Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Фотография с сайта Студия 44
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
/ The Hermitage. The new great enfiladeинформация:
-
статус
реализовано -
даты
2002 — 2007 / 2008 — 2014 -
место
Санкт-Петербург Дворцовая пл., 6-8 -
координаты
59.938703, 30.318006 -
функция
Культурный / Музей -
площадь застройки
15562 м2 -
общая площадь
60473 м2 -
этажность
6 -
строительный объем
404900 м3 -
ссылки:
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Генеральный проектировщик: Архитектурная мастерская «Студия 44».
Архитекторы: Явейн Олег Игоревич, Явейн Никита Игоревич, Лемехов Владимир Иванович, Соколов Павел Сергеевич, Еловков Евгений Дмитриевич
при участии: Антипина Виталия Михайловича, Голышевой Ирины Валентиновны, Дрязжина Сергея Витальевича, Жуковой Вероники Сергеевны, Крыловой Ирины Львовны, Кузеванова Олега Арнольдовича, Михайлова Григория Владимировича, Парфёнова Владимира Игоревича, Снежкина Георгия Сергеевича, Сологуба Сергея Алексеевича, Сологуб Татьяны Юрьевны, Усовой Любови Борисовны, Хмелёвой Варвары Владимировны, Широковой Натальи Вячеславовны, Яр-Скрябина Антона Павловича
Конструкторы: Иоффе Владимир Михайлович, Кресов Дмитрий Петрович, Курбатов Олег Александрович, Ляшко Ирина Николаевна
Архитекторы: Явейн Олег Игоревич, Явейн Никита Игоревич, Лемехов Владимир Иванович, Соколов Павел Сергеевич, Еловков Евгений Дмитриевич
при участии: Антипина Виталия Михайловича, Голышевой Ирины Валентиновны, Дрязжина Сергея Витальевича, Жуковой Вероники Сергеевны, Крыловой Ирины Львовны, Кузеванова Олега Арнольдовича, Михайлова Григория Владимировича, Парфёнова Владимира Игоревича, Снежкина Георгия Сергеевича, Сологуба Сергея Алексеевича, Сологуб Татьяны Юрьевны, Усовой Любови Борисовны, Хмелёвой Варвары Владимировны, Широковой Натальи Вячеславовны, Яр-Скрябина Антона Павловича
Конструкторы: Иоффе Владимир Михайлович, Кресов Дмитрий Петрович, Курбатов Олег Александрович, Ляшко Ирина Николаевна
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Фонд инвестиционных строительных проектов С.-Петербурга (ФИСП)
Смежники:
– реставрационная часть проекта -Архитектурная студия Михайлова,
– музейные технологии – Институт ПРО АРТЕ,
- инженерные системы – ЗАО «Петро Инжиниринг»,
- освещение музейной экспозиции – Cannon-Brookes Lighting & Design (Великобритания)
Ген.Подрядчик – компания «Интарсия»
Поставщики:
– компания ROCKWOOL (системные решения "ROCKROOF, ROCKFACADE, ROCKFIRE , фасадные панели Rockpanel)
Смежники:
– реставрационная часть проекта -Архитектурная студия Михайлова,
– музейные технологии – Институт ПРО АРТЕ,
- инженерные системы – ЗАО «Петро Инжиниринг»,
- освещение музейной экспозиции – Cannon-Brookes Lighting & Design (Великобритания)
Ген.Подрядчик – компания «Интарсия»
Поставщики:
– компания ROCKWOOL (системные решения "ROCKROOF, ROCKFACADE, ROCKFIRE , фасадные панели Rockpanel)
поставщики, технологии
награды:
- Золотой диплом международного архитектурного фестиваля «Зодчество–2002» в номинации «проекты»
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург. Фотография © Алексей Народицкий
Архи.ру об этом объекте:
12.08.2021
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Издательский дом Высшей школы экономики выпустил книгу Музей: Архитектурная история . Ее автор, культуролог и музеолог Ксения Сурикова исследует феномен музея сквозь призму архитектуры и предлагает рассмотреть его в широком контексте культурных тран... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
07.12.2016
Марина Хрусталева. Музейная экспансия
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44
описание:
Главный Штаб (1820-1830, арх. К. И. Росси), один из символов Российской империи и одна из вершин русского ампира, становится частью Государственного Эрмитажа, Музеем искусства XIX-XX веков. Сложность этого проекта заключается не только в строгом регламенте обращения с объектом культурного наследия, но и в самой задаче приспособления министерского (по сути, офисно-жилого) здания начала XIX века в музейный комплекс XXI века.
