English version

Расслышать мелодию прошлого

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.

mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, вл. 1/1

Авторский коллектив:
​Научный руководитель: Андрей Леонидович Баталов
Архитектор: Илья Валентинович Уткин

2014 / 2016

Генпроектировщик: ООО «СКД»
Генподрядик: «Балтийская строительная компания» / И. А. Найвальд
Авторы иконописи – мастерская Ларисы Гатчевой при Свято Тихоновском институте
Авторы мозаики – О. Бик, Д. Тарасов, С. Мишин
Восстановление церкви Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря – история достаточно давняя, ее строительство завершено в 2016 году, – но во многих отношениях примечательная и не вполне типичная. Начиная с того, что здание утрачено не в 1930-е, когда пострадала большая часть восстанавливаемых в последние годы храмов, а намного раньше: его в 1812 году взорвали по приказу Наполеона. Современное решение о его восстановлении принято, прямо как по парку Зарядье, на самом высшем уровне. Строительство велось в зоне охраны ЮНЕСКО с множеством ограничений, а собственно храм получился, в отличие от ряда других церковных строек, лиричным и непафосным. По ряду причин он не похож на свой прообраз, но не чужд образности архитектуры XVI века, что в наше время, увлеченное псевдо-, неорюсом и модерном, редкость. 
Общий вид. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
© Студия Уткина
История с президентом
Итак, указание восстановить церковь Иоанна Предтечи было дано в 2012 году лично президентом РФ. Этот сюжет был хорошо изложен устами митрополита Ювеналия: «...через 15 минут после того, как машина Президента покинула Новодевичий монастырь, раздался тревожный звонок из мэрии с вопросом: «Где у вас там взорвали храм?» Я спокойно ответил: «У стен монастыря». Тогда – более тревожный вопрос: «Когда?» Я говорю: «200 лет назад».

В 2014 году научный руководитель проекта Андрей Баталов предложил сделать один из вариантов проекта храма Илье Уткину. «Макет поставили в кабинете митрополита Ювеналия, он смотрел на него, смотрел, и наконец, принял эту версию», – рассказывает архитектор.
  • zooming
    1 / 3
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 3
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 3
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина

Церковь строилась по московской программе «200 храмов», значительную роль в финансировании и организации строительства сыграло участие петербургского мецената и храмостроителя Игоря Найвальта, – рассказывает Илья Уткин. На средства Найвальта был возведен объем храма, а сбор средств на отделку интерьеров в монастыре объявили через пожертвования-«записки» на именные кирпичи: цветными надписями указаны имена для молитв о здравии, белыми – о упокоении. 
Ордер. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
© Студия Уткина
Почему церковь взорвали 200 лет назад
Наполеон приказал взорвать приходскую церковь у стен монастыря вовсе не при отступлении, как сообщали современные СМИ, а наоборот, сразу после того, как французские войска заняли монастырь – для того, чтобы расчистить поле вокруг укреплений и при необходимости эффективно обороняться. То есть хотя французская армия и была «безбожной», поскольку наследовала атеистической армии Французской революции – церковь взорвали не из идейных соображений, а для военной необходимости (из идейных соображений французский гарнизон через месяц, тогда уже отступая, заложил под монастырский собор порох с зажженнными фитилями, но монахини успели их потушить). 
Храм XVI века
Приходская церковь у восточной угловой башни была основана, согласно летописным сообщениям, в 1525 году, одновременно с Новодевичьим монастырем. Некоторое время она была деревянной, во второй половине XVI века построено каменное здание – стройная шатровая церковь. Ее архитектура схожа с храмом великомученика Никиты в селе Елизарове 1560-х годов постройки, и церковью Рождества Христова в селе Беседы, построенной в конце XVI века при царе Борисе Годунове. Поэтому историк русской крепостной архитектуры Владимир Косточкин датировал храм у Новодевичьего концом XVI века, а научный куратор работ по восстановлению, Андрей Баталов – 1560-ми, или шире – второй половиной XVI века. Заметка Баталова о церкви и ее восстановлении – здесь
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Предоставлено студией Уткина
  • zooming
    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предполагаемый внешний вид XVI в. со стороны алтаря и северного фасада. Графическая реконструкция архитектора В.А. Рябова (2012 г.)
    © Вячеслав Рябов
  • zooming
    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с северным Никольским приделом и колокольней, на фоне Новодевичьего монастыря. Предполагаемый внешний вид XVII–XVIII вв. со стороны алтарной части. Графическая реконструкция архитектора В.А. Рябова (2000-е гг.)
    © Вячеслав Рябов
 
Новые условия
Храм Ильи Уткина не похож на церковь, взорванную Наполеоном. Чтобы развеять все предположения о копировании и рассуждения о точности повторения, архитектор называет свой проект даже «памятником храму», церковью-музеем.

