English version

Размышления на городской ферме

«Городская ферма» на ВДНХ – развлекательно-образовательный проект, призванный знакомить детей с сельскими животными, с архитектурной точки зрения не только объединяет многие наработки бюро WOWhaus, но и служит прививкой облегченной версии ВСХВ к ВДНХ.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь
Россия, Москва, ВДНХ, Каменский пруд №5

Авторский коллектив:
Руководители мастерской: Д. Ликин, О. Шапиро
Ведущий архитектор: А. Зайцева
Архитекторы: Г. Галкин, А. Измакова, А. Ким, И. Коренков, М. Леонова, Д. Листопад, Д. Маншилин, Е. Решетов, М. Хохлова, М. Ярмаркина
Генеральный план: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий
Предпроектное исследование: КБ23 (К. Паливода, М. Любавин), консультант – Е. Сыса
Дендролог: Л. Мозгунова
Конструктор: С. Белугин

3.2015 — 7.2015 / 2016 — 2017
В этом сентябре городские проекты благоустройства вызвали бурные споры. Но пока журналисты и блогеры обсуждают Триумфальную площадь, сравнивая ее с Крымской набережной, архитекторы бюро WOWhaus, известные первопроходцы в области преобразования общественных пространств Москвы, открыли на ВДНХ построенную ими за прошедшее лето первую очередь «Городской фермы» – проекта, типологически совершенно нового для Москвы (хотя в Подмосковье похожие парки встречаются). Ферма расположена, на самом дальнем краю выставки – у Лихоборского проезда и Сельскохозяйственной улицы, недалеко от метро «Ботанический сад».

Река Каменка, питающая каскад прудов, которые спускаются из Ботанического сада к всероссийской выставке, недалеко отсюда впадает в Яузу, образуя за последней плотиной самый маленький пруд – Пятый каменский. Справа, к югу от пруда стоял сгоревший в 2005 году павильон «Охота и звероводство» – с мини-зоопарком за ажурным арочным фасадом; от него сохранились только две скульптуры «Охотника» и «Лисятницы». Эта территория, как и вообще северная часть ВДНХ, за два последние десятилетия превратилась в настоящие задворки, место частных резиденций, кочующих шашлычных, бань и ресторанов, которые разводят в прудах рыбу, предлагая клиентам самолично выловить добычу, которую затем приготовят на кухне. Один из таких ресторанов, «Форелевая речка», был и на Пятом каменском пруду (пруд и русло речки здесь разделяются, и аттракцион получается двойным). Администрация ВДНХ закрыла ресторан в 2014 году, и затем пригласила архитекторов WOWhaus обустроить территорию.
Панорама. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Слева направо: Алена Зайцева, ведущий архитектор проекта; Дарья Листопад, архитектор проекта; Мария Селтен, коммерческий директор «Городской фермы» на ВДНХ проводят экскурсию по ферме для журналистов, 09/2015. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Изучив историю и окрестности, архитекторы вскоре пришли к выводу, что эта часть ВДНХ, в отличие от центральной, с ее павильонами республик и космоса, посвящена скорее сельскому хозяйству, вспомнили и о зоопарке охотничьего павильона и предложили создать городскую ферму – разновидность зоопарка, где дети могут увидеть домашних животных и научиться за ними ухаживать на разнообразных мастер-классах. Такие фермы распространены в Европе, хотя, как говорят авторы проекта, они прекрасны и естественны, но как правило не интересны с архитектурной точки зрения, – а WOWhaus решил создать в Москве «идеальную ферму», чистую, просторную, удобную и уютную – образцовую, «как и вся ВДНХ». Что и было сделано после предпроектного и маркетингового исследования, проведенного специалистами по преобразованию территорий КБ23.

