English version

Долгожданная интервенция

В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2012 — 2015 / 2017

ООО «Турман»
0  
Не вдохновляющее место
В Москве немало мест, попав в которые непросто поверить, что находишься в городе, насыщенном памятниками архитектуры и культуры. Эти районы типичны, хаотичны и безрадостны. Чаще всего «потерянные» места застроены вперемешку панельно-типовым жильем, каким-то давно недееспособным промом и еще целой коллекцией типологических раритетов, которые по неясной причине занимают площадь, чья стоимость приближается к уровню самых дорогих мегаполисов мира. Они сосредоточены в широком поясе между Третьим транспортным кольцом и МЦК. Ориентироваться там лучше с помощью навигатора, пути требуются кратчайшие, а улицы нередко имеют не только название, но и номер.

Эти районы не были популярными девелоперскими полигонами ни в начале 2000-х, когда хватало мест и попрестижней, и во 2010-е, когда кризис перераспределил приоритеты в пользу подмосковных полей. Сейчас объективная нехватка мест для строительства, дополненная городской градостроительной политикой и запуском МЦК, дала зеленый свет проектам по переформатированию «потерянных районов» в нечто более современное, эффективное и комфортное.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Один из таких районов, переживающих сейчас радикальную трансформацию, расположен между проспектом Мира и путями Ярославского направления, сразу за которыми – парк Сокольники. Парадная застройка вдоль проспекта быстро сменяется разномастными жилыми кварталами, втиснутыми между большими и не очень резервациями бывших промышленных зон. На их месте сейчас активно возводятся многофункциональные комплексы, к примеру, по проекту SPEECH активно строят ЖК «Серебряный фонтан», неподалеку ADM завершает ЖК «1147».
ЖК «Эгодом». ВИзуализация окружающей застройки расположением исторических объектов © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Здесь же, на перекрестке Новоалексеевской и Маломосковской улиц, сразу двух 1-х Рижских переулков и улицы Павла Корчанина, образующих, за неимением более подходящего слова, небольшую площадь, в 2012 году девелоперская компания «Турман» пригласила Сергея Скуратова спроектировать жилой комплекс (см. рассказ 2012 года о его проекте).

«Перед началом работы над концепцией, я ездил на площадку несколько раз, – вспоминает архитектор. – И каждый раз боролся с мыслью: «а может, не будем ничего делать?», – настолько хаотичной, отталкивающей была окружающая застройка. Было непонятно, можно ли ее как-то упорядочить, сделать хоть сколько-нибудь композиционно и стилистически осмысленной. Мы должны были придумать решение, которое смогло бы «вытянуть» весь район из градостроительного болота, как барон Мюнхгаузен вытянул себя и своего коня из трясины за собственную косичку. И мы решили, что сделаем это. Мы привнесем в эту застывшую словно бы в коме среду какую-то остроту, акцент, который заставит ее ожить».

Концепция доминирования
На месте будущего жилого комплекса располагались автозаправка, ветхие постройки автобусного парка и слесарные мастерские. Исключение составляли несколько жилых одно- и многоподьездных панельных домов и высокая панельная же башня института ГИПРОСТРОЙМОСТ, к которому примыкало бывшее здание Дома культуры, а ныне Евангелическая церковь.
ЖК «Эгодом». Развёртки по основные осям © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Генплан с обозначением снесенных строений © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Единственные сокровища района – несколько уцелевших кирпичных зданий «псевдорусского стиля» конца XIX века – сиротский приют братьев Бахрушиных и Алексеевская насосная станция, большая часть территории которой сейчас застраивается корпусами ЖК «Серебряный фонтан». Харизмы старых кирпичных зданий с характерными белыми деталями на красно-коричневых фасадах едва хватает, чтобы противостоять доминирующей панельной и оцинкованной серости, разраставшейся здесь год за годом. Но именно их присутствие вдохновило команду Сергея Скуратова на активное использование кирпича как радикального средства борьбы со средовой инертностью и хаосом.

