English version

Размышления на городской ферме

«Городская ферма» на ВДНХ – развлекательно-образовательный проект, призванный знакомить детей с сельскими животными, с архитектурной точки зрения не только объединяет многие наработки бюро WOWhaus, но и служит прививкой облегченной версии ВСХВ к ВДНХ.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь
Россия, Москва, ВДНХ, Каменский пруд №5

Авторский коллектив:
Руководители мастерской: Д. Ликин, О. Шапиро
Ведущий архитектор: А. Зайцева
Архитекторы: Г. Галкин, А. Измакова, А. Ким, И. Коренков, М. Леонова, Д. Листопад, Д. Маншилин, Е. Решетов, М. Хохлова, М. Ярмаркина
Генеральный план: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий
Предпроектное исследование: КБ23 (К. Паливода, М. Любавин), консультант – Е. Сыса
Дендролог: Л. Мозгунова
Конструктор: С. Белугин

3.2015 — 7.2015 / 2016 — 2017
В этом сентябре городские проекты благоустройства вызвали бурные споры. Но пока журналисты и блогеры обсуждают Триумфальную площадь, сравнивая ее с Крымской набережной, архитекторы бюро WOWhaus, известные первопроходцы в области преобразования общественных пространств Москвы, открыли на ВДНХ построенную ими за прошедшее лето первую очередь «Городской фермы» – проекта, типологически совершенно нового для Москвы (хотя в Подмосковье похожие парки встречаются). Ферма расположена, на самом дальнем краю выставки – у Лихоборского проезда и Сельскохозяйственной улицы, недалеко от метро «Ботанический сад».

Река Каменка, питающая каскад прудов, которые спускаются из Ботанического сада к всероссийской выставке, недалеко отсюда впадает в Яузу, образуя за последней плотиной самый маленький пруд – Пятый каменский. Справа, к югу от пруда стоял сгоревший в 2005 году павильон «Охота и звероводство» – с мини-зоопарком за ажурным арочным фасадом; от него сохранились только две скульптуры «Охотника» и «Лисятницы». Эта территория, как и вообще северная часть ВДНХ, за два последние десятилетия превратилась в настоящие задворки, место частных резиденций, кочующих шашлычных, бань и ресторанов, которые разводят в прудах рыбу, предлагая клиентам самолично выловить добычу, которую затем приготовят на кухне. Один из таких ресторанов, «Форелевая речка», был и на Пятом каменском пруду (пруд и русло речки здесь разделяются, и аттракцион получается двойным). Администрация ВДНХ закрыла ресторан в 2014 году, и затем пригласила архитекторов WOWhaus обустроить территорию.
Панорама. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Слева направо: Алена Зайцева, ведущий архитектор проекта; Дарья Листопад, архитектор проекта; Мария Селтен, коммерческий директор «Городской фермы» на ВДНХ проводят экскурсию по ферме для журналистов, 09/2015. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Изучив историю и окрестности, архитекторы вскоре пришли к выводу, что эта часть ВДНХ, в отличие от центральной, с ее павильонами республик и космоса, посвящена скорее сельскому хозяйству, вспомнили и о зоопарке охотничьего павильона и предложили создать городскую ферму – разновидность зоопарка, где дети могут увидеть домашних животных и научиться за ними ухаживать на разнообразных мастер-классах. Такие фермы распространены в Европе, хотя, как говорят авторы проекта, они прекрасны и естественны, но как правило не интересны с архитектурной точки зрения, – а WOWhaus решил создать в Москве «идеальную ферму», чистую, просторную, удобную и уютную – образцовую, «как и вся ВДНХ». Что и было сделано после предпроектного и маркетингового исследования, проведенного специалистами по преобразованию территорий КБ23.

