Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Храм металла. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса»
информация:
-
статус
проект -
даты
01.2022 -
место
Выкса -
координаты
55.314206, 42.182973 -
функция
Культурный / Музей

Никита Явейн
Nikita Yavein / Россия
Сергей Падалко
Sergey Padalko / РоссияСтудия 44
Company: / РоссияАМ «Витрувий и сыновья»
Vitruvio and Sons / Россияавторский коллектив
Н. И. Явейн, С. В. Падалко (АМ «Витрувий и сыновья»), Е. А. Криштопчик, Д. М. Яковлев
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: ОМК
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Архи.ру об этом объекте:
23.12.2022
Юлия Тарабарина. Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Выкса не просто малый город при большом и успешном металлургическом заводе компании ОМК. За последние 10 лет она прославилась фестивалем современной городской культуры, множеством граффити, объектов и проектов благоустройства дворов, арт-резиденцие... читать дальшеМузейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
описание:
ХРАМ МЕТАЛЛА
Инициатива создания музейного комплекса принадлежит руководству Объединенной металлургической компании, куда входит Выксунский металлургический завод, один из старейших центров российской металлургии, флагман трубного и колесопрокатного производств в России, участник крупнейших российских и мировых нефтегазовых проектов. Миссия проекта ̶ предъявление зрителю 250-летней истории отечественной металлургии, ее настоящего и будущего.
Музей обустраивается на одной из исторических площадок завода, в пятне существующих производственных корпусов советского периода и с сохранением дошедших до наших дней фрагментов стен доменного и литейного корпусов XVIII в., а также свода одного из бывших цехов предприятия, созданного по проекту легендарного инженера В. Г. Шухова. Кроме того, на территорию музейного комплекса намечено перенести и Шуховскую водонапорную башню.
Внешне композиция из трех зданий напоминает группу разновысоких и разновеликих античных храмов-периптеров. Этим сходством блоки музея (центральный входной и фланкирующие его блоки постоянной и временной экспозиции) обязаны оригинальному конструктивному решению своих оболочек. Колонны «периптеров» выполнены из стальных электросварных труб диаметром 820 и 1420 мм, а венчающие их мембранные покрытия ̶ из подвешенного к колоннам стального листа толщиной 10/16 мм (и то, и другое ̶ продукция Выксунского металлургического завода).
Наиболее эффектным прогиб «невесомого» стального листа предстает в работающем на просвет центральном входном блоке. В два других «периптера», на манер античных наосов, встроены конструктивно независимые от металлической оболочки объемы из кирпича, образовавшегося при разборке поздних строений на участке. Колонны отстоят от кирпичных стен на 5-10 см, а между кровлей внутреннего кирпичного объема и венчающим здание металлическим листом выдержан зазор в 50 см, рассчитанный на деформации листа под воздействием снеговой нагрузки. В интерьере выставочных залов потолки повторяют абрис внешней кровли, за счет чего возникает необычный эффект «опрокинутого свода».
Производя впечатление отдельно стоящих, здания объединены общим стилобатом и воздушной галереей, устроенной в уровне второго этажа на кровле центрального корпуса. Под стальным сводом галереи выставлена отреставрированная шуховская структура покрытия цеха, а в перспективе видна Шуховская водонапорная башня.
Стандарты экологической / устойчивой / «зеленой» архитектуры предписывают использовать при возведении зданий местные строительные материалы. В рассматриваемом случае материалы не просто местные, а можно сказать ̶ подручные, кровно связанные и с тематикой музея, и с историей места, и с современной деятельностью металлургического завода.
Архитектурный образ сооружения эмблематично предъявляет зрителю семантику промышленного музея и соткан из брутальной эстетики материалов: повторно используемого кирпича и естественно ржавеющего металла. Более того, процесс старения металла местами интенсифицирован и театрализован: дождевая вода собирается в ложбине вогнутой кровли и оттуда сквозь узкую прорезь стекает по железной стене в декоративный бассейн. Этот прием абсолютно оригинален, как и то, с какой открытостью и достоинством стандартные изделия металлургической промышленности впервые в истории архитектуры демонстрируют публике свою работу на растяжение и на изгиб, а кирпич ̶ на сжатие.
