От провокации к партиципации

Разбираемся в том, как изменился фестиваль с приходом новых кураторов и новых времен. И в том, как кураторы фестиваля меняют город вместе с фондом ОМК-Участие.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Фестиваль Арт Овраг меняется. Если в 2011 он был скорее провокативной интервенцией современного искусства в довольно консервативный, хотя и успешный моногород металлургов – то после 2014, когда кураторами стали архитекторы бюро Wowhaus во главе с Олегом Шапиро, на первый план вышла работа с городскими пространствами, общение с жителями и даже желание систематизировать «несколько хаотичную программу». Теперь фестиваль проводится седьмой раз, его опыт все более солиден, вырабатываются правила: к примеру, организаторы заявили, что смена кураторов один раз за три года – это принцип, который позволит сделать Арт Овраг разнообразнее.
Арт Овраг 2017. Мастерские. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Куратор фестиваля Арт Овраг 2017 ведет экскурсию по Выксе. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Юлия Бычкова, продюсер фестиваля. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следующие три года достались бессменным организаторам Арх Стояния Юлии Бычковой (она взяла на себя роль продюсера) и бюро Антона Кочукина 8линий (они кураторы). Впрочем, как рассказал Антон Кочуркин, помимо широко известного, если не сказать знаменитого Никола-Ленивца, 8линий занимались концепциями развития Ясно-Поля и даже города Бреста. Вместе с символическим сроком новые командующие Арт Оврага получили фестиваль с историей, некоторым количеством объектов и граффити прежних лет, то есть – с архивом, который как быстро выяснилось, отчасти уже исчез, отчасти исчезает на глазах. С протоптанными дорожками фестивальных активностей: должен быт перформанс, должны быть граффити, поскольку всего этого, вероятно, ждут. И также с вектором, заданным Олегом Шапиро. Приняв все это наследство, куратор и продюсер должны были как-то обновить фестиваль – потому что ну они же новые, их для того и позвали. Словом, задача была не из простых. Справились ли? Похоже пока да, для первого года из трех – по всем пунктам.
Арт Овраг 2017. Ларьки на площади Металлургов, бюро 8линий. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Скамейки на площади перед музеем Баташевых. Бюро 8линий. Выкса 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
***

Граффити
На стенах домов в Выксе рисуют шесть лет, такой концентрации граффити нет, наверное, ни в одном российском городе. Причем многие примеры – известных авторов, российских и иностранных, и характерной сюрреалистической стилистики. Это вам не аэрофлотовская и антиамериканская реклама, наводнившая московские брандмауэры. Нельзя, однако, сказать, что город превратился в музей: часть рисунков утрачена, часть скоро исчезнет. Здесь не защищают расселенные дома, предназначенные под снос, даже если на их торцах примостились граффити прежних фестивалей. Само по себе это искусство – временное, так или иначе ожидающее уничтожения. Антон Кочуркин, однако, обещает создать каталог вещей, созданных для фестиваля – его пока нет.
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. Мкр. Жуковского. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. Ул. Красные зори. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. Мкр. Юбилейный. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. Мкр. Жуковского. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. Район Центральный. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. Ул. Красные зори. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. Заброшенный ДК им. Ленина, ул. Красные зори. Граффити первого фестиваля, 2011. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. Район Центральный. Слава ПТРК, «Хороший урожай», 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Каталог – правильная идея, удобная, хотя неизбежно переводит граффити из сферы провокативных активностей, подвижного и по определению полуподпольного вида современного искусства в сферу истории города.

