English version

Мир радости

Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь
Россия, Москва, ВДНХ

Авторский коллектив:
Руководители: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Ведущие архитекторы: Алена Зайцева, Анастасия Измакова
Архитекторы: Маргарита Леонова, Марина Ярмаркина, Денис Маншилин, Глеб Галкин, Стас Дервоедов, Сауле Чевычалова, Ольга Павленко
Генплан: Нина Смирнова
ГИП: Дмитрий Белостоцкий;
 
Предпроектное исследование: КБ23. Константин Паливода, Максим Любавин
Консультант Екатерина Сыса
Дендролог: Любовь Мозгунова
Конструктор: Сергей Белугин
Фотографии: Митя Чебаненко


2015 — 2015 / 2016 — 12.2016
 
Экспериментальная площадка
Проект фермы, о первой очереди которой мы уже писали, возник из желания руководства ВДНХ возродить один из заброшенных уголков на северо-востоке территории выставки. В прошлом здесь были сосредоточены площадки для демонстрации достижений советского сельского хозяйства, Кроме павильонов с красноречивыми названиями «Свиноводство», «Овцеводство» и «Птицеводство», рядом с каскадом прудов существовала экспозиция, посвященная охоте и разведению пушных зверей. Здешний павильон «Охота и звероводство» не пережил переходного периода от ВДНХ к ВВЦ, и потом обратно к ВДНХ. Вся территория пришла в запустение.

Но сохранившаяся память места натолкнула архитекторов бюро Wowhaus на достаточно смелый эксперимент. Они решили создать образовательную площадку, на которой дети и их родители смогли бы познакомиться с животным и растительным миром, а также овладеть различными навыками, связанными с ведением натурального хозяйства. Это не копипаст с формата западных городских ферм, а оригинальная концепция, объединяющая семейный отдых на природе, мини-зоопарк, кружок юных натуралистов и ремесленные мастерские.

Под необычную идею руководство ВДНХ выделило участок площадью около 3 гектаров. Сильный перепад рельефа делил территорию на две неравные части: нижнюю, большую по площади, с прудом и верхнюю, вытянувшуюся вдоль склона. Первая с хлевом, птичником, плодовым садом, огородом и инклюзивной детской площадкой была закончена очень быстро и открылась в 2015 году, почти сразу став популярной. Строительство второй части, включавшее возведение нескольких павильонов, предназначенных для круглогодичных занятий различными ремеслами и видами сельскохозяйственной деятельности, было отложено на следующий 2016 год.
Вид на ферму с высоты птичьего полета. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Генеральный план. Городская ферма на ВДНХ. Бюро Wowhaus

Верхний мир
Вторая очередь фермы, площадь которой почти в четыре раза меньше, расположилась на приподнятой части территории вдоль южной кромки пруда. Из-за особенностей рельефа строить там было можно в основном на узкой полосе ровной земли вдоль бровки склона и на широкой площадке, которая раньше была занята павильоном «Охотоводство», а для фермы должна была выполнять функцию входного парадного зала. Здесь гостей фермы встречает входная группа с билетными кассами и информационной стойкой, широким полукругом охватывающая площадь с цветниками и двумя уцелевшими от прежних времен статуями «Охотника» и «Лисятницы». Внутри территории, буквально в двух шагах от входа, чтобы предупредить возможные нарекания на слабо развитую сервисную инфраструктуру, расположено фермерское кафе, в котором будут проходить занятия детской кулинарной школы. Дальше пешеходный маршрут проложен параллельно склону холма. Вдоль дорожки расставлены один за другим два больших сложных по конфигурации павильона. Первый используется под различные мастерские: гончарные, столярные и прочие, а во втором разместились оранжереи. В дальнем конце второй очереди дорожка плавно изгибается и выводит посетителей через мостик над каналом на главную площадь первой очереди с хлевом и птичьим прудом.

