Разработкой проектов занимались четыре консорциума-финалиста под лидерством компаний Drees & Sommer, IND architects, Aurora Group и KPMG. Победа в итоге досталась последнему, но самарские власти не исключают возможность использования решений, предложенных остальными финалистами в развитии других территорий региона.
Ниже – все четыре представленных на суд жюри проекта.
Первое место
KPMG, архитектурное бюро ASADOV, LAND Srl, Самарский государственный технический университетПриоритет, выбранный авторами концепции, обозначен в ее названии – «Самара Green City». На первом месте – забота об окружающей среде, сохранение природного разнообразия, воссоединение исторического центра города с окружающими зелеными массивами. Помимо экологии, главными составляющими проекта стали экономика и эмоции. И если с экономикой все понятно, то эмоции – это множество интересных возможностей для отдыха самарцев и гостей города.
Экология, развлечения и экономика представлены на мастер-плане территории тремя кластерами. Первый – масштабный парк мирового уровня. Второй включает в себя собственно арену и другие спортивные объекты, автокинотеатр, ипподром, площадки для семейного отдыха. А в экономическом кластере – центральная площадь, конгресс-центр, театр мюзикла, медицинские учреждения, арт-деревня, жилые кварталы и школа.
Второе место
Drees & Sommer, CSIGHT GmbH, Astoc Architects and Planners GmbH, Center of Competence for Major Housing EstatesКонцепция «SMART Самара» строится вокруг двух новых кварталов поблизости от стадиона. Первый – научно-технический, кластер «Технополис». Второй, его уравновешивающий, – спортивно-развлекательный, «Сад Жигули». Этот баланс призван повысить качество жизни горожан, привлечь в агломерацию Самара-Тольятти туристов, бизнесменов и инвестиции. Авторы стремились создать реализуемый с финансовой и технической точек зрения проект, не оторванный от сегодняшней действительности и с прицелом на ближайшие десятилетия.
Третье место
IND architects, UNStudio, АБ «Дом», Knight Frank, Спектрум-Холдинг, НИИТДХВ основе этой концепции – формат 20-минутного города. Суть в том, чтобы жителям района не пришлось тратить больше 20 минут на дорогу до необходимых городских сервисов. Работа, дом, места для занятия спортом или отдыха на природе – все это должно быть расположено рядом. Однако привлекательным район должен стать не только для горожан, но также для инвесторов, что могло бы вывести экономику региона на новый уровень.
Четвертое место
Aurora Group, Aukett Swanke, PricewaterhouseCoopers, PhosphorisТерриторию у стадиона архитекторы решили превратить в спортивное ядро города. Однако помимо спортивно-развлекательного кластера здесь предлагается создать еще несколько: жилой, рекреационный, конгрессно-выставочный и офисно-научный. Так район мог бы стать притягательным для горожан любых интересов и возрастов. Детская футбольная школа, спортивные объекты для профессионалов и любителей, парк с зонами отдыха и аттракционами, концертный зал и выставочный центр – создание такой инфраструктуры позволит не просто включить стадион в жизнь города, но и сформировать на конкурсном участке настоящий центр притяжения.
Оператором конкурса выступило Агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Призовой фонд составил 14,4 млн рублей. Узнать о конкурсе подробнее и ознакомиться со списком жюри можно на сайте.