С другой стороны, шесть лет подряд в Выксу на три дня приезжают художники и расписывают типовые стены его домов странноватыми, хотя и устойчиво профессиональными, граффити. С полного разрешения администрации. Ну вот, нарисовали бы еще несколько штук, седьмой раз. Требовалось как-то выйти из колеса превращений, и Ирина Седых, глава проводящего фестиваль фонда ОМК-Участие, предложила супер-граффити на стене прокатного стана ОМЗ (Объединенного металлургического завода). Кураторы провели конкурс, собрали 260 заявок, победил Миша Most. Реализовали за 1,5 месяца, работало 5 человек. Роспись уже в книгах рекордов России и Европы (дали сертификаты), подана заявка в книгу Гиннесса. Открывали торжественно, с фейерверками, в присутствии губернатора области Шанцева.
Фейерверки в честь открытия. Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Чем отличается эта роспись от других помимо экстра-размера и губернатора на открытии? Она не просто легальна и поддержана властями города, она заказана. Находится на закрытой территории завода. В ней много от монументального искусства 1970-х, всех этих мозаик на торцах модернистских зданий. Собственно все граффити Выксы – своего рода смычка официального монументального с неформальным, которое по удивительному стечению обстоятельств не утратило сюрности образа, временами пугая жителей города странно завернутой шеей птицы или даже «чертом». Граффити на заводе окончательно срослось с монументальной пропагандой, причем образный источник – с одной стороны вполне современен как ретро техногенной мечты шестидесятых, чья мебель (и даже пятиэтажки) сейчас так модны; с другой стороны этот язык, конечно же, уместен для завода. Иными словами похоже, что мы имеем дело с некоей точкой в истории выксунских граффити, подведением черты.
Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Граффити на стене прокатного стана ОМЗ. Миша Most, победитель конкурса Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
***

Плоты
Арт Овраг 2017. Прибытие плотов. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая тема фестивалей – объекты. Не все они сохраняются после фестивалей, их достаточно сложно принимать на баланс администрации города, но как-то принимают, и объекты стоят, сохраняются, пусть и не все, какая-то часть. Лучше всего чувствует себя башня-елка, сваренная Петром Виноградовым кроме шуток из металла и достаточно крупная. Такую не опрокинешь. Объекты группируются в парке Баташевых и вокруг него, и у них та же проблема, что у граффити: они появляются уже в течение шести лет, и каждый следующий год был бы просто добавлением следующей группы, более или менее устойчивой.
Объекты прежних фестивалей Арт Овраг. Башня Про.Ёлка Петра Виноградова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объекты прежних фестивалей Арт Овраг. Башня – копия водовзводной башни Шухова на ОМЗ. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кураторам и здесь удалось «выйти из колеса» – объекты перенесли на воду, превратив в плоты-аттракцион; на плотах катают всех желающих, вчера их передали городу, планируется поддерживать эту флотилию. Плюсов несколько: про большинство арт-объектов неясно, как их использовать, стоит непонятная скульптура, и человеку может захотеться ее опрокинуть. Плоты же вещь ясная, на них можно как минимум поплавать. Хотя конструкции на металлических поплавках и четырех длинных веслах передвигаются медленно, но ведь они и не паромы. Выплывают не слишком далеко, но можно любоваться собором и домом Баташевых с воды.
Слева плот «Парадокс» команды Олега Шапиро, Wowhaus; в центре плот «Аэросад», Жана-Филиппа Пуаре-Вилля; справа плот-Спот, команда Алыча. На нем скейт-спот, строить плот помогала местная команда скейтеров. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Плот «Луна» Леонида Тишкова. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Плот «Луна» Леонида Тишкова. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Плот «Летающая прищепка», Екатерина Кулева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Плот «Летающая прищепка», Екатерина Кулева. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Плот «Аэросад», Жан-Филипп Пуаре-Вилль. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Плот «Аэросад», Жан-Филипп Пуаре-Вилль. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Плот «Парадокс», Wowhaus. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Плот «Парадокс», Wowhaus. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
На первом плане: плот «Парадокс» бюро Wowhaus, на втором плот «Луна» Леонида Тишкова. Выкса 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Перформанс «Встреча плотов». Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Арт Овраг 2017. Прибытие плотов. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Плоты задали тему фестиваля: «Акватория». Во-первых, как утверждают кураторы, исследовавшие город, пруды, которых в Выксе множество, и самые крупные их которых были в свое время созданы для металлургического производства, а мелкие для красоты и как пожарные, не вызывают у местных жителей, исключая краеведов, особенного интереса. Неоднократно упоминалась набережная одного из прудов, с которой не клюёт и поэтому она жителям не интересна и не используется (хотя в день закрытия мне удалось пройтись по деревенскому берегу Верхневыксунского пруда и видеть людей в лодках, ловивших рыбу в метре от берега – видимо, там где нет набережной, клюет лучше). Так вот, набережная не популярна, а вода без набережной – может быть. Поэтому, в частности, плоты. Тему поддержала выставка «Можно из-под крана?» в музее Баташевых; она объединила больше десятка арт-размышлений о воде и экологии, вызвав у посетителей острые ассоциации с венецианской биеннале.
Выставка «Можно из-под крана?» в музее Баташевых. Иван Карпов, Сообщающиеся сосуды. Выкса 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Можно из-под крана?» в музее Баташевых. Иван Карпов, Сообщающиеся сосуды. Выкса 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Можно из-под крана?» в музее Баташевых. Chlorella statis. Видимая вода. Марат Невлютов, Никита Максимов, Алексей Пивень. Выкса 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лодка на Нижневыксунском пруду. Вдали виднеется пляж, рядом с которым был организован кемпинг. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
***

