08.11.2010

Оазис на набережной

На месте бывшего прядильно-ткацкого производства «Гардтекс» на Саввинской набережной архитектор Владимир Плоткин предлагает построить жилой дом полукруглой формы с эффектным парадным курдонером.

информация:

открыть большое изображение
Напомним, ТПО «Резерв» было одним из участников закрытого архитектурного конкурса на проект реконструкции бывшей фабричной территории, расположенной между Большим Саввинским переулком и Саввинской набережной. Участок, расположенный на склоне речного берега с 12-метровым перепадом рельефа от переулка к набережной, уже давно было задумано освободить от фабрики и выстроить на этом месте элитный жилой комплекс с общественными функциями, активно «работающими» для города.

Как вспоминает Владимир Плоткин, работа над проектом началась с анализа возможных вариантов компоновки жилых корпусов на участке. Одним из предписаний технического задания было обеспечить как можно больше квартир видом на Москву-реку, поэтому авторам пришлось немало потрудиться над поиском оптимальной композиции. В частности, именно по причине неидеальных видовых характеристик были отклонены варианты классической квартальной застройки и расстановки домов в шахматном порядке, не лучшим решением Плоткину показалась и идея фронтальной застройки, ведь в этом случае новый дом бы наглухо отрезал участок от набережной. Лучшей антитезой подобным жестким геометрическим решениям стала плавная дуга, раскрывающаяся к реке, – форма одновременно и выразительная, и вместительная, то есть дающая необходимый выход площадей. План комплекса получился похожим на очертания транспортира (чертежного инструмента, который большинству людей известен по школе; он часто встречается на рабочем столе архитектора). В результате этого простого и ясного хода весь квартал волшебным образом подчинился целостному образу классической дворцовой циркумференции. Кстати говоря, этот прием популярен в застройке набережных больших городов – как в Москве (достаточно вспомнить расположенный неподалеку «Дом архитекторов» Алексея Щусева на Ростовской набережной), так и в других европейских столицах (например, Albion Riverside Нормана Фостера в Лондоне).

Концепция жилого комплекса, разработанная ТПО «Резерв», предусматривает снос практически всех фабричных строений. Однако один корпус архитекторы все же решили сохранить: это здание цехов, пристроенное к основному комплексу в начале XX века и имеющее характерные черты архитектуры того времени – роскошные внутренние конструкции, огромные оконные проемы в «тугих» кирпичных окантовках, высоченные потолки. В общем, сюда так и просились столь модные сейчас лофты, которые Владимир Плоткин, воспользовавшись высотой существующих перекрытий, сделал двухуровневыми.

Кроме сохраняемого здания цехов, в состав комплекса входят еще три корпуса: 4-хэтажный жилой дом, замыкающий фронт застройки по Большому Саввинскому переулку, основной 8-этажный объем, имеющий полукруглую форму, и одноэтажный корпус «D», поддерживающий линию застройки Саввинской набережной. Последний фактически представляет собой «вкладыш» в полусферу, к которой он, правда, не прилегает вплотную, а перебрасывает несколько переходов на уровне озелененной кровли. С обратной стороны дома также разбивается сквер, и зеленые дворы «перетекают» друг в друга на уровне первого надземного этажа «дуги». Владимир Плоткин с гордостью отмечает, что оба двора удалось полностью освободить от машин. Именно для этого, кстати, архитекторам и понадобилось отделять жилой полукруг от общественного блока – между корпусами организован заезд к подъездам, а отсутствие над ним сплошной кровли делает дом доступным для пожарной техники.

Фасады исторического корпуса в ходе конверсии будут очищены от краски, которая сегодня маскирует подлинную фактуру и цвет кирпича. А вот что касается фасадов основного объема, то их архитекторы после долгих раздумий решили сделать светлыми, облицевав натуральным камнем. «Я много часов размышлял над развертками набережной – в ее архитектуре поочередно сменяются белый и кирпичный цвета, заданные в храмах Новодевичьего монастыря, – признается Владимир Плоткин. – Наверное, если бы мы не стали сохранять исторический корпус, наш жилой комплекс получился бы кирпичным, а так мы ограничились тем, что ввели тему кирпича в оформление первого общественного этажа». Речь о колоннах, поддерживающих парадный двор дома: массивные квадратные в плане опоры облицованы кирпичом и чередуются с тонкими светлыми пластинами, больше похожими на ламели вертикальных жалюзи, чем на несущие конструкции.

Тема тонких белых ребер, заданная на уровне улицы, становится ключевой в оформлении фасадов: вогнутая плоскость вся словно бы набрана из таких вот «реек», и для того, чтобы рисунок окон не получился слишком жестким, архитекторы прерывают белые вертикали горизонтальными стеклянными вставками разной длины и ширины. В результате фасад получается очень разнообразным и динамичным. По-разному решены и торцы полукруглого дома: один, примыкающий к кирпичному корпусу, практически полностью остеклен, второй, наоборот, имеет почти регулярную сетку оконных проемов, сомасштабную соседнему офисному комплексу. Поддержан этот объем и с помощью системы террас, нижняя из которых начинается на уровне аттикового этажа офисного центра.

Свой жилой комплекс архитекторы назвали «Оазисом». Это хорошо передает смысл разработанной ТПО «Резерв» концепции дома, окруженного зеленью и раскрытого к набережной огромным парадным двором.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Фасады
Фасадыоткрыть большое изображение
Схема генерального плана
Схема генерального планаоткрыть большое изображение
Разрезы
Разрезыоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Чобан
  • Станислав Белых
  • Шимон Матковски
  • Магда Кмита
  • Михаил Канунников
  • Олег Мединский
  • Екатерина Грень
  • Зураб Басария
  • Магда Чихонь
  • Никита Токарев
  • Роман Леонидов
  • Тотан Кузембаев
  • Алексей Гинзбург
  • Владимир Ковалёв
  • Левон Айрапетов
  • Никита Бирюков
  • Сергей Переслегин
  • Константин Ходнев
  • Андрей Гнездилов
  • Юлий Борисов
  • Валерия Преображенская
  • Петр Фонфара
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Труханов
  • Олег Карлсон
  • Георгий Трофимов
  • Юлия Тряскина
  • Павел Андреев
  • Игорь Шварцман
  • Александр Скокан
  • Даниил Лоренц
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Романов
  • Александр Попов
  • Наталья Сидорова
  • Арсений Леонович
  • Карен Сапричян
  • Наталия Шилова
  • Андрей Асадов
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Иванов
  • Александр Асадов
  • Илья Уткин
  • Александр Бровкин
  • Николай Миловидов
  • Полина Воеводина
  • Олег Шапиро
  • Антон Яр-Скрябин
  • Вера Бутко
  • Евгений Герасимов
  • Иван Кожин
  • Лукаш Качмарчик
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Биндеман
  • Сергей  Орешкин
  • Никита Явейн
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Васильев
  • Илья Машков
  • Александра Кузьмина
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Ликин
  • Николай Переслегин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Надточий
  • Сергей Скуратов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи