English version

Лед и пламя: архитектура противоборства

Гостиничный комплекс, спроектированный TOTEMENT / PAPER для Камчатки, переосмысляет природу и культуру полуострова, одновременно бросая вызов катаклизмам сейсмоопасного полуострова, используя современные технологии ради чистой, открытой, ясной и красивой архитектуры.

mainImg
Проект:
Отель Камчатка
Россия, Петропавловск-Камчатский

Авторский коллектив:
Архитекторы: Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Юлия Головенкова, Андрей Каюков, Дмитрий Шклярук, Андрей Гуляев, Константин Фомин, Дмитрий Смирнов, Оксана Абрамова, Наталья Гришинчук, Анастасия Петрова
Конструкторы: Альберт Чапаев, Ксения Каргапольцева
Руководитель проекта: Михаил Безнос
Консультант: Вадим Прасов (вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, генеральный директор «Альянс Отель Менеджмент»)

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: ООО «Новый Дом»
Петропавловск-Камчатский – не самый восточный город страны, но многие его воспринимают его именно так, хотя бы из-за твердо усвоенного: «в Петропавловске-Камчатском полночь». Главный и единственный центр полуострова, чья удаленность стала притчей во языцех, а природа привлекает любителей экзотического туризма Европы и Азии, до сих пор не имел современной гостиницы – ни для туристов, ни для бизнес-партнеров камчатских компаний, ни даже для приема отечественного руководства. Такая гостиница – запоминающаяся архитектура, актуальные сервисы, два ресторана, один из них видовой, словом, полноценные 4 звезды – сейчас строится по проекту архитекторов TOTEMENT на берегу озера Култучное в центре города: южнее расположена городская администрация, западнее Пантелеймонов монастырь, восточнее стадион Спартак.

Гостинице достался участок неправильной формы, вытянутый вдоль берега озера, дороги и, с противоположной стороны – вдоль крутого склона, который фактически отменил все виды из окон, обращенных к северу. На вершине склона стоит пара типовых, довольно старых и обшарпанных, пятиэтажек. К югу же открывается вид на сопки и озеро, проект благоустройства фрагмента берега которого также вошел в состав работ. Виды на юг, восток и запад, надо сказать, исключительные, а близость дороги – Ленинградской улицы – не только уплотняет участок с южной стороны, но и обеспечивает хорошую транспортную доступность. Словом, место сложное, но не лишено достоинств. Помимо гостиницы здесь с самого начала планировалось разместить офисный центр и финтес-спа, а также конференц-зал, который в процессе работы подрос до солидной вместимости в 450 мест.
Отель Камчатка
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Ситуационный план
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Генплан
© TOTEMENT/PAPER

Сложность участка и обширный набор функций стали причиной долгого поиска концепции: архитекторы передвигали объемы, варьировали форму и планировки. Надо однако признать, что необходимость «упаковывать» функции на небольшом участке на склоне горы в объемную фигуру, подобную оригами – задача, подходящая именно для TOTEMENT / PAPER с их пристрастием к непростым целям, провоцирующим контрастные и сложносочиненные, но продуманные и непротиворечивые решения, также как и с их любовью к тектонической стереометрии и культуре Дальнего Востока. Сложности стали для них поводом для детального исследования и упорной работы.



Когда выяснилось, что участок к западу от основного также можно, освободив от коммуникаций, присоединить к общему пятну «трапеции», сложилась оппозиция башен: 15-этажной гостиничной в восточной части, 11-этажной офисной – в западной. Она сразу оформилась в образное противопоставление: гостиничная башня обтекаемая и угольно- (или пепельно) черная, с поблескивающей каплей подсвеченного красным металлического козырька вверху – ни дать ни взять вулкан, сопка с облаком дыма перед началом извержения. Офисная башня стеклянная, огранена широкими плоскостями с явными углами в противовес скруглениям гостиницы. Стекло покрыто россыпью белых треугольников, призванных замаскировать полосы межэтажных перекрытий, отчасти – защитить от прямых солнечных лучей, но прежде всего сделать объем более цельным и «льдистым» – подобием ледяной горы, протаявшей на углу, обращенном на юго-восток к Петровской сопке, пятном чистого стекла.
Отель Камчатка. Эскиз идеи
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Аксонометрия © TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка © TOTEMENT/PAPER

