English version

Жизнь железа

Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Сергей Падалко
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
АМ «Витрувий и сыновья» http://vitruviosons.com/
Проект:
Храм металла. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса»
Россия, Выкса

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, С. В. Падалко (АМ «Витрувий и сыновья»), Е. А. Криштопчик, Д. М. Яковлев 

1.2022 — 9.2022

Заказчик: ОМК
Выкса – не просто малый город при большом и успешном металлургическом заводе компании ОМК. За последние 10 лет она прославилась фестивалем современной городской культуры, множеством граффити, объектов и проектов благоустройства дворов, арт-резиденцией, которую недавно переселили в новый дом. На прудах благоустроены пляжи, архитекторам заказывают автобусные остановки и проекты обновления городских пространств – словом, ОМК и ее благотворительный фонд «ОМК-Участие» делают многое для того, чтобы в городе создалась, скажем так, актуальная «столичная» аура. В 2017 году провели международный конкурс на право расписать внешнюю стену целого заводского цеха

Между тем проект «Шухов парка» – начинание совершенно другого масштаба. Он расположен в центре города, территория вытянута вдоль дамбы Верхневыксунского пруда, которая имеет статус ОКН федерального значения, так как построена в XVIII веке. Парк начинается от площади Металлургов перед дворцом Баташевых, где сейчас располагается дом-музей промышленников. Дамба-набережная благоустроена в 2019 году по проекту Wowhaus, они же разработали концепцию всего парка. Вскоре сюда перевезут ключевые инженерные памятники с территории Выксунского завода ОМК: водонапорную башню и сетчатый свод листопрокатного цеха, оба связаны с авторством Владимира Шухова. В парке также планируется построить здание Кванториума, детского образовательного технопарка, в котором помимо стандартных квантумов-лабораторий будет присутствовать металлургический квантумум, разработанный специально для Выксы. Кванториум проектирует АБ «Остоженка» и Андрей Гнездилов, а гостиницу, вытянутую вдоль набережной – Front Architecture. Словом, начинание звучное, во многом уникальное, хотя бы из-за размаха, почтенного возраста федеральных памятников, а еще потому, что весь парк расположен на 6-8 метров ниже уровня воды, как поля в Нидерландах.
 
А музей «Центра промышленного прогресса» – ключевая, самая заметная, не побоюсь этого слова, программная часть более чем амбициозного выксунского проекта. Музей планируется построить на территории первого чугунолитейного завода Баташевых, существующего здесь с XVIII века (для него и была сооружена дамба).
«Шухов парк». Генплан. Выкса, проект, 2022. Центр Промышленного прогресса – вверху справа, в северной части, рядом с площадью Металлургов
© Студия 44

В проекте Никиты Явейна, «Студии 44» и Сергея Падалко, «Витрувий и сыновья», здание будущего музея оправдывает заложенные в него амбиции – ни много ни мало, а архитекторы поставили перед собой задачу не просто, что само собой разумеется, грамотно спроектировать общественное здание – а выразить в нем глубинную суть металлургии и металла как такового. 
Для меня проект очень важен. Нам удалось прикоснуться к тому, с чем редко удается поработать: к самим истокам, первичности материала, основам, я бы так сказал, нашего материального мира и жизни в целом. Это своего рода «до-архитектура», архитектура до архитектуры.
 
Главная идея состоит в том, что металл работает на растяжение, тогда как большая часть традиционных конструкций: кирпичные и каменные стены, купола, своды – используют сжатие. Конечно, растяжение существовало всегда, как своего рода параллельная культура в шатрах, в палатках… Но работу металла на растяжение масштабно начинают использовать в позднее время, в конструкциях XX века, в том числе шуховских, и особенно в работах инженеров послевоенного времени. На мой взгляд, очень показательным в этом смысле было здание петербургского стадиона СКК, к сожалению уже уничтоженное: его перекрытие, этакое провисшее над внутренним пространством «брюхо», – было очень эффектным, и оно было построено именно на растяжении.

В проекте «Центра промышленного прогресса» в Выксе мы возвращаем металлу эту первичную функцию и выразительность.
 
Кроме того, мы планируем использовать только те материалы, которые доступны на месте. Завод выпускает, в числе прочего, трубы и стальной прокат – мы берем трубы разного сортамента и делаем из них колонны периптеров. Берем стальной прокат и делаем из него «натяжные» перекрытия. Все это будет из натурального металла, будет естественно и постепенно покрываться патиной, превращаясь в аналог кортена. Ржавение металла мы рассматриваем как инсталляцию.

Никита Явейн называет музей «Храмом металла» и «Храмом Гефеста». 

Он действительно похож на храм, или даже храмовый комплекс – древний памятник какой-то пестумской архаики, суровый и лаконичный, как мегалит. То ли откопанный из земли, то ли выросший из нее, «дикий», плоть от плоти почвы, из которой, собственно, и берется металл. 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

cic =

Сергей Падалко, АМ «Витрувий и сыновья»

Конечно, этот проект – любимый и очень интересный. В нем много уникального, начиная от постановки «в яме» ниже уровня воды: ходя на уровне городской мостовой или дамбы можно будет видеть кровлю, выставочного двухъярусного корпуса – точно. Мы были очень впечатлены и местом, и заводом, и шуховскими конструкциями. Какое-то время думали, как работать с этим материалом, что можно ему противопоставить? И я бы сказал, что у нас получился, в какой-то мере, «анти-Шухов»: листы кровель, которые растягиваются между колоннами, совершенно другие и в то же время их работа интересна с инженерной точки зрения. Мы рассчитали, что будет достаточно толщины 6 мм, но заложили 8 мм в расчете на коррозию.
 
А процесс образования патины я уже полгода наблюдаю в реальном времени: колонну, которая была частью нашей инсталляции на Арх Москве, было жалко выбрасывать, я отвез ее к себе на дачу, она там стоит, изменяется месяц от месяца. Она действительно очень живая – думаю, в масштабе целого здания это будет захватывающе.


 
Но попробуем рассказать последовательно. Территория вытянута вдоль пруда и начинается от площади Металлургов перед домом Баташевых. Здесь, в северной части, расположатся три музейных корпуса разного размера и ширины, параллельно друг другу и берегу. Каждый объем – «периптер», хотя название не вполне точно, поскольку колонны из труб разного диаметра выстроены только вдоль продольных сторон. Между рядами колонн «подвешены», образуя металлические потолки, провисающие к центру листы металла. Сверху металлические листы будут открыты, вода будет попросту стекать под небольшим уклоном, самым естественным путем. Только в теплом контуре предусмотрен потолок с теплоизоляцией. 

Так что конструкция обнажена максимально, в ней читается некая бравада металла – одновременно тяжелого и легко парящего. 
Схема. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Так как ряды колонн – продольные, на ум приходит сравнение не только с храмами-«перипетрами», но и с улицами – «стоями» античных и шире – южных городов, защищенных тентами от солнца (вспомним здесь слова архитектора о растяжении в шатрах и палатках).

Оба сравнения уместны, даже важно, что их два: сходство с периптерами дает проникнуться монументальностью, – и к тому же восходит к 200-летней истории строительства европейских музеев в виде греческих храмов, притом что асимметрия комплекса даже прямо попадает в парадигму зданий нео-грек. В то же время аналогия с улицами позволяет прочувствовать композицию и градостроительный смысл музейного ансамбля – поскольку он умело вписан в окружение, раскрывает оси и видовые «прострелы», не только не замыкает и не перерезает пространство, но и связывает его новыми «лучами». 

Главная ось начинается от дома Баташевых и площади Металлургов и сразу приобретает видимую форму металлического пешеходного моста, чья линия продолжается, на уровне 2 этажа, «улицей» между восточным и центральным корпусом, и указывает на главный акцент – водонапорную башню Шухова на площади за музеем. Мост и «улица» за ним позволяет пройти из города сквозь музей на одном уровне и спустившись затем, в конце пассажа, по трем маршам лестницы на дальнюю площадь и в парк.
  • zooming
    1 / 6
    Генплан. Красным обозначена ось от площади Металлургов к шуховской башне, проходящая по пешеходному мосту. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 6
    План 1 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 6
    План 2 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 6
    План 3 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 6
    Разрез 3-3. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    6 / 6
    Разрезы 1-1 и 2-2. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44