В первоначальном решении был предусмотрен еще один кроткий проход от кафе вниз к прудам, но его решили в итоге не делать – из-за крутого рельефа и сложностей для маленьких и пожилых посетителей.
Вид на ферму с высоты птичьего полета. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Традиционный подход
Генеральный план фермы учитывал результаты социо-экономического исследования, проведенного КБ23 – возможный функционал будущей фермы и перечень построек, необходимых для их реализации, определили совместно. Часть функций была рассчитана на привлечение разовых гостей из числа обычных посетителей ВДНХ, а часть – на постоянную публику – жителей соседних микрорайонов с детьми. В работе над проектом участвовали девять архитекторов, каждому из которых достались один или несколько объектов, относящихся к разным очередям строительства. Для того, чтобы создать единый ансамбль, все они работали в рамках общего дизайн-кода, включавшего использование простых, но выразительных форм, натуральных материалов и конструкций, в первую очередь дерева.

Ведущий архитектор второй очереди Фермы Анастасия Измакова так комментирует главную задачу, поставленную перед проектной командой руководителями бюро: «Мы должны были сделать павильоны в духе всего ВДНХ. С литературными ассоциациями и даже символизмом. Так, чтобы вместе они создавали гармоничный ансамбль, но каждый из них был уникален и вдохновлен собственной функцией». Нужно было найти современный парафраз приема, использованного видными советскими зодчими на протяжении XX века. Они стремились предельно наглядно и патетично визуализировать темы выставочных павильонов. Мотивы народного зодчества, использование объектов и субъектов хозяйствования в качестве декоративных элементов, монументальное искусство и стилизации всех мастей – создавали тот удивительный аттракцион благополучия и процветания, в который так любили погружаться москвичи и гости столицы, спасаясь от депрессивной реальности. Повторить буквально этот прием в XXI веке вряд ли возможно, не только из-за эстетических и этических причин, но и из-за экономических резонов, но осмыслить и творчески переработать – можно.
Входной павильон. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Колоннада, амбар, ангар и ананас 
Скульптура «Охотник» возле входного павильона на Городскую ферму на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Встречающая теперь гостей фермы входная группа, как и вход первой очереди, отличается структурностью, но достаточно точно повторяет формы распространенной еще в классической усадебной традиции полукруглой колоннады. Только вместо «честных» колонн с капителями и антаблементом, здесь использованы деревянные фермы. Упорядоченная система из стоек, раскосов и балок образует ажурный полукруг, украшенный декоративными вертикальными экранами, с решеткой, образующей орнамент, напоминающий то ли колосья, то ли пальмовые листья. Сложно сделать более ясно читаемую отсылку к духу прежнего ВДНХ.
Кафе. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Следующий по ходу движения объект – просторное кафе, не вызывает ассоциаций ни с ампиром прошлого века, ни с брутальным модернизмом космической эры. Это стильная и лаконичная постройка, скорее вдохновленная северной, скандинавской архитектурой – наподобие большого амбара, при строительстве которого думали больше о вместительности и функциональности, чем о дизайне, а в результате получилось гармоничное здание. И если говорить о традициях, то только о традициях бюро Wowhaus. Кафе отличает характерная элегантность в работе с деревом и в его комбинации со стеклом.
Фрагмент здания кафе. Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Как бы ни хотелось задержаться в уютном кафе, двигаться вперед зовет открывающийся вид на комплекс мастерских – одно из самых ярких и эффектных сооружений в ансамбле Городской фермы, не зайти в которое невозможно. И в первую очередь – из-за необычной параболической формы крыш трех больших отсеков, которые отходят от основного распределительного блока с обслуживающими помещениями.
Павильон «Мастерская». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