В голову сразу же приходит: «лед и пламя» – и авторы особенно не спорят. Действительно, оппозиция ледяной горы и тлеющего вулкана – для Камчатки, места холодного, но подогреваемого природными катаклизмами, ключевая: она отражает и суть, и контрастную красоту местной природы. Неудивительно, что башни заняли крайние позиции слева и справа, между ними же протянулся стеклянный стилобат, туловище тяни-толкая, не только вместившее несколько входных зон, лобби, холл, фитнес и конференц-зал, но и ставшее пространством образного осмысления смысловых напряжений, возникающих между двумя полюсами. Если на востоке у нас тут условный «огонь», на западе «лед», то между ними – земля со всеми ее красотами и противоречиями.

Фитнес-спа-центр встроен в нижние этажи офисной части подобно фигуре объемного пазла. В нем семь бассейнов, один большой с дорожками спортивной длины 25 м, «лягушатник» и спа-ванна; и еще четыре маленьких, фактически серия разных ванн, входящих в состав корейской бани, рассчитанной на туристов соседней страны; такие бани – явление традиционное и на Дальнем Востоке востребованное. Западная стена бассейна белая и испещрена крупным графичным орнаментом, который, во-первых, основан на петроглифах и традиционном камчатском декоре, а во-вторых, мыслится авторами как подобие рисунка сломанного льда, ледохода в основании ледяной горы. Выходя на фасад, эта орнаментированная шаманского вида стена приподнимает «голову» и становится похожа на этакого угловатого дракона, озирающего окрестности шестью асимметричными глазами. Вспоминаются японские мультфильмы с их постоянными превращениями из всего во всё и фантазийно-фантастическими существами. Безногий белый змей погружен с стеклянно-металлический объем, где скошенные линии тонких переплетов по-своему интерпретируют рисунок его «шкуры». В уровне второго яруса с улицы хорошо будут видны люди, купающиеся в ваннах и бассейне; одна ванна расположена прямо над глубокой нишей главного входа. Этажом выше в третьем ярусе разместился фитнес, причем вправо, к востоку, обращены три крупных консольных эркера, нависающих над эксплуатируемой кровлей стилобата; выступы стеклянные, так что, крутя педали или бегая на месте можно будет любоваться и сопкой, и озером.
Отель Камчатка
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Плавательный бассейн
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Плавательный бассейн
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Тренажерный зал
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Интерьеры. Общая концепция
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Схема функционального зонирования
© TOTEMENT/PAPER

Конференц-зал расположен правее, восточнее и ближе к гостиничной части. Он очень большой, напомним – 450 мест, и напоминает другое тотемное животное, во всем отличаясь от угловатого китайско-японского «дракона». Левон Айрапетов и Валерия Преображенская называют его не без нежности мишкой. И впрямь похоже на медведя: шестиугольное, но обтекаемое «тело» зала во втором ярусе, четыре крупные ноги тоже обтекаемых, довольно сложных контуров, в плане отчетливо напоминающих известную детскую картинку «медведь лезет по дереву» – ноги объемные, в их стенах спрятаны опоры, а внутри задуманы переговорные, а может быть, и кафе. Все объемы, и «ноги», и «тело», покрыты рельефными полосатыми металлическими панелями медного цвета, отчего наш воображаемый медведь становится похож на шаманскую статуэтку, вырезанную из фактурного дерева, какой-нибудь северной березы. Внутри потолок зала плоский, но ради безопорности конструкции над ним предусмотрено множество ферм – в их закрытом пространстве также разместилось вентиляционное оборудование. Снаружи пространство ферм выступает над кровлей стилобата как уплощенный купол, похожий на спину медведя и на вершину старой потухшей сопки. Или, говоря точнее – сама уснувшая сопка чем-то похожа на медведя, полухтоническое существо – духа земли, который на зиму уходит под снег и приносит весну своим пробуждением; в проекте TOTEMENT характер зверя, который держит на своих крепких ногах всё: то ли комплекс, то ли весь мир, – очень чувствуется.
Отель Камчатка. Конференц-зал, схема
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. План на -1 уровне
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. План 1 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. План 2 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Разрез 2-2
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Разрез 1-1
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Схемы раскладки интерьера
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Конференц-холл
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Конференц-холл
© TOTEMENT/PAPER