Идеология реконструкции выращена из архетипов исторического Эрмитажа – его анфиладных построений, барочных перспектив, висячих садов и больших выставочных залов, освещенных верхним светом. Возрождение этих принципов на новом витке развития Эрмитажа призвано обеспечить культурную преемственность и родство образов старого и нового музея.
Основная часть постоянной экспозиции будущего музея разместится в анфиладах, опоясывающих комплекс по периметру. Масштабные временные выставки будут проводиться в «дворовом» пространстве здания-квартала. Для этого пять его внутренних дворов перекрываются стеклянными кровлями и преобразуются в Новую Большую Анфиладу. Она представляет собой чередование больших выставочных залов, встраиваемых в поперечные корпуса на уровне второго этажа, и висячих садов на платформах.
Висячие сады – более имя и символ, чем реальное озеленение; это сады скульптур из собраний Эрмитажа, это место релаксации в окружении предметов искусства. И если висячие сады – своего рода роскошь, то большие выставочные залы насущно необходимы современному музею. Путем частичной разборки поперечных корпусов устраивается три таких зала высотой 12 м. Их дизайн предусматривает высокую степень трансформации экспозиционного пространства: различные варианты открытия и закрытия створчатых дверей и стен позволяют быстро и гибко менять экспозицию, изолировать каждый из модулей или вновь объединять их в анфиладу.
Эта анфилада не прямая, а сужающаяся, сходящаяся в перспективе, что многократно усиливает ее втягивающий, воронкообразный эффект. Причем, он не привнесен извне, а изначально заложен в планировке здания, клином сходящегося к Дворцовой площади. Направлениям перспективного схождения линий подчиняются планы садов и новых залов, по этим линиям от зала к залу уменьшается ширина больших дверей.
Новая Большая Анфилада – стержень образной и функциональной структуры музея: в ней сконцентрировались все эрмитажные архетипы, она занимает главенствующее положение в иерархии пространств музейного комплекса. С Новой Большой Анфилады и будет, как правило, начинаться посещение музея. Попасть сюда можно будет по парадным лестницам из двух входных вестибюлей, расположенных в первом и пятом дворах. Кроме того, каждая входная зона будет оборудована лестницами и лифтами для подъема посетителей в экспозиционные залы всех четырех этажей.
Первый этаж здания, расположенный ниже Большой Анфилады, решен как своего рода крытое продолжение Дворцовой площади, городской форум с сопутствующей музею коммерцией, информационным центром, гардеробами и билетными кассами. Зоны постоянной экспозиции располагаются на 2-ом, 3-ем, 4-ом и 5-ом этажах. Внешние анфилады (залы, выходящие на Дворцовую площадь, Певческий мост и Мойку) отданы под выставки; внутренние анфилады (комнаты, ориентированные во дворы) большей частью включают помещения сотрудников, временные хранилища экспонатов, информационные центры и др.
Основная специализация второго этажа – декоративно-прикладное искусство XIX века (фарфор, стекло, фаянс, серебро, бронза, часы и механизмы, оружие, костюм и т.д.). В парадных ампирных интерьерах третьего этажа будет представлена коллекция живописи и скульптуры 1800-1860 годов – от неоклассики и романтизма до салонного искусства. В залах третьего этажа, расположенных у Арки Главного штаба, выделены помещения для музея Фаберже. На четвертом этаже, в помещениях, получающих естественный свет через фонари в кровле, разместится коллекция живописи и скульптуры с 1860 года до конца ХХ века, ядро которой составят полотна импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитого собрания И. А. Морозова и С. И. Щукина.
