English version

Размышления на городской ферме

«Городская ферма» на ВДНХ – развлекательно-образовательный проект, призванный знакомить детей с сельскими животными, с архитектурной точки зрения не только объединяет многие наработки бюро WOWhaus, но и служит прививкой облегченной версии ВСХВ к ВДНХ.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь
Россия, Москва, ВДНХ, Каменский пруд №5

Авторский коллектив:
Руководители мастерской: Д. Ликин, О. Шапиро
Ведущий архитектор: А. Зайцева
Архитекторы: Г. Галкин, А. Измакова, А. Ким, И. Коренков, М. Леонова, Д. Листопад, Д. Маншилин, Е. Решетов, М. Хохлова, М. Ярмаркина
Генеральный план: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий
Предпроектное исследование: КБ23 (К. Паливода, М. Любавин), консультант – Е. Сыса
Дендролог: Л. Мозгунова
Конструктор: С. Белугин

3.2015 — 7.2015 / 2016 — 2017
В этом сентябре городские проекты благоустройства вызвали бурные споры. Но пока журналисты и блогеры обсуждают Триумфальную площадь, сравнивая ее с Крымской набережной, архитекторы бюро WOWhaus, известные первопроходцы в области преобразования общественных пространств Москвы, открыли на ВДНХ построенную ими за прошедшее лето первую очередь «Городской фермы» – проекта, типологически совершенно нового для Москвы (хотя в Подмосковье похожие парки встречаются). Ферма расположена, на самом дальнем краю выставки – у Лихоборского проезда и Сельскохозяйственной улицы, недалеко от метро «Ботанический сад».

Река Каменка, питающая каскад прудов, которые спускаются из Ботанического сада к всероссийской выставке, недалеко отсюда впадает в Яузу, образуя за последней плотиной самый маленький пруд – Пятый каменский. Справа, к югу от пруда стоял сгоревший в 2005 году павильон «Охота и звероводство» – с мини-зоопарком за ажурным арочным фасадом; от него сохранились только две скульптуры «Охотника» и «Лисятницы». Эта территория, как и вообще северная часть ВДНХ, за два последние десятилетия превратилась в настоящие задворки, место частных резиденций, кочующих шашлычных, бань и ресторанов, которые разводят в прудах рыбу, предлагая клиентам самолично выловить добычу, которую затем приготовят на кухне. Один из таких ресторанов, «Форелевая речка», был и на Пятом каменском пруду (пруд и русло речки здесь разделяются, и аттракцион получается двойным). Администрация ВДНХ закрыла ресторан в 2014 году, и затем пригласила архитекторов WOWhaus обустроить территорию.
Панорама. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Слева направо: Алена Зайцева, ведущий архитектор проекта; Дарья Листопад, архитектор проекта; Мария Селтен, коммерческий директор «Городской фермы» на ВДНХ проводят экскурсию по ферме для журналистов, 09/2015. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Изучив историю и окрестности, архитекторы вскоре пришли к выводу, что эта часть ВДНХ, в отличие от центральной, с ее павильонами республик и космоса, посвящена скорее сельскому хозяйству, вспомнили и о зоопарке охотничьего павильона и предложили создать городскую ферму – разновидность зоопарка, где дети могут увидеть домашних животных и научиться за ними ухаживать на разнообразных мастер-классах. Такие фермы распространены в Европе, хотя, как говорят авторы проекта, они прекрасны и естественны, но как правило не интересны с архитектурной точки зрения, – а WOWhaus решил создать в Москве «идеальную ферму», чистую, просторную, удобную и уютную – образцовую, «как и вся ВДНХ». Что и было сделано после предпроектного и маркетингового исследования, проведенного специалистами по преобразованию территорий КБ23.

