English version

Главное – внутри

Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.

mainImg
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Россия, Одинцово, д. Раздоры, ул. Утренняя, 1

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, И. В. Кожин (ГАП), К. О. Счастливцева, И. Е. Григорьев; Архитекторы РД: Е. В. Купцова, К. О. Счастливцева, У. В. Сулимова, Н. А. Гончарова; Руководитель группы конструкторов: А. С. Кривоносов; ГИП: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина; визуализация: А. А. Патрикеев. Конструкторы: Кресов Д.П., А. С. Кривоносов, Новосёлов М., Шведов С.А., В. Ю. Кузнецова, Д. А. Сайгин, А. В. Агашков, М. В. Савченко, В. В. Клюев, Р. В. Ивентьев, П. Ю. Блинова, Е. Ю. Валяев, А.Н. Хусаинов

2019 — 2020 / 2020 — 2023

Заказчик: Администрация Одинцовского района Московской области
Гимназия имени Евгения Примакова, политика и арабиста, известного как «автор концепции многополярного мира» – учебное заведение с высоким рейтингом RAEX и другими. В ее образовательные программы интегрировано немало передовых концепций, от британских до сингапурских, обучение билингвальное, наряду с российскими педагогами из других городов преподают носители языка. Это школа-пансион, в ней учатся дети из 50 регионов России. Половина старшеклассников – по грантовым программам. Гимназия имеет целый ряд дополнительных программ и, определенно, принадлежит к учебным заведениям «новой волны», где в организации образовательного процесса немалое место отводится, в числе многого прочего, и современным архитектурным решениям, способствующим и развитию, и обучению.
cic =

Майя Майсурадзе, директор Гимназии им. Е. М. Примакова и образовательного центра «Взлёт»

Наша задача – создать мотивирующую образовательную среду, где дети смогут не только получать знания, но и формировать насмотренность, эстетический вкус. Они проводят в школе полного дня по 12 часов, поэтому пространство вокруг должно быть вдохновляющим, мотивирующим на созидание, лидерство, красивые решения сложных задач.

Учебный год у нас состоит из пяти модулей, рассчитанных на 10 месяцев. С 5 класса ученики разделены на «дома», как в Хогвартсе: Север, Юг, Восток и Запад, которые соревнуются между собой в личном и командном зачете. У нас есть цифровая гимназия, позволяющая спортсменам и музыкантам учиться по технологии смешанного обучения, она совмещает онлайн-обучение, очные интенсивы и тьюторское сопровождение. Мы также создали образовательный центр «Взлет» для поддержки и развития талантливых детей Московской области, его профильные программы по направлениям «наука», «искусство», «спорт» – бесплатные, за 5 лет в них, в очном формате, приняли участие более 22 000 школьников.

Образовательный центр «Взлет» создан в Московской области по модели ОЦ «Сириус». Так что неудивительно, что проектировать вторую очередь ее зданий пригласили Никиту Явейна и «Студию 44», авторов зданий Сириуса в Сочи. В их портфолио немало проектов кампусов для разных городов по госпрограммам, к примеру, ИТМО, и образовательных учреждений, прежде всего – Академия Эйфмана в Петербурге. 

О проекте гимназии мы уже рассказывали, теперь на гимназию можно посмотреть «в реале». Что мы и сделали. 
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Надо сказать, она очень впечатляет. В том числе – простором, возможность которого предоставляет загородная территория. Я обошла всю территорию, очень замерзла. Архитекторы рассказывают, что первоначально планировалось «разбросать» здания несколько более вольно, затем план стал жестче; но это не чувствуется. 

Чувствуется, что идея кампуса-города, многократно опробованная и любимая архитекторами «Студии 44», – получила здесь заметно больший размах. Идея эта, к примеру, очень заметна в здании 2 очереди школы Эйфмана в Петербурге, там атриум – и фойе театра, и «школьный двор», и городская площадь. Но там школа-город была, как и полагается в историческом центре Питера, «стеснена», а здесь она развернулась, скажем так, по-московски, или же по-подмосковному, расправила крылья. 

