English version

Дворы и башни: самарский эксперимент

Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре
Россия, Самара, пересечение Алма-Атинской улицы и Московского шоссе

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, ГАП: А. Барклянский, архитекторы: В. Замащикова, М. Скобелев, С. Третьякова

2020 — 2020
Конкурс «Самара Арена Парк», проведенный МААМ в прошедшем 2020 году, был посвящен разработке концепции застройки участка неподалеку от нового стадиона, построенного в Самаре к чемпионату 2018 года, на северной окраине города по дороге в аэропорт Курумоч. Почти одновременно был проведен другой конкурс, на территорию вокруг Арены, – очевидно, что в Самаре всерьез задумались об актуализации территорий вдоль Московского шоссе. Участок Арена Парка расположен южнее стадиона, если ехать из центра в аэропорт, то он примыкает к шоссе справа. Он представляет собой greenfield, пустую площадку для застройки с приятным окружением: в двух сторон лесные массивы, южнее дачные участки СНТ.

Первое место в конкурсе «Арена Парка» занял проект датского бюро Juul | Frost Arkitekter, о котором мы уже рассказывали: он похож на гибрид живописно-асимметричного средневекового города и города-сада с подчеркнуто обильным озеленением, с травой даже на кровлях.

Проект бюро Сергея Скуратова, занявший второе место, также отличается значительной проработанностью вопросов благоустройства общественных пространств, но он сосредоточен на других задачах. Авторы подошли к работе с концепцией как к возможности провести эксперимент с типологией жилых домов: отказались от преобладания секционного дома, общепринятого в российском проектировании на протяжении последних 20 лет, – в пользу микса галерейных и коридорных домов с башнями в составе квартальной застройки.
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Результатом стали кварталы, где в северной части, со стороны дорог, а также игровых и спортивных площадок, в основном размещены галереи – пространства передвижения, а не жизни, для которых шум и плохая инсоляция не столь критичны, как для спален или гостиных.

Как следствие мы видим очень нетипичную планировку: толщина объемов, обрамляющих квартал, неравномерная, поскольку он то галерейный – состоит из одного ряда квартир, то коридорный – квартиры группируются вокруг коридора, объем становится толще. Причем сам внутренний проход не прерывается: галерея переходит в коридор и наоборот, встречается с лифтовыми холлами, закольцовывается, обеспечивает переход к соседнему примыкающему блоку, а иногда делает зигзаг, отступая в глубину, освобождая место для угловых квартир. Причем эти угловые квартиры, в основном размера больше среднего, подчас даже выступают на своем углу вперед, вовсе не стремясь сохранить целостность контура, а напротив, улавливая свет и панорамы.

Над «толстыми» коридорными объемами в точках лестнично-лифтовых узлов вырастают пять башен-доминант высотой по 22 этажа, в них размещено 25% жилья. Остальные 75% приходятся на низкоэтажную застройку, от пяти до семи этажей.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Предложенная планировка, гибкая и связная, позволила сэкономить на лестнично-лифтовых узлах: их меньше, чем в обычном доме, разделенном на узкие изолированные секции.

Адаптивность решения подчеркнута асимметрией: одиннадцать кварталов разного размера соединяются, как атомы, в молекулы по два и по три объема, объединенные внутри галерями-коридорами. Композиция получается немного «броуновская» – заметно, что она «параметрически» реагирует на внутренние требования и внешние условия.

Квартирография ориентирована на актуальное для рынка преобладание небольших лотов: студий и однокомнатных квартир в общей сложности больше половины (в коридорной планировке таких вариантов больше всего). Но предложенная линейка включает весь диапазон вплоть до 4-комнатных жилищ – в башнях. В наборе фигурируют как традиционные, так и «европейские» планировки с кухнями-гостиными. Впрочем, по словам авторов, квартирография рассчитана гибко и может быть изменена – концепция предлагает именно подход, а не совершенно застывшее решение, чем и интересна.
Предложенная структура распределения квартир. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Небольшая высота кварталов – заметим, что в южной части она понижается, а северу и к шоссе растет – позволила хорошо осветить внутренние дворы. Причем ради их лучшего озеленения авторы предложили освободить центральные части дворов от подземной парковки: один ярус паркинга тяготеет к контурам домов, а в центре каждого двора, таким образом, будет проще высадить деревья с хорошей корневой системой. Заметим, что степень открытости-закрытости фасадов во дворе очень заметным образом зависит от уровня освещенности: где солнце, там стекло, где тень – преобладают стены.
  • zooming
    1 / 3
    Пространство двора. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Схема частных дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    План -1 этажа: парковки, общественные функции и техпомещения. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Именно здесь на первых этажах появляются квартиры с частными палисадниками. Дворы, согласно концепции, доступны только для жителей.
  • zooming
    Схема сочетания ритейла по внешнему контуру дома и квартир с палисадниками во дворе. В разрезе видно устройство подземной парковки с «паузами» в центральной части дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Но композицией домов, их экспериментальными планировками и дворами-садами дело не заканчивается. Сергей Скуратов трактует свой проект ЖК как мини-город, уделяя много внимания общественным пространствам внутри. Между кварталами образуются городские площади, причем территория каждой сопоставима с по размеру с внутриквартальным двором. Пространственный модуль оказывается общим для двора и площади, а функции и доступность разнятся – авторы даже рассматривают внутренние площади как «городские дворы» и включают их в общий подсчет – итого, с общественными пространствами, получается «16 дворов», 11 частных-закрытых, 5 общедоступных. 
11 закрытых дворов. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Общестенные пространства. Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Входы на территорию комплекса расположены с каждой из четырех сторон, практически по странам света, между кварталами, – открытые к окружению, но не то чтобы совсем «распахнутые». Причем проход со стороны шумного шоссе относительно узкий, защищает от шума. Площади группируются ближе к центру, три из них нанизаны на меридиональную ось: главная, «шумная» площадь, предназначенная для сборищ и мероприятий, вымощенная почти целиком, расположена ближе всего к шоссе; южнее к ней примыкает площадь пруда, с амфитеатром у воды, дальше, ближе к дачам, сквер – активность как будто «растворяется в природе» от шоссе к тихому поселку.

В восточной части комплекса между кварталами разместилась школа, рядом, в первых этажах жилых домов, два встроенных детских сада. Между центральной площадью и школой – открытая для всех игровая «детская площадь», тоже с амфитеатром (заметим, что оба амфитеатра встроены в рельеф, который здесь повышается, в общей сложности, на 5 метров в сторону шоссе, а в центре имеет перепад около 2 метров). К югу от школы – «спортивная площадь», пятая по счету. Так называемые коммерческие, они же арендные, первые этажи с кафе и магазинами сгруппированы как по внешнему контуру комплекса, так и со стороны внутренних площадей. 
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Весь объемно-пространственный и функциональный микс осмыслен как смешение известных морфотипов городской застройки: площади, двора, башни, – на которые Скуратов прямо ссылается, представляя свой проект как вариант города, отработанного веками. Иными словами, согласно этому конкурсному и экспериментальному проекту на окраине Самары, за полосой микрорайонной застройки, среди лесов, полей, дач и промзон мог бы возникнуть небольшой «городок» с вполне зрелой и разнообразной морфологией и иерархией пространств, компактный, структурно разнообразный и осмысленный.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Внешне он совершенно не подделывается под лесное окружение и не пытается представить себя частью естественного рельефа – напротив, все линии и объемы прямые, жесткие, очень рукотворные и даже отчасти брутальные, с этакой ноткой прома. До некоторой степени городок предстает «фортом» – в основном благодаря прямым контурам и замкнутости внешних стен. Которые, напомню, защищают от внешнего шума и отличаются от значительно более открытых, с большим количеством остекления, внутренних дворов. Дома-башни тоже работают на образ прочного и надежного городка, который не растекается по полю, а вполне способен «за себя постоять».

Издали комплекс в решении Сергея Скуратова оказывается похож на ренессансные загородные усадьбы где-нибудь в полях Ломбардии: собранные, регулярные объемы контрастируют с пасторальным окружением. Дворы и башни заставляют вспомнить даже какой-нибудь кастелло Сфорцеско – заметим, существенно, что возникающие аналогии крутятся не вокруг средневекового «естественного», а вокруг ренессансного города – в последнем много более сильна рациональная составляющая и крупнее форма. И потом, только для ренессансного палаццо свойствено сочетание большого зеленого двора и значительной башни, этим они отличаются и от скученного средневековья, когда такое появлялось только в монастырях, и от «доходников» XIX века, где и дворы, и башни «сжимаются» ради полезной жилплощади. В принципе эксперимент, проведенный в данном проекте, выходит за рамки чисто планировочного и предлагает какой-то отчасти новый, во всяком случае нюансированный, вариант квартальной застройки, не чуждый, скажем так, оттеночного сходства с рядом исторических прообразов. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Цвет фасадов – любимое Сергеем Скуратовым сочетание кирпично-красного и светлого, почти белого – тоже поддерживает тему как ренессансного форта, так и прома. Две угловые башни полностью красные, центральная белая, еще две – опять же любимый авторский прием – сочетают оба цвета, что должно обеспечить разнообразие ракурсов. То же и с кварталами: больше красных, чем белых, но во дворах фасады светлые. Школа белая. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

Очень привлекательно выглядят раскрытия южных кварталов со стороны дачного поселка: круглые белые «ноги» в первых этажах и холмистая зеленая местность под ними – переход, устроенный, по принципу дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, как «зеленая дорога» под домами, от двора к окружению.
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects

Так что, заметим, помимо планировочного и типологического эксперимента в проекте присутствует значительная доля «привязки» к конкретным обстоятельствам, даже – контекстуальной «лепки» комплекса, откликающегося на особенности окружения: проявлен и перепад высот, и контраст между жесткостью, активностью среды у шоссе и природной расслабленностью на границе с СНТ. 

Внутри комплекса также возникает образ на грани старого прома и ренессансного города, может быть постренессансного, в эмоциональном отношении сравнимого с послевоенным Миланом: башни, рациональные прямые, но разнообразные и фактурно, и по рисунку фасады. На городских площадях, как и снаружи – достаточно много стен, стекло отнюдь не преобладает, а само пространство плавно переходит от совершенно «городской», регулярной, полностью вымощенной главной площади к более «живым» и зеленым пруду и скверу. Это соседство, как и разнообразие фасадов, обеспечивает своего рода «градиент впечатлений», построенный всё на том же лейтмотиве перехода от городской активности к природной расслабленности, который породил и раскрытые к югу дворы. 
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
© Сергей Скуратов architects

На первый взгляд многое в этом проекте достаточно привычно, поскольку соответствует современным тенденциям: начиная от сочетания кварталов с «правильной» высотой 5-7 этажей с башнями-доминантами, прямо как из учебника по современной урбанистике, и заканчивая преобладанием небольших квартир при общем разнообразии лотов, дворами без машин, палисадниками, общественными пространствами, балансом природности и городской освоенности.

Но с другой стороны – всё очень необычно. Прежде всего – асимметрия и подчеркнутая вариативность квартальных «молекул», которые больше напоминают даже клетки под микроскопом: то слипаются, то расходятся, то наращивают, то истончают оболочку, реагируя как на свою внутреннюю логику, так и на внешние раздражители. Также необычен набор планировочных опций – ни для кого не секрет, что галерейные и коридорные дома в наше время не в чести. Может быть, зря? При условии преобладания галерей над коридорами и их хорошей (пусть и худшей, чем в гостиных, но все же) освещенности этот вариант мог бы оказаться привлекательным. Не знаю уж, сколько у него шансов поколебать сложившиеся шаблоны рынка: рынок вещь инерционная, его пока не выведут за пределы зоны комфорта, он будет эксплуатировать знакомые решения. Но на то проект и экспериментальный, хотя было бы интересно его реализовать – возможно, в Москве с ее трендом строить комплексы из трех башен по 200 м высотой это пока и не светит, но в Самаре-то можно было попробовать.
  • zooming
    1 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 4
    Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре / конкурсный проект / 2020
    © Сергей Скуратов architects
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция жилой застройки территории вблизи стадиона Арена в Самаре
Россия, Самара, пересечение Алма-Атинской улицы и Московского шоссе

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, ГАП: А. Барклянский, архитекторы: В. Замащикова, М. Скобелев, С. Третьякова

2020 — 2020

11 Марта 2021

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Похожие статьи
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.