В течение трех месяцев группа студентов, в основном уже практикующих архитекторов, работала над одним проектом – концепцией развития Яузы, особое внимание уделив территории между станциями метро «Курская» и «Площадь Ильича».
Никита Токарев, директор МАРШ
«В этом году преподаватели и студенты курса «Проектирование общественных пространств» поставили перед собой амбициозную задачу: освоить Яузу – «другую реку» Москвы. Мы в МАРШ уже занимались Яузой, сделав в магистратуре проект «Другая река» на АРХ Москве пять лет назад. В этот раз, используя богатый опыт преподавателей из бюро Wowhaus, удалось разработать комплексное решение с учетом серьезных проблем экологии района, транспорта на набережных, перспектив застройки «Серпа и молота» и других задач общегородского масштаба. При этом детально разработаны два фрагмента приречной территории вплоть до благоустройства и отдельных дизайнерских решений в самой сложной и перспективной зоне Артплея, «Кристалла», МГТУ им. Баумана и шлюзов. Думаю, что многие находки проекта могли бы стать дополнением к разрабатываемой сейчас концепции линейного парка вдоль Яузы от ВДНХ до МКАД. Важной идеей программы было включение отдельных территорий в стратегию развития города, и я очень рад, что мы ее осуществили!»
Ирина Головицкая, куратор
«В этом году мы взяли для анализа обширную территорию от Земляного вала до Третьего транспортного кольца с примыкающими территориями, сузили ее до узкой полосы, примыкающей непосредственно к берегам Яузы, для разработки общей идеи, и позволили участникам самостоятельно выбрать отдельные участки для более детальной проработки. Удивительно, но этой свободой они пренебрегли и разработали цельный и связный проект, проявив стахановское трудолюбие и предложив интересные и уникальные решения по каждому участку.
Неожиданных открытий и поворотов в этом году было больше, чем когда-либо. Режим самоизоляции настиг нас спустя две недели после начала курса: мы только-только приступили к анализу. Не хочется прибегать к банальным метафорам про поезд на полном ходу, но именно это с нами и происходило. Понятно было только одно: онлайн – это не просто все то же самое, но через экран, перестроить нужно и форму, и содержание. Несмотря на физическую разобщенность, участники проявили удивительную сплоченность и к концу курса стали настоящей командой. А кураторы, в свою очередь, попробовали не только новый формат преподавания, но и спонтанную любительскую психотерапию. Результат этих непростых трех месяцев получился даже не просто хорошим, а феерическим. Опыт, полученный в экстремальных условиях, мы уже начали анализировать и обязательно будем применять его в более спокойные времена.
Что будет с концепцией дальше – вопрос открытый. Этот вопрос нам задавали еще на этапе собеседований, но мы сознательно избегали ответа на него. В рамках таких коротких образовательных программ так или иначе сталкиваешься с поиском баланса между тем, сколько знаний получат участники, и тем, насколько детально проработанной и презентабельной будет выглядеть финальная работа. Иначе говоря, между образованием и лайкоемкостью готовых картинок. Мы выбрали первое. Второе подтянулось».
***
Участники
Кристина Квартальнова, Полина Коловицкова, Павел Евсин, Эмилия Мазитова, Михаил Мельников, Владимир Пименов, Никита Погодин, Ольга Полякова, Таисия Силкина, Александра Ярыгина.
Кураторы
Юлия Заречкина, Екатерина Спорыхина, Ирина Головицкая
Облако знаний и стратегия
Первый этап: исследовательская работа. К работе подошли комплексно. Кроме классического архитектурного анализа: истории места, этапов его формирования, анализа транспортной ситуации, экологии и прочего, лекторы МАРШ, специалисты разных профилей – от сотрудников «Яндекса» до НИФИ МинФина – помогли изучить территорию с нескольких ракурсов и учесть интересы всех «стейкхолдеров». В результате в итоговой презентации есть как традиционная «реки времени», так и анализ транспортных потоков, карта ощущений, социальный срез, интервью с жителями и туристами и многие другие сведения.В процессе сбора данных выяснялись как очевидные на первый взгляд, так и более глубокие проблемы: Яуза сильно загрязнена, в некоторых местах труднодоступна или не связана с прилегающими пространствами, отрезана магистралями и, как результат, – не включена в городскую повседневность. Сейчас у реки нет образа, при этом потенциал ее огромен: три станции метро, три популярных креативных кластера – Винзавод, Арма и Artplay; знаменитые Гоголь-центр и Сахаровский центр, а также наследие более ранних веков – Спасо-Андроников монастырь и виадук, усадьбы, Сыромятнический гидроузел.
