Напомним, конкурс на лучший проект жилого комплекса, который планируется построить в Москве на пересечении Рублевского шоссе и Ярцевской улицы, был организован группой компаний «ПИК» и Москомархитектурой в конце прошлого года. Сегодня в центре нашего внимания – работа ТПО «Резерв», завоевавшая «серебро».
Как вспоминает Владимир Плоткин, участвовать в этом конкурсе он согласился, прежде всего, из-за площадки. Архитектор сам живет недалеко и знает этот район очень хорошо. «Провал» в градостроительной ткани, существующий на пересечении Рублевского шоссе и Ярцевской улицы, давно «мозолил глаз», и возможность переосмыслить эту ситуацию, предложить свое решение проблемы, искренне его заинтересовала. Более того, стоило архитекторам получить на руки техническое задание, и решение будущего комплекса пришло само собой. Рука, державшая карандаш, нарисовала эскиз прежде, чем архитектор успел дочитать все пункты ТЗ до конца. И это спонтанно пришедшее решение показалось настолько оптимальным, что больше композиционно-планировочную идею уже не меняли – лишь дорабатывали программу и фасады.
Авторы исходили из того, что при движении по Рублевскому шоссе и по Ярцевской улице комплекс должен восприниматься совершенно по-разному. Оба фронта Рублевки застроены довольно плотно и при этом хаотично, и этим почти непрерывным «цепочкам» хотелось противопоставить довольно внушительный материальный объем, который бы зримо присутствовал в панораме трассы и успевал заинтриговать проезжающих мимо. Ярцевская – это совсем другая история. Она идет ниже и быстро убегает к Мневникам, панорама которых может похвастаться «воздухом». Соответственно, туда просились как раз тонкие вертикали, ничего кардинально не меняющие. Так и сложился комплекс Плоткина: он представляет собой две 40-этажные двухсекционные пластины жилых корпусов, которые ориентированы перпендикулярно Рублевскому шоссе. Посередине каждой из них архитекторы делают вырез высотой в 19 этажей, таким образом, что пластины превращаются в буквы П – одна из них опирается на стилобат и становится своего рода порталом, а вторая, наоборот, смотрит «ножками» вверх, позволяя создать в перемычке дополнительное общественное пространство. Подобная зеркальность придает в целом очень лаконичной композиции и динамику, и выразительный силуэт, и искомую «прозрачность».
Подобное решение обладает и рядом других неоспоримых преимуществ. Во-первых, таким образом архитекторы до минимума сократили число квартир, выходящих окнами на шумное Рублевское шоссе. Удалось избавиться и от неэкономичных угловых секций, а также минимизировать число лестнично-лифтовых блоков, что для жилья эконом-класса (а здесь должно быть построено именно оно) очень важно. И, наконец, чисто композиционный аспект. Напротив, через Ярцевскую улицу, расположен очень высокий и во всех смыслах габаритный жилой дом, массу которого сложно проигнорировать: фланкируя участок двумя стройными пластинами, архитекторы визуально уравновешивают этот объем, создавая своего рода пропилеи Ярцевской улицы, а на Рублевское шоссе выводя «окна», которые трудно не заметить.
Визуальной легкости комплексу добавляет и протяженный двухэтажный объем, вписанный между торцами корпусов со стороны Рублевского шоссе. Имея глубину одной секции, он полностью остеклен, что позволяет не просто поддержать уличный фронт, но сделать его более проницаемым и дружелюбным. Соответствующим образом подобраны и функции: разместить здесь предлагается торговые и общественные помещения, которые бы работали на город. И одновременно эта выразительная стеклянная «перекладина» замыкает дворовое пространство, отделяя его от пешеходных потоков вдоль Рублевского шоссе и работая как своеобразный шумовой экран.
Остальная часть стилобата, на самом деле занимающего весь участок, отведена под парковки, а на его кровле архитекторы создают озелененный двор, предназначенный для жильцов комплекса. Этот, казалось бы, вполне стандартный элемент архитекторы максимально насыщают функциями: здесь и спортивные площадки (на кровле гостевой парковки), и тенистый сад (для высадки крупномеров предлагается сделать полноценный грунт, пожертвовав частью машиномест в подземной парковке), и детские площадки. В единой ландшафтной системе удается создать систему разнообразных общественных пространств, в которой нашлось место даже для небольшого стильного водоема. А озеленение фрагмента кровли в восточной части комплекса (та сама перекладина перевернутой «П») позволит создать дополнительную лаунж-зону под открытым небом на высоте 21-го этажа.
Архитекторы разработали сразу несколько вариантов решения фасадов, кардинально отличающихся друг от друга. Один из них основан на использовании крупной «графики», образованной диагональю, возникающей за счет совмещения горизонтальных и вертикальных простенков, во втором случае каждая из пластин условно делится на две части, одну из которых архитекторы покрывают фрактальным узором, а вторую мелкими «пикселями».
Еще два варианта строятся на активном введении цвета. Более радикальное предложение предусматривает использование красного оттенка, в который архитекторы выкрашивают и торцы зданий, и большую часть простенков, а более сдержанное, в свою очередь, строится на чередовании желтых и белых поверхностей. Как признается сам Владимир Плоткин, авторы так и не смогли выбрать, какой из этих фасадов лучший, поэтому специално представили на суд конкурсного жюри все четыре варианта. И, пожалуй, архитекторов можно понять: предложенная ими скульптурная форма, действительно, настолько самодостаточна, что фактически любой рисунок облицовки подчеркивает ее выразительность.