Пара на перекрестке

На Новоалексеевской улице в Москве по проекту Сергея Скуратова будет построен жилой комплекс, в состав которого войдут два кирпичных дома и заглубленный внутренний двор.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

17 Сентября 2012
mainImg

Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2015 – 2017

ООО «Турман»
Участок на Новоалексеевской улице как будто с самого начала был придуман именно для Сергея Скуратова. Расположенный на перекрестке, где сходятся улицы Новоалексеевская, Маломосковская и Павла Корчагина, он имеет форму сложного многоугольника, вписанного в разномастную существующую застройку. Последняя не стоила бы подробного описания, если бы не два исторических здания– сиротский приют имени братьев Бахрушиных и Алексеевская насосная станция. Оба этих объекта построены из красного кирпича, прекрасно сохранились и не просто заметно выделяются на фоне безликого позднесоветского района, но служат едва ли не единственным его украшением. Комплекс, который предполагается построить между ними, так и просится на роль некоей смысловой и материальной перемычки – и кто лучше Сергея Скуратова с его неукротимой страстью к кирпичу мог решить эту задачу?
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Ситуационный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Сделав, что называется, «на берегу» выбор в пользу кирпича, архитектор до начала детальной разработки проекта принял еще два принципиальных решения. Во-первых, была спрямлена юго-восточная граница участка на стыке с исторически сложившейся промзоной, что превратило участок в более удобный для осмысления треугольник. Во-вторых, Скуратов сделал ставку на проектирование высотной доминанты, чрезвычайно актуальной для данного места. Дело в том, что на противоположной стороне улицы расположено высокое модернистское здание Главтранспроекта, через переулок – типовая жилая башня, а сам перекресток при этом ощутимо «проседает». Архитектор хотел поддержать «пульс» панорамы и при этом не громоздить вертикали вплотную, поэтому нашел безошибочную комбинацию – новые дома Скуратов располагает по тем двум сторонам треугольника, которые более удалены от жилой башни. От высотки Главтранспроекта проектируемые башни также отвернуты – вертикали, таким образом, хоть и перекликаются, но не вступают в прямой диалог: не учесть высотку совсем архитектор не мог, но принимать за ориентир довольно заурядное и типичное для своего времени здание тоже не хотел.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Композиционно комплекс состоит из двух зданий, размещенных на едином двухуровневом стилобате. Объемы имеют одинаковую ширину, но кардинально отличаются друг от друга по длине и высоте. Корпус «А» имеет 15 жилых этажей и два этажа помещений общественного назначения, корпус «Б» почти в два раза ниже: в нем всего 8 жилых этажей и два общественных, – и при этом гораздо длиннее. Иными словами, Сергей Скуратов вновь возвращается к своей любимой комбинации «башня – пластина», хорошо знакомой по «Дому на Мосфильмовской» и, например, проекту для Ростова-на-Дону. Правда, если там небоскреб и параллелепипед вступают между собой в активное взаимодействие, то на Новоалексеевской здания расположены строго параллельно друг другу и реагируют, скорее, на коллизии окружающего пространства, чем друг на друга.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Так, например, со стороны перекрестка жилой комплекс выглядит как две узкие башни, расположенные на едином основании и имеющие почти одинаковые фасады, рисунок которых складывается из чередования высоких узких окон и таких же глухих вдавленных ячеек. И если раньше над местом пересечения нескольких улиц довлела, пусть и слегка со стороны, высотка Главтранспроекта, сверху донизу прошитая одинаковыми вертикальными стежками окон, то теперь два новых объема с также модернистскими, но куда более тонко и разнообразно проработанными фасадами словно заставляют ее отступить. Эту градостроительную ситуацию можно сравнить со сценой, по которой бродит луч софита – еще недавно он выхватывал из темноты лишь пустоту, теперь же в центре внимания две фактурных и очень сочных, благодаря выбранному материалу, вертикали.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Интересно, что башни при этом расположены не на одной прямой: более высокий объем Скуратов выдвигает ближе к перекрестку, заставляя его активно реагировать на дорожно-транспортную ситуацию. Эта башня по вертикали рассечена на две почти равные половины, – верхние этажи отделены от нижних прозрачным поясом, – и свою «голову» она поворачивает вправо, в плане следуя трассировке ближайшего к участку 1-го Рижского переулка. Второй объем также не остается безучастным, но его пластика уже не столь активна: на обращенном к перекрестку фасаде можно заметить характерную «вмятину», но на литой кирпичной плоскости она не так бросается в глаза. «Эти два объема мы трактовали как устойчивую пару, – поясняет свой замысел Сергей Скуратов. – Первый, более высокий, объем выдвинут вперед – он несомненный лидер, динамичный и эмоциональный. Его форма почти атакует и активно реагирует на коллизии окружающего пространства. Другой, более низкий и продолговатый, решен спокойнее и сдержаннее. Коллизии проникают и в него, но они, в отличие от первого объема, скорее деформируют его структуру, чем провоцируют на активность».
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Стилобат, занимающий практически всю площадь участка, Сергей Скуратов предсказуемо использует для организации внутреннего двора. Однако архитектор сознательно уходит от стереотипного решения в виде озелененной эксплуатируемой кровли, считая, что в условиях мегаполиса оно не способно обеспечить жителям должный уровень комфорта и защищенности, и заглубляет двор более чем на три метра, ограждая его по периметру кирпичной стеной. За счет переменной высоты и наличия сквозных проемов последняя не производит впечатления крепостной, но четко зонирует пространство внутреннего двора, отделяя его и от общегородского сквера, и от въезда в подземный паркинг. Стремясь максимально разнообразить облик двора, Скуратов насыщает его самыми разными функциями – здесь есть и газоны, и детская площадка с ротондой и зеленым холмом, и мост-навес, соединяющий два корпуса и обеспечивающий комфортный доступ к входным вестибюлям из автомашин во время дождя. Кстати, о вестибюлях: заглубив двор, архитектор смог спроектировать с его стороны двухсветные входные пространства высотой аж 8,4 метра. Колоссальные вестибюли имеют полностью остекленные стены, благодаря чему грань между внешним и внутренним практически стирается, а ощущение искусно сконструированной среды, в которой современная архитектура органично сочетается с природой, наоборот, становится доминирующим.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS

