ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
На другой чаше весов – «флигельное» расположение и социальное напряжение: тесное соседство с бизнес-центром и другими жилыми домами требует недюжинной изобретательности в соблюдении различных норм, а два одноэтажных корпуса, чудом сохранившихся от Аракчеевских казарм, накладывают дополнительные ограничения и обязательства.
ЖК Шпалерная, 51. Ситуационый план
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
ЖК Шпалерная, 51. Генплан
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
ЖК Шпалерная, 51. Схема визуального восприятия
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
Решить эту нормативно-композиционную головоломку пытались и другие бюро. Мастерская Евгения Герасимова, например, предлагала заменить «сараи» восьмиэтажными корпусами, завершив тем самым рыхлый фронт внутриквартальных улиц. Это не совсем устроило градозащитников, которые умеют быть настойчивыми. Поэтому новый застройщик начал с реставрации: планируется, что в казарме-конюшне на Кавалергардской откроется музей, а в бывшей кузнице на Ставропольской – детский сад. Сейчас эти здания выглядят намного лучше, чем пару лет назад:
Для жилого комплекса «Студия 44» выбрала крестообразную композицию: она отвечает характеру дворовой застройки, почти не закрывает виды из окон существующих домов и не влияет на сложившиеся панорамы, формирует дворики-курдонеры. Квартиры в домах большие и выходят на три-четыре стороны света, что позволило увеличить ширину секций. Максимальная их высота – 28 метров. Режим охраны позволяет делать плоскую кровлю, поэтому последние этажи отступают, образуя террасы с великолепными видами.
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
Стилевое решение отвечает застройке 1930-х и 1960-х годов. В отделке фасадов планируется использовать португальский известняк или дербентский ракушечник.
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
Казарму по Кавалергардской улице планируют «продолжить» пристройкой в тех же габаритах, чтобы завершить фронт улицы и расширить выставочные помещения. У детского сада на Ставропольской появятся площадки.
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
Самый критический отзыв проект получил от Евгения Герасимова. По его словам, жесткие оси и «пафосное воплощение» не соответствуют архитектуре флигелей, некоторые квартиры похожи на «распашонки» в хрущевках, подъезд спецтехники и грузовых машин вызывает вопросы, как и размещение музея в казарме-конюшне. В то же время архитектор призвал проект согласовать, чтобы бороться с «дворовым эгоизмом»: из-за протестов жильцов стройка затягивается, «требуха» здания «Океанприбора» остается неприкрытой, а так будет «не совсем разрушенный квартал».
Коллеги соглашались с Евгением Герасимовым в некоторых аспектах, но не по существу – большинство высказавшихся оценило работу как успешную и предложило лишь некоторые улучшения: добавить деталировки фасадам с помощью разных фактур, усилить вертикали, упростить доступ пожарных машин и карет скорой помощи.
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
ЖК Шпалерная, 51
Изображение © «Студия 44», предоставлено пресс-службой КГА
Крестообразная схема многим показалась удачной и уместной. Общий же облик дома вызвал эмоциональную реакцию, о которой высказывались осторожно. Сергей Орешкин отметил диссонанс между штукатурным окружением и каменной облицовкой, предложил «не выпячивать деньги», а примыкание новой застройки к старой назвал «грозным». У Вячеслава Ухова сложилось впечатление, что сначала появился новый дом, а затем все остальное. Владимир Григорьев отметил, что дом не мимикрирует под окружение и «честно воспроизводит то время, в которое создается». Семен Михайловский эту мысль расширил: появление такого «сурового» здания между одноэтажными домами, которые могли и не сохранять, – симптоматично, возможно, по нему в будущем будут судить о нашем времени.
Итоги голосования станут известны позже.