Ледяной цветок

Конкурс на концепцию нового пространства Театра Камала в Казани завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus. Рассказываем о проектах-призерах и показываем предложения финалистов.

mainImg
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Театр Камала в Казани
Россия, Казань, улица Хади Такташа, дом 74

Авторский коллектив:
Команда Wowhaus
Главный архитектор бюро и проекта – Олег Шапиро. Генеральный директор бюро Wowhaus – Анна Ищенко. Руководитель проектной группы – Дарья Ионова. Ведущие архитекторы – Кристина Рыкова, Ольга Павленко, Дарья Енжиевская, Ильяс Гильманов. Архитекторы – Анна Бажкова, Юлия Беличенко, Анастасия Боровкова, Даниил Журавлев, Аминат Ибрагимова, Елизавета Ивлева, Дарья Истомина, Наталия Карпова, Петр Мальцев, Анастасия Морозова, Маргарита Цветкова, Екатерина Яскеляйнен, Анна Бычкова, Ольга Сорокина. При участии – Анастасии Рыжовой, Андрея Севостьянова, Марии Лепиной, Татьяны Свириной, Григория Воронина, Юлии Пушкиной, Артема Осипова, Камиллы Вильямовой. Разработка декоративных элементов интерьера с национальным орнаментом – Екатерина Ковбашина, Галина Серебрякова. Генеральное планирование и благоустройство – Анна Душанова. Ландшафтный архитектор – Юлия Рябова. Руководитель менеджерской группы: Марина Есина. Менеджеры проекта – Никита Смирнов, Анна Филичкина

Kengo Kuma and Associates
Founder: Kengo Kuma. Project Manager – Justin Xu Chief, BoBo Wu. Architect: Pavel Muradov, Yu Zhao 

ГУП «Татинвестгражданпроект» (Казань, Россия)
Руководители – Адель Хуснутдинов, Хайдар Хасьянов. Руководитель проектной группы: Александр Сидоров. ГИП – Артур Исмагилов. Помощник главного инженера проекта – Наиль Закиров. Ведущие конструкторы – Андрей Соколов, Виталий Бантуров, Асият Кирасиров, Нурислам Гарипов, Артем Сокоров, Вера Машина, Гузель Иматдинова, Дмитрий Бородкин. Ведущие инженеры электрики – Валентина Умова, Светлана Бурова, Ирина Карих, Екатерина Иванова, Мария Шишкина, Любовь Леднева, Шамиль Муллахметов, Светлана Демидова Ведущие инженеры ВК – Анастасия Никитина, Светлана Синицына, Ирина Садриева, Венера Катканова, Карина Аблиева. Ведущие инженеры ОВиК: Марина Никифирова, Ольга Бобкова, Елена Хамматова, Антон Тетерин, Евгений Зайцев, Гульнара Афонина, Татьяна Парамонова, Алия Алексеева, Вадим Романов. Ведущие инженеры технологи: Антон Радионов, Мария Маклакова, Юлия Антипина

Световые решения – QPRO
 
Театральные технологии – Imlight
 
Акустический проект – Акустик Групп

2021 — 9.2024 / 2023 — 2025

Заказчик: Правительство Республики Татарстан, Институт развития городов Республики Татарстан, ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» 

Генеральный подрядчик: ЕвроСтройХолдинг+ (Казань)

Несущие системы (Новосибирск, Санкт-Петербург), Производственно-строительная компания «Светлый дом» (Казань), Союз-М (Казань), BULAT VISUAL STUDIO (визуализации), НПО Диодис (Казань), Тимер Лэнд Плюс (Казань), КБ-Строй (Компания под брендом ROOFLONG) Санкт-Петербург, Cladding Solutions (Сербия), Solargy» (Ижевск), Титан (Казань), Larta Glass
Театр Камала в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten

2021 — 2022
Метрополис https://metropolis-group.ru/
Театр Камала в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group

2021 — 2022

Татарский государственный академический театр им. Галиасгара Камала – старейший национальный театр в России. Уже более 35 лет его домом является модернистское здание-парусник на берегу озера Кабан, и сегодня театру необходимо не просто новое здание, а площадка, созданная по запросам коллектива – с возможностями для экспериментов, с вариативностью использования пространств. Еще одно важное требование – инклюзивность. И, наконец, театр должен стать новой архитектурной доминантой набережной, поддерживая при этом связь с контекстом.

Конкурс был объявлен в июле и собрал заявки от 537 архитекторов со всего мира. По итогам квалификационного отбора был составлен список из восьми консорциумов-финалистов, которые приступили к работе над проектами.

