English version

Долгожданная интервенция

В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2012 — 2015 / 2017

ООО «Турман»
Компaния:
представительство компании ROCKWOOL на Архи.ру
Контакты:
Московский офис ROCKWOOL:
109028, Серебряническая наб.,29, БЦ Silver City
reception.reception@rockwool.com
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
 
Не вдохновляющее место
В Москве немало мест, попав в которые непросто поверить, что находишься в городе, насыщенном памятниками архитектуры и культуры. Эти районы типичны, хаотичны и безрадостны. Чаще всего «потерянные» места застроены вперемешку панельно-типовым жильем, каким-то давно недееспособным промом и еще целой коллекцией типологических раритетов, которые по неясной причине занимают площадь, чья стоимость приближается к уровню самых дорогих мегаполисов мира. Они сосредоточены в широком поясе между Третьим транспортным кольцом и МЦК. Ориентироваться там лучше с помощью навигатора, пути требуются кратчайшие, а улицы нередко имеют не только название, но и номер.

Эти районы не были популярными девелоперскими полигонами ни в начале 2000-х, когда хватало мест и попрестижней, и во 2010-е, когда кризис перераспределил приоритеты в пользу подмосковных полей. Сейчас объективная нехватка мест для строительства, дополненная городской градостроительной политикой и запуском МЦК, дала зеленый свет проектам по переформатированию «потерянных районов» в нечто более современное, эффективное и комфортное.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Один из таких районов, переживающих сейчас радикальную трансформацию, расположен между проспектом Мира и путями Ярославского направления, сразу за которыми – парк Сокольники. Парадная застройка вдоль проспекта быстро сменяется разномастными жилыми кварталами, втиснутыми между большими и не очень резервациями бывших промышленных зон. На их месте сейчас активно возводятся многофункциональные комплексы, к примеру, по проекту SPEECH активно строят ЖК «Серебряный фонтан», неподалеку ADM завершает ЖК «1147».
ЖК «Эгодом». ВИзуализация окружающей застройки расположением исторических объектов © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Здесь же, на перекрестке Новоалексеевской и Маломосковской улиц, сразу двух 1-х Рижских переулков и улицы Павла Корчанина, образующих, за неимением более подходящего слова, небольшую площадь, в 2012 году девелоперская компания «Турман» пригласила Сергея Скуратова спроектировать жилой комплекс (см. рассказ 2012 года о его проекте).

«Перед началом работы над концепцией, я ездил на площадку несколько раз, – вспоминает архитектор. – И каждый раз боролся с мыслью: «а может, не будем ничего делать?», – настолько хаотичной, отталкивающей была окружающая застройка. Было непонятно, можно ли ее как-то упорядочить, сделать хоть сколько-нибудь композиционно и стилистически осмысленной. Мы должны были придумать решение, которое смогло бы «вытянуть» весь район из градостроительного болота, как барон Мюнхгаузен вытянул себя и своего коня из трясины за собственную косичку. И мы решили, что сделаем это. Мы привнесем в эту застывшую словно бы в коме среду какую-то остроту, акцент, который заставит ее ожить».

Концепция доминирования
На месте будущего жилого комплекса располагались автозаправка, ветхие постройки автобусного парка и слесарные мастерские. Исключение составляли несколько жилых одно- и многоподьездных панельных домов и высокая панельная же башня института ГИПРОСТРОЙМОСТ, к которому примыкало бывшее здание Дома культуры, а ныне Евангелическая церковь.
ЖК «Эгодом». Развёртки по основные осям © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Генплан с обозначением снесенных строений © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Единственные сокровища района – несколько уцелевших кирпичных зданий «псевдорусского стиля» конца XIX века – сиротский приют братьев Бахрушиных и Алексеевская насосная станция, большая часть территории которой сейчас застраивается корпусами ЖК «Серебряный фонтан». Харизмы старых кирпичных зданий с характерными белыми деталями на красно-коричневых фасадах едва хватает, чтобы противостоять доминирующей панельной и оцинкованной серости, разраставшейся здесь год за годом. Но именно их присутствие вдохновило команду Сергея Скуратова на активное использование кирпича как радикального средства борьбы со средовой инертностью и хаосом.

