WAF 2016: обратный отсчёт

Представляем краткую аннотацию фестиваля и комментарии участников нынешнего и прошлых WAF: о том, чем он интересен и важен.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром
Осталось пять дней до начала очередного Всемирного архитектурного фестиваля WAF 2016. В Берлине соберутся ведущие архитекторы мира для того, чтобы лично представить членам жюри свои проекты и постройки. По итогам презентаций планируется выбрать победителей в 32 номинациях: 17 в категории «Реализация», 13 – «Будущий проект» и ещё две в категориях «Ландшафт» и «Малый объект», между которыми затем будет идти основная борьба за титулы лучшего объекта, проекта, ландшафта, а также интерьера, поскольку в рамках фестиваля WAF также проходит конкурс «INSIDE. World Festival of Interior».

Интересно, что у нынешнего WAF есть несколько общих моментов с последними фестивалями «Зодчество», что можно расценивать как подтверждение того, что российские архитектурные выставки не так уж кардинально отстают от общемировых. «Зодчество-2016» прошло в полуразрушенных цехах Трехгорной мануфактуры, а WAF 2016 займет огромный ангар на территории бывшей промышленной зоны, а ныне – одну из самых популярных площадок для проведения культурных мероприятий в столице Германии, Arena Berlin в берлинском районе Трептов. Современная архитектура с удовольствием осваивает пост-индустриальные пространства, видя в них не только эффектный и в меру драматичный фон для любой архитектурной экспозиции, но и символическое подтверждение собственных претензий на статус будущих памятников, который могут получить через сто лет строящиеся сейчас функциональные, рациональные и внестилевые объекты, так похожие на своих промо-предшественников.
zooming
Здание Arena Berlin © World Architecture Festival
Внешний вид здания Arena Berlin. Изображение предоставлено http://musictour.eu
zooming
Фрагмент комплекса Arena Berlin © World Architecture Festival
Пространства большого зала Arena Berlin © World Architecture Festival

Главной темой дискуссионной программы WAF-2016 его куратор Пол Финч назвал «Доступное жильё». Аналогичная тематика также присутствовала на фестивале «Зодчество», правда, не в этом году, а в прошлом, когда новые подходы к индустриальному домостроению стали основным лейтмотивом экспозиции Москомархитектуры. WAF смотрит на проблему шире, предлагая архитекторам и экспертам осмыслить свою роль в улучшении условий жизни людей по всему миру.

Внимание сообщества будет сфокусировано на примерах архитектуры, создаваемой и функционирующей в условиях острой нехватки ресурсов, а также на тех проектах, в которых удалось реализовать пусть небольшие, но осознанные и прочувствованные социально-ответственные решения.

Помимо публичных презентаций проектов, лекций, дискуссий и мастер-классов планируются несколько обзорных экскурсий по Берлину с осмотром архитектурных объектов. Кроме того, в зале Arena Berlin покажут выставку новейших строительных материалов и технологий.

Организаторы утверждают, что в общей сложности за три фестивальных дня на различных площадках WAF состоится более 400 живых выступлений лучших архитекторов из 58 стран мира, среди которых: Zaha Hadid Architects, BIG, Studio Gang, Foster + Partners, Scott Brownrigg + Grimshaw, UNStudio, Дэвид Чипперфильд, Алан Бальфур, Уве Бергман Кай и многие другие.

Россию представят бюро SPEECH, Wowhaus, UNK project, Blank Architects, Arch group, «Студия 44», «Цимайло, Ляшенко и партнеры», «А-Проект.к» и «Евгений Герасимов и партнеры».

А пока участники и гости WAF 2016 пакуют чемоданы, мы собрали несколько комментариев участников нынешнего и прошлых фестивалей о том, чем именно, на их взгляд, интересен и важен фестиваль для мирового архитектурного процесса вообще и для российской архитектуры в частности.
 
***
Петр Кудрявцев,
партнер бюро Citymakers
zooming
«В середине 2000-х годов в качестве главного редактора и издателя журнала ARX я активно сотрудничал с Полом Финчем, который на тот момент возглавлял редакцию журнала The Architectural Review. У нас было несколько совместных проектов, в том числе очень успешная международная конференция Tall Buildings в 2006 году. Когда в 2008 началась подготовка к проведению первого Всемирного архитектурного фестиваля, идеологом которого был Пол, мне предложили участвовать в жюри и стать российским представителем – я с удовольствием взялся за работу. Уверен тогда и сейчас, что WAF – ведущая профессиональная площадка для архитекторов. Она позволяет включиться в процесс, увидеть весь спектр международной архитектуры, понять общемировые тенденции и соотнести с ними свои проекты. Для появления хорошей архитектуры нужна конкуренция. Для этого недостаточно сравнивать Плоткина со Скуратовым – надо себя сравнивать с лучшими в мире. И система отбора конкурсных работ, и метод судейства на WAF гарантирует беспристрастность. Лучше и объективнее, может быть, только Притцкер, но их система неприменима к конкурсу с тысячами участников со всего мира. Год за годом я вижу эволюцию конкурса, рост качества представляемых проектов, рост конкуренции. На третий-четвертый год в фестивале начали участвовать звезды первой величины – Норман Фостер, Заха Хадид и другие. Если раньше российские проекты только попадали в шорт-листы, то в прошлом году Никита Явейн выиграл сразу в двух номинациях. Уверен, что в будущем российские проекты будут выигрывать все чаще. У нас, конечно, есть проблема с реализацией, но в проектах мы регулярно должны выигрывать. А по прошествии ещё 2-3 лет должны появится столь же мощные построенные объекты».
***
 
