English version

ДК поколения Y

Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Инновационный культурный центр в Калуге
Россия, Калуга, ул. Космонавта Комарова

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущие архитекторы: А. Рычкова, М. Козлов
Архитекторы: М. Панова, В. Кудрявцева, Ю. Белов, В. Беляков, Т. Скибо
Разработка раздела генплан: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий


2014 — 2015 / 2015 — 2016
Недавняя история создания инновационных центров выглядит довольно запутанной. Поначалу они назывались ДНК – дома новой культуры, должны были стать частью единой сети с хабом в Сколково, знакомить региональную молодежь с современными технологиями и актуальным искусством. Затем программу сократили до трех центров: в Калуге, Первоуральске и Владивостоке. Калужский ДНК курировал институт «Стрелка», закладывали его в присутствии мастера лэнд-арта Николая Полисского и его скульптур; подыскивали прогрессивных художников. А затем, в 2015, депутаты Госдумы предложили переделать центры в патриотические – прививать в них традиционные ценности безо всяких инноваций.

Метаморфозы происходили тогда, когда Wowhaus уже приступили к проектированию. Однако архитекторам удалось построить функционально насыщенное и легко трансформируемое здание. С одного конца оно начинается современным танцевальным залом, за которым следуют фойе, лекционный, конференц-залы и помещения под лаборатории, а у другого – заканчивается муфельной печью. Иными словами, сама структура центра невольно повторяет траекторию развития идеи Инновационных культурных центров (ИКЦ) за последние несколько лет. Тем не менее первоначальный смысл в общих чертах сохранился: город получил качественное общественное пространство, в котором очень нуждался.
 
Космическое соседство
Участок ИКЦ вплотную подходит к парку имени Циолковского – территории Музея истории космонавтики. Его здание – одно из знаковых произведений 1960-х, построил в 1961–1967 архитектор Борис Бархин; в 1961 Юрий Гагарин торжественно заложил в фундамент медный пятак. Здесь же установлено несколько ракет, одна из них – копия ракеты Восток-1, которая сгорела, но вывела корабль Гагарина в космос. К северо-западу, на кромке склона сейчас строится вторая очередь музея истории космонавтики (авторы концепции ОАО «Воронежпроект»). Построенный архитекторами Wowhaus культурный центр примыкает к юго-западной границе площади-газона перед музеем космонавтики.
 
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Ситуационный план © WOWHAUS
Музей истории космонавтики им. Циолковского в Калуге. Архитекторы Б.Г. Бархин, Е.И. Киреев, Н.Г. Орлова, В.А. Строгий, К.Д. Фомин, 1960-1967. . Фотография © Ю. Тарабарина, Архи.ру
zooming
Инновационный культурный центр в Калуге © WOWHAUS

Участок культурного центра до начала строительства был занят секретной воинской частью. В последние годы через дыры в заборе здесь можно было разглядеть шиномонтаж, несколько разрушенных корпусов и старую липовую аллею, вдоль которой когда-то маршировали солдаты. На границе с территорией музея еще недавно стояли ветхие бараки. Затем их снесли, но пустырь застроить не успели. И очень хорошо, потому что место – видовое, высокое, с крутыми 40-метровыми склонами по сторонам, да еще и примыкающее к музею с парком, то есть давно получившее статус рекреации – для нового культурного центра оно оказалось подходящим.

С противоположной от музея стороны ИКЦ граничит с рядами массивных особняков состоятельных горожан, плотно занявших склон перед Окой; к счастью, склон достаточно крутой, так что роскошные, но не слишком стильные жилища загораживают не всю панораму противоположного берега.
Вид от ИКЦ на юго-запад, в сторону ОКИ. Особняки. Фотография © Ю. Тарабарина, Архи.ру

С запада заросший деревьями спуск ведет к Яченскому водохранилищу, которое называют Калужским морем (его набережная этим летом стала предметом всероссийского конкурса благоустройства КБ «Стрелка»). После завершения всех работ к набережной водохранилища от ИКЦ можно будет спуститься по лестнице.

