English version

ДК поколения Y

Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Инновационный культурный центр в Калуге
Россия, Калуга, ул. Космонавта Комарова

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущие архитекторы: А. Рычкова, М. Козлов
Архитекторы: М. Панова, В. Кудрявцева, Ю. Белов, В. Беляков, Т. Скибо
Разработка раздела генплан: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий


2014 — 2015 / 2015 — 2016
Недавняя история создания инновационных центров выглядит довольно запутанной. Поначалу они назывались ДНК – дома новой культуры, должны были стать частью единой сети с хабом в Сколково, знакомить региональную молодежь с современными технологиями и актуальным искусством. Затем программу сократили до трех центров: в Калуге, Первоуральске и Владивостоке. Калужский ДНК курировал институт «Стрелка», закладывали его в присутствии мастера лэнд-арта Николая Полисского и его скульптур; подыскивали прогрессивных художников. А затем, в 2015, депутаты Госдумы предложили переделать центры в патриотические – прививать в них традиционные ценности безо всяких инноваций.

Метаморфозы происходили тогда, когда Wowhaus уже приступили к проектированию. Однако архитекторам удалось построить функционально насыщенное и легко трансформируемое здание. С одного конца оно начинается современным танцевальным залом, за которым следуют фойе, лекционный, конференц-залы и помещения под лаборатории, а у другого – заканчивается муфельной печью. Иными словами, сама структура центра невольно повторяет траекторию развития идеи Инновационных культурных центров (ИКЦ) за последние несколько лет. Тем не менее первоначальный смысл в общих чертах сохранился: город получил качественное общественное пространство, в котором очень нуждался.
 
Космическое соседство
Участок ИКЦ вплотную подходит к парку имени Циолковского – территории Музея истории космонавтики. Его здание – одно из знаковых произведений 1960-х, построил в 1961–1967 архитектор Борис Бархин; в 1961 Юрий Гагарин торжественно заложил в фундамент медный пятак. Здесь же установлено несколько ракет, одна из них – копия ракеты Восток-1, которая сгорела, но вывела корабль Гагарина в космос. К северо-западу, на кромке склона сейчас строится вторая очередь музея истории космонавтики (авторы концепции ОАО «Воронежпроект»). Построенный архитекторами Wowhaus культурный центр примыкает к юго-западной границе площади-газона перед музеем космонавтики.
 
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Ситуационный план © WOWHAUS
Музей истории космонавтики им. Циолковского в Калуге. Архитекторы Б.Г. Бархин, Е.И. Киреев, Н.Г. Орлова, В.А. Строгий, К.Д. Фомин, 1960-1967. . Фотография © Ю. Тарабарина, Архи.ру
zooming
Инновационный культурный центр в Калуге © WOWHAUS

Участок культурного центра до начала строительства был занят секретной воинской частью. В последние годы через дыры в заборе здесь можно было разглядеть шиномонтаж, несколько разрушенных корпусов и старую липовую аллею, вдоль которой когда-то маршировали солдаты. На границе с территорией музея еще недавно стояли ветхие бараки. Затем их снесли, но пустырь застроить не успели. И очень хорошо, потому что место – видовое, высокое, с крутыми 40-метровыми склонами по сторонам, да еще и примыкающее к музею с парком, то есть давно получившее статус рекреации – для нового культурного центра оно оказалось подходящим.

С противоположной от музея стороны ИКЦ граничит с рядами массивных особняков состоятельных горожан, плотно занявших склон перед Окой; к счастью, склон достаточно крутой, так что роскошные, но не слишком стильные жилища загораживают не всю панораму противоположного берега.
Вид от ИКЦ на юго-запад, в сторону ОКИ. Особняки. Фотография © Ю. Тарабарина, Архи.ру

С запада заросший деревьями спуск ведет к Яченскому водохранилищу, которое называют Калужским морем (его набережная этим летом стала предметом всероссийского конкурса благоустройства КБ «Стрелка»). После завершения всех работ к набережной водохранилища от ИКЦ можно будет спуститься по лестнице.

