English version

ДК поколения Y

Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Инновационный культурный центр в Калуге
Россия, Калуга, ул. Космонавта Комарова

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущие архитекторы: А. Рычкова, М. Козлов
Архитекторы: М. Панова, В. Кудрявцева, Ю. Белов, В. Беляков, Т. Скибо
Разработка раздела генплан: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий


2014 — 2015 / 2015 — 2016
Недавняя история создания инновационных центров выглядит довольно запутанной. Поначалу они назывались ДНК – дома новой культуры, должны были стать частью единой сети с хабом в Сколково, знакомить региональную молодежь с современными технологиями и актуальным искусством. Затем программу сократили до трех центров: в Калуге, Первоуральске и Владивостоке. Калужский ДНК курировал институт «Стрелка», закладывали его в присутствии мастера лэнд-арта Николая Полисского и его скульптур; подыскивали прогрессивных художников. А затем, в 2015, депутаты Госдумы предложили переделать центры в патриотические – прививать в них традиционные ценности безо всяких инноваций.

Метаморфозы происходили тогда, когда Wowhaus уже приступили к проектированию. Однако архитекторам удалось построить функционально насыщенное и легко трансформируемое здание. С одного конца оно начинается современным танцевальным залом, за которым следуют фойе, лекционный, конференц-залы и помещения под лаборатории, а у другого – заканчивается муфельной печью. Иными словами, сама структура центра невольно повторяет траекторию развития идеи Инновационных культурных центров (ИКЦ) за последние несколько лет. Тем не менее первоначальный смысл в общих чертах сохранился: город получил качественное общественное пространство, в котором очень нуждался.
 
Космическое соседство
Участок ИКЦ вплотную подходит к парку имени Циолковского – территории Музея истории космонавтики. Его здание – одно из знаковых произведений 1960-х, построил в 1961–1967 архитектор Борис Бархин; в 1961 Юрий Гагарин торжественно заложил в фундамент медный пятак. Здесь же установлено несколько ракет, одна из них – копия ракеты Восток-1, которая сгорела, но вывела корабль Гагарина в космос. К северо-западу, на кромке склона сейчас строится вторая очередь музея истории космонавтики (авторы концепции ОАО «Воронежпроект»). Построенный архитекторами Wowhaus культурный центр примыкает к юго-западной границе площади-газона перед музеем космонавтики.
 
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Ситуационный план © WOWHAUS
Музей истории космонавтики им. Циолковского в Калуге. Архитекторы Б.Г. Бархин, Е.И. Киреев, Н.Г. Орлова, В.А. Строгий, К.Д. Фомин, 1960-1967. . Фотография © Ю. Тарабарина, Архи.ру
zooming
Инновационный культурный центр в Калуге © WOWHAUS

Участок культурного центра до начала строительства был занят секретной воинской частью. В последние годы через дыры в заборе здесь можно было разглядеть шиномонтаж, несколько разрушенных корпусов и старую липовую аллею, вдоль которой когда-то маршировали солдаты. На границе с территорией музея еще недавно стояли ветхие бараки. Затем их снесли, но пустырь застроить не успели. И очень хорошо, потому что место – видовое, высокое, с крутыми 40-метровыми склонами по сторонам, да еще и примыкающее к музею с парком, то есть давно получившее статус рекреации – для нового культурного центра оно оказалось подходящим.

С противоположной от музея стороны ИКЦ граничит с рядами массивных особняков состоятельных горожан, плотно занявших склон перед Окой; к счастью, склон достаточно крутой, так что роскошные, но не слишком стильные жилища загораживают не всю панораму противоположного берега.
Вид от ИКЦ на юго-запад, в сторону ОКИ. Особняки. Фотография © Ю. Тарабарина, Архи.ру

С запада заросший деревьями спуск ведет к Яченскому водохранилищу, которое называют Калужским морем (его набережная этим летом стала предметом всероссийского конкурса благоустройства КБ «Стрелка»). После завершения всех работ к набережной водохранилища от ИКЦ можно будет спуститься по лестнице.