Пространственный узел
Согласно первоначальной программе, написанной в 2013 институтом «Стрелка», площадь здания должна была быть около 10 000 м2. Wowhaus провели ландшафтный анализ, поставив перед собой задачу сохранить и приумножить видовой потенциал места, сохранить сложившиеся точки и в целом – учесть максимум параметров. Кроме того в результате политических перипетий сократился функционал здания; так что от задуманных площадей осталось меньше трети – 3 600 м2.
Инновационный культурный центр в Калуге

Западный склон участка, который спускается к водохранилищу, оказался оползневым. Укреплять его не стали, а вышли из положения, перераспределив нагрузку: ближе к склону по рельефу спускаются одноэтажные объемы учебной части здания. Событийно насыщенные части здания – многофункциональный зал, репетиционные залы и выставочный зал – спроектировали в обращенной к городу юго-восточной части территории. Между легким северо-западным и крупным юго-восточным «крылом» расположилась сохраненная липовая аллея – из нее получился зеленый внутренний двор, раскрытый в сторону Оки.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов

«Архитектурная идея здания состояла в том, чтобы создать узел из двух переплетающихся пространственных «лент». В одной сосредоточены образовательные функции, в другой – общественные. Между лентами встроены уличные пространства – двор с амфитеатром и внутренний зеленый двор», – говорит Анастасия Рычкова.

Сказать, на что похож план здания, невозможно: он кажется апофеозом свободной планировки, подчиненной одновременно классическому принципу модернизма изнутри-наружу – и другому принципу «выращивания» архитектуры из контекста. Объемы и плоскости поминутно поворачивают под небольшими углами, как будто стремятся поудобнее «усесться» на рельефе, каждый на своем месте. Здание реагирует на все внешние и внутренние сюжеты так чутко, что как будто бы само состоит из переплетенных между собой – не столько «лент», сколько различных вариантов общественного пространства и творческих занятий. Фасады, пространство, пластика, материалы – лишь составные части канвы этих мизансцен. Его даже хочется понять как здание-перформанс, мима, застывшего, но готового в любой момент ожить, вовлечь зрителей в свои «спектакли». Что, надо думать, и требовалось от инновационного культурного центра. Так что перед нами не только простанственно-пластический «узел» двух лент, но и событийный узел сценариев пребывания снаружи и внутри.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов


Снаружи
Не менее важны сценарии приближения и обхода, поскольку ИКЦ расположен в живописном месте, но «на отшибе». Запланировано два пути, ведущих к зданию от остановок общественного транспорта на улице Октябрьской. От одной из них нужно двигаться по диагонали через парк Циолковского. Парк соединен со зданием пандусом-лестницей, переходящим в легкий бетонный мостик – проходя по нему, мы попадаем на уровень второго этажа комплекса. Справа – смотровая площадка, откуда открывается «открыточный» вид на музей космонавтики. (В проекте не была предусмотрена эта видовая точка, комплекс был закрыт аллеей тополей, как кулисами и визуального контакта между музеем космонавтики и зданием ИКЦ не должно было случится, – уточняют архитекторы). Дальше во двор спускается большой деревянный амфитеатр, живо напоминающий тот, который Wowhaus построил по дворе института «Стрелка» в 2010 году.
Вид из двора на амфитеатр и видовую площадку на кровле. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фрагмент главного двора. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впереди вход на второй ярус фойе ИКЦ и в кафе. Слева выставочный зал, дальше за ним – похожие на зиккурат наклонные ступени протяженных витражей, освещающих фойе – своеобразная разновидность шедовых фонарей. Снаружи они с долей условности продолжают шаг ступеней амфитеатра.
Шедовые фонари над амфитеатром. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Шедовые фонари над амфитеатром. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Угол выставочного зала и шедовые фонари. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если спуститься по амфитеатру вниз и затем обернуться, то кажется, что, вырастая вверх, его ступени в какой-то момент начинают «плясать» и блестеть, радуясь тому, что приблизились к небу. Если же смотреть с высоты полета квадрокоптера, то тоже очевидно, что амфитеатр и «фонари» – одно пластическое целое, как будто по объему здания мазнули ребристым ножом, вынув в нем ступенчатый спуск к склону.