Дворы
Третье направление фестиваля – урбанистика или «выход в город», называется оно Арт Дворы. В прошлом году Дворы курировал Артём Черников, он первым сделал акцент на соучастном проектировании и привлек интересующихся этой темой архитекторов вологодского бюро «Проектная группа 8». Тогда было реализовано три проекта: жители подали 10 заявок, из них архитекторы отобрали 3 площадки, собрали с жителей пожелания и пригласили к участию в реализации проектов.
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. 52 квартал (двор по ул. Корнилова). Двухуровневый павильон, Илья Иванкин, Анастасия Иванкина, Михаил Разумовский. 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. 52 квартал (двор по ул. Корнилова). Двухуровневый павильон, Илья Иванкин, Анастасия Иванкина, Михаил Разумовский. 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Следы прежних фестивалей Арт Овраг. Желтые «уши» в мркн. Гоголя, 27. 2016 год. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году, во-первых, решили ничего не строить, а сосредоточиться на исследовании города. Во-вторых, сменился куратор программы – теперь им стал Святослав Мурунов, руководитель лаборатории прикладной урбанистики. Заявки с жителей собрали – получилось 16, больше, чем год назад. Но затем объяснили всем, что каждый сам кузнец своего счастья, и не следует ждать милостей даже от ОМК – а пора бы собственноручно взять в руки пилу, архитекторы же помогут советом. Именно этот пафос был главным во всех выступлениях Мурунова на Арт Овраге. В то же время выяснилось, что жители Выксы склонны к работе руками, и уже на фестивале начали работать мастерские, главная цель которых – обучение. Пока что главным результатом работы с дворами стали папки А4 с результатами опросов и собранным материалом: активисты ходили по подъездам, перезнакомились с соседями. Папки должны храниться в сообществе двора и стать основой для будущей работы.
Обсуждение Арт Дворов. Макеты. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Обсуждение Арт Дворов. Архитектор проекта Арт Дворы 2017 Михаил Приемышев. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Обсуждение Арт Дворов. Слева – Святослав Мурунов, справа Михаил Приемышев. Арт Овраг 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, параллельно и как бы одновременно звучало: что и проект профессиональный как-никак, а нужен, и без вмешательства ЖСК, строго говоря, не обойтись. Словом, равнение на партиципацию, заданное предшественниками, сохранилось, но поменяло градус или даже встало с головы на ноги (или наоборот): теперь главные – жители, без них никак. Гуляя по городу, замечаешь, что да, без ЖКХ не обойтись: после дождя он наполняется лужами не хуже той Венеции, хотя решетки канализации местами видны. Тротуары во многих местах покрыты слоем песка, как приокские мели. Газ и теплотрассы проведены поверху и образуют причудливые конструкции, обмотанные техническим тряпьем – местами кажется, что тут впору снимать «Сталкер», но город контрастен, и если ходить по нему пешком, то разные среды довольно быстро сменяют друг друга. Среди пятиэтажек вырастают сосновые рощи; новые дома частного сектора бережно «обволакивают» собой старые вместо того, чтобы разобрать их, как поступают в большинстве других мест.

Более всего расстраивают – предсказуемо – сравнительно современные районы девятиэтажек, более всего радуют старые заводские слободы, к примеру те, что заполнены протяженными двухэтажными домами с печным отоплением, которые чередуются с вереницами сараев. Не гаражей, а именно сараев, обаятельной деталью послевоенного быта, в большинстве мест утраченной, а здесь сохранившейся и совершенно живой на вид. Удивительно, но поля гаражей надоели и противны, а сарайчики вызывают умиление – надо думать, это пройдет. Самыми эмоционально цепкими, если следить за повторяемостью упоминаний, элементами города по мнению кураторов стали именно сараи и выбивалки для ковров (да-да, они сохранились тут во множестве). И вот в чем парадокс: этот столичный пассеизм мгновенно привился и был живо поддержан, в отличие от сюрреалистических граффити. Одна из жительниц Выксы на обсуждении презентации планов преобразования дворов сказала вот что: «мы поначалу пришли с инициативой срезать выбивалки, но теперь я понимаю, их лучше сохранить».
Выкса, 52 квартал в районе улицы Корнилова (бывшей ул. Пески). Послевоенная застройка, 2 этажа. Выбивалка для ковров. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выкса, 52 квартал в районе улицы Корнилова (бывшей ул. Пески). Послевоенная застройка, 2 этажа. Выбивалка для ковров. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выкса, 52 квартал в районе улицы Корнилова (бывшей ул. Пески). Сараи. Послевоенная застройка, 2 этажа. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выкса, 52 квартал в районе улицы Корнилова (бывшей ул. Пески). Послевоенная застройка, 2 этажа. Выбивалка для ковров. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выкса, 52 квартал в районе улицы Корнилова (бывшей ул. Пески). Послевоенная застройка, 2 этажа: дома с печным отоплением перемежаются рядами сараев (но не гаражей). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выкса, 52 квартал в районе улицы Корнилова (бывшей ул. Пески). Послевоенная застройка, 2 этажа: дома с печным отоплением перемежаются рядами сараев (но не гаражей). Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кураторы недаром утверждают, что в Выксе сосуществуют пять культур – заводская, слободская, деревенская, городская, «артовражная» (см. карты Выксы, в том числе довоенной, составленные Олегом Будановым). Все это живет параллельно, сосуществует достаточно мирно, как религии в докемалистском Стамбуле. Подчас не замечая друг друга. Современная культура, как самая подвижная, меняется быстрее: сейчас она, условно говоря, поворачивает от провокации к партиципации. Начинает смотреть на прежние культуры консервативного моногорода не как на инертный фон, на котором можно рисовать, а как на предмет исследования культурной идентичности, как на материал сам по себе. Строго говоря, даже прежние арт-активности тоже становятся предметом исследования, становясь на одну доску с выбивалками для ковров. Как они тут соседствуют, вот эти старые выбивалки и вот эти странные граффити? Еще недавно было ясно, как: остросовременное было противопоставлено консервативной среде и существовало благодаря меценатам, восхищая возможностью свободного проникновения совриска в моногород, воспринимаемый как холст. Теперь же все перемешалось. Условный «черт» отсажен в Арт Резиденцию, которая, как планируется, будет действовать не по фестивальному принципу, а постоянно, но в то же время как галерея, а не на улицах. Фокус – на интересах и инициативе местных жителей.
Арт Резиденция, Выкса 2017. Выставка «Молчание его как молния» художников Виктории Бегальской и Александра Вилкина. Фрагмент. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Арт Резиденция, Выкса 2017. Скульптура Ивана Горшкова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Арт Резиденция, Выкса 2017. Скульптура Ивана Горшкова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Мы ничего не навязываем, – сказала на круглом столе «Культура как инструмент развития индустриальных городов» глава фонда ОМК-Участие Ирина Седых. – Мы наблюдаем за реакцией, за тем, что жители принимают, а что нет». На том же круглом столе Алексей Муратов, бывший главный редактор журнала Проект Россия, а теперь партнер КБ Стрелка, призвал снизить кураторское участие. Передать больше полномочий жителям и создать институцию, которая действовала бы в межфестивальный период. К чему все идет. Нельзя сказать, что это вовсе отменит участие кураторов, художников и архитекторов – такое, надо думать, невозможно. Но тренд изменился: в сторону меньшей визуальности, большей системности, от эгоистического самовыражения к разговорам, от частного к общему, от вольностей к институциям. Что из этого получится – предугадать, на самом деле, нельзя. Фестиваль, ранее поверхностный, и поэтому свободный, затрагивает все более глубокие пласты реальности. 

21 Июня 2017

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.