10 аэропортов

В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
По статистике региональные аэропорты перевозят чуть больше половины пассажиров от общего потока – около 100 миллионов из 188, – прозвучало на круглом столе «Новые аэропорты России», организованном издательством TATLIN, проектом «Приметы городов» и коммуникационным агентством «Правила Общения» на Арх Москве.

Новые аэропорты стали появляться начиная с 2010 года: как правило их строят к крупным мероприятиям вроде Олимпиады, саммита АТЭС во Владивостоке или Чемпионата мира по футболу. Нередко они заменяют старые типовые здания аэропортов, которые возводили по всему Союзу в 1960-е годы, но иногда стройка начинается и с нуля в чистом поле.
zooming
Участники круглого стола «Новые аэропорты России».
Новые терминалы решают, прежде всего, конечно, транспортные задачи: в обозримом будущем не придется каждый раз делать пересадку в Москве, чтобы попасть из одного региона в другой. Но когда речь идет о столь масштабных сооружениях, важна не только их основная функция: строительство аэропортов, которым эксперты пророчат роль аэрополисов, неизбежно влияет и на сами города: развиваются прилегающие территории, меняются логистические схемы, экономика получает новые стимулы.

Кроме того, как отметил историк архитектуры Николай Васильев, «новые аэропорты – это маркер качества современной архитектуры: исполнение, материалы, навигация показывают в регионах возможности современного строительства, которые до этого жители, вероятно, нигде больше не видели». Большой инфраструктурный объект по индивиудальному проекту – своеобразная «прививка» качественной современной архитектуры для малых городов.

Одним из главных заказчиков новых зданий стал холдинг «Аэропорты Регионов». Ему принадлежат аэропорты в Екатеринбурге, Нижнем Новогороде, Самаре, Саратове, Ростове-на-Дону, а в ближайшее время – еще и в Новом Уренгое и Петропавловске-Камчатском. Для каждого города холдинг проводил открытый международный конкурс. Все проекты схожи тем, что работа над ними сопровождалась поиском образа, индентичности региона, в котором велось строительство.
 

Самара, аэропорт Курумоч
построен, 2015; студия Nefaresearch, с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts 
zooming
Международный аэропорт Курумоч © Hintan Associates
Аэропорт по заказу холдинга «Аэропорты регионов» достроили в 2015 году. Он располагается между Самарой и Тольятти, не так далеко и Ульяновск. Эти три города с серьезным экономическим потенциалом могут обеспечить приток посетителей, поэтому, по мнению экспертов, у Курумоча есть все шансы стать тем самым аэрополисом – центром с деловым сектором, а также магазинами, парками и развлечениями при аэропорте. В ближайшее время к терминалу подведут железную дорогу для аэроэкспрессов, появится гостиничный комплекс, бизнес-центр и многоуровневый паркинг.

Студия Nefaresearch (с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts), работавшее над интерьером Курумоча, взяло за основу тему космоса, поскольку Самара – один из центров космической промышленности страны. Архитекторы вдохновлялись эстетикой 1960-х годов и, в частности, работами Оскара Нимейера. Плавные линии и белый «стерильный» монохром с серо-черными акцентами создают пространство, похожее на космический корабль. Яркий оранжевый появляется только в VIP-зонах.
Интерьер нового терминала международного аэропорта Курумоч в Самаре. Зона VIP – lounge © © Nefa architесts. Фотограф Илья Иванов
Интерьер нового терминала международного аэропорта Курумоч в Самаре ©VOX Architects, фотограф Сергей Ананьев
Интерьер нового терминала международного аэропорта Курумоч в Самаре ©VOX Architects, фотограф Сергей Ананьев
Композиционный центр в зале ожидания – вертикальный блок с лестницей, эскалатором и лифтом, увенчанные «летающей тарелкой».

Саратов, аэропорт Гагарин
проект, 2017, АБ Асадова; завершение 2019
Саратов, аэропорт Гагарин © АБ Асадова
Аэропорт введут в эксплуатацию в следующем году. Его строят с нуля на берегу Волги: где-то здесь в апреле 1961 приземлился в капсуле Юрий Гагарин.

Архитекторы бюро Асадова работали не только над терминалом, но и над комплексом других административных и обслуживающих корпусов, создав для них дизайн-код. Для парковки предложили регулярную высадку деревьев, превратив ее в сад.

