Арх Москва 2023: впечатления

Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Соборная мечеть в Казани
Россия, Казань

2022
Архитекторы года
Гвоздь программы Арх Москвы 2023 – экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Вместо выставки-портфолио или выставки-объекта ЦЛП превратили свой стенд в презентацию одного проекта, совсем нового; никто практически о нем не знал до выставки.
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Речь о проекте соборной мечети в Казани. Ее планируется построить на берегу Волги к 1100-летию принятия ислама в землях Волжской Булгарии (922). Насколько можно судить, мечеть ЦЛП состоит из белой полусферы молельного зала, помещенной внутрь кубовидного параллелепипеда с ассиметрично-шахматной сеткой проемов в стенах. В обходе планируется музей ислама. Купол, светящийся через стену, дает силуэт, похожий на лоджию Тадж-Махала или медресе Улугбека.

Макет установлен на цилиндрическом постаменте, верх засыпан песком и залит водой. Постамент помещен в черный кубический объем павильона посередине центральной оси Гостинки. Внутри темно, атмосферная музыка настраивает на молитву и поклонение.

Саму мечеть ЦЛП сравнивают с Каабой. Кааба – черный куб. Другая святыня, храм Скалы, восьмигранник с золотым куполом. Кажется, что авторы разложили святыни на стереометрические составляющие и поместили купол храма внутрь Каабы.
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Сергей Кузнецов охарактеризовал проект как работу мирового уровня. По словам самих авторов, он «в каком-то смысле является кульминацией творческого пути бюро». Проект, действительно, очень смел в своем лаконизме и брутально выразителен.

Но не будем забывать, что архитектурный конкурс на здание соборной мечети в честь 1100-летия ислама был проведен в Казани в июле 2022 года. Тогда победителями назвали два проекта: Алексей Гинзбург предложил зальную мечеть из белых колонн-«деревьев», а Айвар Саттаров – купольную мечеть с четырьмя минаретами. С тех пор идеи неоднократно дорабатывались. Наблюдаем ли мы теперь продолжение той конкурсной истории? И как, хотелось бы знать, будут дорабатывать проект(ы) теперь? [Дисклеймер: вопросы эти риторические]
  • zooming
    1 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Москомархитектура
Стенд Москомархитектуры давно и прочно занял позицию одного из самых импозантных, чтобы не сказать заглавных, экспозиционных проектов Арх Москвы, – но в этом году он совершенно особенный. Интерактив и иммерсивность тоже практиковались и раньше, но в этом году стенд МКА это картонный город, по-настоящему яркий и большой. Такого эффекта как-то не ждешь от картонных конструкций.
Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Внутри амфитеатр, небольшая «площадь» с игровым столом-лабиринтом, и целая серия игровых сюжетов и «секретиков» для детей. Все это придумано и сделано для демонстрации социальной инфраструктуры Москвы: школ, детских садов, поликлиник, спортивных центров и так далее. Проекты показывают на экранах, а посетителей и их детей приглашают играть, читать тайнопись фонариком за закрытыми ставнями.

Стенд построен архитектором Бэлой Бадмажаповой и украшен, прямо скажем сверху донизу, рисунками иллюстратора Алисы Юфы. Она же – автор иллюстраций к книге «Я – Москва», инициированной и поддержанной Сергеем и Ириной Кузнецовыми, и выпущенной только что издательством МИФ. Задача книги – доходчиво рассказать детям младшего школьного возраста (Ирина добавляет: и их родителям) о том, как функционирует городская инфраструктура, чего требует и как устроена. Зачем, например, надо перекапывать улицы. Книга и стенд представляют, таким образом, цельный проект, хотя это во многом результат стечения обстоятельств. 
  • zooming
    1 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
«Москва на стройке»
Проект «Москва на стройке» расположился сразу за стендом Москомархитектуры. И если там был лабиринт улиц картонного детского города, то тут, можно сказать – гипостиль для серьезных людей.

Поскольку тут показывают процесс стройки значимых – и очень крупных – московских зданий. На круглых колоннах, которые напоминают рекламные тумбы, а сделаны из опалубки колонн железобетонных конструкций. Опалубка обернута чем-то пластиковым, на каждой колонне один объект, например ЖК RED7 или ЖК MOD. Всего восемнадцать. Все большие, в основном узнаваемые, все подписаны, хотя жаль что рядом не поместили, пусть бы небольшой, рендер объекта для ясности.

