Арх Москва: награды 2023

Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.

mainImg
К Арх Москве готовятся долго, а проходит она быстро в интенсивном общении, беготне по выставке и посещении круглых столов, которые совершенно невозможно охватить все. Неплохой повод вспомнить выставку – показать ее награды. Арх Москва издавна награждает своих участников, причем Fконкурсов несколько, в этом она не без успеха конкурирует с более институционализированными фестивалями, в том числе Зодчеством и Золотым сечением Союза архитекторов, и прочими – каждый год разные жюри выдают несколько списков наград, выбрать есть из чего, и украсить стены и полки в мастерских и офисах компаний тоже есть чем. Да и усилия по производству стендов, многие из которых – определенно произведения, а живут недолго, оказываются отмечены. 
Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру
Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

В этом году к дипломам за стенды коммерческих компаний, за Арх Каталог, за некоммерческие экспозиции присоединилась еще одна, отдельная премия – за книги (о ней см. ниже). 

Кроме того, Архитектора года Арх Москва называет через раз, а архитектора года NEXT! – ежегодно. Соответственно, экспозиции Архитектора года на выставке 2024 года не будет, а объект молодого архитектора – будет (в 2022 году они соседствовали, но это из-за пандемии). 
Лучшее молодое бюро 2023
Lampa Community
Проект Lampa Community
© Фотография Архи.ру

Куратор программы NEXT! Юлия Шишалова в этом году попросила участников подумать над вопросами идентичности. Получилось: два калейдоскопа, одна мозаика с каменным креслом, один золотой небоскреб у Кремля, один деревянный колодец, одно белое яйцо на цветных асимметричных опорах (иглы в яйце нет, сказали нам авторы). Выиграл проект, с нашей точки зрения, самый нейтральный – причем любопытно, что Юлия Шишалова, организовывавшая работу жюри, рассказала на церемонии, что поначалу выбрали с одинаковым числом голосов три проекта, а определиться судьям удалось только после того, как к работе подключился еще один член жюри. 

Объект Lampa Community представляет собой систему шестеренок (их было непросто выпиливать, поскольку тут, действительно, одни приводят в движение другие) – это, по словам авторов, означает единство и взаимосвязь всего со всем. В данном случае в колбы, вращаемые шестеренками, были помещены разные природные штуки: шишки, хлопок, мох. Хотели что-то живое поместить, но пожалели живые растения. Симптоматично, что – хотя авторы очень старались – зацепить удалось не все части механизма, и две группы вращаются по отдельности. Так и в жизни... 
Лучший кураторский проект
«Тезисы»
Куратор: Григориос Гавалидис
  • zooming
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру

О проекте «Тезисы» мы уже рассказывали перед выставкой и планируем еще рассказать постфактум. Он действительно примечательный. Авторы позвали несколько (относительно) молодых бюро, причем таких, которые, как вот например Иван Греков и KAMEN, в Арх Москве как правило не участвуют – то есть обновили состав. Более того, они привлекли к проекту Владислава Кирпичева, который не участвовал в Арх Москве лет 20, и его школу EDAS, вполне знаменитую. Получилось разнообразно и атмосферно, никаких сомнений в том, что этот кураторский проект – лучший, у нас не возникло. 

 
 
Лучшая экспозиция. Раздел «Архитектура»

Первое место
Цимайло Ляшенко и Партнеры
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Павильон архитекторов года АБ ЦЛП был отмечен как лучшая экспозиция вполне справедливо, среди стендов архитектурных бюро он действительно стал самым впечатляющим. Еще бы, черный куб метров пять на пять примерно, стоял посреди Гостиного двора, – некоторые посетители, впрочем, его как-то не замечали, проходили мимо, но кто заходил, тот впечатлялся. 

Есть один вопрос: кажется, раньше в конкурсе экспозиций, проще говоря стендов, от архитектурных бюро, «Архитектор года» не участвовал – поскольку он вроде бы, во-первых, уже награжден год назад званием, а экспозиция – часть награды, да и масштаб его, уже давно и по традиции, ощутимо превосходит все остальные. Ну то есть это не совсем стенд бюро, это некое ключевое высказывание, намеренно заметное. И если его рассматривать наравне со всеми, оно по определению выигрывает. Не та весовая категория. 
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

ЦЛП, впрочем, порвали шаблон не только в этом, это было бы еще ничего, если они просто выиграли конкурс архитектурных стендов, будучи не вполне себе стендом бюро. 