Во внешнем облике читается волна, рябь на воде и раскат саратовской гармони – локальной достопримечательности. Внутри архитекторы хотели добиться спокойной «и даже расслабленной» атмосферы. Пространство зала сделали просторным, наполнили светом и украсили островками зелени, а также конструкциями из полукруглых пластин, напоминающих облака или дирижабли. На летное поле выходит огромное окно, вокруг которого организованы места для созерцания. Павильоны дьюти-фри выглядят как каркасы летательных аппаратов.

Инженерную «начинку» для аэропорта ​помогала делать проектная компания «Спектрум». Главный архитектор Евгения Маврина рассказала, что для этого использовались BIM-технологии, которые позволили не отойти от концепции Бюро Асадова и при этом «начинить аэропорт теми технологическими процессами, которые позволят ему работать в полном режиме», а также выполнить все это в срок.
Саратов, аэропорт Гагарин © АБ Асадова
Саратов, аэропорт Гагарин © АБ Асадова
Бюро VOX Architects для оформления интерьеров VIP-зон использовало цитаты Юрия Гагарина и белые обтекаемые формы, призванные передать «ощущение космоса, полета и современности». Здесь есть детская зона с капсулой, как у Гагарина, а также кабинет губернатора.
***

Симферополь
построен, 2018; Samoo Architects & Engineers; UNK project – благоустройство аэровокзальной площади, интерьер 
Международный аэропорт «Симферополь» © UNK project
Аэропорт, конкурс на интерьер которого выиграло бюро UNK project, открылся 16 апреля. В основе концепции – аэропорт-сад и морская волна, которая раскрывается в формах фасада и линиях интерьера.
zooming
Международный аэропорт «Симферополь» © UNK project
Международный аэропорт «Симферополь» © UNK project
Международный аэропорт «Симферополь» © UNK project
Международный аэропорт «Симферополь» © UNK project
Легкие вибрирующие конструкции создают просторное светлое пространство, напоминающее парковый павильон. Его дополняет яркая зеленая стена – настоящий вертикальный сад. Внутри аэропорта есть тематические зоны: например, большие клумбы с цветами и деревьями Крыма. Тема природного разнообразия региона продолжается и за пределами терминала, в благоустроенной территорий аэропорта, которая постепенно растворяется в ландшафте
Международный аэропорт «Симферополь» © UNK project
Международный аэропорт «Симферополь» © UNK project
Международный аэропорт «Симферополь» © UNK project
Международный аэропорт «Симферополь» © UNK project
«Прежде всего аэропорт – это жестко функциональное пространство, – рассказывает соучредитель UNK project Юлия Тряскина. – И здесь важно сделать не столько красиво, сколько технологично. Нам хотелось создать вневременной интерьер, не привязанный к сегодняшнему или завтрашнему дню, без лишних «украшательств». Интерьер, который мог бы существовать в любом городе, чтобы он всегда был актуален и функционален. Каждая деталь продумана и сделана на совесть. Ядром проекта являются две формы: «волна», фасадные линии которой продолжаются на потолке, и стена с зеленью, о которую волны разбиваются. Это наш первый такой крупный опыт: работа на стыке технологий и дизайна. Выверенные решения, детали, при этом очень сжатые сроки на проектирование и строительство. Мы гордимся этим проектом. 75% материалов, которые мы использовали – российского производства».
***

Ростов-на-Дону, аэропорт Платов
построен, 2018; Twelwe architects, благоустройство Wowhaus
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects
В конкурсе на архитектурную концепцию участвовало 27 компаний, победило лондонское бюро Twelve architects. Благоустройством занималось бюро Wowhaus.

Этот аэропорт также построен в чистом поле, где «до начала работ паслись коровы и работали комбайны». Алекс Битус из Twelve architects рассказывает, что в здании воплощена идея воздушного моста, соединяющего города.

Длинный световой фонарь делит терминал на две основные зоны – международных и внутренних вылетов. Доминантой стало огромное окно, которое выходит на летное поле: весь интерьер ориентирован на то, чтобы сидеть в удобных креслах и наблюдать за маневрами самолетов. Чтобы дать больше тени, так необходимой в жарком климате, аэропорт накрыли большим козырьком. Внутри архитекторы хотели создать атмосферу тепла и уюта, так как путешествия для многих связаны со стрессом.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© VOX Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© VOX Architects
Бюро VOX Architects в интерьере международного зала обыграло тему солнца, степи и Дона. В бизнес-зале концепцией решили сделать горизонт, линии которого подчинено все пространство.
***

Новый Уренгой 
проект, 2017; Twelve аrchitects; завершение 2021
Реновация аэропорта в Новом Уренгое, проект © Twelve Architects
Проектом реновации этого заполярного аэропорта также занималось бюро Twelve аrchitects, для чего британцы, по их словам, изучили опыт Скандинавии – страны со схожим климатом, где много снега, экстремально низкие температуры и короткий световой день. Форма терминала вдохновлена чумом, традиционным передвижным жилищем кочевников. Здесь не так много стекла, как мы привыкли видеть в аэропортах. Внутри постарались создать ощущение тепла: использовали в отделке дерево и желтый свет.