Частью общей картины стали и субъективные впечатления студентов. Ландшафтный архитектор Таисия Силина опубликовала на странице проекта в Medium эссе, в художественной форме которого выкристаллизовались полученные знания.
Таисия Силкина, ландшафтный архитектор
Яуза немного напоминает девочку-подростка – вроде и красавица, вроде и догадывается об этом, но дух бунтарства мешает ей быть приветливой, она закрывает волосами лицо и включает громкую музыку в наушниках. Меняться страшно, ведь можно потерять свою самобытность, стать такой как все. … Мне бы хотелось, чтобы во время прогулки по набережной у людей возникло чувство, что они идут к бабушке в гости, где старый шкаф, ковер на стене, хрусталь и чугунная лошадь с юбилея, где пахнет пирожками, где даже «страшные рокеры» моют руки перед обедом и едят с хлебом. … Я вижу будущий прогулочный маршрут как переход из комнаты в комнату, где ты каждый раз смотришь на реку другими глазами.
На основе собранных данных и глубинных интервью – их провели около 20, все в условиях карантина – архитекторы сформировали портрет пользователя. Как итог всего анализа – проектные гипотезы по функциональному наполнению и архитектурному облику будущих пространств. Более подробно проработана концепция для двух территорий у берегов Яузы, которая учитывает экологические мероприятия, новые пешеходные и транспортные связи, регламент застройки, айдентику и дизайн малых архитектурных форм. В основе концепции лежит идея «городской анфилады»: поскольку на Яузе много разнохарактерных участков и слоев истории, территорию решили не унифицировать, а поддержать разнообразие, создав систему пространств-комнат.
От Артплея до Туполева
Первый участок включает фрагмент реки от кластера Artplay до конструкторского бюро Туполева, семь пространств на этом пути свяжут два пешеходных моста. Все это опирается на транспортное решение накрыть фрагмет Третьего транспортного кольца в районе МГТУ им. Баумана и сделать линейный парк.
Согласно концепции, оживают улицы и набережная рядом с Artplay, главным героем здесь становится супер-МАФ, в котором воплотится все сразу – закрытые помещения, амфитеатр, качели, лавочки, клумбы и т.д. При усадьбе Строгановых сформируется пространство с другим настроением: в здании разместится культурно-образовательный центр, перед ним благоустроят сад с прудом и лабиринтом. Следующие точки притяжения: амфитеатр на набережной у Таможенного моста, сквер возле Сыромятнического гидроузла, чайная и водочная в бывших спиртохранилищах завода «Кристалл», зона отдыха у КБ Туполева. Длина маршрута составит три километра, прогулка займет как минимум час, а дальше – как пойдет.
Лефортовский дворец
Фрагмент у Лефортовского дворца имеет характер городского променада: над Лефортовским тоннелем появится набережная, перед МГТУ и дворцом – новые площади, с противоположным зеленым берегом эти территории соединит пешеходный мост.
Река, таким образом, становится доступной и превращается в символ и коридор, который связывает между собой не только разнообразные пространства – от университета и монастыря до конструкторского бюро, но и людей, в них приходящих.
Екатерина Спорыхина
Если посмотреть внимательно на структуру города, мы увидим череду парков, более или менее очевидно соединенных между собой. На юго-западе: долина реки Сетунь, Воробьевы горы, Парк Горького и Зарядье. На северо-востоке: бескрайний Лосиный остров, где берет свое начало Яуза, разливается в Сокольники и ВДНХ. Эта территория вдоль реки будет благоустроена, появится «Суперпарк Яуза». Таким образом, выбранный фрагмент – недостающее звено, которое бы соединило все эти территории воедино. Этот проект позволяет создать самый большой и протяженный парк города, его зеленый диаметр, парковую анфиладу городского масштаба.