Песнь совриска и пламени

В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?

mainImg
Выксу, строго говоря, можно было бы назвать моногородом, хотя помимо металлургического завода ОМК в ней есть и другие. Да, моногород, но зато какой. Где-то я видела в прессе заголовок, что «самый модный». Пожалуй, это правда. Мобильный интернет в Выксе не ловит от слова совсем, но выставки и объекты открывают не менее, а может быть, даже и более активно, чем на протяжении последних, приблизительно, 15 лет – когда фонд компании ОМК начал проводить в городе фестивали современного искусства. Больше того, в самые недавние годы наметился переход на новый уровень: от этакого легковесного, сосредоточенного на муралах, арт-объектах в парке, благоустройстве дворов, плотов на пруду и автобусных остановок – к каким-то более серьезным и долгосрочным действиям.  

Несколько лет назад здесь – в центре города перед дворцом Баташевых, где с XVIII века располагался самый первый завод, для которого был выкопан большой пруд на речке Выксунке – Фонд ОМК начал обустраивать Шухов-Парк. Здесь уже построен Кванториум по проекту Андрея Гнездилова и архитекторов бюро «Остоженка», гостиница по проекту Front Architecture, с кафе и с амфитеатром, встроенным в перепад высот и открывающий вид на перенесенную Шуховскую башню. 

О башне мы недавно рассказывали – тогда ее реставрация еще не была завершена:
 
«Конструкция из прямолинейных стержней  была возведена  в 1933–1934 годах трестом «Стальмост», где в то время Шухов служил техническим консультантом. Башня входила в систему водоснабжения плавильного цеха, но мартеновская эпоха на Выксунском заводе завершилась в 2018 году – тогда же началась подготовка экспертизы  проекта переноса башни. Проектная документация разработана при участии ЦНИИПромзданий <...> получила положительное заключение Главгосэкспертизы и согласование Министерства культуры России. После завершения работ башня сохранит статус объекта культурного наследия федерального значения».
Подробнее здесь

Сделана башня из простых прямых металлических «уголков» – красота с сетчатом соединении простых элементов под одним и тем же углом, оно позволяет равномерно распределять всю нагрузку и, следовательно, облегчить структуру визуально и сэкономить на металле. 

Вот фотографии башни на территории завода (автор – Денис Ромодин, 2007–2012):
  
  
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выксунское перемещение шуховской конструкции – первый прецедент такого рода в России после 1917 года. Самое первое перемещение выполнил сам Шухов, перенеся выставочную башню с промышленной выставки 1896 года в Нижнем в село Полибино Липецкой области. Сейчас к передвижению башни готовились 7 лет. Разборка на примерно 500 элементов заняла 6 месяцев, затем 8 месяцев – шла реставрация: в местах утрат металл нарастили лазерной пайкой, модули покрыли антикоррозийным составом и покрасили; 6 месяцев конструкцию собирали на новом месте. Высота металлической конструкции 38.8 м.

На нижнем кольце, для рассматривания, сохранены клепки – башня была собрана на клепках, как и большинство довоенных конструкций, тут их было около 8 тысяч – вверху клепки для ради большей прочности контакта в соединениях заменили на современные болты. Часть клепок отправят в музей. 
Выкса 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сообщается, что в выксунской башне сохранено порядка 95%  оригинального металла. Это очень много. А ведь в кулуарах в Выксе мы обсуждали, что московскую башню на Шаболовке вот-вот разберут, чтобы заменить на копию из нового металла; уже пройдена экспертиза (!). 

К открытию был составлен хитроумный план анимированной подсветки, с искрами, пламенем на деревянной бочке сверху и лазерами, сплетающимися в подобие шуховской «корзинки». Довольно красивый. Будем надеяться, его будут включать по праздникам. А может быть, придумают новый. 
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Очевидно, что башня стала новой достопримечательностью и Шухов – новым героем города. Отчетливо наблюдается растущий культ инженера с мировым именем... На заборе вокруг еще не реализованный части парка, там реставрируют два корпуса XVIII века,  сейчас можно наблюдать «Азбуку инженера Шухова», там прокомментированы почти все (!) буквы русского алфавита. 

