English version

Долгожданная интервенция

В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2012 — 2015 / 2017

ООО «Турман»
 
Не вдохновляющее место
В Москве немало мест, попав в которые непросто поверить, что находишься в городе, насыщенном памятниками архитектуры и культуры. Эти районы типичны, хаотичны и безрадостны. Чаще всего «потерянные» места застроены вперемешку панельно-типовым жильем, каким-то давно недееспособным промом и еще целой коллекцией типологических раритетов, которые по неясной причине занимают площадь, чья стоимость приближается к уровню самых дорогих мегаполисов мира. Они сосредоточены в широком поясе между Третьим транспортным кольцом и МЦК. Ориентироваться там лучше с помощью навигатора, пути требуются кратчайшие, а улицы нередко имеют не только название, но и номер.

Эти районы не были популярными девелоперскими полигонами ни в начале 2000-х, когда хватало мест и попрестижней, и во 2010-е, когда кризис перераспределил приоритеты в пользу подмосковных полей. Сейчас объективная нехватка мест для строительства, дополненная городской градостроительной политикой и запуском МЦК, дала зеленый свет проектам по переформатированию «потерянных районов» в нечто более современное, эффективное и комфортное.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Один из таких районов, переживающих сейчас радикальную трансформацию, расположен между проспектом Мира и путями Ярославского направления, сразу за которыми – парк Сокольники. Парадная застройка вдоль проспекта быстро сменяется разномастными жилыми кварталами, втиснутыми между большими и не очень резервациями бывших промышленных зон. На их месте сейчас активно возводятся многофункциональные комплексы, к примеру, по проекту SPEECH активно строят ЖК «Серебряный фонтан», неподалеку ADM завершает ЖК «1147».
ЖК «Эгодом». ВИзуализация окружающей застройки расположением исторических объектов © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Здесь же, на перекрестке Новоалексеевской и Маломосковской улиц, сразу двух 1-х Рижских переулков и улицы Павла Корчанина, образующих, за неимением более подходящего слова, небольшую площадь, в 2012 году девелоперская компания «Турман» пригласила Сергея Скуратова спроектировать жилой комплекс (см. рассказ 2012 года о его проекте).

«Перед началом работы над концепцией, я ездил на площадку несколько раз, – вспоминает архитектор. – И каждый раз боролся с мыслью: «а может, не будем ничего делать?», – настолько хаотичной, отталкивающей была окружающая застройка. Было непонятно, можно ли ее как-то упорядочить, сделать хоть сколько-нибудь композиционно и стилистически осмысленной. Мы должны были придумать решение, которое смогло бы «вытянуть» весь район из градостроительного болота, как барон Мюнхгаузен вытянул себя и своего коня из трясины за собственную косичку. И мы решили, что сделаем это. Мы привнесем в эту застывшую словно бы в коме среду какую-то остроту, акцент, который заставит ее ожить».

Концепция доминирования
На месте будущего жилого комплекса располагались автозаправка, ветхие постройки автобусного парка и слесарные мастерские. Исключение составляли несколько жилых одно- и многоподьездных панельных домов и высокая панельная же башня института ГИПРОСТРОЙМОСТ, к которому примыкало бывшее здание Дома культуры, а ныне Евангелическая церковь.
ЖК «Эгодом». Развёртки по основные осям © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Генплан с обозначением снесенных строений © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Единственные сокровища района – несколько уцелевших кирпичных зданий «псевдорусского стиля» конца XIX века – сиротский приют братьев Бахрушиных и Алексеевская насосная станция, большая часть территории которой сейчас застраивается корпусами ЖК «Серебряный фонтан». Харизмы старых кирпичных зданий с характерными белыми деталями на красно-коричневых фасадах едва хватает, чтобы противостоять доминирующей панельной и оцинкованной серости, разраставшейся здесь год за годом. Но именно их присутствие вдохновило команду Сергея Скуратова на активное использование кирпича как радикального средства борьбы со средовой инертностью и хаосом.

Помимо материального акцента комплексу было необходимо не менее яркое пространственное решение. Основные параметры будущего комплекса были определены заранее: здесь должны были вырасти два корпуса высотой 64 и 37 метров (17 и 8 этажей). Основной композиционный вопрос заключался в том, как при помощи двух объемов, уступающих по высоте соседям – прежде всего зданию института – собрать и организовать пространство вокруг перекрестка.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Из многочисленных систем координат, собранных на площади, напоминающей по форме косую звезду, авторы выбрали, как наиболее акцентированную, ось улицы Павла Корчагина, и ориентировали свой комплекс параллельно ей и зданию института, оставляя незастроенной треугольную площадку – свободное пространство перед главным фасадом высокого корпуса. Схожие лакуны были оставлены и перед другими выходящими на площадь зданиями. Благодаря разнесенности в пространстве взаимозависимость нового комплекса и институтской башни ощущается скорее подсознательно, чем как часть выстроенной системы координат. Ансамбль не складывается – слишком уж разномастные и неравноценные элементы сосуществуют здесь. Но благодаря ясной композиции, внушительному объему, мощной колористике и напряженной внутренней драматургии – Egodom выступает в роли недостающего упорядочивающего и объединяющего все вокруг элемента.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Парная композиция корпусов построена по классической схеме – дополнения и противопоставления. По словам Сергея Скуратова, «здесь использован ясный архитектурный прием: два объема, горизонтальный и вертикальный, работают как ведущий и ведомый, между ними завязывается пространственный диалог. Возникающего напряжения достаточно для того, чтобы гарантировать комплексу роль градостроительного акцента, организующего городское пространство вокруг себя и придающего площади новое качество».

