Клинкер Bockhorn. Изображение с сайта www.bockhorner.de
Удивительно, но в России на качество клинкерной брусчатки из Бокхорна обратили пристальное внимание раньше, чем в Германии. Книга «Производство кирпича и других глиняных строительных материалов» была издана в 1900 году. Её автор Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог, стоявший у истоков применения в России бетона, один из учредителей Международного общества по испытанию материалов. Содержится в книге весьма любопытный обзор клинкерных изделий, предназначенных для мощения тротуаров и улиц.
Клинкер Bockhorn. Изображение с сайта www.bockhorner.de
По мнению автора, клинкерная брусчатка получила распространение в Голландии с начала XIX века из-за недостатка естественных камней. К концу столетия дорожный клинкер производили так же в Германии, Англии и США. «Большой известностью пользуется материал для клинкера в деревне Бокгорн около Неуэнбурга в Ольденбурге», – особо отмечает Иван Малюга и приводит точный состав глины: 70.22% кремнезёма, 13.67% глинозёма, 6.8% окиси железа, 1.3% магнезии, 3.37% щелочей, 5.3% воды. Именно правильное соотношение ингредиентов позволяет достичь максимальной водонепроницаемости и твёрдости изделий.
Клинкер Bockhorn. Изображение с сайта www.bockhorner.de
Автор подробно расписывает особенности и различия клинкерных плит в зависимости от их назначения. Тротуарный камень преимущественно подвергается «действию стирающих усилий» и его толщина не особо принципиальна (достаточно 30-50 мм), горизонтальные размеры для равномерности высокотемпературного обжига, как правило, меньше стандартных кирпичных: 160-220 мм. Что касается мостового камня, то, по мнению автора книги, клинкер в силу хрупкости уступает натуральным граниту, порфиру, базальту. «Впрочем, как мы уже знаем, в Ольденбурге и Голландии, за неимением камня, весьма распространено мощение улиц и дорог клинкером», – оговаривается Иван Малюга. Размышляя об оптимальных размерах, он приходит к заключению, что они могут быть тем меньше, чем прочнее основание дороги и твёрже сам камень. «Таким образом, ольденбургский клинкеровый мостовой камень (из Бокгорна) имеет обыкновенно следующий формат: 22 см длиною, 5-5.5 см шириной и 10.5-11 см высотой».
Клинкер Bockhorn. Изображение с сайта www.bockhorner.de
Безусловно, с тех пор многое поменялось. Исчезли столь значительные допуски в размерах. Современный клинкер по качеству обжига, подбору состава, прочности, внешнему виду значительно превосходит тот камень из Бокхорна, который изучал и считал практически эталонным русский учёный больше ста лет назад. Но если пройтись по улочкам старых немецких городов, наверняка получится найти кладку, пережившую две мировых войны и созданную на заводе, который с 1906 года работает под маркой Bockhorn.
Клинкер Bockhorn. Изображение с сайта www.bockhorner.de
Клинкер Bockhorn. Изображение с сайта www.bockhorner.de
Клинкер Bockhorn. Изображение с сайта www.bockhorner.de
Клинкер Bockhorn. Изображение с сайта www.bockhorner.de