Пространственный узел
Согласно первоначальной программе, написанной в 2013 институтом «Стрелка», площадь здания должна была быть около 10 000 м2. Wowhaus провели ландшафтный анализ, поставив перед собой задачу сохранить и приумножить видовой потенциал места, сохранить сложившиеся точки и в целом – учесть максимум параметров. Кроме того в результате политических перипетий сократился функционал здания; так что от задуманных площадей осталось меньше трети – 3 600 м2.
Инновационный культурный центр в Калуге

Западный склон участка, который спускается к водохранилищу, оказался оползневым. Укреплять его не стали, а вышли из положения, перераспределив нагрузку: ближе к склону по рельефу спускаются одноэтажные объемы учебной части здания. Событийно насыщенные части здания – многофункциональный зал, репетиционные залы и выставочный зал – спроектировали в обращенной к городу юго-восточной части территории. Между легким северо-западным и крупным юго-восточным «крылом» расположилась сохраненная липовая аллея – из нее получился зеленый внутренний двор, раскрытый в сторону Оки.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов

«Архитектурная идея здания состояла в том, чтобы создать узел из двух переплетающихся пространственных «лент». В одной сосредоточены образовательные функции, в другой – общественные. Между лентами встроены уличные пространства – двор с амфитеатром и внутренний зеленый двор», – говорит Анастасия Рычкова.

Сказать, на что похож план здания, невозможно: он кажется апофеозом свободной планировки, подчиненной одновременно классическому принципу модернизма изнутри-наружу – и другому принципу «выращивания» архитектуры из контекста. Объемы и плоскости поминутно поворачивают под небольшими углами, как будто стремятся поудобнее «усесться» на рельефе, каждый на своем месте. Здание реагирует на все внешние и внутренние сюжеты так чутко, что как будто бы само состоит из переплетенных между собой – не столько «лент», сколько различных вариантов общественного пространства и творческих занятий. Фасады, пространство, пластика, материалы – лишь составные части канвы этих мизансцен. Его даже хочется понять как здание-перформанс, мима, застывшего, но готового в любой момент ожить, вовлечь зрителей в свои «спектакли». Что, надо думать, и требовалось от инновационного культурного центра. Так что перед нами не только простанственно-пластический «узел» двух лент, но и событийный узел сценариев пребывания снаружи и внутри.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов


Снаружи
Не менее важны сценарии приближения и обхода, поскольку ИКЦ расположен в живописном месте, но «на отшибе». Запланировано два пути, ведущих к зданию от остановок общественного транспорта на улице Октябрьской. От одной из них нужно двигаться по диагонали через парк Циолковского. Парк соединен со зданием пандусом-лестницей, переходящим в легкий бетонный мостик – проходя по нему, мы попадаем на уровень второго этажа комплекса. Справа – смотровая площадка, откуда открывается «открыточный» вид на музей космонавтики. (В проекте не была предусмотрена эта видовая точка, комплекс был закрыт аллеей тополей, как кулисами и визуального контакта между музеем космонавтики и зданием ИКЦ не должно было случится, – уточняют архитекторы). Дальше во двор спускается большой деревянный амфитеатр, живо напоминающий тот, который Wowhaus построил по дворе института «Стрелка» в 2010 году.
Вид из двора на амфитеатр и видовую площадку на кровле. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фрагмент главного двора. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впереди вход на второй ярус фойе ИКЦ и в кафе. Слева выставочный зал, дальше за ним – похожие на зиккурат наклонные ступени протяженных витражей, освещающих фойе – своеобразная разновидность шедовых фонарей. Снаружи они с долей условности продолжают шаг ступеней амфитеатра.
Шедовые фонари над амфитеатром. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Шедовые фонари над амфитеатром. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Угол выставочного зала и шедовые фонари. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если спуститься по амфитеатру вниз и затем обернуться, то кажется, что, вырастая вверх, его ступени в какой-то момент начинают «плясать» и блестеть, радуясь тому, что приблизились к небу. Если же смотреть с высоты полета квадрокоптера, то тоже очевидно, что амфитеатр и «фонари» – одно пластическое целое, как будто по объему здания мазнули ребристым ножом, вынув в нем ступенчатый спуск к склону.