Они еще впервые в истории Арх Москвы использовали стенд для показа одного проекта, и не просто показа, а продвижения. Задействовали, скажем так, все ресурсы собственного статуса «Архитектора года», а также ресурс обаяния главных архитекторов Москвы и Казани, чтобы показать свой новый, ранее никому не известный и внеконкурсный, проект Большой Соборной мечети. 
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Проект эффектный, многим понравился. 

Мечеть ЦЛП вдохновлена Каабой, мусульманской святыней в виде черного куба, причем молельный зал в данном случае помещен внутрь «Каабы» – тут еще надо подумать, как оно с точки зрения иконографии мусульманского строительства. Можно интерпретировать Каабу в здании мечети?
  • zooming
    1 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

И мы обратились к специалисту. И вот что нам сказал доктор искусствоведения, заведующий сектором искусства стран Азии и Африки ГИИ, автор книг об анатолийских и османских мечетях Евгений Кононенко
zooming
«На архитектурной выставке проект впечатляет лаконизмом, однако если говорить о концепциях архитектуры мечети, – он не содержит ничего нового. Молитвенные здания в виде куба, и белого, и черного, уже были – и в Дакке, и в Чечне, для Казахстана аналогичный проект разрабатывался. «Мечеть над водой» – тоже было, это Мишель Пинсо для Касабланки. Условия Казанского конкурса недвусмысленно оговаривали создание объекта, который стал бы образцом татарского  стиля, данный же макет сложно считать выражением какой-ибо национальной традиции. Очень жаль, что архитектура мечети по-прежнему не выходит за пределы сочетания куба и полусферы».
 
Второе место
Архитектурное бюро APEX
Стенд АБ APEX
© Фотография Архи.ру

Стенд APEX был совершенно не архитектурным в смысле показанных материалов, зато он был заметным объектом, что ценно на любой выставке. Кстат – еще один куб, но не такого размаха, белый, обтянутый трикотажной тканью с прорезями и подсвеченный модным сине-розовым. Внутри был лабиринт, который, как говорится, радовал и детей, и взрослых, и еще, как кажется, там время от времени наливали. Ну, или только на открытии.
Стенд АБ APEX
© Фотография Архи.ру
Стенд АБ APEX
© Фотография Архи.ру
Третье место
Генпро
Стенд Генпро
© Фотография Архи.ру

Компания GENPRO, в духе современных тенденций, показывала собственный шоурум в метавселенной, позволяя всем желающим надеть виртуальный шлем и управлять им. Любопытно, что архитектура виртуального здания успела заметно трансформироваться с момента, когда мы рассказывали о мета-шоуруме Генпро в феврале и которую можно увидеть по ссылке здесь. Как лабильна виртуальная реальность, это же просто заглядение какое-то, неудивительно, что все ею так увлечены. Суть задачи, впрочем, остается той же: архитекторы строят в метавселенной свое здание, и выставляют там свои планшеты и макеты. 
Стенд Генпро
© Фотография Архи.ру
Третье место
Бюро АФА

Стенд АФА – одновременно информативный и интерактивный, здесь и проекты на поворотных плашках, и цилиндр с окошками. Не то чтобы яркое высказывание-объект, но зато работы бюро были представлены довольно исчерпывающе. 
Дипломы за самую концептуальную экспозицию

Абхазия – страна души
MEDLEVArchitects
Абхазия – страна души / MEDLEVArchitects
© Фотография Архи.ру

Стед «Краски Абхазии» представлял на выставке дипломное студенческое исследование колледжа МКИК. По словам куратора проекта Анны Медлевой, его авторы «проектировали целую Страну, Абхазию, и занимались мы не просто проектированием, а исследовательской работой, маркетингом смыслов, маркетингом территории и брендированием территории».

На выставке исследование было представлено объектом из бирюзовых арок и ярко-розовых колонн, одна из которых упала и разбилась, впрочем, ее быстро починили. Но ведь упал и минарет в макете большой соборной мечети! Выставочным объектам не так легко живется, как можно было бы подумать. 