Главный сюжет проекта – собственно ферма, она стала ядром первой очереди, полностью построена и уже практически заселена: не приехали только голуби в голубятню, а козы, овцы, ослики и мини-коровы уже обживают теплый хлев; кролики размножаются в крольчатнике, породистые куры, гуси с горбатыми носами и утки с красивыми хохолками на головах плавают в пруду и несутся в домиках-птичниках. Рядом с прудом – большая детская площадка, похожая на ту, которую WOWhaus построил в Саду Баумана на Басманной – оборудованная для детей с ограниченными возможностями и сгруппированная вдоль осевой дороги-горки, без лестниц. Реализованная первая очередь фермы заняла большую, северную часть территории, вокруг пруда и речки. На речке запланирована «зона рыболовства», дань памяти места. Сейчас на уже работающую Городскую ферму можно попасть через небольшой входной павильон со стороны павильона «Кролиководство» (билет – 200 р., и у фермы, как рассказывают организаторы, уже появились первые постоянные посетители).
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Детская площадка и лежаки на «пляже» перед прудом. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Вторую очередь – в южной части территории, с будущим главным входом поблизости от скульптур – планируется полностью или частично реализовать к декабрю. Здесь будут сгруппированы функции дополняющие ферму, которые уже перекликаются со своими мини-представителями в реализованной части: большое кафе, запланированное при главном входе, поддержано чайно-бутербродным ларьком и навесом над столиками, построенными на берегу пруда; оранжерея второй очереди – из трех частей, с гидропоникой, цветами, экзотическими растениями и с решетчатыми фасадами, напоминающими, по словам авторов, кожу ананаса – поддержана мини-огородом с северной части, где уже сейчас на высоких грядках проросла озимая рожь, редиска и прижились клубничные усы. Будущая зона мастер-классов со столярными станками в южной части перекликается с детской площадкой-«стройкой», где можно постучать молотком и выпилить что-то пилой – ее планируется открыть вскоре. Авторы проекта намеренно распределили все функции между двумя очередями строительства так, чтобы первая очередь сразу была максимально насыщенной, разнообразной и нескучной.
Площадка DIY. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
Мастесркие. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
План мастерских. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
Оранжерея. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
План оранжереи. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus

Но вернемся к впечатлениям от реализованной части фермы. Небольшой парк сейчас занимает около полутора гектаров, а его центральная часть, если исключить хозяйственный сарай на периферии участка – и того меньше, наверное, около гектара, нечто среднее между парком и сквером. Между тем перепад высот (от входа нужно спускаться по лестнице), пруд и речка делают мини-парк очень разнообразным. Архитектура павильонов также рассчитана на то, чтобы поддержать богатство впечатлений: павильоны, спроектированные разными архитекторами бюро, все деревянные, но все – очень разные. Показывая их журналистам, авторы даже рассуждали о том, какова разница между домиками, спроектированными мужчинами и женщинами. Разница и впрямь есть, различие «рук» и приемов, вчерне объединенных материалом, ощущается вполне, впрочем также как и авторство WOWhaus в целом.

Здесь нет никакой симметрии и пафоса, все постройки, даже самые капитальные и утепленные – хлев и крольчатник – остаются в рамках легкой павильонной архитектуры. Бетонные дорожки чередуются с пятнами ярко-белого мраморного гравия, к двум островкам на пруду переброшены деревянные мостики со скамейками, а граница деревянного настила, приподнятого на ножках и идущего вдоль реки, испещрена прямоугольными выступами – маленькими пирсами, вероятно, рассчитанными на будущую рыбалку. Все разбросано по участку, прозрачно, решетчато, кровли асимметричны, постройки стремятся «раствориться» в пространстве, выпуская наружу террасы, кровли, стойки. Архитектура удерживается на грани эстетики чистого фестивального творчества, наподобие «Городов» или «Архстояния» – и собственно павильонно-паркового строительства, более капитального и качественного, но все же воздушного и свободно позволяющего себе игру контрастов.
Домик для мастер-классов (слева) и хлев (справа). Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Городская ферма на ВДНХ. Общий вид, 1 очередь, проект © WOWhaus
Городская ферма на ВДНХ. План фермы © WOWhaus
Деревянный настил вдоль реки в «зоне рыболовства». Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Зона рыбалки. Общий вид. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь, проект © WOWhaus

Находиться в этом тематическом саду приятно – и в то же время он вызывает массу ассоциаций. Первая, условно говоря, самая старая – парковые затеи сентиментализма конца XVIII века. Многие знают, что у Марии Антуанетты была в Версальском парке собственная ферма, где она доила коров, на снимая кринолина. Дойка козы для детей в 13:45 на городской ферме чем-то похожа, как попытка приблизить к сельхозреальности человека, в принципе оторванного от деревенского быта. Собственно, городские фермы Европы происходят от тех затей эпохи энциклопедистов, а московская ферма наследует их уже опосредованно. И все же общего много: с одной стороны, подчеркнутая ставка на естественность и неяркость – в частности, хотя к дню города на землю постелили рулонные газоны, архитекторы говорят, что под ними есть семена клеверов и трав, к следующему году они прорастут и все будет выглядеть более природно. Часть деревянных построек, например хлев и беседка для мастер-классов, затонированы в серо-коричневатый цвет, а часть дерева оставлена как есть, но опять же авторы рассчитывают на то, что к следующему году они естественным образом приобретут сероватую серебристость. Любимым материалом – теперь – авторы называют лиственничный гонт, дранку, который покрыт островерхий ларек-кафе, который рабочие прозвали «карандашом» – действительно, очень похож, особенно издали. Из той же дранки и той же формы – птичники на другом берегу пруда, они перекликаются между собой. А материал любим за фактурность, теплоту и естественность. Он тоже должен посереть от дождей. Вспоминаем деревенские дома – пусть не солома, а дранка здесь неспроста, в ней мощный заряд пасторальности, образная квинтэссенция фермы.
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Птичники. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Птичники. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