Все стройки сняты фотографом Ольгой Алексеенко, все масштабные, и на посетителя действует одновременно масштаб объектов и колонн. Проект интонационно и по смыслу продолжает поза- и прошлогоднюю «Москву. Значимо!» того же куратора, Ильи Мукосея. Только теперь мы не подводим итоги, а нам показывают, как то значимое растет прямо у нас на глазах. Есть что-то завораживающее в большой бетонной стройке. А зеркало, предсказуемо установленное в торце, создает бесконечную перспективу, отвечая девизу всей выставки и заодно намекая, что процесс идет, да еще как.
  • zooming
    1 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
NEXT
Участники спецпроекта NEXT! в этом году размышляли о национальной идентичности – ее искали многие и долго, кажется, все еще не нашли, так что подключить к поискам молодежь не лишне.

Современное поколение считает, что будущее за соединением локального с суперсовременным – то есть с искусственным интеллектом и нейросетями. Так у ARCHINFORM появился «нейроколодец» – классический сруб, внутри которого «плещется» зацикленный программой «бульон» из соборов, небоскребов и знаковых зданий. Ему близок по духу аналоговый объект архитектурного бюро 1541 – калейдоскоп с фигурками, которые как в генетической лотерее каждый раз образуют все новые сочетания – то Ленин попадает в коллаборацию со стеклянной башней, то буддийская ступа стыкуется с Мельниковым. 22STUDIO помещает светоч искусственного интеллекта на вершину бетонной башни с окнами в прошлое.

Кто-то из участников обращается к советскому прошлому – как бюро Правда, большие любители мозаики, другие ищут корни в природе – как LAMPA COMMYNITY, показавшее взаимосвязь всего со всем через крутящиеся цилиндры-шестеренки. 

АКVK&PARTNERS много теоретизировали, поэтому их объект – яйцо на трех столпах – без сопроводительной записки, в которой упоминается русский космизм, не поймешь. HEADS GROUP посчитали, что главный носитель идентичности – сам архитектор, а его деятельность подобна партии в шахматы, где математический расклад идет рука об руку со случайностью и игрой.

CORE предложили панораму, на которой собрали много узнаваемых образов – от Шуховской башни до рыбьего жира, а DDD ARCHITECTS раскрыли формулу истинно русского deluхe – первый от Кремля, высокий, из золота. 
  • zooming
    1 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
KRNV
Проект победителей программы NEXT!прошлого года, бюро KRNV Надежды и Ильи Кореневых, напоминает объект, с которым они победили год назад. Тогда был куб с зеркальными створками и названием «экзистенция», теперь куб со стенами из зеленого матового стекла и названием «интерполяция», которому и сейчас тоже приведены различные расшифровки, начиная от компьютерной интерполяции путем добавления куда надо похожих пикселов и заканчивая средневековой интерполяцией через вставку новых фраз в переписываемый текст. Тонко, и заметно продолжение темы, но не очень читаемо: не читается ни текст, ни замысел, кажется, что удаётся ухватиться за какую-то нить, но не очень ясно, правда ли это так.

Визуальное высказывание – чище: белые шары разложены внутри, они же вырываются вверх, и объект становится одним из пространственных маркеров выставки, поскольку он выше почти всех других стендов, а среди них немало крупных. Хочется его сравнить с душой и полетом фантазии архитектора: поместили их в куб, как сказано в авторском описании, в рамки квартального проектирования, а душа и мысль все рвутся куда-то взлететь. Понятное и похвальное стремление, всем удачи.
  • zooming
    1 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Тезисы
В этом году за спецпроект отвечало бюро GAFA. В отличие от «Антитез», которые были представлены на Арх Москве в предыдущие два года, «Тезисы» не предполагают противопоставления парных понятий, но дополняют друг друга. Восемь инсталляций разместились в отдельном black box-павильоне, составляющем пару «каабе» архитекторов года. Участники – зрелые и состоявшиеся бюро, ровесники самих GAFA – раскрывали тему «Перспективы», предлагая тезис и его материальное воплощение. Снаружи по стенам павильона кураторы развесили работы участников проекта Архиграфика, что добавило экспозиции глубины и перекличек. 

