English version

Civitas ludens*

Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Реконструкция набережной реки Упы, Тула
Россия, Тула

2016 — 2017 / 2017 — 8.2018
Проект набережной реки Упы у Тульского Кремля был анонсирован в июле 2017 года, а сейчас, через год, он реализован. Набережную торжественно открыли в день города, 8 сентября, в присутствии губернатора Алексея Дюмина, активно продвигавшего проект. О проекте мы рассказывали довольно подробно, теперь рассматриваем то, что получилось.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
© WOWHAUS, Фотография Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
zooming
Слева Алексей Дюмин. Справа Олег Шапиро. На открытии набережной 09.09.2018. Тула. Предоставлено WOWHAUS

У этого сюжета много слоев, что свойственно проектам благоустройства вообще и разработкам Wowhaus в частности. Кроме того соруководитель бюро Олег Шапиро подчеркивает: архитекторы работали с проектом на всех уровнях, от макро-задач, таких как мастер-план и транспортная схема, до микро-решений отдельных элементов. Так что и рассматривать его хочется послойно, от найденных принципиальных решений до приятных деталей.
Проект реконструкции Тульской набережной. План благоустройства © WOWHAUS

Рассматриваемая территория – с двух сторон от строго прямоугольного и невысокого Тульского кремля: северо-западной и северо-восточной. До недавнего времени они были совершенными задворками, поскольку территория между рекой и кремлем большую часть XX века принадлежала Тульскому оружейному заводу, расположенному здесь же, рядом, на острове, который своим расположением напоминает парижский Cite, но центр города, который там когда-то и впрямь был, в начале XVI в. перенесли на южный берег Упы, и с тех пор повелось, что южнее реки в Туле развивался город в рамках укреплений, а севернее, вдоль Тулицы начиная от устья, строились заводы, создававшие на ее русле пруды для металлургической работы. Главный оружейный завод Петр I построил именно на острове, там он до сих пор и находится.
  • в XIX веке набережная называлась Казанской, на реке Упе были устроены пруды и лодочная станция. Завод закрыл станцию и спустил пруды в 1906 году;
     
  • во время ВОВ по берегу реки Упы проходила железная дорога, снабжавшая электростанцию углем. После войны ее разобрали;
     
  • решения об обустройстве сквера на Казанской набережной, улице Металлистов и Советской принимались в 1948 и 1956 годах, но не были выполнены. 
Окрестности стен тульского кремля до реконструкции, 2017. Фотография предоставлена WOWHAUS
Русло реки Упы до реконструкции, 2017. Фотография предоставлена WOWHAUS

Словом, еще в 2017 Тульский Кремль можно было объехать на автомобиле с трех сторон, а с четвертой к нему подступал заводской забор. Главными сюжетами реализованного сейчас проекта архитекторов Wowhaus, реализованного по инициативе губернатора области, стали две вещи: первая – завод передал территорию старицы реки Упы городу, перенеся забор на остров; заиленное русло реки почистили и укрепили деревянными сваями. Вторая – улицу Металлистов, которая начинается от Зареченского моста и ведет к угловой Спасской башне кремля, сделали пешеходной, также как и Крестовоздвиженскую площадь между башней и массивным зданием Сбербанка, ранее служившую разворотным кольцом.
Вид Крестовоздвиженской площади до реконструкции, 2017. Фотография предоставлена WOWHAUS
Фонтан на Крестовоздвиженской площади. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фонтан на Крестовоздвиженской площади. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Фонтан на Крестовоздвиженской площади. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Площадь стала последней «точкой» нового прогулочного маршрута вокруг кремля: отсюда можно попасть как в самую тихую историческую часть города, где довольно много домов XVIII века, навевающих ощущение благостного покоя – так и на оживленную, может быть даже немного слишком, середину Советской улицы. Площадь стала шарниром между двумя мирами, деловым напряженным и спокойным полумузейным. Последнему еще предстоит немалая реконструкция, а ядром музейной части центра должна стать новая пешеходная улица Металлистов, состоящая почти сплошь из особняков XIX века: на данный момент здесь отреставрирована большая часть фасадов, открыта пара ресторанов, вывески оповещают о прошлом и о запланированном будущем. Вскоре, согласно планам, дома и их дворы должны превратиться в музейный квартал, где немалую долю займут экспозиции РВИО, которое сейчас поддерживает довольно энергичный музей в тульском кремле.
 
