Лабиринт
В 2018 году библиотека усилиями ее директора Зои Чаловой наконец попала в адресную программу реконструкции: к этому моменту ремонт не проводился около 40 лет, инженерные системы износились, сложная логистика затрудняла не только доступ к книгам, но и рабочие связи между разными отделами. В конкурсе на разработку проекта победила «Студия 44».Чтобы оценить сложность задачи, поставленной перед архитекторами, следует прежде всего сказать, что библиотека расположена в двух шагах от коней Клодта на Аничковом мосту, рядом с дворцом Белосельских-Белозерских – в зданиях бывшего подворья Троице-Сергиева монастыря, участок для которого здесь выделил Петр I в 1714 году. Двести лет в подворье останавливались настоятели Лавры, приезжавшие из Москвы в императорский Петербург.
В советское время комплекс сменил функцию и был трансформирован для нужд библиотеки, но сделано это было несколько прагматично и прямолинейно – сейчас же от авторов нового проекта реставрации и приспособления требовалось, сохранив предназначение зданий, раскрыть красоту их архитектуры, испорченную переделками 1960-х, и, с другой стороны, приспособить комплекс для работы современной библиотеки, буквально «прошив» инновационные решения как организационного, так и строительно-архитектурного плана, в интерьеры старых корпусов. Кроме того, сам комплекс подворья сложился не сразу – это группа построек разной функции и времени строительства, внутри – своего рода объемно-пространственная головоломка. Спойлер: разновременность авторы тоже подчеркнули.
Три основных здания бывшего подворья – это келейный корпус, вытянутый вдоль набережной Фонтанки, церковь Сергия Радонежского рядом с дворцом Белосельских-Белозерских и уходящий вглубь участка объем поздней церкви Троицы.
Кельи и церковь Сергия в значительной части относятся к середине XVIII века, но это касается в основном материи стен, перекрытий и общих контуров плана. Фасады же менялись неоднократно, основные объемы надстраивали, появлялись новые входы, лестницы, окна и помещения. Две капитальные перестройки относятся к середине XIX века. Архитектор Алексей Горностаев выполнил убранство лицевого фасада в русском стиле: появились наличники окон в виде фигурных колонок с сандриками и херувимами в тимпанах, при этом дворовые фасады сохранили барочную отделку (8156–1857). Архитектор Сергей Садовников добавил келейному корпусу третий этаж и пристроил Троицкую церковь (1870).
Больше всего комплекс монастырского подворья изменился, по понятным причинам, в 1930-е годы: тогда разобрали купола, уничтожили декор фасада и внутреннее убранство, которое включало дубовый резной иконостас по проекту Иосифа Шарлеманя и иконы, написанные Алексеем Венециановым. В 1940-е годы в здание переехала библиотека, позже, в 1968 году, здания реконструировали для ее нужд: цельные пространства обеих церквей разделили перегородками на три этажа, заменили перекрытия, встроили дополнительные лестницы, углубили цоколь.
Отделку фасадов вернули только в 1995 году, но именно по Фонтанке, то есть в парадной части, почему-то в упрощенном виде.
Здание библиотеки – объект культурного наследия. Несмотря на то, что оно сохраняет свою функцию, задача приспособления остается на уровне высшей математики: учитывая все ограничения, которые накладывают предметы охраны, необходимо было «подогнать» старые помещения под новые нормы, сделать их инклюзивными и просто удобными для всех пользователей, при этом сохранив и раскрыв историческую ценность здания.
Зоя Чалова, директор библиотеки имени Маяковского
На протяжении всей реконструкции мы плотно сотрудничали и со строителями, и с архитекторами. Прежде всего, историческое здание изначально не было предназначено для библиотеки, и главная задача заключалась в том, чтобы сделать проект современным, многозадачным, комфортным для сотрудников и для посетителей. Постоянный диалог с подрядчиками помог достичь превосходного результата, все наши пожелания внимательно слушали и учли. Архитекторы «Студии 44» предложили нам восемь вариантов проекта, и нам кажется, что мы выбрали лучший из всех.
Точка опоры
Проект начал развиваться с прагматических задач: чтобы обеспечить два эвакуационных выхода из любой точки здания, требовалось добавить лестнично-лифтовой узел. Для него нашлось только одно место – слабый свод, который был выведен из предметов охраны. Определив «ядро», архитекторы смогли заняться другими помещениями.Вторая по накалу проблема была связана с инженерными сетями: чтобы уместить их все, потребовалось заглубить цоколь здания на 30 см, близость Фонтанки только добавляла остроты ощущений. В итоге все удалось: нагрузку от существующих стен перенесли на новый железобетонный фундамент, историческую кладку отремонтировали и укрепили, инженерные сети спрятали под известняковыми плитами пола. Состояние кладки цоколя не позволило оставить ее открытой, демонстрируя посетителям подлинную кирпичную кладку XVIII века – стены в интерьерах нижнего яруса покрыты штукатуркой, что, впрочем, проявляет пластику сводов и тоже по-своему выразительно. Кроме того, после очистки от поздних перегородок в цокольном ярусе проявились черты исторической планировки и пространственного построения набережного корпуса XVIII века.
