English version

Расслышать мелодию прошлого

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.

mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, вл. 1/1

Авторский коллектив:
​Научный руководитель: Андрей Леонидович Баталов
Архитектор: Илья Валентинович Уткин

2014 / 2016

Генпроектировщик: ООО «СКД»
Генподрядик: «Балтийская строительная компания» / И. А. Найвальд
Авторы иконописи – мастерская Ларисы Гатчевой при Свято Тихоновском институте
Авторы мозаики – О. Бик, Д. Тарасов, С. Мишин
Восстановление церкви Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря – история достаточно давняя, ее строительство завершено в 2016 году, – но во многих отношениях примечательная и не вполне типичная. Начиная с того, что здание утрачено не в 1930-е, когда пострадала большая часть восстанавливаемых в последние годы храмов, а намного раньше: его в 1812 году взорвали по приказу Наполеона. Современное решение о его восстановлении принято, прямо как по парку Зарядье, на самом высшем уровне. Строительство велось в зоне охраны ЮНЕСКО с множеством ограничений, а собственно храм получился, в отличие от ряда других церковных строек, лиричным и непафосным. По ряду причин он не похож на свой прообраз, но не чужд образности архитектуры XVI века, что в наше время, увлеченное псевдо-, неорюсом и модерном, редкость. 
Общий вид. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
© Студия Уткина
История с президентом
Итак, указание восстановить церковь Иоанна Предтечи было дано в 2012 году лично президентом РФ. Этот сюжет был хорошо изложен устами митрополита Ювеналия: «...через 15 минут после того, как машина Президента покинула Новодевичий монастырь, раздался тревожный звонок из мэрии с вопросом: «Где у вас там взорвали храм?» Я спокойно ответил: «У стен монастыря». Тогда – более тревожный вопрос: «Когда?» Я говорю: «200 лет назад».

В 2014 году научный руководитель проекта Андрей Баталов предложил сделать один из вариантов проекта храма Илье Уткину. «Макет поставили в кабинете митрополита Ювеналия, он смотрел на него, смотрел, и наконец, принял эту версию», – рассказывает архитектор.
  • zooming
    1 / 3
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 3
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 3
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина

Церковь строилась по московской программе «200 храмов», значительную роль в финансировании и организации строительства сыграло участие петербургского мецената и храмостроителя Игоря Найвальта, – рассказывает Илья Уткин. На средства Найвальта был возведен объем храма, а сбор средств на отделку интерьеров в монастыре объявили через пожертвования-«записки» на именные кирпичи: цветными надписями указаны имена для молитв о здравии, белыми – о упокоении. 
Ордер. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
© Студия Уткина
Почему церковь взорвали 200 лет назад
Наполеон приказал взорвать приходскую церковь у стен монастыря вовсе не при отступлении, как сообщали современные СМИ, а наоборот, сразу после того, как французские войска заняли монастырь – для того, чтобы расчистить поле вокруг укреплений и при необходимости эффективно обороняться. То есть хотя французская армия и была «безбожной», поскольку наследовала атеистической армии Французской революции – церковь взорвали не из идейных соображений, а для военной необходимости (из идейных соображений французский гарнизон через месяц, тогда уже отступая, заложил под монастырский собор порох с зажженнными фитилями, но монахини успели их потушить). 
Храм XVI века
Приходская церковь у восточной угловой башни была основана, согласно летописным сообщениям, в 1525 году, одновременно с Новодевичьим монастырем. Некоторое время она была деревянной, во второй половине XVI века построено каменное здание – стройная шатровая церковь. Ее архитектура схожа с храмом великомученика Никиты в селе Елизарове 1560-х годов постройки, и церковью Рождества Христова в селе Беседы, построенной в конце XVI века при царе Борисе Годунове. Поэтому историк русской крепостной архитектуры Владимир Косточкин датировал храм у Новодевичьего концом XVI века, а научный куратор работ по восстановлению, Андрей Баталов – 1560-ми, или шире – второй половиной XVI века. Заметка Баталова о церкви и ее восстановлении – здесь
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Предоставлено студией Уткина
  • zooming
    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предполагаемый внешний вид XVI в. со стороны алтаря и северного фасада. Графическая реконструкция архитектора В.А. Рябова (2012 г.)
    © Вячеслав Рябов
  • zooming
    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с северным Никольским приделом и колокольней, на фоне Новодевичьего монастыря. Предполагаемый внешний вид XVII–XVIII вв. со стороны алтарной части. Графическая реконструкция архитектора В.А. Рябова (2000-е гг.)
    © Вячеслав Рябов
 
Новые условия
Храм Ильи Уткина не похож на церковь, взорванную Наполеоном. Чтобы развеять все предположения о копировании и рассуждения о точности повторения, архитектор называет свой проект даже «памятником храму», церковью-музеем.

Высота церкви XVI века была – около 35 метров. В зоне охраны памятника ЮНЕСКО действуют строгие ограничения, поэтому высота нового здания была определена меньшей: 20 метров при близких параметрах плана. В сумме это дало совершенно иные пропорции и сделало невозможным полное воссоздание исторического храма – как и отсутствие чертежей. Кроме того новый храм расположен несколько восточнее утраченного, чьи фундаментные рвы, камень из которых был полностью «выбран» еще в XIX веке, находятся ближе к монастырской стене, на месте автомобильного проезда. Место для нового строительства удачно нашлось на круглом газоне в сквере между двумя Лужнецкими проездами. Деревья рубить не пришлось. Ориентация апсид также изменилась – церковь выстроена параллельно проезду и по оси сквера, и ее алтарь обращен на северо-восток. Это правильно в градостроительном отношении, кроме того, как справедливо подчеркивает автор пояснительной записки Андрей Баталов, храмовые алтари Средневековья далеко не всегда смотрели строго на восток, нередко в плотной городской застройке церкви ставили параллельно улицам. Кроме того заметим, что ориентация алтаря на северо-восток нередко была вызвана тем, что церкви закладывали в конце весны и начале лета, смотря на место восхода солнца, а в это время солнце встает именно на северо-востоке. 
  • zooming
    Историко-архитектурный опорный план, 2012 Составлен Ольгой Ким
    © Институт археологии РАН
  • zooming
    Генплан. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    © Студия Уткина
Музей
Одним из главных условий появления нового храма в зоне охраны ЮНЕСКО были археологические раскопки и устройство музея. Его экспозиция расположена в подвальном ярусе церкви, на глубине, соответствующей слою археологических находок. Белокаменные могильные плиты установлены на тех местах, где они были найдены, а в центре зала музеефицирован фундамент одного из четырех опорных столбов колокольни XVII века. Все почти готово, остается добавить несколько витрин для показа мелких находок (в основном церковной утвари), после их оформления экспозиция откроется для посетителей. 
cic =

Илья Уткин

Музей исторического храма в цокольном этаже – ключевая часть проекта. Он посвящен раскопкам, которые вели на этом месте археологи под руководством Леонида Андреевича Беляева.

Керамический пол музея представляет собой археологическую кальку, миллиметровку. Пол будет подсвечен. По замыслу могильные плиты, укрепленные на металлических основаниях, будут как бы парить в воздухе.

  • zooming
    1 / 3
    План музеефицированных фрагментов и пола музейной экспозиции. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 3
    Музей в подклетном ярусе. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фотография Ильи Уткина
  • zooming
    3 / 3
    План подклетного яруса. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина

Итак, о старой церкви будет напоминать музей, а также посвящение престола и типология шатрового храма. 
Шатры XVI века
Шатровые храмы появились в русской архитектуре в XVI веке, и споры об их происхождении все еще ведутся. Самая достоверная на сегодняшний день версия гласит, что первым каменным шатровым храмом и прообразом всех последующих церквей типологии стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения сына Василия III, будущего Ивана Грозного, итальянским архитектором Петроком Малым. Потом шатровые храмы некоторое время не строили – до того времени, когда молодой княжич вырос, назвал себя царем и затеял поход на Казань. Поход оказался очень успешным, и с его успехом было связано строительство новых шатровых храмов, самый известный из которых – собор Покрова на Красной площади, он же храм Василия Блаженного. Под его влиянием появляется целый ряд новых шатровых храмов второй половины XVI века, одним их которых и была церковь Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря. 
Результат обобщения
Заметим, что получившийся храм больше напоминает церкви, построенные не позже, а раньше собора Василия Блаженного, и необязательно шатровые, а просто связанные с работой итальянских архитекторов в Москве. Пластичные профилировки арок, фриза и консолей в интерьере, на фоне беленых кирпичных стен вызывают в памяти (отдаленно, конечно же) круглую церковь Георгия в Коломенском, а может быть, даже собор Успенского монастыря в Старице. 
  • zooming
    1 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру

Другие элементы, напротив, непредставимы или сложно представимы в XVI веке: к примеру, грани восьмериков никогда не увенчивались в основании шатра одной закомарой – это, скорее, прием XXI века. В XVI веке не известны 5-гранные апсиды (многогранные и прямоугольные – да, а 5-гранные нет). Постановка стенообразной звонницы над входом, а особенно – полукруглые столбики у ее внутренних откосов, напоминают скорее церкви модерна или европейские 1930-е годы; если смотреть на западный фасад из сквера, композиция кажется какой-то даже европейской по ощущениям, с отзвуками тосканской романики.
  • zooming
    1 / 6
    Западный портал. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина

Заметим, что звонница над западным притвором заменила собой шатровую колокольню колокольню XVII века, стоявшую к северо-востоку от прежней церкви. 

Любопытно, хотя вряд ли кто-то обратит внимание, что угловые тромпы перехода от четверика к восьмерику – этакие треугольные чехлы, прикрывающие углы церкви по сторонам от закомар, не скрыты за декоративными полукружиями кокошников: это характерно для храмов первой половины и середины XVI века и определенно стало результатом научного руководства. С другой стороны, внутри конструкция тромпов современная, вместо арочек это плоские треугольники, что вполне допускает бетонная конструкция (монолитный железобетон с керамическими блоками и кирпичной облицовкой).

Словом, это современный храм, выросший из условий заказа, ограничений, пожеланий и надзора, но аккумулировавший элементы, которые с рядом оговорок указывают на XVI век. «Реперные точки» привязывают его к эпохе, сейчас не слишком популярной у современных российских храмостроителей, но обусловленной датировкой предшествующего храма.
Общий вид с башней Новодевичьевого монастыря. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
© Студия Уткина

С другой стороны, Илья Уткин – архитектор-классицист, и в его портфолио достаточно много храмов классической архитектуры, увы, в значительной части не реализованных. Он один из современных мастеров, способных спроектировать храм, подходящий к установкам Московской патриархии, но не аляповатый, а благородно-сдержанный. Что, с одной стороны, хорошо подошло для новой церкви в сквере, охраняемом ЮНЕСКО, – а с другой стороны, удачно совпало с кругом приемов архитектуры XVI века, связанной с работами итальянских мастеров и даже Петрока Малого. Можно взглянуть и с другой стороны: итальянские постройки XVI века в России оказались созвучны установкам архитектуры Уткина. 
 
Свет и сень
Сейчас храм открыт очень редко, осенью в него можно было попасть, кажется, только по субботам. А жаль, поскольку интерьер – самая интересная и атмосферная его часть. 

Во внутреннем пространстве храм по-ренессансному ясен, хотя нельзя сказать чтобы прост. Переходы к восьмерику и шатру оформлены рядами арочек, опирающихся на крупные пластичные консоли, которые, что удивительно, нисколько не утяжеляют интерьер, а подчеркивают эффект парения, формируют образ легкого шатра, растянутого на весомых, но точечных опорах, «левитирующих» на плоскости белых стен. Кружение арок завораживает и позволяет остро ощутить эффект центрического пространства, осенённого куполом-шатром. Центрические храмы были верхом искусства архитекторов итальянского Возрождения, русские шатровые церкви – их прямые наследники и воплощения, а интерьер Ильи Уткина не просто обозначает это, а дает почувствовать. Некоторая вынужденная приземистость пропорций храма снаружи, связанная с отношением пятна застройки к разрешенной высоте полностью искупается образностью внутреннего пространства, где ширина объема оказывается скорее плюсом, так как дает простор, купол оказывается широким, и света – много даже с пасмурный день.
  • zooming
    1 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография © Л.Копылова
  • zooming
    5 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру

Надо также вспомнить, что эффект парения шатра на точечных опорах наблюдается далеко не во всех шатровых русских церквах, но очень хорошо проявлен в церкви Вознесения в Коломенском, где восьмерик опирается на арки и развитые капители пилястр, отчетливо выделенные на белом фоне стен.