Помимо материального акцента комплексу было необходимо не менее яркое пространственное решение. Основные параметры будущего комплекса были определены заранее: здесь должны были вырасти два корпуса высотой 64 и 37 метров (17 и 8 этажей). Основной композиционный вопрос заключался в том, как при помощи двух объемов, уступающих по высоте соседям – прежде всего зданию института – собрать и организовать пространство вокруг перекрестка.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Из многочисленных систем координат, собранных на площади, напоминающей по форме косую звезду, авторы выбрали, как наиболее акцентированную, ось улицы Павла Корчагина, и ориентировали свой комплекс параллельно ей и зданию института, оставляя незастроенной треугольную площадку – свободное пространство перед главным фасадом высокого корпуса. Схожие лакуны были оставлены и перед другими выходящими на площадь зданиями. Благодаря разнесенности в пространстве взаимозависимость нового комплекса и институтской башни ощущается скорее подсознательно, чем как часть выстроенной системы координат. Ансамбль не складывается – слишком уж разномастные и неравноценные элементы сосуществуют здесь. Но благодаря ясной композиции, внушительному объему, мощной колористике и напряженной внутренней драматургии – Egodom выступает в роли недостающего упорядочивающего и объединяющего все вокруг элемента.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Парная композиция корпусов построена по классической схеме – дополнения и противопоставления. По словам Сергея Скуратова, «здесь использован ясный архитектурный прием: два объема, горизонтальный и вертикальный, работают как ведущий и ведомый, между ними завязывается пространственный диалог. Возникающего напряжения достаточно для того, чтобы гарантировать комплексу роль градостроительного акцента, организующего городское пространство вокруг себя и придающего площади новое качество».

Пластическое решение каждого корпуса точно соответствует его роли в парной композиции. Первый корпус, высокий, доминирующий, помимо габаритов отличается подчеркнутой динамикой и эмоциональностью. Рассечка на половине высоты нарушает монотонность ровного параллелепипеда, вырастающего из сложносочиненной структуры на уровне первого этажа, входящей в систему внутреннего двора комплекса. Витражный пояс, слегка утопленный внутрь «кирпичного тела», воспринимается как воздушная прослойка, над которой верхняя часть корпуса парит, как будто поддерживаемая магнитной подушкой. И словно под влиянием магнитных токов вторая половина корпуса слегка поворачивается вокруг своей оси, выставляя в сторону злополучной площади скошенный угол. Этого легкого, лишь намеченного отклонения от параллельности оказывается достаточно, чтобы придать динамику всей композиции.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Второй корпус довольствуется второстепенной ролью – сдержанная пластика перекликается с «большим братом», но не во всем повторяет его приемы. К примеру, если у первого объема треугольный свес верхнего блока выступает наружу, создавая эффектную светотеневую подрезку на главном фасаде, то у второго трехэтажная часть верхушки, напротив, утоплена, что может быть расценено как способ минимизировать конфликт с внешней средой и сделать силуэт более живописным.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Кирпично-стеклянная оболочка
Фасадное решение комплекса лишь на первый взгляд кажется простым. Характерный для многих построек Сергея Скуратова материал – кирпич ручной формовки насыщенного красновато-коричневого цвета, с его живописностью, материальностью и теплотой – в сочетании с лаконичными объемами Egodom-а дает мощный импульс, усиливающий находки объемно-пространственной композиции – и в тоже время подчеркивает уважительное отношение к расположенным по соседству историческим кирпичным зданиям, демонстрируя преемственность заданной ими традиции.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

«Мы хотели найти баланс между статикой и динамикой структуры фасада, – говорит Сергей Скуратов. – Хотели сделать вещь, которая волнует. С одной стороны, эпатирует, провоцирует окружающее пространство, а с другой – создает эффект солидной стабильности, внушающей доверие мощи. В результате дом стал импозантным, но не напыщенным; упорядоченным, но живым».
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

На кирпичных фасадах развивается тонкое и местами ироничное противостояние статики и динамики, пространства и плоскости. Архитекторы задают определенные правила фасадной игры и тут же нарушают их, но настолько деликатно, что лишь сконцентрировавшись и сверяясь с чертежами удается понять, что, а главное, почему было в начале декларировано, а потом изменено.

