English version

Шитье по контексту

Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Моносад на московском монорельсе
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководители бюро: Олег Шапиро и Дмитрий Ликин
Куратор проекта: Ирина Головицкая
Ведущий архитектор проекта: Анастасия Измакова
Авторский коллектив: Янина Смагина, Жанна Галут, Федор Наумов, Константин Андреев, Татьяна Черномашенцева, Дарья Голубева, Софья Естрина, Екатерина Аникина
Консультанты: Максим Любавин (КБ23), Константин Паливода (КБ23), Илья Петрасов (АО «ВДНХ»), Денис Ромодин (Музей «Пресня»), Александра Боярская (Nike), Дмитрий Степчков (ГУП «МосгортрансНИИпроект»), Владимир Муравьев (Монорельсовая транспортная система), Вадим Кохтев (АО «Альфа-Банк»).

1.2018 — 5.2018
История проекта реорганизации монорельса началась с информации о его сносе. Это решение городских властей ожидаемо – функциональная принадлежность монорельса так и не определилась за четырнадцать лет эксплуатации; при этом полный снос сооружения, в строительство которого еще недавно вкладывались средства и усилия, демонстрирует несостоятельность градостроительной политики последних двух десятилетий. Архитекторы Wowhaus предлагают эстакаду не сносить, а превратить в рекреационную зону – спортивный парк-сад.
Градостроительный контекст. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Функциональное зонирование. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Пять километров функций
Темой парка по замыслу архитекторов стал спорт – его структура формируется вокруг беговых и вело-дорожек, и архитекторы назвали свой, довольно специфический вариант парка на путях легкого метро «тропой здоровья». Но спорт – спортом, для него что только не проектируют, а особенность проекта – тщательное вычитывание из контекста территории и нанизывание на пресловутую ветку легкого метро разных сюжетов и функций. Так, чтобы пешеходная или велосипедная прогулка длиной 5 км с небольшим была насыщена сменой впечатлений – но в то же время и так, чтобы новый нетипичный парк притягивал тех, кто рядом живет или работает.
zooming
Событийная программа. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Функциональное зонирование и потенциальные пользователи. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Архитекторы полностью продумали процесс переустройства всех пяти километров эстакады с конструктивно-технической точки зрения. Пути монорельса идут где-то рядом, где-то разделяются – их соединили настилами и вынесли наружу консоли, увеличившие площадь верха. Станции – довольно крупные сооружения с широкими площадками для пассажиров – переосмыслили функционально, стремясь рационально использовать их крытые теплые помещения.
Разрезы. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Разрезы. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Разрезы. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Монорельс берет начало от станции «Тимирязевская», где находятся учебные и жилые корпуса Тимирязевской сельскохозяйственной академии – поэтому здесь в проекте задумана учебная оранжерея, она вписана в поворотный круг и стала стартовой точкой парка.
Оранжерея. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Спальные районы между «Тимирязевской» и «Улицей Милашенкова» архитекторы трактовали как зону популяризации спорта, рассчитанную не на профессиональные тренировки, а на энтузиастов разных возрастных групп от детей до пенсионеров: здесь разместили интерактивные детские площадки, места для развлечений и общественную оранжерею.
Зона популяризации спорта, пересекающая спальные районы между станциями метро «Тимирязевская» и «Улица Милашенкова». Проект «Моносад» © WOWHAUS

Следующая часть эстакады проходит над железнодорожными путями, по одной из версий департамент Транспорта планирует сохранить трамвайное движение, и для того, чтобы трамваи могли перебираться через ж/д пути с помощью фрагмента эстакады монорельса, архитекторы предусмотрели пандус. Эта часть – «транзитная зона», здесь вело- и беговые дорожки идут параллельно путям, их оградили от трамваев зелеными шпалерами.
Транзитная зона. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Середина монорельса – станция «Телецентр» – точка сосредоточения офисов телекомпаний. Комплекс Останкинского телецентра работает круглосуточно, в нем функционирует более двухсот телекомпаний, здесь же расположен Международный институт кино, телевидения и радиовещания. Сотрудники телецентра нуждаются в зонах отдыха в шаговой доступности от места работы, которые включали бы в себя места для прогулок, кафе, рестораны и магазины, а также возможно и фитнес-комплексы – запланированная здесь casual-зона включают все эти инфраструктурные объекты. Далее она плавно переходит в зону «Мечтательного сада» – парковую территорию, засаженную плодово-ягодными деревьями.