Пластическое решение каждого корпуса точно соответствует его роли в парной композиции. Первый корпус, высокий, доминирующий, помимо габаритов отличается подчеркнутой динамикой и эмоциональностью. Рассечка на половине высоты нарушает монотонность ровного параллелепипеда, вырастающего из сложносочиненной структуры на уровне первого этажа, входящей в систему внутреннего двора комплекса. Витражный пояс, слегка утопленный внутрь «кирпичного тела», воспринимается как воздушная прослойка, над которой верхняя часть корпуса парит, как будто поддерживаемая магнитной подушкой. И словно под влиянием магнитных токов вторая половина корпуса слегка поворачивается вокруг своей оси, выставляя в сторону злополучной площади скошенный угол. Этого легкого, лишь намеченного отклонения от параллельности оказывается достаточно, чтобы придать динамику всей композиции.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Второй корпус довольствуется второстепенной ролью – сдержанная пластика перекликается с «большим братом», но не во всем повторяет его приемы. К примеру, если у первого объема треугольный свес верхнего блока выступает наружу, создавая эффектную светотеневую подрезку на главном фасаде, то у второго трехэтажная часть верхушки, напротив, утоплена, что может быть расценено как способ минимизировать конфликт с внешней средой и сделать силуэт более живописным.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Кирпично-стеклянная оболочка
Фасадное решение комплекса лишь на первый взгляд кажется простым. Характерный для многих построек Сергея Скуратова материал – кирпич ручной формовки насыщенного красновато-коричневого цвета, с его живописностью, материальностью и теплотой – в сочетании с лаконичными объемами Egodom-а дает мощный импульс, усиливающий находки объемно-пространственной композиции – и в тоже время подчеркивает уважительное отношение к расположенным по соседству историческим кирпичным зданиям, демонстрируя преемственность заданной ими традиции.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

«Мы хотели найти баланс между статикой и динамикой структуры фасада, – говорит Сергей Скуратов. – Хотели сделать вещь, которая волнует. С одной стороны, эпатирует, провоцирует окружающее пространство, а с другой – создает эффект солидной стабильности, внушающей доверие мощи. В результате дом стал импозантным, но не напыщенным; упорядоченным, но живым».
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

На кирпичных фасадах развивается тонкое и местами ироничное противостояние статики и динамики, пространства и плоскости. Архитекторы задают определенные правила фасадной игры и тут же нарушают их, но настолько деликатно, что лишь сконцентрировавшись и сверяясь с чертежами удается понять, что, а главное, почему было в начале декларировано, а потом изменено.

Торцевые и боковые фасады решены по-разному. Вторые представляют собой четкую структуру из вертикальных колонн и горизонтальных перемычек, облицованных кирпичом, за которыми блестит стеклянный витраж, отражающий то серое, словно старое серебро, то по-московски бледно-голубое небо. Интересный момент: на боковых фасадах низкого корпуса и на нижней части высокого корпуса вертикальные стойки, ряд за рядом, идут со сдвижкой на полшага. Из-за довольно узкого промежутка между стойками глаз далеко не сразу распознает этот геометрический подвох, благодаря чему подсознательно фасад кажется более пластичным и живым. Немалую роль в достижении этого оптического эффекта играют узкие лоджии, расположенные за кирпичными стойками. Их глубина исчезает, уступая место мини-эркерам, придвинутым вплотную к «решетке».
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Высота горизонтальных рядов также варьируется: от двухэтажной в нижней части комплекса до одноэтажной в верхней с переходом на увеличенную в 2,5 раза высоту аттикового этажа, скрывающего за тонкой кирпичной «решеткой» престижные пентхаусы и просторные, глубокие террасы, которые в будущем могут быть остеклены или оставлены как есть, если хозяева захотят наслаждаться не только открывающимися видами, но и свежим воздухом.
ЖК «Эгодом». Терраса пентхауса. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