Торцевые и боковые фасады решены по-разному. Вторые представляют собой четкую структуру из вертикальных колонн и горизонтальных перемычек, облицованных кирпичом, за которыми блестит стеклянный витраж, отражающий то серое, словно старое серебро, то по-московски бледно-голубое небо. Интересный момент: на боковых фасадах низкого корпуса и на нижней части высокого корпуса вертикальные стойки, ряд за рядом, идут со сдвижкой на полшага. Из-за довольно узкого промежутка между стойками глаз далеко не сразу распознает этот геометрический подвох, благодаря чему подсознательно фасад кажется более пластичным и живым. Немалую роль в достижении этого оптического эффекта играют узкие лоджии, расположенные за кирпичными стойками. Их глубина исчезает, уступая место мини-эркерам, придвинутым вплотную к «решетке».
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Высота горизонтальных рядов также варьируется: от двухэтажной в нижней части комплекса до одноэтажной в верхней с переходом на увеличенную в 2,5 раза высоту аттикового этажа, скрывающего за тонкой кирпичной «решеткой» престижные пентхаусы и просторные, глубокие террасы, которые в будущем могут быть остеклены или оставлены как есть, если хозяева захотят наслаждаться не только открывающимися видами, но и свежим воздухом.
ЖК «Эгодом». Терраса пентхауса. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

На торцевых фасадах, выполняющих роль «форпостов» композиции, метрический ритм сложнее. Лишь узкая вертикаль центральной части выполнена аналогично боковым фасадам – в виде кирпичной структуры перед витражным задником. По бокам от них в шахматном порядке чередуются ровные плоскости кладки и участки глухой «решетки».
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Московское солнце не может порадовать горожан активной игрой светотени, но все, что из него можно выжать, используя ограниченный набор приемов работы со структурными «решетками», витражами, цветом и текстурой кирпичной кладки, архитекторы представляют на фасадах Egodom-а.
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов
ЖК «Эгодом»
© Михаил Розанов

Внутренний мир
Два разновысоких корпуса расположены на участке параллельно друг другу со сдвижкой ровно в ширину «башни», избегая взгляда «окно-в-окно». На уровне первого этажа здания соединены кирпичной оградой, защищающей двор комплекса от нежелательного контакта с окружающей средой и ее обитателями. Стойки кирпичной ограды должны были повторять ритм кирпичных импостов на фасаде, но по экономическим соображениям шаг колонн был увеличен вдвое, что усложнило задуманное сопоставление; впрочем, оно прочитывается.

Дополнительную преграду создает перепад уровней – пространство внутреннего двора опущено на три метра. Это решение, уже успешно апробированное командой Сергея Скуратова в «Садовых кварталах», позволяет добиться приватности двора и в то же время структурировать его. Углубленный двор разделен на несколько террас, некоторые из которых, находящиеся в общем доступе обитателей комплекса, соединены лестницами и переходами, а некоторые – предназначенные для прогулок детсадовских групп из расположенного в одном из корпусов ДОУ, обособлены. По мнению архитекторов, такой вариант намного предпочтительнее двора, поднятого на крышу стилобата, где люди не чувствуют себя защищенно.
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Внутренний двор. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Еще одним важным аргументом в пользу утопленного двора стало желание архитекторов сделать двусветные вестибюли высотой девять метров. Такое пространство на входе в жилой дом создает совершенно иную по качеству атмосферу и сразу же повышает статусность комплекса. На входном минус первом уровне также расположены кафе и несколько помещений для аренды.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Интерьер лобби. 3-D визуализация © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Под всем участком размещена двухуровневая подземная парковка, въезд в которую – со стороны Новоалексеевской улицы через большую кирпичную арку, одну из самых фотогеничных деталей комплекса в сочетании с открывающимся за ней видом на кирпично-стеклянные корпуса, словно на секунду застывшие в каком-то своем медленном танце, недвусмысленно говорящую каждому гостю: «вы въезжаете в мир, созданный архитектором Сергеем Скуратовым».
ЖК «Эгодом». Фото © Елена Петухова