Инициатива создания музейного комплекса принадлежит руководству Объединенной металлургической компании, куда входит Выксунский металлургический завод, один из старейших центров российской металлургии, флагман трубного и колесопрокатного производств в России, участник крупнейших российских и мировых нефтегазовых проектов. Миссия проекта ̶ предъявление зрителю 250-летней истории отечественной металлургии, ее настоящего и будущего.
Музей обустраивается на одной из исторических площадок завода, в пятне существующих производственных корпусов советского периода и с сохранением дошедших до наших дней фрагментов стен доменного и литейного корпусов XVIII в., а также свода одного из бывших цехов предприятия, созданного по проекту легендарного инженера В. Г. Шухова. Кроме того, на территорию музейного комплекса намечено перенести и Шуховскую водонапорную башню.
Внешне композиция из трех зданий напоминает группу разновысоких и разновеликих античных храмов-периптеров. Этим сходством блоки музея (центральный входной и фланкирующие его блоки постоянной и временной экспозиции) обязаны оригинальному конструктивному решению своих оболочек. Колонны «периптеров» выполнены из стальных электросварных труб диаметром 820 и 1420 мм, а венчающие их мембранные покрытия ̶ из подвешенного к колоннам стального листа толщиной 10/16 мм (и то, и другое ̶ продукция Выксунского металлургического завода).
Наиболее эффектным прогиб «невесомого» стального листа предстает в работающем на просвет центральном входном блоке. В два других «периптера», на манер античных наосов, встроены конструктивно независимые от металлической оболочки объемы из кирпича, образовавшегося при разборке поздних строений на участке. Колонны отстоят от кирпичных стен на 5-10 см, а между кровлей внутреннего кирпичного объема и венчающим здание металлическим листом выдержан зазор в 50 см, рассчитанный на деформации листа под воздействием снеговой нагрузки. В интерьере выставочных залов потолки повторяют абрис внешней кровли, за счет чего возникает необычный эффект «опрокинутого свода».
Производя впечатление отдельно стоящих, здания объединены общим стилобатом и воздушной галереей, устроенной в уровне второго этажа на кровле центрального корпуса. Под стальным сводом галереи выставлена отреставрированная шуховская структура покрытия цеха, а в перспективе видна Шуховская водонапорная башня.
Стандарты экологической / устойчивой / «зеленой» архитектуры предписывают использовать при возведении зданий местные строительные материалы. В рассматриваемом случае материалы не просто местные, а можно сказать ̶ подручные, кровно связанные и с тематикой музея, и с историей места, и с современной деятельностью металлургического завода.
Архитектурный образ сооружения эмблематично предъявляет зрителю семантику промышленного музея и соткан из брутальной эстетики материалов: повторно используемого кирпича и естественно ржавеющего металла. Более того, процесс старения металла местами интенсифицирован и театрализован: дождевая вода собирается в ложбине вогнутой кровли и оттуда сквозь узкую прорезь стекает по железной стене в декоративный бассейн. Этот прием абсолютно оригинален, как и то, с какой открытостью и достоинством стандартные изделия металлургической промышленности впервые в истории архитектуры демонстрируют публике свою работу на растяжение и на изгиб, а кирпич ̶ на сжатие.
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Главная ось от площади Металлургов, шуховская башня впереди. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Зона кафе. Центральный корпус, 1 этаж. В потолке круглый фонарь верхнего света. 2 вариант. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Схема. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
«Шухов парк». Генплан. Выкса, проект, 2022. Центр Промышленного прогресса – вверху справа, в северной части, рядом с площадью Металлургов
© Студия 44
План 1 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
План 2 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
План 3 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Разрезы 1-1 и 2-2. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Разрез 3-3. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Фасады. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Фасады. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.02.2025
Пояс Ориона
Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин20.02.2025
Далеко гляжу
Илья Едемский19.02.2025
Время как театр
Зоя Рюрикова18.02.2025
Прощание с СЭВ
Технологии:
14.02.2025
Группа компаний BRAER
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.Группа компаний BRAER
12.02.2025
СИБАЛЮКС
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.СИБАЛЮКС
27.01.2025
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025
ГК ДИАТ
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.ГК ДИАТ