Но разумеется, здесь нет никакого буквализма: было бы странно обеспечить 4-зведную гостиницу «настоящими» драконом, медведем, ледяной скалой, вулканом. Все темы проведены на уровне метафоры, хотя и довольно легко прочитываемой; впрочем о драконе авторы вовсе не говорят, для них он – образ трескающегося над теплой водой бассейна льда. Но главное, все вместе складывается в стройный сюжет камчатской природы: вот снег и лед, вот вулкан, вот бассейны-«гейзеры», вот теплый и массивный зверь, по духу он ближе к вулкану, чем к ледяной горе, и кажется его порождением, в частности из-за медного цвета. Все они объединены в некую тесную, плотно увязанную «экосистему», где видимый отовсюду «мишка» играет центральную роль, подобную мировому древу. Но еще раз: весь этот срежиссированный и глубоко погруженный в местную природу и культуру сюжет дан отнюдь не прямолинейно, он скорее провоцирует угадывание и обосновывает форму, чем беседует с нами «в лоб».

Между тем скульптурность объема конференц-зала очевидна, он использует один из известных и как правило выигрышных приемов современной архитектуры, восходящий, к примеру скажем, к Sancta Sepolcro – капелле Ручелаи, сооруженной Альберти в церкви Святого Панкратия. В сущности, он использует принцип павильона: это объем в объеме, секрет в шкатулке, он может позволить себе большую скульптурность и в данном случае становится катализатором пластичности здания. Важный принцип – такой объем должно быть видно с разных сторон, он должен мелькать из-за витражей и выступать над кровлей, интриговать и приманивать, служа парадоксальной вывеской, помещенной внутрь и от этого еще более притягательной. Здесь все эти принципы соблюдены, «внутренний магнит» работает.

Неудивительно, что вокруг него закручивается пространство первых этажей и возникают самые интересные решения, мотивированные, впрочем, функционально: архитекторы стремились просчитать сценарии поведения многочисленных посетителей конференц-зала во время перерыва. Людям надо куда-то пойти, распределиться для отдыха и общения, и начальным пространством становится фойе вокруг зала. В здании три основных входа, фойе объединяет два: один, ведущий в лобби гостиницы и второй – центральный, между фитнесом и конференц-холлом. К тому же перепад высот на участке – больше 5 метров, и тот вход, что со стороны гостиницы, ведет нас по широкой лестнице сразу на второй ярус, ко входу к зал, а центральный вход – ниже, на первый этаж. Пространство под опорами зала опущено еще ниже, чтобы не давил потолок – спуски с трех сторон ведут в довольно уютное и удивительное пространство, где по сторонам круглятся бока «ног»-переговорных, а над головой мы видим множество изогнутых пластин, как будто металлическую шкуру разрезали поперечно; мотив продолжается на потолке 1 яруса, а в одном месте эта ячеистая структура стекает к полу «сталактитом», образуя экзотическую колонну.
Отель Камчатка. Пространство под конференц-холлом
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Пространство 1 этажа рядом с опорами конференц-холла
© TOTEMENT/PAPER

Фойе со стороны главного фасада и центрального входа двусветное, дальше разделено на два яруса балконом. Пол и потолок второго яруса более спокойные, бело-черные, геометричные. Два типа рисунка: текучий, присущий вулкану, где вьется пепел и течет лава – и льдисто-изломанный, встречаются, причем лава «течет» скорее внизу, а лед «засыпает» ее сверху; примерно то, что и происходит время от времени на Камчатке, но подано оно, конечно же, ярко и красиво, как часть вступительной феерии, впечатляющей зрителя с первых шагов.
Отель Камчатка. Пространство 2 этажа перед конференц-холлом
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Конференц-холл
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Лобби гостиницы
© TOTEMENT/PAPER