Владимир Плоткин,
главный архитектор ТПО «Резерв»,
участник WAF 2008, член жюри WAF 2008, 2009
zooming
«Главное впечатление от фестивалей WAF, в которых я участвовал – присутствие в эпицентре мировой архитектурной жизни. Устроители смогли собрать архитекторов со всего мира, среди которых были абсолютные звезды, причём не в качестве почетных гостей, а как участники конкурса. Практически все проекты, прошедшие в шорт-лист и ставшие лауреатами в своих номинациях, – это очень сильные, статусные работы, обошедшие с тех пор страницы ведущих архитектурных журналов.

Мне очень понравился формат живых презентаций и объективность системы судейства, которое я смог оценить как со стороны участника, так и со стороны члена жюри. Обычно жюри в каждой номинации состоит из четырёх человек из разных стран, что гарантирует беспристрастность и непредвзятость. Жюри может задавать вопросы по каждому проекту, в конце буквально полчаса обсуждаются все проекты и выносится вполне объективное решение. Конечно, учитываются какие-то глобальные тренды, но это больше работает при выборе абсолютного победителя. Например, на первых фестивалях была очень актуальна тема устойчивого развития. И первый приз в 2009 году получил южноафриканский культурный центр, построенный из традиционных материалов. Тем не менее это было выполнено профессионально и было достаточно необычно. В ситуации, когда на конкурсе демонстрируется много «звёздной архитектуры», со свойственным ей пафосом и мегабюджетами, хочется выбрать что-то нейтральное, но интересное. Для многих архитектурных команд фестиваль становится отличной площадкой раскрутки и выхода на международный уровень. Как мне кажется, именно с WAF 2008 начался «звёздный» период у BIG. Они показали свой террасный дом в Копенгагене и чуть было не стали победителями.
Проект – победитель раздела «Культура» и обладатель титула «Лучшее здание мира» 2009 – Культурный центр Mapungubwe Interpretation Center (Южная Африка). Архитектор Питер Рич, бюро Peter Rich Architects

С 2009 года мы [ТПО «Резерв»] не участвуем в WAF, но только потому, что теперь я хорошо представляю себе формат и уровень конкуренции на конкурсе. Поэтому нужно дождаться по-настоящему сильного реализованного проекта, который можно было бы с уверенностью выставить. Но я искренне советую всем коллегам если не участвовать, то, по крайней мере, посетить WAF или следить за его результатами».
Здание Федерального Арбитражного суда Московского округа. Реализация, 2007 © ТПО «Резерв»
***
 
Магдалена Чихонь,
управляющий партнер, главный архитектор бюро Blank architects,
участник WAF 2013, WAF 2014, WAF 2015, WAF 2016
zooming
«Мы принимаем участие уже в четвёртом Всемирном архитектурном фестивале и каждый раз выходим в шорт-лист своей номинации. Надеемся, что в этом году мы победим в своей категории. Безусловно, теперь мы знаем методику и основные приемы, но единого «рецепта успеха» нет. Тут важно всё: как реагирует жюри, каков был основной фокус в подаче проекта. Это отличная школа самопрезентации.

Первый раз мы участвовали в фестивале, когда он проходил в Барселоне, Потом два раза ездили в Сингапур. Это было очень интересно. Было очень много австралийских бюро, американских, азиатских. Географическая удаленность позволила выйти за пределы европейского культурного пространства. То, что мы живём и работаем в Европе, то, что мы видим, читаем и делаем, во многом определяет результат нашей работы. WAF в Сингапуре дал нам возможность открыться новому и непредвзято посмотреть на происходящее во всем остальном мире. Кроме того, на фестивалях всегда много молодых архитекторов, тех, о которых индустрия будет говорить завтра. Интересно сравнивать их презентации с выступлениями «звёзд архитектуры». График проведения презентаций очень плотный, но если расставить приоритеты и распланировать весь день, то вы почерпнёте много важной информации. Фестиваль был очень полезен для нас как архитекторов с точки зрения личностного роста и самообразования.
ТРК «Митино Парк» © Blank Architects

Мне в прошлом году особенно понравились встречи с начинающими бюро, каждый из которых рассказывал свою «историю успеха». Мы [бюро Blank architects] хотим расти, у нас есть свои цели, наше видение будущего, мы хотим выйти на международный уровень, участвуем в международных конкурсах – и нам интересно, как другие компании добились успеха. Для меня, как для лидера архитектурного бюро, очень важно учитывать это при разработке дальнейшей стратегии развития».
Домик в поле. Глогов, Польша © Blank Architects
***
 