Для показа произведений актуального искусства предусмотрен блок помещений в южной части здания с отдельным входом с набережной р. Мойки. Этот блок – часть нового музея современного искусства в составе Государственного Эрмитажа («Современный Эрмитаж»). Здесь будут созданы возможности для организации мультимедийных выставок (видео- и саунд-арт), различных художественных акций, инсталляций, перформансов.
И, наконец, проектом предлагается музеефицировать чердаки Главного штаба, сделав их частью общей экспозиции. Эти никому не ведомые пространства ампирного дома поражают воображение. Верхушки сводчатых потолков последнего этажа образуют причудливый холмистый рельеф; над ним возвышаются кирпичные аркады и целый лес деревянных стропил – вместе они подпирают кровлю здания. Отреставрированные кирпичные арки, стропила и 19-метровая деревянная ферма работы Карло Росси явятся наилучшим антуражем для рассказа об истории строительства и реконструкции Главного Штаба.
Новый комплекс вберет в себя черты массового и элитарного музея, где каждый сможет выбрать себе маршрут по вкусу, последовательно обходя различные периоды и течения либо двигаясь прямо к интересующему объекту. В этом здании собственно выставочные пространства дополнит развитая инфраструктура образования, развлечения и музейного сервиса; здесь галереи, лектории, информационные центры будут сочетаться с кафе, ресторанами и тематическими магазинами. Главный штаб призван стать местом культурного досуга для представителей всех поколений в выходные дни и по будням, оазисом просвещения и общения с искусством в самом сердце современного мегаполиса.
Создание современного музея в Главном Штабе априори предполагает наличие современной инфраструктуры музейного сервиса. Обеспечение комфортных условий визита означает такую организацию осмотра музея, при которой посетитель может не только познакомиться с экспозициями, но и отдохнуть, получить разнообразную информацию о музее и его коллекциях, прослушать лекцию в образовательном центре. Формирование системы рекреационно-информационных зон с заведениями общественного питания имеет целью привлечь в музей больше посетителей, увеличить время их пребывания в музее, создать больше удобств для туристов. В эту систему входят:
-информационно-образовательный центр (лекторий) в 1-ом дворе с доступом с Дворцовой площади;
-главный входной вестибюль в 5-ом дворе с лестницей-амфитеатром и техническим оснащением для проведения различных шоу и презентаций;
-лекционные залы на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом этажах здания;
-музейные магазины, рестораны и кафе в 1-ом этаже;
-кафе во 2-ом и 3-ем этажах здания рядом с зонами информации и отдыха в начале обхода постоянных экспозиций; а также
-зоны информации и отдыха, распределенные по всем этажам музея.
Проектом реконструкции и реставрации Восточного крыла Главного Штаба предусмотрена полная модернизация инженерных сетей и оборудования, устройство газовой крышной котельной для отопления здания, подключение всех помещений к системе кондиционирования воздуха. В подвальных помещениях внутренних дворов расположатся гардеробы, установки для кондиционирования воздуха, подсобные помещения и мастерские, разгрузочный хозяйственный двор, а также блок помещений для приема и отправки экспонатов.
Первая очередь реконструкции начнется в 2008 году. Охватывая, по преимуществу, два из пяти дворов (ближайшие к Дворцовой площади и Певческому мосту), работы первой очереди, тем не менее, предусматривают полный ввод в строй всех инженерных коммуникаций и организацию всех маршрутов посетителей по постоянной схеме. В рамках первой очереди будет произведена реставрация значительной части исторических интерьеров и создан блок актуального искусства; в северной части здания будут построены новые экспозиционные помещения, вестибюль с билетными кассами, информационный центр и лекторий. Завершение первой очереди реставрации / реконструкции предварительно запланировано на IV квартал 2009 года. Полное завершение работ приурочено к празднованию 250-летия Эрмитажа в 2014 году.
Идеология реконструкции выращена из архетипов исторического Эрмитажа – его анфиладных построений, барочных перспектив, висячих садов и больших выставочных залов, освещенных верхним светом. Возрождение этих принципов на новом витке развития Эрмитажа призвано обеспечить культурную преемственность и родство образов старого и нового музея.