По признанию самого Скуратова, при проектировании жилого комплекса на Новоалексеевской улице он постарался учесть все обычные недостатки элитного жилья в центре города – здесь и двор больше, и вестибюли масштабнее и светлее, достаточно парковок и помещений для хранения личных вещей. Удаленность от центра архитектор компенсировал удобством планировок и выразительным обликом зданий, кирпичные фасады которых увязывают новые объемы с ближайшим окружением. Математически выверенные строгие фасады и пусть и не сплошной, но все же забор наталкивают на мысль, что у Скуратова получился еще один форт, надежно защищающий своих жильцов от суеты мегаполиса. Да, эта крепость расположена далековато от центра, но зато близко от метро, Третьего транспортного кольца и парка «Сокольники» – и в масштабах разросшейся Москвы это, возможно, даже более выгодное и удобное предложение.
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Генеральный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Пешеходно-транспортная схема © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. План 1 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. План 2 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Северо-восточный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Северо-западный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Юго-восточный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Юго-восточный фасад © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Фасады © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Предпроектное предложение строительства жилого комплекса на Новоалексеевской улице в Москве. Фотография макета © Сергей Скуратов ARCHITECTS


Архитектор:

Сергей Скуратов

Проект:

ЖК «Эгодом»
Россия, Москва, Новоалексеевская улица, 22А

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов (руководитель авторского коллектива), Н.А. Демидов (главный архитектор проекта), Н.А. Гай, Д.М. Голышенкова, И.Ю. Ильин, В.А. Обвинцев, при участии: А. Алендеев, С. Безверхий, О. Васюкова, А. Чалов 

2015 – 2017

ООО «Турман»

17 Сентября 2012

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Поставщики, технологии

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.