Пространственный узел
Согласно первоначальной программе, написанной в 2013 институтом «Стрелка», площадь здания должна была быть около 10 000 м2. Wowhaus провели ландшафтный анализ, поставив перед собой задачу сохранить и приумножить видовой потенциал места, сохранить сложившиеся точки и в целом – учесть максимум параметров. Кроме того в результате политических перипетий сократился функционал здания; так что от задуманных площадей осталось меньше трети – 3 600 м2.
Инновационный культурный центр в Калуге

Западный склон участка, который спускается к водохранилищу, оказался оползневым. Укреплять его не стали, а вышли из положения, перераспределив нагрузку: ближе к склону по рельефу спускаются одноэтажные объемы учебной части здания. Событийно насыщенные части здания – многофункциональный зал, репетиционные залы и выставочный зал – спроектировали в обращенной к городу юго-восточной части территории. Между легким северо-западным и крупным юго-восточным «крылом» расположилась сохраненная липовая аллея – из нее получился зеленый внутренний двор, раскрытый в сторону Оки.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов

«Архитектурная идея здания состояла в том, чтобы создать узел из двух переплетающихся пространственных «лент». В одной сосредоточены образовательные функции, в другой – общественные. Между лентами встроены уличные пространства – двор с амфитеатром и внутренний зеленый двор», – говорит Анастасия Рычкова.

Сказать, на что похож план здания, невозможно: он кажется апофеозом свободной планировки, подчиненной одновременно классическому принципу модернизма изнутри-наружу – и другому принципу «выращивания» архитектуры из контекста. Объемы и плоскости поминутно поворачивают под небольшими углами, как будто стремятся поудобнее «усесться» на рельефе, каждый на своем месте. Здание реагирует на все внешние и внутренние сюжеты так чутко, что как будто бы само состоит из переплетенных между собой – не столько «лент», сколько различных вариантов общественного пространства и творческих занятий. Фасады, пространство, пластика, материалы – лишь составные части канвы этих мизансцен. Его даже хочется понять как здание-перформанс, мима, застывшего, но готового в любой момент ожить, вовлечь зрителей в свои «спектакли». Что, надо думать, и требовалось от инновационного культурного центра. Так что перед нами не только простанственно-пластический «узел» двух лент, но и событийный узел сценариев пребывания снаружи и внутри.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов


Снаружи
Не менее важны сценарии приближения и обхода, поскольку ИКЦ расположен в живописном месте, но «на отшибе». Запланировано два пути, ведущих к зданию от остановок общественного транспорта на улице Октябрьской. От одной из них нужно двигаться по диагонали через парк Циолковского. Парк соединен со зданием пандусом-лестницей, переходящим в легкий бетонный мостик – проходя по нему, мы попадаем на уровень второго этажа комплекса. Справа – смотровая площадка, откуда открывается «открыточный» вид на музей космонавтики. (В проекте не была предусмотрена эта видовая точка, комплекс был закрыт аллеей тополей, как кулисами и визуального контакта между музеем космонавтики и зданием ИКЦ не должно было случится, – уточняют архитекторы). Дальше во двор спускается большой деревянный амфитеатр, живо напоминающий тот, который Wowhaus построил по дворе института «Стрелка» в 2010 году.
Вид из двора на амфитеатр и видовую площадку на кровле. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фрагмент главного двора. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впереди вход на второй ярус фойе ИКЦ и в кафе. Слева выставочный зал, дальше за ним – похожие на зиккурат наклонные ступени протяженных витражей, освещающих фойе – своеобразная разновидность шедовых фонарей. Снаружи они с долей условности продолжают шаг ступеней амфитеатра.
Шедовые фонари над амфитеатром. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Шедовые фонари над амфитеатром. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Угол выставочного зала и шедовые фонари. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если спуститься по амфитеатру вниз и затем обернуться, то кажется, что, вырастая вверх, его ступени в какой-то момент начинают «плясать» и блестеть, радуясь тому, что приблизились к небу. Если же смотреть с высоты полета квадрокоптера, то тоже очевидно, что амфитеатр и «фонари» – одно пластическое целое, как будто по объему здания мазнули ребристым ножом, вынув в нем ступенчатый спуск к склону.

