English version

Долгожданная интервенция

В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2012 — 2015 / 2017

ООО «Турман»
 
Не вдохновляющее место
В Москве немало мест, попав в которые непросто поверить, что находишься в городе, насыщенном памятниками архитектуры и культуры. Эти районы типичны, хаотичны и безрадостны. Чаще всего «потерянные» места застроены вперемешку панельно-типовым жильем, каким-то давно недееспособным промом и еще целой коллекцией типологических раритетов, которые по неясной причине занимают площадь, чья стоимость приближается к уровню самых дорогих мегаполисов мира. Они сосредоточены в широком поясе между Третьим транспортным кольцом и МЦК. Ориентироваться там лучше с помощью навигатора, пути требуются кратчайшие, а улицы нередко имеют не только название, но и номер.

Эти районы не были популярными девелоперскими полигонами ни в начале 2000-х, когда хватало мест и попрестижней, и во 2010-е, когда кризис перераспределил приоритеты в пользу подмосковных полей. Сейчас объективная нехватка мест для строительства, дополненная городской градостроительной политикой и запуском МЦК, дала зеленый свет проектам по переформатированию «потерянных районов» в нечто более современное, эффективное и комфортное.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Один из таких районов, переживающих сейчас радикальную трансформацию, расположен между проспектом Мира и путями Ярославского направления, сразу за которыми – парк Сокольники. Парадная застройка вдоль проспекта быстро сменяется разномастными жилыми кварталами, втиснутыми между большими и не очень резервациями бывших промышленных зон. На их месте сейчас активно возводятся многофункциональные комплексы, к примеру, по проекту SPEECH активно строят ЖК «Серебряный фонтан», неподалеку ADM завершает ЖК «1147».
ЖК «Эгодом». ВИзуализация окружающей застройки расположением исторических объектов © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Здесь же, на перекрестке Новоалексеевской и Маломосковской улиц, сразу двух 1-х Рижских переулков и улицы Павла Корчанина, образующих, за неимением более подходящего слова, небольшую площадь, в 2012 году девелоперская компания «Турман» пригласила Сергея Скуратова спроектировать жилой комплекс (см. рассказ 2012 года о его проекте).

«Перед началом работы над концепцией, я ездил на площадку несколько раз, – вспоминает архитектор. – И каждый раз боролся с мыслью: «а может, не будем ничего делать?», – настолько хаотичной, отталкивающей была окружающая застройка. Было непонятно, можно ли ее как-то упорядочить, сделать хоть сколько-нибудь композиционно и стилистически осмысленной. Мы должны были придумать решение, которое смогло бы «вытянуть» весь район из градостроительного болота, как барон Мюнхгаузен вытянул себя и своего коня из трясины за собственную косичку. И мы решили, что сделаем это. Мы привнесем в эту застывшую словно бы в коме среду какую-то остроту, акцент, который заставит ее ожить».

Концепция доминирования
На месте будущего жилого комплекса располагались автозаправка, ветхие постройки автобусного парка и слесарные мастерские. Исключение составляли несколько жилых одно- и многоподьездных панельных домов и высокая панельная же башня института ГИПРОСТРОЙМОСТ, к которому примыкало бывшее здание Дома культуры, а ныне Евангелическая церковь.
ЖК «Эгодом». Развёртки по основные осям © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Генплан с обозначением снесенных строений © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Единственные сокровища района – несколько уцелевших кирпичных зданий «псевдорусского стиля» конца XIX века – сиротский приют братьев Бахрушиных и Алексеевская насосная станция, большая часть территории которой сейчас застраивается корпусами ЖК «Серебряный фонтан». Харизмы старых кирпичных зданий с характерными белыми деталями на красно-коричневых фасадах едва хватает, чтобы противостоять доминирующей панельной и оцинкованной серости, разраставшейся здесь год за годом. Но именно их присутствие вдохновило команду Сергея Скуратова на активное использование кирпича как радикального средства борьбы со средовой инертностью и хаосом.

Помимо материального акцента комплексу было необходимо не менее яркое пространственное решение. Основные параметры будущего комплекса были определены заранее: здесь должны были вырасти два корпуса высотой 64 и 37 метров (17 и 8 этажей). Основной композиционный вопрос заключался в том, как при помощи двух объемов, уступающих по высоте соседям – прежде всего зданию института – собрать и организовать пространство вокруг перекрестка.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Из многочисленных систем координат, собранных на площади, напоминающей по форме косую звезду, авторы выбрали, как наиболее акцентированную, ось улицы Павла Корчагина, и ориентировали свой комплекс параллельно ей и зданию института, оставляя незастроенной треугольную площадку – свободное пространство перед главным фасадом высокого корпуса. Схожие лакуны были оставлены и перед другими выходящими на площадь зданиями. Благодаря разнесенности в пространстве взаимозависимость нового комплекса и институтской башни ощущается скорее подсознательно, чем как часть выстроенной системы координат. Ансамбль не складывается – слишком уж разномастные и неравноценные элементы сосуществуют здесь. Но благодаря ясной композиции, внушительному объему, мощной колористике и напряженной внутренней драматургии – Egodom выступает в роли недостающего упорядочивающего и объединяющего все вокруг элемента.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Парная композиция корпусов построена по классической схеме – дополнения и противопоставления. По словам Сергея Скуратова, «здесь использован ясный архитектурный прием: два объема, горизонтальный и вертикальный, работают как ведущий и ведомый, между ними завязывается пространственный диалог. Возникающего напряжения достаточно для того, чтобы гарантировать комплексу роль градостроительного акцента, организующего городское пространство вокруг себя и придающего площади новое качество».