Помимо материального акцента комплексу было необходимо не менее яркое пространственное решение. Основные параметры будущего комплекса были определены заранее: здесь должны были вырасти два корпуса высотой 64 и 37 метров (17 и 8 этажей). Основной композиционный вопрос заключался в том, как при помощи двух объемов, уступающих по высоте соседям – прежде всего зданию института – собрать и организовать пространство вокруг перекрестка.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Из многочисленных систем координат, собранных на площади, напоминающей по форме косую звезду, авторы выбрали, как наиболее акцентированную, ось улицы Павла Корчагина, и ориентировали свой комплекс параллельно ей и зданию института, оставляя незастроенной треугольную площадку – свободное пространство перед главным фасадом высокого корпуса. Схожие лакуны были оставлены и перед другими выходящими на площадь зданиями. Благодаря разнесенности в пространстве взаимозависимость нового комплекса и институтской башни ощущается скорее подсознательно, чем как часть выстроенной системы координат. Ансамбль не складывается – слишком уж разномастные и неравноценные элементы сосуществуют здесь. Но благодаря ясной композиции, внушительному объему, мощной колористике и напряженной внутренней драматургии – Egodom выступает в роли недостающего упорядочивающего и объединяющего все вокруг элемента.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Парная композиция корпусов построена по классической схеме – дополнения и противопоставления. По словам Сергея Скуратова, «здесь использован ясный архитектурный прием: два объема, горизонтальный и вертикальный, работают как ведущий и ведомый, между ними завязывается пространственный диалог. Возникающего напряжения достаточно для того, чтобы гарантировать комплексу роль градостроительного акцента, организующего городское пространство вокруг себя и придающего площади новое качество».

Пластическое решение каждого корпуса точно соответствует его роли в парной композиции. Первый корпус, высокий, доминирующий, помимо габаритов отличается подчеркнутой динамикой и эмоциональностью. Рассечка на половине высоты нарушает монотонность ровного параллелепипеда, вырастающего из сложносочиненной структуры на уровне первого этажа, входящей в систему внутреннего двора комплекса. Витражный пояс, слегка утопленный внутрь «кирпичного тела», воспринимается как воздушная прослойка, над которой верхняя часть корпуса парит, как будто поддерживаемая магнитной подушкой. И словно под влиянием магнитных токов вторая половина корпуса слегка поворачивается вокруг своей оси, выставляя в сторону злополучной площади скошенный угол. Этого легкого, лишь намеченного отклонения от параллельности оказывается достаточно, чтобы придать динамику всей композиции.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Второй корпус довольствуется второстепенной ролью – сдержанная пластика перекликается с «большим братом», но не во всем повторяет его приемы. К примеру, если у первого объема треугольный свес верхнего блока выступает наружу, создавая эффектную светотеневую подрезку на главном фасаде, то у второго трехэтажная часть верхушки, напротив, утоплена, что может быть расценено как способ минимизировать конфликт с внешней средой и сделать силуэт более живописным.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Кирпично-стеклянная оболочка
Фасадное решение комплекса лишь на первый взгляд кажется простым. Характерный для многих построек Сергея Скуратова материал – кирпич ручной формовки насыщенного красновато-коричневого цвета, с его живописностью, материальностью и теплотой – в сочетании с лаконичными объемами Egodom-а дает мощный импульс, усиливающий находки объемно-пространственной композиции – и в тоже время подчеркивает уважительное отношение к расположенным по соседству историческим кирпичным зданиям, демонстрируя преемственность заданной ими традиции.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Мы хотели найти баланс между статикой и динамикой структуры фасада, – говорит Сергей Скуратов. – Хотели сделать вещь, которая волнует. С одной стороны, эпатирует, провоцирует окружающее пространство, а с другой – создает эффект солидной стабильности, внушающей доверие мощи. В результате дом стал импозантным, но не напыщенным; упорядоченным, но живым».
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

На кирпичных фасадах развивается тонкое и местами ироничное противостояние статики и динамики, пространства и плоскости. Архитекторы задают определенные правила фасадной игры и тут же нарушают их, но настолько деликатно, что лишь сконцентрировавшись и сверяясь с чертежами удается понять, что, а главное, почему было в начале декларировано, а потом изменено.

