English version

Лед и пламя: архитектура противоборства

Гостиничный комплекс, спроектированный TOTEMENT / PAPER для Камчатки, переосмысляет природу и культуру полуострова, одновременно бросая вызов катаклизмам сейсмоопасного полуострова, используя современные технологии ради чистой, открытой, ясной и красивой архитектуры.

mainImg
Проект:
Отель Камчатка
Россия, Петропавловск-Камчатский

Авторский коллектив:
Архитекторы: Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Юлия Головенкова, Андрей Каюков, Дмитрий Шклярук, Андрей Гуляев, Константин Фомин, Дмитрий Смирнов, Оксана Абрамова, Наталья Гришинчук, Анастасия Петрова
Конструкторы: Альберт Чапаев, Ксения Каргапольцева
Руководитель проекта: Михаил Безнос
Консультант: Вадим Прасов (вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, генеральный директор «Альянс Отель Менеджмент»)

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: ООО «Новый Дом»
Петропавловск-Камчатский – не самый восточный город страны, но многие его воспринимают его именно так, хотя бы из-за твердо усвоенного: «в Петропавловске-Камчатском полночь». Главный и единственный центр полуострова, чья удаленность стала притчей во языцех, а природа привлекает любителей экзотического туризма Европы и Азии, до сих пор не имел современной гостиницы – ни для туристов, ни для бизнес-партнеров камчатских компаний, ни даже для приема отечественного руководства. Такая гостиница – запоминающаяся архитектура, актуальные сервисы, два ресторана, один из них видовой, словом, полноценные 4 звезды – сейчас строится по проекту архитекторов TOTEMENT на берегу озера Култучное в центре города: южнее расположена городская администрация, западнее Пантелеймонов монастырь, восточнее стадион Спартак.

Гостинице достался участок неправильной формы, вытянутый вдоль берега озера, дороги и, с противоположной стороны – вдоль крутого склона, который фактически отменил все виды из окон, обращенных к северу. На вершине склона стоит пара типовых, довольно старых и обшарпанных, пятиэтажек. К югу же открывается вид на сопки и озеро, проект благоустройства фрагмента берега которого также вошел в состав работ. Виды на юг, восток и запад, надо сказать, исключительные, а близость дороги – Ленинградской улицы – не только уплотняет участок с южной стороны, но и обеспечивает хорошую транспортную доступность. Словом, место сложное, но не лишено достоинств. Помимо гостиницы здесь с самого начала планировалось разместить офисный центр и финтес-спа, а также конференц-зал, который в процессе работы подрос до солидной вместимости в 450 мест.
Отель Камчатка
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Ситуационный план
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Генплан
© TOTEMENT/PAPER

Сложность участка и обширный набор функций стали причиной долгого поиска концепции: архитекторы передвигали объемы, варьировали форму и планировки. Надо однако признать, что необходимость «упаковывать» функции на небольшом участке на склоне горы в объемную фигуру, подобную оригами – задача, подходящая именно для TOTEMENT / PAPER с их пристрастием к непростым целям, провоцирующим контрастные и сложносочиненные, но продуманные и непротиворечивые решения, также как и с их любовью к тектонической стереометрии и культуре Дальнего Востока. Сложности стали для них поводом для детального исследования и упорной работы.



Когда выяснилось, что участок к западу от основного также можно, освободив от коммуникаций, присоединить к общему пятну «трапеции», сложилась оппозиция башен: 15-этажной гостиничной в восточной части, 11-этажной офисной – в западной. Она сразу оформилась в образное противопоставление: гостиничная башня обтекаемая и угольно- (или пепельно) черная, с поблескивающей каплей подсвеченного красным металлического козырька вверху – ни дать ни взять вулкан, сопка с облаком дыма перед началом извержения. Офисная башня стеклянная, огранена широкими плоскостями с явными углами в противовес скруглениям гостиницы. Стекло покрыто россыпью белых треугольников, призванных замаскировать полосы межэтажных перекрытий, отчасти – защитить от прямых солнечных лучей, но прежде всего сделать объем более цельным и «льдистым» – подобием ледяной горы, протаявшей на углу, обращенном на юго-восток к Петровской сопке, пятном чистого стекла.
Отель Камчатка. Эскиз идеи
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Аксонометрия © TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка © TOTEMENT/PAPER