Заметим, что узкий центральный «периптер» в своем втором этаже не имеет стен: это открытая колоннада, на ней выставляется только один, зато очень крупный экспонат – судя по проекту, конструкция сетчатого купола; его выступающий вверх контур «салютует» прогибу металлического потолка. Таким образом, войдя по мосту, по прямой из города, на уровень 2 этажа, можно не только пройти вперед к башне, но и бродить, среди колонн, под сводом, перейти на соседнюю улицу. Колонны-трубы – разного диаметра, в центральной части тоньше, в боковых толще. То ли здесь три улицы, то ли гипостильный зал, а по функциональному смыслу – общественное пространство. Отсюда будут предусмотрены и запасные входы-выходы музея.
Главная ось от площади Металлургов, шуховская башня впереди. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Другая открытая музейная площадь расположена под пешеходным мостом, на 6 метров ниже уровня воды пруда и городской площади Металлургов. К уровню 1 этажа ведет широкая лестница, прорезанная пандусами, которая стелется по склону. Здесь справа от входа расположена еще одна экспозиционная зона под открытым небом – так называемый «Сад Мартена», состоящий из «крупногабаритных производственных объектов машинерии», использовавшихся в мартеновском цеху. В одной из версий проекта авторы предлагали даже «водопад» на одной из торцевых стен. Дальше, со стороны дамбы, «выставляются» две оставшиеся от чугунного завода печи-вагранки, тоже часть открытой экспозиции. 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Все это – и уличная экспозиционная зона, и гигантская лестница, и двухуровневое пространство с мостом над головой, – даже мысль о том, что мы находимся ниже уровня воды – работает на wow-эффект, и, безусловно, завораживает. Мы спускаемся из города по железной лестнице и попадаем в «сад» стареющего  железа. 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Напомню, ансамбль асимметричен, все три корпуса – разных параметров. Центральный узкий и длинный, его ширина всего 12 метров, ширина «улиц» по его сторонам – по 6 м, всего в 2 раза меньше. В первом этаже центрального корпуса расположен музейный вестибюль и кафе, освещенные круглыми окнами в потолке, оккулюсами, похожими на фонари Пулково. 
Зона кафе. Центральный корпус, 1 этаж. В потолке круглый фонарь верхнего света. 2 вариант. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Западный корпус музея, справа от дома Баташевых – невысокий и широкий, почти квадратный. В 1 этаже здесь фондохранилище, кабинеты администрации, комнаты экскурсоводов и туалеты, на 2 этаже залы для временных выставок.

Восточный корпус, наоборот, самый длинный и высокий. Внутри трехъярусное, трехсветное пространство, окруженное галереями; в северном торце – амфитеатр на всю высоту. Здесь планируется разместить постоянную экспозицию. Цельное высокое пространство в центре зала необходимо, в данном случае, не только с эстетической точки зрения: в этом месте сохраняются руинированные остатки стен доменного и литейного цехов XVIII века, наделенные статусом ОКН. Музейный зал, в сущности, строится вокруг них наподобие «чехла». Надо ли говорить, что сохраненные остатки стен в интерьере будут выглядеть как скелеты динозавров в атриуме Музея палеонтологии – то есть, достаточно эффектно и атмосферно. 
  • zooming
    1 / 3
    План 1 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 3
    План 2 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 3
    План 3 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44

И все же центральный корпус – самый высокий. Но он еще тонкий и прозрачный, он – акцент, и вестибюль, и портик. Храня одну реликвию, указывает на другую, башню-водокачку на ажурной «ноге». 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Шуховская башня возвышается над территорией музея с полным правом, как памятник инженерной мысли, на всю свою историческую высоту 32 метров. Сам же музей – современное здание – ведет себя деликатно, соблюдает заданные соседством дома Баташевых высотные ограничения. Его высота от нулевой отметки 14.4 метра, а если учесть 6-метровое углубление музейной территории, то колоннада центрального корпуса возвышается не больше, чем на 8 м, а два других объема попросту «расстилаются» по земле. 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
  • zooming
    Фасады. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    Фасады. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44

Так в проекте возникает несколько смысловых напряжений. Одно – между контекстуальной деликатностью и брутальным, дерзким архитектурным высказыванием, вполне в духе современного искусства. Не зря Никита Явейн сравнивает музей с инсталляцией. 