В четвертом ярусе гостиницы расположен ресторан, он слегка нависает над кровлей стилобата, вид из наклонного витража – на бухту, холмы, в пейзаж вписывается купол зала. Дизайн ресторана прост и сдержан, главную роль в нем играют опоры параболического абриса, маскирующие Т-образные опоры. Левон Айрапетов сравнивает их с лодками: «камчатские рыбаки, отдыхая, сушили лодки, ставя их вертикально». Впрочем потолок здесь – сплошная волна, а из-за подсвеченных вырезов, сопровождающих параболический контур, кажется, что столбы в некотором роде «плывут».
Отель Камчатка. План 3 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Ресторан
© TOTEMENT/PAPER

Нижний, основной ресторан отделен от гостиничной башни техническим этажом с выходами вентиляции, а зрительно – скосом-уступом небольшой «муфты», отсекающей его объем от основного, превращая в цоколь. «Мы сторонники четкого разделения всех объемов и ясного проявления их функции», – поясняют архитекторы.

Много ярче акцентирован второй ресторан, в верхнем этаже, он же sky bar с видом на окрестности. Именно он накрыт каплеобразно изогнутым металлическим козырьком. Пол скай-бара задуман красным, он должен отражаться в металле козырька, образуя тот самый упомянутый вначале эффект тлеющего вулкана. Столбы тоже металлические, с наклоном в разные стороны, метафора катаклизма, как и лампы – светящиеся трещины в потолке. Впрочем рельефные геометрические «шаманские» орнаменты на стенах и задуманные авторами лампы из извивающихся лент стекла под потолком подчеркивают управляемость «катаклизма», транслируя: да, мы на вершине вулкана, но парадоксальным образом в безопасности.
Отель Камчатка. Sky bar
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Sky bar
© TOTEMENT/PAPER

Задав напряженный контрапункт в объемном решении, в интерьерах архитекторы развили его и усилили, насытили деталями, фактурами, цветом, небольшими объемно-пространственными сюжетами, дополняющими основные. К примеру, на изломе коридоров гостиницы предусмотрено расширение – миниатюрный холл для пространственной разгрузки, а в номерах, чей дизайн разработан в нескольких индивидуальных вариантах, телевизор и полки встроены в одну асимметричную нишу.
Отель Камчатка. План типового этажа гостиницы
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Интерьеры. Коридор
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Интерьеры. Номер Стандарт
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Интерьеры. Номер Стандарт
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Номер Студия
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Номер Сюит
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Номер Сюит
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. VIP Lounge
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. VIP Lounge
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. VIP Lounge
© TOTEMENT/PAPER

Достаточно очевидно, что насыщенность формы и смысла сочетается здесь с той степенью детализации, которая местами приближается к «тотальному дизайну». Подчеркнем, проект вовсе не концепция, TOTEMENT сделали все рабочее проектирование, подобрали отделочные материалы, в основном ближайших географически китайских производителей.
Отель Камчатка. Фасадные решения
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Фасадные решения
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Фасадные решения
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Фасадные решения
© TOTEMENT/PAPER

Отдельной главой стала работа с нормативами с зоне сейсмической опасности. «Если соблюсти все нормы, ничего, кроме коробки ужасных пропорций с маленькими окнами здесь построить нельзя», – признается Валерия Преображенская. На территории гостиницы требовалось учитывать опасность землетрясения до 9 баллов, сразу за дорогой – до 10. В этих условиях архитекторы разработали все расчеты устойчивости совместно с ЦНИИСК, единственным институтом, который всерьез занимается этой темой в стране; использовали сейсмоопоры, поставив, говоря очень упрощенно, на множество железобетонных выступов фундамента амортизаторы из резины и стали, – что позволило уменьшить 9-балльное ограничение до 8-балльного. Разработали и утвердили несколько спецтехусловий (СТУ), привлекли, в частности, тех же специалистов по пожарной безопасности, кто работал в парке «Зарядье». Все это – краткое резюме каких-то совершенно титанических усилий, результатом которых стали большие витражи стилобата, окна «в пол» в офисах и части гостиничных номеров, невероятное для этого места количество консольных выносов, впрочем, достаточно сдержанных, поскольку все вписано в реальные расчеты и прошло все согласования.

