Сеанс городской терапии

Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
Россия, Москва, Ленинский проспект, д. 6, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущий архитектор: Татьяна Старченко
Архитекторы: Ильяс Гильманов, Дарья Дордина, Алина Малышева, Александра Плотникова
При участии: София Жукова, Янина Смагина
ГИП: Алексей Жирков
Менеджер проекта: Диана Долгополова

2017 — 2018 / 3.2018 — 9.2018

Заказчик: Департамент капитального ремонта г. Москвы
Смежники: Озеленители: «Архитектура Живой Формы»; проект освещения от компании «Культура света»
Новый вход в парк Горького открыли в сентябре 2018 года на день города, как важный для города инфраструктурный объект. Так и есть: долгое время, идя или проезжая по Ленинскому проспекту, было сложно представить, что отсюда до парка рукой подать, – нет, следовало обойти угол метро, пройти по Садовому кольцу, только так мы попадали к одному из входов.

Немного истории
Заметим, что архитекторы Wowhaus работают с преобразованием парка Горького давно, с «капковских» времен. Они были первыми, кто заметно изменил парк, и с другой стороны, для бюро это одна из знаковых и стартовых реализаций. Также как впрочем и для Москвы: понятие парк Горького стало почти нарицательным – эмблемой урбанистических преобразований столицы. Голицынский пруд и Оливковый пляж, на котором хотели расставить яблони, но оливы оказались дешевле – 2011 год; Летний кинотеатр «Пионер» – 2011; павильоны и пергола – 2012; каток, основоположник больших московских катков нашего времени – 2011-2012 и так далее. Открывшаяся в 2013 Крымская набережная, помимо прочего, стала входом в парк с набережной, под мостом, с прямым переходом в реконструированную тогда же Воробьевскую набережную, принадлежащую ЦПКиО. Архитекторы аккуратно, хотя и под стоны тех, кто любил Луна-парк с аттракционами, внедряют новую концепцию и в том числе способствуют раскрытию территории, ее большей доступности и безбарьерности. Ведь правду сказать, к главному входу Щуко-Спасова мне лично и подойти-то как-то робко, кажется, что тут же остановит милиционер. Сияющий и чистый, в белой рубашке, а все же. Хотя возможно не все это ощущают и ходят себе преспокойненько через главный вход, тем более его тоже реконструировали, в 2015, поместив во фланкирующих колоннаду пилонах музей парка.

После 2013 года начинается перерыв в работе Wowhaus с парком Горького; заложив основы, архитекторы переключаются на другие проекты. Новый вход с Ленинского проспекта, завершенный осенью 2018 – своего рода возвращение. К истокам или старому другу, с грузом нового опыта и впечатлений.

Если же мы углубимся в историю еще чуть-чуть, то обнаружим, что: «Впервые идея создания сквозного прохода от Ленинского проспекта к Парку Горького была предложена еще в 1932 году в генплане Москвы авторства А. Щусева и А. Власова, но в планы архитекторов вмешалась война». Так что граница между Градской больницей и бывшим Мещанским училищем и богадельней Купеческого общества как была, так и оставалась закрытой.

«К проекту нового входа вернулись из-за быстрого развития парка Горького и музея «Гараж», – поясняют архитекторы.

Раскрытие «Гаража»
Действительно, новый вход проложен между зданиями института Стали и сплавов и территорией Первой градской больницы, – а ведет прямехонько на площадь Искусств перед музеем «Гараж», зданием шестидесятнического кафе «Времена года», реконструированного Ремом Колхасом. Площадь была открыта тогда же, когда и новое здание музея, в 2015 году, – но с тех пор подход к ней был как-то сбоку, и смотрела она на край парка и на забор еще не реконструированного Шестигранника Жолтовского, тоже предназначенного «Гаражу». Иными словами, не имела того центрального значения, которое необходимо для площади со столь громким названием.
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    1 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
    © WOWHAUS
  • zooming
    2 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Общая аксонометрия
    © WOWHAUS
  • zooming
    3 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
    © WOWHAUS
  • zooming
    4 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Генплан
    © WOWHAUS
  • zooming
    5 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Взрыв-схема
    © WOWHAUS
  • zooming
    6 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта.Разрез
    © WOWHAUS

Новый вход со стороны Ленинского проспекта не только ненавязчиво оживил сам проспект и развил, усложнил городские связи, но и существенно раскрыл пространство перед «Гаражом», придал ему качества парадности и сделал более доступным. К тому же вид, который открывается из пространства нового входа – на «Гараж» и Шестигранник. Раньше, повторюсь, сам музей-то приходилось немного искать в парке, а про сооружение Жолтовского и не говорю. Теперь они акцентированы уже самим открывшимся видом, теперь им достается больше внимания и интереса. Может и реконструкция Шестигранника ускорится, а?

Гибридная структура
Качество входа в парк под мостом с Крымской набережной – естественная ненавязчивость. Идешь себе и идешь, разве вот можно присесть на скамейках, удачно спрятанных от дождя под мостом. Особенность парадного входа – классицистическая акцентность и структурность. Уж здесь нельзя не заметить, что пересек некий портал и попал в мир с иными свойствами. Это противоположные решения, и в эмоциональном отношении, и с точки зрения принципов урбанистической эстетики.

А вот новый вход объединяет два названных принципа.

Во-первых, у него есть портик. Правда, вытянутый вдоль Ленинского проспекта, вовсе не массивный, металлический и черный, как будто «выращенный вверх» из заборов двух соседних учреждений. То есть он и акцентирует вход, и в то же время сращивает два забора, берет на себя две функции и до некоторой степени мимикрирует, сливаясь с контекстом. И ритм его стройных трубок-опор сбитый, нерегулярный, как будто здесь бредет гигантская сороконожка. Но опор – два ряда, как и в пилонаде главного входа; они объединены «крышей», она ни от чего не защитит, зато состоит из зеркальных вмятин, так что кажется, что черные столбики растворяются в небе. А по ночам «пилонаду нашего времени» подсвечивают, встроенные в зеркальный верх лампочки образуют размытые столбики белого света между черных «ног».
  • zooming
    1 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонидов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    2 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    3 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    4 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид ночью на вход
    © WOWHAUS
  • zooming
    5 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид ночью на перголу
    © WOWHAUS
  • zooming
    6 / 6
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы

Во-вторых, у нового входа, как и у старого парадного, есть ступеньки. Кто бывает в парке, тот знает, что пройдя через пилонаду Щусева/Власова, посетитель попадает сначала на площадь, и не какую-нибудь, а Ленина, после чего спускается вдоль цветников по протяженному ступо-пандусу. Новый вход Wowhaus-a тоже заканчивается со стороны парка ступеньками. Вообще говоря это предсказуемо, поскольку парк занял место ВСХВ, а выставка расположилась на полях в приречной зоне – ПЦиКО располагается в низине, поэтому с обеих сторон требуется спуск. Архитекторы Wowhaus превратили свой вариант ступенек, что тоже достаточно предсказуемо, в амфитеатр. Но непростой, а скошенный и напоминающий греческий театр после землетрясения, когда у него немного поехали камни. Зубчатые в плане скамейки вписаны в треугольники, между ними вьется зигзаг каменного пандуса, поддержанный по краям крупными ступенями. Пройтись по такому сооружению – само по себе приключение, в какой-то момент начинает кружиться голова, присядешь на скамейку даже зимой. А значит, место будет востребовано детьми, изучающими свойства измененного пространства, и взрослыми, поджидающими их в созерцании парка, это как минимум. В отличие от ступеней Главного входа, на мой вкус скорее утомительных, здешний амфитеатр-зигзаг – пространство задержки, затягивающее и провоцирующее провести в нем время. Впрочем для тех, кто спешит, спуск продублирован обычной лестницей.
  • zooming
    1 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    2 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    3 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов © Департамент капитального ремонта города Москвы
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    4 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    5 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    6 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    7 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    8 / 8
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»

Третий элемент, который, хотя и не без некоторой натяжки, можно сопоставить со структурой парадного входа, – смотровая площадка. Признаться, он здесь – один из ключевых и даже кажется своего рода «гвоздем», на котором держится композиция. В парадном входе смотровая площадка это собственно южная кромка Ленинской площади, с балюстрадой и видом на главную аллею, все примерно как в усадьбе Архангельское, только меньшей высоты. Здесь для смотровой площадки предусмотрена отдельная консоль-балкон, не по центру, а справа, чтобы не мешать тем, кто спешит. У балкона замечательные стеклянные ограждения, которые так редко встречаются в Москве и вовсе не загораживают вид, но дают ощущение обрыва и мечты о полете. Внизу балкон опирается на замечательного оранжевого «ежа», конструкцию из перекрещенных металлических труб: он и поддержка, и арт-объект, не зря же мы идем на площадь искусств. Было бы может быть, отлично снабдить трубы ступеньками для лазания детей – но нет, в данном случае авторы намеренно придерживаются только пространственно-пластических развлечений, никаких «аттракционов» здесь нет, возможно потому, что это всё же вход, про-ход, слишком долгие задержки нарушили бы его жанровую целостность.
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»

Плетение потоков
Между тем несмотря на структурные переклички с парадным Главным входом, собственно пространство здесь решено аклассично, современно и совершенно в духе Wowhaus-a. Или даже так: три вещи, так или иначе несущие иконографически-контекстуальный смысл, служат некими реперными точками, поводами для остановок, они, каждая по-своему, преграждают путь. Все остальное внимание архитекторов сосредоточилось на потоках, продольной организации. Она состоит из нескольких дорожек-течений, по ощущением их две или три, скажем так, две с половиной. Две стартуют от двух входов под портиком с Ленинского проспекта, одна ближе к метро, другая к больнице. Та, что справа, из светлого камня, – слева из темно-зеленого. Между ними небольшой парк, трава, деревья и скамейки, между ними тоже дорожки, ходить здесь, в отличие от гигантских цветников Главного входа, можно свободно и куда хочешь. Но две основные «нити» (вспоминается пресловутая дорожка из желтого кирпича) ведут вперед. Зеленая дорожка, чей цвет возможно должен напоминать о том, что идем мы в парк, начинает плавно спускаться, перепад высот довольно большой, 12 метров вниз, если считать от проспекта.

