English version

Расслышать мелодию прошлого

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.

mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Проект:
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, вл. 1/1

Авторский коллектив:
​Научный руководитель: Андрей Леонидович Баталов
Архитектор: Илья Валентинович Уткин

2014 / 2016

Генпроектировщик: ООО «СКД»
Генподрядик: «Балтийская строительная компания» / И. А. Найвальд
Авторы иконописи – мастерская Ларисы Гатчевой при Свято Тихоновском институте
Авторы мозаики – О. Бик, Д. Тарасов, С. Мишин
0 Восстановление церкви Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря – история достаточно давняя, ее строительство завершено в 2016 году, – но во многих отношениях примечательная и не вполне типичная. Начиная с того, что здание утрачено не в 1930-е, когда пострадала большая часть восстанавливаемых в последние годы храмов, а намного раньше: его в 1812 году взорвали по приказу Наполеона. Современное решение о его восстановлении принято, прямо как по парку Зарядье, на самом высшем уровне. Строительство велось в зоне охраны ЮНЕСКО с множеством ограничений, а собственно храм получился, в отличие от ряда других церковных строек, лиричным и непафосным. По ряду причин он не похож на свой прообраз, но не чужд образности архитектуры XVI века, что в наше время, увлеченное псевдо-, неорюсом и модерном, редкость. 
Общий вид. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
© Студия Уткина
История с президентом
Итак, указание восстановить церковь Иоанна Предтечи было дано в 2012 году лично президентом РФ. Этот сюжет был хорошо изложен устами митрополита Ювеналия: «...через 15 минут после того, как машина Президента покинула Новодевичий монастырь, раздался тревожный звонок из мэрии с вопросом: «Где у вас там взорвали храм?» Я спокойно ответил: «У стен монастыря». Тогда – более тревожный вопрос: «Когда?» Я говорю: «200 лет назад».

В 2014 году научный руководитель проекта Андрей Баталов предложил сделать один из вариантов проекта храма Илье Уткину. «Макет поставили в кабинете митрополита Ювеналия, он смотрел на него, смотрел, и наконец, принял эту версию», – рассказывает архитектор.
  • zooming
    1 / 3
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 3
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 3
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина

Церковь строилась по московской программе «200 храмов», значительную роль в финансировании и организации строительства сыграло участие петербургского мецената и храмостроителя Игоря Найвальта, – рассказывает Илья Уткин. На средства Найвальта был возведен объем храма, а сбор средств на отделку интерьеров в монастыре объявили через пожертвования-«записки» на именные кирпичи: цветными надписями указаны имена для молитв о здравии, белыми – о упокоении. 
Ордер. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
© Студия Уткина
Почему церковь взорвали 200 лет назад
Наполеон приказал взорвать приходскую церковь у стен монастыря вовсе не при отступлении, как сообщали современные СМИ, а наоборот, сразу после того, как французские войска заняли монастырь – для того, чтобы расчистить поле вокруг укреплений и при необходимости эффективно обороняться. То есть хотя французская армия и была «безбожной», поскольку наследовала атеистической армии Французской революции – церковь взорвали не из идейных соображений, а для военной необходимости (из идейных соображений французский гарнизон через месяц, тогда уже отступая, заложил под монастырский собор порох с зажженнными фитилями, но монахини успели их потушить). 
Храм XVI века
Приходская церковь у восточной угловой башни была основана, согласно летописным сообщениям, в 1525 году, одновременно с Новодевичьим монастырем. Некоторое время она была деревянной, во второй половине XVI века построено каменное здание – стройная шатровая церковь. Ее архитектура схожа с храмом великомученика Никиты в селе Елизарове 1560-х годов постройки, и церковью Рождества Христова в селе Беседы, построенной в конце XVI века при царе Борисе Годунове. Поэтому историк русской крепостной архитектуры Владимир Косточкин датировал храм у Новодевичьего концом XVI века, а научный куратор работ по восстановлению, Андрей Баталов – 1560-ми, или шире – второй половиной XVI века. Заметка Баталова о церкви и ее восстановлении – здесь
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Предоставлено студией Уткина
  • zooming
    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предполагаемый внешний вид XVI в. со стороны алтаря и северного фасада. Графическая реконструкция архитектора В.А. Рябова (2012 г.)
    © Вячеслав Рябов
  • zooming
    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с северным Никольским приделом и колокольней, на фоне Новодевичьего монастыря. Предполагаемый внешний вид XVII–XVIII вв. со стороны алтарной части. Графическая реконструкция архитектора В.А. Рябова (2000-е гг.)
    © Вячеслав Рябов
 
Новые условия
Храм Ильи Уткина не похож на церковь, взорванную Наполеоном. Чтобы развеять все предположения о копировании и рассуждения о точности повторения, архитектор называет свой проект даже «памятником храму», церковью-музеем.