Мечтательный сад задуман как главная точка притяжения, способная привлечь в парк посетителей со всего города. Отсюда открывается вид на останкинскую церковь и усадьбу, пруд и телебашню, что учтено в проекте – запланированы видовые площадки. Помимо цветущих весной и плодоносящих летом деревьев сад включает открытый панорамный бассейн, подобных которому в Москве нет, – он предусматривает возможность подплыть к краю и посмотреть сверху на Останкинский пруд. Несложно заметить, что бассейн – своего рода эхо пруда, он дублирует пруд даже пропорционально, кажется его приподнятым над землей отражением. Водную чашу архитекторы поделили на две зоны: для спорта и для отдыха.
Зона Останкинского пруда. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Над Останкинским прудом. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Мечтательный сад. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Мечтательный сад. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Сад продолжается зоной семейного досуга, которая по смыслу дополняет зону популяризации спорта при улице Милашенкова, и также примыкает к жилому микрорайону. Станцию монорельса «Улица академика Королева» – прямоугольное в плане и достаточно крупное здание – авторы превращают в детский спортивный центр, который становится ядром зоны. Рядом – досуговый центр и места ожидания для родителей, с кафе и ресторанами, в том числе на крыше; они призваны обеспечить приток посетителей вечером. Дальше тему спортцентра продолжает двухъярусная игровая площадка с защищающей от дождя крышей.
Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Зона семейного досуга. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Зона семейного досуга. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона семейного досуга. Проект «Моносад» © WOWHAUS

На следующем участке монорельс проходит рядом с ВДНХ. Выставочный комплекс сам по себе привлекает посетителей, и задача парка в этом месте – подхватить поток. Внимание гуляющих должно привлечь буйство природы в экспериментальной оранжерее – в нее архитекторы превращают бывшую станцию «Выставочный центр» и она должна напомнить «о романтическом контексте ВДНХ». Растения «выплескиваются» наружу и увивают конструкции монорельса, как в джунглях – как будто природа вышла из-под антропогенного контроля и захватила эстакаду. Сюжет дополняют световые инсталляции – сейчас в проекте они выглядят как радужная арка.
Зона рядом с ВДНХ. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Экспериментальная оранжерея. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона рядом с ВДНХ. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Далее следует зона профессионального спорта: площадки для силовых тренировок, экстремальных видов спорта, тренерские и медпункт. Спортивную зону сменяет культурная – заключительная часть парка.
zooming
Зона профессионального спорта. Проект «Моносад» © WOWHAUS