С другой стороны, ни одна ферма, сооруженная на волне сентименталистского приобщения горожан к природе, не похожа на настоящую. Что авторы тоже понимают, прямо признаваясь, что знакомить детей с промышленным разведением животных травматично и негуманно. Представим себе куриц на конвейере; здешние куры и гуси по сравнению с ними – что лебеди на Патриарших. Ферма больше похожа на тематический мини-зоопарк, осликов вычесывают каждый день. Миниатюрные африканские коровы с горбами как у верблюда почти не дают молока, зато невелики и экзотичны. Запаха почти нет – вентиляция хорошо продумана, ничего общего с павильоном «Свиноводство», который так шокировал меня в детстве. Словом, сейчас, когда одна из главных задач для городского ребенка, поступающего в школу – выучить домашних животных и понять, что кроме кота, ежа и черепахи есть еще такое вот зверье с крестьянского двора – для этого ферма очень полезна.

Если мы забудем на некоторое время о прото-ферме Марии Антуанетты, то второй ярчайшей ассоциацией будет всемирная Экспо, которая еще не закончила работать в Милане. В этом году она посвящена производству еды, то есть фактически тому же самому, чему и городская ферма WOWhaus, и переклички между здешним огородом и проектом Slow food Херцога и де Мерона вполне ощутимы, начиная от клубники и редиски, формы грядок, то высоких, то подвешенных, то встроенных в стену, и заканчивая характерной формой опор, расходящихся из одной точки кверху. Впрочем, на миланской Экспо полно растений, а животные только на картинках.
Клубника на грядках Городской фермы на ВДНХ. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Хлев, оранжевые решетки загонов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Всемирные выставки, тема последней из которых отчасти удачно совпала с сюжетом фермы, были прообразом советских кустарно-промышленных выставок, и здесь мы попадаем уже в область влияния самого непосредственного, московского контекста. Несложно заметить, что «Городская ферма» во многом похожа на миниатюрную копию сельскохозяйственной части ВДНХ – исключая национальные павильоны, но с «кустарной» составляющей, с кафе и развлечениями. Если внимательно посмотреть со стороны хлева на другую сторону пруда, то киоск-карандаш окажется похож на ракету, а вышка спасателей ее стартовым модулем, отъехавшим на другой берег речки: один из узнаваемых символов советской выставки достижений – «с нами», но исполнен в дереве, как адронный коллайдер Полисского, как образ техногенного символа в нарочито неподходящем материале.
Кафе, «карандаш» и навес. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Киоск. Фасады и аксонометрия.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Кафе, «карандаш» и навес. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus

Между тем сходство с мини-ВДНХ не отменяет другого прообраза – деревянные постройки фермы напоминают первую выставку, кустарно-промышленную ВСХВ на месте Парка Горького (в обустройство которого WOWhaus вложил немало сил, что тоже важно). Узнаваемо многое: склонность к решетчатым и фахверковым (или похожим) конструкциям, разнобой авторских почерков, и некоторый очень условный деревянный классицизм. Неизбежно-парадный хлев, самое большое и теплое помещение, с двумя асимметричными шипцами кровли и металлической винтовой лестнице на балкон, напоминает базилику. Вышка спасателей – «Махорку». Ромбический навес кафе похож со стороны реки на периптер в духе Чипперфильда (эта тема нередка в парках, и WOWhaus-у уже приходилось строить подобные вещи), а со стороны пруда, из-за высоко поднятого угла кровли – на отраженный водой, почти совершенно классический, и в то же время очень в духе ВСХВ-ВДНХ портик – он виден лишь с одного ракурса и при движении вскоре исчезает, распадается. Но белый цвет внешнего контура опор при натуральном дереве опор внутренних очень помогает подчеркнуть классическую тему – получается своего рода деревянный мрамор. Помогает и соседство сталинской трансформаторной будки с настоящими, в отличие от легкого навеса кафе, плотными и каннелированными дорическими колоннами, тоже покрашенной в белый цвет.
Хлев. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Вышка спасателей. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Спасательная вышка. Аксонометрия.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Навес кафе. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Вид на кафе: навес и ларек-карандаш. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Навес при киоске. Аксонометрия. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Навес при киоске. План и фасад.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Сарай для кормов и техники. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Кормовой сарай и сарай для техники. Аксонометрии и общий вид. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus

Вид образуется не только выставочный, но и условно-усадебный, особенно благодаря пруду и островам. Портик навеса – дворец, карандаш – обелиск. Цветы в кадках – спинках скамеек, расположились на уровне глаз, как в Британском павильоне Экспо – они тоже усадебно-дачные, крупные и яркие, а не лаванда и не модные злаки. Тема поймана, все же мы в городской деревне. Впрочем образность не переступает грани, не превращается в стилизацию ни авангарда, ни чего-либо еще, а остается, как уже говорилось, в рамках современной парковой стилистики.
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Получается, что ферма – еще и очень осмысленная затея, вернее наполненная смыслами, которые выстраиваются в цепочку от коров Марии Антуанетты – к сельскохозяйственному акценту советских экспо – и к современным городским фермам, детской образовательной забаве и эко-поискам нашего времени, представленным сейчас в Милане. Затея получается многократно в тренде. Архитектурно же авторы приводят несколько помпезный образ ВДНХ к его деревянному, полуавангардному, полу-неоклассическому историческому прообразу – ВСХВ, попутно нанизывая свои важные московские работы на одну цепочку. Можно даже понять это так: первая выставка 1923 года была в еще непмановской и сельскохозяйственной стране, она была деревянная и веселая, почти ярмарка; тогда большинство детей были крестьянские. С тех пор были дети рабочих, дети мэ-нэ-эсов, дети офисных воротничков… И выставка, переместившись, стала пышнее и пафоснее, отодвинув «сельскую промышленность» на задворки, а потом и вовсе забыв. «Городская ферма» – прививка темы в формате городского развлечения, закольцовывает историю в игровой форме. Впрочем, куда и как замкнется история – мы, к счастью, пока точно не знаем. А погулять приятно. И вечером все очень красиво светится.
 
Навес кафе. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Крольчатник. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Голубятня. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Генплан 1 и 2 очереди. Городская ферма на ВДНХ. Генеральный план © WOWhaus
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь
Россия, Москва, ВДНХ, Каменский пруд №5

Авторский коллектив:
Руководители мастерской: Д. Ликин, О. Шапиро
Ведущий архитектор: А. Зайцева
Архитекторы: Г. Галкин, А. Измакова, А. Ким, И. Коренков, М. Леонова, Д. Листопад, Д. Маншилин, Е. Решетов, М. Хохлова, М. Ярмаркина
Генеральный план: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий
Предпроектное исследование: КБ23 (К. Паливода, М. Любавин), консультант – Е. Сыса
Дендролог: Л. Мозгунова
Конструктор: С. Белугин

3.2015 — 7.2015 / 2016 — 2017

14 Сентября 2015

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
WOWHAUS: другие проекты
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Подсчёт по осени
Прошедшей осенью и в конце лета 2016 издано шесть монографий известных архитектурных мастерских: ADM, UNK project, Wowhaus, Арт-Бля, бюро Евгения Герасимова, Цимайло & Ляшенко. Рассказываем обо всех.
Территория коммуникации
Новый офис бюро Wowhaus в Центре дизайна и архитектуры Artplay – не только максимально удобное рабочее пространство, но и воплощение творческих принципов архитекторов, их понимания философии общественной территории.
Убежище для Шекспира
Разговор с победителем конкурса «Дом для Шекспира», архитектором бюро Wowhaus Есбергеном Сабитовым и руководителем мастерской Олегом Шапиро о том, как башня стала домом для великого драматурга.
Похожие статьи
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Стальная живопись
Панели из нержавеющей стали на «Башне» Фрэнка Гери в арт-центре LUMA в Арле задуманы как мазки кисти Ван Гога.
Стеклянное облако
На морском курорте Циньхуандао на северо-востоке Китая строится «Облачный центр» по проекту пекинского бюро MAD.
Путь света
В знаменитый дворец императора Нерона – «Золотой дом» в Риме – теперь ведет новый вход по проекту Stefano Boeri Architetti.
Импортная типология
Комплекс доступного жилья с начальной школой по проекту бюро Henley Halebrown в лондонском районе Хакни основан на «центральноевропейском» типе жилой башни.
Силуэт прошлого
Внутренний двор музея и библиотеки в Цзяшане на востоке Китая напоминает силуэтом традиционную печь для обжига керамики, которыми славился этот город.
Штрихи современности
Открылся после реконструкции музей истории Парижа – Карнавале: в команде проекта архитекторы Snøhetta отвечали за новшества.
Обратная пропорция
В Центре инноваций INES университета чилийской области Био-Био по замыслу архитекторов Pezo von Ellrichshausen пространства для совместной и индивидуальной работы обратно пропорциональны друг другу.
Геометрические игры
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, архитекторы Studio Ardete снабдили офисное здание выразительным фасадом с асимметричными балконами, оставшись в жестких рамках бюджета.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Технологии и материалы
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.