Путешествие вдоль реки

Публикуем итоговую работу студентов курса «Проектирование общественных пространств», организованного МАРШ и Wowhaus. Исследование посвящено преображению Яузы.

mainImg
В июне закончился третий по счету интенсивный курс МАРШ, посвященный проектированию общественных пространств. Школа проводит его совместно с бюро Wowhaus, которое уже достигло того уровня, на котором не просто проектирует общественные пространства, а изобретает новые и успешные типологии. На счету бюро Крымская набережная, детская зона московского зоопарка, Музейный парк, городская ферма ВДНХ и многие другие.

В течение трех месяцев группа студентов, в основном уже практикующих архитекторов, работала над одним проектом – концепцией развития Яузы, особое внимание уделив территории между станциями метро «Курская» и «Площадь Ильича».

Никита Токарев, директор МАРШ
zooming

«В этом году преподаватели и студенты курса «Проектирование общественных пространств» поставили перед собой амбициозную задачу: освоить Яузу – «другую реку» Москвы. Мы в МАРШ уже занимались Яузой, сделав в магистратуре проект «Другая река» на АРХ Москве пять лет назад. В этот раз, используя богатый опыт преподавателей из бюро Wowhaus, удалось разработать комплексное решение с учетом серьезных проблем экологии района, транспорта на набережных, перспектив застройки «Серпа и молота» и других задач общегородского масштаба. При этом детально разработаны два фрагмента приречной территории вплоть до благоустройства и отдельных дизайнерских решений в самой сложной и перспективной зоне Артплея, «Кристалла», МГТУ им. Баумана и шлюзов. Думаю, что многие находки проекта могли бы стать дополнением к разрабатываемой сейчас концепции линейного парка вдоль Яузы от ВДНХ до МКАД. Важной идеей программы было включение отдельных территорий в стратегию развития города, и я очень рад, что мы ее осуществили!»

Ирина Головицкая, куратор
zooming

«В этом году мы взяли для анализа обширную территорию от Земляного вала до Третьего транспортного кольца с примыкающими территориями, сузили ее до узкой полосы, примыкающей непосредственно к берегам Яузы, для разработки общей идеи, и позволили участникам самостоятельно выбрать отдельные участки для более детальной проработки. Удивительно, но этой свободой они пренебрегли и разработали цельный и связный проект, проявив стахановское трудолюбие и предложив интересные и уникальные решения по каждому участку.

Неожиданных открытий и поворотов в этом году было больше, чем когда-либо. Режим самоизоляции настиг нас спустя две недели после начала курса: мы только-только приступили к анализу. Не хочется прибегать к банальным метафорам про поезд на полном ходу, но именно это с нами и происходило. Понятно было только одно: онлайн – это не просто все то же самое, но через экран, перестроить нужно и форму, и содержание. Несмотря на физическую разобщенность, участники проявили удивительную сплоченность и к концу курса стали настоящей командой. А кураторы, в свою очередь, попробовали не только новый формат преподавания, но и спонтанную любительскую психотерапию. Результат этих непростых трех месяцев получился даже не просто хорошим, а феерическим. Опыт, полученный в экстремальных условиях, мы уже начали анализировать и обязательно будем применять его в более спокойные времена.

Что будет с концепцией дальше – вопрос открытый. Этот вопрос нам задавали еще на этапе собеседований, но мы сознательно избегали ответа на него. В рамках таких коротких образовательных программ так или иначе сталкиваешься с поиском баланса между тем, сколько знаний получат участники, и тем, насколько детально проработанной и презентабельной будет выглядеть финальная работа. Иначе говоря, между образованием и лайкоемкостью готовых картинок. Мы выбрали первое. Второе подтянулось».
 
***
Участники  
Кристина Квартальнова, Полина Коловицкова, Павел Евсин, Эмилия Мазитова, Михаил Мельников, Владимир Пименов, Никита Погодин, Ольга Полякова, Таисия Силкина, Александра Ярыгина.

Кураторы

Юлия Заречкина, Екатерина Спорыхина, Ирина Головицкая

Облако знаний и стратегия
Первый этап: исследовательская работа. К работе подошли комплексно. Кроме классического архитектурного анализа: истории места, этапов его формирования, анализа транспортной ситуации, экологии и прочего, лекторы МАРШ, специалисты разных профилей – от сотрудников «Яндекса» до НИФИ МинФина – помогли изучить территорию с нескольких ракурсов и учесть интересы всех «стейкхолдеров». В результате в итоговой презентации есть как традиционная «реки времени», так и анализ транспортных потоков, карта ощущений, социальный срез, интервью с жителями и туристами и многие другие сведения.
  • zooming
    1 / 7
    История Яузы. Основные исторические события. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    2 / 7
    Карта ощущения района. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    3 / 7
    Экологическая ситуация. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    4 / 7
    Транспорт, улично-дорожная сеть. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    5 / 7
    Общественный транспорт. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    6 / 7
    Пешеходная система. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    7 / 7
    Пользователи района. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus

В процессе сбора данных выяснялись как очевидные на первый взгляд, так и более глубокие проблемы: Яуза сильно загрязнена, в некоторых местах труднодоступна или не связана с прилегающими пространствами, отрезана магистралями и, как результат, – не включена в городскую повседневность. Сейчас у реки нет образа, при этом потенциал ее огромен: три станции метро, три популярных креативных кластера – Винзавод, Арма и Artplay; знаменитые Гоголь-центр и Сахаровский центр, а также наследие более ранних веков – Спасо-Андроников монастырь и виадук, усадьбы, Сыромятнический гидроузел.
  • zooming
    1 / 5
    Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    2 / 5
    Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    3 / 5
    Культурное наследие на Яузе. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    4 / 5
    Поиск идентичности. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    5 / 5
    Решения по айдентике. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus

Частью общей картины стали и субъективные впечатления студентов. Ландшафтный архитектор Таисия Силина опубликовала на странице проекта в Medium эссе, в художественной форме которого выкристаллизовались полученные знания.
cic =

Таисия Силкина, ландшафтный архитектор

Яуза немного напоминает девочку-подростка – вроде и красавица, вроде и догадывается об этом, но дух бунтарства мешает ей быть приветливой, она закрывает волосами лицо и включает громкую музыку в наушниках. Меняться страшно, ведь можно потерять свою самобытность, стать такой как все. … Мне бы хотелось, чтобы во время прогулки по набережной у людей возникло чувство, что они идут к бабушке в гости, где старый шкаф, ковер на стене, хрусталь и чугунная лошадь с юбилея, где пахнет пирожками, где даже «страшные рокеры» моют руки перед обедом и едят с хлебом. … Я вижу будущий прогулочный маршрут как переход из комнаты в комнату, где ты каждый раз смотришь на реку другими глазами.

Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
© МАРШ, Wowhaus

На основе собранных данных и глубинных интервью – их провели около 20, все в условиях карантина – архитекторы сформировали портрет пользователя. Как итог всего анализа – проектные гипотезы по функциональному наполнению и архитектурному облику будущих пространств. Более подробно проработана концепция для двух территорий у берегов Яузы, которая учитывает экологические мероприятия, новые пешеходные и транспортные связи, регламент застройки, айдентику и дизайн малых архитектурных форм. В основе концепции лежит идея «городской анфилады»: поскольку на Яузе много разнохарактерных участков и слоев истории, территорию решили не унифицировать, а поддержать разнообразие, создав систему пространств-комнат. 

От Артплея до Туполева
Генплан. Участок вокруг гидроузла. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
© МАРШ, Wowhaus

Первый участок включает фрагмент реки от кластера Artplay до конструкторского бюро Туполева, семь пространств на этом пути свяжут два пешеходных моста. Все это опирается на транспортное решение накрыть фрагмет Третьего транспортного кольца в районе МГТУ им. Баумана и сделать линейный парк.

Согласно концепции, оживают улицы и набережная рядом с Artplay, главным героем здесь становится супер-МАФ, в котором воплотится все сразу – закрытые помещения, амфитеатр, качели, лавочки, клумбы и т.д. При усадьбе Строгановых сформируется пространство с другим настроением: в здании разместится культурно-образовательный центр, перед ним благоустроят сад с прудом и лабиринтом. Следующие точки притяжения: амфитеатр на набережной у Таможенного моста, сквер возле Сыромятнического гидроузла, чайная и водочная в бывших спиртохранилищах завода «Кристалл», зона отдыха у КБ Туполева. Длина маршрута составит три километра, прогулка займет как минимум час, а дальше – как пойдет.
  • zooming
    1 / 12
    Новое пространство возле артплея. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    2 / 12
    Вид на Сыромятническую набережную. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    3 / 12
    Культурно-образовательный центр при усадьбе Строгановых. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    4 / 12
    Вид на центральную часть парка при усадьбе. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    5 / 12
    Амфитеатр у таможенного моста. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    6 / 12
    Чайная и водочная. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    7 / 12
    Вид на гидроузел и новый причал. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    8 / 12
    Вид на новую площадь возле гидроузла. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    9 / 12
    Вид на новый мост Разумовского и кафе. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    10 / 12
    Вид на новый мост Разумовского и кафе. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    11 / 12
    Вид на набережную академика Туполева. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    12 / 12
    Вид на набережную академика Туполева. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus

Лефортовский дворец
Фрагмент у Лефортовского дворца имеет характер городского променада: над Лефортовским тоннелем появится набережная, перед МГТУ и дворцом – новые площади, с противоположным зеленым берегом эти территории соединит пешеходный мост.
  • zooming
    1 / 6
    Генплан. Участок возле Лефортовского дворца. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    2 / 6
    Аксономитрия. Участок возле Лефортовского дворца. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    3 / 6
    Вид на площадь перед МГТУ им. Баумана.Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    4 / 6
    Вид на Лефортовскую набережную. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    5 / 6
    Вид на Лефортовскую набережную. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus
  • zooming
    6 / 6
    Вид на площадь перед Лефортовским дворцом. Концепция развития общественного пространства вдоль Яузы.
    © МАРШ, Wowhaus

Река, таким образом, становится доступной и превращается в символ и коридор, который связывает между собой не только разнообразные пространства – от университета и монастыря до конструкторского бюро, но и людей, в них приходящих.
cic =

Екатерина Спорыхина

Если посмотреть внимательно на структуру города, мы увидим череду парков, более или менее очевидно соединенных между собой. На юго-западе: долина реки Сетунь, Воробьевы горы, Парк Горького и Зарядье. На северо-востоке: бескрайний Лосиный остров, где берет свое начало Яуза, разливается в Сокольники и ВДНХ. Эта территория вдоль реки будет благоустроена, появится «Суперпарк Яуза». Таким образом, выбранный фрагмент – недостающее звено, которое бы соединило все эти территории воедино. Этот проект позволяет создать самый большой и протяженный парк города, его зеленый диаметр, парковую анфиладу городского масштаба.

08 Июля 2020

Похожие статьи
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.