Все убранство интерьера и детали благоустройства спроектированы архитектором. Деревянный резной иконостас с царскими вратами и боковыми входами имеет условно ордерную структуру: местный и деисусный чины традиционно разделены узким праздничным рядом с квадратными клеймами. Деревянные двери, обрамленные каменными арочными порталами, люстру, козырьки, кованую ограду в сквере также рисовал Илья Уткин. Украшающие их узоры объединяет мотив креста. 
  • zooming
    1 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 10
    Наружная дверь чертеж и рисунок. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 10
    Иконостас и проект росписи. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 10
    Внутренние пространство. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 10
    Проект люстры. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    9 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 10
    Ограда и портал. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    Фотография: Л.Копылова

Золотистая люстра решена в старинной форме «хороса» – кольцеобразной лампы, известной еще с византийского времени и впоследствии постепенно вытесненной ветвистыми канделябрами; ее ступенчатая форма вторит треугольному пространству шатра, подчеркивает его «восхождение». 

Иконы и мозаика с образом Иоанна Крестителя были созданы выпускниками факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
  • zooming
    1 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру

Илья Уткин о своем методе проектирования храмов высказался в интервью недвусмысленно: «Нельзя делать архитектуру, которая нужна только тебе. Надо создавать такой храм, который в понимании прихожан и служащих священников будет храмом <…> Он традиционен. Он связан, прежде всего, с литургическим действом. Он должен быть снаружи и внутри похож на храм, а не на завод или бетонный дворец. Внутри исторических стереотипов вполне допустимо искать пропорции и материалы».

Вот и получается, что формы вроде бы известные, но пережиты автором заново. Прошлое не отодвигается со сцены авторским самопредъявлением, а раскрывается навстречу тонким нюансам и перестает быть прошлым, становится настоящим. Но чтобы оно раскрылось, необходимо авторское усилие, копиист тут не справится. Перед нами архитектурно выраженное смирение, сосредоточенно-молитвенный настрой, трепетно-нежное, идиллически-бесхитростное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма, на фоне которого варварство и претенциозность современного храмового строительства кажутся преходящей суетой.
  • zooming
    1 / 5
    План. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 5
    План по хорам. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 5
    Разрез по оси запад-восток. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 5
    Разрез со схемой росписи. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 5
    Ситуационный план. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, вл. 1/1

Авторский коллектив:
​Научный руководитель: Андрей Леонидович Баталов
Архитектор: Илья Валентинович Уткин

2014 / 2016

Генпроектировщик: ООО «СКД»
Генподрядик: «Балтийская строительная компания» / И. А. Найвальд
Авторы иконописи – мастерская Ларисы Гатчевой при Свято Тихоновском институте
Авторы мозаики – О. Бик, Д. Тарасов, С. Мишин

18 Марта 2021

Студия Уткина: другие проекты
Прозрачный Монье
Работая над проектом комьюнити-центра для клубного дома «Чистые Пруды», архитекторы бюро APREL предложили сохранить, очистить и реставрировать стены конца XIX – начала XX века, подойдя в то же время к реконструкции творчески: степень открытости-закрытости помещений градуировано варьируется вправо и влево от детской площадки.
Сохраняя историю Чистых прудов
Как сделать клубный дом комфортным, отвечающим требованиям дорогого современного жилья в центре города, сохранив максимум от подлинного здания 1915 года? Илья Уткин вместе с компанией Sminex решили этот ребус для Потаповского переулка, 5 – изучаем, как именно.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Центр Перми
Здание пермской городской администрации в проекте Ильи Уткина переросло в комплекс городского центра, объединив три темы: административное здание, офисные башни и новую транспортную развязку – в единый ансамбль, решенный в духе очень строгого варианта ар-деко.
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
Вилла Калипсо
«Вилла Калипсо», спроектированная Ильей Уткиным для «коллекции Пирогова» - редкий в наши дни архитектурный проект с литературным подтекстом. Вероятно, на сегодняшний день он может быть понят как квинтэссенция авторских опытов по созданию собственного архитектурного диалекта, предназначенного больших загородных вилл-дворцов
Мир дворцам
Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия
Похожие статьи
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.