В данный момент актуальны два проекта Большой соборной мечети в Казани, в феврале перенесенной на участок в Адмиралтейской слободе. Один, от АБ «ЦЛП», недавно был показан на Арх Москве, – а мы сейчас публикуем другой проект, предложенный в тот же период для того же участка. Его автор – Алексей Гинзбург, победитель конкурса 2022 года, но проект – совершенно другой. Теперь это скульптурной купол-цветок: белый тюльпан.
Проектирование масштабных культовых зданий к знаковым юбилеям, как правило, не бывает простой историей с линейным сюжетом. Вот и история Большой соборной мечети в Казани, приуроченной к 1100-летию приятия ислама Волжской Булгарией (922), обрастает подробностями. Меняются участки и проекты. Весной юбилейного 2022 года был объявлен конкурс на проект мечети на 10 000 человек, тогда же, в мае, снесли парк аттракционов «Кырлай» на правом берегу реки Казанки напротив казанского Кремля и заложили там первый камень будущего строительства. В июле 2022 объявили результаты архитектурного конкурса, тогда первое место разделили: проект Алексея Гинзбурга, гипостильный зал из белых лотосовидных колонн, выходящих в общественное пространство площади, – и проект Айвара Саттарова, сетчатый купольный зал с четырьмя минаретами.
Затем, практически без огласки, в городе рассмотрели несколько других мест для строительства юбилейной мечети, в частности, по данным сайта 116.ru, рассматривались три участка: в восточной части Казани в Троицком лесу; к югу от Кремля у Речного вокзала на левом берегу Волги и рядом с парком Молодоженов.
Третье место – в Адмиралтейской слободе, на мысу, где пока складируют песок, у впадения старого русла Казанки в Волгу, – и похоже, в мае 2023 года оно окончательно стало основным.
Для него озвучено два проекта, над которыми их авторы работали, насколько мне известно, примерно с февраля 2023. Один проект – победителя конкурса 2022 года Алексея Гинзбурга, который в течение осени и зимы работал над адаптацией своего конкурсного предложения для других участков, а весной, для Адмиралтейской слободы, сделал совершенно новую концепцию. Другой проект – Александра Цимайло и Николая Ляшенко, над которым они, по словам архитекторов, работали по заданию президента республики Рустама Минниханова. Концепция была представлена на Арх Москве, на стенде «Архитекторов года» АБ ЦЛП (см. здесь и здесь).
Проект Алексея Гинзбурга был опубликован на сайте бюро в первой декаде мая, и получил меньшую огласку. Сейчас рассказываем о нем. Общего у двух проектов – участок, вместимость мечети, и прямоугольная платформа на воде; дальше начинаются различия: одни предложили черную Каабу, другие – АК ЛАЛЭ – белый тюльпан.
Участок – округлый мыс. Восточнее – ИЖС, севернее улица Клары Цеткин, в двух километрах железнодорожная станция «Адмиралтейская слобода». Место дачное, хотя Кремль в прямой видимости. Контекст здесь не городской, скорее – речной: Волга перед Кремлем поворачивает под 90°, течет с запада, а поворачивает на юг. Кроме того река разливается здесь довольно широко – причиной Куйбышевское водохранилище, расположенное ниже по течению перед Ульяновском. После создания водохранилищ Волга во многих местах поменяла свои очертания, вот и здесь есть свои разливы и затоны. Если посмотреть на спутниковую карту, видно, что к рассматриваемому мысу – участку будущей мечети – близко, на расстояние 140 м, подходит остров Каменный, отчасти заливаемый водой. А еще здесь встречаются два русла реки Казанки, старое и новое.
На такой водной плоскости Соборная мечеть будет «воротами» города, акцентом со стороны реки. В то же время от Кремля, а казанский Кремль приподнят на высоком холме, мыс должен просматриваться.
Новый участок обладает совершенно иными характеристиками, и мы понимали, что пытаться адаптировать к нему первый проект было бы невозможно и неправильно. Так что, когда нас попросили подумать над вариантом для Адмиралтейской слободы, мы предложили новую идею, которая исходит из градостроительных особенностей нового места. Здесь здание видно издали, причем как с реки, так и из города, – на наш взгляд, оно должно обладать легко считываемым, узнаваемым издали силуэтом, знаковым абрисом.
Поэтому мы предложили идею здания-«тюльпана» с четырьмя минаретами: она, во-первых, коррелирует с силуэтами самых известных мечетей; во-вторых, позволяет сделать главным скульптурным акцентом объем молельного зала; и наконец, не исключает современной формы, которую мы постарались «слепить» как пластичную и визуально подвижную, особенно если рассматривать здание в движении, к примеру, проплывая мимо по реке. В то же время симметрия композиции «работает» на репрезентативность и торжественность образа, что уместно исходя из юбилейного смысла проекта и его значительного масштаба.
Итак, мечеть размещена на прямоугольной платформе, которая «укоренена» в береговой части и выдается в сторону реки, формируя эффект постройки, «лежащей» на воде и собирая все возможные отражения, благо речная гладь здесь обширна.
Платформа окружена арочным обходом, который не закрывает виды с площади вокруг мечети, но обозначает довольно-таки строгий ортогональный контур, способный напомнить об ансамблях синановских мечетей Стамбула – там тоже светлый камень, купольное здание, большая вымощенная площадь вокруг и ограждение, устанавливающее уверенную дистанцию. Внутри платформы, внизу со стороны суши запланирована парковка, кроме того, часть земли предлагается подсыпать и укрепить бетонной стенкой.
В отличие от строгого контура аркады само здание решено в духе подхода, который мы привыкли называть «нелинейным» или зданием-скульптурой. И купольный зал мечети, и четыре минарета сформированы крупными поверхностями светлого оттенка с заметными толщинами, пластичными, но нельзя сказать, что очень текучими, как это иногда бывает в современных дигитальных построениях.
Легко представить себе, как такие пластины вначале раскатывают из скульптурного пластилина, а затем лепят уверенно и аккуратно, свободно, но без избыточной динамики. Делают надрезы на «трубках» минаретов, похожих на весенние ростки каких-то растений, накладывают гигантские лепестки друг на друга – например, над входом. «Выращивают» вертикали минаретов из одного «корня» – в нижней части все они направлены в сторону купола.
Между тем нельзя сказать, что биологические ассоциации буквальны – скорее они формируют витальную энергетику, своего рода подтекст формы. Перед нами, конечно, цветок, но в то же время и знак цветка.
Абстрагированию способствует крупная форма, обобщение и, конечно, симметрия всей композиции и спиралевидная центростремительность основного объема. Минареты, отдавая должное «корневому» центру, затем превращаются стройные вертикали, обнимающие стержни стеклянных конструкций, светящихся, как и стеклянные створы между «лепестками».
Изнутри лепестки покрыты цитатами из Корана по-арабски, между ними – конструкция из треугольников структурного остекления. Соответственно, тут получается зал, очень хорошо освещенный, днем пронизанный естественным светом.
Вся форма, и белые лепестки, и сложно изогнутые стеклянные конструкции, представляют собой цельную оболочку, просчитываемую через BIM и основанную на металлических, в том числе шаростержневых, конструкциях, которые совмещают стержни круглого и прямоугольного сечения и скрытые стыки рам структурных витражей. Так что перед нами не массив, как может показаться поначалу, а сетка, которая формирует искомую пластику: и лепестки, и стекло составляют цельную структуру.
Символика формы очевидна: тюльпан почитается в исламском мире, так как его название – «лэлэ» или «лалэ», состоит из тех же букв, что и имя Бога – Аллах. Отсюда частое появление тюльпанов в арабских орнаментах, особенно в сочетании в полумесяцем, наименование которого тоже совпадает по буквам с именем Аллаха. Белый цвет интерпретируется как знак чистоты помыслов. Все это дает достаточно буквальную образность, превращение символа в форму – исторические мечети украшали орнаментом с цветами тюльпана, здесь здание как таковое оказывается цветком – что, впрочем, неплохо отвечает как юбилейному смыслу постройки, так и подходам современной архитектуры, где малая форма нередко превращается в большую.
Если говорит о современном архитектурном контексте, то проект вписан в него в полной мере, поскольку развивает направление, начатое Оскаром Нимейером – лепестки и витражи между ними так или иначе, а напоминают кафедральный собор Бразилиа (1958–1970) – и продолженное мастерами неомодернистской деконструкции начала 2000-х. Обладатель второго первого места на конкурсе 2022 года, автор кремлевской мечети Кул Шариф Айвар Саттаров приводит аналогию проекта мечети «Белой розы», предложенного в 2014 году архитектором Фестимом Тоши для центра города Тираны (проект не реализован, вместо него построили традиционную мечеть «синановского» типа) – но сходство здесь прежде всего в теме цветка, а в остальном в мусульманском мире, и не только в не только в нем, уже достаточно давно популярен подход к лепке современного здания из скульптурных «скорлупок», соединенных стеклянными перемычками. Помимо Нимейера большую роль в его формировании играет, конечно, здание Сиднейской оперы Йорна Уотсона. А из примеров поближе напрашиваются Кёльнская мечеть Пола Бома 2017 года постройки (не самое обаятельное, впрочем, здание данного круга, но хорошо иллюстрирующее вариативность подхода) – или, более родственный по форме, храм Бахай в Южной Америке от бюро Харири Понтарини (2002–2016).
Иными словами, контекст достаточно широкий, зданиям-скульптурам, зданиям цветкам уже порядка 60 лет в истории современной архитектуры. Нельзя сказать, что это гиперновация – но идея развивает определенный современный тренд, который, определенно, позволяет создать на реке перед городом яркий и эффектный акцент с легко читаемой программой.
Теперь будем наблюдать за развитием истории проектирования Большой соборной мечети, все же замысел – очень амбициозный.