Металлическая решетчатая конструкция скены перед амфитеатром – основа для киноэкрана или декораций, отражается в стеклянной консоли второго этажа, глубоко вынесенной к северу. «Нос» здания практически парит над землей, опираясь на единственную V-образную опору. Смотрит он в сторону Яченского водохранилища, правее видна ракета «Восток-1». Часть второго этажа представляет собой пространственную ферму, за счет этого удалось добиться значительного вылета консоли. В ней разместится панорамное кафе.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов

Таким образом у паркового входа разворачивается, если можно так сказать, «тусовочная» часть центра: выставки (вернисажи), лекции, кафе. Пространство двухуровневое, легко проницаемое – здесь повсюду можно гулять, даже вдоль консоли устроен металлический балкон. Уже сейчас видно, что горожане живо осваивают сценарии движения.

Большой амфитеатр, впрочем, здесь не единственный: слева от пешеходного моста на склоне возникает еще одна группа деревянных ступенек, соединяющих уровень парка с уровнем комплекса – архитекторы Wowhaus себе не изменяют.
Амфитеатр под мостом. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина

С противоположной, юго-западной стороны, ниже по склону под открытым небом расположилась 200-метровая площадка для паркура – единственная в России оборудованная площадка такого рода. Архитекторы приглашали в бюро калужских паркурщиков, расспрашивали, какие именно элементы им нужны: часть элементов сделали бетонными, а другую – переносными, в тех местах, где под землей проходят сети. К юго-востоку, за деревянной стенкой – еще одна площадка, здесь планировался скейтпарк, но он уже трансформировался в детскую площадку; и при ней еще один амфитеатр.

Второй вход со стороны города – по переулку, который был выделен городской администрацией для подъезда к новому комплексу. Архитекторы планируют превратить его в полноценный проход-проезд, новую городскую ось, ориентированную на вход в ИКЦ. И если северо-восточный парковый вход – скорее неформальный, то с этой стороны здание «дисциплинирует себя» и начинает выглядеть почти как театр: на фасаде, скрывающем за собой главную сценическую коробку, проступают тонкая деревянная пилонада. Строгая площадь перед входом также служит пожарным проездом.

Еще одним фасадом – принцип многофасадности, как мы помним, здесь реализован в полной мере – становится обращенный к Оке двор; сохраненная аллея делает его композицию немного диагональной, но все равно пространство сохраняет сходство с усадебным: ряд деревьев, планировка «покоем»... Впрочем, обилие черных металлических лестниц возвращает в наши дни; и это тоже – любимый прием Wowhaus: подобными структурами архитекторы планирует окружить и двор московского Электротеатра «Станиславский».
Двор с аллеей, обращенный к Оке. Слева корпуса учебных мастерских, по центру фойе. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Двор с аллеей, обращенный к Оке. За деревьями видна северо-западная стена главного зала. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Главный вход; фрагмент стены: сдержанность и разнообразие фактур. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру


Внутри
В параллелепипеде с «нарисованным» портиком действительно располагается театр. Точнее универсальный театральный зал – современное сценическое пространство, трансформируемое подобно Электротеатру «Станиславский»; здесь так же, как и там, можно менять положение сцены и зиртельских мест, а можно использовать весь зал как сценическое пространство, оставив зрителям балкон. Декорации и свет можно подвешивать в любой части технического потолка. Для того, чтобы при соблюдении высотных ограничений сделать зал достаточно высоким, для него с самого начала выбрали ту часть территории, поверхность которой была расположена ниже других. Поэтому перед входом в зал нужно спуститься (а не подняться, как бывает обычно) на несколько ступенек вниз; для маломобильных зрителей предусмотрен лифт. (Надо сказать, что все пространство Центра – безбарьерное. Везде где это было возможно лестницы заменили пандусами. К слову, рампа-прообраз есть и совсем неподалеку: в музее Циолковского Бориса Бархина между верхним и нижним уровнями).
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. План 1 этажа © WOWHAUS
Инновационный культурный центр в Калуге. Первый этаж © WOWHAUS