В голову сразу же приходит: «лед и пламя» – и авторы особенно не спорят. Действительно, оппозиция ледяной горы и тлеющего вулкана – для Камчатки, места холодного, но подогреваемого природными катаклизмами, ключевая: она отражает и суть, и контрастную красоту местной природы. Неудивительно, что башни заняли крайние позиции слева и справа, между ними же протянулся стеклянный стилобат, туловище тяни-толкая, не только вместившее несколько входных зон, лобби, холл, фитнес и конференц-зал, но и ставшее пространством образного осмысления смысловых напряжений, возникающих между двумя полюсами. Если на востоке у нас тут условный «огонь», на западе «лед», то между ними – земля со всеми ее красотами и противоречиями.

Фитнес-спа-центр встроен в нижние этажи офисной части подобно фигуре объемного пазла. В нем семь бассейнов, один большой с дорожками спортивной длины 25 м, «лягушатник» и спа-ванна; и еще четыре маленьких, фактически серия разных ванн, входящих в состав корейской бани, рассчитанной на туристов соседней страны; такие бани – явление традиционное и на Дальнем Востоке востребованное. Западная стена бассейна белая и испещрена крупным графичным орнаментом, который, во-первых, основан на петроглифах и традиционном камчатском декоре, а во-вторых, мыслится авторами как подобие рисунка сломанного льда, ледохода в основании ледяной горы. Выходя на фасад, эта орнаментированная шаманского вида стена приподнимает «голову» и становится похожа на этакого угловатого дракона, озирающего окрестности шестью асимметричными глазами. Вспоминаются японские мультфильмы с их постоянными превращениями из всего во всё и фантазийно-фантастическими существами. Безногий белый змей погружен с стеклянно-металлический объем, где скошенные линии тонких переплетов по-своему интерпретируют рисунок его «шкуры». В уровне второго яруса с улицы хорошо будут видны люди, купающиеся в ваннах и бассейне; одна ванна расположена прямо над глубокой нишей главного входа. Этажом выше в третьем ярусе разместился фитнес, причем вправо, к востоку, обращены три крупных консольных эркера, нависающих над эксплуатируемой кровлей стилобата; выступы стеклянные, так что, крутя педали или бегая на месте можно будет любоваться и сопкой, и озером.
Отель Камчатка
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Плавательный бассейн
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Плавательный бассейн
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Тренажерный зал
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Интерьеры. Общая концепция
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Схема функционального зонирования
© TOTEMENT/PAPER

Конференц-зал расположен правее, восточнее и ближе к гостиничной части. Он очень большой, напомним – 450 мест, и напоминает другое тотемное животное, во всем отличаясь от угловатого китайско-японского «дракона». Левон Айрапетов и Валерия Преображенская называют его не без нежности мишкой. И впрямь похоже на медведя: шестиугольное, но обтекаемое «тело» зала во втором ярусе, четыре крупные ноги тоже обтекаемых, довольно сложных контуров, в плане отчетливо напоминающих известную детскую картинку «медведь лезет по дереву» – ноги объемные, в их стенах спрятаны опоры, а внутри задуманы переговорные, а может быть, и кафе. Все объемы, и «ноги», и «тело», покрыты рельефными полосатыми металлическими панелями медного цвета, отчего наш воображаемый медведь становится похож на шаманскую статуэтку, вырезанную из фактурного дерева, какой-нибудь северной березы. Внутри потолок зала плоский, но ради безопорности конструкции над ним предусмотрено множество ферм – в их закрытом пространстве также разместилось вентиляционное оборудование. Снаружи пространство ферм выступает над кровлей стилобата как уплощенный купол, похожий на спину медведя и на вершину старой потухшей сопки. Или, говоря точнее – сама уснувшая сопка чем-то похожа на медведя, полухтоническое существо – духа земли, который на зиму уходит под снег и приносит весну своим пробуждением; в проекте TOTEMENT характер зверя, который держит на своих крепких ногах всё: то ли комплекс, то ли весь мир, – очень чувствуется.
Отель Камчатка. Конференц-зал, схема
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. План на -1 уровне
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. План 1 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. План 2 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Разрез 2-2
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Разрез 1-1
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Схемы раскладки интерьера
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Конференц-холл
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Конференц-холл
© TOTEMENT/PAPER