Пластическое решение каждого корпуса точно соответствует его роли в парной композиции. Первый корпус, высокий, доминирующий, помимо габаритов отличается подчеркнутой динамикой и эмоциональностью. Рассечка на половине высоты нарушает монотонность ровного параллелепипеда, вырастающего из сложносочиненной структуры на уровне первого этажа, входящей в систему внутреннего двора комплекса. Витражный пояс, слегка утопленный внутрь «кирпичного тела», воспринимается как воздушная прослойка, над которой верхняя часть корпуса парит, как будто поддерживаемая магнитной подушкой. И словно под влиянием магнитных токов вторая половина корпуса слегка поворачивается вокруг своей оси, выставляя в сторону злополучной площади скошенный угол. Этого легкого, лишь намеченного отклонения от параллельности оказывается достаточно, чтобы придать динамику всей композиции.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Второй корпус довольствуется второстепенной ролью – сдержанная пластика перекликается с «большим братом», но не во всем повторяет его приемы. К примеру, если у первого объема треугольный свес верхнего блока выступает наружу, создавая эффектную светотеневую подрезку на главном фасаде, то у второго трехэтажная часть верхушки, напротив, утоплена, что может быть расценено как способ минимизировать конфликт с внешней средой и сделать силуэт более живописным.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Кирпично-стеклянная оболочка
Фасадное решение комплекса лишь на первый взгляд кажется простым. Характерный для многих построек Сергея Скуратова материал – кирпич ручной формовки насыщенного красновато-коричневого цвета, с его живописностью, материальностью и теплотой – в сочетании с лаконичными объемами Egodom-а дает мощный импульс, усиливающий находки объемно-пространственной композиции – и в тоже время подчеркивает уважительное отношение к расположенным по соседству историческим кирпичным зданиям, демонстрируя преемственность заданной ими традиции.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

«Мы хотели найти баланс между статикой и динамикой структуры фасада, – говорит Сергей Скуратов. – Хотели сделать вещь, которая волнует. С одной стороны, эпатирует, провоцирует окружающее пространство, а с другой – создает эффект солидной стабильности, внушающей доверие мощи. В результате дом стал импозантным, но не напыщенным; упорядоченным, но живым».
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

На кирпичных фасадах развивается тонкое и местами ироничное противостояние статики и динамики, пространства и плоскости. Архитекторы задают определенные правила фасадной игры и тут же нарушают их, но настолько деликатно, что лишь сконцентрировавшись и сверяясь с чертежами удается понять, что, а главное, почему было в начале декларировано, а потом изменено.

Торцевые и боковые фасады решены по-разному. Вторые представляют собой четкую структуру из вертикальных колонн и горизонтальных перемычек, облицованных кирпичом, за которыми блестит стеклянный витраж, отражающий то серое, словно старое серебро, то по-московски бледно-голубое небо. Интересный момент: на боковых фасадах низкого корпуса и на нижней части высокого корпуса вертикальные стойки, ряд за рядом, идут со сдвижкой на полшага. Из-за довольно узкого промежутка между стойками глаз далеко не сразу распознает этот геометрический подвох, благодаря чему подсознательно фасад кажется более пластичным и живым. Немалую роль в достижении этого оптического эффекта играют узкие лоджии, расположенные за кирпичными стойками. Их глубина исчезает, уступая место мини-эркерам, придвинутым вплотную к «решетке».
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Высота горизонтальных рядов также варьируется: от двухэтажной в нижней части комплекса до одноэтажной в верхней с переходом на увеличенную в 2,5 раза высоту аттикового этажа, скрывающего за тонкой кирпичной «решеткой» престижные пентхаусы и просторные, глубокие террасы, которые в будущем могут быть остеклены или оставлены как есть, если хозяева захотят наслаждаться не только открывающимися видами, но и свежим воздухом.
ЖК «Эгодом». Терраса пентхауса. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