В новом здании театра должны появиться три зала – большой, универсальный и восточный, креативно-образовательные лаборатории, общественная зона, а также репетиционные и административные помещения. А архитектура здания должна стать воплощением «сердца татарского народа».

Для участников был организован «Тамашачы тамашасы» – спектакль в формате «театра горожан», где казанцы поделились со сцены своими ожиданиями о будущем театра. Также разработке проектов предшествовали архитектурная экскурсия, ток-шоу «Театр Камала в 2056 году», вовлекающая экскурсия по театру, серия установочных семинаров и 45 индивидуальных консультаций с представителями. Для финалистов были созданы специальные аналитические материалы, и 75 экспертов в области истории и этнографии помогали участникам прочувствовать дух места и понять местную культуру.

Победа по итогам презентации готовых проектов и финального заседания жюри досталась консорциуму под лидерством бюро Wowhaus. Второе и третье места – у консорциумов Bespoke и Метрополис. Трое призеров получат вознаграждение в размере 2,5 млн, 1,5 млн и 1 млн рублей соответственно. Реализация проекта-победителя намечена на 2026 год.

Ниже представляем эти проекты и предложения остальных финалистов.


 

Первое место

Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Форма здания – отсылка к «ледяным цветам», которые в зимнее время вырастают на озере Кабан. Так, зимой театру гарантировано полное слияние с контекстом, а летом единение с природой обеспечат прозрачные фасады. Также здание вписывается в окружение за счет парка с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, продолжая существующее благоустройство прибрежных территорий.

Не только «ледяные цветы» легли в основу формообразования. Здание стало воплощением татарской души – острой и закрытой снаружи, мягкой и сердечной внутри. Эта идея поддерживается концепцией освещения – огонек разгорается в фойе, а свет и тепло от него постепенно растворяются в фасадах.

Попасть в театр можно с любой стороны здания. Об удобстве сотрудников архитекторы позаботились, создав отдельный этаж для артистов и администрации.
  • zooming
    1 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    2 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    3 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    4 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    5 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    6 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    7 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    8 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    9 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    10 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    11 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    12 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича
  • zooming
    13 / 13
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Wowhaus, Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG, ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича

Второе место

Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten

«Белокаменное» здание театра – многосложный образ, вдохновленный и стенами Казанского Кремля, и рукописными бумажными сценариями, и эстетикой советского модернизма. Театр не стремится занять доминирующую роль в пространстве набережной, он  подстраивается под окружение, становится фоном меняющегося в течение года пейзажа.

Все фасады у здания – главные, что символизирует равенство культурных слоев, языков, мировоззрений и традиций внутри татарского общества. Горизонтальный объем дополняется вертикальной башней, где расположены смотровая площадка и ресторан с панорамными видами.
  • zooming
    1 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    2 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    3 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    4 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    5 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    6 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten
  • zooming
    7 / 7
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten

Третье место

Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group

Как и в других проектах, театр вплетается в ткань парка и набережной. Архитекторы создают новое общественное пространство и туристическую достопримечательность. Комплекс состоит из нескольких «распознаваемых башен», главная из которых – Башня-Тюльпан, из нее открывается вид на город. Силуэт комплекса позволяет обыграть существующий ландшафт и сформировать новые точки притяжения – к примеру, здесь появляется площадь для мероприятий под открытым небом.
  • zooming
    1 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    2 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    3 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    4 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    5 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    6 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    7 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    8 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group
  • zooming
    9 / 9
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group

Финалисты

ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    1 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    2 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    3 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    4 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
  • zooming
    5 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ПТМ СА РТ арх. Новикова Н.М., Borgos Pieper, Theatre Projects
ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    1 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    2 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    3 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    4 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
  • zooming
    5 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    ТПО «Прайд», Zaha Hadid Architects, Atelier Ten, Theatre Projects
Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    1 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    2 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    3 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    4 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
  • zooming
    5 / 5
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    Megabudka, Form, ZARF architects
АБ «Рождественка», BURO SMART
  • zooming
    1 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    АБ «Рождественка», BURO SMART
  • zooming
    2 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    АБ «Рождественка», BURO SMART
  • zooming
    3 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    АБ «Рождественка», BURO SMART
  • zooming
    4 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    АБ «Рождественка», BURO SMART
КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
  • zooming
    1 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
  • zooming
    2 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
  • zooming
    3 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
  • zooming
    4 / 4
    Театр Камала в Казани. Конкурсный проект, 2022
    КГАСУ, Shanghai DaPei Architectural Design Co, «Диалог»
***
Инициаторами конкурса стали Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Татарский государственный Академический театр им. Г. Камала. Конкурс проходит при поддержке Правительства Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета города Казани и фонда «Институт развития городов Республики Татарстан». Оператором выступает Международная урбанистическая лаборатория «ЦЕНТР Lab».