Но разумеется, здесь нет никакого буквализма: было бы странно обеспечить 4-зведную гостиницу «настоящими» драконом, медведем, ледяной скалой, вулканом. Все темы проведены на уровне метафоры, хотя и довольно легко прочитываемой; впрочем о драконе авторы вовсе не говорят, для них он – образ трескающегося над теплой водой бассейна льда. Но главное, все вместе складывается в стройный сюжет камчатской природы: вот снег и лед, вот вулкан, вот бассейны-«гейзеры», вот теплый и массивный зверь, по духу он ближе к вулкану, чем к ледяной горе, и кажется его порождением, в частности из-за медного цвета. Все они объединены в некую тесную, плотно увязанную «экосистему», где видимый отовсюду «мишка» играет центральную роль, подобную мировому древу. Но еще раз: весь этот срежиссированный и глубоко погруженный в местную природу и культуру сюжет дан отнюдь не прямолинейно, он скорее провоцирует угадывание и обосновывает форму, чем беседует с нами «в лоб».

Между тем скульптурность объема конференц-зала очевидна, он использует один из известных и как правило выигрышных приемов современной архитектуры, восходящий, к примеру скажем, к Sancta Sepolcro – капелле Ручелаи, сооруженной Альберти в церкви Святого Панкратия. В сущности, он использует принцип павильона: это объем в объеме, секрет в шкатулке, он может позволить себе большую скульптурность и в данном случае становится катализатором пластичности здания. Важный принцип – такой объем должно быть видно с разных сторон, он должен мелькать из-за витражей и выступать над кровлей, интриговать и приманивать, служа парадоксальной вывеской, помещенной внутрь и от этого еще более притягательной. Здесь все эти принципы соблюдены, «внутренний магнит» работает.

Неудивительно, что вокруг него закручивается пространство первых этажей и возникают самые интересные решения, мотивированные, впрочем, функционально: архитекторы стремились просчитать сценарии поведения многочисленных посетителей конференц-зала во время перерыва. Людям надо куда-то пойти, распределиться для отдыха и общения, и начальным пространством становится фойе вокруг зала. В здании три основных входа, фойе объединяет два: один, ведущий в лобби гостиницы и второй – центральный, между фитнесом и конференц-холлом. К тому же перепад высот на участке – больше 5 метров, и тот вход, что со стороны гостиницы, ведет нас по широкой лестнице сразу на второй ярус, ко входу к зал, а центральный вход – ниже, на первый этаж. Пространство под опорами зала опущено еще ниже, чтобы не давил потолок – спуски с трех сторон ведут в довольно уютное и удивительное пространство, где по сторонам круглятся бока «ног»-переговорных, а над головой мы видим множество изогнутых пластин, как будто металлическую шкуру разрезали поперечно; мотив продолжается на потолке 1 яруса, а в одном месте эта ячеистая структура стекает к полу «сталактитом», образуя экзотическую колонну.
Отель Камчатка. Пространство под конференц-холлом
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Пространство 1 этажа рядом с опорами конференц-холла
© TOTEMENT/PAPER

Фойе со стороны главного фасада и центрального входа двусветное, дальше разделено на два яруса балконом. Пол и потолок второго яруса более спокойные, бело-черные, геометричные. Два типа рисунка: текучий, присущий вулкану, где вьется пепел и течет лава – и льдисто-изломанный, встречаются, причем лава «течет» скорее внизу, а лед «засыпает» ее сверху; примерно то, что и происходит время от времени на Камчатке, но подано оно, конечно же, ярко и красиво, как часть вступительной феерии, впечатляющей зрителя с первых шагов.
Отель Камчатка. Пространство 2 этажа перед конференц-холлом
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Конференц-холл
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Лобби гостиницы
© TOTEMENT/PAPER