Уместная смелость
На сайте жилого комплекса Egodom опубликована цитата Сергея Скуратова, в которой он сожалеет о том, что в московской архитектуре очень мало смелой и одновременно уместной современной архитектуры. На первый взгляд эти качества не могут органично дополнить друг друга. Смелой может и должна быть акцентная, авторская архитектура, архитектура-жест, претендующая на доминирование в городской среде. Уместность – свойство, которого обычно ждут от фоновой или средовой архитектуры, сознательно ориентированной на максимально деликатное вхождение в уже существующую застройку. Как можно сочетать эти качества в одном архитектурном объекте? Это все равно что стремиться к актуальной традиционности или многогранной простоте. Неудивительно, что зданий с таким сочетанием качеств не много. Странно, что они вообще есть. И среди них ожидаемо фигурируют произведения автора парадоксальной цитаты. Казалось бы, архитектура Сергея Скуратова – всегда авторский жест, узнаваемый, яркий, современный, нередко провокационный. И между тем его архитектура абсолютно уместна. Возьмите «Даниловский форт»: смелость «живой» пластичной формы и при этом удивительная адекватность, соответствие окружающей застройке вдоль набережной. Аналогичная ситуация с «Баркли-Плаза» на Пречистенской набережной, Art-House или с домом на улице Бурденко.

Новый дом на Новоалексеевской улице имеет полное право занять место в этом ряду. В нем вновь найден баланс радикальности и корректности, акцентности (иконичности) и уместности, индивидуальности и ансамблевости.

Для самого Сергея Скуратова эти контрастные сочетания – органичная часть его работы и неотъемлемые свойства его произведений. Стремление к их комбинированию настолько привычно, что даже не воспринимается как какой-то особенный, специальный прием или метод. Не удивительно, что любые попытки «поверить алгеброй гармонию» Сергей Скуратов категорически пресекает: «Не нужно пытаться в каждом нашем проекте или постройке увидеть жесткую методологию. Ее нет. Есть композиционные принципы, субъективные пристрастия, есть, скажем так, авторский почерк, который переходит из проекта в проект и составляет сердцевину моей творческой личности, делает мои проекты узнаваемыми. Их отличает, поскольку я именно к этому и стремлюсь, некая цельность, даже простота, но ровно в таком количестве, чтобы не стать скучными или неживыми».
 
ЖК «Эгодом». Главный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». дани фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом». Боковой фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
zooming
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Поставщики, технологии

Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2012 — 2015 / 2017

ООО «Турман»