Главный сюжет проекта – собственно ферма, она стала ядром первой очереди, полностью построена и уже практически заселена: не приехали только голуби в голубятню, а козы, овцы, ослики и мини-коровы уже обживают теплый хлев; кролики размножаются в крольчатнике, породистые куры, гуси с горбатыми носами и утки с красивыми хохолками на головах плавают в пруду и несутся в домиках-птичниках. Рядом с прудом – большая детская площадка, похожая на ту, которую WOWhaus построил в Саду Баумана на Басманной – оборудованная для детей с ограниченными возможностями и сгруппированная вдоль осевой дороги-горки, без лестниц. Реализованная первая очередь фермы заняла большую, северную часть территории, вокруг пруда и речки. На речке запланирована «зона рыболовства», дань памяти места. Сейчас на уже работающую Городскую ферму можно попасть через небольшой входной павильон со стороны павильона «Кролиководство» (билет – 200 р., и у фермы, как рассказывают организаторы, уже появились первые постоянные посетители).
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Детская площадка и лежаки на «пляже» перед прудом. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Вторую очередь – в южной части территории, с будущим главным входом поблизости от скульптур – планируется полностью или частично реализовать к декабрю. Здесь будут сгруппированы функции дополняющие ферму, которые уже перекликаются со своими мини-представителями в реализованной части: большое кафе, запланированное при главном входе, поддержано чайно-бутербродным ларьком и навесом над столиками, построенными на берегу пруда; оранжерея второй очереди – из трех частей, с гидропоникой, цветами, экзотическими растениями и с решетчатыми фасадами, напоминающими, по словам авторов, кожу ананаса – поддержана мини-огородом с северной части, где уже сейчас на высоких грядках проросла озимая рожь, редиска и прижились клубничные усы. Будущая зона мастер-классов со столярными станками в южной части перекликается с детской площадкой-«стройкой», где можно постучать молотком и выпилить что-то пилой – ее планируется открыть вскоре. Авторы проекта намеренно распределили все функции между двумя очередями строительства так, чтобы первая очередь сразу была максимально насыщенной, разнообразной и нескучной.
Площадка DIY. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
Мастесркие. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
План мастерских. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
Оранжерея. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus
План оранжереи. Городская ферма на ВДНХ. 2 очередь, проект © WOWhaus

Но вернемся к впечатлениям от реализованной части фермы. Небольшой парк сейчас занимает около полутора гектаров, а его центральная часть, если исключить хозяйственный сарай на периферии участка – и того меньше, наверное, около гектара, нечто среднее между парком и сквером. Между тем перепад высот (от входа нужно спускаться по лестнице), пруд и речка делают мини-парк очень разнообразным. Архитектура павильонов также рассчитана на то, чтобы поддержать богатство впечатлений: павильоны, спроектированные разными архитекторами бюро, все деревянные, но все – очень разные. Показывая их журналистам, авторы даже рассуждали о том, какова разница между домиками, спроектированными мужчинами и женщинами. Разница и впрямь есть, различие «рук» и приемов, вчерне объединенных материалом, ощущается вполне, впрочем также как и авторство WOWhaus в целом.

Здесь нет никакой симметрии и пафоса, все постройки, даже самые капитальные и утепленные – хлев и крольчатник – остаются в рамках легкой павильонной архитектуры. Бетонные дорожки чередуются с пятнами ярко-белого мраморного гравия, к двум островкам на пруду переброшены деревянные мостики со скамейками, а граница деревянного настила, приподнятого на ножках и идущего вдоль реки, испещрена прямоугольными выступами – маленькими пирсами, вероятно, рассчитанными на будущую рыбалку. Все разбросано по участку, прозрачно, решетчато, кровли асимметричны, постройки стремятся «раствориться» в пространстве, выпуская наружу террасы, кровли, стойки. Архитектура удерживается на грани эстетики чистого фестивального творчества, наподобие «Городов» или «Архстояния» – и собственно павильонно-паркового строительства, более капитального и качественного, но все же воздушного и свободно позволяющего себе игру контрастов.
Домик для мастер-классов (слева) и хлев (справа). Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Городская ферма на ВДНХ. Общий вид, 1 очередь, проект © WOWhaus
Городская ферма на ВДНХ. План фермы © WOWhaus
Деревянный настил вдоль реки в «зоне рыболовства». Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Зона рыбалки. Общий вид. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь, проект © WOWhaus