В четвертом ярусе гостиницы расположен ресторан, он слегка нависает над кровлей стилобата, вид из наклонного витража – на бухту, холмы, в пейзаж вписывается купол зала. Дизайн ресторана прост и сдержан, главную роль в нем играют опоры параболического абриса, маскирующие Т-образные опоры. Левон Айрапетов сравнивает их с лодками: «камчатские рыбаки, отдыхая, сушили лодки, ставя их вертикально». Впрочем потолок здесь – сплошная волна, а из-за подсвеченных вырезов, сопровождающих параболический контур, кажется, что столбы в некотором роде «плывут».
Отель Камчатка. План 3 этажа
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Ресторан
© TOTEMENT/PAPER

Нижний, основной ресторан отделен от гостиничной башни техническим этажом с выходами вентиляции, а зрительно – скосом-уступом небольшой «муфты», отсекающей его объем от основного, превращая в цоколь. «Мы сторонники четкого разделения всех объемов и ясного проявления их функции», – поясняют архитекторы.

Много ярче акцентирован второй ресторан, в верхнем этаже, он же sky bar с видом на окрестности. Именно он накрыт каплеобразно изогнутым металлическим козырьком. Пол скай-бара задуман красным, он должен отражаться в металле козырька, образуя тот самый упомянутый вначале эффект тлеющего вулкана. Столбы тоже металлические, с наклоном в разные стороны, метафора катаклизма, как и лампы – светящиеся трещины в потолке. Впрочем рельефные геометрические «шаманские» орнаменты на стенах и задуманные авторами лампы из извивающихся лент стекла под потолком подчеркивают управляемость «катаклизма», транслируя: да, мы на вершине вулкана, но парадоксальным образом в безопасности.
Отель Камчатка. Sky bar
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Sky bar
© TOTEMENT/PAPER

Задав напряженный контрапункт в объемном решении, в интерьерах архитекторы развили его и усилили, насытили деталями, фактурами, цветом, небольшими объемно-пространственными сюжетами, дополняющими основные. К примеру, на изломе коридоров гостиницы предусмотрено расширение – миниатюрный холл для пространственной разгрузки, а в номерах, чей дизайн разработан в нескольких индивидуальных вариантах, телевизор и полки встроены в одну асимметричную нишу.
Отель Камчатка. План типового этажа гостиницы
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Интерьеры. Коридор
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Интерьеры. Номер Стандарт
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Интерьеры. Номер Стандарт
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Номер Студия
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Номер Сюит
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Номер Сюит
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. VIP Lounge
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. VIP Lounge
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. VIP Lounge
© TOTEMENT/PAPER

Достаточно очевидно, что насыщенность формы и смысла сочетается здесь с той степенью детализации, которая местами приближается к «тотальному дизайну». Подчеркнем, проект вовсе не концепция, TOTEMENT сделали все рабочее проектирование, подобрали отделочные материалы, в основном ближайших географически китайских производителей.
Отель Камчатка. Фасадные решения
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Фасадные решения
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Фасадные решения
© TOTEMENT/PAPER
Отель Камчатка. Фасадные решения
© TOTEMENT/PAPER

Отдельной главой стала работа с нормативами с зоне сейсмической опасности. «Если соблюсти все нормы, ничего, кроме коробки ужасных пропорций с маленькими окнами здесь построить нельзя», – признается Валерия Преображенская. На территории гостиницы требовалось учитывать опасность землетрясения до 9 баллов, сразу за дорогой – до 10. В этих условиях архитекторы разработали все расчеты устойчивости совместно с ЦНИИСК, единственным институтом, который всерьез занимается этой темой в стране; использовали сейсмоопоры, поставив, говоря очень упрощенно, на множество железобетонных выступов фундамента амортизаторы из резины и стали, – что позволило уменьшить 9-балльное ограничение до 8-балльного. Разработали и утвердили несколько спецтехусловий (СТУ), привлекли, в частности, тех же специалистов по пожарной безопасности, кто работал в парке «Зарядье». Все это – краткое резюме каких-то совершенно титанических усилий, результатом которых стали большие витражи стилобата, окна «в пол» в офисах и части гостиничных номеров, невероятное для этого места количество консольных выносов, впрочем, достаточно сдержанных, поскольку все вписано в реальные расчеты и прошло все согласования.

