Кирпич плюc: с чем дружит кладка

С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».

mainImg
Компaния:
представительство компании Компания Славдом на Архи.ру
Кирпич – традиционный для Петербурга материал и «визитная карточка» многих важнейших зданий города: начиная от Петропавловской крепости, Новой Голландии и Крестов, заканчивая фабриками, узорчатыми доходными домами и экспериментальными зданиями советских модернистов. За многие столетия брусок обожженной глины не исчерпал свой художественный потенциал: архитекторы не только продолжают широко использовать его, оглядываясь на историческое наследие, но и изобретают все новые способы кладки и сочетания кирпича с другими материалами. В этом материале предлагаем посмотреть, как и с какими материалами современные архитекторы «оттеняют» кирпич.
МФК GRANI
Фотография © Григорий Соколинский
Кирпич + металл и фибробетон

«Современные архитекторы, проектируя новые дома в исторических районах, откликаются на контекст, используя кирпич и его сочетания с разными материалами. Это вписывается в одну из традиций петербургской архитектуры, это рационально и эстетично», – пишет Борис Кириков.

Таких примеров действительно достаточно. Напрмиер, при проектировании жилого комплекса «Ботаника» на Аптекарском проспекте команда TOBE architects инициировала изучение исторической застройки Петроградской стороны с целью выявления ее характерных особенностей.
cic =

Андрей Кораблев, руководитель бюро TOBE architects

На мой взгляд, кирпич – универсальный материал, который можно использовать как в самостоятельном исполнении, а также в сочетании с практически с любым материалом, но тут очень важен контекст. В нашем проекте мы использовали сочетание кирпича, металла, и декоративных элементов из стеклофибробетона исходя как раз из этого – мы преследовали цель вписаться в среду исторической застройки

  • zooming
    1 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    2 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    3 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    4 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис

Использование в оформлении ЖК облицовочного кирпича ENGELS Bass Rock в сочетании со светлыми обводками, напоминающими камень, продиктовано соседством старых фабричных зданий и корпуса ЛЭТИ, построенного по проекту Александра Векшинского на рубеже XIX-XX веков. Ограждения оконных проемов заполнены декоративной решеткой с использованием изображений растительной тематики. Подобные элементы характерны для архитектуры модерна, примеров которой на Петроградской стороне тоже очень много.
Кирпич + травертин и мрамор
В буквальном смысле яркий пример сочетания кирпича с другими материалами реализован в интерьерах Академии танца Бориса Эйфмана, спроектированной «Студией 44». В атриуме учебного комплекса кирпичный выступ c круглым окном эффектно выделяется на фоне стен, облицованных разными породами камня – белым мрамором и золотистым травертином. В этом же пространстве выступу вторит башня, сформированная из бетонных опор, чередующихся с узкими простенками из того же белого мрамора. Несмотря на обилие разных материалов, интерьер воспринимается максимально целостно.

Видов кирпича и вариантов сочетаний его с другими материалами очень много. Традиционно сочетание кирпича с металлом. Это могут быть перемычки, пояса, навесы, обрамления. Менее традиционно сочетание с деревом – это такой «эко-стиль«, который больше подходит для частной или «санаторно-курортной» архитектуры. Распространено и сочетание с бетоном – это такие современные фахверки с заполнениями из кирпича. Это бесконечная тема и разных примеров – множество».


Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь. Фойе
Фотография © Маргарита Явейн
Кирпич + чугун
Еще один пример сочетания кирпича с другими материалами, отсылающий к genius loci – бизнес-центр «Депо № 1» на Митрофаньевском шоссе, спроектированный Артемом Никифоровым в сотрудничестве с Никитой Базжиным и Татьяной Паньковой. Здание находится на территории бывшего Варшавского вокзала, где сохранилось достаточно краснокирпичных построек XIX – начала XX века.

На месте бизнес-центра тоже стояли две полуразрушенные двухэтажные постройки. Их стены с  арочными окнами сохранили, надстроив двумя этажами, а посередине организовали атриум, концертный и конференц-залы. Здание, фактически состоящее из трех объемов, облицовано кирпичом ручной формовки
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым

Чтобы обозначить местонахождение старых построек, Артем Никифоров предложил декорировать фасады узорчатыми чугунными панелями, которые обрамляют исторические арочные окна первого и второго этажей. А на новых верхних этажах окна уже другие – большие и квадратные. Как рассказал автор, орнамент панелей – это прямая отсылка к пластике американца Луиса Салливана. В его архитектуре присутствует много чугунных элементов и Артему Никифорову захотелось повторить такой опыт.
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым

В интерьерах «Депо № 1» кирпичная кладка играет роль столь же важную, что и на фасадах: здесь ее оттеняют белоснежные оштукатуренные поверхности стен и драматичные черные металлические перила лестниц и потолочных перекрытий. 
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
Кирпич + керамогранит и архбетон

Порой сочетание кирпича с другими видами отделки служит не только для создания эффектного и красивого облика здания, но и для решения архитектурно-планировочных вопросов. В жилом комплексе Neva-Neva, построенном на Васильевском острове по проекту студии INTERCOLUMNIUM, угловая часть дома выполнена из красного кирпича кирпича TERCA RED flame, а боковые фасады дополнены терракотой и светлыми плитами из керамогранита. Как рассказал автор проекта Евгений Подгорнов, такой принцип фасадных решений использовался для того, чтобы сделать здание более сомасштабным окружающей застройке.
  • zooming
    ЖК Neva Neva
    © фотография Архи.ру
  • zooming
    ЖК Esper Club
    © фотография Архи.ру

В этом проекте использовался кирпич отечественного производства. Для того, чтобы добавить фасаду выразительности, перед строительством мы подбирали кирпич так, чтобы кладка выглядела неоднородной – где-то светлее, где-то темнее. Аналогично мы поступали и на другом нашем проекте – Esper Club на Крестовском острове. Но поскольку это дом другой ценовой категории, то там применялся дорогостоящий европейский кирпич ручной формовки, более мелкий, чем традиционный. Характерные элементы дома, отсылающие к «мавританскому» стилю – карнизы, тяги и колонны – выполнены из архитектурного бетона, имитирующего натуральный камень. Сочетание камня и кирпича, проверенное веками, всегда смотрится органично

 

Поставщики, технологии

14 Августа 2022

Компания Славдом: другие статьи и новости
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
На чем держится фасад?
Крепления фирмы Baut позволяют работать по фасадам со сложными архитектурными формами – наклонной кладкой или, как в случае с ЖК «Квартал 9-18», кладкой по дуге.  Поставщик – компания  СЛАВДОМ
Компания Славдом приняла участие в реконструкции...
Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.