Некоторые редакторы известных журналов подчас любят говорить: придумать может любой, а ты давай построй. Так вот, здесь невероятные усилия вложены не только в изобретение сложной, взаимоувязанной и осмысленной формы, но и в реализацию, начиная от сложных инженерных расчетов и заканчивая детальной раскладкой всех фасадных панелей для того, чтобы их рисунок сошелся. Насколько мне известно, работа заняла около двух лет и велась с подробным анализом деталей. Дизайн номеров заказчик рассматривал на модели 1:1, сравнивая с предложением корейской компании. Выбрали вариант TOTEMENT. Сейчас каркас здания полностью отлит в бетоне.



Так что здание, с одной стороны, становится метафорой дикой камчатской природы и ее внутренней борьбы, оформленной лишь эпизодическим, или же очень архаичным, присутствием человека. С другой стороны, для того чтобы эта метафора была убедительной, красивой и современной, необходимо ответить на вызовы этой природы, перебороть ее, к примеру, рассчитать прочность, проверить обоснованность человеческих ограничений; чем архитекторы TOTEMENT и занимаются, борясь за реальность своих идей убежденно и увлеченно. 
Проект:
Отель Камчатка
Россия, Петропавловск-Камчатский

Авторский коллектив:
Архитекторы: Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Юлия Головенкова, Андрей Каюков, Дмитрий Шклярук, Андрей Гуляев, Константин Фомин, Дмитрий Смирнов, Оксана Абрамова, Наталья Гришинчук, Анастасия Петрова
Конструкторы: Альберт Чапаев, Ксения Каргапольцева
Руководитель проекта: Михаил Безнос
Консультант: Вадим Прасов (вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, генеральный директор «Альянс Отель Менеджмент»)

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: ООО «Новый Дом»