QR-куб
Группа компаний Спектрум

QR-куб. Группа компаний Спектрум
© Фотография Архи.ру

QR-куб компании Спектрум – юбилейная, 25 лет. Он стоял слева от входа, код на «фасадах» составлял модный параметрический паттерн, внутри – пересечения белых нитей, тоже распространенный прием, к примеру, на стенде ABD тоже переплетались нити, но черные. По словам авторов, объект «прошит смыслами, актуальными для компании, и вплетен в повестку Арх Москвы». 

 
 
Лучшая экспозиция. «Градостроительная политика»

Победитель
«Я – Москва!»
Комитет по архитектуре и градостроительству
Куратор: Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Дизайн стенда: Бэла Бадмажапова
Художественные иллюстрации: Алиса Юфа

«Я – Москва!» / стенд Москомархитектуры
© Фотография Архи.ру

О стенде Москомархитектуры мы уже рассказывали здесь, в начальной части выставки он определенно выделялся, и не только пестротой и «детскими» рисунками. Его задачей было показать проекты социальных  объектов города, а он превратился в картонный город с играми и сюрпризами для детей. Параллельно была презентована детская книга с тем же названием. 
Книга «Я – Москва!»
© Фотография Архи.ру
Диплом за самое функциональное пространство
Институт Генплана Москвы
стенд Института Генплана Москвы
© Фотография Архи.ру

 МКА и два больших института оформляют вход на выставку уже по традиции. На сей раз Институт Генплана сосредоточился на играх, настольных и компьютерных, так что тут было всегда людно.   
Диплом за художественную образность и раскрытие темы «Перспективы»
Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры
Стенд ГлавАПУ
© Фотография Архи.ру

Представлял собой лестницу с зеркальными стенками по бокам, почти идеальный вариант для оформления входа, хотя сложно сказать, как в смысле выставочного стенда. 

Добавить можно только то, что трех главных по Москве награждают всегда – ну, а они стараются соответствовать. Тут какой-то обратный принцип. Надо постараться, ибо все равно наградят...

 
 
Лучшее раскрытие темы выставки

Победитель
Москва на стройке
Кураторы: Василий Бычков и Илья Мукосей
Фотограф: Ольга Алексеенко

Москва на стройке. Кураторы: Василий Бычков и Илья Мукосей. Фотограф: Ольга Алексеенко
© Фотография Архи.ру

Тоже красивый проект. Впервые на Арх Москве были показаны большие стройки в виде бетонных каркасов; они стали продолжением проекта «Москва. Значимо», демонстрируя нам процесс появления того самого значимого, еще не завершенный. 
Лучшее архитектурное высказывание проекта «Тезисы»
Школа-студия Edas Владислава Кирпичева

Часть проекта «Тезисы», тоже награжденного (см. выше). 
Лучшее архитектурное высказывание проекта «Мастера»
Влад Савинкин
Влад Савинкин. Раздел «Мастера»
© Фотография Архи.ру

Проволочный самолетик среди стендов, представлявших реальные проекты бюро. На мой взгляд – высказывание симпатичное, но не архитектурное, скорее анти-. В этом смысле к нему примыкал, пожалуй, стенд Мегабудки с грифельной доской для рисования мелом. 
Megabudka. Раздел «Мастера»
© Фотография Архи.ру



 

Лучшая экспозиция. Раздел «Девелопмент»

Первое место
Концерн КРОСТ
Стенд концерна КРОСТ
© Фотография Архи.ру

Девелоперов было всего четыре, плюс один дискуссионный зал, так что наградили всех, а КРОСТ, показавший производственные возможности концерна с точки зрения архитектурной декорации, был заметен. Несколько смущало заявление о «Галерее современного промышленного искусства» – разве можно, говоря об искусстве вообще, показывать только свои предложения? Ну, девелоперам, видимо, можно. 
Стенд концерна КРОСТ
© Фотография Архи.ру
Второе место
Галс-Девелопмент
Второе место
Sminex-Интеко
Третье место
Экспозиция Papushevo Park
 

 
  
Лучшая экспозиция. «Свет в архитектуре»

Первое место
Компания Maytoni
Стенд компании Maytoni
© Фотография Архи.ру

Разноцветный, радужный, переливчатый стенд располагал к съемке себя телефоном. 
Стенд компании Maytoni
© Фотография Архи.ру
Второе место
Компания Центрсвет
Ну, компания выступила как всегда масштабно, но относительно стенда, в общем, как всегда. Но представителей раздела Свет было всего два, так что этому и досталось второе место. 
 

