English version

Черная сопка

Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Россия, Красноярск, в границах улиц Вейнбаума – Бограда – Перенсона и створа улицы Урицкого

Авторский коллектив:
Руководители бюро: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Руководитель проектной группы: Татьяна Старченко
Ведущий архитектор: Антон Губанов
Архитекторы: Мария Лепина, Елена Лопаткина, Аминат Ибрагимова, Андрей Севостьянов, Дана Шибзухова, Мария Савельева
Ландшафтный архитектор: Виталий Бубнов
Менеджер проекта: Дарья Николаева

12.2022 — 4.2023

Проект сценического оборудования: «SISTEMA»

Заказчик: Красноярское государственное автономное учреждение культуры Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского (по инициативе губернатора Александра Усса при поддержке компании «Норникель»)
Конкурс на реконструкцию здания Красноярского театра оперы и балета имени Хворостовского провели в начале 2023 года. Призовой фонд составил 3 млн рублей: 1.5 млн за первое место, 1 млн за второе, 500 тысяч рублей за третье. Результаты объявили в апреле, победил проект АБ Wowhaus, второе место досталось «Студии 44», третье консорциуму красноярского бюро А2 и московского НВП. Впрочем, создается рабочая группа, которая должна обобщить идеи «не только компании-победителя, но и других участников конкурса». Проекты опубликованы на сайте конкурса и на сайте его оператора, Института развития города Красноярска. Мы планируем их рассмотреть поочередно – все же крупный конкурс на значимое общественное здание в центре города, да еще и предусматривающий реконструкцию модернистского театра. 

Здание построено в 1966–1978 годах по проекту архитектора Ивана Михалева, причем проектировал он его как музыкальный театр, но еще до завершения строительства театр превратили в «оперы и балета», что предполагает, по словам нынешнего директора Светланы Гузий, вдвое больший штат – то есть труппе с самого начала было тесно в существующем здании, такой вот парадокс. В последние десятилетия с усложнением требований к театральному искусству стало еще более тесно. Соответственно, задуманная теперь и поддержанная компанией Норникель реконструкция предполагает существенное расширение, но в ТЗ было специально подчеркнута необходимость сохранить образ театра и площади перед ним: «Театральная площадь должна остаться нашим потомкам в задуманном 45 лет назад виде». 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Концепция архитекторов Wowhaus предполагает снос и новое строительство: здание театра в плане расширяется на 11 метров в длину и на 10 метров в ширину. Высота остается той же, но появляются подземные этажи – ниже нулевой отметки разместят ресторан, фойе и музей, о котором, – подчеркивают авторы проекта – театр мечтал уже давно. В общей сложности в новом театральном здании будет 8 уровней, что позволит разместить практически все, что нужно, включая гримерные на трех этажах, репетиционные, дубль-сцену для генеральных репетиций и камерных спектаклей и зал для детской театральной студии. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема изменения габаритов
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Планировки
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Функциональное зонирование
© WOWHAUS

Притом, что здание – полностью новое* [UPD 21/06/2023: в проекте авторы сохраняют объем зрительного зала, сцены и ее карманы], архитекторы уподобляют его прежнему в рамках сохранения образа. Так, в проекте объем тоже составлен из двух параллелепипедов с верхним выступом колосников; авторы воспроизводят звездчато-крестообразный «космический» рисунок бетонной решетки витража, подковообразный объем зала, скульптурно выступающий снаружи, даже колоннады по бокам – только с увеличением масштаба колонны теряют телесность и превращаются в ряд тонких опор, паузы между ними и центром увеличиваются.  Даже надпись на фризе похожая, хотя, повинуясь новому масштабу, и она стала меньше и тоньше. Все похоже, но другое, в современных материалах, узнаваемо-неузнаваемое. Может быть, даже лучше воплощает замысел, в 1960-е ограниченный материальной базой, хотя как знать. Подобный эксперимент по превращению здания 1950-х в здание побольше был проведен архитекторами UNK в работе с Дворцом водных видов спорта, сменившим бассейн «Лужники». Это увеличенный парафраз, но не копия.