20 Марта 2018

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Блестящий экс-корт
Известные всем любителям большого тенниса корты на Краснопресненской набережной бюро Сергея Скуратова прячет внутри живописного парка и «наращивает» пластинами жилых небоскребов.
Комета ЗИЛ
Два первых лота жилого комплекса ЗилАрт, спроектированные Сергеем Скуратовым, совмещают контекстуальный сюжет, апеллирующий к истории завода, с эмоциональной, артистической насыщенностью фактуры и деталей. Не зря они служат урбанистической заставкой – городским «фасадом» первой очереди комплекса.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Похожие статьи
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Вечерний свет
Часовня закатов на острове Хайнань по проекту шанхайского бюро UDG предназначена для влюбленных; она способна вращаться вокруг своей оси, чтобы в любой сезон открываться лучам заходящего солнца.
Лейтмотив – домик
В основе проекта здания для страховой компании Baloise в Базеле по проекту Валерио Ольджати лежит мотив архетипического «домика».
И домики на крышах…
Нидерландское бюро Mecanoo завершило работу над жилым кварталом KAMPUS в центре Манчестера. Архитекторы собрали в единое целое и вернули городу постройки разного времени.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Локальные красные тона
Жилой комплекс Turley Areal в Мангейме по проекту бюро Макса Дудлера получил колорит в тон расположенного рядом исторического здания из красного песчаника.
«Экономика дебюта»
Торговый центр Daning Jiuguang в Шанхае по проекту бюро UNStudio – новая площадка для выхода на китайский рынок зарубежных брендов.
Бифуркация непамятника
Бюро Dmytro Aranchii Architects выиграло конкурс на реконструкцию модернистского здания универмага «Детский мир» в Киеве. Основной объем и отделка фасадов будут сохранены.
Стратиграфия на фасадах
Музей римских древностей Narbo Via в Нарбоне по проекту Foster + Partners получил стены, напоминающие о глубоком и разнообразном культурном слое Южной Франции.
Медь и зеркала
Образовательный центр науки и инноваций Vizium в латвийском Вентспилсе по проекту вильнюсского бюро Audrius Ambrasas Architects.
Маяк Нагатинского
В четвертом и пятом кварталах ЖК «Ривер Парк» – угловых, выходящих к реке практически vis-a-vis с будущим Южным портом, ADM architects развивают темы двухуровневого города с пешеходными мостиками между дворами и усиливают театральность каскадных террас с роскошными видами. Большинство террас частные, но есть одна общественная. Городу будет принадлежать и набережная, благоустроенная на основе бывших доков.
Грядут перемены
Проект бюро Snøhetta победил в международном конкурсе на реконструкцию территории у Центрального вокзала Хельсинки. Там создадут современную пешеходную зону и построят новый многофукциональный комплекс.
Новый взгляд на историю
Разработанный Adjaye Associates проект мемориала на месте захоронения 570 рабов близ столицы Барбадоса посвящен трагическому прошлому, но также обращен к будущему.
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Экологичный ребрендинг
Бюро MVRDV реконструирует территорию Berliner Union Film Ateliers. Вместо устаревших корпусов, узких дорожек и заасфальтированных открытых площадок минимальными средствами создадут живое пространство, полностью отвечающее принципам устойчивого развития.
Береговые перископы
Архитекторы из Сантьяго-де-Чили Фелипе Кроксатто и Николас Опасо построили два крошечных домика для отдыха с видом на океанский прибой, скалистый остров, колонию морских львов и яркие крылья кайтов.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
По образцу шапито
Культурный центр по проекту K architectures рядом с городом Безье на юге Франции заключен в трех напоминающих цирковые шатры павильонах.
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Технологии и материалы
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Мечта мальчика Кая
Архитекторы бюро Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.
Стряхнуть пыль
Реконструкция доходного дома в Краснодаре от бюро ARD: творческое переосмысление не только сохранило обаяние старой постройки, но и позволило ей уверенно занять свое место на улице современного города.
Зеркало супрематиста
Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.
Ближе к лету
Две центральные набережные Сочи, обновленные по проекту архитекторов ab2.0, меняют образ курорта, переключая фокус с торговых точек и кафе на любование морем и небом.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
Вечерний свет
Часовня закатов на острове Хайнань по проекту шанхайского бюро UDG предназначена для влюбленных; она способна вращаться вокруг своей оси, чтобы в любой сезон открываться лучам заходящего солнца.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Лейтмотив – домик
В основе проекта здания для страховой компании Baloise в Базеле по проекту Валерио Ольджати лежит мотив архетипического «домика».
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Союз с природой
Показываем четыре загородных дома, архитектура которых вырастает из природного окружения: леса, моря, холма или горного склона.
Пресса: 21 главный архитектурный проект Москвы в 2021-м
В конце прошлого года я написал статью «20 проектов московской архитектуры 2020 года, за которые не стыдно». В этом году столько нестыдных проектов не набралось, поэтому мы решили написать о, с одной стороны, характерных, с другой стороны, значимых.
Сохраним Пулково!
Стало известно о планах сноса модернистского здания аэропорта Пулково, построенного в 1973 году. Архитекторы Петербурга призывают присвоить зданию статус объекта культурного наследия и сохранить его. Собираем подписи за сохранение модернистского здания Пулково.