Металлическая решетчатая конструкция скены перед амфитеатром – основа для киноэкрана или декораций, отражается в стеклянной консоли второго этажа, глубоко вынесенной к северу. «Нос» здания практически парит над землей, опираясь на единственную V-образную опору. Смотрит он в сторону Яченского водохранилища, правее видна ракета «Восток-1». Часть второго этажа представляет собой пространственную ферму, за счет этого удалось добиться значительного вылета консоли. В ней разместится панорамное кафе.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов

Таким образом у паркового входа разворачивается, если можно так сказать, «тусовочная» часть центра: выставки (вернисажи), лекции, кафе. Пространство двухуровневое, легко проницаемое – здесь повсюду можно гулять, даже вдоль консоли устроен металлический балкон. Уже сейчас видно, что горожане живо осваивают сценарии движения.

Большой амфитеатр, впрочем, здесь не единственный: слева от пешеходного моста на склоне возникает еще одна группа деревянных ступенек, соединяющих уровень парка с уровнем комплекса – архитекторы Wowhaus себе не изменяют.
Амфитеатр под мостом. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина

С противоположной, юго-западной стороны, ниже по склону под открытым небом расположилась 200-метровая площадка для паркура – единственная в России оборудованная площадка такого рода. Архитекторы приглашали в бюро калужских паркурщиков, расспрашивали, какие именно элементы им нужны: часть элементов сделали бетонными, а другую – переносными, в тех местах, где под землей проходят сети. К юго-востоку, за деревянной стенкой – еще одна площадка, здесь планировался скейтпарк, но он уже трансформировался в детскую площадку; и при ней еще один амфитеатр.

Второй вход со стороны города – по переулку, который был выделен городской администрацией для подъезда к новому комплексу. Архитекторы планируют превратить его в полноценный проход-проезд, новую городскую ось, ориентированную на вход в ИКЦ. И если северо-восточный парковый вход – скорее неформальный, то с этой стороны здание «дисциплинирует себя» и начинает выглядеть почти как театр: на фасаде, скрывающем за собой главную сценическую коробку, проступают тонкая деревянная пилонада. Строгая площадь перед входом также служит пожарным проездом.

Еще одним фасадом – принцип многофасадности, как мы помним, здесь реализован в полной мере – становится обращенный к Оке двор; сохраненная аллея делает его композицию немного диагональной, но все равно пространство сохраняет сходство с усадебным: ряд деревьев, планировка «покоем»... Впрочем, обилие черных металлических лестниц возвращает в наши дни; и это тоже – любимый прием Wowhaus: подобными структурами архитекторы планирует окружить и двор московского Электротеатра «Станиславский».
Двор с аллеей, обращенный к Оке. Слева корпуса учебных мастерских, по центру фойе. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Двор с аллеей, обращенный к Оке. За деревьями видна северо-западная стена главного зала. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Главный вход; фрагмент стены: сдержанность и разнообразие фактур. Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру


Внутри
В параллелепипеде с «нарисованным» портиком действительно располагается театр. Точнее универсальный театральный зал – современное сценическое пространство, трансформируемое подобно Электротеатру «Станиславский»; здесь так же, как и там, можно менять положение сцены и зиртельских мест, а можно использовать весь зал как сценическое пространство, оставив зрителям балкон. Декорации и свет можно подвешивать в любой части технического потолка. Для того, чтобы при соблюдении высотных ограничений сделать зал достаточно высоким, для него с самого начала выбрали ту часть территории, поверхность которой была расположена ниже других. Поэтому перед входом в зал нужно спуститься (а не подняться, как бывает обычно) на несколько ступенек вниз; для маломобильных зрителей предусмотрен лифт. (Надо сказать, что все пространство Центра – безбарьерное. Везде где это было возможно лестницы заменили пандусами. К слову, рампа-прообраз есть и совсем неподалеку: в музее Циолковского Бориса Бархина между верхним и нижним уровнями).
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. План 1 этажа © WOWHAUS
Инновационный культурный центр в Калуге. Первый этаж © WOWHAUS

