Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.06.2009

Кризиса как и не бывало. Заседание Общественного совета при мэре Москвы 24 июня

Наталья Коряковская
Объект:
Офисное здание с подземной автостоянкой в 4-х уровнях на Можайском шоссе (вариант 2006-2008 гг.)
Адрес:
Россия, Москва. Можайское шоссе, вл. 6
Офисное здание с подземной автостоянкой в 4-х уровнях на Можайском шоссе (вариант 2010 года)
Адрес:
Россия, Москва. Можайское шоссе, вл. 6
Мастерская:
Алексей Бавыкин и партнёры
Авторский коллектив:
А.Л.Бавыкин, М.М. Марек, Д.Н. Чистов, А.В. Власенко. Главный конструктор проекта – К.О. Кабанов. Главный инженер проекта – Л.Н. Слуцковская.

24 июня общественный совет начался с благоустроительной темы, «городской мебели» и городских туалетов. А далее рассматривал на редкость крупные проекты, как будто и не кризис на дворе. Был поддержан проект общей площадью 1 000 000 кв. м на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, а также бизнес-комплекс на Малой Почтовой, за новым корпусом Бауманского института. Похвалили, но воздержались от согласования очередной высотки в составе ММДЦ «Сити» на участке № 20. На проект музея «Танка Т-34» решили объявить конкурс. В заключение мэр принял проект дома-арки Алексея Бавыкина на Можайском шоссе.

Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО.
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО.

Совет по традиции начался с вопроса городского благоустройства (после которого из зала как всегда исчезли все кинокамеры). На этот раз рассматривали вопрос размещения рекламных конструкций. На сегодня «очистка» исторического центра от рекламы уже начата. Речь прежде всего о зонах, охраняемых ЮНЕСКО (Кремль, Новодевичий монастырь и Коломенское плюс международно неохраняемая, но любимая зона вокруг Храма Христа Спасителя). Их уже активно избавляют от рекламы.
Теперь дело за выработкой правильного методического подхода к размещению рекламы в городе вообще, учитывая одновременно и интересы рекламщиков, и сохранность архитектурных видов. Как рассказал Александр Кузьмин, город поделили на несколько зон – центральная, т.е. Кремль, избавляется от рекламы совсем, зона в границах Садового кольца значительно «разряжается» и освобождается от некоторых конструкций (особенно от перетяжек). Рекламу будут размещать «с умом», рассматривая участок (например, площадь) комплексно. Планируется активнее использовать архитектуру малых форм – всякие скамейки и автобусные остановки. Последних в расчете на рекламу спроектировано по меньше мере три вида – в «московском стиле» для центра, в «псевдоклассическом» для кварталов сталинского времени и в «современном» за Садовым кольцом. Справедливости ради надо заметить, что похожие скамейки показывали совету ровно год назад – тогда речь шла об освобождении от рекламы центра и зоны вокруг Кремля.

Члены совета благосклонно отнеслись к программе благоустройства. Александр Кудрявцев лишь добавил, что хотел бы видеть в качестве «городской мебели» еще и часы, которых в последнее время стало очень мало. Юрий Лужков подчеркнул, что в одночасье разрушать существующую систему рекламы никто не собирается, но постепенно она будет заменена на более правильную. Мэр добавил, что ни исторические памятники, ни дорожное движение (знаки, указатели, светофоры) не должны страдать от рекламных конструкций.

Вторым по счету обсудили многофункциональный комплекс невероятных по нынешним временам масштабов миллион квадратных метров, расположенный на пересечении Варшавского шоссе и МКАД (ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана). Москва в этом месте «вытягивается» за линию кольцевой дороги к югу, в сторону Бутова. Так что пересечение с кольцом здесь не окраина, а густонаселенный городской район, с двумя станциями метро – это «Анино» (ветка, идущая в Бутово) и станция строящейся второй линии на Ясенево. С севера к участку примыкает Битцевский лесопарк, а также промзона, на месте которой планируется выстроить еще один жилой микрорайон. Наличие тут транспортно-пересадочного узла неизбежно приводит к потребности в перехватывающей парковке – в проекте ей отдается аж 400 тыс. кв.м. Остальные 600 тыс. – это офисные помещения и гостиница, а также «тематический парк», трансформирующийся концертный зал и пр.

Поддерживая концепцию полицентричности развития города, новый комплекс должен оттягивать рабочее население из центра, предоставив местным жителям новые 27 тысяч «мест приложения труда».  На совет было представлено три варианта объемно-пространственной композиции, причем во всех трех в высотной части располагаются офисы и гостиница, в стилобате – торгово-развлекательная зона. Члены совета предпочли к третий, пониженный, вариант, в котором все объемы скомпонованы в полукольцо и высотой незначительно лишь незначительно выше окружающей жилой застройкой. Этот вариант (в отличие от двух других, с башнями) оказался лучше вписан в поворот развязки. Правда в этом случае окна гостиничных номеров неизбежно оказываются обращенными в самую загазованную и шумную сторону. 

В качестве плюса данного проекта был отмечен тот факт, что «сознательный инвестор» финансирует также строительство участка дублера Варшавского шоссе и обратной петли с разворотом в центр города, альтернативу существующей развязке. Правда, Андрей Боков покритиковал авторов за безразличие к пешеходам, движение которых, наряду с автомобильным, обещает быть оживленным между двумя станциями метро, т.е. прямо по территории будущего комплекса.

Возникла и еще одна загвоздка: на участке, как напомнил собравшимся Александр Кудрявцев, – расположен памятник советской архитектуры автотехцентр «Жигули» архитектора Леонида Павлова 1970-х гг. Хотя Александр Кузьмин заверил, что ныне здание находится в непоправимом состоянии, Кудрявцев настоятельно рекомендовал включить хотя бы «память» о нем в новый комплекс.

Несмотря на утрату здания Павлова, а также на небывалые размеры и непростую экономическую ситуацию совет с готовностью одобрил проект. Комплекс назвали «лицом Москвы» и «конкурентом для «Крокусов» Московской области», что подступили к МКАД с внешней стороны. Юрий Лужков согласился одобрить проект для дальнейшей работы на основе третьего варианта.

Следующей в повестке дня оказалась очередная высотка в составе ММДЦ «Сити» на участке № 20. Ранее для этого участка предназначался проект мастерской А.Асадова – «извивающийся» небоскреб-раструб. Нынешний же проект выполнен американской компанией Costas Kondylis & Partners LLP. В этой части Сити сейчас строится здание мэрии по проекту Михаила Хазанова, пока что оно крайнее. Перед ним «центральное ядро» – пониженный объем торгового центра, а ближе к реке – замысловатый скрученный небоскреб Дворца бракосочетаний. Новый объем взял на себя функцию сгладить переход от крупного здания мэрии к дворцу, особенно при взгляде с набережной.

57-этажный небоскреб изломанной формы похож на сложенный гармошкой стеклянный параллелепипед. Танцующий ритм роднит его с дворцом бракосочетаний, а масштаб – с мэрией. Михаил Посохин отметил, что этот небоскреб продолжает общую тенденцию повышения этажности к центру композиции, не закрывает собой ни мэрию, ни центральную площадь. Юрий Платонов нашел выбранную форму случайной. Мэр, однако, занял следующую позицию: с одной стороны он счел, что форма имеет право на жизнь, поскольку «в «Сити» мы имеем много необычного, и если добавить новую авангардную форму, то хуже не будет». С другой стороны, Юрий Лужков предложил воздержаться от согласования, поскольку еще один небоскреб, по его словам, усложнит и без того критическую ситуацию с транспортом. До исследования транспортного вопроса мэр отказался давать ход проекту.

Череду коммерческих проектов разбавил один культурный – музей танка Т-34 (авторы «Вип Сервис Проект»), который планируется построить на средства городского бюджета на Дмитровском шоссе, в районе его развилки с дублером, недалеко от деревни Шолохово (участок принадлежит Москве). Сейчас там существует маленький музейный домик рядом с танком-памятником. Место, между тем, популярно у жителей Подмосковья, почти как собственная Поклонная гора, в связи с чем возник замысел расширить музей, выстроив тут целый комплекс, посвященный и знаменитому оружию, и его конструктору, и заводу. Помимо собственно экспозиции (над ней, кстати, трудится коллектив авторов недавно открытого Музея космонавтики, который Юрий Лужков планирует представить к государственной премии) задуманы учебные классы и помещения с танковыми тренажерами для школьников.

