История с президентом
Итак, указание восстановить церковь Иоанна Предтечи было дано в 2012 году лично президентом РФ. Этот сюжет был хорошо изложен устами митрополита Ювеналия: «...через 15 минут после того, как машина Президента покинула Новодевичий монастырь, раздался тревожный звонок из мэрии с вопросом: «Где у вас там взорвали храм?» Я спокойно ответил: «У стен монастыря». Тогда – более тревожный вопрос: «Когда?» Я говорю: «200 лет назад».В 2014 году научный руководитель проекта Андрей Баталов предложил сделать один из вариантов проекта храма Илье Уткину. «Макет поставили в кабинете митрополита Ювеналия, он смотрел на него, смотрел, и наконец, принял эту версию», – рассказывает архитектор.
Церковь строилась по московской программе «200 храмов», значительную роль в финансировании и организации строительства сыграло участие петербургского мецената и храмостроителя Игоря Найвальта, – рассказывает Илья Уткин. На средства Найвальта был возведен объем храма, а сбор средств на отделку интерьеров в монастыре объявили через пожертвования-«записки» на именные кирпичи: цветными надписями указаны имена для молитв о здравии, белыми – о упокоении.
Почему церковь взорвали 200 лет назад
Наполеон приказал взорвать приходскую церковь у стен монастыря вовсе не при отступлении, как сообщали современные СМИ, а наоборот, сразу после того, как французские войска заняли монастырь – для того, чтобы расчистить поле вокруг укреплений и при необходимости эффективно обороняться. То есть хотя французская армия и была «безбожной», поскольку наследовала атеистической армии Французской революции – церковь взорвали не из идейных соображений, а для военной необходимости (из идейных соображений французский гарнизон через месяц, тогда уже отступая, заложил под монастырский собор порох с зажженнными фитилями, но монахини успели их потушить).Храм XVI века
Приходская церковь у восточной угловой башни была основана, согласно летописным сообщениям, в 1525 году, одновременно с Новодевичьим монастырем. Некоторое время она была деревянной, во второй половине XVI века построено каменное здание – стройная шатровая церковь. Ее архитектура схожа с храмом великомученика Никиты в селе Елизарове 1560-х годов постройки, и церковью Рождества Христова в селе Беседы, построенной в конце XVI века при царе Борисе Годунове. Поэтому историк русской крепостной архитектуры Владимир Косточкин датировал храм у Новодевичьего концом XVI века, а научный куратор работ по восстановлению, Андрей Баталов – 1560-ми, или шире – второй половиной XVI века. Заметка Баталова о церкви и ее восстановлении – здесь.
Новые условия
Храм Ильи Уткина не похож на церковь, взорванную Наполеоном. Чтобы развеять все предположения о копировании и рассуждения о точности повторения, архитектор называет свой проект даже «памятником храму», церковью-музеем.Высота церкви XVI века была – около 35 метров. В зоне охраны памятника ЮНЕСКО действуют строгие ограничения, поэтому высота нового здания была определена меньшей: 20 метров при близких параметрах плана. В сумме это дало совершенно иные пропорции и сделало невозможным полное воссоздание исторического храма – как и отсутствие чертежей. Кроме того новый храм расположен несколько восточнее утраченного, чьи фундаментные рвы, камень из которых был полностью «выбран» еще в XIX веке, находятся ближе к монастырской стене, на месте автомобильного проезда. Место для нового строительства удачно нашлось на круглом газоне в сквере между двумя Лужнецкими проездами. Деревья рубить не пришлось. Ориентация апсид также изменилась – церковь выстроена параллельно проезду и по оси сквера, и ее алтарь обращен на северо-восток. Это правильно в градостроительном отношении, кроме того, как справедливо подчеркивает автор пояснительной записки Андрей Баталов, храмовые алтари Средневековья далеко не всегда смотрели строго на восток, нередко в плотной городской застройке церкви ставили параллельно улицам. Кроме того заметим, что ориентация алтаря на северо-восток нередко была вызвана тем, что церкви закладывали в конце весны и начале лета, смотря на место восхода солнца, а в это время солнце встает именно на северо-востоке.
Музей
Одним из главных условий появления нового храма в зоне охраны ЮНЕСКО были археологические раскопки и устройство музея. Его экспозиция расположена в подвальном ярусе церкви, на глубине, соответствующей слою археологических находок. Белокаменные могильные плиты установлены на тех местах, где они были найдены, а в центре зала музеефицирован фундамент одного из четырех опорных столбов колокольни XVII века. Все почти готово, остается добавить несколько витрин для показа мелких находок (в основном церковной утвари), после их оформления экспозиция откроется для посетителей.Илья Уткин
Музей исторического храма в цокольном этаже – ключевая часть проекта. Он посвящен раскопкам, которые вели на этом месте археологи под руководством Леонида Андреевича Беляева.
Керамический пол музея представляет собой археологическую кальку, миллиметровку. Пол будет подсвечен. По замыслу могильные плиты, укрепленные на металлических основаниях, будут как бы парить в воздухе.
Керамический пол музея представляет собой археологическую кальку, миллиметровку. Пол будет подсвечен. По замыслу могильные плиты, укрепленные на металлических основаниях, будут как бы парить в воздухе.
Итак, о старой церкви будет напоминать музей, а также посвящение престола и типология шатрового храма.
Шатры XVI века
Шатровые храмы появились в русской архитектуре в XVI веке, и споры об их происхождении все еще ведутся. Самая достоверная на сегодняшний день версия гласит, что первым каменным шатровым храмом и прообразом всех последующих церквей типологии стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения сына Василия III, будущего Ивана Грозного, итальянским архитектором Петроком Малым. Потом шатровые храмы некоторое время не строили – до того времени, когда молодой княжич вырос, назвал себя царем и затеял поход на Казань. Поход оказался очень успешным, и с его успехом было связано строительство новых шатровых храмов, самый известный из которых – собор Покрова на Красной площади, он же храм Василия Блаженного. Под его влиянием появляется целый ряд новых шатровых храмов второй половины XVI века, одним их которых и была церковь Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря.Результат обобщения
Заметим, что получившийся храм больше напоминает церкви, построенные не позже, а раньше собора Василия Блаженного, и необязательно шатровые, а просто связанные с работой итальянских архитекторов в Москве. Пластичные профилировки арок, фриза и консолей в интерьере, на фоне беленых кирпичных стен вызывают в памяти (отдаленно, конечно же) круглую церковь Георгия в Коломенском, а может быть, даже собор Успенского монастыря в Старице.Другие элементы, напротив, непредставимы или сложно представимы в XVI веке: к примеру, грани восьмериков никогда не увенчивались в основании шатра одной закомарой – это, скорее, прием XXI века. В XVI веке не известны 5-гранные апсиды (многогранные и прямоугольные – да, а 5-гранные нет). Постановка стенообразной звонницы над входом, а особенно – полукруглые столбики у ее внутренних откосов, напоминают скорее церкви модерна или европейские 1930-е годы; если смотреть на западный фасад из сквера, композиция кажется какой-то даже европейской по ощущениям, с отзвуками тосканской романики.
Заметим, что звонница над западным притвором заменила собой шатровую колокольню колокольню XVII века, стоявшую к северо-востоку от прежней церкви.
Любопытно, хотя вряд ли кто-то обратит внимание, что угловые тромпы перехода от четверика к восьмерику – этакие треугольные чехлы, прикрывающие углы церкви по сторонам от закомар, не скрыты за декоративными полукружиями кокошников: это характерно для храмов первой половины и середины XVI века и определенно стало результатом научного руководства. С другой стороны, внутри конструкция тромпов современная, вместо арочек это плоские треугольники, что вполне допускает бетонная конструкция (монолитный железобетон с керамическими блоками и кирпичной облицовкой).
Словом, это современный храм, выросший из условий заказа, ограничений, пожеланий и надзора, но аккумулировавший элементы, которые с рядом оговорок указывают на XVI век. «Реперные точки» привязывают его к эпохе, сейчас не слишком популярной у современных российских храмостроителей, но обусловленной датировкой предшествующего храма.