Главный сюжет проекта – собственно ферма, она стала ядром первой очереди, полностью построена и уже практически заселена: не приехали только голуби в голубятню, а козы, овцы, ослики и мини-коровы уже обживают теплый хлев; кролики размножаются в крольчатнике, породистые куры, гуси с горбатыми носами и утки с красивыми хохолками на головах плавают в пруду и несутся в домиках-птичниках. Рядом с прудом – большая детская площадка, похожая на ту, которую WOWhaus построил в Саду Баумана на Басманной – оборудованная для детей с ограниченными возможностями и сгруппированная вдоль осевой дороги-горки, без лестниц. Реализованная первая очередь фермы заняла большую, северную часть территории, вокруг пруда и речки. На речке запланирована «зона рыболовства», дань памяти места. Сейчас на уже работающую Городскую ферму можно попасть через небольшой входной павильон со стороны павильона «Кролиководство» (билет – 200 р., и у фермы, как рассказывают организаторы, уже появились первые постоянные посетители).
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Детская площадка и лежаки на «пляже» перед прудом. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Вторую очередь – в южной части территории, с будущим главным входом поблизости от скульптур – планируется полностью или частично реализовать к декабрю. Здесь будут сгруппированы функции дополняющие ферму, которые уже перекликаются со своими мини-представителями в реализованной части: большое кафе, запланированное при главном входе, поддержано чайно-бутербродным ларьком и навесом над столиками, построенными на берегу пруда; оранжерея второй очереди – из трех частей, с гидропоникой, цветами, экзотическими растениями и с решетчатыми фасадами, напоминающими, по словам авторов, кожу ананаса – поддержана мини-огородом с северной части, где уже сейчас на высоких грядках проросла озимая рожь, редиска и прижились клубничные усы. Будущая зона мастер-классов со столярными станками в южной части перекликается с детской площадкой-«стройкой», где можно постучать молотком и выпилить что-то пилой – ее планируется открыть вскоре. Авторы проекта намеренно распределили все функции между двумя очередями строительства так, чтобы первая очередь сразу была максимально насыщенной, разнообразной и нескучной.
Площадка DIY. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
Мастесркие. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
План мастерских. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
Оранжерея. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
План оранжереи. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus

Но вернемся к впечатлениям от реализованной части фермы. Небольшой парк сейчас занимает около полутора гектаров, а его центральная часть, если исключить хозяйственный сарай на периферии участка – и того меньше, наверное, около гектара, нечто среднее между парком и сквером. Между тем перепад высот (от входа нужно спускаться по лестнице), пруд и речка делают мини-парк очень разнообразным. Архитектура павильонов также рассчитана на то, чтобы поддержать богатство впечатлений: павильоны, спроектированные разными архитекторами бюро, все деревянные, но все – очень разные. Показывая их журналистам, авторы даже рассуждали о том, какова разница между домиками, спроектированными мужчинами и женщинами. Разница и впрямь есть, различие «рук» и приемов, вчерне объединенных материалом, ощущается вполне, впрочем также как и авторство WOWhaus в целом.

Здесь нет никакой симметрии и пафоса, все постройки, даже самые капитальные и утепленные – хлев и крольчатник – остаются в рамках легкой павильонной архитектуры. Бетонные дорожки чередуются с пятнами ярко-белого мраморного гравия, к двум островкам на пруду переброшены деревянные мостики со скамейками, а граница деревянного настила, приподнятого на ножках и идущего вдоль реки, испещрена прямоугольными выступами – маленькими пирсами, вероятно, рассчитанными на будущую рыбалку. Все разбросано по участку, прозрачно, решетчато, кровли асимметричны, постройки стремятся «раствориться» в пространстве, выпуская наружу террасы, кровли, стойки. Архитектура удерживается на грани эстетики чистого фестивального творчества, наподобие «Городов» или «Архстояния» – и собственно павильонно-паркового строительства, более капитального и качественного, но все же воздушного и свободно позволяющего себе игру контрастов.
Домик для мастер-классов (слева) и хлев (справа). Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Городская ферма на ВДНХ. Общий вид, 1 очередь, проект © WOWhaus
Городская ферма на ВДНХ. План фермы © WOWhaus
Деревянный настил вдоль реки в «зоне рыболовства». Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Зона рыбалки. Общий вид. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь, проект © WOWhaus

