Долгожданная интервенция

В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2015 – 2017

ООО «Турман»
Не вдохновляющее место
В Москве немало мест, попав в которые непросто поверить, что находишься в городе, насыщенном памятниками архитектуры и культуры. Эти районы типичны, хаотичны и безрадостны. Чаще всего «потерянные» места застроены вперемешку панельно-типовым жильем, каким-то давно недееспособным промом и еще целой коллекцией типологических раритетов, которые по неясной причине занимают площадь, чья стоимость приближается к уровню самых дорогих мегаполисов мира. Они сосредоточены в широком поясе между Третьим транспортным кольцом и МЦК. Ориентироваться там лучше с помощью навигатора, пути требуются кратчайшие, а улицы нередко имеют не только название, но и номер.

Эти районы не были популярными девелоперскими полигонами ни в начале 2000-х, когда хватало мест и попрестижней, и во 2010-е, когда кризис перераспределил приоритеты в пользу подмосковных полей. Сейчас объективная нехватка мест для строительства, дополненная городской градостроительной политикой и запуском МЦК, дала зеленый свет проектам по переформатированию «потерянных районов» в нечто более современное, эффективное и комфортное.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Один из таких районов, переживающих сейчас радикальную трансформацию, расположен между проспектом Мира и путями Ярославского направления, сразу за которыми – парк Сокольники. Парадная застройка вдоль проспекта быстро сменяется разномастными жилыми кварталами, втиснутыми между большими и не очень резервациями бывших промышленных зон. На их месте сейчас активно возводятся многофункциональные комплексы, к примеру, по проекту SPEECH активно строят ЖК «Серебряный фонтан», неподалеку ADM завершает ЖК «1147».
ЖК «Эгодом». ВИзуализация окружающей застройки расположением исторических объектов © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Здесь же, на перекрестке Новоалексеевской и Маломосковской улиц, сразу двух 1-х Рижских переулков и улицы Павла Корчанина, образующих, за неимением более подходящего слова, небольшую площадь, в 2012 году девелоперская компания «Турман» пригласила Сергея Скуратова спроектировать жилой комплекс (см. рассказ 2012 года о его проекте).

«Перед началом работы над концепцией, я ездил на площадку несколько раз, – вспоминает архитектор. – И каждый раз боролся с мыслью: «а может, не будем ничего делать?», – настолько хаотичной, отталкивающей была окружающая застройка. Было непонятно, можно ли ее как-то упорядочить, сделать хоть сколько-нибудь композиционно и стилистически осмысленной. Мы должны были придумать решение, которое смогло бы «вытянуть» весь район из градостроительного болота, как барон Мюнхгаузен вытянул себя и своего коня из трясины за собственную косичку. И мы решили, что сделаем это. Мы привнесем в эту застывшую словно бы в коме среду какую-то остроту, акцент, который заставит ее ожить».

Концепция доминирования
На месте будущего жилого комплекса располагались автозаправка, ветхие постройки автобусного парка и слесарные мастерские. Исключение составляли несколько жилых одно- и многоподьездных панельных домов и высокая панельная же башня института ГИПРОСТРОЙМОСТ, к которому примыкало бывшее здание Дома культуры, а ныне Евангелическая церковь.
ЖК «Эгодом». Развёртки по основные осям © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Генплан с обозначением снесенных строений © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Единственные сокровища района – несколько уцелевших кирпичных зданий «псевдорусского стиля» конца XIX века – сиротский приют братьев Бахрушиных и Алексеевская насосная станция, большая часть территории которой сейчас застраивается корпусами ЖК «Серебряный фонтан». Харизмы старых кирпичных зданий с характерными белыми деталями на красно-коричневых фасадах едва хватает, чтобы противостоять доминирующей панельной и оцинкованной серости, разраставшейся здесь год за годом. Но именно их присутствие вдохновило команду Сергея Скуратова на активное использование кирпича как радикального средства борьбы со средовой инертностью и хаосом.

Помимо материального акцента комплексу было необходимо не менее яркое пространственное решение. Основные параметры будущего комплекса были определены заранее: здесь должны были вырасти два корпуса высотой 64 и 37 метров (17 и 8 этажей). Основной композиционный вопрос заключался в том, как при помощи двух объемов, уступающих по высоте соседям – прежде всего зданию института – собрать и организовать пространство вокруг перекрестка.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Из многочисленных систем координат, собранных на площади, напоминающей по форме косую звезду, авторы выбрали, как наиболее акцентированную, ось улицы Павла Корчагина, и ориентировали свой комплекс параллельно ей и зданию института, оставляя незастроенной треугольную площадку – свободное пространство перед главным фасадом высокого корпуса. Схожие лакуны были оставлены и перед другими выходящими на площадь зданиями. Благодаря разнесенности в пространстве взаимозависимость нового комплекса и институтской башни ощущается скорее подсознательно, чем как часть выстроенной системы координат. Ансамбль не складывается – слишком уж разномастные и неравноценные элементы сосуществуют здесь. Но благодаря ясной композиции, внушительному объему, мощной колористике и напряженной внутренней драматургии – Egodom выступает в роли недостающего упорядочивающего и объединяющего все вокруг элемента.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Парная композиция корпусов построена по классической схеме – дополнения и противопоставления. По словам Сергея Скуратова, «здесь использован ясный архитектурный прием: два объема, горизонтальный и вертикальный, работают как ведущий и ведомый, между ними завязывается пространственный диалог. Возникающего напряжения достаточно для того, чтобы гарантировать комплексу роль градостроительного акцента, организующего городское пространство вокруг себя и придающего площади новое качество».