Все корпуса, числом семь плюс один спортивный на отлете, объединены теплым контуром и группируются вокруг ядра атриума. Функции распределены предельно ясным образом, по блокам, три «Науки», одно «Искусство», столовая, сцена, входной вестибюль с зоной ожидания и кафе для родителей на антресоли – перед турникетами, в тепле. Боже, как это редко бывает в школах. 
  • zooming
    1 / 3
    Функциональная схема. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 3
    Аксонометрия, вид сверху. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 3
    Аксонометрия на уровне 2 этажа.Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

К атриумам мы все привыкли и считаем навязшим в зубах обязательным элементом. 

Но тут – не столько атриум, сколько, действительно, крытая площадь.

Надеюсь, авторов не оскорбит сравнение с Гостиным двором, но эта аналогия приходит на ум первой; во всяком случае, тому, что ходит в Гостинку на архитектурные, и не только, выставки. Да, в свое время это был спорный проект, но как красиво там, особенно в солнечный день.

Вот и гимназии выгодные стороны светопрозрачного перекрытия с большим пролетом – все эти солнечные зайчики, белое кружево конструкций, естественный свет, – авторы использовали полностью. 
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Однако важно еще и то, что объемное кружево белых конструкций не выглядит натянутым в рамках прямоугольного контура стен, как в Гостинке и еще много где – а именно что «парит», объединяя объемы «города», – как некое «крыло». У него есть и площадь собственно амфитеатра. И улица, ведущая к спортивному блоку: вот тут интересно, что двухэтажная высотность остается в силе, мы ходим «под небом» из конструкций кровли, помимо основной площади тут образуются и небольшие, окруженные лестницами и галереями-стоями первых этажей.
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Есть и мостики-переходы, в уровне 2 этажа, со слегка наклонным – ! привет, Ренцо Пьяно – полом, с выходами вентиляции в виде этаких шариков: опять же, подобные мы можем наблюдать в московском ГЭС-2. Когда затем, обходя здание вокруг, обнаруживаешь кортеновые трубы – резонанс становится полным, но не с конкретным произведением Пьяно, конечно, а со всем направлением хай-тека и деконструкции. 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Это здание вовсе не подражание, но оно использует приемы, распространенные в европейской архитектуре на протяжении последних 50 лет, однако в нашей, российской, практике не очень известные. Отсюда «узнаваемость». Нет, это не подражание ГЭС-2, но его «родственник», совершенно точно. 

Почему не подражание? Вообще говоря, разговоры о подражании и языке – популярная и необходимая вещь, замалчивать этот вопрос, регулярно мигающий в мозгу красным фонариком, неправильно. Он беспокоит, его надо обсуждать. В данном случае ответ, пожалуй, есть, и он почти как на ладони. А вот почему: потому что, если посмотреть на фасады, то можно обнаружить переклички и со, скажем так, творчеством Марио Ботта – в параболических арках и разбросанных по кирпичному фасаду круглых и овальных окнах, прочно утвердившихся в раннем постмодернизме. Или, скажем, треугольные выступы объемов можно сравнить с театром на Таганке. Да и сочетание почти-глухой кирпичной стены со стеклянным верхом тоже о многом напоминает «из классиков». 
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Надо ли говорить, что все эти приемы давно и прочно утвердились и в работах Никиты Явейна – даже не буду перечислять проекты, просто скажу, что сам он с гордостью демонстрирует в своем собственным кабинете круглое окно во всю стену: «да, я люблю круглые окна, они есть в каждом нашем проекте». И здесь тоже есть. Ну, круглые окна расхожий прием от готики до конструктивизма. 

Как же хорошо, когда в здании узнаешь не повтор чего-то там, а творческую работу с арсеналом приемов и подходов. 