Башню видно, с многих точек, она аттрактор и вообще красавица. Хотя, строго говоря, это инженерно-техническое сооружение, водонапорная башня, простая заводская вещь. Утрачена у нас культура инженерных сооружений, да и не только у нас, вероятно, сетчатые конструкции при всей своей красоте оказались сложноваты и для опор ЛЭП, и для водонапорных башен. Две другие, более поздние, практичные и привычные на вид, башни стоят рядом с отелем. Их планируют сохранить при строительстве Музея Металла. Хорошо бы; пусть оттеняют конструкцию 1930-х годов. 
  • zooming
    Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    «Шухов парк». Генплан. Выкса, проект, 2022. Центр Промышленного прогресса – вверху справа, в северной части, рядом с площадью Металлургов
    © Студия 44

Музей Металла по проекту Никиты Явейна / «Студия 44» и Сергея Падалко / «Витрувий и сыновья» будут строить здесь же, в начале парка, рядом с дворцом Баташовых. Музейной экспозицией занимается бюро музейного проектирования Pitch совместно с Planet9; консультант процесса – экс-директор Музея архитектуры и ГМИИ Елизавета Лихачева. 
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В «Шухов-парк» также обещают перенести конструкцию листопрокатного цеха 1898 года, спроектированную лично Шуховым для перекрытия пространства 2 800 м2 – сетчатый парусный свод двоякой кривизны. Пока этот интереснейший экспонат остается на территории завода. 

Гостиница, реализованная по проекту Frontarchitecture, исключительно удобна внутри, а снаружи привлекательна тремя щипцами стеклянной части: там есть витраж кафе с видом на башню; кафе вообще очень светлое и большой плюс, что между первым и третьим этажом для постояльцев есть лифт и можно уклониться от ходьбы по лестницы. Витраж второго этажа, угловой в пол, делает первый номер роскошным – к тому же из него открывается вид прямо на башню. А вот кирпичные фасады выглядят хуже; поговаривают, Никита Явейн их ругал; и есть за что: кирпич какой-то очень простой, красный, белые рамки грубоваты, хочется их сделать то ли тоньше, то ли шире, они не выглядят эстетским высказыванием. 
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кванториум, напротив, выглядит украшением начальной части Шухов-Парка. Признаюсь, в свое время на рендерах он мне проект не понравился, особенно сочетание черного металла с кирпичом, вроде бы уже устаревшее, и асимметричные окна. А вживую оказался хорош: и коричневый кирпич как-то на месте, и фигурной полосатой кладки не больше и не меньше, чем надо. Особенно хорош желтый цвет внутри: правильно подобран, не лимонный, не канареечный и не кадмий, а что-то среднее между ними; в результате ночью здание светится через витражи теплым светом, а днем – тут много окон и оно ощущается как своего рода «солнечный дом». Но о Кванториуме надо будет, пожалуй, рассказать еще и отдельно. Хорошее здание, прямо освещает собой всё вокруг. 
  • zooming
    Мурал «Крепче стали», Владимир Абих и Артем Стефанов. 2024. Выксунский индустриальный стрит-арт-парк
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Мурал «Крепче стали», Владимир Абих и Артем Стефанов. 2024. Выксунский индустриальный стрит-арт-парк
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но в Выксе еще ведь и множество выставок и объектов. Собственно, все – хотя не будем обобщать, может, и не все, но многие – привыкли рассматривать Выксу как площадку для арт-высказываний и деятельности арт-резиденции, инициированной некоторое время назад Юлией Бычковой. 

Объекты и муралы живут в городе и на заводе. На заводе – самый большой, какой-то гигантской площади больше 10 000 м2, от misha most 2017 года; «Стой/иди» Эрика Булатова 2020 года; «Крепче стали» Владимира Абиха и Артема Стефанова 2024 года – там выкраски вдохновлены цветами побежалости металла, а смысл читается двояко. Тут надо, вероятно, сказать, что это увеличенное повторение более ранней работы тех же авторов, первоначально исполненной на небольшом кусочке металла; а Эрик Булатов включил в свое «Стой / иди» повторение своей картины 2011 года «Амбар в Нормандии». Достоинство мурала «Крепче стали» – чтобы его увидеть, не нужно попадать на территорию завода, поскольку фасад обращен наружу. Все вместе называется индустриальным стрит-арт парком завода. Туда, как и на завод, водят экскурсии. 

А в доме-дворце Баташевых, основателей завода, перебравшихся сюда откуда-то из окрестностей Москвы из-за экологического указа императрицы Елизаветы: мол нечего нам портить воздух вашей гарью – в доме XVIII века выставки и немного постоянной экспозиции краеведческого плана. Сейчас выставок две. 