Высота церкви XVI века была – около 35 метров. В зоне охраны памятника ЮНЕСКО действуют строгие ограничения, поэтому высота нового здания была определена меньшей: 20 метров при близких параметрах плана. В сумме это дало совершенно иные пропорции и сделало невозможным полное воссоздание исторического храма – как и отсутствие чертежей. Кроме того новый храм расположен несколько восточнее утраченного, чьи фундаментные рвы, камень из которых был полностью «выбран» еще в XIX веке, находятся ближе к монастырской стене, на месте автомобильного проезда. Место для нового строительства удачно нашлось на круглом газоне в сквере между двумя Лужнецкими проездами. Деревья рубить не пришлось. Ориентация апсид также изменилась – церковь выстроена параллельно проезду и по оси сквера, и ее алтарь обращен на северо-восток. Это правильно в градостроительном отношении, кроме того, как справедливо подчеркивает автор пояснительной записки Андрей Баталов, храмовые алтари Средневековья далеко не всегда смотрели строго на восток, нередко в плотной городской застройке церкви ставили параллельно улицам. Кроме того заметим, что ориентация алтаря на северо-восток нередко была вызвана тем, что церкви закладывали в конце весны и начале лета, смотря на место восхода солнца, а в это время солнце встает именно на северо-востоке. 
  • zooming
    Историко-архитектурный опорный план, 2012 Составлен Ольгой Ким
    © Институт археологии РАН
  • zooming
    Генплан. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    © Студия Уткина
Музей
Одним из главных условий появления нового храма в зоне охраны ЮНЕСКО были археологические раскопки и устройство музея. Его экспозиция расположена в подвальном ярусе церкви, на глубине, соответствующей слою археологических находок. Белокаменные могильные плиты установлены на тех местах, где они были найдены, а в центре зала музеефицирован фундамент одного из четырех опорных столбов колокольни XVII века. Все почти готово, остается добавить несколько витрин для показа мелких находок (в основном церковной утвари), после их оформления экспозиция откроется для посетителей. 
cic =

Илья Уткин

Музей исторического храма в цокольном этаже – ключевая часть проекта. Он посвящен раскопкам, которые вели на этом месте археологи под руководством Леонида Андреевича Беляева.

Керамический пол музея представляет собой археологическую кальку, миллиметровку. Пол будет подсвечен. По замыслу могильные плиты, укрепленные на металлических основаниях, будут как бы парить в воздухе.

  • zooming
    1 / 3
    План музеефицированных фрагментов и пола музейной экспозиции. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 3
    Музей в подклетном ярусе. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фотография Ильи Уткина
  • zooming
    3 / 3
    План подклетного яруса. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина

Итак, о старой церкви будет напоминать музей, а также посвящение престола и типология шатрового храма. 
Шатры XVI века
Шатровые храмы появились в русской архитектуре в XVI веке, и споры об их происхождении все еще ведутся. Самая достоверная на сегодняшний день версия гласит, что первым каменным шатровым храмом и прообразом всех последующих церквей типологии стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения сына Василия III, будущего Ивана Грозного, итальянским архитектором Петроком Малым. Потом шатровые храмы некоторое время не строили – до того времени, когда молодой княжич вырос, назвал себя царем и затеял поход на Казань. Поход оказался очень успешным, и с его успехом было связано строительство новых шатровых храмов, самый известный из которых – собор Покрова на Красной площади, он же храм Василия Блаженного. Под его влиянием появляется целый ряд новых шатровых храмов второй половины XVI века, одним их которых и была церковь Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря. 
Результат обобщения
Заметим, что получившийся храм больше напоминает церкви, построенные не позже, а раньше собора Василия Блаженного, и необязательно шатровые, а просто связанные с работой итальянских архитекторов в Москве. Пластичные профилировки арок, фриза и консолей в интерьере, на фоне беленых кирпичных стен вызывают в памяти (отдаленно, конечно же) круглую церковь Георгия в Коломенском, а может быть, даже собор Успенского монастыря в Старице. 
  • zooming
    1 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря
    Фоторафия: Архи.ру