О Тезисах мы еще расскажем во всех подробностях в отдельном материале.
  • zooming
    1 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Тотан Кузембаев
Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, которому в августе 2023 года исполняется 70 лет, разместилась в дальнем торце Гостиного двора, перед Большим амфитеатром.

И о ней у нас получился гибридный рассказ. Во-первых, надо сказать, что это выставка графики – Тотан Кузембаев известный «бумажный архитектор», то есть график, в чьих работах значительное место занимают архитектурные фантазии – а размещена она на стендах из CLT-панелей в виде латинских цифр Х, расставленных по дуге амфитеатра, как в солнечных часах. Причем с восточной стороны, где встает солнце, рисунки светлые, а в западной части «циферблата» они темнеют до черноты.

Предлагаем несколько картинок с выставки и текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на трансформацию от белого к черному.
  • zooming
    1 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Материя архитектуры
Объять Арх Москву было непросто, но кураторы помогали посетителям разными способами навигации: например, меж традиционных разделов пустили «реку» и «ступени», а еще точечно разбросали островки спецпроекта «Материя архитектуры», который курировала Анна Мартовицкая (см. Архиблог Анны Мартовицкой)

Спецпроект легко находился по круговым скамейкам, оформленным в тех материалах, которым посвящены стенды: деревом, кирпичом, бетоном и камнем. С них удобно рассматривать фотографии построенных в недавнее время объектов, демонстрирующих как красоту каждого материала, так и его потенциал. Больше всего в этом смысле удивляет, пожалуй, бетон.

Скамейки, стоит заметить, – отличный стратегический ход: они пользовались у посетителей большой популярностью и так или иначе заставляли сосредоточиться на материалах спецпроекта.

А еще грибовидные фонари-навесы над ними светились.
  • zooming
    1 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Послезавтра

Первый университет в России был открыт почти 300 лет назад. Кураторы спецпроекта «Послезавтра» Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин предложили студентам сделать скачок на такой же период в будущее, и представить образовательное пространство в 2323 году.

Не все посчитали задачу реалистичной – сейчас перспектива и пяти лет кажется туманной. Однако два варианта развития событий все же наметилось – кому-то явно хочется поскорее уйти в метаверс, другим – почувствовать материальность окружающего мира. Поэтому многочисленные QR-коды и VR-очки соседствуют с ощутимо фактурными мокапами в масштабе 1:1 для санктуария и убежища (узнали почерк школы МАРШ?), а также с 3D-альбомами из акварельной бумаги и цветного картона. Студенты КАЗГАСУ собрали воображаемую библиотеку – в ней стоят книги, которую напишут будущие архитекторы. А воспитанники МАРХИ нашли ответ в мультидисциплинарности – займет ли сцену цвет, параметризм, философские конструкты или все сразу – мы не знаем, но можем пофантазировать.
  • zooming
    1 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Открытый город

Среди экспозиций Арх Москвы в этом году – три проекта фестиваля «Открытый город», победителей 2022 года:
  • Археология от бюро KATARSIS, где всем желающим предлагают откапывать глиняные фигурки зданий разной степени воображаемой древности из песка, подобно археологам.
  • Мир природных форм от бюро Чехарда, в данном случае представленный картонным кубом, внутри которого – растительность в кадках, она не совсем точно отражает суть проекта, зато QR-коды на фасадах отправляют прямо на его сайт, где показаны работы участников воркшопа, и это красивые бионические формы.
  • Проект ДНК аг – лиричный анимационный фильм «Через» о строительстве моста над пропастью, дополнен новым сюжетом – макетами мостов, которые созданы учениками Детской творческой студии СМА под руководством Алисы Пастернак. Они отлично оттеняют фильм и симпатичны сами по себе.
Задача экспозиции – анонсировать фестиваль Открытый город 2023. Его кураторы – Вера Бутко и Антон Надточий, АБ ATRIUM и Москомархитектура обещают, что фестиваль в этом году приобретет новый размах и масштаб. Тема – «реформирование социального».
  • zooming
    1 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Соборная мечеть в Казани
Россия, Казань

2022

29 Мая 2023

Похожие статьи
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк имени Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.