Металлическая решетчатая конструкция скены перед амфитеатром – основа для киноэкрана или декораций, отражается в стеклянной консоли второго этажа, глубоко вынесенной к северу. «Нос» здания практически парит над землей, опираясь на единственную V-образную опору. Смотрит он в сторону Яченского водохранилища, правее видна ракета «Восток-1». Часть второго этажа представляет собой пространственную ферму, за счет этого удалось добиться значительного вылета консоли. В ней разместится панорамное кафе.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов

Таким образом у паркового входа разворачивается, если можно так сказать, «тусовочная» часть центра: выставки (вернисажи), лекции, кафе. Пространство двухуровневое, легко проницаемое – здесь повсюду можно гулять, даже вдоль консоли устроен металлический балкон. Уже сейчас видно, что горожане живо осваивают сценарии движения.

Большой амфитеатр, впрочем, здесь не единственный: слева от пешеходного моста на склоне возникает еще одна группа деревянных ступенек, соединяющих уровень парка с уровнем комплекса – архитекторы Wowhaus себе не изменяют.
Амфитеатр под мостом. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина

С противоположной, юго-западной стороны, ниже по склону под открытым небом расположилась 200-метровая площадка для паркура – единственная в России оборудованная площадка такого рода. Архитекторы приглашали в бюро калужских паркурщиков, расспрашивали, какие именно элементы им нужны: часть элементов сделали бетонными, а другую – переносными, в тех местах, где под землей проходят сети. К юго-востоку, за деревянной стенкой – еще одна площадка, здесь планировался скейтпарк, но он уже трансформировался в детскую площадку; и при ней еще один амфитеатр.

Второй вход со стороны города – по переулку, который был выделен городской администрацией для подъезда к новому комплексу. Архитекторы планируют превратить его в полноценный проход-проезд, новую городскую ось, ориентированную на вход в ИКЦ. И если северо-восточный парковый вход – скорее неформальный, то с этой стороны здание «дисциплинирует себя» и начинает выглядеть почти как театр: на фасаде, скрывающем за собой главную сценическую коробку, проступают тонкая деревянная пилонада. Строгая площадь перед входом также служит пожарным проездом.

Еще одним фасадом – принцип многофасадности, как мы помним, здесь реализован в полной мере – становится обращенный к Оке двор; сохраненная аллея делает его композицию немного диагональной, но все равно пространство сохраняет сходство с усадебным: ряд деревьев, планировка «покоем»... Впрочем, обилие черных металлических лестниц возвращает в наши дни; и это тоже – любимый прием Wowhaus: подобными структурами архитекторы планирует окружить и двор московского Электротеатра «Станиславский».
Двор с аллеей, обращенный к Оке. Слева корпуса учебных мастерских, по центру фойе. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Двор с аллеей, обращенный к Оке. За деревьями видна северо-западная стена главного зала. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Главный вход; фрагмент стены: сдержанность и разнообразие фактур. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру


Внутри
В параллелепипеде с «нарисованным» портиком действительно располагается театр. Точнее универсальный театральный зал – современное сценическое пространство, трансформируемое подобно Электротеатру «Станиславский»; здесь так же, как и там, можно менять положение сцены и зиртельских мест, а можно использовать весь зал как сценическое пространство, оставив зрителям балкон. Декорации и свет можно подвешивать в любой части технического потолка. Для того, чтобы при соблюдении высотных ограничений сделать зал достаточно высоким, для него с самого начала выбрали ту часть территории, поверхность которой была расположена ниже других. Поэтому перед входом в зал нужно спуститься (а не подняться, как бывает обычно) на несколько ступенек вниз; для маломобильных зрителей предусмотрен лифт. (Надо сказать, что все пространство Центра – безбарьерное. Везде где это было возможно лестницы заменили пандусами. К слову, рампа-прообраз есть и совсем неподалеку: в музее Циолковского Бориса Бархина между верхним и нижним уровнями).
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. План 1 этажа © WOWHAUS
Инновационный культурный центр в Калуге. Первый этаж © WOWHAUS

Второе после универсального зала (или первое, как посмотреть) эффектное пространство внутри – фойе. Оно устроено намеренно сложно, не только потому, что именно здесь неизбежно завязывается «узел» пространственных и функциональных «лент», но и потому, что архитекторы стремились сделать его нескучным, приспособить для разных дополнительных функций, дабы не напоминать помпезно-пустующие театральные фойе. Пространство двусветное, значительная его часть занята системой лестниц и навесных переходов второго яруса. Пролеты и площадки лестницы оказываются под освещающими их ступеньками шедовых фонарей – тех самых, которые снаружи зрительно продолжают ступени главного амфитеатра.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов

Эффект получается сродни лофту – артистически переосмысленному промышленному зданию, в основном за счет черного металла и диагональных струн, поддерживающих наклонные плоскости шедов, зигзагом расчерчивающих световую стену. По словам архитекторов, конструкции светового фонаря максимально тонкие: удалось добиться толщины 30 см (теоретически толщина перекрытий должна быть полметра).