Аэропорт одноэтажный. Важная его особенность – багажные отделения вынесены в отдельные здания. Благодаря этому пассажиры находятся не на высоте в два-три этажа, как обычно, а на уровне земли, и им открываются виды на летное поле с непривычного ракурса.
***

Екатеринбург, аэропорт Кольцово
построен, 2014; студия Nefaresearch, с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts 
zooming
Аэропорт Кольцово. Фотография © Николай Васильев
Аэропорт на границе Европы и Азии – первый проект холдинга «Аэропорты регионов». В 2015 году он получил высокую оценку в четыре звезды от экспертов авторитетной исследовательской компании Skytrax. Здесь самое интересное, пожалуй, кроется внутри, за лаконичными фасадами.
Аэропорт Кольцово, интерьер, реализован в 2013 © Nefaresearch (с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts)
Аэропорт Кольцово, интерьер, реализован в 2013 © Nefaresearch (с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts)
Интерьером терминалов занималось бюро студия Nefaresearch (с 2014 г. VOX Architects и Nefa architесts) – здесь использована тема светящихся кристаллов: получилось много цвета и фактур – необычно яркое для аэропорта пространство. Бизнес-зал, где развивали тему самоцветов и природного богатства недр Уральского региона, получил первую премию Best Office Awards в номинации «Бизнес-пространство в общественном интерьере». 
***

Пермь, аэропорт Большое Савино
построен, 2017; АБ Асадова, Сергей Шамарин, интерьеры UNK project
Новый пассажирский терминал аэропорта в Перми, 2013-2017 © АБ Асадова
Над аэропортом работала большая команда: Бюро Асадова, UNK project, компания «Спектрум» и пермский архитектор Сергей Шамарин.

Образ вдохновлен деревянной скульптурой херувима из пермской художественной галереи – от него терминалу достались крылья из золотистого металла по бокам от центрального входа, решенного в виде огромного белоснежного портала. «П» – значит Пермь. Стеклянные боковые фасады освещают вестибюль и зоны ожидания на антресолях. На них нанесены изображения, стилизованные под «пермский период», тема которого продолжается и в интерьерах здания.
Новый пассажирский терминал аэропорта в Перми, 2016-2017. Интерьер © АБ Асадова
***

Нижний Новгород, аэропорт Стригино
построен, 2017, Hintan Associates, Signy group

IMG_20180525_071357

Здание строили на маленьком участке, между существующим терминалом и другими инфраструктурными объектами. Архитектурное подразделение Hintan Associates и Signy group (которая также исполняла функции генпроектировщика в аэропорте Курумоч в Самаре, Домодедово и Пулково) соединили плавную волнообразную форму основного объема из стекла с прямоугольной, рубленой кровлей и выступающими навесами. Эффектные видеоинсталляции исполнены Nefa architects, которые, похоже, начинают уже специализироваться на аэропортах. 
***

Саранск
построен, 2018; НИИ ГА «Аэропроект»
zooming
Аэровокзал в аэропорту Саранска
© ФГУП ГПИ + НИИ ГА «Аэропроект»
Аэропорт открылся совсем недавно, к Чемпионату мира по футболу. Построен по проекту НИИ ГА «Аэропроект». Простой кубический объем опоясан ярко-красной полупрозрачной конструкцией, которая подсвечивается в ночное время.
***

Петропавловск-Камчатский
проект, 2017
Холдинг «Аэропорты регионов» представил проект аэропорта Елизово в Петропавловске-Камчатском в ноябре прошедшего года. Стеклянное здание-бублик вокруг «воронки» интерпретирует соседство вулканов, – поясняет автор проекта Никита Томин. Поскольку это сейсмическая зона, а фасад имеет наклонную поверхность, строители планируют перенимать опыт японских инженеров. По словам директора мастер-планирования УК «Аэропорты России» Алексея Богатырева, «вписать прямоугольную технологию в круглое здание» также будет очень непросто. 
***
 


08 Июня 2018

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.