С другой стороны, Илья Уткин – архитектор-классицист, и в его портфолио достаточно много храмов классической архитектуры, увы, в значительной части не реализованных. Он один из современных мастеров, способных спроектировать храм, подходящий к установкам Московской патриархии, но не аляповатый, а благородно-сдержанный. Что, с одной стороны, хорошо подошло для новой церкви в сквере, охраняемом ЮНЕСКО, – а с другой стороны, удачно совпало с кругом приемов архитектуры XVI века, связанной с работами итальянских мастеров и даже Петрока Малого. Можно взглянуть и с другой стороны: итальянские постройки XVI века в России оказались созвучны установкам архитектуры Уткина.
Свет и сень
Сейчас храм открыт очень редко, осенью в него можно было попасть, кажется, только по субботам. А жаль, поскольку интерьер – самая интересная и атмосферная его часть.Во внутреннем пространстве храм по-ренессансному ясен, хотя нельзя сказать чтобы прост. Переходы к восьмерику и шатру оформлены рядами арочек, опирающихся на крупные пластичные консоли, которые, что удивительно, нисколько не утяжеляют интерьер, а подчеркивают эффект парения, формируют образ легкого шатра, растянутого на весомых, но точечных опорах, «левитирующих» на плоскости белых стен. Кружение арок завораживает и позволяет остро ощутить эффект центрического пространства, осенённого куполом-шатром. Центрические храмы были верхом искусства архитекторов итальянского Возрождения, русские шатровые церкви – их прямые наследники и воплощения, а интерьер Ильи Уткина не просто обозначает это, а дает почувствовать. Некоторая вынужденная приземистость пропорций храма снаружи, связанная с отношением пятна застройки к разрешенной высоте полностью искупается образностью внутреннего пространства, где ширина объема оказывается скорее плюсом, так как дает простор, купол оказывается широким, и света – много даже с пасмурный день.
Надо также вспомнить, что эффект парения шатра на точечных опорах наблюдается далеко не во всех шатровых русских церквах, но очень хорошо проявлен в церкви Вознесения в Коломенском, где восьмерик опирается на арки и развитые капители пилястр, отчетливо выделенные на белом фоне стен.
Все убранство интерьера и детали благоустройства спроектированы архитектором. Деревянный резной иконостас с царскими вратами и боковыми входами имеет условно ордерную структуру: местный и деисусный чины традиционно разделены узким праздничным рядом с квадратными клеймами. Деревянные двери, обрамленные каменными арочными порталами, люстру, козырьки, кованую ограду в сквере также рисовал Илья Уткин. Украшающие их узоры объединяет мотив креста.
Золотистая люстра решена в старинной форме «хороса» – кольцеобразной лампы, известной еще с византийского времени и впоследствии постепенно вытесненной ветвистыми канделябрами; ее ступенчатая форма вторит треугольному пространству шатра, подчеркивает его «восхождение».
Иконы и мозаика с образом Иоанна Крестителя были созданы выпускниками факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Илья Уткин о своем методе проектирования храмов высказался в интервью недвусмысленно: «Нельзя делать архитектуру, которая нужна только тебе. Надо создавать такой храм, который в понимании прихожан и служащих священников будет храмом <…> Он традиционен. Он связан, прежде всего, с литургическим действом. Он должен быть снаружи и внутри похож на храм, а не на завод или бетонный дворец. Внутри исторических стереотипов вполне допустимо искать пропорции и материалы».
Вот и получается, что формы вроде бы известные, но пережиты автором заново. Прошлое не отодвигается со сцены авторским самопредъявлением, а раскрывается навстречу тонким нюансам и перестает быть прошлым, становится настоящим. Но чтобы оно раскрылось, необходимо авторское усилие, копиист тут не справится. Перед нами архитектурно выраженное смирение, сосредоточенно-молитвенный настрой, трепетно-нежное, идиллически-бесхитростное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма, на фоне которого варварство и претенциозность современного храмового строительства кажутся преходящей суетой.