Слои и синергия

Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.

mainImg
Архитектор:
Николай Трофименков
Иван Кожин
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода
Россия, Ижевск, проезд имени Дерябина, 3/3

Авторский коллектив:
Архитектурное бюро «Студия 44» – архитектурные, интерьерные и градостроительные решения, решения по сохранению и реставрации и приспособлению.

Николай Трофименков
Елизавета Михайлова
Иван Кожин

При участии: Ирина Кащеева, Андрей Патрикеев, Арсений Киргизов, София Сордия, Виктория Новикова, Ксения Счастливцева, Александра Покатович, Ксения Уразбахтина
 
PARK.IDEAS – функциональная и экономическая модели, программирование и исследования.

Антон Донцов
Елена Васильева

2024
Главное отличие предложения «Студии 44» от проектов других финалистов конкурса – победившего консорциума во главе с бюро ХВОЯ и занявшей второе место компании «Даль» – в признании ценности всех слоев здания, включая советские пристройки. В пояснительной записке такое принципиальное решение мотивируется тем, что поздние слои «отражают адаптацию предприятия к новым условиям и требованиям времени». Если ХВОЯ демонтируют надстроенные объемы ради восстановления силуэта здания, а «Даль» отчеркивает их с помощью фасадных решений, то «Студия 44» оставляет все почти как есть, укрепляя сохранившееся и восстанавливая утраченное. 
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Принципиальные решения реставрации. Фасады
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Фасады
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода
© Студия 44

Выбранная на основе предпроектного анализа функциональная модель как и в предыдущих концепциях связана со значимостью Оружейного завода в истории отечественной промышленности и переходом на новый тип экономики. Фокус – на науке и высшем образовании, культуре, управлении бизнесом и финансами, развитии туризма.

«Студия 44» видит территорию в близкой себе типологии кампуса – как совокупность пространств, притягивающих потенциально полезных друг другу людей из разных сфер и страт: урбанистов и инженеров, художников и ученых, предпринимателей и студентов, взрослых и детей. Все эти пространства – «шестеренки» культурного-делового кластера, способные запустить цепочку реакций. Концепция соединения разных «сущностей» работает и на уровне облика здания, сочетающего производственный процесс с классической архитектурой, и с точки зрения его расположении – на границе исторического центра и промышленного района.
  • zooming
    1 / 7
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Функциональный разрез
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 7
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Функциональный разрез
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 7
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. План 1 этажа
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 7
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. План 2 этажа
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 7
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. План 3 этажа
    © Студия 44
  • zooming
    6 / 7
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. План 4 этажа
    © Студия 44
  • zooming
    7 / 7
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Функциональный разрез
    © Студия 44

Критически важными для достижения синергии категориями становятся также проницаемость и коммуникация. Все пространства комплекса открыты и доступны для всех, а также взаимосвязаны по горизонтали и вертикали. Такое устройство способствует встречам, общению и формированию самых разных коллабораций.  
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Пространственные связи
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Раскрытие исторических арок открывающих возможность прохода во внутренний двор
© Студия 44

Центральный четырехэтажный корпус, в наибольшей степени сохранивший исходный облик, в этой экосистеме получает роль музея. Реставрационные работы предполагают раскрытие исторических оконных, дверных и арочных проемов; восстановление штукатурного декора фасадов, контрфорсов, триумфальной колонны и часового механизма; возвращение на башенную ротонду колоколов. 
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Принципиальные решения реставрации. Фасады
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Принципиальные решения реставрации. Фасады
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. «Заводской сад»
© Студия 44

Интерьер определяет историческая кирпичная кладка, металлические и железобетонные конструкции сводов, колонн, балок и покрытий; сохранившиеся чугунные лестницы и металлические закладные детали крепления производственного оборудования. Мозаичный фриз советского времени работы художника-монументалиста Александра Жарского, сохранившийся в обеденном зале на третьем этаже, перенесут на первый этаж, где запланированы библиотека и магазин.
  • zooming
    1 / 5
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Экспозиционные залы. Корпус С3, 4 этаж
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 5
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Главный вестибюль. Крпус С3. Этаж 3
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 5
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Главный вестибюль. Крпус С3. Этаж 3
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 5
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Библиотека. Корпус С3, 1 этаж
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 5
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Библиотека. Корпус С3, 1 этаж
    © Студия 44

Все остальные корпуса сохраняют высоту в три этажа. Однако в местах провалов, аварийных участков и некоторых железобетонных перекрытий 1930-х годов создаются двусветные пространства, необходимые для современной функции – кластеру и городу необходимы универсальные трансформируемые залы, способные вместить большое количество людей, оборудования и габаритные экспонаты. 
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Генеральный план
© Студия 44

Корпуса С2 и С4, примыкающие к будущему музею, изначально были одноэтажными переходами – именно этот классицистический композиционный прием вызывал ассоциации с ансамблем Адмиралтейства. Напомним, автор проекта Главного корпуса завода – Семен Дудин, ученик Андреяна Захарова, создателя комплекса Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. 

