English version

Оазис на набережной

На месте бывшего прядильно-ткацкого производства «Гардтекс» на Саввинской набережной архитектор Владимир Плоткин предлагает построить жилой дом полукруглой формы с эффектным парадным курдонером.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Жилой комплекс «Оазис» на Саввинской набережной
Россия, Москва, Большой Саввинский переулок, вл. 4

Авторский коллектив:
Владимир Плоткин, Сергей Успенский, Елена Быкова, Надежда Канашенко, Татьяна Панченко, Алексей Платонов, Сергей Сенкевич, Наталья Толмачева, Кристина Ухина, Денис Чернов

2010 — 2010

ООО «Гардтекс»
Напомним, ТПО «Резерв» было одним из участников закрытого архитектурного конкурса на проект реконструкции бывшей фабричной территории, расположенной между Большим Саввинским переулком и Саввинской набережной. Участок, расположенный на склоне речного берега с 12-метровым перепадом рельефа от переулка к набережной, уже давно было задумано освободить от фабрики и выстроить на этом месте элитный жилой комплекс с общественными функциями, активно «работающими» для города.

Как вспоминает Владимир Плоткин, работа над проектом началась с анализа возможных вариантов компоновки жилых корпусов на участке. Одним из предписаний технического задания было обеспечить как можно больше квартир видом на Москву-реку, поэтому авторам пришлось немало потрудиться над поиском оптимальной композиции. В частности, именно по причине неидеальных видовых характеристик были отклонены варианты классической квартальной застройки и расстановки домов в шахматном порядке, не лучшим решением Плоткину показалась и идея фронтальной застройки, ведь в этом случае новый дом бы наглухо отрезал участок от набережной. Лучшей антитезой подобным жестким геометрическим решениям стала плавная дуга, раскрывающаяся к реке, – форма одновременно и выразительная, и вместительная, то есть дающая необходимый выход площадей. План комплекса получился похожим на очертания транспортира (чертежного инструмента, который большинству людей известен по школе; он часто встречается на рабочем столе архитектора). В результате этого простого и ясного хода весь квартал волшебным образом подчинился целостному образу классической дворцовой циркумференции. Кстати говоря, этот прием популярен в застройке набережных больших городов – как в Москве (достаточно вспомнить расположенный неподалеку «Дом архитекторов» Алексея Щусева на Ростовской набережной), так и в других европейских столицах (например, Albion Riverside Нормана Фостера в Лондоне).

Концепция жилого комплекса, разработанная ТПО «Резерв», предусматривает снос практически всех фабричных строений. Однако один корпус архитекторы все же решили сохранить: это здание цехов, пристроенное к основному комплексу в начале XX века и имеющее характерные черты архитектуры того времени – роскошные внутренние конструкции, огромные оконные проемы в «тугих» кирпичных окантовках, высоченные потолки. В общем, сюда так и просились столь модные сейчас лофты, которые Владимир Плоткин, воспользовавшись высотой существующих перекрытий, сделал двухуровневыми.

Кроме сохраняемого здания цехов, в состав комплекса входят еще три корпуса: 4-хэтажный жилой дом, замыкающий фронт застройки по Большому Саввинскому переулку, основной 8-этажный объем, имеющий полукруглую форму, и одноэтажный корпус «D», поддерживающий линию застройки Саввинской набережной. Последний фактически представляет собой «вкладыш» в полусферу, к которой он, правда, не прилегает вплотную, а перебрасывает несколько переходов на уровне озелененной кровли. С обратной стороны дома также разбивается сквер, и зеленые дворы «перетекают» друг в друга на уровне первого надземного этажа «дуги». Владимир Плоткин с гордостью отмечает, что оба двора удалось полностью освободить от машин. Именно для этого, кстати, архитекторам и понадобилось отделять жилой полукруг от общественного блока – между корпусами организован заезд к подъездам, а отсутствие над ним сплошной кровли делает дом доступным для пожарной техники.

Фасады исторического корпуса в ходе конверсии будут очищены от краски, которая сегодня маскирует подлинную фактуру и цвет кирпича. А вот что касается фасадов основного объема, то их архитекторы после долгих раздумий решили сделать светлыми, облицевав натуральным камнем. «Я много часов размышлял над развертками набережной – в ее архитектуре поочередно сменяются белый и кирпичный цвета, заданные в храмах Новодевичьего монастыря, – признается Владимир Плоткин. – Наверное, если бы мы не стали сохранять исторический корпус, наш жилой комплекс получился бы кирпичным, а так мы ограничились тем, что ввели тему кирпича в оформление первого общественного этажа». Речь о колоннах, поддерживающих парадный двор дома: массивные квадратные в плане опоры облицованы кирпичом и чередуются с тонкими светлыми пластинами, больше похожими на ламели вертикальных жалюзи, чем на несущие конструкции.

Тема тонких белых ребер, заданная на уровне улицы, становится ключевой в оформлении фасадов: вогнутая плоскость вся словно бы набрана из таких вот «реек», и для того, чтобы рисунок окон не получился слишком жестким, архитекторы прерывают белые вертикали горизонтальными стеклянными вставками разной длины и ширины. В результате фасад получается очень разнообразным и динамичным. По-разному решены и торцы полукруглого дома: один, примыкающий к кирпичному корпусу, практически полностью остеклен, второй, наоборот, имеет почти регулярную сетку оконных проемов, сомасштабную соседнему офисному комплексу. Поддержан этот объем и с помощью системы террас, нижняя из которых начинается на уровне аттикового этажа офисного центра.

Свой жилой комплекс архитекторы назвали «Оазисом». Это хорошо передает смысл разработанной ТПО «Резерв» концепции дома, окруженного зеленью и раскрытого к набережной огромным парадным двором.
Фасады
Схема генерального плана
Разрезы
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Жилой комплекс «Оазис» на Саввинской набережной
Россия, Москва, Большой Саввинский переулок, вл. 4

Авторский коллектив:
Владимир Плоткин, Сергей Успенский, Елена Быкова, Надежда Канашенко, Татьяна Панченко, Алексей Платонов, Сергей Сенкевич, Наталья Толмачева, Кристина Ухина, Денис Чернов

2010 — 2010

ООО «Гардтекс»

08 Ноября 2010

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Похожие статьи
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.