Одна – «Привал»  из серии «Путевые заметки». Серия рассчитана на полтора года и состоит, согласно плану, из четырех выставок. Все они показывают коллекцию семьи Анатолия и Ирины Седых (Анатолий – генеральный директор ОМК, его жена Ирина – председатель попечительского совета Фонда «ОМК-Участие»). А коллекция начала формироваться в 1990-е годы с картин второй половины XIX – начала XX века. Затем, не без влияния ими же инициированного выксунского фестиваля современного искусства – сначала, с 2011, он назывался «Арт Овраг», а в 2020 переименован в «Выкса-фестиваль» – семья Седых склонилась к собирательству современного искусства и нонконформизма. Так среди новейших работ на выставке вдруг встречается Фальк, или, на нижнем ярусе – отличнейший «Черный квадрат с грибами» Игоря Макаревича 2011 года. Тут есть на что посмотреть, хотя в лаконичные выставочные выгородки размещены среди каких-то витиеватых арабесок, чье происхождение лично мне уяснить так и не удалось. 
   
  

Две первые выставки назывались «Дорога» и «Перекресток», сейчас «Привал», заключительная будет называться «Возвращение». Все вместе предлагает взглянуть на коллекцию семьи владельцев ОМК как на метафору пути. Куратор выставок – Моника Норс, экспозиционный дизайн – Алексей Подкидышев. 

Другая выставка – куратор Марк Акопян, научные консультанты Алиса Горлова и Ольга Казакова, экспозиционный дизайн бюро «Новое» Сергея Неботова и Елизаветы Беловой – ближе к архитектурной проблематике. Называется «Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР». 

В 1958 году в Выксе построили экспериментальный дом первой общесоюзной серии 1-464 – на улице Красных Зорь, 23 – считается, что именно с него стартовала массовая панельная застройка. Дом четырехэтажный, потолки 2.80 метра. Затем, уже в Выксе, начали строить 5-этажные дома с потолками чуть ниже, 2.54–2.60 м. Сразу скажу, что это не первый панельный дом в СССР, были дома 1948 / 1951 годов в Москве и Магнитогорске. 

Особенность выставки – помимо зала в доме Баташевых, она продолжается квартирой в самом доме, реальным экспонатом. Квартиру взяли в аренду на 3 месяца работы выставки, одну комнату превратили в «археологический» экспонат, там показывают, в основном, лампы и обои, и немного фотографий; в другой реконструировали обстановку с креслом и телевизором. С кухней сложнее – там уже были поставлены стеклопакеты, не убирать же... тем не менее как экспонат квартира работает, особенно – путь из музея к ней по липовой аллее. 
   
 

Выставка заслуживает отдельного рассказа. Пока заметим только, что не очень-то на ней исследуют панельную серию 1-464, ее непосредственных предшественников, факты, цифры и прочее. Этого не хватает. Марк Акопян использует экспериментальный дом скорее как повод для артистического погружения в проблематику советского массового жилья вообще, и даже его переосмысления, как сейчас принято, в творчестве современных художников; к примеру, тут присутствует известная серия «с размерами» человека в типовой квартире Александры Паперно. 

Тем не менее, Выкса – город арт-резиденции и объектов. О резиденции мы рассказывали – в 2022 году ее перенесли в бывшее советское кафе «Волна», построенное для японских рабочих, настраивавших импортное оборудование на комбинате; переосмыслением заброшенного кафе под арт-резиденцию занималось то же бюро «Новое» Сергея Неботова, которое сделало дизайн выставки, посвященной панельным домам. Коллеги говорили мне о здании крайне восторженно: «Аалто!». И правда, на Аалто похоже, особенно пандусы и теплый переход из гостиницы; несмотря на то, что, чтобы пройти под ним, надо сгибаться в три погибели, теплых переходов в такие кафе среди советских построек по пальцам можно сосчитать. Напоминает не только Аалто, но и Дом Наркомфина. 

Смотрите, плиты на террасе – из чугуна, говорит мне Денис Ромодин. Сделаны на заводе, а установлены были в зоне загрузки, поскольку такие плиты не боятся почти ничего. 
  
  
  • zooming
    Дом панельной серии 121-042(1?), гостиница Волна рядом с арт-резиденцией. Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом панельной серии 121-042(1?), гостиница Волна рядом с арт-резиденцией. Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Бывшее кафе пристыковано к панельному дому гостиницы «Волна», ее тоже строили для японских рабочих, вместе с кафе, но по типовому, но продвинутому, проекту 121-042(1?). «Не снимайте, вы что, не видите, я тут курю», – кричат мне на чистом русском наречии без капли японского акцента со второго этажа гостиницы. Да, в Выксе обыденная жизнь и современное искусство переплетены очень тесно. 