в составе музейного квартала на улице Металлистов планируются филиалы:
музея-заповедника «Куликово поле»,
Тульского государственного музея оружия,
Историко-краеведческого музея,
художественного музея,
музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»,
музея и штаба Центрального казачьего войска
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Набережная реки Упы, Тула. 2017-2018 © Wowhaus
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS

Но вернемся к реализованной части, собственно проекту благоустройства. Это большой проект, длина всего маршрута, образующего в плане фигуру подобную единице с длинным носом-улицей и палочкой-набережной – чуть больше полутора километров, площадь 21 га (для сравнения длина сквера на Крымской набережной в Москве, эталонного произведения Wowhaus в том же жанре – вдвое меньше, где-то 850 м).
 
длина деревянной набережной вдоль реки Упы в Туле – 670 м
протяженность мостков – 270 м
установлено 385 опор освещения
построено 19 беседок и павильонов

вывезено более 40 000 м3 ила из р. Упы
вывезено более 70 000 м3 мусора и грунта
в берег реки вбито более 1000 свай из лиственницы
вымощено более 41 000 м2 тротуаров из плитки
проложено более 30 000 м кабеля

Маршрут, с одной стороны, заполнен базовыми, «сетевыми» элементами – такими, как цилиндрические ларьки-дровницы с едой, сложенные из белых брусьев или павильоны-кафе с похожей актуально-решетчатой структурой деревянных стен, но со ступенчатыми скатными кровлями, – эти повторяющиеся элементы поддерживают дизайн-код и позволяют гуляющему сориентироваться, довольно быстро становится понятно, что там – еда. Замечу, что все киоски ко дню открытия, он же день города, были арендованы и работали. Другой повторяющийся элемент – скамейки из деревянных реек, изогнутые и прямые, без спинки и со спинкой, нередко повернутые спиной от гуляющих по дорожкам в сторону созерцания – прежде всего, реки. Подобный прием Wowhaus использовали в парке Красногвардейские пруды, здесь он тоже присутствует, хотя и менее интенсивен.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Киоск в начале улицы Металлистов. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Повторяющиеся павильоны и скамейки, равно как и мощение, из бетонной крошки, но разнообразное, создают своего рода каркас, на который наложены разные сюжеты – столь длинное пространство необходимо делить на тематические зоны, чтобы избежать однообразия. Так вот, самый на мой взгляд интересный из этих уникальных сюжетов – мостики на склоне реки. На тонких красных ногах, с красно-белыми перилами, они захватили пересечение двух основных потоков: того, что выходит из Кремля через открытые в рамках проекта Водяные ворота, и того, что движется вдоль реки в обе стороны. Пешеходный перекресток оформлен воздушно, ненавязчиво, но ярко. Идя вдоль набережной поначалу не замечаешь, что оказался уже довольно высоко над склоном, и момент обнаружения – ох, да мы уже на мосту – тоже чего-то стоит. Слева и справа внизу по траве бегают, а иногда катаются боком по склону дети разных возрастов.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
© WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы

Ночью решетки мостков нависают белыми каркасами над множеством точечных фонарей: одни из них светятся сами, другие образуют круги света на траве и кажется, что ты оказался в каком-то игрушечном эльфийском лагере под стенами небольшой крепости.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Поперечные мостки соединяют этот воздушный променад с землей с одной стороны, и с рекой – с другой. В сторону реки отходят аппендиксы-балконы для любования окрестностями, им вторят два более капитальных, бетонных, моста, тоже, впрочем, ведущих «в никуда» – к забору завода, который, впрочем, превратившись в серое полотно за красной решеткой, выглядит вполне дружелюбно. Поразительно, что подходить можно прямо к забору, то есть площадки для гуляющих образовались не только с городской, но и с заводской стороны. Мосты широкие, на них скамейки и кадки с деревьями, это скорее мосты-балконы. Все вместе, конечно, вызывает некоторые ассоциации с парящим мостом в Зарядье, нашим самым главным теперь мостом «в никуда», но и отличается тоже сильно: здесь мы видим структуру менее пафосную, но много более разветвленную и оживленную. На мостках совершенно не страшно, они дружелюбны и не слишком напряжены в инженерном отношении, баланс между неощутимостью отрыва от земли и ощущением многоярусности пространства лишь оживляет чувства, не испытывая их масштабом.