Торцевые и боковые фасады решены по-разному. Вторые представляют собой четкую структуру из вертикальных колонн и горизонтальных перемычек, облицованных кирпичом, за которыми блестит стеклянный витраж, отражающий то серое, словно старое серебро, то по-московски бледно-голубое небо. Интересный момент: на боковых фасадах низкого корпуса и на нижней части высокого корпуса вертикальные стойки, ряд за рядом, идут со сдвижкой на полшага. Из-за довольно узкого промежутка между стойками глаз далеко не сразу распознает этот геометрический подвох, благодаря чему подсознательно фасад кажется более пластичным и живым. Немалую роль в достижении этого оптического эффекта играют узкие лоджии, расположенные за кирпичными стойками. Их глубина исчезает, уступая место мини-эркерам, придвинутым вплотную к «решетке».
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Высота горизонтальных рядов также варьируется: от двухэтажной в нижней части комплекса до одноэтажной в верхней с переходом на увеличенную в 2,5 раза высоту аттикового этажа, скрывающего за тонкой кирпичной «решеткой» престижные пентхаусы и просторные, глубокие террасы, которые в будущем могут быть остеклены или оставлены как есть, если хозяева захотят наслаждаться не только открывающимися видами, но и свежим воздухом.
ЖК «Эгодом». Терраса пентхауса. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

На торцевых фасадах, выполняющих роль «форпостов» композиции, метрический ритм сложнее. Лишь узкая вертикаль центральной части выполнена аналогично боковым фасадам – в виде кирпичной структуры перед витражным задником. По бокам от них в шахматном порядке чередуются ровные плоскости кладки и участки глухой «решетки».
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Московское солнце не может порадовать горожан активной игрой светотени, но все, что из него можно выжать, используя ограниченный набор приемов работы со структурными «решетками», витражами, цветом и текстурой кирпичной кладки, архитекторы представляют на фасадах Egodom-а.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Внутренний мир
Два разновысоких корпуса расположены на участке параллельно друг другу со сдвижкой ровно в ширину «башни», избегая взгляда «окно-в-окно». На уровне первого этажа здания соединены кирпичной оградой, защищающей двор комплекса от нежелательного контакта с окружающей средой и ее обитателями. Стойки кирпичной ограды должны были повторять ритм кирпичных импостов на фасаде, но по экономическим соображениям шаг колонн был увеличен вдвое, что усложнило задуманное сопоставление; впрочем, оно прочитывается.

Дополнительную преграду создает перепад уровней – пространство внутреннего двора опущено на три метра. Это решение, уже успешно апробированное командой Сергея Скуратова в «Садовых кварталах», позволяет добиться приватности двора и в то же время структурировать его. Углубленный двор разделен на несколько террас, некоторые из которых, находящиеся в общем доступе обитателей комплекса, соединены лестницами и переходами, а некоторые – предназначенные для прогулок детсадовских групп из расположенного в одном из корпусов ДОУ, обособлены. По мнению архитекторов, такой вариант намного предпочтительнее двора, поднятого на крышу стилобата, где люди не чувствуют себя защищенно.
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Еще одним важным аргументом в пользу утопленного двора стало желание архитекторов сделать двусветные вестибюли высотой девять метров. Такое пространство на входе в жилой дом создает совершенно иную по качеству атмосферу и сразу же повышает статусность комплекса. На входном минус первом уровне также расположены кафе и несколько помещений для аренды.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Интерьер лобби. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Под всем участком размещена двухуровневая подземная парковка, въезд в которую – со стороны Новоалексеевской улицы через большую кирпичную арку, одну из самых фотогеничных деталей комплекса в сочетании с открывающимся за ней видом на кирпично-стеклянные корпуса, словно на секунду застывшие в каком-то своем медленном танце, недвусмысленно говорящую каждому гостю: «вы въезжаете в мир, созданный архитектором Сергеем Скуратовым».
ЖК «Эгодом». Фото © Елена Петухова