Основная часть постоянной экспозиции будущего музея разместится в анфиладах, опоясывающих комплекс по периметру. Масштабные временные выставки будут проводиться в «дворовом» пространстве здания-квартала. Для этого пять его внутренних дворов перекрываются стеклянными кровлями и преобразуются в Новую Большую Анфиладу. Она представляет собой чередование больших выставочных залов, встраиваемых в поперечные корпуса на уровне второго этажа, и висячих садов на платформах.
Висячие сады – более имя и символ, чем реальное озеленение; это сады скульптур из собраний Эрмитажа, это место релаксации в окружении предметов искусства. И если висячие сады – своего рода роскошь, то большие выставочные залы насущно необходимы современному музею. Путем частичной разборки поперечных корпусов устраивается три таких зала высотой 12 м. Их дизайн предусматривает высокую степень трансформации экспозиционного пространства: различные варианты открытия и закрытия створчатых дверей и стен позволяют быстро и гибко менять экспозицию, изолировать каждый из модулей или вновь объединять их в анфиладу.
Эта анфилада не прямая, а сужающаяся, сходящаяся в перспективе, что многократно усиливает ее втягивающий, воронкообразный эффект. Причем, он не привнесен извне, а изначально заложен в планировке здания, клином сходящегося к Дворцовой площади. Направлениям перспективного схождения линий подчиняются планы садов и новых залов, по этим линиям от зала к залу уменьшается ширина больших дверей.
Новая Большая Анфилада – стержень образной и функциональной структуры музея: в ней сконцентрировались все эрмитажные архетипы, она занимает главенствующее положение в иерархии пространств музейного комплекса. С Новой Большой Анфилады и будет, как правило, начинаться посещение музея. Попасть сюда можно будет по парадным лестницам из двух входных вестибюлей, расположенных в первом и пятом дворах. Кроме того, каждая входная зона будет оборудована лестницами и лифтами для подъема посетителей в экспозиционные залы всех четырех этажей.
Первый этаж здания, расположенный ниже Большой Анфилады, решен как своего рода крытое продолжение Дворцовой площади, городской форум с сопутствующей музею коммерцией, информационным центром, гардеробами и билетными кассами. Зоны постоянной экспозиции располагаются на 2-ом, 3-ем, 4-ом и 5-ом этажах. Внешние анфилады (залы, выходящие на Дворцовую площадь, Певческий мост и Мойку) отданы под выставки; внутренние анфилады (комнаты, ориентированные во дворы) большей частью включают помещения сотрудников, временные хранилища экспонатов, информационные центры и др.
Основная специализация второго этажа – декоративно-прикладное искусство XIX века (фарфор, стекло, фаянс, серебро, бронза, часы и механизмы, оружие, костюм и т.д.). В парадных ампирных интерьерах третьего этажа будет представлена коллекция живописи и скульптуры 1800-1860 годов – от неоклассики и романтизма до салонного искусства. В залах третьего этажа, расположенных у Арки Главного штаба, выделены помещения для музея Фаберже. На четвертом этаже, в помещениях, получающих естественный свет через фонари в кровле, разместится коллекция живописи и скульптуры с 1860 года до конца ХХ века, ядро которой составят полотна импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитого собрания И. А. Морозова и С. И. Щукина.
Для показа произведений актуального искусства предусмотрен блок помещений в южной части здания с отдельным входом с набережной р. Мойки. Этот блок – часть нового музея современного искусства в составе Государственного Эрмитажа («Современный Эрмитаж»). Здесь будут созданы возможности для организации мультимедийных выставок (видео- и саунд-арт), различных художественных акций, инсталляций, перформансов.
И, наконец, проектом предлагается музеефицировать чердаки Главного штаба, сделав их частью общей экспозиции. Эти никому не ведомые пространства ампирного дома поражают воображение. Верхушки сводчатых потолков последнего этажа образуют причудливый холмистый рельеф; над ним возвышаются кирпичные аркады и целый лес деревянных стропил – вместе они подпирают кровлю здания. Отреставрированные кирпичные арки, стропила и 19-метровая деревянная ферма работы Карло Росси явятся наилучшим антуражем для рассказа об истории строительства и реконструкции Главного Штаба.