На торцевых фасадах, выполняющих роль «форпостов» композиции, метрический ритм сложнее. Лишь узкая вертикаль центральной части выполнена аналогично боковым фасадам – в виде кирпичной структуры перед витражным задником. По бокам от них в шахматном порядке чередуются ровные плоскости кладки и участки глухой «решетки».
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Московское солнце не может порадовать горожан активной игрой светотени, но все, что из него можно выжать, используя ограниченный набор приемов работы со структурными «решетками», витражами, цветом и текстурой кирпичной кладки, архитекторы представляют на фасадах Egodom-а.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Внутренний мир
Два разновысоких корпуса расположены на участке параллельно друг другу со сдвижкой ровно в ширину «башни», избегая взгляда «окно-в-окно». На уровне первого этажа здания соединены кирпичной оградой, защищающей двор комплекса от нежелательного контакта с окружающей средой и ее обитателями. Стойки кирпичной ограды должны были повторять ритм кирпичных импостов на фасаде, но по экономическим соображениям шаг колонн был увеличен вдвое, что усложнило задуманное сопоставление; впрочем, оно прочитывается.

Дополнительную преграду создает перепад уровней – пространство внутреннего двора опущено на три метра. Это решение, уже успешно апробированное командой Сергея Скуратова в «Садовых кварталах», позволяет добиться приватности двора и в то же время структурировать его. Углубленный двор разделен на несколько террас, некоторые из которых, находящиеся в общем доступе обитателей комплекса, соединены лестницами и переходами, а некоторые – предназначенные для прогулок детсадовских групп из расположенного в одном из корпусов ДОУ, обособлены. По мнению архитекторов, такой вариант намного предпочтительнее двора, поднятого на крышу стилобата, где люди не чувствуют себя защищенно.
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Еще одним важным аргументом в пользу утопленного двора стало желание архитекторов сделать двусветные вестибюли высотой девять метров. Такое пространство на входе в жилой дом создает совершенно иную по качеству атмосферу и сразу же повышает статусность комплекса. На входном минус первом уровне также расположены кафе и несколько помещений для аренды.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Интерьер лобби. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Под всем участком размещена двухуровневая подземная парковка, въезд в которую – со стороны Новоалексеевской улицы через большую кирпичную арку, одну из самых фотогеничных деталей комплекса в сочетании с открывающимся за ней видом на кирпично-стеклянные корпуса, словно на секунду застывшие в каком-то своем медленном танце, недвусмысленно говорящую каждому гостю: «вы въезжаете в мир, созданный архитектором Сергеем Скуратовым».
ЖК «Эгодом». Фото © Елена Петухова

Уместная смелость
На сайте жилого комплекса Egodom опубликована цитата Сергея Скуратова, в которой он сожалеет о том, что в московской архитектуре очень мало смелой и одновременно уместной современной архитектуры. На первый взгляд эти качества не могут органично дополнить друг друга. Смелой может и должна быть акцентная, авторская архитектура, архитектура-жест, претендующая на доминирование в городской среде. Уместность – свойство, которого обычно ждут от фоновой или средовой архитектуры, сознательно ориентированной на максимально деликатное вхождение в уже существующую застройку. Как можно сочетать эти качества в одном архитектурном объекте? Это все равно что стремиться к актуальной традиционности или многогранной простоте. Неудивительно, что зданий с таким сочетанием качеств не много. Странно, что они вообще есть. И среди них ожидаемо фигурируют произведения автора парадоксальной цитаты. Казалось бы, архитектура Сергея Скуратова – всегда авторский жест, узнаваемый, яркий, современный, нередко провокационный. И между тем его архитектура абсолютно уместна. Возьмите «Даниловский форт»: смелость «живой» пластичной формы и при этом удивительная адекватность, соответствие окружающей застройке вдоль набережной. Аналогичная ситуация с «Баркли-Плаза» на Пречистенской набережной, Art-House или с домом на улице Бурденко.

Новый дом на Новоалексеевской улице имеет полное право занять место в этом ряду. В нем вновь найден баланс радикальности и корректности, акцентности (иконичности) и уместности, индивидуальности и ансамблевости.

Для самого Сергея Скуратова эти контрастные сочетания – органичная часть его работы и неотъемлемые свойства его произведений. Стремление к их комбинированию настолько привычно, что даже не воспринимается как какой-то особенный, специальный прием или метод. Не удивительно, что любые попытки «поверить алгеброй гармонию» Сергей Скуратов категорически пресекает: «Не нужно пытаться в каждом нашем проекте или постройке увидеть жесткую методологию. Ее нет. Есть композиционные принципы, субъективные пристрастия, есть, скажем так, авторский почерк, который переходит из проекта в проект и составляет сердцевину моей творческой личности, делает мои проекты узнаваемыми. Их отличает, поскольку я именно к этому и стремлюсь, некая цельность, даже простота, но ровно в таком количестве, чтобы не стать скучными или неживыми».
 
ЖК «Эгодом». Главный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». дани фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
zooming
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Поставщики, технологии

Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2012 — 2015 / 2017

ООО «Турман»

20 Марта 2018

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Похожие статьи
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Технологии и материалы
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Сейчас на главной
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.