Второе после универсального зала (или первое, как посмотреть) эффектное пространство внутри – фойе. Оно устроено намеренно сложно, не только потому, что именно здесь неизбежно завязывается «узел» пространственных и функциональных «лент», но и потому, что архитекторы стремились сделать его нескучным, приспособить для разных дополнительных функций, дабы не напоминать помпезно-пустующие театральные фойе. Пространство двусветное, значительная его часть занята системой лестниц и навесных переходов второго яруса. Пролеты и площадки лестницы оказываются под освещающими их ступеньками шедовых фонарей – тех самых, которые снаружи зрительно продолжают ступени главного амфитеатра.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов

Эффект получается сродни лофту – артистически переосмысленному промышленному зданию, в основном за счет черного металла и диагональных струн, поддерживающих наклонные плоскости шедов, зигзагом расчерчивающих световую стену. По словам архитекторов, конструкции светового фонаря максимально тонкие: удалось добиться толщины 30 см (теоретически толщина перекрытий должна быть полметра).

Лестница не только организует пространство, позволяя перемещаться, к примеру, от репетиционных танцевальных залов на первом уровне наверх к кафе и выставкам. Плоскости, поддерживающие лестницу, делят пространство фойе на общественную часть и более камерную, где родители будут ждать учеников танцклассов. Плоскости уже используются как выставочное пространство.

Пандан лестнице – отделанный деревянными пластинами овальный «кокон» гардероба, он играет роль скульптурного элемента интерьера. Пространство основного фойе перетекает в зону буфета с еще одним, четвертым мини-амфитеатром: всего 2 ступеньки, зато они обращены во двор с перспективой на Оку. Амфитеатр можно использовать как угодно – от проведения семинаров до устройства коворкинга. Дальше, за оранжевой стеной (редкое здесь вкрапление цвета) начинается вереница небольших помещений мастерских и спортивных секций – то самое легкое северное крыло, которое стоит на кромке склона.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. План 2 этажа © WOWHAUS

Если взять за скобки деревянный «кокон», интерьеры, также как и фасады решены лаконично. Их цель – не отвлекать от природных красот и не выделяться, лишь обеспечивая связь между «внутри» и «снаружи»: раскрывая виды и пропуская внутрь дневной свет. Света внутри очень много, возьмем хотя бы фойе, освещенное с трех сторон.

Старое и новое
Слово «инновационный», признаться, уже лет 10, если не больше, как навязло в зубах. Хотя надо признать, что для территории ИКЦ в городе выбрали угол не только живописный, но и уже обладавший аурой новаций благодаря Музею истории космонавтики. Как будто провоцируя сравнение современных новаций с шестидесятническими. Что может звонче напеть нам «время, вперед», чем ракета или фантастическое яйцо, собирательный образ инопланетного корабля, в музейном здании архитектора Бархина?

Несложно заметить, что инновационность, или по-русски говоря новизна калужского ИКЦ – в совершенно другом. Вовсе оно не иконическое, в нем, помимо пары штрихов, остро-заметных форм мало. Кое-где оно даже растворяется в природе, не говоря уже о том, что, деликатно используя рельеф, подчиняется ему, струится по ландшафту. Ждешь увидеть геологические или текучие формы – но и их нет. Очевидно, что новизна – в легкости, тонкости, прозрачности, может быть – даже ненавязчивости, с которой посетителей ведут по маршруту и предлагают легко сменяющие друг друга сценарии действия. Этот вид новизны не слишком хорошо формализуем из-за отсутствия броской оболочки, но густо насыщен сценарной адаптивностью, возможностью смены действия и декораций, вероятно, созвучных клиповому сознанию поколения Z или нацеленности поколения Y на общение. Здесь мало борьбы и порыва, зато много вариантов движения и пребывания.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фасады © WOWHAUS

Соседство этого здания с космическим музеем хочется сравнить с антитезой, которая иногда присутствует в кинофантастике, где действие разворачивается параллельно на каком-нибудь корабле, бороздящем просторы, и на земной вилле. То и другое – будущее, но корабль это новизна подвига, а вилла – новизна созерцания и движения не тела, но мысли. Здесь получается похоже: музей и ракета остаются в сфере космической фантастики порыва, а инно-центр кажется его в некотором смысле антитезой, противоположностью; созерцательной новацией постиндустриального общества, для которого важнее человек и где смелый спектакль или выставка – не меньшая новация, чем полет в космос. Впрочем, они связаны – хотя бы тем легким жестом, каким здание ИКЦ вскидывает свою стеклянную «голову» в сторону ракеты «Восток». Так что неудивительно, что к концу работы строители стали называть здание ИКЦ «космическим».
***
zooming
Анна Сенатова,
художественный руководитель Инновационного культурного центра Калуги