Что любопытно, мостки скрашивают не весь рельеф, а в какой-то момент опускаются – к амфитеатру, традиционно важной точке многих проектов Wowhaus – кажется, именно с их легкой руки амфитеатры так расплодились в российской действительности. Этот – довольно большой, расположился рядом с главной осью, ведущей от Водяных ворот, то есть из центра города, на мост над водой. Здесь же внизу расположена пристань (она напоминает о существовавшей здесь еще в XIX веке торговой пристани), так что сидя, можно наблюдать за семействами, отплывающими на лодках покататься, что само по себе довольно увлекательно. Очень практичная находка – в верхней части амфитеатра расположилась высокая деревянная спинка: для идущих мимо это поручень, для посетителей соседнего кафе подобие вынесенной наружу стойки бара, а сидящих на верхней ступеньке амфитеатра это сооружение закрывает от солнечных лучей с юга.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
© WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Надо сказать, что набережная очень тесно связана с кремлем, и пространственно, и символически. Кремль видно отовсюду, он становится частью сюжета детских площадок, а подростковая площадка на каркасе струганных, но не цилиндрованных, с сучками, бревен, знающему человеку может напомнить о деревянных стенах, до Екатерины II проходивших по линиям Советских улиц и построенных (между прочим) Василием III раньше каменно-кирпичного кремля. То есть здесь могут возникнуть ассоциации как с ночным лагерем под стенами, так и со старыми деревянными стенами города – но все они очень игровые, к чему располагает невеликая высота кремлевских стен, – и очень хорошо, потому от серьезных реконструкций со щами в бороде, пожалуй, уже давно сводит зубы, а вот так, без лишнего пафоса, у нас русскую старину нечасто подают, но именно этот способ делает ее дружелюбной и невраждебной.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
© Wowhaus
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
© WOWHAUS
Справа – павильон для настольного тенниса. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Департамент капремонта Москвы

Тульский кремль в полной мере стал теперь центром ненапряженной, мультикультурной рекреации – он, вообще говоря, благодаря тому, что крепость строили итальянцы, очень ясно устроен: прямоугольник, четыре угла, четверо ворот. Теперь, когда все входы-выходы восстановлены, здесь действительно можно гулять в любом направлении, вариантов множество: гонять пинг-понг, кататься на лодках, лазить по веревочным дорожкам (не говоря о многофункциональной спортивной коробке у дальнего правого края, проводить концерты, причем в двух местах: в амфитеатре, изначально предложенном Wowhaus-ом и на сцене чуть левее и ближе к стенам, предложенном в процессе проектирования мэрией и горожанами (получается две сцены, одна внизу, с «водным» фоном, другая вверху, традиционная, но там больше места для оборудования). На деревянной стене, отгораживающей набережную от еще пока недореконструированных задворок улицы Металлистов, для любителей почитать разместилась историческая хронология набережной. Все это завязано вокруг кремля и со всем этим можно контактировать в разном порядке.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Еще один способ осмысления соседства памятника архитектуры, удачно состыковавшийся с любимым почерком архитекторов – цвет. Кремль красно-белый, примерно треть стен и башен построены из белого камня, остальное из кирпича. Элементы благоустройства тоже красно-белые, только оба цвета яркие. «Красную нить» образуют ноги мостков, красные круглые кадки и яркие цилиндрические фонари, белую – крашеное дерево киосков и решетки мостков. Здесь можно вспомнить, что красный лейтмотив уже был опробован Wowhaus-ом недавно в Красногварейских прудах и претендует на роль фирменного авторского приема. О дереве уже говорилось, в нем также можно углядеть напоминание о старом кремле, но в то же время дерево – типичный материал современного благоустройства, способно напомнить о старых деревянных стенах, уже говорилось. К трем цветам добавляется черный, связанный с металлом, что нормально для города оружейников, но заметим, что черный – как будто принципиально не чугунный, что встречается на других улицах, – а стильный, деревянный, и оттенен белым.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Одним их самых ярких пятен новой набережной Упы стали фасады корпусов (действующего, напомним, завода) на другом берегу. Когда, анонсируя проект, архитекторы говорили о подновлении фасадов, казалось, речь о чем-то формально-необходимом. Но получившееся сейчас чередование цветов мало того, что праздничное: красный, светло-серый, – так еще и поддерживает ассоциации с конструктивизмом, искусством времени индустриализации, оставляя место и для «дворцово-замковой» ноты эклектики. Как-то совершенно не беспокоит тот факт, что мы не можем попасть на остров – завод заиграл, представил себя публике красочно, да и забор вовсе не уныл, красная решетка роднит его с набережной и кроме того он поднят высоко, почти на гребень склона. Засадить бы склон погуще ивами – но там по правилам режимной территории кроме травы ничего расти не может.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