Пластическое решение каждого корпуса точно соответствует его роли в парной композиции. Первый корпус, высокий, доминирующий, помимо габаритов отличается подчеркнутой динамикой и эмоциональностью. Рассечка на половине высоты нарушает монотонность ровного параллелепипеда, вырастающего из сложносочиненной структуры на уровне первого этажа, входящей в систему внутреннего двора комплекса. Витражный пояс, слегка утопленный внутрь «кирпичного тела», воспринимается как воздушная прослойка, над которой верхняя часть корпуса парит, как будто поддерживаемая магнитной подушкой. И словно под влиянием магнитных токов вторая половина корпуса слегка поворачивается вокруг своей оси, выставляя в сторону злополучной площади скошенный угол. Этого легкого, лишь намеченного отклонения от параллельности оказывается достаточно, чтобы придать динамику всей композиции.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Второй корпус довольствуется второстепенной ролью – сдержанная пластика перекликается с «большим братом», но не во всем повторяет его приемы. К примеру, если у первого объема треугольный свес верхнего блока выступает наружу, создавая эффектную светотеневую подрезку на главном фасаде, то у второго трехэтажная часть верхушки, напротив, утоплена, что может быть расценено как способ минимизировать конфликт с внешней средой и сделать силуэт более живописным.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Кирпично-стеклянная оболочка
Фасадное решение комплекса лишь на первый взгляд кажется простым. Характерный для многих построек Сергея Скуратова материал – кирпич ручной формовки насыщенного красновато-коричневого цвета, с его живописностью, материальностью и теплотой – в сочетании с лаконичными объемами Egodom-а дает мощный импульс, усиливающий находки объемно-пространственной композиции – и в тоже время подчеркивает уважительное отношение к расположенным по соседству историческим кирпичным зданиям, демонстрируя преемственность заданной ими традиции.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
«Мы хотели найти баланс между статикой и динамикой структуры фасада, – говорит Сергей Скуратов. – Хотели сделать вещь, которая волнует. С одной стороны, эпатирует, провоцирует окружающее пространство, а с другой – создает эффект солидной стабильности, внушающей доверие мощи. В результате дом стал импозантным, но не напыщенным; упорядоченным, но живым».
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
На кирпичных фасадах развивается тонкое и местами ироничное противостояние статики и динамики, пространства и плоскости. Архитекторы задают определенные правила фасадной игры и тут же нарушают их, но настолько деликатно, что лишь сконцентрировавшись и сверяясь с чертежами удается понять, что, а главное, почему было в начале декларировано, а потом изменено.

Торцевые и боковые фасады решены по-разному. Вторые представляют собой четкую структуру из вертикальных колонн и горизонтальных перемычек, облицованных кирпичом, за которыми блестит стеклянный витраж, отражающий то серое, словно старое серебро, то по-московски бледно-голубое небо. Интересный момент: на боковых фасадах низкого корпуса и на нижней части высокого корпуса вертикальные стойки, ряд за рядом, идут со сдвижкой на полшага. Из-за довольно узкого промежутка между стойками глаз далеко не сразу распознает этот геометрический подвох, благодаря чему подсознательно фасад кажется более пластичным и живым. Немалую роль в достижении этого оптического эффекта играют узкие лоджии, расположенные за кирпичными стойками. Их глубина исчезает, уступая место мини-эркерам, придвинутым вплотную к «решетке».
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Высота горизонтальных рядов также варьируется: от двухэтажной в нижней части комплекса до одноэтажной в верхней с переходом на увеличенную в 2,5 раза высоту аттикового этажа, скрывающего за тонкой кирпичной «решеткой» престижные пентхаусы и просторные, глубокие террасы, которые в будущем могут быть остеклены или оставлены как есть, если хозяева захотят наслаждаться не только открывающимися видами, но и свежим воздухом.
ЖК «Эгодом». Терраса пентхауса. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
На торцевых фасадах, выполняющих роль «форпостов» композиции, метрический ритм сложнее. Лишь узкая вертикаль центральной части выполнена аналогично боковым фасадам – в виде кирпичной структуры перед витражным задником. По бокам от них в шахматном порядке чередуются ровные плоскости кладки и участки глухой «решетки».
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Московское солнце не может порадовать горожан активной игрой светотени, но все, что из него можно выжать, используя ограниченный набор приемов работы со структурными «решетками», витражами, цветом и текстурой кирпичной кладки, архитекторы представляют на фасадах Egodom-а.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Внутренний мир
Два разновысоких корпуса расположены на участке параллельно друг другу со сдвижкой ровно в ширину «башни», избегая взгляда «окно-в-окно». На уровне первого этажа здания соединены кирпичной оградой, защищающей двор комплекса от нежелательного контакта с окружающей средой и ее обитателями. Стойки кирпичной ограды должны были повторять ритм кирпичных импостов на фасаде, но по экономическим соображениям шаг колонн был увеличен вдвое, что усложнило задуманное сопоставление; впрочем, оно прочитывается.