Другие элементы, напротив, непредставимы или сложно представимы в XVI веке: к примеру, грани восьмериков никогда не увенчивались в основании шатра одной закомарой – это, скорее, прием XXI века. В XVI веке не известны 5-гранные апсиды (многогранные и прямоугольные – да, а 5-гранные нет). Постановка стенообразной звонницы над входом, а особенно – полукруглые столбики у ее внутренних откосов, напоминают скорее церкви модерна или европейские 1930-е годы; если смотреть на западный фасад из сквера, композиция кажется какой-то даже европейской по ощущениям, с отзвуками тосканской романики.
  • zooming
    1 / 6
    Западный портал. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 6
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина

Заметим, что звонница над западным притвором заменила собой шатровую колокольню колокольню XVII века, стоявшую к северо-востоку от прежней церкви. 

Любопытно, хотя вряд ли кто-то обратит внимание, что угловые тромпы перехода от четверика к восьмерику – этакие треугольные чехлы, прикрывающие углы церкви по сторонам от закомар, не скрыты за декоративными полукружиями кокошников: это характерно для храмов первой половины и середины XVI века и определенно стало результатом научного руководства. С другой стороны, внутри конструкция тромпов современная, вместо арочек это плоские треугольники, что вполне допускает бетонная конструкция (монолитный железобетон с керамическими блоками и кирпичной облицовкой).

Словом, это современный храм, выросший из условий заказа, ограничений, пожеланий и надзора, но аккумулировавший элементы, которые с рядом оговорок указывают на XVI век. «Реперные точки» привязывают его к эпохе, сейчас не слишком популярной у современных российских храмостроителей, но обусловленной датировкой предшествующего храма.
Общий вид с башней Новодевичьевого монастыря. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
© Студия Уткина

С другой стороны, Илья Уткин – архитектор-классицист, и в его портфолио достаточно много храмов классической архитектуры, увы, в значительной части не реализованных. Он один из современных мастеров, способных спроектировать храм, подходящий к установкам Московской патриархии, но не аляповатый, а благородно-сдержанный. Что, с одной стороны, хорошо подошло для новой церкви в сквере, охраняемом ЮНЕСКО, – а с другой стороны, удачно совпало с кругом приемов архитектуры XVI века, связанной с работами итальянских мастеров и даже Петрока Малого. Можно взглянуть и с другой стороны: итальянские постройки XVI века в России оказались созвучны установкам архитектуры Уткина. 
 
Свет и сень
Сейчас храм открыт очень редко, осенью в него можно было попасть, кажется, только по субботам. А жаль, поскольку интерьер – самая интересная и атмосферная его часть. 

Во внутреннем пространстве храм по-ренессансному ясен, хотя нельзя сказать чтобы прост. Переходы к восьмерику и шатру оформлены рядами арочек, опирающихся на крупные пластичные консоли, которые, что удивительно, нисколько не утяжеляют интерьер, а подчеркивают эффект парения, формируют образ легкого шатра, растянутого на весомых, но точечных опорах, «левитирующих» на плоскости белых стен. Кружение арок завораживает и позволяет остро ощутить эффект центрического пространства, осенённого куполом-шатром. Центрические храмы были верхом искусства архитекторов итальянского Возрождения, русские шатровые церкви – их прямые наследники и воплощения, а интерьер Ильи Уткина не просто обозначает это, а дает почувствовать. Некоторая вынужденная приземистость пропорций храма снаружи, связанная с отношением пятна застройки к разрешенной высоте полностью искупается образностью внутреннего пространства, где ширина объема оказывается скорее плюсом, так как дает простор, купол оказывается широким, и света – много даже с пасмурный день.
  • zooming
    1 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография © Л.Копылова
  • zooming
    5 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру

Надо также вспомнить, что эффект парения шатра на точечных опорах наблюдается далеко не во всех шатровых русских церквах, но очень хорошо проявлен в церкви Вознесения в Коломенском, где восьмерик опирается на арки и развитые капители пилястр, отчетливо выделенные на белом фоне стен.

Все убранство интерьера и детали благоустройства спроектированы архитектором. Деревянный резной иконостас с царскими вратами и боковыми входами имеет условно ордерную структуру: местный и деисусный чины традиционно разделены узким праздничным рядом с квадратными клеймами. Деревянные двери, обрамленные каменными арочными порталами, люстру, козырьки, кованую ограду в сквере также рисовал Илья Уткин. Украшающие их узоры объединяет мотив креста. 
  • zooming
    1 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 10
    Наружная дверь чертеж и рисунок. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 10
    Иконостас и проект росписи. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 10
    Внутренние пространство. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 10
    Проект люстры. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    9 / 10
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 10
    Ограда и портал. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    Фотография: Л.Копылова

Золотистая люстра решена в старинной форме «хороса» – кольцеобразной лампы, известной еще с византийского времени и впоследствии постепенно вытесненной ветвистыми канделябрами; ее ступенчатая форма вторит треугольному пространству шатра, подчеркивает его «восхождение». 

Иконы и мозаика с образом Иоанна Крестителя были созданы выпускниками факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
  • zooming
    1 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря
    Фотография: Архи.ру

Илья Уткин о своем методе проектирования храмов высказался в интервью недвусмысленно: «Нельзя делать архитектуру, которая нужна только тебе. Надо создавать такой храм, который в понимании прихожан и служащих священников будет храмом <…> Он традиционен. Он связан, прежде всего, с литургическим действом. Он должен быть снаружи и внутри похож на храм, а не на завод или бетонный дворец. Внутри исторических стереотипов вполне допустимо искать пропорции и материалы».

Вот и получается, что формы вроде бы известные, но пережиты автором заново. Прошлое не отодвигается со сцены авторским самопредъявлением, а раскрывается навстречу тонким нюансам и перестает быть прошлым, становится настоящим. Но чтобы оно раскрылось, необходимо авторское усилие, копиист тут не справится. Перед нами архитектурно выраженное смирение, сосредоточенно-молитвенный настрой, трепетно-нежное, идиллически-бесхитростное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма, на фоне которого варварство и претенциозность современного храмового строительства кажутся преходящей суетой.
  • zooming
    1 / 5
    План. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 5
    План по хорам. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 5
    Разрез по оси запад-восток. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодеичьего монастыря
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 5
    Разрез со схемой росписи. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 5
    Ситуационный план. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
    © Студия Уткина
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
Россия, Москва, Лужнецкий проезд, вл. 1/1

Авторский коллектив:
​Научный руководитель: Андрей Леонидович Баталов
Архитектор: Илья Валентинович Уткин

2014 / 2016

Генпроектировщик: ООО «СКД»
Генподрядик: «Балтийская строительная компания» / И. А. Найвальд
Авторы иконописи – мастерская Ларисы Гатчевой при Свято Тихоновском институте
Авторы мозаики – О. Бик, Д. Тарасов, С. Мишин

18 Марта 2021

Студия Уткина: другие проекты
Прозрачный Монье
Работая над проектом комьюнити-центра для клубного дома «Чистые Пруды», архитекторы бюро APREL предложили сохранить, очистить и реставрировать стены конца XIX – начала XX века, подойдя в то же время к реконструкции творчески: степень открытости-закрытости помещений градуировано варьируется вправо и влево от детской площадки.
Сохраняя историю Чистых прудов
Как сделать клубный дом комфортным, отвечающим требованиям дорогого современного жилья в центре города, сохранив максимум от подлинного здания 1915 года? Илья Уткин вместе с компанией Sminex решили этот ребус для Потаповского переулка, 5 – изучаем, как именно.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Центр Перми
Здание пермской городской администрации в проекте Ильи Уткина переросло в комплекс городского центра, объединив три темы: административное здание, офисные башни и новую транспортную развязку – в единый ансамбль, решенный в духе очень строгого варианта ар-деко.
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
Вилла Калипсо
«Вилла Калипсо», спроектированная Ильей Уткиным для «коллекции Пирогова» - редкий в наши дни архитектурный проект с литературным подтекстом. Вероятно, на сегодняшний день он может быть понят как квинтэссенция авторских опытов по созданию собственного архитектурного диалекта, предназначенного больших загородных вилл-дворцов
Мир дворцам
Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия
Похожие статьи
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Технологии и материалы
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Сейчас на главной
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.