Хочу отметить еще одну деталь: разбросанные по фасадам разнокалиберные окна «легитимизируют» даже асимметрию вентрешеток на фасадах. Хотелось бы видеть их в более приличной расстановке, но «отклик» в виде окон – до чего же он уместен. Все погружается в некую систему перекличек благодаря ему. 
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Архитекторы сетуют на то, что сроки в процессе строительства сократили на год. Это, кстати сказать, примета нашего времени: театру Камала сократили аж на полтора года.

Так что школу открыли в 2023 году с не вполне завершенными фасадами корпусов внутри.

Есть и другие огрехи, один из самых заметных – конструкции атриумного перекрытия не планировалось оставлять открытыми, согласно проекту, они должны были быть зашиты. Приспособления для того, чтобы крепить обшивку, не были реализованы. И тем не менее ее появление пока еще не исключено, а вот дешевая бетонная плитка на фасаде вместо кирпича уже, видимо, навсегда.
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Атриум
    © Студия 44

Но огрехи – они случаются почти всегда, особенно если сокращать сроки реализации – в данном случае не столь важны, поскольку архитектура задумана таким образом, что главное – не декор, а объемно-пространственное построение, логика построения здания и передвижения по нему. Тут гимназия, зовя «Студию 44», не ошиблась, они из тех, кто умеет и может. 

Во-вторых, фасады не расстраивают, потому что в этом здании главное – внутри. А значит, вернемся в атриуму, мы с ним еще не закончили. 
Атриум гимназии Примакова для нас, конечно, экспериментальное пространство: возможно ли вообще совместить школьную рекреацию и зал, вмещающий 900 человек? Эта идея изначально во многом была вдохновлена нашим заказчиком. Гимназии действительно был нужен большой зал для мероприятий. В учебное время атриум работает как рекреация, как крытый школьный двор, но несколько раз в неделю здесь проходят мастер-классы, встречи, конференции.

Самым любопытным было увидеть, как гимназисты будут взаимодействовать с пространством, с рельефом атриума. Очень приятно, что все работает, как задумано: дети во время перемены сидят на «холмах», свободно раскидывают там свои рюкзаки и вообще любят проводить здесь время. В современной горизонтально-сетевой образовательной модели рекреация (место отдыха) приобретает первостепенное значение и становится ключевым пространством учебного заведения – центром неформального общения.

Мне кажется, именно в зданиях школ архитектура максимально влияет на формирование и воспитание человека: ты проводишь в школе 10 лет жизни, и часто это первое общественное здание, которое узнаешь в подробностях. Хочется, чтобы оно было интересным. И тут мы сходимся с директором гимназии Майей Отариевной Майсурадзе: спустя полгода после открытия она сказала мне (и это, наверное, вообще главный полученный нами комплимент): «Пространство гимназии получилось настолько свободным, что учащиеся здесь дети уже совершенно точно будут другими людьми».

Особенность атриума и амфитеатра в том, что именно здесь они «срослись» и дали «отростки». Сцена вынесена в отдельный объем, один из восьми корпусов. Снаружи она образует золотистую рамку-портал, заставляющую задуматься о возможности представлений под открытым небом. Задняя стена сцены – стеклянная, она может быть прозрачной, а может быть закрыта. Больше того, саму сцену можно временно отделить от амфитеатра и атриума, превратив в аудиторию или зал для мероприятий. 

В обычное же время к сцене спускается амфитеатр, и перепад высоты достаточно большой – она выглядит ответвлением атриума, углубленным в землю, этаким «протуберанцем». Что логично, учитывая все перечисленные выше функции. На этой сцене в 2023 году проводили церемонию награждения премии «Учитель года».
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Но сцена с амфитеатром, отделанным деревом дуба, продолжается подобными ей ступенчатыми объемами – они возвышаются над полом атриума. Можно представить себе греческий амфитеатр, встроенный в склон, и пару холмов выше него. 