«Инновационный культурный центр – воплощенная мечта, как бы пафосно это не звучало. Траектория развития проекта напоминает кардиограмму человека, вначале здорового, а затем пережившего клиническую смерть и чудом выжившего: там есть такие оптимистичные амплитуды (появление в Калуге представителей Министерства культуры РФ, «Стрелки», презентация проекта в Музее истории космонавтики им. Циолковского, круглые столы, фокус-группы, лекции, фестиваль местной культуры). Потом – амплитуда затихает и превращается в тонкую прямую линию: пациент при смерти… Да, было такое дело: практически приостановленный проект, кураторы всех трех ДНК – Первоуральского, нашего и Владивостокского отстранены, тема закрыта. Долгая прямая, без надежды. Потом – внезапно – вновь звучит, вначале осторожно, тема возрождения проекта, теперь уже под новым именем: Инновационного Культурного Центра. Слабая амплитуда, затем нарастающая, и – ровная бодрая пульсация! Активная поддержка темы ИКЦ губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым. Смена подрядчиков-проектантов, бесконечные заседания, встречи, долгое время спустя – роскошный, совершенно не калужский, проект WOWHAUS.

В их чертежах и макетах чудесным образом воплощаются направления деятельности, которые мы хотели бы развивать в ИКЦ, но, по-прежнему, они кажутся несбыточными. С момента появления темы до воплощения в реальности прошли четыре года. Это не так много в рамках обычной человеческой жизни, но, как оказалось, очень много в рамках жизни проекта. Часть рабочей группы выпала безвозвратно: это жизнь! На их место пришли другие, сейчас почти всё задуманное начинает воплощаться.

Увы, пришлось отложить театральную тему: зал-трансформер остался пока без своего главного наполнения. Мы не теряем оптимизма и ведем переговоры с московскими режиссерами: проект ИКЦ интересен многим, а площадка – мечта любого профессионала из театральной среды. Не сразу удалось воплотить тему современной хореографии, но сейчас мы гордимся еще одной победой: у нас создан Инновационный театр балета, – свой, штатный, на профессиональной основе! Наполняется учебная зона: работает медиа-студия, идут занятия в мастерской архитектуры, дизайна, изо; скоро откроется «Цех анимации»; активно работает театральная студия для подростков «КОТ» (Которые Обожают Театр); с «аншлагом» проходят в Керамической мастерской уроки по гончарному ремеслу, изразцам и абстракции в керамике; вот-вот начнет свою работу Школа документального кино ProЛог. В ближайших планах – городской клуб, посвященный темам архитектуры, градостроения, урбанистики. За два неполных месяца с начала работы это фантастический объем. Спасибо команде ИКЦ: усилия и пассионарность этих людей дают поразительные всходы.

Сейчас многое сбылось, что-то в стадии становления, кое-что пока в проекте. Самое главное – чрезвычайная популярность ИКЦ в городе: новое пространство притягивает очень правильную публику. Студенты, молодые семьи с детьми, люди средних лет, активные и исполненные интереса к жизни люди старшего возраста, – вот наша целевая аудитория. Хорошие лица, активные дискуссии, умные вопросы на лекциях и кинопоказах, востребованность тем и направлений, – всё говорит в пользу проекта. Отличается ли нынешний ИКЦ от задуманного ДНК? Да, во многом. Он более «земной», менее «столичный», более вписанный в реальность регионального центра».
 
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Инновационный культурный центр в Калуге
Россия, Калуга, ул. Космонавта Комарова

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущие архитекторы: А. Рычкова, М. Козлов
Архитекторы: М. Панова, В. Кудрявцева, Ю. Белов, В. Беляков, Т. Скибо
Разработка раздела генплан: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий


2014 — 2015 / 2015 — 2016

29 Июня 2017

WOWHAUS: другие проекты
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Похожие статьи
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.