В советское время корпуса «подросли» на два этажа. Этот габарит «Студия 44» решает сохранить, но очищают объемы от поздних элементов, не имеющих ценности и создающих визуальный шум. В корпусе С4 размещается конференц-центр, в корпусе С2 – творческие мастерские и универсальный зал на 550 мест, в котором можно проводить концерты, выставки и другие мероприятия. 
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Экспозиционные залы. Корпус С4, 1 этаж
© Студия 44
  • zooming
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Конференц-залы. Корпус С4, 2-3 этаж
    © Студия 44
  • zooming
    Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Конференц-залы. Корпус С4, 2-3 этаж
    © Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Трансформируемые залы. Корпус С2. Этаж 2-3
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Трансформируемый зал
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Трансформируемый зал
© Студия 44

Угловому флигелю С5 возвращается классицистический характер: для этого растесанные в советское арочные окна и дверные проемы закроют кирпичом до исторических габаритов, а другие поздние элементы демонтируют. Внутри расположится выставочный зал, коворкинг и кафе.

Флигель С1, который когда-то почти не отличался от С5, в советское время был перестроен более радикально – проект «Студии 44» это фиксирует, оставляя растесанные проемы. Здесь размещается образовательный центр с лабораториями и мастерскими.
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Коворгкинг-центр. Корпус С5, 2-3 этаж
© Студия 44

Надстроенному в советское же время производственному корпусу Т, который уходит в глубину участка, оставляют существующие габариты, раскрывают исторические проемы, а помещения приспосабливают под апарт-отель 4* со спа-центром и рестораном.  
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Апарт-отель, кампус. Корпус Т, 1-3 этаж
© Студия 44

Набережную Ижевского пруда «Студия 44» предлагает подключить к территории с помощью озелененной и благоустроенной конструкции, которая расположится над линией теплосети и значительно расширит пешеходное пространство. С эспланады можно спуститься к первым этажам Главного корпуса или к воздушным мостам, которые сразу ведут в тот или иной функциональный блок.
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. «Эспланада»
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. «Эспланада»
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Вид с «эспланады» на здание центрального корпуса
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Спуск с эспланады ко входам в здание на 1 этаже
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода
© Студия 44

У корпуса Т нижний уровень эспланады соединяется с набережной Ижа, где появятся спортивные и игровые площадки, променад вдоль реки, крытый павильон для тренировок. Эспланада и набережная становятся «тканью», соединяющей завод с городом.
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. «Городской сад»
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Открытый павильон в саду на набережной Ижа
© Студия 44

Со стороны двора запланирован «заводской сад» и круглая площадь, расположенная строго по оси башни. Это очерченное крытой перголой пространство предназначено для городских событий на открытом воздухе: концертов, праздников и спортивных мероприятий от зарядки до катания на коньках. При дальнейшем освоении заводских территорий проект рекомендует оставить эту зону свободной от застройки, чтобы сохранить осевую перспективу на главный корпус​.
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. «Заводской сад»
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. «Заводской» сад, вид из сада на круглую площадь
© Студия 44
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода. Круглая площадь с амфитеатром в саду
© Студия 44

Общественные пространства вне стен Главного корпуса привлекают на территорию завода большее количество людей: зайдя в парк на прогулку, легко заинтересоваться вывеской лаборатории или афишей выставки, и отправиться несколько дальше, чем планировалось.  
 
Архитектор:
Николай Трофименков
Иван Кожин
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Проект ревитализации Главного корпуса Ижевского завода
Россия, Ижевск, проезд имени Дерябина, 3/3

Авторский коллектив:
Архитектурное бюро «Студия 44» – архитектурные, интерьерные и градостроительные решения, решения по сохранению и реставрации и приспособлению.

Николай Трофименков
Елизавета Михайлова
Иван Кожин

При участии: Ирина Кащеева, Андрей Патрикеев, Арсений Киргизов, София Сордия, Виктория Новикова, Ксения Счастливцева, Александра Покатович, Ксения Уразбахтина
 
PARK.IDEAS – функциональная и экономическая модели, программирование и исследования.

Антон Донцов
Елена Васильева

2024

17 Марта 2025

Похожие статьи
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.
Капли воды
Блестящие диски, грибовидные колонны, текучесть круглящихся форм – dot.bureau в конкурсном проекте для аэропорта Омска трактуют здание терминала как своего рода «водоворот», погружающий пассажира в метафору разных форм воды, от льда до пара через капли на воде.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Технологии и материалы
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.