Наконец строительство началось, сейчас дом поднят до уровня третьего этажа, и по не вполне ясно обозначенным причинам возникла необходимость корректировки фасадных решений. Никита Явейн объяснил эту необходимость тем, что прошло много лет, и в архитектурном процессе выработались другие подходы.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
Изменения коснулись нескольких моментов. Со стороны Каменноостровского проспекта упорядочили раскладку окон, сохранив главную изюминку: каждое окно отличается размером, откосами и расстекловкой, варианты заимствованы у домов Петроградской стороны.
Клубный дом Meltzer Hall. Снизу – корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г. Типы дубовых окон
© Студия 44
Переход к наклонной части стены сделали более выраженным, придав ей еще больше сходства со скатной кровлей. Для этого подняли отметку карниза и акцентировали место перехода контрастом темного и светлого камня. Для облицовки всего дома используется карельский пироксенит с разной фактурой, а для верхней части его обработают таким способом, который даст самый светлый оттенок. «Штучность» плиток придаст сходство с черепицей или сланцем. Декоративные каминные трубы уводят от ненужных ритуальных ассоциаций.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
Со стороны двора фасады почти не поменялись, зато ушел навес над спуском в паркинг и скрывавшая его колоннада, что позволило раскрыть курдонер как смысловую часть композиции. Труба фабрики Мельцера сейчас разобрана из-за аварийности, но ее обещают восстановить на прежнем месте преимущественно из сохранившегося кирпича.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
Рецензентом выступил Владимир Григорьев. Он напомнил об общественном резонансе, который вызвал проект, и приветствовал готовность авторов пойти на изменения, поскольку «эпатировать и вызывать несогласие – не цель архитектурного творчества». Он отметил четыре приема, которые придали дому столь яркую индивидуальность: переход от фасада к кровле без карниза, их единый материал, «пляшущие» окна разного размера, выход на угол квартала торцом здания. В новом варианте все эти моменты так или иначе смягчены. В результате «найдена мера традиционного и новаторского»: «получился сдержанный и в то же время абсолютно отвечающий духу нашего времени дом с очень интересной архитектурой».
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
Владимир Григорьев был как никогда поэтичен, назвал Каменноостровский проспект «новым Петербургом, протяженным во времени» и привел строки, которые повторим и мы, потому что было бы здорово уметь писать архитектурную критику в духе Мандельштама:
«… Каменноостровский – это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и беззаботный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щеголь свой воздушный пакет от прачки».
Клубный дом Meltzer Hall
© Студия 44
Все это, впрочем, ничуть не впечатлило Евгения Герасимова, который стал главным оппонентом проекта на совете: как и десять лет назад, он считает дом неудачным и устаревшим, изменения – микроскопическими, при всем прочем здание «наползает на одноэтажного малыша и соседнее кирпичное здание». Также архитектора возмутила необходимость обсуждать фасады здания, которое уже отлито в железобетоне до третьего этажа, а «втягивание градсовета в пересогласование фасадов» он назвал профанацией, что бы это ни значило.
Клубный дом Meltzer Hall. Снизу – корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
После продолжительной пикировки Владимир Григорьев отметил, что «все дома в бетоне или кирпиче удивительно похожи друг на друга, а если с Зимнего дворца снять декор – получится обувная коробка с дырками», поэтому необходимость обсуждения фасадов не вызывает сомнений. Далее последовало обсуждение трубы, которой сейчас нет, и курдонера, который из-за нее выходит к набережной Карповки не перпендикулярно. Некоторое время занял спор о том, под каким углом курдонер соседнего дома выходит на улицу Литераторов. Самокритично назвав происходящее «балаганом», эксперты перешли к другим соображениям.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
Выступавшие сошлись во мнении, что выносить проект на обсуждение стоило, поскольку место ответственное, а изменения действительно положительные. Владимир Линов заметил, что «общественности важно получить подтверждение от совета в том, что выбранный авторами прием современный и уместный для контекста и Петербурга». Опасения у него вызвала только возможная пористость камня, который будет загрязняться. Святослав Гайкович назвал предложенную архитектуру безупречной и современной, но критично отнесся к «поглощению» одноэтажного здания исторического кинотеатра, оценив его как «наивный постмодернизм». Михаил Мамошин счел изменения положительными и напомнил, что тема сланца на крыше на Петроградской стороне уже есть – на Великокняжеской усыпальнице в Петропавловской крепости. Согласился и Сергей Орешкин, указав лишь на то, что дом не использует панорамные виды, которые не захватывают маленькие окна. Максим Атаянц отметил, что «изменения уводят от того, что больше всего беспокоило общественность», а пока шли обсуждения, он померил угол курдонера на улице Литераторов – он-таки отклоняется от перпендикуляра аж на целых 15 градусов.
Клубный дом Meltzer Hall. Корректировка фасадных решений 2023 г.
© Студия 44
Итоги голосования станут известны позже.
Подробнее о проекте ->