Новый комплекс вберет в себя черты массового и элитарного музея, где каждый сможет выбрать себе маршрут по вкусу, последовательно обходя различные периоды и течения либо двигаясь прямо к интересующему объекту. В этом здании собственно выставочные пространства дополнит развитая инфраструктура образования, развлечения и музейного сервиса; здесь галереи, лектории, информационные центры будут сочетаться с кафе, ресторанами и тематическими магазинами. Главный штаб призван стать местом культурного досуга для представителей всех поколений в выходные дни и по будням, оазисом просвещения и общения с искусством в самом сердце современного мегаполиса.
Создание современного музея в Главном Штабе априори предполагает наличие современной инфраструктуры музейного сервиса. Обеспечение комфортных условий визита означает такую организацию осмотра музея, при которой посетитель может не только познакомиться с экспозициями, но и отдохнуть, получить разнообразную информацию о музее и его коллекциях, прослушать лекцию в образовательном центре. Формирование системы рекреационно-информационных зон с заведениями общественного питания имеет целью привлечь в музей больше посетителей, увеличить время их пребывания в музее, создать больше удобств для туристов. В эту систему входят:
-информационно-образовательный центр (лекторий) в 1-ом дворе с доступом с Дворцовой площади;
-главный входной вестибюль в 5-ом дворе с лестницей-амфитеатром и техническим оснащением для проведения различных шоу и презентаций;
-лекционные залы на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом этажах здания;
-музейные магазины, рестораны и кафе в 1-ом этаже;
-кафе во 2-ом и 3-ем этажах здания рядом с зонами информации и отдыха в начале обхода постоянных экспозиций; а также
-зоны информации и отдыха, распределенные по всем этажам музея.
Проектом реконструкции и реставрации Восточного крыла Главного Штаба предусмотрена полная модернизация инженерных сетей и оборудования, устройство газовой крышной котельной для отопления здания, подключение всех помещений к системе кондиционирования воздуха. В подвальных помещениях внутренних дворов расположатся гардеробы, установки для кондиционирования воздуха, подсобные помещения и мастерские, разгрузочный хозяйственный двор, а также блок помещений для приема и отправки экспонатов.
Первая очередь реконструкции начнется в 2008 году. Охватывая, по преимуществу, два из пяти дворов (ближайшие к Дворцовой площади и Певческому мосту), работы первой очереди, тем не менее, предусматривают полный ввод в строй всех инженерных коммуникаций и организацию всех маршрутов посетителей по постоянной схеме. В рамках первой очереди будет произведена реставрация значительной части исторических интерьеров и создан блок актуального искусства; в северной части здания будут построены новые экспозиционные помещения, вестибюль с билетными кассами, информационный центр и лекторий. Завершение первой очереди реставрации / реконструкции предварительно запланировано на IV квартал 2009 года. Полное завершение работ приурочено к празднованию 250-летия Эрмитажа в 2014 году.
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
пресса:
события:
- 12.11.2008 — 12.12.2009
- Санкт-Петербург
- выставка
Выставка "Новая Большая Анфилада. Проект реконструкции и реставрации Восточного крыла здания Главного штаба"
- 30.10.2009 — 14.11.2009
- Москва
- выставка
"Новая Большая Анфилада. Проект реконструкции и реставрации Восточного крыла здания Главного штаба" Выставка в галерее ВХУТЕМАС
- 18.02.2010
- Санкт-Петербург
- лекция
Лекция архитектора Никиты Явейна. Реконструкция исторических зданий: обзор санкт-петербургского опыта последних десятилетий
- 25.03.2010
- Санкт-Петербург
- лекция
Музейная реконструкция
- 26.05.2010 — 30.05.2010
- Москва
- выставка
Модернизация музея: проекты для России
- 20.07.2011
- Санкт-Петербург
- лекция
Лекция архитектора Никиты Явейна «Драматургия атриума»
- 15.12.2011
- Москва
- конкурс
Конкурс на медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) за 2011 год
- 16.02.2020 — 26.04.2020
- Санкт-Петербург
- выставка
Студия 44. Анфилада
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
=
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург
© Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург
© Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург
© Студия 44