над кубом
1 мая в Шанхае открылась Всемирная универсальная выставка ЭКСПО-2010. Для России эта дата значима вдвойне: наша страна не только принимает участие в престижной экспозиции, но и впервые за очень долгое время построила на ЭКСПО собственный павильон. Двенадцать белоснежных башен с красно-золотистым орнаментом символизируют одновременно и богатое историко-культурное наследие страны, и ее устремленность в будущее, открытость всему новому. Проект павильона был разработан бюро TOTEMENT/PAPER.
«Безбашенная» Россия – на ЭКСПО-2010
На прошлой неделе в пресс-центре РИА «Новости» состоялся круглый стол, посвященный обсуждению российского павильона на всемирной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае. Проект сооружения, которое почти на полгода должно стать визитной карточкой нашей страны, наконец-то обнародован. А вот его наполнение по-прежнему остается загадкой, причем, похоже, даже для тех, кто непосредственно отвечает за содержание российской экспозиции.
Похожие статьи
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.
Высотная дактилоскопия
Ламели на фасадах высотного жилого комплекса Arté MK в Куала-Лумпуре по проекту SPARK обеспечивают защиту от солнца днем и декоративную подсветку ночью, а также повторяют узор отпечатка пальца заказчика.
Скелет суккулента
Сотрудники и студенты Штутгартского университета построили павильон с несущей конструкцией из льняного волокна, которая повторяет строение кактуса.
Старое и новое с коммерческим интересом
Реставрация и реконструкция исторического универмага La Samaritaine в центре Парижа повысила его «ценовую категорию», но дополнила его 96 социальными квартирами и яслями на 80 малышей. Новую часть комплекса спроектировало бюро SANAA.
Код пяти столетий
Старейшее существующее социальное жилье в мире, квартал Фуггерай в Аугсбурге, отмечает 500-летие: бюро MVRDV спроектировало для него юбилейный павильон и займется поисками «кода Фуггерай» для доступного жилья будущего.
Острые профили
На фасадах жилого дома в Иокогаме тонкие панели из преднапряженного бетона защищают интерьер от солнца, разделяют балконы соседних квартир и кадрируют виды города. Авторы проекта – Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Стальные грани
В музее Ордрупгор в пригороде Копенгагена открылось для публики подземное крыло по проекту бюро Snøhetta: его перекрытия покрыты многогранным стальным «кожухом», который преломляет и отражает свет.
Кортеновая спираль
Смотровая башня Marsk Tower по проекту BIG открывает любителям природы виды датского национального парка «Ваттовое море».
Архитектурная реабилитация
Исправительное учреждение Anstalten в Гренландии по проекту бюро Schmidt Hammer Lassen и Friis & Moltke расположено на берегу моря; окна – без решеток, и из них открываются виды фьорда.
Экологичный поворот
История о том, как планы прокладки дороги по границе парка превратились в планы по сохранению экосистемы и благоустройства прогулочных маршрутов.
Обтекаемые формы
В Германии сдан в эксплуатацию первый дом, напечатанный на 3D-принтере. Авторы проекта – MENSE-KORTE ingenieure+architekten, за печать отвечали PERI AG.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
Технологии и материалы
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Сейчас на главной
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
Поговорим о дереве: грани реставрации и современности
Гран-при, второй раз за историю премии АрхиWOOD, дали за реставрацию. Среди общественных пространств победили два фанерных скейт-парка – с их гибкой формой сложно спорить другим сооружениям; победитель номинации интерьеры – музей расстрельного полигона в Коммунарке. Вашему вниманию рассказ о проектах-победителях и репортаж с церемонии награждения.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг