Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.
Осталось пять дней до начала очередного Всемирного архитектурного фестиваля WAF 2016. В Берлине соберутся ведущие архитекторы мира для того, чтобы лично представить членам жюри свои проекты и постройки. По итогам презентаций планируется выбрать победителей в 32 номинациях: 17 в категории «Реализация», 13 – «Будущий проект» и ещё две в категориях «Ландшафт» и «Малый объект», между которыми затем будет идти основная борьба за титулы лучшего объекта, проекта, ландшафта, а также интерьера, поскольку в рамках фестиваля WAF также проходит конкурс «INSIDE. World Festival of Interior».
Интересно, что у нынешнего WAF есть несколько общих моментов с последними фестивалями «Зодчество», что можно расценивать как подтверждение того, что российские архитектурные выставки не так уж кардинально отстают от общемировых. «Зодчество-2016» прошло в полуразрушенных цехах Трехгорной мануфактуры, а WAF 2016 займет огромный ангар на территории бывшей промышленной зоны, а ныне – одну из самых популярных площадок для проведения культурных мероприятий в столице Германии, Arena Berlin в берлинском районе Трептов. Современная архитектура с удовольствием осваивает пост-индустриальные пространства, видя в них не только эффектный и в меру драматичный фон для любой архитектурной экспозиции, но и символическое подтверждение собственных претензий на статус будущих памятников, который могут получить через сто лет строящиеся сейчас функциональные, рациональные и внестилевые объекты, так похожие на своих промо-предшественников.
Главной темой дискуссионной программы WAF-2016 его куратор Пол Финч назвал «Доступное жильё». Аналогичная тематика также присутствовала на фестивале «Зодчество», правда, не в этом году, а в прошлом, когда новые подходы к индустриальному домостроению стали основным лейтмотивом экспозиции Москомархитектуры. WAF смотрит на проблему шире, предлагая архитекторам и экспертам осмыслить свою роль в улучшении условий жизни людей по всему миру.
Внимание сообщества будет сфокусировано на примерах архитектуры, создаваемой и функционирующей в условиях острой нехватки ресурсов, а также на тех проектах, в которых удалось реализовать пусть небольшие, но осознанные и прочувствованные социально-ответственные решения.
Помимо публичных презентаций проектов, лекций, дискуссий и мастер-классов планируются несколько обзорных экскурсий по Берлину с осмотром архитектурных объектов. Кроме того, в зале Arena Berlin покажут выставку новейших строительных материалов и технологий.
Организаторы утверждают, что в общей сложности за три фестивальных дня на различных площадках WAF состоится более 400 живых выступлений лучших архитекторов из 58 стран мира, среди которых: Zaha Hadid Architects, BIG, Studio Gang, Foster + Partners, Scott Brownrigg + Grimshaw, UNStudio, Дэвид Чипперфильд, Алан Бальфур, Уве Бергман Кай и многие другие.
Россию представят бюро SPEECH, Wowhaus, UNK project, Blank Architects, Arch group, «Студия 44», «Цимайло, Ляшенко и партнеры», «А-Проект.к» и «Евгений Герасимов и партнеры».
А пока участники и гости WAF 2016 пакуют чемоданы, мы собрали несколько комментариев участников нынешнего и прошлых фестивалей о том, чем именно, на их взгляд, интересен и важен фестиваль для мирового архитектурного процесса вообще и для российской архитектуры в частности.
***
Петр Кудрявцев, партнер бюро Citymakers
«В середине 2000-х годов в качестве главного редактора и издателя журнала ARX я активно сотрудничал с Полом Финчем, который на тот момент возглавлял редакцию журнала The Architectural Review. У нас было несколько совместных проектов, в том числе очень успешная международная конференция Tall Buildings в 2006 году. Когда в 2008 началась подготовка к проведению первого Всемирного архитектурного фестиваля, идеологом которого был Пол, мне предложили участвовать в жюри и стать российским представителем – я с удовольствием взялся за работу. Уверен тогда и сейчас, что WAF – ведущая профессиональная площадка для архитекторов. Она позволяет включиться в процесс, увидеть весь спектр международной архитектуры, понять общемировые тенденции и соотнести с ними свои проекты. Для появления хорошей архитектуры нужна конкуренция. Для этого недостаточно сравнивать Плоткина со Скуратовым – надо себя сравнивать с лучшими в мире. И система отбора конкурсных работ, и метод судейства на WAF гарантирует беспристрастность. Лучше и объективнее, может быть, только Притцкер, но их система неприменима к конкурсу с тысячами участников со всего мира. Год за годом я вижу эволюцию конкурса, рост качества представляемых проектов, рост конкуренции. На третий-четвертый год в фестивале начали участвовать звезды первой величины – Норман Фостер, Заха Хадид и другие. Если раньше российские проекты только попадали в шорт-листы, то в прошлом году Никита Явейн выиграл сразу в двух номинациях. Уверен, что в будущем российские проекты будут выигрывать все чаще. У нас, конечно, есть проблема с реализацией, но в проектах мы регулярно должны выигрывать. А по прошествии ещё 2-3 лет должны появится столь же мощные построенные объекты».
***
Владимир Плоткин, главный архитектор ТПО «Резерв», участник WAF 2008, член жюри WAF 2008, 2009
«Главное впечатление от фестивалей WAF, в которых я участвовал – присутствие в эпицентре мировой архитектурной жизни. Устроители смогли собрать архитекторов со всего мира, среди которых были абсолютные звезды, причём не в качестве почетных гостей, а как участники конкурса. Практически все проекты, прошедшие в шорт-лист и ставшие лауреатами в своих номинациях, – это очень сильные, статусные работы, обошедшие с тех пор страницы ведущих архитектурных журналов.
Мне очень понравился формат живых презентаций и объективность системы судейства, которое я смог оценить как со стороны участника, так и со стороны члена жюри. Обычно жюри в каждой номинации состоит из четырёх человек из разных стран, что гарантирует беспристрастность и непредвзятость. Жюри может задавать вопросы по каждому проекту, в конце буквально полчаса обсуждаются все проекты и выносится вполне объективное решение. Конечно, учитываются какие-то глобальные тренды, но это больше работает при выборе абсолютного победителя. Например, на первых фестивалях была очень актуальна тема устойчивого развития. И первый приз в 2009 году получил южноафриканский культурный центр, построенный из традиционных материалов. Тем не менее это было выполнено профессионально и было достаточно необычно. В ситуации, когда на конкурсе демонстрируется много «звёздной архитектуры», со свойственным ей пафосом и мегабюджетами, хочется выбрать что-то нейтральное, но интересное. Для многих архитектурных команд фестиваль становится отличной площадкой раскрутки и выхода на международный уровень. Как мне кажется, именно с WAF 2008 начался «звёздный» период у BIG. Они показали свой террасный дом в Копенгагене и чуть было не стали победителями.
Проект – победитель раздела «Культура» и обладатель титула «Лучшее здание мира» 2009 – Культурный центр Mapungubwe Interpretation Center (Южная Африка). Архитектор Питер Рич, бюро Peter Rich Architects
С 2009 года мы [ТПО «Резерв»] не участвуем в WAF, но только потому, что теперь я хорошо представляю себе формат и уровень конкуренции на конкурсе. Поэтому нужно дождаться по-настоящему сильного реализованного проекта, который можно было бы с уверенностью выставить. Но я искренне советую всем коллегам если не участвовать, то, по крайней мере, посетить WAF или следить за его результатами».
Магдалена Чихонь, управляющий партнер, главный архитектор бюро Blank architects, участник WAF 2013, WAF 2014, WAF 2015, WAF 2016
«Мы принимаем участие уже в четвёртом Всемирном архитектурном фестивале и каждый раз выходим в шорт-лист своей номинации. Надеемся, что в этом году мы победим в своей категории. Безусловно, теперь мы знаем методику и основные приемы, но единого «рецепта успеха» нет. Тут важно всё: как реагирует жюри, каков был основной фокус в подаче проекта. Это отличная школа самопрезентации.
Первый раз мы участвовали в фестивале, когда он проходил в Барселоне, Потом два раза ездили в Сингапур. Это было очень интересно. Было очень много австралийских бюро, американских, азиатских. Географическая удаленность позволила выйти за пределы европейского культурного пространства. То, что мы живём и работаем в Европе, то, что мы видим, читаем и делаем, во многом определяет результат нашей работы. WAF в Сингапуре дал нам возможность открыться новому и непредвзято посмотреть на происходящее во всем остальном мире. Кроме того, на фестивалях всегда много молодых архитекторов, тех, о которых индустрия будет говорить завтра. Интересно сравнивать их презентации с выступлениями «звёзд архитектуры». График проведения презентаций очень плотный, но если расставить приоритеты и распланировать весь день, то вы почерпнёте много важной информации. Фестиваль был очень полезен для нас как архитекторов с точки зрения личностного роста и самообразования.
Мне в прошлом году особенно понравились встречи с начинающими бюро, каждый из которых рассказывал свою «историю успеха». Мы [бюро Blank architects] хотим расти, у нас есть свои цели, наше видение будущего, мы хотим выйти на международный уровень, участвуем в международных конкурсах – и нам интересно, как другие компании добились успеха. Для меня, как для лидера архитектурного бюро, очень важно учитывать это при разработке дальнейшей стратегии развития».