Патриотическую идею все единогласно поддержали, а вот по поводу внешнего облика здания мнения разделились. В его многосоставной композиции отчетливо угадываются формы танка, который как будто бы выезжает из цеха, тесня расположенный перед ним стеклянный объем. Юрий Платонов осудил проект за «лобовую семиотику», посчитав сегодня уместными более абстрактные формы. Михаил Посохин счел композицию чересчур усложненной, не к месту перекрывающей сам танк-памятник. С ним согласился и Андрей Боков, напомнив, между прочим, что раз проект делается на городские деньги, то справедливо было бы объявить конкурс. Эту идею с готовностью поддержал мэр, заметив по поводу представленного варианта, что ему «весь этот набор не понравился. Пока не попали…». Было решено провести конкурс.
 
Далее рассматривали очередной крупный коммерческий объект на улице Малая Почтовая, вблизи Третьего транспортного кольца и набережной реки Яузы, прямо за новым корпусом-пластиной Бауманского института (ОАО «ЦНИИпромзданий»). Проект существует достаточно давно, в частности, два года назад его обсуждали на ОЭРГ. Территорию завода автотракторного электрооборудования ее владельцы первоначально собирались перепрофилировать под офисы, однако запрет мэра на такого рода строительство вынудил их прийти в итоге к идее общественного центра, где 40 % занимает гостиница (с апартаментами, торгово-выставочными залами и галереями) и 40 % – спортивные помещения (физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном). С градостроительной точки зрения появление нового комплекса за корпусом Бауманки, по мнению Александра Кузьмина, придаст недостающую глубину этому зданию при взгляде с набережной Яузы. 

Бизнес-комплекс был представлен на совет в 3-х вариантах. В первом композиция составлена из четырех многоэтажных зданий, поставленных параллельно на едином стилобате и постепенно набирающих высоту к «пластине» Бауманского института, практически за ней не показываясь. Во втором варианте помещения собраны в три здания, развернутых относительно «пластины», и раскрытых, таким образом, во внутреннюю структуру соседнего жилого квартала. В третьем варианте, к которому склонялся Александр Кузьмин, многоэтажные здания компактно собраны рядом с корпусом Бауманки, составляя с ним единый высотный акцент, но опять же практически не возвышаясь над ним. Все варианты объединяет некая крепостная замкнутость и самодостаточность комплекса, вытянутого вдоль Госпитальной улицы и отделенного от нее мощным 6-тиуровневым стилобатом-стеной.

Члены совета отнеслись к предложению настороженно. Владимир Ресин посоветовал снизить высотность, а Юрий Григорьев – вообще отдать участок на развитие Бауманскому институту. Александр Кузьмин, однако, в ответ отказался от «захвата чужой территории». Однако и мэр не одобрил предложенные объемы, увидев в них явный перебор по площади и, как результат, критическую нагрузку на транспорт. Не совсем по теме высказался известный защитник старины Алексей Клименко, напомнив, что рядом родился Пушкин, и поэтому необходимо отметить этот место каким-то памятным знаком. Правда, предполагаемых мест рождения поэта в округе как минимум три, между ними примерно минут по пятнадцать ходьбы; на одном из этих мест есть и доска, и памятник-голова молодого Пушкина. Алексей Клименко имел в виду другое предполагаемое место – на Малой Почтовой. Впрочем, между ним и рассмотренным на совете участком пролегла трасса Третьего кольца, и прямо скажем, проект и место рождения Пущкина далековато друг от друга. Хотя было бы, конечно, любопытно поставть доски на всех трех вероятных местах; идешь по городу – там родился Пушкин, и тут родился... 
Подытоживая мнения, мэр согласовал функциональное назначение, однако потребовал уменьшить объемы и работать далее над вторым, более спокойным вариантом, в котором новый комплекс спрятан за корпусом института, указав на неуместность объемов в третьем варианте с башнями.   

