English version

Размышления на городской ферме

«Городская ферма» на ВДНХ – развлекательно-образовательный проект, призванный знакомить детей с сельскими животными, с архитектурной точки зрения не только объединяет многие наработки бюро WOWhaus, но и служит прививкой облегченной версии ВСХВ к ВДНХ.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

14 Сентября 2015
mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь
Россия, Москва, ВДНХ, Каменский пруд №5

Авторский коллектив:
Руководители мастерской: Д. Ликин, О. Шапиро
Ведущий архитектор: А. Зайцева
Архитекторы: Г. Галкин, А. Измакова, А. Ким, И. Коренков, М. Леонова, Д. Листопад, Д. Маншилин, Е. Решетов, М. Хохлова, М. Ярмаркина
Генеральный план: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий
Предпроектное исследование: КБ23 (К. Паливода, М. Любавин), консультант – Е. Сыса
Дендролог: Л. Мозгунова
Конструктор: С. Белугин

3.2015 — 7.2015 / 2016 — 2017
В этом сентябре городские проекты благоустройства вызвали бурные споры. Но пока журналисты и блогеры обсуждают Триумфальную площадь, сравнивая ее с Крымской набережной, архитекторы бюро WOWhaus, известные первопроходцы в области преобразования общественных пространств Москвы, открыли на ВДНХ построенную ими за прошедшее лето первую очередь «Городской фермы» – проекта, типологически совершенно нового для Москвы (хотя в Подмосковье похожие парки встречаются). Ферма расположена, на самом дальнем краю выставки – у Лихоборского проезда и Сельскохозяйственной улицы, недалеко от метро «Ботанический сад».

Река Каменка, питающая каскад прудов, которые спускаются из Ботанического сада к всероссийской выставке, недалеко отсюда впадает в Яузу, образуя за последней плотиной самый маленький пруд – Пятый каменский. Справа, к югу от пруда стоял сгоревший в 2005 году павильон «Охота и звероводство» – с мини-зоопарком за ажурным арочным фасадом; от него сохранились только две скульптуры «Охотника» и «Лисятницы». Эта территория, как и вообще северная часть ВДНХ, за два последние десятилетия превратилась в настоящие задворки, место частных резиденций, кочующих шашлычных, бань и ресторанов, которые разводят в прудах рыбу, предлагая клиентам самолично выловить добычу, которую затем приготовят на кухне. Один из таких ресторанов, «Форелевая речка», был и на Пятом каменском пруду (пруд и русло речки здесь разделяются, и аттракцион получается двойным). Администрация ВДНХ закрыла ресторан в 2014 году, и затем пригласила архитекторов WOWhaus обустроить территорию.
Панорама. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Слева направо: Алена Зайцева, ведущий архитектор проекта; Дарья Листопад, архитектор проекта; Мария Селтен, коммерческий директор «Городской фермы» на ВДНХ проводят экскурсию по ферме для журналистов, 09/2015. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Изучив историю и окрестности, архитекторы вскоре пришли к выводу, что эта часть ВДНХ, в отличие от центральной, с ее павильонами республик и космоса, посвящена скорее сельскому хозяйству, вспомнили и о зоопарке охотничьего павильона и предложили создать городскую ферму – разновидность зоопарка, где дети могут увидеть домашних животных и научиться за ними ухаживать на разнообразных мастер-классах. Такие фермы распространены в Европе, хотя, как говорят авторы проекта, они прекрасны и естественны, но как правило не интересны с архитектурной точки зрения, – а WOWhaus решил создать в Москве «идеальную ферму», чистую, просторную, удобную и уютную – образцовую, «как и вся ВДНХ». Что и было сделано после предпроектного и маркетингового исследования, проведенного специалистами по преобразованию территорий КБ23.