Высота церкви XVI века была – около 35 метров. В зоне охраны памятника ЮНЕСКО действуют строгие ограничения, поэтому высота нового здания была определена меньшей: 20 метров при близких параметрах плана. В сумме это дало совершенно иные пропорции и сделало невозможным полное воссоздание исторического храма – как и отсутствие чертежей. Кроме того новый храм расположен несколько восточнее утраченного, чьи фундаментные рвы, камень из которых был полностью «выбран» еще в XIX веке, находятся ближе к монастырской стене, на месте автомобильного проезда. Место для нового строительства удачно нашлось на круглом газоне в сквере между двумя Лужнецкими проездами. Деревья рубить не пришлось. Ориентация апсид также изменилась – церковь выстроена параллельно проезду и по оси сквера, и ее алтарь обращен на северо-восток. Это правильно в градостроительном отношении, кроме того, как справедливо подчеркивает автор пояснительной записки Андрей Баталов, храмовые алтари Средневековья далеко не всегда смотрели строго на восток, нередко в плотной городской застройке церкви ставили параллельно улицам. Кроме того заметим, что ориентация алтаря на северо-восток нередко была вызвана тем, что церкви закладывали в конце весны и начале лета, смотря на место восхода солнца, а в это время солнце встает именно на северо-востоке. 
  • zooming
    Историко-архитектурный опорный план, 2012 Составлен Ольгой Ким
    © Институт археологии РАН
  • zooming
    Генплан. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    © Студия Уткина
Музей
Одним из главных условий появления нового храма в зоне охраны ЮНЕСКО были археологические раскопки и устройство музея. Его экспозиция расположена в подвальном ярусе церкви, на глубине, соответствующей слою археологических находок. Белокаменные могильные плиты установлены на тех местах, где они были найдены, а в центре зала музеефицирован фундамент одного из четырех опорных столбов колокольни XVII века. Все почти готово, остается добавить несколько витрин для показа мелких находок (в основном церковной утвари), после их оформления экспозиция откроется для посетителей. 

Илья Уткин

Музей исторического храма в цокольном этаже – ключевая часть проекта. Он посвящен раскопкам, которые вели на этом месте археологи под руководством Леонида Андреевича Беляева.

Керамический пол музея представляет собой археологическую кальку, миллиметровку. Пол будет подсвечен. По замыслу могильные плиты, укрепленные на металлических основаниях, будут как бы парить в воздухе.

  • zooming
    1 / 3
    План музеефицированных фрагментов и пола музейной экспозиции. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 3
    Музей в подклетном ярусе. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фотография Ильи Уткина
  • zooming
    3 / 3
    План подклетного яруса. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина

Итак, о старой церкви будет напоминать музей, а также посвящение престола и типология шатрового храма. 
Шатры XVI века
Шатровые храмы появились в русской архитектуре в XVI веке, и споры об их происхождении все еще ведутся. Самая достоверная на сегодняшний день версия гласит, что первым каменным шатровым храмом и прообразом всех последующих церквей типологии стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения сына Василия III, будущего Ивана Грозного, итальянским архитектором Петроком Малым. Потом шатровые храмы некоторое время не строили – до того времени, когда молодой княжич вырос, назвал себя царем и затеял поход на Казань. Поход оказался очень успешным, и с его успехом было связано строительство новых шатровых храмов, самый известный из которых – собор Покрова на Красной площади, он же храм Василия Блаженного. Под его влиянием появляется целый ряд новых шатровых храмов второй половины XVI века, одним их которых и была церковь Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря. 
Результат обобщения
Заметим, что получившийся храм больше напоминает церкви, построенные не позже, а раньше собора Василия Блаженного, и необязательно шатровые, а просто связанные с работой итальянских архитекторов в Москве. Пластичные профилировки арок, фриза и консолей в интерьере, на фоне беленых кирпичных стен вызывают в памяти (отдаленно, конечно же) круглую церковь Георгия в Коломенском, а может быть, даже собор Успенского монастыря в Старице. 
  • zooming
    1 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру

Другие элементы, напротив, непредставимы или сложно представимы в XVI веке: к примеру, грани восьмериков никогда не увенчивались в основании шатра одной закомарой – это, скорее, прием XXI века. В XVI веке не известны 5-гранные апсиды (многогранные и прямоугольные – да, а 5-гранные нет). Постановка стенообразной звонницы над входом, а особенно – полукруглые столбики у ее внутренних откосов, напоминают скорее церкви модерна или европейские 1930-е годы; если смотреть на западный фасад из сквера, композиция кажется какой-то даже европейской по ощущениям, с отзвуками тосканской романики.
  • zooming
    1 / 6
    Западный портал. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина

Заметим, что звонница над западным притвором заменила собой шатровую колокольню колокольню XVII века, стоявшую к северо-востоку от прежней церкви. 

Любопытно, хотя вряд ли кто-то обратит внимание, что угловые тромпы перехода от четверика к восьмерику – этакие треугольные чехлы, прикрывающие углы церкви по сторонам от закомар, не скрыты за декоративными полукружиями кокошников: это характерно для храмов первой половины и середины XVI века и определенно стало результатом научного руководства. С другой стороны, внутри конструкция тромпов современная, вместо арочек это плоские треугольники, что вполне допускает бетонная конструкция (монолитный железобетон с керамическими блоками и кирпичной облицовкой).

Словом, это современный храм, выросший из условий заказа, ограничений, пожеланий и надзора, но аккумулировавший элементы, которые с рядом оговорок указывают на XVI век. «Реперные точки» привязывают его к эпохе, сейчас не слишком популярной у современных российских храмостроителей, но обусловленной датировкой предшествующего храма.
Общий вид с башней Новодевичьевого монастыря. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
© Студия Уткина

С другой стороны, Илья Уткин – архитектор-классицист, и в его портфолио достаточно много храмов классической архитектуры, увы, в значительной части не реализованных. Он один из современных мастеров, способных спроектировать храм, подходящий к установкам Московской патриархии, но не аляповатый, а благородно-сдержанный. Что, с одной стороны, хорошо подошло для новой церкви в сквере, охраняемом ЮНЕСКО, – а с другой стороны, удачно совпало с кругом приемов архитектуры XVI века, связанной с работами итальянских мастеров и даже Петрока Малого. Можно взглянуть и с другой стороны: итальянские постройки XVI века в России оказались созвучны установкам архитектуры Уткина. 
 
Свет и сень
Сейчас храм открыт очень редко, осенью в него можно было попасть, кажется, только по субботам. А жаль, поскольку интерьер – самая интересная и атмосферная его часть. 

Во внутреннем пространстве храм по-ренессансному ясен, хотя нельзя сказать чтобы прост. Переходы к восьмерику и шатру оформлены рядами арочек, опирающихся на крупные пластичные консоли, которые, что удивительно, нисколько не утяжеляют интерьер, а подчеркивают эффект парения, формируют образ легкого шатра, растянутого на весомых, но точечных опорах, «левитирующих» на плоскости белых стен. Кружение арок завораживает и позволяет остро ощутить эффект центрического пространства, осенённого куполом-шатром. Центрические храмы были верхом искусства архитекторов итальянского Возрождения, русские шатровые церкви – их прямые наследники и воплощения, а интерьер Ильи Уткина не просто обозначает это, а дает почувствовать. Некоторая вынужденная приземистость пропорций храма снаружи, связанная с отношением пятна застройки к разрешенной высоте полностью искупается образностью внутреннего пространства, где ширина объема оказывается скорее плюсом, так как дает простор, купол оказывается широким, и света – много даже с пасмурный день.
  • zooming
    1 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография © Л.Копылова
  • zooming
    5 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру

Надо также вспомнить, что эффект парения шатра на точечных опорах наблюдается далеко не во всех шатровых русских церквах, но очень хорошо проявлен в церкви Вознесения в Коломенском, где восьмерик опирается на арки и развитые капители пилястр, отчетливо выделенные на белом фоне стен.

Все убранство интерьера и детали благоустройства спроектированы архитектором. Деревянный резной иконостас с царскими вратами и боковыми входами имеет условно ордерную структуру: местный и деисусный чины традиционно разделены узким праздничным рядом с квадратными клеймами. Деревянные двери, обрамленные каменными арочными порталами, люстру, козырьки, кованую ограду в сквере также рисовал Илья Уткин. Украшающие их узоры объединяет мотив креста. 
  • zooming
    1 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 10
    Наружная дверь чертеж и рисунок. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 10
    Иконостас и проект росписи. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 10
    Внутренние пространство. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 10
    Проект люстры. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    9 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 10
    Ограда и портал. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    Фотография: Л.Копылова

Золотистая люстра решена в старинной форме «хороса» – кольцеобразной лампы, известной еще с византийского времени и впоследствии постепенно вытесненной ветвистыми канделябрами; ее ступенчатая форма вторит треугольному пространству шатра, подчеркивает его «восхождение». 

Иконы и мозаика с образом Иоанна Крестителя были созданы выпускниками факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
  • zooming
    1 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру

Илья Уткин о своем методе проектирования храмов высказался в интервью недвусмысленно: «Нельзя делать архитектуру, которая нужна только тебе. Надо создавать такой храм, который в понимании прихожан и служащих священников будет храмом <…> Он традиционен. Он связан, прежде всего, с литургическим действом. Он должен быть снаружи и внутри похож на храм, а не на завод или бетонный дворец. Внутри исторических стереотипов вполне допустимо искать пропорции и материалы».