Последним по счету совет повторно рассматривал многострадальный проект дома-арки Алексея Бавыкина на Можайском шоссе, о котором мы уже писали (проект был отклонен на общественном совете 30 октября 2008 г.). Острый, экспериментальный дух этого проекта сразу как-то не полюбился мэру, не жалевшему сравнений в его адрес. И на нынешнем заседании Юрий Лужков не удержался и заметил, что в первом варианте объект Бавыкина напоминает ему «уродище» горнолыжного спуска, которое появилось в Красногорске и тем «убило город»; таким образом походя досталось и зданию Михаила Хазанова.
На этот раз из проекта дома на Можайском шоссе исчезло почти все то, что было в нем интересно: и арка, и тема руины; осталось только взаимопроникновение двух объемов – «каменного» поперечного и стеклянного продольного. Арка превратилась в прямоугольный проем. Все классические ассоциации и градостроительная тема, аллюзии на арку Бове, целиком утрачены.

Надо сказать, что это ярчайший пример того, как согласование может испортить проект. Почему-то для венецианской биеннале и для профессиональной прессы он оказался хорош, а для ряда коллег и городских властей – не очень. Захотелось им чего-то попроще. Впрочем, некоторые коллеги проект поддержали – собственно, благодаря этому дом на сей раз все-таки утвердиил. В защиту проекта вновь, как и в прошлый раз, выступил Юрий Платонов, отметив, что столь интересная композиция из двух проникающих объемов очень корректна  в этом месте, на фоне безразличных фронтов застройки Можайского шоссе. Так что в конце концов Юрий Лужков был вынужден уступить мнению экспертного сообщества. «Думаю, можно согласиться, скрепя сердце, с таким потрясающим предложением», – заявил мэр.

Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО.
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО.
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО. Варианты 1 и 2
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО. Варианты 1 и 2
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО. Вариант 3
Гостинично-деловой и культурно-досуговый центр на Варшавском шоссе. ООО «ЭНПИ», ГУП НИиПИ Генплана. Архитекторы Хавин А., Чернышенко Г., Пошавин В., Лукша О. Варшавское шоссе, вл. 170. ЮАО. Вариант 3
Многофункциональный административно-деловой комплекс, ММДЦ «Москва-СИТИ», участок №20. Costas Kondylis & Partners LLP (США). ООО «СТ Инжиниринг» (сопровождение).
Многофункциональный административно-деловой комплекс, ММДЦ «Москва-СИТИ», участок №20. Costas Kondylis & Partners LLP (США). ООО «СТ Инжиниринг» (сопровождение).
Многофункциональный административно-деловой комплекс, ММДЦ «Москва-СИТИ», участок №20. Costas Kondylis & Partners LLP (США). ООО «СТ Инжиниринг» (сопровождение).
Многофункциональный административно-деловой комплекс, ММДЦ «Москва-СИТИ», участок №20. Costas Kondylis & Partners LLP (США). ООО «СТ Инжиниринг» (сопровождение).
Проект ООО «ВИП СЕРВИС Проект». Старый.
Проект ООО «ВИП СЕРВИС Проект». Старый.
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 2
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 2
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 3
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 3
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 1
Многофункциональный бизнес-комплекс на Малой Почтовой улице. ОАО «ЦНИИпромзданий». Архитекторы: Д. Лейкина, Ю. Пилецкий, конструктор В. Цудечкис. Малая Почтовая, 12 . Вариант 1
Офисное здание с подземной автостоянкой в 4-х уровнях на Можайском шоссе. Мастерская архитектора Бавыкина А.Л. Бавыкин, М.М. Марек, Д.Н. Чистов, главный конструктор - К.О. Кабанов; главный инженер проекта - Л.Н. Слуцковская. ЗАО район, Можайское шоссе, вл. 6. Вариант 2008 г.
Офисное здание с подземной автостоянкой в 4-х уровнях на Можайском шоссе. Мастерская архитектора Бавыкина А.Л. Бавыкин, М.М. Марек, Д.Н. Чистов, главный конструктор - К.О. Кабанов; главный инженер проекта - Л.Н. Слуцковская. ЗАО район, Можайское шоссе, вл. 6. Вариант 2008 г.
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант)
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант)
Концепця размещения объектов наружной рекламы в пределах Садового кольца.
Концепця размещения объектов наружной рекламы в пределах Садового кольца.