Второе после универсального зала (или первое, как посмотреть) эффектное пространство внутри – фойе. Оно устроено намеренно сложно, не только потому, что именно здесь неизбежно завязывается «узел» пространственных и функциональных «лент», но и потому, что архитекторы стремились сделать его нескучным, приспособить для разных дополнительных функций, дабы не напоминать помпезно-пустующие театральные фойе. Пространство двусветное, значительная его часть занята системой лестниц и навесных переходов второго яруса. Пролеты и площадки лестницы оказываются под освещающими их ступеньками шедовых фонарей – тех самых, которые снаружи зрительно продолжают ступени главного амфитеатра.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов

Эффект получается сродни лофту – артистически переосмысленному промышленному зданию, в основном за счет черного металла и диагональных струн, поддерживающих наклонные плоскости шедов, зигзагом расчерчивающих световую стену. По словам архитекторов, конструкции светового фонаря максимально тонкие: удалось добиться толщины 30 см (теоретически толщина перекрытий должна быть полметра).

Лестница не только организует пространство, позволяя перемещаться, к примеру, от репетиционных танцевальных залов на первом уровне наверх к кафе и выставкам. Плоскости, поддерживающие лестницу, делят пространство фойе на общественную часть и более камерную, где родители будут ждать учеников танцклассов. Плоскости уже используются как выставочное пространство.

Пандан лестнице – отделанный деревянными пластинами овальный «кокон» гардероба, он играет роль скульптурного элемента интерьера. Пространство основного фойе перетекает в зону буфета с еще одним, четвертым мини-амфитеатром: всего 2 ступеньки, зато они обращены во двор с перспективой на Оку. Амфитеатр можно использовать как угодно – от проведения семинаров до устройства коворкинга. Дальше, за оранжевой стеной (редкое здесь вкрапление цвета) начинается вереница небольших помещений мастерских и спортивных секций – то самое легкое северное крыло, которое стоит на кромке склона.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. Фотография © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге © Илья Иванов
Инновационный культурный центр в Калуге. План 2 этажа © WOWHAUS

Если взять за скобки деревянный «кокон», интерьеры, также как и фасады решены лаконично. Их цель – не отвлекать от природных красот и не выделяться, лишь обеспечивая связь между «внутри» и «снаружи»: раскрывая виды и пропуская внутрь дневной свет. Света внутри очень много, возьмем хотя бы фойе, освещенное с трех сторон.

Старое и новое
Слово «инновационный», признаться, уже лет 10, если не больше, как навязло в зубах. Хотя надо признать, что для территории ИКЦ в городе выбрали угол не только живописный, но и уже обладавший аурой новаций благодаря Музею истории космонавтики. Как будто провоцируя сравнение современных новаций с шестидесятническими. Что может звонче напеть нам «время, вперед», чем ракета или фантастическое яйцо, собирательный образ инопланетного корабля, в музейном здании архитектора Бархина?

Несложно заметить, что инновационность, или по-русски говоря новизна калужского ИКЦ – в совершенно другом. Вовсе оно не иконическое, в нем, помимо пары штрихов, остро-заметных форм мало. Кое-где оно даже растворяется в природе, не говоря уже о том, что, деликатно используя рельеф, подчиняется ему, струится по ландшафту. Ждешь увидеть геологические или текучие формы – но и их нет. Очевидно, что новизна – в легкости, тонкости, прозрачности, может быть – даже ненавязчивости, с которой посетителей ведут по маршруту и предлагают легко сменяющие друг друга сценарии действия. Этот вид новизны не слишком хорошо формализуем из-за отсутствия броской оболочки, но густо насыщен сценарной адаптивностью, возможностью смены действия и декораций, вероятно, созвучных клиповому сознанию поколения Z или нацеленности поколения Y на общение. Здесь мало борьбы и порыва, зато много вариантов движения и пребывания.
Инновационный культурный центр в Калуге. Фасады © WOWHAUS

Соседство этого здания с космическим музеем хочется сравнить с антитезой, которая иногда присутствует в кинофантастике, где действие разворачивается параллельно на каком-нибудь корабле, бороздящем просторы, и на земной вилле. То и другое – будущее, но корабль это новизна подвига, а вилла – новизна созерцания и движения не тела, но мысли. Здесь получается похоже: музей и ракета остаются в сфере космической фантастики порыва, а инно-центр кажется его в некотором смысле антитезой, противоположностью; созерцательной новацией постиндустриального общества, для которого важнее человек и где смелый спектакль или выставка – не меньшая новация, чем полет в космос. Впрочем, они связаны – хотя бы тем легким жестом, каким здание ИКЦ вскидывает свою стеклянную «голову» в сторону ракеты «Восток». Так что неудивительно, что к концу работы строители стали называть здание ИКЦ «космическим».
***
zooming
Анна Сенатова,
художественный руководитель Инновационного культурного центра Калуги