Дополнительную преграду создает перепад уровней – пространство внутреннего двора опущено на три метра. Это решение, уже успешно апробированное командой Сергея Скуратова в «Садовых кварталах», позволяет добиться приватности двора и в то же время структурировать его. Углубленный двор разделен на несколько террас, некоторые из которых, находящиеся в общем доступе обитателей комплекса, соединены лестницами и переходами, а некоторые – предназначенные для прогулок детсадовских групп из расположенного в одном из корпусов ДОУ, обособлены. По мнению архитекторов, такой вариант намного предпочтительнее двора, поднятого на крышу стилобата, где люди не чувствуют себя защищенно.
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Еще одним важным аргументом в пользу утопленного двора стало желание архитекторов сделать двусветные вестибюли высотой девять метров. Такое пространство на входе в жилой дом создает совершенно иную по качеству атмосферу и сразу же повышает статусность комплекса. На входном минус первом уровне также расположены кафе и несколько помещений для аренды.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Интерьер лобби. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Под всем участком размещена двухуровневая подземная парковка, въезд в которую – со стороны Новоалексеевской улицы через большую кирпичную арку, одну из самых фотогеничных деталей комплекса в сочетании с открывающимся за ней видом на кирпично-стеклянные корпуса, словно на секунду застывшие в каком-то своем медленном танце, недвусмысленно говорящую каждому гостю: «вы въезжаете в мир, созданный архитектором Сергеем Скуратовым».
ЖК «Эгодом». Фото © Елена Петухова

Уместная смелость
На сайте жилого комплекса Egodom опубликована цитата Сергея Скуратова, в которой он сожалеет о том, что в московской архитектуре очень мало смелой и одновременно уместной современной архитектуры. На первый взгляд эти качества не могут органично дополнить друг друга. Смелой может и должна быть акцентная, авторская архитектура, архитектура-жест, претендующая на доминирование в городской среде. Уместность – свойство, которого обычно ждут от фоновой или средовой архитектуры, сознательно ориентированной на максимально деликатное вхождение в уже существующую застройку. Как можно сочетать эти качества в одном архитектурном объекте? Это все равно что стремиться к актуальной традиционности или многогранной простоте. Неудивительно, что зданий с таким сочетанием качеств не много. Странно, что они вообще есть. И среди них ожидаемо фигурируют произведения автора парадоксальной цитаты. Казалось бы, архитектура Сергея Скуратова – всегда авторский жест, узнаваемый, яркий, современный, нередко провокационный. И между тем его архитектура абсолютно уместна. Возьмите «Даниловский форт»: смелость «живой» пластичной формы и при этом удивительная адекватность, соответствие окружающей застройке вдоль набережной. Аналогичная ситуация с «Баркли-Плаза» на Пречистенской набережной, Art-House или с домом на улице Бурденко.

Новый дом на Новоалексеевской улице имеет полное право занять место в этом ряду. В нем вновь найден баланс радикальности и корректности, акцентности (иконичности) и уместности, индивидуальности и ансамблевости.

Для самого Сергея Скуратова эти контрастные сочетания – органичная часть его работы и неотъемлемые свойства его произведений. Стремление к их комбинированию настолько привычно, что даже не воспринимается как какой-то особенный, специальный прием или метод. Не удивительно, что любые попытки «поверить алгеброй гармонию» Сергей Скуратов категорически пресекает: «Не нужно пытаться в каждом нашем проекте или постройке увидеть жесткую методологию. Ее нет. Есть композиционные принципы, субъективные пристрастия, есть, скажем так, авторский почерк, который переходит из проекта в проект и составляет сердцевину моей творческой личности, делает мои проекты узнаваемыми. Их отличает, поскольку я именно к этому и стремлюсь, некая цельность, даже простота, но ровно в таком количестве, чтобы не стать скучными или неживыми».
 
ЖК «Эгодом». Главный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». дани фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
zooming
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS


Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2015 – 2017

ООО «Турман»

20 Марта 2018

author pht

Автор текста:

Елена Петухова

Поставщики, технологии

АО «Фирма «КИРИЛЛ» Сформировать насыщенную терракотовую фактуру стен с переливами оттенков – от светлой охры до темного шоколада удалось благодаря особенной марке клинкера, который был разработан немецкой компанией Hagemeister по эскизам Сергея Скуратова специально для ЖК «Эгодом».
ROCKWOOL Двухслойная теплоизоляция вентилируемого фасада ЖК «Эгодом» выполнена из каменной ваты ROCKWOOL: ВЕНТИ БАТТС ОПТИМА (наружный слой) и ВЕНТИ БАТТС Н (внутренний менее плотный слой).
Schueco

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.