Этот прием: углубление основных ступенек вниз и нарастание дополнительных «холмов» сверху, – дает массу возможностей. 

Во-первых, когда мероприятие большое, на холмах могут уместиться зрители. Во-вторых, пространство атриума – вообще-то довольно гигантское – будучи зонировано дополнительными объемами, ощущается как комфортное. И наконец, под «холмами» размещены: под одним – кафе со стенами из открытого бетона, под другим – такая же библиотека. Так что дети могут прийти, взять книгу и устроиться на ступеньках читать. 

На вершине библиотеки установлен белый рояль, и ученики вечерами приходят, играют, кто умеет. Мне показалась любопытной рассказанная в гимназии история о втором рояле, черного цвета, который стоит на сцене: он взят в аренду для концертов, потому что переносить белый рояль сверху вниз по каждому поводу оказалось дороже, чем заплатить за аренду. Так что в атриуме два рояля, белый и черный. 

Отдельное впечатление – по дороге в спортзалы заглянуть в столовую: она двусветная, пространство объединяет светильник-кит из деревянных ламелей со встроенными точечными лампочками. Вход – узкий, желтый, с рядами рукомойников; а рядом «улица», ведущая к спортзалам. 
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Разумеется, внутри – стеклянные стены классов, от пола до потолка, спортзал и бассейн большие (очень); много оборудования в кабинетах, а в коридорах – кабины коворкингов, для двоих и для одного: в них тьютор может общаться с подопечным, а также учитель может провести урок онлайн, не занимая аудитории. 

  • zooming
    1 / 6
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    2 / 6
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    3 / 6
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Студия 44
  • zooming
    4 / 6
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    5 / 6
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    6 / 6
    Бассейн. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Но больше всего меня очаровали две вещи. Первая – фасадная керамика. Идея и исполнение принадлежат Ивану Кожину, партнеру «Студии 44», который руководил этим проектом. Керамика украшает внутренний фасад объема, в котором располагается крыло искусства и культуры. Сам по себе прием восходит к модерну, но решение, оживленное «гармошкой», напоминает, скорее, о Шагале. Абстрактные «ковровые» вставки насыщенных оттенков неплохо оттеняют выставленные перед ними керамические фигурки – результат работы учеников, не оставляющий сомнений в том, что в их распоряжении имеется муфельная печь. 
  • zooming
    Внутренний фасад подразделения Arts&Crafts. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Внутренний фасад подразделения Arts&Crafts. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Керамические вставки обнаруживаются и на внешних фасадах, в нише лестницы – из бирюзовых плиток, что сразу же навевает аналогии с примерами «классического» модернизма. И в то же время подчеркивает связь между «внутри» и снаружи.
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Вторая – гипостиль, в который превращается белый портик главного входа внутри стеклянного кожуха. Контур «теплой нитки» стеклянного фасада, замечу, – в плане асимметрично зигзагообразный, что поддержано нерегулярной расстановкой колонн.
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Вроде бы портик, парадно-официальный вход – но легкий, «лайтовый» [словечко молодежного сленга, происходит от слова light – светлый, легкий. Прим. ред.]. А внутри золотой, как и козырек арьерсцены по соседству – он, как золотой слиток, видим в прогалах пилонов, половина которых повернута под 45°, напоминая и Таганку, и, даже больше, Палеонтологический музей. 
  • zooming
    Слева летняя сцена, справа портик-«гипостиль» входного вестибюля. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая очередь школы окружает первую, спроектированную Feierabend Architekten и Walters Architects и реализованную к 2017 году, со всех сторон. Главный вход нового корпуса образует с «медным» двором первой очереди логически выстроенный ансамбль – как будто так и было задумано с самого начала. На самом деле нет, композиция сформировалась, так сказать, «исторически». В здании первой очереди теперь учится младшая школа, в новом – средняя, от 8 до 11 класса. 
Генплан. Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
© Студия 44