Алена Зайцева, ведущий архитектор бюро Wowhaus, участник WAF 2015 с проектом реконструкции Площади Революции, участник WAF 2016 с Городской фермой на ВДНХ
«Фестиваль произвёл на меня сильное впечатление. Я ехала в Сингапур, ожидая увидеть такой азиатский шик – большой зал с золотой люстрой и коврами, а всё происходило в очень простой обстановке, напоминающей ангар. Всё было подчинено основной цели – проведению публичных презентаций конкурсных проектов. Для этого в зале были выстроены 10 павильонов, в которых нон-стоп шли презентации в блиц-формате. Посетители фестиваля свободно переходили из одной «юрты» в другую, слушая выступающих, а когда проходили презентации архитектурных звёзд, в павильонах было не протолкнуться. Жёсткий регламент затруднял возможность познакомиться с самими проектами. И выставка на небольших планшетах не очень в этом помогла. Всё очень технично, быстро, выглядит как сдача экзаменов в институте.
Готовиться к презентациям нужно серьёзно. За 10 минут ты должен рассказать самое главное о своем проекте на английском языке, а потом есть ещё 10 минут, чтобы ответить на вопросы жюри. И с этим, как я увидела, у многих проблемы. Кто-то читает по бумажке, кто-то говорит с сильным акцентом. Понять суть проекта без специальной подготовки достаточно сложно, а это имеет принципиальное значение. Мне кажется, для WAF красота картинки менее важна, чем концептуальная составляющая: смысловое, идеологическое наполнение проекта, вклад в социальную среду. Это, на самом деле, здорово».
Никита Явейн, руководитель архитектурного бюро «Студия 44», участник WAF 2013, WAF 2014, WAF 2015, WAF 2016, победитель WAF 2015 в разделе «Постройки» (категория «Школа») с комплексом Академии танца под руководством Бориса Эйфмана и в разделе «Будущий проект» (категория «Мастер-план») с проектом развития исторического центра Калининграда
«Для меня ценность участия в WAF – в возможности учиться: как подавать свои проекты, как реагировать на какие-то тенденции, что работает, а что нет. Я видел, как бюро BIG устраивает целое театральное представление из своей презентации, и то же самое делает, например, MVRDV. Это интересно. Этому не нужно подражать, но видеть это и знать эти приемы полезно. Интересно проверить себя, соотнести уровень своих проектов с мировыми лидерами. Интересно попытаться предугадать выбор жюри. Это не всегда удаётся, что также усиливает интригу соревнования. Все поданные нами на конкурс проекты проходили в шорт-лист, а два проекта даже победили в своих категориях. Значит, в целом, уровень соответствует. Но осечки всё же возможны… Оценивать проекты приглашают различных экспертов, а также победителей прошлых фестивалей, благодаря чему конкурс проходит достаточно объективно. Ты представляешь свой проект и видишь, как они его обсуждают. Всё открыто. Ты видишь, как жюри реагирует, тебе всё понятно. И даже чувствуешь, как они спорят, один улыбается, другой держит политическую линию… На конъюнктуру и приоритеты членов жюри влияет место проведения фестиваля. Когда фестиваль проходил в Сингапуре, большое внимание уделялось азиатским проектам. Нельзя сбрасывать со счетов и политические мотивы. В первый раз, представляя олимпийский вокзал в Сочи, я слышал реплики: «Путин», «Олимпиада», «давать нельзя», «давайте поищем ещё что-нибудь». Но это не помешало им год назад премировать сразу два российских проекта. Посмотрим, что будет сейчас, в Берлине, насколько активно будет продвигаться современная немецкая архитектура и как будут оцениваться наши».
Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.
Слишком много государства. Что же на самом деле сказал...
Выступление Патрика Шумахера в Берлине вызвало скандал: его назвали «фашистом», мечтающим выселить из центра города всех «низкоэффективных» людей. Но его идея – об уходе от бессмысленных государственных нормативов к рыночному саморегулированию.
Амир Идиатулин, IND Architects: «На прошлой неделе в Берлине прошел World Architectural Festival 2016. Нам посчастливилось принять участие в фестивале в качестве слушателей, и он произвел потрясающее впечатление. Масштабное мероприятие мирового уровня, которое часто называют архитектурным Оскаром, точно стоит посетить и, надеюсь, в будущем мы примем участие в WAF не только как посетители, но и полноценные участники».
Слишком много государства. Что же на самом деле сказал...
Выступление Патрика Шумахера в Берлине вызвало скандал: его назвали «фашистом», мечтающим выселить из центра города всех «низкоэффективных» людей. Но его идея – об уходе от бессмысленных государственных нормативов к рыночному саморегулированию.
WAF. Гордость и предубеждение
WAF-2016, где Россия была представлена рекордным количеством проектов, вышедших в финал, но так и не победивших в своих номинациях, оставил непростые впечатления, в причинах и последствиях которых мы пробуем разобраться.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Архитектура управления. Как цифровая доска Futurello экономит...
Современное архитектурное бюро тонет в коммуникационном хаосе: тысячи писем, задачи в мессенджерах, замечания в PDF. Российская разработка Futurello предлагает решение – единое пространство для управления проектом.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.