Пара на перекрестке

На Новоалексеевской улице в Москве по проекту Сергея Скуратова будет построен жилой комплекс, в состав которого войдут два кирпичных дома и заглубленный внутренний двор.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

17 Сентября 2012
mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2015 – 2017

ООО «Турман»
Участок на Новоалексеевской улице как будто с самого начала был придуман именно для Сергея Скуратова. Расположенный на перекрестке, где сходятся улицы Новоалексеевская, Маломосковская и Павла Корчагина, он имеет форму сложного многоугольника, вписанного в разномастную существующую застройку. Последняя не стоила бы подробного описания, если бы не два исторических здания– сиротский приют имени братьев Бахрушиных и Алексеевская насосная станция. Оба этих объекта построены из красного кирпича, прекрасно сохранились и не просто заметно выделяются на фоне безликого позднесоветского района, но служат едва ли не единственным его украшением. Комплекс, который предполагается построить между ними, так и просится на роль некоей смысловой и материальной перемычки – и кто лучше Сергея Скуратова с его неукротимой страстью к кирпичу мог решить эту задачу?
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Ситуационный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Сделав, что называется, «на берегу» выбор в пользу кирпича, архитектор до начала детальной разработки проекта принял еще два принципиальных решения. Во-первых, была спрямлена юго-восточная граница участка на стыке с исторически сложившейся промзоной, что превратило участок в более удобный для осмысления треугольник. Во-вторых, Скуратов сделал ставку на проектирование высотной доминанты, чрезвычайно актуальной для данного места. Дело в том, что на противоположной стороне улицы расположено высокое модернистское здание Главтранспроекта, через переулок – типовая жилая башня, а сам перекресток при этом ощутимо «проседает». Архитектор хотел поддержать «пульс» панорамы и при этом не громоздить вертикали вплотную, поэтому нашел безошибочную комбинацию – новые дома Скуратов располагает по тем двум сторонам треугольника, которые более удалены от жилой башни. От высотки Главтранспроекта проектируемые башни также отвернуты – вертикали, таким образом, хоть и перекликаются, но не вступают в прямой диалог: не учесть высотку совсем архитектор не мог, но принимать за ориентир довольно заурядное и типичное для своего времени здание тоже не хотел.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Композиционно комплекс состоит из двух зданий, размещенных на едином двухуровневом стилобате. Объемы имеют одинаковую ширину, но кардинально отличаются друг от друга по длине и высоте. Корпус «А» имеет 15 жилых этажей и два этажа помещений общественного назначения, корпус «Б» почти в два раза ниже: в нем всего 8 жилых этажей и два общественных, – и при этом гораздо длиннее. Иными словами, Сергей Скуратов вновь возвращается к своей любимой комбинации «башня – пластина», хорошо знакомой по «Дому на Мосфильмовской» и, например, проекту для Ростова-на-Дону. Правда, если там небоскреб и параллелепипед вступают между собой в активное взаимодействие, то на Новоалексеевской здания расположены строго параллельно друг другу и реагируют, скорее, на коллизии окружающего пространства, чем друг на друга.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Так, например, со стороны перекрестка жилой комплекс выглядит как две узкие башни, расположенные на едином основании и имеющие почти одинаковые фасады, рисунок которых складывается из чередования высоких узких окон и таких же глухих вдавленных ячеек. И если раньше над местом пересечения нескольких улиц довлела, пусть и слегка со стороны, высотка Главтранспроекта, сверху донизу прошитая одинаковыми вертикальными стежками окон, то теперь два новых объема с также модернистскими, но куда более тонко и разнообразно проработанными фасадами словно заставляют ее отступить. Эту градостроительную ситуацию можно сравнить со сценой, по которой бродит луч софита – еще недавно он выхватывал из темноты лишь пустоту, теперь же в центре внимания две фактурных и очень сочных, благодаря выбранному материалу, вертикали.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Интересно, что башни при этом расположены не на одной прямой: более высокий объем Скуратов выдвигает ближе к перекрестку, заставляя его активно реагировать на дорожно-транспортную ситуацию. Эта башня по вертикали рассечена на две почти равные половины, – верхние этажи отделены от нижних прозрачным поясом, – и свою «голову» она поворачивает вправо, в плане следуя трассировке ближайшего к участку 1-го Рижского переулка. Второй объем также не остается безучастным, но его пластика уже не столь активна: на обращенном к перекрестку фасаде можно заметить характерную «вмятину», но на литой кирпичной плоскости она не так бросается в глаза. «Эти два объема мы трактовали как устойчивую пару, – поясняет свой замысел Сергей Скуратов. – Первый, более высокий, объем выдвинут вперед – он несомненный лидер, динамичный и эмоциональный. Его форма почти атакует и активно реагирует на коллизии окружающего пространства. Другой, более низкий и продолговатый, решен спокойнее и сдержаннее. Коллизии проникают и в него, но они, в отличие от первого объема, скорее деформируют его структуру, чем провоцируют на активность».
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Стилобат, занимающий практически всю площадь участка, Сергей Скуратов предсказуемо использует для организации внутреннего двора. Однако архитектор сознательно уходит от стереотипного решения в виде озелененной эксплуатируемой кровли, считая, что в условиях мегаполиса оно не способно обеспечить жителям должный уровень комфорта и защищенности, и заглубляет двор более чем на три метра, ограждая его по периметру кирпичной стеной. За счет переменной высоты и наличия сквозных проемов последняя не производит впечатления крепостной, но четко зонирует пространство внутреннего двора, отделяя его и от общегородского сквера, и от въезда в подземный паркинг. Стремясь максимально разнообразить облик двора, Скуратов насыщает его самыми разными функциями – здесь есть и газоны, и детская площадка с ротондой и зеленым холмом, и мост-навес, соединяющий два корпуса и обеспечивающий комфортный доступ к входным вестибюлям из автомашин во время дождя. Кстати, о вестибюлях: заглубив двор, архитектор смог спроектировать с его стороны двухсветные входные пространства высотой аж 8,4 метра. Колоссальные вестибюли имеют полностью остекленные стены, благодаря чему грань между внешним и внутренним практически стирается, а ощущение искусно сконструированной среды, в которой современная архитектура органично сочетается с природой, наоборот, становится доминирующим.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

По признанию самого Скуратова, при проектировании жилого комплекса на Новоалексеевской улице он постарался учесть все обычные недостатки элитного жилья в центре города – здесь и двор больше, и вестибюли масштабнее и светлее, достаточно парковок и помещений для хранения личных вещей. Удаленность от центра архитектор компенсировал удобством планировок и выразительным обликом зданий, кирпичные фасады которых увязывают новые объемы с ближайшим окружением. Математически выверенные строгие фасады и пусть и не сплошной, но все же забор наталкивают на мысль, что у Скуратова получился еще один форт, надежно защищающий своих жильцов от суеты мегаполиса. Да, эта крепость расположена далековато от центра, но зато близко от метро, Третьего транспортного кольца и парка «Сокольники» – и в масштабах разросшейся Москвы это, возможно, даже более выгодное и удобное предложение.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Пешеходно-транспортная схема © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. План 1 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. План 2 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Северо-восточный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Северо-западный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Юго-восточный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Юго-восточный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Фасады © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Фотография макета © Сергей Скуратов ARCHITECTS


Поставщики, технологии

Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2015 – 2017

ООО «Турман»

17 Сентября 2012

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.