 
 
Лучшая экспозиция. «Материалы и решения»

Первое место
Компания Venezia Stone

А вот лакированная лодка с венецианской мозаикой показалась мне настолько неинтересной, что даже фотографии не нашлось.  
Второе место
Компания Laminam

Довольно симпатичный графичный стенд, представлявший материал, подобный керамограниту, показывал в самом простом варианте рисунки, которые материал позволяет реализовать на фасадах. Авторы стенда –  бюро Lipman architects + Maria Oganian.
Второе место
Компания Стройхауз

Тоже заметный, поскольку фанерный, с теплой подсветкой и местами «для посидеть». На стенде молодой архитектор Владислав (?) Каминский удивил меня заявлением, что я и не могу о нем знать, поскольку это его первая (вероятно, первая публично показанная) работа. Что ж, в таком случае поздравления. 
Владислав Каминский для компании Стройхауз
© Фотография Архи.ру
Владислав Каминский для компании Стройхауз
© Фотография Архи.ру
Третье место
Компания Архитайл
Третье место
Завод АЛГА

  

Лучшая концептуальная подача материалов

Первое место
Проект «Материя архитектуры»
Куратор: Анна Мартовицкая
Архитектурное решение: Анатолий Борисов

  • zooming
    Проект «Материя архитектуры». Куратор: Анна Мартовицкая. Архитектурное решение: Анатолий Борисов
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    Проект «Материя архитектуры». Куратор: Анна Мартовицкая. Архитектурное решение: Анатолий Борисов
    © Фотография Архи.ру

Анна Мартовицкая уже достаточно давно известна как знаток материальной части искусства архитектуры, прежде всего потому, что она выпустила книгу, посвященную современному архитектурному стеклу. В данном случае проект представлял четыре вида материи: кирпич, бетон, дерево и камень. К каждому были подобраны примеры современного применения на фасадах. Но наибольшее внимание привлекли скамейки-фонари, каждая из «своего» материала. Многих они выручали на суетной выставке; и меня тоже. 
Второе место
Компания Made, экспозиция «Вулкан»
Архитектурное решение: Борис Воскобойников

Усеченная пирамида с золотыми прожилками, один из крупных абстрактных объектов выставки. Этакий граненый прирученный «вулкан»: из «жерла» примерно один раз в полчаса, управляемый пультом, вылетал цветной дым. Чаще пожарные не разрешили. 
VOX для компании Архитайл
© Фотография Архи.ру
Третье место
Экспозиция АЛЮТЕХ
Архитектурное решение: Skuratov Architects
Объект SSA на стенде компании Алютех
© Фотография Архи.ру

Ну, прямо скажу, не знаю, почему третье место, объект был очень заметен и в проходе по выставке, и вообще – привлекал внимание своими цветными вставками, провоцировал разглядывание. Алюминиевые профили, сложенные в достаточно большой объем, с одной стороны образовывали гладкую, почти зеркальную, стену, а с двух сторон, будучи срезаны в одном случае под углом 90°, а в другом под острым углом, обнажали ячеистую алюминиевую «начинку». 

И да, на второй день на стенд прилетела бабочка papilio polytes и поселилась там. 
Объект SSA на стенде компании Алютех
© Фотография Архи.ру
Объект SSA на стенде компании Алютех
© Фотография Архи.ру
Специальный приз Музея архитектуры
за лучший арт-объект
Влад Савинкин
© Фотография Архи.ру

Тот же «проволочный самолетик», который наградили и в разделе Мастера. Не иначе, кто-то надеется, что он все же полетит. С другой стороны, есть, и правда, что-то обаятельное в бумажном самолете, символе свободного, пусть и недолгого, полета, который на глазах зрителя превращается в какую-то решетку. 