Другое – между чистотой идеи и нюансами воплощения, которые, безусловно, есть. Архитекторы признаются, что «сырой» заводской металл получит, тем не менее, добавки для красивого старения – то есть материал все же будет обработан специально для здания. Что в потолке спрятаны дополнительные балки для усиления конструкции. Да, наконец, что стеклянные витражи, если уж быть до конца честными, будут не местными, а привозными – в архитектуре-перформансе они занимают нейтральную позицию. Впрочем, здание – не химический эксперимент, оно требует чистоты не ингредиентов, а образа. 

Третье и главное, эстетическое напряжение – «между прошлым и будущим». С ним наименее понятно. По словам организаторов, музей «будет рассказывать об истории человеческой цивилизации, преломляя ее через призму металла». Между тем в прессе его называют «Центром промышленного прогресса». Что заставляет предполагать две составляющие: историю и что-то направленное в будущее. С историей более-менее понятно: ее представляют башни-вагранки, остатки стен Доменного и Литейного корпусов со статусом ОКН и даже груда разновременного – от XVIII века до 1960-х годов – кирпича, добытого из разобранных поздних корпусов, похожие на материал из археологического отвала, используемый вторично для стен музея.

Другой полюс – «сырой» заводской металл труб и перекрытий. Взятый «здесь и сейчас», он начнет свою жизнь с момента строительства, ему предписано естественное ржавение, он будет меняться на глазах, жить своей жизнью, чтобы через какое-то время это «новое» циклически стало подобным «старому», погрузилось в созвучный кирпичной стене землистый, бархатистый тон. Нам показывают, как стареет прогресс? 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

В то же время, состаривая металл и предлагая нам наблюдать за процессом старения, архитекторы работают с новым, современным типом конструкции, использующим – вспоминаем начало – способность металла к растяжению. Обращаются к истории модернизма, отсюда навесные своды и зенитные оккулюсы, но подчеркивают актуальность, перспективность, современность этих конструкций, «наброшенных» на колоннады. Получается интересное отношение к прогрессу: он и результативен, и скоротечен, его поглощает патина, его «откапывают» из земли как псевдоруину. 

Псевдоруины очень актуальны и современны, в них, практически, заключается новый прогресс, в них есть мечта откопать какой-то могущественный артефакт, хабар. И тут сложно не вспомнить про кино и вообще про фантастику. Именно она показывает нам, уплотняя рестроспективу до максимальной краткости, как прогресс превращается в исторические слои, уходит в песок и из песка возвращается. И как странно могут выглядеть могущественные вещи.

Так что и первая серия «Звездных войн», да и бессмертный образ гравицапы, «самой ржавой гайки», способной поднять космический корабль, тоже, конечно, приходит в голову. 

***

В качестве эпилога надо сказать, что проект музея в Выксе – один из целого ряда музеев в портфолио «Студии 44», и он наследует многие находки: поиск осей и работу с пространством, в том числе общественным, лестницы, площади и амфитеатры, крытые и открытые, «мегалитические» вставки, контрастные сопоставления, до брутального смелые формы, стремление к цельности наряду с просчитанным, четким и логичным распределением функций, которые складываются как пазл или объемная головоломка. Достаточно вспомнить крыло Главного штаба и  Музей паровозов, проекты музея совриска в УфеМузея блокады в Петербурге, музея техники в Томске, и не только их. 

Музей металла в Выксе встает в ряд «музеев-мегалитов» как родной, в нем легко найти те же приемы и достоинства. Архитектурный язык усилен промышленной тематикой, гипертрофированной на грани современного искусства.

Иными словами, все сейчас любят старый «пром», сохранение, реконструкцию, – а как сделать следующий шаг, превратить эти симпатии в образное высказывание? «Ржавеющий» музей в Выксе, пожалуй, дает ответ на вопрос. 
Архитектор:
Никита Явейн
Сергей Падалко
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
АМ «Витрувий и сыновья» http://vitruviosons.com/
Проект:
Храм металла. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса»
Россия, Выкса

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, С. В. Падалко (АМ «Витрувий и сыновья»), Е. А. Криштопчик, Д. М. Яковлев 

1.2022 — 9.2022

Заказчик: ОМК

23 Декабря 2022

Студия 44: другие проекты
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Похожие статьи
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители нового высшего учебного заведения – Центрального университета – поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.