Лестница не только организует пространство, позволяя перемещаться, к примеру, от репетиционных танцевальных залов на первом уровне наверх к кафе и выставкам. Плоскости, поддерживающие лестницу, делят пространство фойе на общественную часть и более камерную, где родители будут ждать учеников танцклассов. Плоскости уже используются как выставочное пространство.

Пандан лестнице – отделанный деревянными пластинами овальный «кокон» гардероба, он играет роль скульптурного элемента интерьера. Пространство основного фойе перетекает в зону буфета с еще одним, четвертым мини-амфитеатром: всего 2 ступеньки, зато они обращены во двор с перспективой на Оку. Амфитеатр можно использовать как угодно – от проведения семинаров до устройства коворкинга. Дальше, за оранжевой стеной (редкое здесь вкрапление цвета) начинается вереница небольших помещений мастерских и спортивных секций – то самое легкое северное крыло, которое стоит на кромке склона.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. План 2 этажа © WOWHAUS

Если взять за скобки деревянный «кокон», интерьеры, также как и фасады решены лаконично. Их цель – не отвлекать от природных красот и не выделяться, лишь обеспечивая связь между «внутри» и «снаружи»: раскрывая виды и пропуская внутрь дневной свет. Света внутри очень много, возьмем хотя бы фойе, освещенное с трех сторон.

Старое и новое
Слово «инновационный», признаться, уже лет 10, если не больше, как навязло в зубах. Хотя надо признать, что для территории ИКЦ в городе выбрали угол не только живописный, но и уже обладавший аурой новаций благодаря Музею истории космонавтики. Как будто провоцируя сравнение современных новаций с шестидесятническими. Что может звонче напеть нам «время, вперед», чем ракета или фантастическое яйцо, собирательный образ инопланетного корабля, в музейном здании архитектора Бархина?

Несложно заметить, что инновационность, или по-русски говоря новизна калужского ИКЦ – в совершенно другом. Вовсе оно не иконическое, в нем, помимо пары штрихов, остро-заметных форм мало. Кое-где оно даже растворяется в природе, не говоря уже о том, что, деликатно используя рельеф, подчиняется ему, струится по ландшафту. Ждешь увидеть геологические или текучие формы – но и их нет. Очевидно, что новизна – в легкости, тонкости, прозрачности, может быть – даже ненавязчивости, с которой посетителей ведут по маршруту и предлагают легко сменяющие друг друга сценарии действия. Этот вид новизны не слишком хорошо формализуем из-за отсутствия броской оболочки, но густо насыщен сценарной адаптивностью, возможностью смены действия и декораций, вероятно, созвучных клиповому сознанию поколения Z или нацеленности поколения Y на общение. Здесь мало борьбы и порыва, зато много вариантов движения и пребывания.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фасады © WOWHAUS

Соседство этого здания с космическим музеем хочется сравнить с антитезой, которая иногда присутствует в кинофантастике, где действие разворачивается параллельно на каком-нибудь корабле, бороздящем просторы, и на земной вилле. То и другое – будущее, но корабль это новизна подвига, а вилла – новизна созерцания и движения не тела, но мысли. Здесь получается похоже: музей и ракета остаются в сфере космической фантастики порыва, а инно-центр кажется его в некотором смысле антитезой, противоположностью; созерцательной новацией постиндустриального общества, для которого важнее человек и где смелый спектакль или выставка – не меньшая новация, чем полет в космос. Впрочем, они связаны – хотя бы тем легким жестом, каким здание ИКЦ вскидывает свою стеклянную «голову» в сторону ракеты «Восток». Так что неудивительно, что к концу работы строители стали называть здание ИКЦ «космическим».
***
zooming
Анна Сенатова,
художественный руководитель Инновационного культурного центра Калуги