Алена Зайцева,
ведущий архитектор бюро Wowhaus,
участник WAF 2015 с проектом реконструкции Площади Революции,
участник WAF 2016 с Городской фермой на ВДНХ
zooming
«Фестиваль произвёл на меня сильное впечатление. Я ехала в Сингапур, ожидая увидеть такой азиатский шик – большой зал с золотой люстрой и коврами, а всё происходило в очень простой обстановке, напоминающей ангар. Всё было подчинено основной цели – проведению публичных презентаций конкурсных проектов. Для этого в зале были выстроены 10 павильонов, в которых нон-стоп шли презентации в блиц-формате. Посетители фестиваля свободно переходили из одной «юрты» в другую, слушая выступающих, а когда проходили презентации архитектурных звёзд, в павильонах было не протолкнуться. Жёсткий регламент затруднял возможность познакомиться с самими проектами. И выставка на небольших планшетах не очень в этом помогла. Всё очень технично, быстро, выглядит как сдача экзаменов в институте.

Готовиться к презентациям нужно серьёзно. За 10 минут ты должен рассказать самое главное о своем проекте на английском языке, а потом есть ещё 10 минут, чтобы ответить на вопросы жюри. И с этим, как я увидела, у многих проблемы. Кто-то читает по бумажке, кто-то говорит с сильным акцентом. Понять суть проекта без специальной подготовки достаточно сложно, а это имеет принципиальное значение. Мне кажется, для WAF красота картинки менее важна, чем концептуальная составляющая: смысловое, идеологическое наполнение проекта, вклад в социальную среду. Это, на самом деле, здорово».
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
***
 
Никита Явейн,
руководитель архитектурного бюро «Студия 44»,
участник WAF 2013, WAF 2014, WAF 2015, WAF 2016,
победитель WAF 2015 в разделе «Постройки» (категория «Школа») с комплексом Академии танца под руководством Бориса Эйфмана и в разделе «Будущий проект» (категория «Мастер-план») с проектом развития исторического центра Калининграда
zooming
«Для меня ценность участия в WAF – в возможности учиться: как подавать свои проекты, как реагировать на какие-то тенденции, что работает, а что нет. Я видел, как бюро BIG устраивает целое театральное представление из своей презентации, и то же самое делает, например, MVRDV. Это интересно. Этому не нужно подражать, но видеть это и знать эти приемы полезно. Интересно проверить себя, соотнести уровень своих проектов с мировыми лидерами. Интересно попытаться предугадать выбор жюри. Это не всегда удаётся, что также усиливает интригу соревнования. Все поданные нами на конкурс проекты проходили в шорт-лист, а два проекта даже победили в своих категориях. Значит, в целом, уровень соответствует. Но осечки всё же возможны… Оценивать проекты приглашают различных экспертов, а также победителей прошлых фестивалей, благодаря чему конкурс проходит достаточно объективно. Ты представляешь свой проект и видишь, как они его обсуждают. Всё открыто. Ты видишь, как жюри реагирует, тебе всё понятно. И даже чувствуешь, как они спорят, один улыбается, другой держит политическую линию… На конъюнктуру и приоритеты членов жюри влияет место проведения фестиваля. Когда фестиваль проходил в Сингапуре, большое внимание уделялось азиатским проектам. Нельзя сбрасывать со счетов и политические мотивы. В первый раз, представляя олимпийский вокзал в Сочи, я слышал реплики: «Путин», «Олимпиада», «давать нельзя», «давайте поищем ещё что-нибудь». Но это не помешало им год назад премировать сразу два российских проекта. Посмотрим, что будет сейчас, в Берлине, насколько активно будет продвигаться современная немецкая архитектура и как будут оцениваться наши».
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана. Главный фасад. Реализация, 2013 © Студия 44
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место. Проект, 2014
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
***
 
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром

11 Ноября 2016

Слишком много государства. Что же на самом деле сказал...
Выступление Патрика Шумахера в Берлине вызвало скандал: его назвали «фашистом», мечтающим выселить из центра города всех «низкоэффективных» людей. Но его идея – об уходе от бессмысленных государственных нормативов к рыночному саморегулированию.
Пресса: Амир Идиатулин, IND Architects: впечатления о WAF-2016
Амир Идиатулин, IND Architects: «На прошлой неделе в Берлине прошел World Architectural Festival 2016. Нам посчастливилось принять участие в фестивале в качестве слушателей, и он произвел потрясающее впечатление. Масштабное мероприятие мирового уровня, которое часто называют архитектурным Оскаром, точно стоит посетить и, надеюсь, в будущем мы примем участие в WAF не только как посетители, но и полноценные участники».
Слишком много государства. Что же на самом деле сказал...
Выступление Патрика Шумахера в Берлине вызвало скандал: его назвали «фашистом», мечтающим выселить из центра города всех «низкоэффективных» людей. Но его идея – об уходе от бессмысленных государственных нормативов к рыночному саморегулированию.
WAF. Гордость и предубеждение
WAF-2016, где Россия была представлена рекордным количеством проектов, вышедших в финал, но так и не победивших в своих номинациях, оставил непростые впечатления, в причинах и последствиях которых мы пробуем разобраться.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.