Некоторые редакторы известных журналов подчас любят говорить: придумать может любой, а ты давай построй. Так вот, здесь невероятные усилия вложены не только в изобретение сложной, взаимоувязанной и осмысленной формы, но и в реализацию, начиная от сложных инженерных расчетов и заканчивая детальной раскладкой всех фасадных панелей для того, чтобы их рисунок сошелся. Насколько мне известно, работа заняла около двух лет и велась с подробным анализом деталей. Дизайн номеров заказчик рассматривал на модели 1:1, сравнивая с предложением корейской компании. Выбрали вариант TOTEMENT. Сейчас каркас здания полностью отлит в бетоне.



Так что здание, с одной стороны, становится метафорой дикой камчатской природы и ее внутренней борьбы, оформленной лишь эпизодическим, или же очень архаичным, присутствием человека. С другой стороны, для того чтобы эта метафора была убедительной, красивой и современной, необходимо ответить на вызовы этой природы, перебороть ее, к примеру, рассчитать прочность, проверить обоснованность человеческих ограничений; чем архитекторы TOTEMENT и занимаются, борясь за реальность своих идей убежденно и увлеченно. 
Проект:
Отель Камчатка
Россия, Петропавловск-Камчатский

Авторский коллектив:
Архитекторы: Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Юлия Головенкова, Андрей Каюков, Дмитрий Шклярук, Андрей Гуляев, Константин Фомин, Дмитрий Смирнов, Оксана Абрамова, Наталья Гришинчук, Анастасия Петрова
Конструкторы: Альберт Чапаев, Ксения Каргапольцева
Руководитель проекта: Михаил Безнос
Консультант: Вадим Прасов (вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, генеральный директор «Альянс Отель Менеджмент»)

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: ООО «Новый Дом»