Главный сюжет проекта – собственно ферма, она стала ядром первой очереди, полностью построена и уже практически заселена: не приехали только голуби в голубятню, а козы, овцы, ослики и мини-коровы уже обживают теплый хлев; кролики размножаются в крольчатнике, породистые куры, гуси с горбатыми носами и утки с красивыми хохолками на головах плавают в пруду и несутся в домиках-птичниках. Рядом с прудом – большая детская площадка, похожая на ту, которую WOWhaus построил в Саду Баумана на Басманной – оборудованная для детей с ограниченными возможностями и сгруппированная вдоль осевой дороги-горки, без лестниц. Реализованная первая очередь фермы заняла большую, северную часть территории, вокруг пруда и речки. На речке запланирована «зона рыболовства», дань памяти места. Сейчас на уже работающую Городскую ферму можно попасть через небольшой входной павильон со стороны павильона «Кролиководство» (билет – 200 р., и у фермы, как рассказывают организаторы, уже появились первые постоянные посетители).
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Детская площадка и лежаки на «пляже» перед прудом. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Вторую очередь – в южной части территории, с будущим главным входом поблизости от скульптур – планируется полностью или частично реализовать к декабрю. Здесь будут сгруппированы функции дополняющие ферму, которые уже перекликаются со своими мини-представителями в реализованной части: большое кафе, запланированное при главном входе, поддержано чайно-бутербродным ларьком и навесом над столиками, построенными на берегу пруда; оранжерея второй очереди – из трех частей, с гидропоникой, цветами, экзотическими растениями и с решетчатыми фасадами, напоминающими, по словам авторов, кожу ананаса – поддержана мини-огородом с северной части, где уже сейчас на высоких грядках проросла озимая рожь, редиска и прижились клубничные усы. Будущая зона мастер-классов со столярными станками в южной части перекликается с детской площадкой-«стройкой», где можно постучать молотком и выпилить что-то пилой – ее планируется открыть вскоре. Авторы проекта намеренно распределили все функции между двумя очередями строительства так, чтобы первая очередь сразу была максимально насыщенной, разнообразной и нескучной.
Площадка DIY. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
Мастесркие. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
План мастерских. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
Оранжерея. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
План оранжереи. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus

Но вернемся к впечатлениям от реализованной части фермы. Небольшой парк сейчас занимает около полутора гектаров, а его центральная часть, если исключить хозяйственный сарай на периферии участка – и того меньше, наверное, около гектара, нечто среднее между парком и сквером. Между тем перепад высот (от входа нужно спускаться по лестнице), пруд и речка делают мини-парк очень разнообразным. Архитектура павильонов также рассчитана на то, чтобы поддержать богатство впечатлений: павильоны, спроектированные разными архитекторами бюро, все деревянные, но все – очень разные. Показывая их журналистам, авторы даже рассуждали о том, какова разница между домиками, спроектированными мужчинами и женщинами. Разница и впрямь есть, различие «рук» и приемов, вчерне объединенных материалом, ощущается вполне, впрочем также как и авторство WOWhaus в целом.

Здесь нет никакой симметрии и пафоса, все постройки, даже самые капитальные и утепленные – хлев и крольчатник – остаются в рамках легкой павильонной архитектуры. Бетонные дорожки чередуются с пятнами ярко-белого мраморного гравия, к двум островкам на пруду переброшены деревянные мостики со скамейками, а граница деревянного настила, приподнятого на ножках и идущего вдоль реки, испещрена прямоугольными выступами – маленькими пирсами, вероятно, рассчитанными на будущую рыбалку. Все разбросано по участку, прозрачно, решетчато, кровли асимметричны, постройки стремятся «раствориться» в пространстве, выпуская наружу террасы, кровли, стойки. Архитектура удерживается на грани эстетики чистого фестивального творчества, наподобие «Городов» или «Архстояния» – и собственно павильонно-паркового строительства, более капитального и качественного, но все же воздушного и свободно позволяющего себе игру контрастов.
Домик для мастер-классов (слева) и хлев (справа). Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Городская ферма на ВДНХ. Общий вид, 1 очередь, проект © WOWhaus
Городская ферма на ВДНХ. План фермы © WOWhaus
Деревянный настил вдоль реки в «зоне рыболовства». Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Зона рыбалки. Общий вид. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь, проект © WOWhaus

Находиться в этом тематическом саду приятно – и в то же время он вызывает массу ассоциаций. Первая, условно говоря, самая старая – парковые затеи сентиментализма конца XVIII века. Многие знают, что у Марии Антуанетты была в Версальском парке собственная ферма, где она доила коров, на снимая кринолина. Дойка козы для детей в 13:45 на городской ферме чем-то похожа, как попытка приблизить к сельхозреальности человека, в принципе оторванного от деревенского быта. Собственно, городские фермы Европы происходят от тех затей эпохи энциклопедистов, а московская ферма наследует их уже опосредованно. И все же общего много: с одной стороны, подчеркнутая ставка на естественность и неяркость – в частности, хотя к дню города на землю постелили рулонные газоны, архитекторы говорят, что под ними есть семена клеверов и трав, к следующему году они прорастут и все будет выглядеть более природно. Часть деревянных построек, например хлев и беседка для мастер-классов, затонированы в серо-коричневатый цвет, а часть дерева оставлена как есть, но опять же авторы рассчитывают на то, что к следующему году они естественным образом приобретут сероватую серебристость. Любимым материалом – теперь – авторы называют лиственничный гонт, дранку, который покрыт островерхий ларек-кафе, который рабочие прозвали «карандашом» – действительно, очень похож, особенно издали. Из той же дранки и той же формы – птичники на другом берегу пруда, они перекликаются между собой. А материал любим за фактурность, теплоту и естественность. Он тоже должен посереть от дождей. Вспоминаем деревенские дома – пусть не солома, а дранка здесь неспроста, в ней мощный заряд пасторальности, образная квинтэссенция фермы.
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Птичники. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Птичники. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

С другой стороны, ни одна ферма, сооруженная на волне сентименталистского приобщения горожан к природе, не похожа на настоящую. Что авторы тоже понимают, прямо признаваясь, что знакомить детей с промышленным разведением животных травматично и негуманно. Представим себе куриц на конвейере; здешние куры и гуси по сравнению с ними – что лебеди на Патриарших. Ферма больше похожа на тематический мини-зоопарк, осликов вычесывают каждый день. Миниатюрные африканские коровы с горбами как у верблюда почти не дают молока, зато невелики и экзотичны. Запаха почти нет – вентиляция хорошо продумана, ничего общего с павильоном «Свиноводство», который так шокировал меня в детстве. Словом, сейчас, когда одна из главных задач для городского ребенка, поступающего в школу – выучить домашних животных и понять, что кроме кота, ежа и черепахи есть еще такое вот зверье с крестьянского двора – для этого ферма очень полезна.

Если мы забудем на некоторое время о прото-ферме Марии Антуанетты, то второй ярчайшей ассоциацией будет всемирная Экспо, которая еще не закончила работать в Милане. В этом году она посвящена производству еды, то есть фактически тому же самому, чему и городская ферма WOWhaus, и переклички между здешним огородом и проектом Slow food Херцога и де Мерона вполне ощутимы, начиная от клубники и редиски, формы грядок, то высоких, то подвешенных, то встроенных в стену, и заканчивая характерной формой опор, расходящихся из одной точки кверху. Впрочем, на миланской Экспо полно растений, а животные только на картинках.
Клубника на грядках Городской фермы на ВДНХ. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Хлев, оранжевые решетки загонов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Всемирные выставки, тема последней из которых отчасти удачно совпала с сюжетом фермы, были прообразом советских кустарно-промышленных выставок, и здесь мы попадаем уже в область влияния самого непосредственного, московского контекста. Несложно заметить, что «Городская ферма» во многом похожа на миниатюрную копию сельскохозяйственной части ВДНХ – исключая национальные павильоны, но с «кустарной» составляющей, с кафе и развлечениями. Если внимательно посмотреть со стороны хлева на другую сторону пруда, то киоск-карандаш окажется похож на ракету, а вышка спасателей ее стартовым модулем, отъехавшим на другой берег речки: один из узнаваемых символов советской выставки достижений – «с нами», но исполнен в дереве, как адронный коллайдер Полисского, как образ техногенного символа в нарочито неподходящем материале.
Кафе, «карандаш» и навес. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Киоск. Фасады и аксонометрия.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Кафе, «карандаш» и навес. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus

Между тем сходство с мини-ВДНХ не отменяет другого прообраза – деревянные постройки фермы напоминают первую выставку, кустарно-промышленную ВСХВ на месте Парка Горького (в обустройство которого WOWhaus вложил немало сил, что тоже важно). Узнаваемо многое: склонность к решетчатым и фахверковым (или похожим) конструкциям, разнобой авторских почерков, и некоторый очень условный деревянный классицизм. Неизбежно-парадный хлев, самое большое и теплое помещение, с двумя асимметричными шипцами кровли и металлической винтовой лестнице на балкон, напоминает базилику. Вышка спасателей – «Махорку». Ромбический навес кафе похож со стороны реки на периптер в духе Чипперфильда (эта тема нередка в парках, и WOWhaus-у уже приходилось строить подобные вещи), а со стороны пруда, из-за высоко поднятого угла кровли – на отраженный водой, почти совершенно классический, и в то же время очень в духе ВСХВ-ВДНХ портик – он виден лишь с одного ракурса и при движении вскоре исчезает, распадается. Но белый цвет внешнего контура опор при натуральном дереве опор внутренних очень помогает подчеркнуть классическую тему – получается своего рода деревянный мрамор. Помогает и соседство сталинской трансформаторной будки с настоящими, в отличие от легкого навеса кафе, плотными и каннелированными дорическими колоннами, тоже покрашенной в белый цвет.
Хлев. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Вышка спасателей. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Спасательная вышка. Аксонометрия.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Навес кафе. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Вид на кафе: навес и ларек-карандаш. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Навес при киоске. Аксонометрия. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Навес при киоске. План и фасад.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Сарай для кормов и техники. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Кормовой сарай и сарай для техники. Аксонометрии и общий вид. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus

Вид образуется не только выставочный, но и условно-усадебный, особенно благодаря пруду и островам. Портик навеса – дворец, карандаш – обелиск. Цветы в кадках – спинках скамеек, расположились на уровне глаз, как в Британском павильоне Экспо – они тоже усадебно-дачные, крупные и яркие, а не лаванда и не модные злаки. Тема поймана, все же мы в городской деревне. Впрочем образность не переступает грани, не превращается в стилизацию ни авангарда, ни чего-либо еще, а остается, как уже говорилось, в рамках современной парковой стилистики.
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Получается, что ферма – еще и очень осмысленная затея, вернее наполненная смыслами, которые выстраиваются в цепочку от коров Марии Антуанетты – к сельскохозяйственному акценту советских экспо – и к современным городским фермам, детской образовательной забаве и эко-поискам нашего времени, представленным сейчас в Милане. Затея получается многократно в тренде. Архитектурно же авторы приводят несколько помпезный образ ВДНХ к его деревянному, полуавангардному, полу-неоклассическому историческому прообразу – ВСХВ, попутно нанизывая свои важные московские работы на одну цепочку. Можно даже понять это так: первая выставка 1923 года была в еще непмановской и сельскохозяйственной стране, она была деревянная и веселая, почти ярмарка; тогда большинство детей были крестьянские. С тех пор были дети рабочих, дети мэ-нэ-эсов, дети офисных воротничков… И выставка, переместившись, стала пышнее и пафоснее, отодвинув «сельскую промышленность» на задворки, а потом и вовсе забыв. «Городская ферма» – прививка темы в формате городского развлечения, закольцовывает историю в игровой форме. Впрочем, куда и как замкнется история – мы, к счастью, пока точно не знаем. А погулять приятно. И вечером все очень красиво светится.
 
Навес кафе. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Крольчатник. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Голубятня. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Генплан 1 и 2 очереди. Городская ферма на ВДНХ. Генеральный план © WOWhaus
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь
Россия, Москва, ВДНХ, Каменский пруд №5

Авторский коллектив:
Руководители мастерской: Д. Ликин, О. Шапиро
Ведущий архитектор: А. Зайцева
Архитекторы: Г. Галкин, А. Измакова, А. Ким, И. Коренков, М. Леонова, Д. Листопад, Д. Маншилин, Е. Решетов, М. Хохлова, М. Ярмаркина
Генеральный план: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий
Предпроектное исследование: КБ23 (К. Паливода, М. Любавин), консультант – Е. Сыса
Дендролог: Л. Мозгунова
Конструктор: С. Белугин

3.2015 — 7.2015 / 2016 — 2017

14 Сентября 2015

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
WOWHAUS: другие проекты
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Подсчёт по осени
Прошедшей осенью и в конце лета 2016 издано шесть монографий известных архитектурных мастерских: ADM, UNK project, Wowhaus, Арт-Бля, бюро Евгения Герасимова, Цимайло & Ляшенко. Рассказываем обо всех.
Территория коммуникации
Новый офис бюро Wowhaus в Центре дизайна и архитектуры Artplay – не только максимально удобное рабочее пространство, но и воплощение творческих принципов архитекторов, их понимания философии общественной территории.
Убежище для Шекспира
Разговор с победителем конкурса «Дом для Шекспира», архитектором бюро Wowhaus Есбергеном Сабитовым и руководителем мастерской Олегом Шапиро о том, как башня стала домом для великого драматурга.
Похожие статьи
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Возвышение двора
Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.
Поликарбонат над рекой
Студенческий центр Powerhouse для Белойтского колледжа в штате Висконсин – реконструированная по проекту Studio Gang историческая электростанция.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Новое внутри старого
В ходе реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене KAAN Architecten полностью скрыли современное крыло внутри исторического здания, чтобы не нарушать его облик.
Мост на 14 000 «лампочек»
Пешеходный мост близ Штутгарта получил эффектный облик благодаря единству пролетного строения и опорной конструкции. Проект разработан инженерами schlaich bergermann partner.
Водная стихия
Плавучий павильон Teahouse Ø по проекту бюро PAN- PROJECTS «обживает» каналы Копенгагена как общественное пространство.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Стена и башня
Архитекторы ОСА в поисках решений, которые можно противопоставить среде малоэтажной застройки в центре Хабаровска, а также возможности вставить новое слово в разговор о массовом жилье.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни