Кирпич плюc: с чем дружит кладка

С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».

mainImg
Компaния:
представительство компании Компания Славдом на Архи.ру
Кирпич – традиционный для Петербурга материал и «визитная карточка» многих важнейших зданий города: начиная от Петропавловской крепости, Новой Голландии и Крестов, заканчивая фабриками, узорчатыми доходными домами и экспериментальными зданиями советских модернистов. За многие столетия брусок обожженной глины не исчерпал свой художественный потенциал: архитекторы не только продолжают широко использовать его, оглядываясь на историческое наследие, но и изобретают все новые способы кладки и сочетания кирпича с другими материалами. В этом материале предлагаем посмотреть, как и с какими материалами современные архитекторы «оттеняют» кирпич.
МФК GRANI
Фотография © Григорий Соколинский
Кирпич + металл и фибробетон

«Современные архитекторы, проектируя новые дома в исторических районах, откликаются на контекст, используя кирпич и его сочетания с разными материалами. Это вписывается в одну из традиций петербургской архитектуры, это рационально и эстетично», – пишет Борис Кириков.

Таких примеров действительно достаточно. Напрмиер, при проектировании жилого комплекса «Ботаника» на Аптекарском проспекте команда TOBE architects инициировала изучение исторической застройки Петроградской стороны с целью выявления ее характерных особенностей.
cic =

Андрей Кораблев, руководитель бюро TOBE architects

На мой взгляд, кирпич – универсальный материал, который можно использовать как в самостоятельном исполнении, а также в сочетании с практически с любым материалом, но тут очень важен контекст. В нашем проекте мы использовали сочетание кирпича, металла, и декоративных элементов из стеклофибробетона исходя как раз из этого – мы преследовали цель вписаться в среду исторической застройки

  • zooming
    1 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    2 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    3 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    4 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис

Использование в оформлении ЖК облицовочного кирпича ENGELS Bass Rock в сочетании со светлыми обводками, напоминающими камень, продиктовано соседством старых фабричных зданий и корпуса ЛЭТИ, построенного по проекту Александра Векшинского на рубеже XIX-XX веков. Ограждения оконных проемов заполнены декоративной решеткой с использованием изображений растительной тематики. Подобные элементы характерны для архитектуры модерна, примеров которой на Петроградской стороне тоже очень много.
Кирпич + травертин и мрамор
В буквальном смысле яркий пример сочетания кирпича с другими материалами реализован в интерьерах Академии танца Бориса Эйфмана, спроектированной «Студией 44». В атриуме учебного комплекса кирпичный выступ c круглым окном эффектно выделяется на фоне стен, облицованных разными породами камня – белым мрамором и золотистым травертином. В этом же пространстве выступу вторит башня, сформированная из бетонных опор, чередующихся с узкими простенками из того же белого мрамора. Несмотря на обилие разных материалов, интерьер воспринимается максимально целостно.

Видов кирпича и вариантов сочетаний его с другими материалами очень много. Традиционно сочетание кирпича с металлом. Это могут быть перемычки, пояса, навесы, обрамления. Менее традиционно сочетание с деревом – это такой «эко-стиль«, который больше подходит для частной или «санаторно-курортной» архитектуры. Распространено и сочетание с бетоном – это такие современные фахверки с заполнениями из кирпича. Это бесконечная тема и разных примеров – множество».


Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь. Фойе
Фотография © Маргарита Явейн
Кирпич + чугун
Еще один пример сочетания кирпича с другими материалами, отсылающий к genius loci – бизнес-центр «Депо № 1» на Митрофаньевском шоссе, спроектированный Артемом Никифоровым в сотрудничестве с Никитой Базжиным и Татьяной Паньковой. Здание находится на территории бывшего Варшавского вокзала, где сохранилось достаточно краснокирпичных построек XIX – начала XX века.

На месте бизнес-центра тоже стояли две полуразрушенные двухэтажные постройки. Их стены с  арочными окнами сохранили, надстроив двумя этажами, а посередине организовали атриум, концертный и конференц-залы. Здание, фактически состоящее из трех объемов, облицовано кирпичом ручной формовки
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым

Чтобы обозначить местонахождение старых построек, Артем Никифоров предложил декорировать фасады узорчатыми чугунными панелями, которые обрамляют исторические арочные окна первого и второго этажей. А на новых верхних этажах окна уже другие – большие и квадратные. Как рассказал автор, орнамент панелей – это прямая отсылка к пластике американца Луиса Салливана. В его архитектуре присутствует много чугунных элементов и Артему Никифорову захотелось повторить такой опыт.
БЦ Депо №1
Предоставлено Артёмом Никифоровым

В интерьерах «Депо № 1» кирпичная кладка играет роль столь же важную, что и на фасадах: здесь ее оттеняют белоснежные оштукатуренные поверхности стен и драматичные черные металлические перила лестниц и потолочных перекрытий. 
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
  • zooming
    БЦ Депо №1
    Предоставлено Артёмом Никифоровым
Кирпич + керамогранит и архбетон

Порой сочетание кирпича с другими видами отделки служит не только для создания эффектного и красивого облика здания, но и для решения архитектурно-планировочных вопросов. В жилом комплексе Neva-Neva, построенном на Васильевском острове по проекту студии INTERCOLUMNIUM, угловая часть дома выполнена из красного кирпича кирпича TERCA RED flame, а боковые фасады дополнены терракотой и светлыми плитами из керамогранита. Как рассказал автор проекта Евгений Подгорнов, такой принцип фасадных решений использовался для того, чтобы сделать здание более сомасштабным окружающей застройке.
  • zooming
    ЖК Neva Neva
    © фотография Архи.ру
  • zooming
    ЖК Esper Club
    © фотография Архи.ру

В этом проекте использовался кирпич отечественного производства. Для того, чтобы добавить фасаду выразительности, перед строительством мы подбирали кирпич так, чтобы кладка выглядела неоднородной – где-то светлее, где-то темнее. Аналогично мы поступали и на другом нашем проекте – Esper Club на Крестовском острове. Но поскольку это дом другой ценовой категории, то там применялся дорогостоящий европейский кирпич ручной формовки, более мелкий, чем традиционный. Характерные элементы дома, отсылающие к «мавританскому» стилю – карнизы, тяги и колонны – выполнены из архитектурного бетона, имитирующего натуральный камень. Сочетание камня и кирпича, проверенное веками, всегда смотрится органично

 

Поставщики, технологии

14 Августа 2022

Компания Славдом: другие статьи и новости
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
На чем держится фасад?
Крепления фирмы Baut позволяют работать по фасадам со сложными архитектурными формами – наклонной кладкой или, как в случае с ЖК «Квартал 9-18», кладкой по дуге.  Поставщик – компания  СЛАВДОМ
Технологии и материалы
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
Сейчас на главной
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.