На торцевых фасадах, выполняющих роль «форпостов» композиции, метрический ритм сложнее. Лишь узкая вертикаль центральной части выполнена аналогично боковым фасадам – в виде кирпичной структуры перед витражным задником. По бокам от них в шахматном порядке чередуются ровные плоскости кладки и участки глухой «решетки».
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Московское солнце не может порадовать горожан активной игрой светотени, но все, что из него можно выжать, используя ограниченный набор приемов работы со структурными «решетками», витражами, цветом и текстурой кирпичной кладки, архитекторы представляют на фасадах Egodom-а.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Внутренний мир
Два разновысоких корпуса расположены на участке параллельно друг другу со сдвижкой ровно в ширину «башни», избегая взгляда «окно-в-окно». На уровне первого этажа здания соединены кирпичной оградой, защищающей двор комплекса от нежелательного контакта с окружающей средой и ее обитателями. Стойки кирпичной ограды должны были повторять ритм кирпичных импостов на фасаде, но по экономическим соображениям шаг колонн был увеличен вдвое, что усложнило задуманное сопоставление; впрочем, оно прочитывается.

Дополнительную преграду создает перепад уровней – пространство внутреннего двора опущено на три метра. Это решение, уже успешно апробированное командой Сергея Скуратова в «Садовых кварталах», позволяет добиться приватности двора и в то же время структурировать его. Углубленный двор разделен на несколько террас, некоторые из которых, находящиеся в общем доступе обитателей комплекса, соединены лестницами и переходами, а некоторые – предназначенные для прогулок детсадовских групп из расположенного в одном из корпусов ДОУ, обособлены. По мнению архитекторов, такой вариант намного предпочтительнее двора, поднятого на крышу стилобата, где люди не чувствуют себя защищенно.
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Еще одним важным аргументом в пользу утопленного двора стало желание архитекторов сделать двусветные вестибюли высотой девять метров. Такое пространство на входе в жилой дом создает совершенно иную по качеству атмосферу и сразу же повышает статусность комплекса. На входном минус первом уровне также расположены кафе и несколько помещений для аренды.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Интерьер лобби. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Под всем участком размещена двухуровневая подземная парковка, въезд в которую – со стороны Новоалексеевской улицы через большую кирпичную арку, одну из самых фотогеничных деталей комплекса в сочетании с открывающимся за ней видом на кирпично-стеклянные корпуса, словно на секунду застывшие в каком-то своем медленном танце, недвусмысленно говорящую каждому гостю: «вы въезжаете в мир, созданный архитектором Сергеем Скуратовым».
ЖК «Эгодом». Фото © Елена Петухова

Уместная смелость
На сайте жилого комплекса Egodom опубликована цитата Сергея Скуратова, в которой он сожалеет о том, что в московской архитектуре очень мало смелой и одновременно уместной современной архитектуры. На первый взгляд эти качества не могут органично дополнить друг друга. Смелой может и должна быть акцентная, авторская архитектура, архитектура-жест, претендующая на доминирование в городской среде. Уместность – свойство, которого обычно ждут от фоновой или средовой архитектуры, сознательно ориентированной на максимально деликатное вхождение в уже существующую застройку. Как можно сочетать эти качества в одном архитектурном объекте? Это все равно что стремиться к актуальной традиционности или многогранной простоте. Неудивительно, что зданий с таким сочетанием качеств не много. Странно, что они вообще есть. И среди них ожидаемо фигурируют произведения автора парадоксальной цитаты. Казалось бы, архитектура Сергея Скуратова – всегда авторский жест, узнаваемый, яркий, современный, нередко провокационный. И между тем его архитектура абсолютно уместна. Возьмите «Даниловский форт»: смелость «живой» пластичной формы и при этом удивительная адекватность, соответствие окружающей застройке вдоль набережной. Аналогичная ситуация с «Баркли-Плаза» на Пречистенской набережной, Art-House или с домом на улице Бурденко.

Новый дом на Новоалексеевской улице имеет полное право занять место в этом ряду. В нем вновь найден баланс радикальности и корректности, акцентности (иконичности) и уместности, индивидуальности и ансамблевости.

Для самого Сергея Скуратова эти контрастные сочетания – органичная часть его работы и неотъемлемые свойства его произведений. Стремление к их комбинированию настолько привычно, что даже не воспринимается как какой-то особенный, специальный прием или метод. Не удивительно, что любые попытки «поверить алгеброй гармонию» Сергей Скуратов категорически пресекает: «Не нужно пытаться в каждом нашем проекте или постройке увидеть жесткую методологию. Ее нет. Есть композиционные принципы, субъективные пристрастия, есть, скажем так, авторский почерк, который переходит из проекта в проект и составляет сердцевину моей творческой личности, делает мои проекты узнаваемыми. Их отличает, поскольку я именно к этому и стремлюсь, некая цельность, даже простота, но ровно в таком количестве, чтобы не стать скучными или неживыми».
 
ЖК «Эгодом». Главный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». дани фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
zooming
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Поставщики, технологии

Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2012 — 2015 / 2017

ООО «Турман»

20 Марта 2018

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.