Среди членов жюри: директор премии Aga Khan Award Фаррух Дерахшани, главный режиссер Театра Камала Фарид Бикчантаев, основатель Archdaily.com Дэвид Базульто, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, народная артистка России Чулпан Хаматова, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.
Мастерская:
WOWHAUS http://wowhaus.ru/
Проект:
Театр Камала в Казани
Россия, Казань, улица Хади Такташа, дом 74

Авторский коллектив:
Команда Wowhaus
Главный архитектор бюро и проекта – Олег Шапиро. Генеральный директор бюро Wowhaus – Анна Ищенко. Руководитель проектной группы – Дарья Ионова. Ведущие архитекторы – Кристина Рыкова, Ольга Павленко, Дарья Енжиевская, Ильяс Гильманов. Архитекторы – Анна Бажкова, Юлия Беличенко, Анастасия Боровкова, Даниил Журавлев, Аминат Ибрагимова, Елизавета Ивлева, Дарья Истомина, Наталия Карпова, Петр Мальцев, Анастасия Морозова, Маргарита Цветкова, Екатерина Яскеляйнен, Анна Бычкова, Ольга Сорокина. При участии – Анастасии Рыжовой, Андрея Севостьянова, Марии Лепиной, Татьяны Свириной, Григория Воронина, Юлии Пушкиной, Артема Осипова, Камиллы Вильямовой. Разработка декоративных элементов интерьера с национальным орнаментом – Екатерина Ковбашина, Галина Серебрякова. Генеральное планирование и благоустройство – Анна Душанова. Ландшафтный архитектор – Юлия Рябова. Руководитель менеджерской группы: Марина Есина. Менеджеры проекта – Никита Смирнов, Анна Филичкина

Kengo Kuma and Associates
Founder: Kengo Kuma. Project Manager – Justin Xu Chief, BoBo Wu. Architect: Pavel Muradov, Yu Zhao 

ГУП «Татинвестгражданпроект» (Казань, Россия)
Руководители – Адель Хуснутдинов, Хайдар Хасьянов. Руководитель проектной группы: Александр Сидоров. ГИП – Артур Исмагилов. Помощник главного инженера проекта – Наиль Закиров. Ведущие конструкторы – Андрей Соколов, Виталий Бантуров, Асият Кирасиров, Нурислам Гарипов, Артем Сокоров, Вера Машина, Гузель Иматдинова, Дмитрий Бородкин. Ведущие инженеры электрики – Валентина Умова, Светлана Бурова, Ирина Карих, Екатерина Иванова, Мария Шишкина, Любовь Леднева, Шамиль Муллахметов, Светлана Демидова Ведущие инженеры ВК – Анастасия Никитина, Светлана Синицына, Ирина Садриева, Венера Катканова, Карина Аблиева. Ведущие инженеры ОВиК: Марина Никифирова, Ольга Бобкова, Елена Хамматова, Антон Тетерин, Евгений Зайцев, Гульнара Афонина, Татьяна Парамонова, Алия Алексеева, Вадим Романов. Ведущие инженеры технологи: Антон Радионов, Мария Маклакова, Юлия Антипина

Световые решения – QPRO
 
Театральные технологии – Imlight
 
Акустический проект – Акустик Групп

2021 — 9.2024 / 2023 — 2025

Заказчик: Правительство Республики Татарстан, Институт развития городов Республики Татарстан, ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» 

Генеральный подрядчик: ЕвроСтройХолдинг+ (Казань)

Несущие системы (Новосибирск, Санкт-Петербург), Производственно-строительная компания «Светлый дом» (Казань), Союз-М (Казань), BULAT VISUAL STUDIO (визуализации), НПО Диодис (Казань), Тимер Лэнд Плюс (Казань), КБ-Строй (Компания под брендом ROOFLONG) Санкт-Петербург, Cladding Solutions (Сербия), Solargy» (Ижевск), Титан (Казань), Larta Glass
Театр Камала в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Bespoke, Asif Khan, Charcoalblue, AKTII, Atelier Ten

2021 — 2022
Метрополис https://metropolis-group.ru/
Театр Камала в Казани
Россия, Казань

Авторский коллектив:
Метрополис, Wolf D. Prix / Coop Himmelb(l)au, Miriada Group

2021 — 2022

18 Февраля 2022

Похожие статьи
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Технологии и материалы
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Сейчас на главной
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.