Находиться в этом тематическом саду приятно – и в то же время он вызывает массу ассоциаций. Первая, условно говоря, самая старая – парковые затеи сентиментализма конца XVIII века. Многие знают, что у Марии Антуанетты была в Версальском парке собственная ферма, где она доила коров, на снимая кринолина. Дойка козы для детей в 13:45 на городской ферме чем-то похожа, как попытка приблизить к сельхозреальности человека, в принципе оторванного от деревенского быта. Собственно, городские фермы Европы происходят от тех затей эпохи энциклопедистов, а московская ферма наследует их уже опосредованно. И все же общего много: с одной стороны, подчеркнутая ставка на естественность и неяркость – в частности, хотя к дню города на землю постелили рулонные газоны, архитекторы говорят, что под ними есть семена клеверов и трав, к следующему году они прорастут и все будет выглядеть более природно. Часть деревянных построек, например хлев и беседка для мастер-классов, затонированы в серо-коричневатый цвет, а часть дерева оставлена как есть, но опять же авторы рассчитывают на то, что к следующему году они естественным образом приобретут сероватую серебристость. Любимым материалом – теперь – авторы называют лиственничный гонт, дранку, который покрыт островерхий ларек-кафе, который рабочие прозвали «карандашом» – действительно, очень похож, особенно издали. Из той же дранки и той же формы – птичники на другом берегу пруда, они перекликаются между собой. А материал любим за фактурность, теплоту и естественность. Он тоже должен посереть от дождей. Вспоминаем деревенские дома – пусть не солома, а дранка здесь неспроста, в ней мощный заряд пасторальности, образная квинтэссенция фермы.
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Птичники. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Птичники. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

С другой стороны, ни одна ферма, сооруженная на волне сентименталистского приобщения горожан к природе, не похожа на настоящую. Что авторы тоже понимают, прямо признаваясь, что знакомить детей с промышленным разведением животных травматично и негуманно. Представим себе куриц на конвейере; здешние куры и гуси по сравнению с ними – что лебеди на Патриарших. Ферма больше похожа на тематический мини-зоопарк, осликов вычесывают каждый день. Миниатюрные африканские коровы с горбами как у верблюда почти не дают молока, зато невелики и экзотичны. Запаха почти нет – вентиляция хорошо продумана, ничего общего с павильоном «Свиноводство», который так шокировал меня в детстве. Словом, сейчас, когда одна из главных задач для городского ребенка, поступающего в школу – выучить домашних животных и понять, что кроме кота, ежа и черепахи есть еще такое вот зверье с крестьянского двора – для этого ферма очень полезна.

Если мы забудем на некоторое время о прото-ферме Марии Антуанетты, то второй ярчайшей ассоциацией будет всемирная Экспо, которая еще не закончила работать в Милане. В этом году она посвящена производству еды, то есть фактически тому же самому, чему и городская ферма WOWhaus, и переклички между здешним огородом и проектом Slow food Херцога и де Мерона вполне ощутимы, начиная от клубники и редиски, формы грядок, то высоких, то подвешенных, то встроенных в стену, и заканчивая характерной формой опор, расходящихся из одной точки кверху. Впрочем, на миланской Экспо полно растений, а животные только на картинках.
Клубника на грядках Городской фермы на ВДНХ. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Хлев, оранжевые решетки загонов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Всемирные выставки, тема последней из которых отчасти удачно совпала с сюжетом фермы, были прообразом советских кустарно-промышленных выставок, и здесь мы попадаем уже в область влияния самого непосредственного, московского контекста. Несложно заметить, что «Городская ферма» во многом похожа на миниатюрную копию сельскохозяйственной части ВДНХ – исключая национальные павильоны, но с «кустарной» составляющей, с кафе и развлечениями. Если внимательно посмотреть со стороны хлева на другую сторону пруда, то киоск-карандаш окажется похож на ракету, а вышка спасателей ее стартовым модулем, отъехавшим на другой берег речки: один из узнаваемых символов советской выставки достижений – «с нами», но исполнен в дереве, как адронный коллайдер Полисского, как образ техногенного символа в нарочито неподходящем материале.
Кафе, «карандаш» и навес. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Киоск. Фасады и аксонометрия.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Кафе, «карандаш» и навес. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus

Между тем сходство с мини-ВДНХ не отменяет другого прообраза – деревянные постройки фермы напоминают первую выставку, кустарно-промышленную ВСХВ на месте Парка Горького (в обустройство которого WOWhaus вложил немало сил, что тоже важно). Узнаваемо многое: склонность к решетчатым и фахверковым (или похожим) конструкциям, разнобой авторских почерков, и некоторый очень условный деревянный классицизм. Неизбежно-парадный хлев, самое большое и теплое помещение, с двумя асимметричными шипцами кровли и металлической винтовой лестнице на балкон, напоминает базилику. Вышка спасателей – «Махорку». Ромбический навес кафе похож со стороны реки на периптер в духе Чипперфильда (эта тема нередка в парках, и WOWhaus-у уже приходилось строить подобные вещи), а со стороны пруда, из-за высоко поднятого угла кровли – на отраженный водой, почти совершенно классический, и в то же время очень в духе ВСХВ-ВДНХ портик – он виден лишь с одного ракурса и при движении вскоре исчезает, распадается. Но белый цвет внешнего контура опор при натуральном дереве опор внутренних очень помогает подчеркнуть классическую тему – получается своего рода деревянный мрамор. Помогает и соседство сталинской трансформаторной будки с настоящими, в отличие от легкого навеса кафе, плотными и каннелированными дорическими колоннами, тоже покрашенной в белый цвет.
Хлев. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Вышка спасателей. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Спасательная вышка. Аксонометрия.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Навес кафе. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Вид на кафе: навес и ларек-карандаш. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Навес при киоске. Аксонометрия. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Навес при киоске. План и фасад.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Сарай для кормов и техники. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Кормовой сарай и сарай для техники. Аксонометрии и общий вид. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus

Вид образуется не только выставочный, но и условно-усадебный, особенно благодаря пруду и островам. Портик навеса – дворец, карандаш – обелиск. Цветы в кадках – спинках скамеек, расположились на уровне глаз, как в Британском павильоне Экспо – они тоже усадебно-дачные, крупные и яркие, а не лаванда и не модные злаки. Тема поймана, все же мы в городской деревне. Впрочем образность не переступает грани, не превращается в стилизацию ни авангарда, ни чего-либо еще, а остается, как уже говорилось, в рамках современной парковой стилистики.
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Получается, что ферма – еще и очень осмысленная затея, вернее наполненная смыслами, которые выстраиваются в цепочку от коров Марии Антуанетты – к сельскохозяйственному акценту советских экспо – и к современным городским фермам, детской образовательной забаве и эко-поискам нашего времени, представленным сейчас в Милане. Затея получается многократно в тренде. Архитектурно же авторы приводят несколько помпезный образ ВДНХ к его деревянному, полуавангардному, полу-неоклассическому историческому прообразу – ВСХВ, попутно нанизывая свои важные московские работы на одну цепочку. Можно даже понять это так: первая выставка 1923 года была в еще непмановской и сельскохозяйственной стране, она была деревянная и веселая, почти ярмарка; тогда большинство детей были крестьянские. С тех пор были дети рабочих, дети мэ-нэ-эсов, дети офисных воротничков… И выставка, переместившись, стала пышнее и пафоснее, отодвинув «сельскую промышленность» на задворки, а потом и вовсе забыв. «Городская ферма» – прививка темы в формате городского развлечения, закольцовывает историю в игровой форме. Впрочем, куда и как замкнется история – мы, к счастью, пока точно не знаем. А погулять приятно. И вечером все очень красиво светится.
 
Навес кафе. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Крольчатник. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Голубятня. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Генплан 1 и 2 очереди. Городская ферма на ВДНХ. Генеральный план © WOWhaus
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь
Россия, Москва, ВДНХ, Каменский пруд №5

Авторский коллектив:
Руководители мастерской: Д. Ликин, О. Шапиро
Ведущий архитектор: А. Зайцева
Архитекторы: Г. Галкин, А. Измакова, А. Ким, И. Коренков, М. Леонова, Д. Листопад, Д. Маншилин, Е. Решетов, М. Хохлова, М. Ярмаркина
Генеральный план: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий
Предпроектное исследование: КБ23 (К. Паливода, М. Любавин), консультант – Е. Сыса
Дендролог: Л. Мозгунова
Конструктор: С. Белугин

3.2015 — 7.2015 / 2016 — 2017

14 Сентября 2015

WOWHAUS: другие проекты
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.