«Первое, что я представила, когда начала обдумывать поставленную задачу спроектировать мастерские – типичный промышленный объект – огромный ангар из металлических профильных листов. – рассказывает автор проекта мастерских Анастасия Измакова. – И я попыталась найти конструкции, которые напоминали бы этот образ, но создавали бы совершенно другую атмосферу и настроение, более подходящее для места занятий разными ремеслами с детьми». Решение нашлось в виде гнутых деревянных арок, поверх которых укладывалась кровля из лиственничной дранки. Также – впервые в практике – архитекторы Wowhaus использовали технологию защиты древесины при помощи обжига. Это не только интересное декоративное решение, широко применяемое в традиционной архитектуре Японии, оно имеет ряд вполне практических преимуществ: защиту от грибков и плесени, низкую теплопроводность.
Фрагмент павильона «Мастерская». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Интерьер одного из блоков для занятий ремеслами в павильоне «Мастерская». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Максимальная высота параболы каждого ремесленного отсека больше 6 метров, так что в двух из них были сделаны антресоли, увеличившие полезную площадь. Один отсек остался без промежуточного этажа и находясь в нем можно оценить красоту и динамику ребер клееного дерева с их почти готической напряженностью и легкостью. Реализовать это решение было не просто: не каждый производитель был способен в оговоренные сроки изготовить деревянные конструкции с требуемым качеством и в необходимом количестве – но в итоге павильон стал одним из любимых объектов как самих авторов, так и гостей фермы.
Павильон «Мастерская». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Готические аллюзии не исчерпываются брутально-пасторальными мастерскими. Следующий павильон – оранжерея, – может легко поспорить с ними по части динамики. Ломаная цепочка из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для своего вида искусственной культивации растений: в одной установлены стеллажи для гидропонного выращивания овощей и зелени, в другой – растут цветы в грунте, а в третьей – экзотические растения в кадках; павильон перекрыт светопрозрачной двускатной кровлей из сотового поликарбоната. Подобная форма исторически используется при строительстве оранжерей: при королевских загородных дворцах или на подмосковных дачах.
Павильон «Оранжерея». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Торцевые фасады блоков украшает сложный переплет витражей. Вертикальные и наклонные импосты образуют рисунок, напоминающий колос (белые переплеты) или даже ананас (белые переплеты, накладывающийся на черные стыки между стеклопакетами витража).
Интерьер павильона «Оранжерея». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Витраж «Ананас» павильона «Оранжерея». Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Флора и фауна
Сложная, многочастная конфигурация мастерских и оранжереи объясняется не только их функцией, но и заботой о сохранении растущих на территории фермы деревьев. Блоки павильонов вписывались в пространство между стволами, а там, где опорные конструкции угрожали корневой системе деревьев, архитекторы применяли консольную конструкцию опирания настила. Это решение не мешает доступу воды к корням и сохраняет первоначальный ландшафт.

Уже на втором этапе строительства фермы в проект была добавлена пара небольших сооружений – вольер для альпак и домик для енотов. Мини-зоопарк на ферме пользовался такой популярностью, что дирекция фермы решила расширить диапазон представленных животных.
Схема. Городская ферма на ВДНХ. Бюро Wowhaus
Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
 
Мир радости
Закончилась эпопея создания в Москве на ВДНХ городской фермы. Кому-то она могла показаться долгой – все-таки строительство нескольких павильонов и прудов растянулось на два года. Кому-то очень короткой, опять-таки из-за всего лишь двух лет строительства, потребовавшихся для кардинального изменения территории размером в 3 гектара. Но сколько бы времени ни прошло, ферма становится все более популярной и интересной для множества людей. Идея и ее воплощение настолько пронизаны любовью к природе, животным и людям, что удивительно, как она смогла реализоваться в наше прагматичное и ориентированное исключительно на прибыль время. Эксперимент дирекции ВДНХ и творческие поиски архитекторов Wowhaus увенчались безусловным успехом. Теперь у ранее никому не известных Каменских прудов появился и каждый день ждет посетителей «Мир радости». Причем, радости не только для детворы и взрослых, еще не избавившихся от детской непосредственности и любви к самым разным животным, даже тем, кто способен тебя дружески боднуть под коленку, ущипнуть за штанину или укусить за неловко подставленный вместе с морковкой палец, но и для любителей качественной современной архитектуры, для которых ансамбль городской фермы стал достойной выставкой архитектурных достижений. Кроме всего прочего, проект Городской Фермы на ВДНХ подтвердил статус бюро Wowhaus как первооткрывателя новых форматов рекреационных пространств. 
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь
Россия, Москва, ВДНХ

Авторский коллектив:
Руководители: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Ведущие архитекторы: Алена Зайцева, Анастасия Измакова
Архитекторы: Маргарита Леонова, Марина Ярмаркина, Денис Маншилин, Глеб Галкин, Стас Дервоедов, Сауле Чевычалова, Ольга Павленко
Генплан: Нина Смирнова
ГИП: Дмитрий Белостоцкий;
 
Предпроектное исследование: КБ23. Константин Паливода, Максим Любавин
Консультант Екатерина Сыса
Дендролог: Любовь Мозгунова
Конструктор: Сергей Белугин
Фотографии: Митя Чебаненко


2015 — 2015 / 2016 — 12.2016

18 Июля 2017

WOWHAUS: другие проекты
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.