26 Декабря 2018

TOTEMENT/PAPER: другие проекты
Форма диалога
Конкурсный проект Музея современного искусства для Уфы от архитекторов ТОТЕМЕНТ / PAPER отличается пластичной диалогичностью и скульптурностью формы, не чуждой wow-эффекта, что не мешает зданию быть «укорененным» как в ландшафте, так и в контексте.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Созерцающий
Вилла в одном из коттеджных поселков Подмосковья разительно отличается от соседей: архитекторы называют этот свой дом «пружиной», – и действительно, он так «закручен», завязан в объемно-пространственный узел, что скучно не будет ни внутри, ни снаружи.
Приплытие варяга
Новый объект, который строится сейчас рядом с коньячным заводом в Черняховске, поддерживает подход, заданный TOTEMENT / PAPER в проекте музея коньяка, и развивает сюжет. В «заводском спектакле» появился новый персонаж.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Мыслеобраз
Здание музея-хранилища коньяка в Черняховске – нечастый в контексте российской архитектуры пример ситуации, когда требовательная функция и творческая продуктивность архитекторов не вступают в конфликт, а совместно работают на создание интересной для глаз и чувств, точно просчитанной и гармоничной архитектуры.
Опыт вертикального города
Конкурсный проект небоскреба, сделанный для Гонконга Левоном Айрапетовым и Валерией Преображенской, продолжает поиски свежего взгляда на архитектурную материю, свойственного этим авторам, и одновременно предлагает новый взгляд на грамматику высотной архитектуры.
Парк в зоне турбулентности
Конкурсный проект аэропорта «Южный» бюро Totement/Paper: архитекторы сделали акцент на организации движения по аэропорту, проложив вдоль парка, предусмотренного программой конкурса, сеть крытых пешеходных галерей.
От простого к сложному
Для конкурса на проект выставочно-делового центра на острове Сахалин Левон Айрапетов и Валерия Преображенская предложили два варианта. Первый – смелый эксперимент над процессом формообразования, где из одной, многократно повторенной фигуры конуса архитекторы формируют сложное, непривычное пространство.
SPEECH года
26 мая состоялась церемония награждения 3 Московской биеннале архитектуры и 17 Международной выставки архитектуры и дизайна «Арх Москва 2012». Архитектором года назначили бюро SPEECH и его руководителей Сергея Чобана и Сергея Кузнецова.
Чувственная технологичность
Об участии бюро TOTEMENT/PAPER в конкурсе на проект жилой застройки в районе «Технопарк» иннограда «Сколково» и о концепции, разработанной в рамках этого состязания, рассказывает руководитель компании, архитектор Левон Айрапетов
Милан. Мебель. Кориан
17 апреля в Милане открывается очередная неделя дизайна, одна из главных интерьерных выставок мира. Компания DuPont Corian (совместно с московской фабрикой камня Artishok) покажет на ней выставку объектов, спроектированных несколькими российскими архитекторами, которые окажутся в экспозиционном пространстве, где раньше выставлялись Аманда Левет и Карим Рашид. Впрочем, знаменитости не оставят россиян «без присмотра». Публикуем проекты.
Две стихии цвета
Неподалеку от Ходынского поля, в доме на улице авиаконструктора Микояна, архитектурное бюро TOTEMENT/PAPER реализовало проект жилого интерьера. Квартира, переделанная под руководством архитекторов, напоминает белый город, раскинувшийся под ночным небом.
Из пустого в полное
В престижном коттеджном поселке Николо-Урюпино архитектурная мастерская TOTEMENT/PAPER реконструировала один из домов. Сооружению, выполненному в традиционном «новорусском» стиле, архитекторы сделали прививку современности, кардинально преобразившую коттедж.
Театр в кубе
В южнокорейском городе Пусане завершился международный открытый архитектурный конкурс на лучший проект оперного театра. Одним из участников этого состязания стало архитектурное бюро TOTEMENT/PAPER.
В поисках устойчивости
24 мая в Нижнем Новгороде объявлены лауреаты новой архитектурной премии «Архновация». Нижний опять ярко и неожиданно проявил себя, на этот раз – архитектурным фестивалем, который продолжался полгода и завершился вручением наград. Среди участников есть иностранцы, а среди победителей в основном москвичи, одно архитектурное бюро из Самары. Нижегородцы победили только в юношеской номинации, да и то – это такие нижегородцы, которые учились в Нидерландах. Марина Игнатушко – о новой нижегородской премии, которая заметно переросла региональный масштаб.
Клубок творчества
Архитектурное бюро «TOTEMENT / PAPER» – архитекторы Валерия Преображенская и Левон Айрапетов, и художник Александр Залавский, открыли в галерее дизайнерской мебели ФЛЭТЭКСПО выставку-инсталляцию «Куколка: тайна пустоты».
Геометрия выдержки
В Калининградской области архитектурная мастерская «TOTEMENT/PAPER» спроектировала музей и хранилище коньячного завода «Альянс-1892». В архитектурном облике этого комплекса тема виноделия нашла неожиданное символическое воплощение.
Код доступа
В 2011 году в Праге будет построено новое здание Национальной библиотеки Чехии. Международный архитектурный конкурс, в ходе которого был выбран его проект, состоялся почти четыре года назад. Одним из его участников стало московское бюро Totement/Paper, положившее в основу своего предложения принцип кодирования.
Башни над кубом
1 мая в Шанхае открылась Всемирная универсальная выставка ЭКСПО-2010. Для России эта дата значима вдвойне: наша страна не только принимает участие в престижной экспозиции, но и впервые за очень долгое время построила на ЭКСПО собственный павильон. Двенадцать белоснежных башен с красно-золотистым орнаментом символизируют одновременно и богатое историко-культурное наследие страны, и ее устремленность в будущее, открытость всему новому. Проект павильона был разработан бюро TOTEMENT/PAPER.
Похожие статьи
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.