В остальном зоны сквера-набережной постоянно меняют жанр и структуру: начиная от спорта на восточном краю, к «несерьезному» спорту-пинг-понгу, к подростковой площадке-«острогу», к детской площадке-бублику, похожему на бублик парка имени Баумана и Городской фермы на ВДНХ; и так далее, с перерывом на сиреневый сад и к геопластику, как на Крымской набережной (качели и коробка с цепочками – инициатива города, их в проекте не было). Заметно, что как архитекторы накапливают опыт и группы приемов, опираясь на более ранние наработки, но и дополняя их состав – здесь вот придумали мосты и балконы.
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018
© WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография © Олег Леонов, Департамент капремонта Москвы
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Растительность планируют рассаживать в течение ближайшего года, до весны 2019. Сиреневый сад у Водяных ворот уже посажен, впрочем, кусты совсем небольшие, много меньше, чем, к примеру, липы и клены в Москве на Садовом – здесь сирени предстоит разрастись, что может быть и хорошо, лучше приживутся. Сейчас помимо молодой сирени и берез присутствует в основном коротко стриженый газон – в дальнейшем на клумбах, пока сравнительно однообразных, планируется насадить полевые травы и цветы.
 
уже обустроено более 58 000 м2 газонов и цветников
высажено более 20 000 деревьев и кустарников

к весне 2019 запланировано высадить
более 500 деревьев
11 000 кустарников
2 170 м2 цветников из многолетников, лучковичных и злаковых, на берегу реки

Боскеты, задуманные в западной части, пока что крайне невысоки, их также ждет обновление. Садово-парковая часть проектов благоустройства в целом, как правило – самая хрупкая. В Москве уже не раз случалось так, что единожды насаженная модная растительность жила примерно год, а затем со сменой контракта либо хирела, либо уступала место «муниципальному счастью» в виде душистого табака и бархоток. Будем надеяться, что в Туле такого не произойдет и к следующему лету набережная «заколосится» и приобретет совсем законченный вид. К слову, озеленение улицы Металлистов и сейчас выглядит вполне законченным и представляет собой пешеходный бульвар, где липы с засыпанными галькой стволами образуют сравнительно узкий – 3,5 метра – променад по центру и почти вдвое более широкие (~5,5 м) пространства по бокам, со стороны домов. По краям спокойно может проехать спецтранспорт, середина же улицы очевидным образом зарезервирована за пешеходами.
Улица Металлистов до реконструкции, 2017. Фотография предоставлена WOWHAUS
Улица Металлистов после реконструкции. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS
Улица Металлистов после реконструкции. Реконструкция набережной реки Упы, Тула. 2017-2018 © WOWHAUS, Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Тула, как и многие другие областные центры вокруг Москвы, – город, в котором достаточно очевидно прочитываются разные слои его развития: к примеру, «частный сектор» здесь начинается почти сразу за границей бывших стен – Советских улиц, будучи разбавлен советской застройкой и сталинскими проспектами. Хорошо прочитываются фрагменты исторического города, и модернистские вкрапления, как вот, к примеру, здание бывшего исполкома, ныне горадминистрации. Заметны пятна «лужковского» постмодернизма и пафосного прочтения истории города оружейников – въезжающего из Москвы встречает музей оружия в виде гигантского шлема (построен в 2011), и довольно сложно определить свое к нему отношение: с одной стороны, символика понятна, в другой – не слишком ли? Музей построили в 2011 году, в 2014 отреставрировали собор, построили заново колокольню, открыли в кремле патриотический музей РВИО. В последние же годы Тулы коснулась новая волна обновления: появилось два многофункциональных кластера: «Искра» в здании бывшего епархиального училища и вокруг него, там чудесное тихое место и отличные рестораны, и «Октава» на территории работающего завода микрофонов – музей станка с мультимедийной экспозиций, большой постоянно функционирующий лекционный зал, коворкинг, обжитый двор и прочее; а также «Ликерка loft» и «Типография place». Новая набережная Упы, определенно, принадлежит этому кругу новшеств – постиндустриальному, призванному, в частности, привлечь людей в город не только гордостью за оружейный промысел, но и разнообразием среды и возможностей.

репортаж тульского телевидения: 


* civitas ludens – переводится буквально как «город играющий», содержит отсылку к трактату И. Хейзинги Homo ludens 
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Реконструкция набережной реки Упы, Тула
Россия, Тула

2016 — 2017 / 2017 — 8.2018

09 Октября 2018

WOWHAUS: другие проекты
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Подсчёт по осени
Прошедшей осенью и в конце лета 2016 издано шесть монографий известных архитектурных мастерских: ADM, UNK project, Wowhaus, Арт-Бля, бюро Евгения Герасимова, Цимайло & Ляшенко. Рассказываем обо всех.
Похожие статьи
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.