«Инновационный культурный центр – воплощенная мечта, как бы пафосно это не звучало. Траектория развития проекта напоминает кардиограмму человека, вначале здорового, а затем пережившего клиническую смерть и чудом выжившего: там есть такие оптимистичные амплитуды (появление в Калуге представителей Министерства культуры РФ, «Стрелки», презентация проекта в Музее истории космонавтики им. Циолковского, круглые столы, фокус-группы, лекции, фестиваль местной культуры). Потом – амплитуда затихает и превращается в тонкую прямую линию: пациент при смерти… Да, было такое дело: практически приостановленный проект, кураторы всех трех ДНК – Первоуральского, нашего и Владивостокского отстранены, тема закрыта. Долгая прямая, без надежды. Потом – внезапно – вновь звучит, вначале осторожно, тема возрождения проекта, теперь уже под новым именем: Инновационного Культурного Центра. Слабая амплитуда, затем нарастающая, и – ровная бодрая пульсация! Активная поддержка темы ИКЦ губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым. Смена подрядчиков-проектантов, бесконечные заседания, встречи, долгое время спустя – роскошный, совершенно не калужский, проект WOWHAUS.

В их чертежах и макетах чудесным образом воплощаются направления деятельности, которые мы хотели бы развивать в ИКЦ, но, по-прежнему, они кажутся несбыточными. С момента появления темы до воплощения в реальности прошли четыре года. Это не так много в рамках обычной человеческой жизни, но, как оказалось, очень много в рамках жизни проекта. Часть рабочей группы выпала безвозвратно: это жизнь! На их место пришли другие, сейчас почти всё задуманное начинает воплощаться.

Увы, пришлось отложить театральную тему: зал-трансформер остался пока без своего главного наполнения. Мы не теряем оптимизма и ведем переговоры с московскими режиссерами: проект ИКЦ интересен многим, а площадка – мечта любого профессионала из театральной среды. Не сразу удалось воплотить тему современной хореографии, но сейчас мы гордимся еще одной победой: у нас создан Инновационный театр балета, – свой, штатный, на профессиональной основе! Наполняется учебная зона: работает медиа-студия, идут занятия в мастерской архитектуры, дизайна, изо; скоро откроется «Цех анимации»; активно работает театральная студия для подростков «КОТ» (Которые Обожают Театр); с «аншлагом» проходят в Керамической мастерской уроки по гончарному ремеслу, изразцам и абстракции в керамике; вот-вот начнет свою работу Школа документального кино ProЛог. В ближайших планах – городской клуб, посвященный темам архитектуры, градостроения, урбанистики. За два неполных месяца с начала работы это фантастический объем. Спасибо команде ИКЦ: усилия и пассионарность этих людей дают поразительные всходы.

Сейчас многое сбылось, что-то в стадии становления, кое-что пока в проекте. Самое главное – чрезвычайная популярность ИКЦ в городе: новое пространство притягивает очень правильную публику. Студенты, молодые семьи с детьми, люди средних лет, активные и исполненные интереса к жизни люди старшего возраста, – вот наша целевая аудитория. Хорошие лица, активные дискуссии, умные вопросы на лекциях и кинопоказах, востребованность тем и направлений, – всё говорит в пользу проекта. Отличается ли нынешний ИКЦ от задуманного ДНК? Да, во многом. Он более «земной», менее «столичный», более вписанный в реальность регионального центра».
 
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Инновационный культурный центр в Калуге
Россия, Калуга, ул. Космонавта Комарова

Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущие архитекторы: А. Рычкова, М. Козлов
Архитекторы: М. Панова, В. Кудрявцева, Ю. Белов, В. Беляков, Т. Скибо
Разработка раздела генплан: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий


2014 — 2015 / 2015 — 2016

29 Июня 2017

WOWHAUS: другие проекты
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Похожие статьи
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.