Рядом с арт-резиденцией – старая трансформаторная будка полностью облеплена «изразцами». Издали они кажутся наивным рисунком, а вблизи – выглядят отлично, поскольку каждая плитка состоит из стеклянной основы и припеченных фрагментов бутылочного стекла. Самые красивые, с рисунками и надписями, кусочки – от водочных бутылок. Этот объект сделал мой день, – говорит кто-то из коллег-журналистов, поглаживая фрагменты оплавленного стекла. 
   
   
  • zooming
    "Всё это не сон". Тимофей Радя, 2018
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Пирамида из скворечников (звуки птиц). Resistor Group, 2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но не надо думать, что Выкса состоит только из сохраняемых объектов современных художников, таких как скворечник Resistor Group, выбранный по опен-коллу программы «Пустой пьедестал» на «Выкса-фестивале» в 2023 или "Всё это не сон" Тимофея Радя в Лесопосадке, 2018 года. 
Памятник тушителям лесных пожаров 2010 года
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Есть тут и объекты другого рода – реалистическая скульптура Андрея Матчина, на которую не то чтобы обращают внимание столичные посетители города... Два памятника: «Герои-огнеборцы» перед МЧС и «Рудокопы» в Лесопосадке – автор скульптур Андрей Матчин, и они отпечатаны из металла на 3D-принтере в 2020 году. Это совершенно иное направление искусства. 

Много всего происходит в Выксе, ох как много. А еще завод, жар, сталь, пар; курить на территории нельзя, в цеху надо надевать не только каски, но и маски... Красивое зрелище, хотя, как водится, не везде можно снимать. С 2018 года действует рекламируемая в гостинице туристическая программа посещений «Завод видел?», доступна для посетителей с 14 лет. 
   
  
  • zooming
    Улица Ленина. Вот этот скворечник не хотелось бы, чтобы снесли. Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Вот заборчик бы убрать и переплавить на арт-объект. Зачем он? Начало улицы Красных зорь. Выкса 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Все вместе – качество и масштаб показанного современного искусства, огонь и искры на заводе – надо сказать, впечатляет. Выкса кажется этаким заповедным примером успешного моногорода. Живет в нем около 80 000 человек, каждый пятый работает на заводе, а ОМК вкладывает немалые средства в культуру, спорт и образование. Из релиза узнаем, что вложения в детский технопарк Кванториум ОМК вложили 720 млн рублей. Что в развитие металлургического производства после покупки завода они же вложили, с начала 2000-х, больше 300 млрд рублей, и больше 15 млрд за тот же период – в городскую инфраструктуру и поддержку культурных инициатив. Предполагается, что в ближайшие годы «объем финансирования проектов развития города составит около 30 млрд рублей» – то есть вдвое больше, чем за прошедшие 25 лет. 

Это хорошо, даже очень хорошо, поскольку на данный момент Выкса выглядит как многослойный город: в центре хипстерское благоустройство, амфитеатр, кафе, гостиница, набережная, музей. В двух шагах от него начинается все, что мы привыкли связывать с глубинкой, дыры в асфальте, броская реклама, силикатный кирпич, металлические ограждения, заставляющие ходить туда-сюда; среди всего этого – фестивальные муралы, дворы, сделанная по конкурсу остановка «Арт Овраг». Город контрастов.

Испорченный 15 годами урбанизма москвич поневоле задумывается: а не следовало ли сначала привести в порядок весь город, а потом заниматься культурными инициативами? Опасный вопрос, и нельзя сказать, что он имеет только один ответ. С одной стороны вроде бы да. С другой стороны – культурные инициативы, выставки, объекты, фестиваль, спектакли-перформансы имеют в бэкграунде идею привлечения молодежи, поскольку создают некий контекст столичного или даже мирового уровня. И вот, за 15 лет подняв смысловой статус города, удается привлекать федеральные гранты на благоустройство, например, набережной – и, главное, компания построила детский профильный центр и строит корпоративный университет. Нормальная, последовательная корпоративная политика. Здоровый подход: не отказывать себе в коллекции, но постепенно вкладываться в город. Хотелось бы только, чтобы запланированные вложения были реализованы как-то так, чтобы не уничтожить многоукладность выксунской застройки, она за вторую половину XX века очень разнообразна: от двухэтажных «бараков» с гаражами и огородами, сталинских домов с фронтончиками – до разнообразных, включая ту самую первую, панельных серий. Не могу сказать, сколько вложений тут может потребоваться, вероятно много, но интересно было все это изучить, сохранить, санировать и благоустроить. Тогда и правда получился бы город-сад, промышленный оазис. 

17 Октября 2025

Похожие статьи
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.