26 Декабря 2018

TOTEMENT/PAPER: другие проекты
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Форма диалога
Конкурсный проект Музея современного искусства для Уфы от архитекторов ТОТЕМЕНТ / PAPER отличается пластичной диалогичностью и скульптурностью формы, не чуждой wow-эффекта, что не мешает зданию быть «укорененным» как в ландшафте, так и в контексте.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Созерцающий
Вилла в одном из коттеджных поселков Подмосковья разительно отличается от соседей: архитекторы называют этот свой дом «пружиной», – и действительно, он так «закручен», завязан в объемно-пространственный узел, что скучно не будет ни внутри, ни снаружи.
Приплытие варяга
Новый объект, который строится сейчас рядом с коньячным заводом в Черняховске, поддерживает подход, заданный TOTEMENT / PAPER в проекте музея коньяка, и развивает сюжет. В «заводском спектакле» появился новый персонаж.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Мыслеобраз
Здание музея-хранилища коньяка в Черняховске – нечастый в контексте российской архитектуры пример ситуации, когда требовательная функция и творческая продуктивность архитекторов не вступают в конфликт, а совместно работают на создание интересной для глаз и чувств, точно просчитанной и гармоничной архитектуры.
Опыт вертикального города
Конкурсный проект небоскреба, сделанный для Гонконга Левоном Айрапетовым и Валерией Преображенской, продолжает поиски свежего взгляда на архитектурную материю, свойственного этим авторам, и одновременно предлагает новый взгляд на грамматику высотной архитектуры.
Парк в зоне турбулентности
Конкурсный проект аэропорта «Южный» бюро Totement/Paper: архитекторы сделали акцент на организации движения по аэропорту, проложив вдоль парка, предусмотренного программой конкурса, сеть крытых пешеходных галерей.
От простого к сложному
Для конкурса на проект выставочно-делового центра на острове Сахалин Левон Айрапетов и Валерия Преображенская предложили два варианта. Первый – смелый эксперимент над процессом формообразования, где из одной, многократно повторенной фигуры конуса архитекторы формируют сложное, непривычное пространство.
SPEECH года
26 мая состоялась церемония награждения 3 Московской биеннале архитектуры и 17 Международной выставки архитектуры и дизайна «Арх Москва 2012». Архитектором года назначили бюро SPEECH и его руководителей Сергея Чобана и Сергея Кузнецова.
Чувственная технологичность
Об участии бюро TOTEMENT/PAPER в конкурсе на проект жилой застройки в районе «Технопарк» иннограда «Сколково» и о концепции, разработанной в рамках этого состязания, рассказывает руководитель компании, архитектор Левон Айрапетов
Милан. Мебель. Кориан
17 апреля в Милане открывается очередная неделя дизайна, одна из главных интерьерных выставок мира. Компания DuPont Corian (совместно с московской фабрикой камня Artishok) покажет на ней выставку объектов, спроектированных несколькими российскими архитекторами, которые окажутся в экспозиционном пространстве, где раньше выставлялись Аманда Левет и Карим Рашид. Впрочем, знаменитости не оставят россиян «без присмотра». Публикуем проекты.
Две стихии цвета
Неподалеку от Ходынского поля, в доме на улице авиаконструктора Микояна, архитектурное бюро TOTEMENT/PAPER реализовало проект жилого интерьера. Квартира, переделанная под руководством архитекторов, напоминает белый город, раскинувшийся под ночным небом.
Из пустого в полное
В престижном коттеджном поселке Николо-Урюпино архитектурная мастерская TOTEMENT/PAPER реконструировала один из домов. Сооружению, выполненному в традиционном «новорусском» стиле, архитекторы сделали прививку современности, кардинально преобразившую коттедж.
Театр в кубе
В южнокорейском городе Пусане завершился международный открытый архитектурный конкурс на лучший проект оперного театра. Одним из участников этого состязания стало архитектурное бюро TOTEMENT/PAPER.
В поисках устойчивости
24 мая в Нижнем Новгороде объявлены лауреаты новой архитектурной премии «Архновация». Нижний опять ярко и неожиданно проявил себя, на этот раз – архитектурным фестивалем, который продолжался полгода и завершился вручением наград. Среди участников есть иностранцы, а среди победителей в основном москвичи, одно архитектурное бюро из Самары. Нижегородцы победили только в юношеской номинации, да и то – это такие нижегородцы, которые учились в Нидерландах. Марина Игнатушко – о новой нижегородской премии, которая заметно переросла региональный масштаб.
Клубок творчества
Архитектурное бюро «TOTEMENT / PAPER» – архитекторы Валерия Преображенская и Левон Айрапетов, и художник Александр Залавский, открыли в галерее дизайнерской мебели ФЛЭТЭКСПО выставку-инсталляцию «Куколка: тайна пустоты».
Геометрия выдержки
В Калининградской области архитектурная мастерская «TOTEMENT/PAPER» спроектировала музей и хранилище коньячного завода «Альянс-1892». В архитектурном облике этого комплекса тема виноделия нашла неожиданное символическое воплощение.
Код доступа
В 2011 году в Праге будет построено новое здание Национальной библиотеки Чехии. Международный архитектурный конкурс, в ходе которого был выбран его проект, состоялся почти четыре года назад. Одним из его участников стало московское бюро Totement/Paper, положившее в основу своего предложения принцип кодирования.
Башни над кубом
1 мая в Шанхае открылась Всемирная универсальная выставка ЭКСПО-2010. Для России эта дата значима вдвойне: наша страна не только принимает участие в престижной экспозиции, но и впервые за очень долгое время построила на ЭКСПО собственный павильон. Двенадцать белоснежных башен с красно-золотистым орнаментом символизируют одновременно и богатое историко-культурное наследие страны, и ее устремленность в будущее, открытость всему новому. Проект павильона был разработан бюро TOTEMENT/PAPER.
Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.