«Светлый путь», то есть часть, выложенная розоватым камнем, никуда не спускается, а ведет нас под перголу вдоль длинной деревянной скамейки. Пергола – антипод входному портику, она подчеркивает продольное движение потока, ее крыша решетчатая, в форма волны похожа на летящий по воздуху платок, что, если вдуматься, может напомнить коварные нежности сталинского кино, – чем она тоже, хотя и по-своему, перекликается с историей парка Горького. А ведет и направляет она нас к балкону, к созерцанию панорамы. Вдоль балкона, налюбовавшись, можно спуститься по лестнице: правая и левая части здесь особенно расходятся по высоте, зеленая дорожка спустилась тем временем на 3 метра.
  • zooming
    1 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    2 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    3 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    4 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    5 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    6 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    7 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    8 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    9 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    10 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Пергола
    © WOWHAUS
  • zooming
    11 / 11
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид с амфитеатра
    © WOWHAUS

Зеленый камень тропинки подчеркнут тем, что слева от него поверхность опять вложена светлым гранитом – цветовая, без рельефа, граница увлекает, заставляет внимательнее разглядывать то, что под ногами, и оживляет сюжет. Дети любят прыгать по разноцветному мощению, ходить по бордюрам и линиям. Взрослые тоже, только они не признаются, хотя это обогащает их эмоциональный опыт. Может быть и заметят, что здесь, в начале склона, произошло пересечение двух дорожек.
  • zooming
    1 / 4
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    2 / 4
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы
  • zooming
    3 / 4
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
    © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    4 / 4
    Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
    © Департамент капитального ремонта города Москвы

Дальше зеленая тропинка переходит в зигзагообразный пандус между ступенями амфитеатра. Его острые углы заходят на лестницу, сшивая две части главного спуска. И тут тропинка исчезает. Всё, мы спустились, теперь под ногами подозрительно-гладкий наливной бетонный пол, такой же, как на площади искусств, в сторону которой мы движемся. Но еще один маленький акцент – стены транформаторной будки перед площадью получили мятую зеркальную поверхность, такую же, как под козырьком входного портика. Это – последний привет от приключения, пережитого нами при пересечении двухсот метров протяженности нового входа. Дальше начинаются иные сюжеты, связанные к освоением логики современного искусства.
***

Архитекторы Wowhaus, признанные мастера парково-урбанистической работы, стоявшие у истоков этого направления, превратившегося сейчас в мощный поток, верны себе: соединили город со своим любимым парком. Обустроили еще одну пешеходную связь, элемент проницаемости городской ткани. Помнится, в 1970-е об этом говорили герои НЭРа Гутнов и Лежава, – о том, что город должен быть таким, чтобы его можно было спокойно пройти пешком, не обходя огромные пространства, да еще несколькими маршрутами. Тогда по нему будет хорошо_гулять, не упираясь ежемоментно в заборы. Сколько лет прошло (около пятидесяти), а проекты такого рода лишь поштучно реализуются. Но и то хорошо.

Вход получился легким и тонким, ненавязчивым и современным. Можно было поставить на этом месте массивные ворота в фронтоном и аркой, лучше всего из разноцветной фанеры и подсветить так, чтобы вырви-глаз. И москвичи бы потянулись стройной вереницей к новому входу. Но проезжая по проспекту, улавливаешь изменения лишь краем глаза – что-то раскрылось, что-то белое маячит, вроде бы этого не было, все на уровне пространственных ощущений, без тяжести и обязательности. Здесь использован тот тип изменений, которые происходят исподволь, без транспарантов, радикально меняют настроение, но так, что сразу и не поймешь, почему. Как будто слегка изменилась погода. Это очень ценно, поскольку бережет человеческие эмоции, не давит на них, а работает терапевтически (помните? «все вы хирурги, нет среди вас ни одного терапевта»©, – так вот здесь все наоборот).

И в то же время, при всей невесомости проекта, его почти-неощутимости, он очень насыщен. Казалось бы чего проще, надо открыть проход, так убрали забор, построили лестницу, так нередко и делают, и все счастливы, раз у можно пройти. Но здесь еще много всего, целая сценография чувств. Нужно, конечно уметь ощутить все наслоения пространства, возможностей, графики и смыслов, заложенные в это преддверие парка и переплетенные в этакую неплотную косу. Гулять, наблюдать, вдумываться. Но можно и быстро пробежать. Так что вход для всех, пользуйтесь.
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
Россия, Москва, Ленинский проспект, д. 6, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущий архитектор: Татьяна Старченко
Архитекторы: Ильяс Гильманов, Дарья Дордина, Алина Малышева, Александра Плотникова
При участии: София Жукова, Янина Смагина
ГИП: Алексей Жирков
Менеджер проекта: Диана Долгополова

2017 — 2018 / 3.2018 — 9.2018

Заказчик: Департамент капитального ремонта г. Москвы
Смежники: Озеленители: «Архитектура Живой Формы»; проект освещения от компании «Культура света»

30 Апреля 2019

WOWHAUS: другие проекты
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.