Находиться в этом тематическом саду приятно – и в то же время он вызывает массу ассоциаций. Первая, условно говоря, самая старая – парковые затеи сентиментализма конца XVIII века. Многие знают, что у Марии Антуанетты была в Версальском парке собственная ферма, где она доила коров, на снимая кринолина. Дойка козы для детей в 13:45 на городской ферме чем-то похожа, как попытка приблизить к сельхозреальности человека, в принципе оторванного от деревенского быта. Собственно, городские фермы Европы происходят от тех затей эпохи энциклопедистов, а московская ферма наследует их уже опосредованно. И все же общего много: с одной стороны, подчеркнутая ставка на естественность и неяркость – в частности, хотя к дню города на землю постелили рулонные газоны, архитекторы говорят, что под ними есть семена клеверов и трав, к следующему году они прорастут и все будет выглядеть более природно. Часть деревянных построек, например хлев и беседка для мастер-классов, затонированы в серо-коричневатый цвет, а часть дерева оставлена как есть, но опять же авторы рассчитывают на то, что к следующему году они естественным образом приобретут сероватую серебристость. Любимым материалом – теперь – авторы называют лиственничный гонт, дранку, который покрыт островерхий ларек-кафе, который рабочие прозвали «карандашом» – действительно, очень похож, особенно издали. Из той же дранки и той же формы – птичники на другом берегу пруда, они перекликаются между собой. А материал любим за фактурность, теплоту и естественность. Он тоже должен посереть от дождей. Вспоминаем деревенские дома – пусть не солома, а дранка здесь неспроста, в ней мощный заряд пасторальности, образная квинтэссенция фермы.
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Птичники. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Птичники. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

С другой стороны, ни одна ферма, сооруженная на волне сентименталистского приобщения горожан к природе, не похожа на настоящую. Что авторы тоже понимают, прямо признаваясь, что знакомить детей с промышленным разведением животных травматично и негуманно. Представим себе куриц на конвейере; здешние куры и гуси по сравнению с ними – что лебеди на Патриарших. Ферма больше похожа на тематический мини-зоопарк, осликов вычесывают каждый день. Миниатюрные африканские коровы с горбами как у верблюда почти не дают молока, зато невелики и экзотичны. Запаха почти нет – вентиляция хорошо продумана, ничего общего с павильоном «Свиноводство», который так шокировал меня в детстве. Словом, сейчас, когда одна из главных задач для городского ребенка, поступающего в школу – выучить домашних животных и понять, что кроме кота, ежа и черепахи есть еще такое вот зверье с крестьянского двора – для этого ферма очень полезна.

Если мы забудем на некоторое время о прото-ферме Марии Антуанетты, то второй ярчайшей ассоциацией будет всемирная Экспо, которая еще не закончила работать в Милане. В этом году она посвящена производству еды, то есть фактически тому же самому, чему и городская ферма WOWhaus, и переклички между здешним огородом и проектом Slow food Херцога и де Мерона вполне ощутимы, начиная от клубники и редиски, формы грядок, то высоких, то подвешенных, то встроенных в стену, и заканчивая характерной формой опор, расходящихся из одной точки кверху. Впрочем, на миланской Экспо полно растений, а животные только на картинках.
Клубника на грядках Городской фермы на ВДНХ. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Хлев, оранжевые решетки загонов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Всемирные выставки, тема последней из которых отчасти удачно совпала с сюжетом фермы, были прообразом советских кустарно-промышленных выставок, и здесь мы попадаем уже в область влияния самого непосредственного, московского контекста. Несложно заметить, что «Городская ферма» во многом похожа на миниатюрную копию сельскохозяйственной части ВДНХ – исключая национальные павильоны, но с «кустарной» составляющей, с кафе и развлечениями. Если внимательно посмотреть со стороны хлева на другую сторону пруда, то киоск-карандаш окажется похож на ракету, а вышка спасателей ее стартовым модулем, отъехавшим на другой берег речки: один из узнаваемых символов советской выставки достижений – «с нами», но исполнен в дереве, как адронный коллайдер Полисского, как образ техногенного символа в нарочито неподходящем материале.
Кафе, «карандаш» и навес. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Киоск. Фасады и аксонометрия.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Кафе, «карандаш» и навес. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus

Между тем сходство с мини-ВДНХ не отменяет другого прообраза – деревянные постройки фермы напоминают первую выставку, кустарно-промышленную ВСХВ на месте Парка Горького (в обустройство которого WOWhaus вложил немало сил, что тоже важно). Узнаваемо многое: склонность к решетчатым и фахверковым (или похожим) конструкциям, разнобой авторских почерков, и некоторый очень условный деревянный классицизм. Неизбежно-парадный хлев, самое большое и теплое помещение, с двумя асимметричными шипцами кровли и металлической винтовой лестнице на балкон, напоминает базилику. Вышка спасателей – «Махорку». Ромбический навес кафе похож со стороны реки на периптер в духе Чипперфильда (эта тема нередка в парках, и WOWhaus-у уже приходилось строить подобные вещи), а со стороны пруда, из-за высоко поднятого угла кровли – на отраженный водой, почти совершенно классический, и в то же время очень в духе ВСХВ-ВДНХ портик – он виден лишь с одного ракурса и при движении вскоре исчезает, распадается. Но белый цвет внешнего контура опор при натуральном дереве опор внутренних очень помогает подчеркнуть классическую тему – получается своего рода деревянный мрамор. Помогает и соседство сталинской трансформаторной будки с настоящими, в отличие от легкого навеса кафе, плотными и каннелированными дорическими колоннами, тоже покрашенной в белый цвет.
Хлев. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Вышка спасателей. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Спасательная вышка. Аксонометрия.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Навес кафе. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Вид на кафе: навес и ларек-карандаш. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Навес при киоске. Аксонометрия. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Навес при киоске. План и фасад.Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus
Сарай для кормов и техники. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Кормовой сарай и сарай для техники. Аксонометрии и общий вид. Городская ферма на ВДНХ. 1 очередь © WOWhaus

Вид образуется не только выставочный, но и условно-усадебный, особенно благодаря пруду и островам. Портик навеса – дворец, карандаш – обелиск. Цветы в кадках – спинках скамеек, расположились на уровне глаз, как в Британском павильоне Экспо – они тоже усадебно-дачные, крупные и яркие, а не лаванда и не модные злаки. Тема поймана, все же мы в городской деревне. Впрочем образность не переступает грани, не превращается в стилизацию ни авангарда, ни чего-либо еще, а остается, как уже говорилось, в рамках современной парковой стилистики.
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко

Получается, что ферма – еще и очень осмысленная затея, вернее наполненная смыслами, которые выстраиваются в цепочку от коров Марии Антуанетты – к сельскохозяйственному акценту советских экспо – и к современным городским фермам, детской образовательной забаве и эко-поискам нашего времени, представленным сейчас в Милане. Затея получается многократно в тренде. Архитектурно же авторы приводят несколько помпезный образ ВДНХ к его деревянному, полуавангардному, полу-неоклассическому историческому прообразу – ВСХВ, попутно нанизывая свои важные московские работы на одну цепочку. Можно даже понять это так: первая выставка 1923 года была в еще непмановской и сельскохозяйственной стране, она была деревянная и веселая, почти ярмарка; тогда большинство детей были крестьянские. С тех пор были дети рабочих, дети мэ-нэ-эсов, дети офисных воротничков… И выставка, переместившись, стала пышнее и пафоснее, отодвинув «сельскую промышленность» на задворки, а потом и вовсе забыв. «Городская ферма» – прививка темы в формате городского развлечения, закольцовывает историю в игровой форме. Впрочем, куда и как замкнется история – мы, к счастью, пока точно не знаем. А погулять приятно. И вечером все очень красиво светится.
 