Сохраняют в подлинном материале две скульптурные группы «Музы», перенося их с центрального места по сторонам от главного входа в торцы галерей. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Скульптуру «Музы» переносят с фасада в торец боковой галереи. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
  • zooming
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Идентичность
    © WOWHAUS
  • zooming
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Основные принципы концепции
    © WOWHAUS
  • zooming
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © WOWHAUS
  • zooming
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © WOWHAUS

Довольно любопытно наблюдать, как одно превращается в другое. В проекте исчезает или становится вовсе не заметной (на рендерах?) входная группа, которая сейчас довольно основательно врезается в звездчатый витраж исходного здания. [UPD 21/06/2023: по словам авторов, входная группа была неоднократно перестроена, та, что существует сейчас, не относится к первоначальному проекту] При этом за стеклом возникает кружение зрительской зоны, балконов, с которых можно будет попасть на разные уровни сцены, снаружи – этакий Гуггенхайм [Райта] – он продолжает объем расположенной выше подковы амфитеатра: в параллелепипед теперь вставлен не один цилиндр, а два.
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Театр сейчас:

Сейчас в существующем здании колонны выстроены по бокам восточного объема фойе, а западный, сценический, решен лаконично, как ящик. В проекте колоннады фойе становятся, как мы помним, более хрупкими и тонкими, а в западной части они тоже получают продолжение – в виде тяг, вставленных в уступы крупных желобков; стена получает осмысленный рельеф, которого в исходном здании не было, он привносит ноту ар-деко в контекст модернистского в своей основе проекта (чем довольно внезапно перекликается с дворцом водных видов спорта, где, впрочем, ардекошная составляющая изначальна). В месте стыковки двух объемов помещены эвакуационные лестницы – здесь возникает узкая поперечная «прослойка», зажатая в стенках-антах. 
Декоративная колоннада бокового объема. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Боковая стена сейчас:


Новый масштаб, новая хрупкость и тонкокостность здания, наследующего пластические идеи модернистского театра, но не его пропорции, получает контрастный отклик в образе главного зала. Он построен на воспоминании об одной из главных достопримечательностей края, потухшем вулкане «Черная сопка» – зрителей, фигурально конечно, но судя по картинкам вполне ощутимо, помещают «внутрь» черного вулкана с круглящейся, шершавой и темной поверхностью стен: в конечном счете образ хорошо рифмуется с акустическими панелями. Светящийся круг главной люстры уподоблен жерлу вулкана, на которое мы смотрим, таким образом, снизу вверх, «изнутри». В целом очевидно, что удобная для спектаклей чернота нового зала становится контрастом к легкой белизне фасадов и фойе. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

В малом зале и репетиционных все несколько проще, невозможно же везде развивать живописность «ядра», а в залах для репетиций – еще и светлее. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Главная сцена снабжена механизмами и рассчитана на трансформации. Она спланирована крестообразно, как египетский «анх» с петлей зрительного зала в основании. По центру – 35 выдвижных кубических подиумов, из арьерсцены в верхушке креста сюда же, на перекрестье может выехать поворотный круг, причем когда он выезжает, появляется возможность выстроить на задней сцене дополнительный «тыльный» амфитеатр, рассадив таким образом зрителей с двух сторон от места действия. В боковых крыльях паркуется еще несколько передвижных платформ, а оркестровая яма поднимается на 3 разных уровня. 
Главный зрительный зал: разрез и аксонометрия. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. технология сцены
© WOWHAUS
Главный зрительный зал: схема трансформаций. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Трансформация зала
© WOWHAUS
Ярусы общественных зон вокруг главного зала. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Фойе
© WOWHAUS

Дополнительная сцена расположена в северной части, справа, и занимает -1 и -2 этажи. Трансформируемость ее прямоугольного пространства обеспечивается складным амфитеатром. Второй универсальный зал – полукруглый, прямо под главной сценой; здесь многофункциональность обеспечивают уже разные варианты расстановки мебели. 
Дубль-сцена: схема трансформаций. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Варианты трансформации дубль сцены
© WOWHAUS
Универсальный зал: схема трансформаций. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Варианты трансформации многофункционального зала
© WOWHAUS

Одна из важных особенностей проекта – развитая система общественных пространств, как вокруг театра, так и на кровле зрительного зала. Дополнительные спектакли и кинопоказы возможны и на крыше, на экране, и перед входом в фойе под большим козырьком. 
Площадка на кровле главной сцены. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Вход в фойе, разрез. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Аксонометрия
© WOWHAUS

Авторы полностью переосмысляют площадь перед театром: она и сейчас большая, 140 м в длину, на ней три фонтана, скульптура Аполлона, пара львов на входе, какое-то количество деревьев по сторонам и в остальном пустота. 

Площади уделено много внимания в проекте. Она многоуровневая: во-первых, здесь и сейчас в южной части, слева в сторону Енисея, на перепаде высот 4–5 метров, есть четырехуровневая лестница с каскадом – авторы используют ее, сохраняя фонтан по центру. Во-вторых, площадку перед входом углубляют и к ней ведет озелененный городской амфитеатр с зигзагообразным пандусом – Wowhaus уже реализовали похожий в восточном входе Парка Горького; собственно, амфитеатр и позволит устраивать спектакли под открытым небом. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

И наконец, по сторонам площади от улицы Вейнбаума архитекторы предлагают два павильона с террасированными кровлями, они тоже спускаются ступеньками в сторону театра – так получается, что все поверхности последовательно нарастают в сторону города и спускаются ко входу в театр. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Формирование площади
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. летний сценарий
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Зимний сценарий
© WOWHAUS

Кроме того, предусмотрено довольно много воды, сухой фонтан, каскад, пруды, а также зимний сценарий использования площади с катком. 

