Путешествие вдоль реки

Публикуем итоговую работу студентов курса «Проектирование общественных пространств», организованного МАРШ и Wowhaus. Исследование посвящено преображению Яузы.

mainImg
В июне закончился третий по счету интенсивный курс МАРШ, посвященный проектированию общественных пространств. Школа проводит его совместно с бюро Wowhaus, которое уже достигло того уровня, на котором не просто проектирует общественные пространства, а изобретает новые и успешные типологии. На счету бюро Крымская набережная, детская зона московского зоопарка, Музейный парк, городская ферма ВДНХ и многие другие.

В течение трех месяцев группа студентов, в основном уже практикующих архитекторов, работала над одним проектом – концепцией развития Яузы, особое внимание уделив территории между станциями метро «Курская» и «Площадь Ильича».

Никита Токарев, директор МАРШ
zooming

«В этом году преподаватели и студенты курса «Проектирование общественных пространств» поставили перед собой амбициозную задачу: освоить Яузу – «другую реку» Москвы. Мы в МАРШ уже занимались Яузой, сделав в магистратуре проект «Другая река» на АРХ Москве пять лет назад. В этот раз, используя богатый опыт преподавателей из бюро Wowhaus, удалось разработать комплексное решение с учетом серьезных проблем экологии района, транспорта на набережных, перспектив застройки «Серпа и молота» и других задач общегородского масштаба. При этом детально разработаны два фрагмента приречной территории вплоть до благоустройства и отдельных дизайнерских решений в самой сложной и перспективной зоне Артплея, «Кристалла», МГТУ им. Баумана и шлюзов. Думаю, что многие находки проекта могли бы стать дополнением к разрабатываемой сейчас концепции линейного парка вдоль Яузы от ВДНХ до МКАД. Важной идеей программы было включение отдельных территорий в стратегию развития города, и я очень рад, что мы ее осуществили!»

Ирина Головицкая, куратор
zooming

«В этом году мы взяли для анализа обширную территорию от Земляного вала до Третьего транспортного кольца с примыкающими территориями, сузили ее до узкой полосы, примыкающей непосредственно к берегам Яузы, для разработки общей идеи, и позволили участникам самостоятельно выбрать отдельные участки для более детальной проработки. Удивительно, но этой свободой они пренебрегли и разработали цельный и связный проект, проявив стахановское трудолюбие и предложив интересные и уникальные решения по каждому участку.

Неожиданных открытий и поворотов в этом году было больше, чем когда-либо. Режим самоизоляции настиг нас спустя две недели после начала курса: мы только-только приступили к анализу. Не хочется прибегать к банальным метафорам про поезд на полном ходу, но именно это с нами и происходило. Понятно было только одно: онлайн – это не просто все то же самое, но через экран, перестроить нужно и форму, и содержание. Несмотря на физическую разобщенность, участники проявили удивительную сплоченность и к концу курса стали настоящей командой. А кураторы, в свою очередь, попробовали не только новый формат преподавания, но и спонтанную любительскую психотерапию. Результат этих непростых трех месяцев получился даже не просто хорошим, а феерическим. Опыт, полученный в экстремальных условиях, мы уже начали анализировать и обязательно будем применять его в более спокойные времена.

Что будет с концепцией дальше – вопрос открытый. Этот вопрос нам задавали еще на этапе собеседований, но мы сознательно избегали ответа на него. В рамках таких коротких образовательных программ так или иначе сталкиваешься с поиском баланса между тем, сколько знаний получат участники, и тем, насколько детально проработанной и презентабельной будет выглядеть финальная работа. Иначе говоря, между образованием и лайкоемкостью готовых картинок. Мы выбрали первое. Второе подтянулось».
 
***
Участники  
Кристина Квартальнова, Полина Коловицкова, Павел Евсин, Эмилия Мазитова, Михаил Мельников, Владимир Пименов, Никита Погодин, Ольга Полякова, Таисия Силкина, Александра Ярыгина.

Кураторы

Юлия Заречкина, Екатерина Спорыхина, Ирина Головицкая

Облако знаний и стратегия
Первый этап: исследовательская работа. К работе подошли комплексно. Кроме классического архитектурного анализа: истории места, этапов его формирования, анализа транспортной ситуации, экологии и прочего, лекторы МАРШ, специалисты разных профилей – от сотрудников «Яндекса» до НИФИ МинФина – помогли изучить территорию с нескольких ракурсов и учесть интересы всех «стейкхолдеров». В результате в итоговой презентации есть как традиционная «реки времени», так и анализ транспортных потоков, карта ощущений, социальный срез, интервью с жителями и туристами и многие другие сведения.
  • zooming
    1 / 7
    История Яузы. Основные исторические события. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    2 / 7
    Карта ощущения района. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    3 / 7
    Экологическая ситуация. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    4 / 7
    Транспорт, улично-дорожная сеть. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    5 / 7
    Общественный транспорт. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    6 / 7
    Пешеходная система. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    7 / 7
    Пользователи района. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus

В процессе сбора данных выяснялись как очевидные на первый взгляд, так и более глубокие проблемы: Яуза сильно загрязнена, в некоторых местах труднодоступна или не связана с прилегающими пространствами, отрезана магистралями и, как результат, – не включена в городскую повседневность. Сейчас у реки нет образа, при этом потенциал ее огромен: три станции метро, три популярных креативных кластера – Винзавод, Арма и Artplay; знаменитые Гоголь-центр и Сахаровский центр, а также наследие более ранних веков – Спасо-Андроников монастырь и виадук, усадьбы, Сыромятнический гидроузел.
  • zooming
    1 / 5
    Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    2 / 5
    Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    3 / 5
    Культурное наследие на Яузе. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    4 / 5
    Поиск идентичности. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    5 / 5
    Решения по айдентике. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus

Частью общей картины стали и субъективные впечатления студентов. Ландшафтный архитектор Таисия Силина опубликовала на странице проекта в Medium эссе, в художественной форме которого выкристаллизовались полученные знания.
cic =

Таисия Силкина, ландшафтный архитектор

Яуза немного напоминает девочку-подростка – вроде и красавица, вроде и догадывается об этом, но дух бунтарства мешает ей быть приветливой, она закрывает волосами лицо и включает громкую музыку в наушниках. Меняться страшно, ведь можно потерять свою самобытность, стать такой как все. … Мне бы хотелось, чтобы во время прогулки по набережной у людей возникло чувство, что они идут к бабушке в гости, где старый шкаф, ковер на стене, хрусталь и чугунная лошадь с юбилея, где пахнет пирожками, где даже «страшные рокеры» моют руки перед обедом и едят с хлебом. … Я вижу будущий прогулочный маршрут как переход из комнаты в комнату, где ты каждый раз смотришь на реку другими глазами.

Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
© МАРШ, Wowhaus

На основе собранных данных и глубинных интервью – их провели около 20, все в условиях карантина – архитекторы сформировали портрет пользователя. Как итог всего анализа – проектные гипотезы по функциональному наполнению и архитектурному облику будущих пространств. Более подробно проработана концепция для двух территорий у берегов Яузы, которая учитывает экологические мероприятия, новые пешеходные и транспортные связи, регламент застройки, айдентику и дизайн малых архитектурных форм. В основе концепции лежит идея «городской анфилады»: поскольку на Яузе много разнохарактерных участков и слоев истории, территорию решили не унифицировать, а поддержать разнообразие, создав систему пространств-комнат. 

От Артплея до Туполева
Генплан. Участок вокруг гидроузла. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
© МАРШ, Wowhaus

Первый участок включает фрагмент реки от кластера Artplay до конструкторского бюро Туполева, семь пространств на этом пути свяжут два пешеходных моста. Все это опирается на транспортное решение накрыть фрагмет Третьего транспортного кольца в районе МГТУ им. Баумана и сделать линейный парк.

Согласно концепции, оживают улицы и набережная рядом с Artplay, главным героем здесь становится супер-МАФ, в котором воплотится все сразу – закрытые помещения, амфитеатр, качели, лавочки, клумбы и т.д. При усадьбе Строгановых сформируется пространство с другим настроением: в здании разместится культурно-образовательный центр, перед ним благоустроят сад с прудом и лабиринтом. Следующие точки притяжения: амфитеатр на набережной у Таможенного моста, сквер возле Сыромятнического гидроузла, чайная и водочная в бывших спиртохранилищах завода «Кристалл», зона отдыха у КБ Туполева. Длина маршрута составит три километра, прогулка займет как минимум час, а дальше – как пойдет.
  • zooming
    1 / 12
    Новое пространство возле артплея. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    2 / 12
    Вид на Сыромятническую набережную. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    3 / 12
    Культурно-образовательный центр при усадьбе Строгановых. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    4 / 12
    Вид на центральную часть парка при усадьбе. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    5 / 12
    Амфитеатр у таможенного моста. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    6 / 12
    Чайная и водочная. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    7 / 12
    Вид на гидроузел и новый причал. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    8 / 12
    Вид на новую площадь возле гидроузла. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    9 / 12
    Вид на новый мост Разумовского и кафе. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    10 / 12
    Вид на новый мост Разумовского и кафе. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    11 / 12
    Вид на набережную академика Туполева. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    12 / 12
    Вид на набережную академика Туполева. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus

Лефортовский дворец
Фрагмент у Лефортовского дворца имеет характер городского променада: над Лефортовским тоннелем появится набережная, перед МГТУ и дворцом – новые площади, с противоположным зеленым берегом эти территории соединит пешеходный мост.
  • zooming
    1 / 6
    Генплан. Участок возле Лефортовского дворца. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    2 / 6
    Аксономитрия. Участок возле Лефортовского дворца. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    3 / 6
    Вид на площадь перед МГТУ им. Баумана.Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    4 / 6
    Вид на Лефортовскую набережную. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    5 / 6
    Вид на Лефортовскую набережную. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    6 / 6
    Вид на площадь перед Лефортовским дворцом. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus

Река, таким образом, становится доступной и превращается в символ и коридор, который связывает между собой не только разнообразные пространства – от университета и монастыря до конструкторского бюро, но и людей, в них приходящих.
cic =

Екатерина Спорыхина

Если посмотреть внимательно на структуру города, мы увидим череду парков, более или менее очевидно соединенных между собой. На юго-западе: долина реки Сетунь, Воробьевы горы, Парк Горького и Зарядье. На северо-востоке: бескрайний Лосиный остров, где берет свое начало Яуза, разливается в Сокольники и ВДНХ. Эта территория вдоль реки будет благоустроена, появится «Суперпарк Яуза». Таким образом, выбранный фрагмент – недостающее звено, которое бы соединило все эти территории воедино. Этот проект позволяет создать самый большой и протяженный парк города, его зеленый диаметр, парковую анфиладу городского масштаба.

08 Июля 2020

Похожие статьи
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.