В зоне бывшего электродепо Монорельса, за улицей Сергея Эйзенштейна и совсем недалеко от ВГИКа, в бывшем депо монорельса согласно проекту расположились экспериментальные театральные площадки. В разворотном круге нашлось место для амфитеатра и отрытой сцены – напомним, в первом круге задумана экспериментальная оранжерея для Тимирязевки, а здесь, с противоположной стороны – сцена, вероятно, для будущих киношников. Впрочем появление театральных площадок также неудивительно если вспомнить, сколько в театров, а уж амфитеатров, имеется в портфолио Wowhaus, начиная от «Зеленого» неподалеку на ВДНХ и заканчивая Электротеатром или сценой внутри калужского ИКЦ. В здании депо авторы проекта также разместили музей уличного искусства и граффити, совместив его с музеем транспорта, который утратил свое помещение. Идея использовать экспонаты музея в качестве холста, согласно замыслу, поможет совместить художественную экспозицию с транспортной.
Зона ВДНХ, завершающий круг монорельса с театральной сценой. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона ВДНХ, завершающий круг монорельса с театральной сценой. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона ВДНХ, завершающий круг монорельса с театральной сценой. Проект «Моносад» © WOWHAUS
zooming
Схема депо монорельса. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона ВДНХ, завершающий круг монорельса с театральной сценой. Проект «Моносад» © WOWHAUS
Зона ВДНХ. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Связка сюжетов 
Не только функциональное наполнение Моносада, но и его образность чутко реагирует на окружение, хотя и лишена стилизаций – скорее авторы продумывают виды, иногда с точки зрения гармоничности, иногда – парадоксальности, хорошо отраженной в иллюстрациях. Чего строит взлет титановой ракеты музея Космонавтики на фоне увитой плющом «дачной» оранжереи, или коммунистический порыв мухинских Рабочего и Колхозницы вдали за обросшими растениями, читай «заброшенными» опорами монорельса – то и другое памятники деградировавшему футуризму, один 1930-х, другой 1990-х годов: неважно, что у них был разный бэкграунд, оба отброшены, и авторы проекта хорошо чувствуют этот пассеизм.
Презентация проекта «Моносад» на Арх Москве 2018 © WOWHAUS
Презентация проекта «Моносад» на Арх Москве 2018 © WOWHAUS

Из той же серии сюжетов с двойным дном – бассейн-реплика пруда, плод рефлексии о двух видах искусственной воды. Или решетки пергол в виде очень схематично изображенных, но узнаваемых колосков – напоминание о фонтане «Золотой колос» и близости ВДНХ, но в иллюстрациях, опять же, наложенное на Останкинскую башню.
Бассейны. Проект «Моносад» © WOWHAUS

Перед нами не просто качественное и разнообразное благоустройство, в этих шаманских бусах, нанизанных на неудавшийся мегапроект Юрия Лужкова, прорастают не только лианы и деревья, но перекрещиваются, усиливаются, переплетаются смыслы, которыми густо пропитана вся округа. В таком подходе много театрального – перед посетителем парка в движении раскроется спектакль картин, по типу театра Гонзага, на тему genius loci. Нынешние картинки, видимо – его ключевые акты. 

Утопия или не утопия, Хай-Лайн или не Хай-Лайн
Wowhaus предлагают реорганизовать монорельс в идеальный платоновский сад, что может показаться несколько утопическим – в Москве достаточно прогулочных парковых пространств. Однако прежде чем предложить концепцию Моносада архитекторы провели аналитику рекреационной инфраструктуры как всего города, так и тех районов, через которые проходит монорельс, ориентируясь на данные социологических исследований, для сбора которых в качестве консультанта привлекли своих давних партнеров бюро «КБ23». Чтобы быть востребованным в масштабе города, парк должен обладать уникальным назначением и предлагать помимо прогулочных зон объекты инфраструктуры, которые могли бы использоваться как в выходные, так и в будни – проект Моносада учитывает эти требования.

Собственно идея превращения устаревшей навесной железной дороги в висячие сады не нова – московскому жителю, который после открытия парка Зарядье название Хай-Лайн не слышал разве что из утюга, американской прообраз придет в голову первым делом. Сходство со знаменитым парком DS+R на рельсах заметно невооруженным глазом – между тем авторы проекта его не отрицают, но и не подчеркивают, напоминая о том, что первым «висячим садом» на старой железной дороге был парижский парк La Coulée verte, обустроенный в 1988-1993 годах. С другой стороны, по признанию авторов проекта, их в большей мере интересовал пример сеульского парка Skygarden, построенного в 2015-2017 годах MVRDV.