К северу и югу от двух учебных корпусов разместились жилые корпуса кампуса. Учитывая специфику школы, собирающей учеников со всей страны и Подмосковья, они совершенно необходимы. И спроектированы, как любит «Студия 44» – с атриумами в центре каждого объема. В северной части четыре корпуса для учеников, квадратные в плане; фасады одинаковые, кирпичные, но цвет окон радикально, я бы даже сказала, подчеркнуто, различается: желтый, синий, зеленый... Чтобы легче было ориентироваться. 
  • zooming
    1 / 4
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    2 / 4
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    3 / 4
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44
  • zooming
    4 / 4
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

Корпус для преподавателей – напомню, школа с самого начала была рассчитана на сотрудничество с учителями из разных городов России и мира – круглое в плане, опять же, как любит Никита Явейн, эта форма, своего рода башня, напоминающая газгольдер, и позволяющая смело и монументально вносить разнообразие в пластические решения, – нередко встречается в его проектах. 

В атриуме круглого общежития, под стеклянным потолком, живет дерево. «Никак не может определиться с сезонами, сбрасывает листья, когда попало, но живет», – рассказывает Иван Кожин. Это тоже не впервые в практике «Студии 44», помещать в интерьеры живые деревья: достаточно вспомнить выставку в Главном штабе или Архитектон 2023 года. Зимний сад, но не с пальмой. 
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Студия 44
  • zooming
    Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
    Фотография © Алексей Народицкий / Студия 44

***

Итак, мы видим, что здание гимназии Примакова – действительно, один из тех «проектов образовательных учреждений», которые формируют новую повестку в архитектуре образования. 

Однако главным впечатлением от реализованного здания я бы назвала вот что.

Не план, интерпретирующий «звездчатую» типологию школы, способную максимально увеличить световой фронт. Не фасады, интересные «мегалитическим» лаконизмом, треугольными выступами обозначающие направления линий плана. Даже не наличие атриумного пространства, намного более развитого, чем обычно. И не инсценировку города под «белым крылом» общей кровли, убедительно подчеркивающую одновременную многосоставность и связность здания гимназии. 

Самое главное, на мой взгляд, состоит в том, что здание второй очереди, спроектированное «Студией 44», сосредоточено на своем внутреннем пространстве. Так искусствоведы любят говорить о византийских храмах, что их фасады вторичны по отношению к внутреннему пространству: его эмоциональным, композиционным, структурным характеристикам. Это не означает пренебрежения внешней стороной, снаружи тоже есть интересное, тот же белый портик с гармошкой стекла, или глубокая рамка лоджии за сценой; но они лишь обозначают некоторые функции, в то время как суть замысла и «программы» разворачивается, сложно и эффектно, в интерьере. Главное – внутри. Таким и должно быть современное здание школы. 
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
Россия, Одинцово, д. Раздоры, ул. Утренняя, 1

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, И. В. Кожин (ГАП), К. О. Счастливцева, И. Е. Григорьев; Архитекторы РД: Е. В. Купцова, К. О. Счастливцева, У. В. Сулимова, Н. А. Гончарова; Руководитель группы конструкторов: А. С. Кривоносов; ГИП: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина; визуализация: А. А. Патрикеев. Конструкторы: Кресов Д.П., А. С. Кривоносов, Новосёлов М., Шведов С.А., В. Ю. Кузнецова, Д. А. Сайгин, А. В. Агашков, М. В. Савченко, В. В. Клюев, Р. В. Ивентьев, П. Ю. Блинова, Е. Ю. Валяев, А.Н. Хусаинов

2019 — 2020 / 2020 — 2023

Заказчик: Администрация Одинцовского района Московской области

24 Февраля 2025

Студия 44: другие проекты
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Похожие статьи
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR предложило для нового района Екатеринбурга концепцию делового центра, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволил бы зданию претендовать на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.