Уместная смелость
На сайте жилого комплекса Egodom опубликована цитата Сергея Скуратова, в которой он сожалеет о том, что в московской архитектуре очень мало смелой и одновременно уместной современной архитектуры. На первый взгляд эти качества не могут органично дополнить друг друга. Смелой может и должна быть акцентная, авторская архитектура, архитектура-жест, претендующая на доминирование в городской среде. Уместность – свойство, которого обычно ждут от фоновой или средовой архитектуры, сознательно ориентированной на максимально деликатное вхождение в уже существующую застройку. Как можно сочетать эти качества в одном архитектурном объекте? Это все равно что стремиться к актуальной традиционности или многогранной простоте. Неудивительно, что зданий с таким сочетанием качеств не много. Странно, что они вообще есть. И среди них ожидаемо фигурируют произведения автора парадоксальной цитаты. Казалось бы, архитектура Сергея Скуратова – всегда авторский жест, узнаваемый, яркий, современный, нередко провокационный. И между тем его архитектура абсолютно уместна. Возьмите «Даниловский форт»: смелость «живой» пластичной формы и при этом удивительная адекватность, соответствие окружающей застройке вдоль набережной. Аналогичная ситуация с «Баркли-Плаза» на Пречистенской набережной, Art-House или с домом на улице Бурденко.

Новый дом на Новоалексеевской улице имеет полное право занять место в этом ряду. В нем вновь найден баланс радикальности и корректности, акцентности (иконичности) и уместности, индивидуальности и ансамблевости.

Для самого Сергея Скуратова эти контрастные сочетания – органичная часть его работы и неотъемлемые свойства его произведений. Стремление к их комбинированию настолько привычно, что даже не воспринимается как какой-то особенный, специальный прием или метод. Не удивительно, что любые попытки «поверить алгеброй гармонию» Сергей Скуратов категорически пресекает: «Не нужно пытаться в каждом нашем проекте или постройке увидеть жесткую методологию. Ее нет. Есть композиционные принципы, субъективные пристрастия, есть, скажем так, авторский почерк, который переходит из проекта в проект и составляет сердцевину моей творческой личности, делает мои проекты узнаваемыми. Их отличает, поскольку я именно к этому и стремлюсь, некая цельность, даже простота, но ровно в таком количестве, чтобы не стать скучными или неживыми».
 
ЖК «Эгодом». Главный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». дани фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
zooming
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Поставщики, технологии

Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2012 — 2015 / 2017

ООО «Турман»

20 Марта 2018

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Блестящий экс-корт
Известные всем любителям большого тенниса корты на Краснопресненской набережной бюро Сергея Скуратова прячет внутри живописного парка и «наращивает» пластинами жилых небоскребов.
Комета ЗИЛ
Два первых лота жилого комплекса ЗилАрт, спроектированные Сергеем Скуратовым, совмещают контекстуальный сюжет, апеллирующий к истории завода, с эмоциональной, артистической насыщенностью фактуры и деталей. Не зря они служат урбанистической заставкой – городским «фасадом» первой очереди комплекса.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Кирпичная оболочка Skuratov House
О том, как Сергей Скуратов полностью «обернул» дом кирпичом, найдя подходящую серию-сортировку в Германии на заводе Hagemeister, в самом дальнем углу склада, – и дав ей новую жизнь.
Скуратов-хаус
Дом на улице Бурденко – не очень новая, но заметная постройка. Она продолжает и развивает любимые темы Сергея Скуратова: дом фактурно-скульптурный, с шершавым и разнотоновым кирпичным фасадом. На городское окружение он смотрит столь же разносторонне, и впитывая, и отдавая эмоции.
Территория мечты
Картины Валерия Кошлякова и пространство Сергея Скуратова образовали тесный симбиоз в размышлениях об образе России и русской мечте. Получилось светло и многозначно. Мы же попробовали разгадать ребус и понять, в чем смысл «нового образа России» в интерьере Русской гостиной вашингтонского Кеннеди-центра.
Башня над площадью
Проект для самого маленького, но градостроительно важного участка «Садовых кварталов»: пластическое и знаковое завершение замысла.
Ключ к острову
Проект Сергея Скуратова для Софийской набережной тщательно привязывает римские ассоциации и красоту внутренних противоречий современной архитектуры к московскому контексту. Итогом же становится новая городская ось, где вид на кремлевскую башню должен затянуть туриста в перспективу, приведя по пешеходному бульвару к реке.
Берега отвесные, берега пологие
Сергей Скуратов предложил Казани концепцию архитектуры жилого района, не только пронизанного множеством культурных смыслов и щедро обеспеченного общественными функциями, но ещё и рассчитанного на панельное строительство.
В два слоя
В квартале от Донского монастыря Сергей Скуратов спроектировал двухчастный жилой дом, в облике которого архитектор развивает свою любимую тему диалога материалов.
Похожие статьи
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.