Важным же для авторов был не звучный раскрученный образец, а требования контекста и обстоятельств существования убыточного легкого метро. Но. Даже беглого взгляда на проект достаточно, чтобы заметить: главной движущей силой работы архитекторов было увлечение тем неожиданным аттракционом, в который превращается монорельс, бывший с момента его строительства, уж признаемся, постройкой унылой и тяжеловесной, – при таком вот его урбанистическом обживании. Рассеяние уныния, увлеченность изобретением и античная радость возникновения нового общественного пространства, да еще такого забавного и заковыристого, неожиданного на всем протяжении – а вовсе не (только) пропаганда спорта, – стала и презентационным обрамлением проекта на Арх Москве. Возможно, кто знает, эллинская радость просвещения бытия окажется способной вести проект дальше, к вероятной реализации.

К слову сказать, там же на Арх Москве Олег Шапиро назвал два принципа работы бюро, которые хорошо стыкуются с Моносадом: предоставлять человеку максимальное количество возможностей при взаимодействии с пространством – и создавать архитектуру для радости.
 
Открытый диалог
Упомянутая выше креативная радость – самая симпатичная особенность проекта – складывается из двух составных частей, которые в данном случае действуют сообща.

Первая: проект никем не заказан, он – предложение для городских властей в режиме открытого диалога. Подобные предложения Wowhaus практикуют давно, проектируя «вперед», предлагая городу новые сюжеты урбанистического освоения запущенных «выморочных», или же просто плохо функционирующих пространств. Метод – назовем его методом проектного действия – помогает архитекторам работать с тем, что интересно, и ставить те задачи, которые, на их взгляд, действительно актуальны. Иногда это срабатывает, иногда нет: с Крымской набережной получилось просто отлично, это признают даже многие автомобилисты, лишившиеся съезда с Садового, с площадью Революции проект не был реализован. Немалый опыт Wowhaus в работе с проектами благоустройства должен, по идее, способствовать продвижению проекта.

Вторая составляющая прижилась в бюро не так давно. В Wowhaus много молодых сотрудников, но несколько лет назад бюро начало активно развивать программу трехмесячной интернатуры: временным сотрудникам она позволяет приобрести опыт реальной работы и пополнить портфолио, самому бюро – не терять молодого тонуса и браться за подобные, пронизанные радостной креативностью проекты. В прошлом году интерны работали над плотом и рядом городских инсталляций, в этом Моносад – целиком их работа, исполненная под руководством и при участии архитекторов Wowhaus. 
***

Проект – определенно урбанистическое исследование, во всех его частях, начиная с уже почти обязательно для проектов Wowhaus работы «КБ23», и включая далее как ответы на прагматические запросы округи, так и ответы культурно-исторические, соединяющие бодрость молодости и спорта с пассеизмом, неизбежным спутником городского переосмысления. Соединение этих не вполне родственных вещей – молодого, нового и бывшего, радостного и печального, прагматического и меланхолического, провоцирующее считывание, но не противоречащее и прямому прагматическому использованию – становится, кажется, одной из характерных черт проектов бюро.

Моносад был впервые презентован на Арх Москве в мае 2018, недавно проект вошел в шорт-лист премии WAF.
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Моносад на московском монорельсе
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Руководители бюро: Олег Шапиро и Дмитрий Ликин
Куратор проекта: Ирина Головицкая
Ведущий архитектор проекта: Анастасия Измакова
Авторский коллектив: Янина Смагина, Жанна Галут, Федор Наумов, Константин Андреев, Татьяна Черномашенцева, Дарья Голубева, Софья Естрина, Екатерина Аникина
Консультанты: Максим Любавин (КБ23), Константин Паливода (КБ23), Илья Петрасов (АО «ВДНХ»), Денис Ромодин (Музей «Пресня»), Александра Боярская (Nike), Дмитрий Степчков (ГУП «МосгортрансНИИпроект»), Владимир Муравьев (Монорельсовая транспортная система), Вадим Кохтев (АО «Альфа-Банк»).

1.2018 — 5.2018

23 Июля 2018

WOWHAUS: другие проекты
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Похожие статьи
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Массенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.