Сейчас под сводами цокольных помещений разместилась зона приема читателей, «умный» гардероб, туалетные комнаты и информационный сектор. Также у основного входа появились боксы, в которых книги можно забрать или оставить в любое время суток, предварительно оставив заявку. На уровне цоколя поток посетителей разводится: отсюда можно попасть в многофункциональный зал на 300 человек, который занял объем бывшей церкви Сергия Радонежского, а также по главной лестнице – в основные залы открытого хранения.
Храм книг
Читальный зал расположился в бывшей церкви Троицы, самом высоком и просторном помещении комплекса, и здесь главным «вызовом» стали перекрытия советского периода, которые делили церковный объем на несколько этажей и без стеснения пересекали оконные проемы. Их заменила система антресольных уровней, связанных по продольной оси полупрозрачными лестницами.Зеленое стекло, особенно – стекло ступеней, – делает интерьер свежим и современным, становясь своего рода «хайтечной» осью переосмысленного пространства. Оно хорошо соседствует со старыми кирпичными стенами, но не дает забыть о XXI веке, в том числе и благодаря деликатности встроенного современного элемента. Антресолями неслучайно разделена северная часть зала, примыкающая к стене с меньшей освещенностью; южная часть раскрыта максимально, насыщая весь зал естественным светом, которого с этой стороны максимум – надеемся, никому не надо объяснять, как важен для Петербурга солнечный свет. А лестницы оказываются на границе двух пространств, «подставляют солнцу бок», максимально используя свет для проявления эстетических качеств стекла, их которого они сделаны.
Заметим, что лестницы со ступенями и ограждениями зеленоватого стекла и деревянными перилами – очень характерный прием «Студии 44» и Никиты Явейна: здесь можно вспомнить и стеклянный «луч» лестницы в амфитеатре Главного штаба (2002–2014), и ВШМ СПбГУ (2007–2015), и в Академии танца (2008–2013), и БЦ «Невский, 38» (2000–2004), и еще много где. Помимо прочего это своего рода авторская подпись.
Воздушность обновленного пространства подчеркнута люстрами из асимметрично «зависших в воздухе» кусочков стекла, на потолках верхних ярусов.
Книг в открытом хранении стало больше, чем раньше, а закрытый фонд несколько сократился: под него отвели мансардные помещения, где потребовалось заменить деревянную стропильную систему кровли на металлическую и установить климатическую систему.
Лестницы ведут не только к книжным стеллажам, но и в зону коворкинга с длинными столами вдоль окон, выходящих на Фонтанку. К пространству нужно привыкнуть: в первый раз легко запутаться и удивиться, что, зайдя с первого этажа, выходишь вдруг на третьем, но во второй раз все уже понятнее.
Deus ex machina
Предмет гордости обновленной библиотеки – система телелифта, ускоряющая процесс выдачи книг из залов хранения: монорельс, по которому движется «вагонетка» с книгой, связывает все этажи. Конструкция частично прячется за подвесным потолком, высчитывать место для нее, как и для системы приточной и вытяжной вентиляции, приходилось по миллиметрам, поскольку стены в ходе исторических переделок были ослаблены. В будущем телелифт планируют дотянуть до соседнего здания, псевдобарочного особняка графини Карловой, который расположен рядом, к югу от бывшего подворья, по адресу Фонтанка-46, и также принадлежит библиотеке.Реставрация
Собственно реставрационные работы придали зданию ухоженный вид и помогли визуально разделить разновременные объемы. Цементные детали фасадного декора советского времени заменили на гипсовые отливки, выполненные по архивным фотографиям и чертежам. Подлинную кирпичную кладку церкви Пресвятой Троицы отремонтировали и укрепили, заложенные оконные проемы раскрыли.Не обошлось без неожиданных открытий: на одной из арок обнаружили сохранившуюся живопись. Старинную плитку на лестнице отреставрировали и дополнили аналогичной современной, сознательно выделив ее более ярким цветом. В небольшом объеме со стороны дворца Белосельских-Белозерских, где располагаются дополнительный вход и подсобные помещения, появился музейный уголок с найденными в процессе реставрации артефактами – фрагментом створки ворот, решетки оконного проема и клейма оконной решетки с датой от 1748 года.