  
 
Специальные номинации

Лучший проект-исследование
Панорама
Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
© Фотография Архи.ру

В таких случаях принято говорить: авторы поставили перед собой амбициозную задачу. В данном случае – отследить и проиллюстрировать актуальные и перспективные тренды в архитектуре. Пришлось повозиться, хотя надо признать, что основную работу взяла на себя Юлия Шишалова. Вначале собрали много сюжетов, потом сократили до символического числа 23. Проиллюстрировали. Потом дизайнеры спрятали ленту картинок за этакими кружочками: кто-то ругался, а мне кажется, что правильно – такие вещи не должны быть очевидны, а должны быть полуспрятаны, поскольку будущее не написано. Думаешь, вот оно, наступает и будет таким и таким, – а не тут-то было. Так что таинственность нашей коллективной экспозиции мне даже понравилась.  
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
© Фотография Архи.ру
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
© Фотография Архи.ру


Путешественник по всем векам
Куратор: Ксения Смирнова, МУАР
© Фотография Архи.ру

Еще один с некоторых пор постоянный участник Арх Москвы – Музей архитектуры, он же МУАР, он же ГНИМА имени А.В. Щусева. У Алексея Викторовича в этом году юбилей, 150 лет, и в Анфиладе музея осенью должна открыться большая монографическая выставка. Сейчас – экспозиция-анонс. 

Любопытно заметить, что известная всеядность мастера, ощущаемая и в названии «Путешественник по всем векам», странным образом перекликается с разнообразием названий музея, закрепившихся в общественном сознании.
Диплом «За смелый взгляд в будущее»
Влад Савинкин, Владимир Кузьмин, кураторы спецпроекта «Послезавтра»
Спецпроект «Послезавтра»
© Фотография Архи.ру

Бессменные в последние годы кураторы проекта, представляющего образовательные институции, Савинкин&Кузьмин в этом году, в унисон поиску «Перспектив», предложили участникам заглянуть на 300 лет вперед – что некоторые из них и сделали. 
Диплом «За самую душевную экспозицию»
Экспозиция графики Тотана Кузембаева
Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Да, правда, душевная. Подробнее здесь
Диплом «За самую умную экспозицию»
Павильон «Умное»
Куратор: Александра Бычкова
© Фотография Архи.ру
Диплом «За самую интерактивную экспозицию»
«Архитектура + Археология»
Архитектура + археология. KATARSIS. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру
Самое стильное коммуникационное пространство
Торговый дом КСМ
Диплом «За инновационные технологические решения»
Компания Riverclack
Диплом «За инновации в материалах российского производства»
Компания Пенностекло
Стенд компании Пенностекло
© Фотография Архи.ру
Диплом «За надежность и высокий класс»
Организаторы и участники проекта «Дома А-класса»
***

Отдельно организаторы отметили компанию Delos со стендом-морским контейнером за героизм, стойкость, преданность своей концептуальной идее, проявленные во время доставки контейнера в Гостиный двор. 
 

  
Книжная премия

Лучший архитектурный журнал
Проект Россия/Проект Россия №100, Пространственное развитие / журнал / исследование, каталог/Москва, 2022
Лучшее переводное издание                              
Ад Маргинем Пресс/ Круг тотальной архитектуры. В. Гропиус / исследование / перевод /Москва, 2022            
Лучшее учебное издание  
Проект Россия / Архитектура развития
Открытие года
Локус / журнал С-Петербург, 2022
Лучшее издание по современной архитектуре
TATLIN /Жилые дома и комплексы / сборник лучших проектов/Екатеринбург, 2021
Лучшее издание по истории архитектуры  
Пропилеи/А. Чапель/Архитектор Борис Гиршкович/С-Петербург, 2022
             
Лучшее исследовательское издание по архитектуре                                                   
TATLIN /Идентичность в типовом / исследование/Екатеринбург, 2021
Лучшее детское издание об архитектуре
АРТ-Волхонка/ Что придумал Мельников / детская книга / Москва, 2022


В состав жюри в этом году вошли:
  • Василий Бычков, руководитель проекта Арх Москва
  • Мария Ульянова, пресс-секретарь главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова
  • Мария Малицкая, главный редактор интернет журнала Architime.ru
  • Анна Мартовицкая, PR-директор архитектурного бюро СПИЧ, автор ютуб-канала Архиблог
  • Юлия Тарабарина, главный редактор портала archi.ru
  • Екатерина Шалина, шеф-редактор спецпроектов Группы сайтов 360.ru
  • Оксана Самборская, редактор «Строительной газеты»
  • Алексей Щукин, корреспондент журнала «Эксперт»
  • Валерия Мозганова, ведущая авторской программы на радиостанции Business FM     

04 Июня 2023

Похожие статьи
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Технологии и материалы
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
Сейчас на главной
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.