«Инновационный культурный центр – воплощенная мечта, как бы пафосно это не звучало. Траектория развития проекта напоминает кардиограмму человека, вначале здорового, а затем пережившего клиническую смерть и чудом выжившего: там есть такие оптимистичные амплитуды (появление в Калуге представителей Министерства культуры РФ, «Стрелки», презентация проекта в Музее истории космонавтики им. Циолковского, круглые столы, фокус-группы, лекции, фестиваль местной культуры). Потом – амплитуда затихает и превращается в тонкую прямую линию: пациент при смерти… Да, было такое дело: практически приостановленный проект, кураторы всех трех ДНК – Первоуральского, нашего и Владивостокского отстранены, тема закрыта. Долгая прямая, без надежды. Потом – внезапно – вновь звучит, вначале осторожно, тема возрождения проекта, теперь уже под новым именем: Инновационного Культурного Центра. Слабая амплитуда, затем нарастающая, и – ровная бодрая пульсация! Активная поддержка темы ИКЦ губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым. Смена подрядчиков-проектантов, бесконечные заседания, встречи, долгое время спустя – роскошный, совершенно не калужский, проект WOWHAUS.

В их чертежах и макетах чудесным образом воплощаются направления деятельности, которые мы хотели бы развивать в ИКЦ, но, по-прежнему, они кажутся несбыточными. С момента появления темы до воплощения в реальности прошли четыре года. Это не так много в рамках обычной человеческой жизни, но, как оказалось, очень много в рамках жизни проекта. Часть рабочей группы выпала безвозвратно: это жизнь! На их место пришли другие, сейчас почти всё задуманное начинает воплощаться.

Увы, пришлось отложить театральную тему: зал-трансформер остался пока без своего главного наполнения. Мы не теряем оптимизма и ведем переговоры с московскими режиссерами: проект ИКЦ интересен многим, а площадка – мечта любого профессионала из театральной среды. Не сразу удалось воплотить тему современной хореографии, но сейчас мы гордимся еще одной победой: у нас создан Инновационный театр балета, – свой, штатный, на профессиональной основе! Наполняется учебная зона: работает медиа-студия, идут занятия в мастерской архитектуры, дизайна, изо; скоро откроется «Цех анимации»; активно работает театральная студия для подростков «КОТ» (Которые Обожают Театр); с «аншлагом» проходят в Керамической мастерской уроки по гончарному ремеслу, изразцам и абстракции в керамике; вот-вот начнет свою работу Школа документального кино ProЛог. В ближайших планах – городской клуб, посвященный темам архитектуры, градостроения, урбанистики. За два неполных месяца с начала работы это фантастический объем. Спасибо команде ИКЦ: усилия и пассионарность этих людей дают поразительные всходы.

Сейчас многое сбылось, что-то в стадии становления, кое-что пока в проекте. Самое главное – чрезвычайная популярность ИКЦ в городе: новое пространство притягивает очень правильную публику. Студенты, молодые семьи с детьми, люди средних лет, активные и исполненные интереса к жизни люди старшего возраста, – вот наша целевая аудитория. Хорошие лица, активные дискуссии, умные вопросы на лекциях и кинопоказах, востребованность тем и направлений, – всё говорит в пользу проекта. Отличается ли нынешний ИКЦ от задуманного ДНК? Да, во многом. Он более «земной», менее «столичный», более вписанный в реальность регионального центра».
 
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Инновационный культурный центр в Калуге
Россия, Калуга, ул. Космонавта Комарова

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущие архитекторы: А. Рычкова, М. Козлов
Архитекторы: М. Панова, В. Кудрявцева, Ю. Белов, В. Беляков, Т. Скибо
Разработка раздела генплан: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий


2014 — 2015 / 2015 — 2016

29 Июня 2017

WOWHAUS: другие проекты
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Подсчёт по осени
Прошедшей осенью и в конце лета 2016 издано шесть монографий известных архитектурных мастерских: ADM, UNK project, Wowhaus, Арт-Бля, бюро Евгения Герасимова, Цимайло & Ляшенко. Рассказываем обо всех.
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».