Вот и получается, что формы вроде бы известные, но пережиты автором заново. Прошлое не отодвигается со сцены авторским самопредъявлением, а раскрывается навстречу тонким нюансам и перестает быть прошлым, становится настоящим. Но чтобы оно раскрылось, необходимо авторское усилие, копиист тут не справится. Перед нами архитектурно выраженное смирение, сосредоточенно-молитвенный настрой, трепетно-нежное, идиллически-бесхитростное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма, на фоне которого варварство и претенциозность современного храмового строительства кажутся преходящей суетой.
  • zooming
    1 / 5
    План. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 5
    План по хорам. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 5
    Разрез по оси запад-восток. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 5
    Разрез со схемой росписи. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 5
    Ситуационный план. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
Архитектор:
Илья Уткин
Проект:
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, вл. 1/1

Авторский коллектив:
​Научный руководитель: Андрей Леонидович Баталов
Архитектор: Илья Валентинович Уткин

2014 / 2016

Генпроектировщик: ООО «СКД»
Генподрядик: «Балтийская строительная компания» / И. А. Найвальд
Авторы иконописи – мастерская Ларисы Гатчевой при Свято Тихоновском институте
Авторы мозаики – О. Бик, Д. Тарасов, С. Мишин

18 Марта 2021

Лара Копылова Юлия Тарабарина

Авторы текста:

Лара Копылова, Юлия Тарабарина
Студия Уткина: другие проекты
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Центр Перми
Здание пермской городской администрации в проекте Ильи Уткина переросло в комплекс городского центра, объединив три темы: административное здание, офисные башни и новую транспортную развязку – в единый ансамбль, решенный в духе очень строгого варианта ар-деко.
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
Вилла Калипсо
«Вилла Калипсо», спроектированная Ильей Уткиным для «коллекции Пирогова» - редкий в наши дни архитектурный проект с литературным подтекстом. Вероятно, на сегодняшний день он может быть понят как квинтэссенция авторских опытов по созданию собственного архитектурного диалекта, предназначенного больших загородных вилл-дворцов
Мир дворцам
Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия
Похожие статьи
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
За кулисами музейной жизни
Открывшееся в Роттердаме фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV полностью доступно посетителям – первое и пока единственное в мире. Это поможет сохранить музей для публики во время длительной реконструкции его основного здания.
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
«Восьмерка» над метро
Штаб-квартира компании Infinitus по проекту Zaha Hadid Architects талией своего объема-«восьмерки» перекинута через тоннель метро в Гуанчжоу.
Супер-пергола
Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.
Тает кубик льда
Офисное здание в центре Фукуоки по проекту OMA должно вписаться в городскую среду с помощью пиксельных «тающих» углов.
Легкость бытия
Цветет сакура, у костра завязалась беседа, в бассейне шумно возятся дети – это не отпускные картинки, а повседневная жизнь дворов киевского ЖК «Файна Таун». Разбираемся, из чего состоит придуманная архитекторами утопия, и каким образом ее удалось воплотить.
Чувство ритма на фасаде
Студенческое общежитие по проекту Макса Дудлера отмечает въезд в Ганновер с севера и начало нового района – преображенной промзоны.
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Дыхание востока
Проектируя жилой комплекс для Ташкента, GENPRO обращается к традиционной архитектуре и современным тенденциям, стремясь к эмоциональности и эффектности: решетки панжара и мишрабии соседствуют с вертикальным озеленением и параметрическим орнаментом, а тематические корпуса домов – с хлопковой аллеей и восточным базаром.
По каменной дуге
Арт-объект студий Sans façon и KHBT в шотландском городе Инвернесс позволяет жителям заново оценить знакомый ландшафт.
Красный двор
В жилом комплексе Ilot Queyries в Бордо по проекту MVRDV соединены человеческий масштаб и разнообразие традиционного города с экологичностью, высокой инсоляцией и комфортом современной застройки.
Тундра на крыше
Комплекс Living Landscape по проекту бюро Jakob+MacFarlane задуман как самое большое деревянное сооружение Исландии и «инструмент» для регенерации ее экосистем.
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Технологии и материалы
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
Сейчас на главной
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.
Солнце встает над Амуром
В компактном и эффективном с точки зрения планировок аэропорту Хабаровска немецкое бюро WP|ARC обыгрывает тему речной волны и света и добавляет капельку иронии в виде белого медведя.
Звезды для Черемушек
Победитель закрытого конкурса на ЖК Кржижановского, 31, «звездное» голландское бюро UNStudio, был объявлен 9 ноября. Мы попросили у организаторов дополнительные материалы и рассказываем о проекте несколько подробнее, чем это было сделано ранее. С планами и схемами.