Навес кафе. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Входной павильон северной части. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Хлев. Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Домик для мастер-классов. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Крольчатник. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Голубятня. Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро WOWhaus. Фотография © Митя Чебаненко
Генплан 1 и 2 очереди. Городская ферма на ВДНХ. Генеральный план © WOWhaus
Архитектор:
Дмитрий Ликин
Олег Шапиро
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь
Россия, Москва, ВДНХ, Каменский пруд №5

Авторский коллектив:
Руководители мастерской: Д. Ликин, О. Шапиро
Ведущий архитектор: А. Зайцева
Архитекторы: Г. Галкин, А. Измакова, А. Ким, И. Коренков, М. Леонова, Д. Листопад, Д. Маншилин, Е. Решетов, М. Хохлова, М. Ярмаркина
Генеральный план: Н. Смирнова
Главный инженер проекта: Д. Белостоцкий
Предпроектное исследование: КБ23 (К. Паливода, М. Любавин), консультант – Е. Сыса
Дендролог: Л. Мозгунова
Конструктор: С. Белугин

3.2015 — 7.2015 / 2016 — 2017

14 Сентября 2015

WOWHAUS: другие проекты
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Ледяной цветок
Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Сеанс городской терапии
Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.
Civitas ludens*
Тула, город суровых оружейников, получил новую набережную – релакс-пространство постиндустриального типа. Оно живо реагирует на все вызовы контекста, осмысляя их легко и непринужденно, как игру, а не нравоучение. Центр города «заиграл» – красками, пространством, множеством поведенческих вариантов. Ну и для детей масса необычных развлечений.
Шитье по контексту
Монорельс – транспортное или зрелищное сооружение? Обслуживание убыточно, для города он чемодан без ручки. Интерны Wowhaus поработали над проектом превращения монорельса в Моносад – гигантский (5 км) убранистический аттракцион, подхватывающий местные и городские сюжеты как функционально, так и образно.
10 аэропортов
В стране интенсивно строят и реконструируют здания аэропортов: российские и иностранные архитекторы, причем нередко интерьеры получаются интереснее наружности, а иногда и фасад неплох. Рассматриваем 7 построек и 3 проекта по следам круглого стола с Арх Москвы.
Красный парк
Бюро Wowhaus превратило парк в центре Москвы в замечательное пространство для отдыха и занятий спортом, где каждый найдет место для себя, следуя за ориентирами красного цвета.
На семи холмах
Семь инсталляций для фестиваля фейерверков в Москве, многоэтажный плот в Выксе – эти и другие проекты реализовала команда интернов четвертой интернатуры Wowhaus.
Рекультивация городского центра
Проект благоустройства набережной в центре Тулы включает очистку реки, создание музейного квартала, развитие пешеходных и визуальных связей, равно как и постиндустриальной экономики туристического центра. Он возвращает старому городу структуру столетней давности, переосмысленную с учетом принципов современной урбанистики.
Мир радости
Вторая очередь Городской фермы на ВДНХ дополнила ландшафтно-архитектурный ансамбль сразу несколькими постройками, обыгрывающими характерный ассоциативный подход к созданию тематических павильонов.
ДК поколения Y
Архитекторы Wowhaus завершили строительство Инновационно-культурного центра в Калуге. Несмотря на то, что программа в процессе проектирования менялась со скоростью устаревания инноваций, архитекторам удалось справиться с ситуацией, превратив здание в плотный «узел» разнообразных культурных и спортивных пространств с гибким функционалом.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Пути аскезы
Малая сцена «Электротеатра Станиславский» развивает идеи, заложенные в архитектуре главного здания, в свете подчеркнуто-брутального лаконизма, а может быть даже «аскезы». В ее театральном понимании, конечно.
Политех паркового периода
Множество мостов, амфитеатр и перекладка секретных сетей: о том, как архитекторы Wowhaus переработали концепцию благоустройства территории Политехнического музея, предложенную в 2011 Дзьюнья Исигами.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».