Павильоны объединены между собой козырьком на тонких металлических опорах – этот своеобразный портик-стоя обозначает границу площади и несколько нивелирует выступы торцов, кроме того, он напоминает все тот же вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Как видим, в проекте прочитывается фирменный почерк Wowhaus, и сделан он по правилам современных театральных зданий: велик, трансформируем, многофункционален. Задача организовать вокруг театра и внутри него точку притяжения городской общественности здесь решена на разных уровнях и в расчете на разные аудитории.

Некоторое сомнение вызывает тот факт, что здание становится элегантной, но репликой прежнего театра, то есть замирает как бы не полпути, провоцируя вопрос: а что вам в конечном счете нужно, старое здание или новое?
 

***

Жюри конкурса: 

Константин Шумов, почётный архитектор Российской Федерации, руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края – главный архитектор Красноярского края, председатель Жюри

Аркадий Зинов, заслуженный артист Российской Федерации, министр культуры Красноярского края, заместитель председателя Жюри

Дмитрий Бертман, генеральный директор – художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера»

Андрей Боков, народный архитектор Российской Федерации, почетный президент Союза архитекторов России, вице-президент Международной академии архитектуры, президент Московского отделения Международной академии архитектуры, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Российской академии художеств

Андрей Борисов, директор Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Сергей Геращенко, почётный архитектор Российской Федерации, профессор кафедры «Градостроительство» Института архитектуры и дизайна ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», кандидат архитектуры
Сергей Гнедовский, народный архитектор Российской Федерации, вице-президент Союза архитекторов России, академик Российской академии архитектуры и строительных наук

Елена Григорьева, заслуженный архитектор Российской Федерации, вице-президент Союза архитекторов России, академик Международной академии архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, главный редактор журнала «Проект Байкал»

Светлана Гузий, директор Краевого государственного автономного учреждения культуры Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского

Георгий Исаакян, художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац, лауреат Государственных премий Российской Федерации, лауреат Премии Президента Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор

Ирина Коробьина, профессор ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)», кандидат архитектуры, член Международной академии архитектуры, член Национальной академии дизайна, почетный член Российской академии художеств

Владислав Логинов, глава города Красноярска

Юрий Олейников, советник вице-президента ПАО «ГМК «Норильский никель»
Михаил Рабушко, министр строительства Красноярского края
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Россия, Красноярск, в границах улиц Вейнбаума – Бограда – Перенсона и створа улицы Урицкого

Авторский коллектив:
Руководители бюро: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Руководитель проектной группы: Татьяна Старченко
Ведущий архитектор: Антон Губанов
Архитекторы: Мария Лепина, Елена Лопаткина, Аминат Ибрагимова, Андрей Севостьянов, Дана Шибзухова, Мария Савельева
Ландшафтный архитектор: Виталий Бубнов
Менеджер проекта: Дарья Николаева

12.2022 — 4.2023

Проект сценического оборудования: «SISTEMA»

Заказчик: Красноярское государственное автономное учреждение культуры Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского (по инициативе губернатора Александра Усса при поддержке компании «Норникель»)

09 Июня 2023

Похожие статьи
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Технологии и материалы
Настройка уровня: телескопические фальшполы Hilti
Для современных интерьеров, где каждый сантиметр пространства имеет значение, компания Hilti предлагает надежную и гибко настраиваемую систему фальшполов с телескопическими стойками. Диапазон высоты стоек – от 2 см до более чем 1.5 метров. Их не сложно монтировать, они позволяют быстро добиться ровной горизонтальной поверхности. Рассказываем об особенностях и достоинствах.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Пресса: Почему здание СЭВа надо не сносить, а признать памятником
Здание-книжку СЭВа на Новом Арбате собрались комплексно реконструировать. За эвфемизмами скрывается одно — здание с большой степенью вероятности собираются снести. А ведь оно — высшая точка послевоенного советского модернизма, и его надо признать объектом культурного наследия.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Пресса: Город, сбросивший историческую память. Архангельск:...
Архангельск стоит в совершенно невероятной по абрису, по большей части времени всегда замерзшей дельте Северной Двины. От мыса Пур-Наволок на Кегостров, где большой жилой район, на два километра тянется пешеходная тропа по льду, и по утрам медленно идущая по ней на работу вереница людей выглядит змейкой муравьев.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.